Литература
1. Брэдфорд У. История поселения в Плимуте / пер. З. Александровой. М.: Худож. лит.,
1987.
2. Лопухинъ А.П. Библейская истор1я Ветхаго Зав-^а. Монреаль, 1986.
3. Стеценко Е.А. История, написанная в пути (записки и книги путешествий в американской литературе XVII - XIX вв.). М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 1999.
4. Johnson E. Wonder-Working Providence of Sion's Savior // American literature Survey. N.Y., 1962. Vol. 1.
5. Mather C. The life of William Bradford. From Magnalia Christi Americana // American Literature Survey. N.Y., 1962. Vol. 1.
6. Mitchell J. Nehemiah on the Wall // The American Puritans. Their Prose and Poetry. N.Y.,
1956.
7. Shepard Th. A Defence of the Answer // The American Puritans. Their Prose and Poetry. N.Y., 1956.
8. Sweet T. American Georgies. Economy and Environment in Early American Literature. Philad., 2002.
9. Westbrook P.D. William Bradford. Boston, 1978.
10. Wintrop J. A Model of Chrictian Charity // The American Puritans. Their Prose and Poetry. N.Y., 1956.
11. Yemendzi-Malathouni S. Autobiography politics in Seventeehth-Century New England // Fiction and Autobiography. Modes and Models in interaction. Frankfutrt-am-Main, 2006.
МИШИНА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MISHINA LARISA ALEKSEEVNA - doctor of philological sciences, professor, head of Foreign Literature Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 821.161.1+821.512.111+821.512.145]-2 ББК Ш43(2)(=651.1){6}*46
М.В. НИКИТИНА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЧУВАШСКОЙ ДРАМАТУРГИИ И КИНО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ключевые слова: драматургия, театр, пьеса, кино, сценарий, режиссёр.
В статье проанализированы особенности развития современной чувашской драматургии и кино.
M.W. NIKITINA
THE CHUVASH DRAMATIC ART AND CINEMA: HISTORY AND THE PRESENT
Key words: dramatic art, theatre, the play, cinema, the script, the director.
The article analyses the peculiarities of the development of the modern Chuvash drama
and cinema.
Чувашская драматургия и кино зародились при И.С. Максимове-Кошкин-ском - организаторе чувашского театра, талантливом театральном и кинорежиссёре.
Чувашский театр был основан 27 января 1918 г. в г. Казань, сначала он именовался как «Чувашская драма», затем - «Чувашский советский передвижной театр», ныне - «Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К.В. Иванова».
«Чувашская драма» представил зрителям первый спектакль по пьесе А.Н. Островского Хав пуранас килнё пек ан пуран «Не так живи, как хочется» на чувашском языке.
Премьера первого чувашского драматического спектакля под названием Вахатсар вилём «Безвременная смерть» состоялась 16 мая 1918 г. В 1921 г. после переезда театра из Казани в Чебоксары в честь образования Чувашской автономной области режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский ставит первый
спектакль о жизни этноса Чавашсем «Чуваши». В ранних спектаклях преобладали этнографические мотивы, но, несмотря на это, именно тогда «сложились его основные традиции» [7. С. 20], отмечает Ф.А. Романова.
В годы образования чувашской драматургии в основу репертуара театра входили пьесы Ф.П. Павлова, И.С. Максимова-Кошкинского, П.Н. Осипова, Н.С. Айзмана и других. На этапе деятельности театра раскрывались темы социальной жизни (в пьесах Сутра «В суде», Ялта «В деревне» Ф. Павлова, Икё каччан пёр шухаш «Соперники» П. Осипова, «Айдар» П. Осипова), героизма народа (в пьесах «Лиза Короткова» Н. Айзмана, Сенкер двойка «Голубая двойка» И. Максимова-Кошкинского). Театр, не изменяя своей приверженности к классическим русским произведениям, сохранял «верность традициям жизненно-бытовой достоверности» [7. С. 44] в произведениях «Ревизор» Н. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Власть тьмы» Л. Толстого. О «героях сильных страстей и трагических ситуаций» [7. С. 44] идет речь в пьесах «Коварство и любовь», «Отелло» В. Шиллера, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда, «Король забавляется» В. Гюго. Указанные пьесы представляли целостный образ мира во всем разнообразии явлений действительности.
В современном репертуаре известны имена таких чувашских драматургов, как А.А. Тарасов, Б.Б. Чиндыков, А.И. Степанов (Пртта), Н.В. Угарин, Л.Н. Сачкова и другие. Значительным творческим явлением для театра стали спектакли Ялта «В деревне» по пьесе Ф.П. Павлова и, несомненно, бессмертное произведение классика чувашской поэзии К.В. Иванова Нарспи «Нарспи». Лексема «классика» от латинского «с!азз1кив» означает «образцовый, первоклассный» [3. С. 103]. Эти пьесы таковыми и являются.
Современные чувашские драматические произведения Индет телей дути «Свет далёкого счастья» А. Тарасова, Хура Чёкед «Чёрная Ласточка» Б. Чиндыкова имеют непреходящую ценность для национальной культуры. Спектакли по пьесам Салтак шапи «Судьба солдата» А.А. Тарасова, Qатан карта динчи хура хамла дырли «Ежевика вдоль плетня» Б.Б. Чиндыкова, Тёп-сёр сапкари ача сасси «Глас ребёнка из колыбельной бездны», Савна кин «Милая невестка» Туй пулать-и, пулмасть-и? «А будет ли свадьба?..» Н.В. Угарина, Укда чул кастарать «Деньги глаза слепят», Килех килчё тур дырни «Суженая сама пришла» А.И. Пртты, Пёртен пёррескерём «Единственная моя» Л.Н. Сачковой отражают психологические, духовно-нравственные, религиозные, социально-бытовые аспекты жизни чувашского народа. Эти пьесы выступают как «средство представления моральных и эстетических чувств» [7. С. 38] чувашского этноса. Пьесы русских и зарубежных авторов Куккук куддулё «Кукушкины слёзы» А. Толстого, Шуха выранта «На бойком месте» А. Островского, Тёлёнтермёш хёрарам «Авантюристка» Э. Брагинского, Албена юратавё «Ал-бена» Й. Йовкова, Вёр, ваштар дил «Вей, ветерок» Я. Райниса раскрывают тему любви, показывают отношения героев с родными и близкими, они пронизаны сильными чувствами, острыми конфликтами, имеют классический сюжет.
Таким образом, в основе чувашской драматургии в годы становления и в современный период лежали философские мотивы: жизни и смерти, добра и зла.
Заметным событием для чувашского народа был 1925 год. По архивным данным, первые чувашские кинофильмы: Аталди палхавдисем «Волжские бунтари», Сарпике «Сарпиге», Хура юпа «Чёрный столб», Ял «Вихрь на Волге», «Апайка» и другие создал И.С. Максимов-Кошкинский.
Первая кинокартина «Волжские бунтари», которая вышла под маркой совместного производства «Севзапкино» и «Чувашкино», была закончена в июне 1926 г., она описывала бунт крестьян 1906 г. «Демонстрация фильма вы-
звала восторженные отзывы, приезжие крестьяне буквально осаждали театр, вся свободная территория вокруг него была заставлена повозками. Фильм смотрели целыми семьями. Пришлось организовывать дневные сеансы» [2].
Конечно, как отмечал сам И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр фильма «Волжские бунтари», фильм не был безупречен во всех отношениях: «Основных недостатков было два: первый - изобилие национальных обрядов, что мешало обстоятельному развитию основной сюжетной линии; второй - неудачное сочетание подлинно исторических событий с авторским вымыслом» [2].
В фильме «Сарпиге» режиссёром был О.Н. Фрелих, оператором -А.Ф. Винклер. Наряду с русскими актерами главные роли исполняли и представители чувашского этноса Тани Юн (Сарпиге) и Иоаким Максимов-Кошкинский (сват). «К съёмкам третьего художественного фильма «Чёрный столб» И.С. Максимов-Кошкинский привлёк чувашских артистов, а сам, вместе с Б. Шелонцевым, был режиссёром-постановщиком. В главной роли Тев-лета снимался П.Н. Осипов - известный врач и драматург. В 1928 г. на обложке журнала «Советский экран» (№ 43) была помещена фотография актрисы Тани Юн - героини фильма «Чёрный столб» [2].
«Чувашкино» юридически было оформлено лишь в конце 1927 г. И.С. Максимов-Кошкинский назначается его управляющим. Он всецело отдаётся работе и подумывает о подготовке национальных творческих кадров. «Кустарщина, допустимая год или два тому назад, в данное время может отправить наши фильмы на «полку», - пишет он в одной из своих докладных записок и предлагает направить на учёбу в киновузы сценаристов, режиссёров, операторов, расширить в республике сеть киноустановок. Заодно ставит вопрос о строительстве в Чебоксарах стационарного кинотеатра» [2].
Фильм Ял «Вихрь на Волге» рассказывал о сложной классовой борьбе в чувашской деревне после Октября. Были представлены национальные характеры, в массовых сценах снимались крестьяне. Зрители в оценке фильма были единодушны: Ял «Вихрь на Волге» - один из лучших фильмов «Чувашкино».
В 1930 г. началась демонстрация пятого чувашского фильма «Апайка». Сценарий, написанный И.С. Максимовым-Кошкинским, рассказывал о событиях Гражданской войны и об участии в ней чувашских женщин (таких раньше презрительно называли «апайками»). Острый сюжет фильма, где брат и сестра оказываются в двух враждующих лагерях, захватывающая игра основных исполнителей, особенно Тани Юн, обеспечили фильму успех.
В 1930 г., когда чувашская деревня встала на путь коллективизации, «Чувашкино» приступило к съёмке фильма «Священная роща», рассказывающего о классовой борьбе. Злободневность темы и своевременность выпуска кинокартины на экраны сыграли большую роль в агитации крестьян за колхозы. Этот фильм оказался последним для Чувашкино. Осенью 1930 г. «Чувашкино» влилось во вновь организованное «Востоккино» и прекратило своё существование. Фильм Асту «Помни» производства «Востоккино» вышел в 1932 г.
За семь лет было отснято семь художественных фильма. Чувашия была единственной автономной республикой, имевшей своё кинопроизводство. Фильмы И.С. Максимова-Кошкинского демонстрировались не только в Союзе, но и за рубежом. «Немые и чёрно-белые киноленты производили большое впечатление на зрителей... с октября 1927 года по октябрь 1928 года эти фильмы посмотрели более 40000 зрителей» [4]. В основе фильмов лежала «самобытная чувашская народная культура. Первые чувашские кинокартины, кроме «Священной рощи» и одной части «Вихря на Волге», не сохранились» [2].
«Последующие годы открыли имена талантливых чувашских кинодраматургов и актёров. Широко известен писатель В.В. Погильдяков, который является автором сценариев к фильмам «Обида» (1966), «Чувашская легенда»
(1970), «Поющее сердце» (1974), «Чувашская рапсодия» (1985). Восторженные отзывы кинокритиков и зрителей вызвал фильм «Сеспель» (1970), театральный режиссёр, музыкальный критик И.А. Дмитриев, исполнивший роль главного героя. В 1974 г. на Казанской киностудии по сценарию народного поэта Чувашии Г. Айги снят фильм Асран кайми «Незабываемое», посвящённый классику чувашской поэзии К.В. Иванову» [6].
Современные чувашские фильмы Qиgём тивнё чунсем «Поражённые молнией сердца», Эс килессе пёлнё пулсан «До замужества», Вармана юлна дамраклах «Потерянная юность» А. Пртты [3] рассказывают о любви. Тема любви занимает одно из главных мест и в произведениях Александра Степанова (Пртты). С присущим ему художественным вкусом, пониманием психологии героев он пишет о сложности этого чувства. Герои драматургических произведений писателя - наши современники. Через тему любви показываются лучшие человеческие качества: душевная чистота, способность пожертвовать собой ради любимого человека. В произведениях А. Пртты она часто имеет трагический оттенок, потому что его герои находятся в конфликте с самими собой.
H. Угарин в кинопроизведениях Ывалсем «Сыновья», Иртни те тав-ранать «И прошлое возвращается» акцентирует внимание на традициях чувашского этноса. В кинофильме Ывалсем «Сыновья» представлен драматический образ матери. В фильме Владимира Карсакова [1] Аннене анне тееддё «Мать остаётся матерью» также на первом плане образ матери, через который раскрывается проблема сохранения святости мира.
Следует отметить, что чувашские кинофильмы сохраняют особенности чувашского быта, раскрывают нравственные, психологические, философские аспекты бытия. «Через призму человеческих судеб» [5] видна история народа, «благодаря "Чувашкино", "Татаркино", Марийскому фильмофонду и другим региональным прокатам живёт кино» [5], - отметила известный режиссёр С.С. Дружинина при встрече с чебоксарцами в день празднования 85-летия «Чувашкино».
Современные драматурги, сценаристы создают понятные и нужные современникам произведения искусства, освещают актуальные проблемы, заставляют думать о смысле бытия и помогают зрителю осмыслить жизнь в свете реальных проблем.
Литература
I. Аннене анне тееррё «Мать остаётся матерью» В. Карсакова От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Вл. Карсаков; в ролях: Н. Яковлева, Л. Федорова, О. Михайлова, П. Садовников, С. Павлов, В. Карпов, О. Почалкина; ООО «Диал». Чебоксары: Студия «Аксар», 2009.
2. Антонов М.К. Отец театра [Электронный ресурс] // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp? раде=./86/3743/7378/7409/7410 (дата обращения: 14.01.2013).
3. Вармана юлна рамраклах «Потерянная юность» [Видеозапись] / реж. А. Партта, В. Иов-лев; в ролях: С. Григорьева, В. Григорьев, С. Владимиров, В. Павлов, О. Почалкина, В. Музыкан-това, С. Савельева; ООО «Диал». Чебоксары: Студия «Аксар», 2009.
4. Енькка Е. Чувашское профессиональное и театральное киноискусство // Родной край [Электронный ресурс] // http://ru.wikisource.org Лм№/Родной_край:_Учебное_пособие_§_13._Чу-вашское_профессиональное_театральное_и_киноискусство_(Елена_Енькка) (дата обращения: 14.01.2013).
5. Казанцева А. Бабий век в истории // Советская Чувашия. 2012. № 219. С. 13.
6. Подопечные Центра социального обслуживания населения Ленинского района
г. Чебоксары изучают историю чувашского кинематографа [Электронный ресурс] //
http://gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?id=1465969&gov_id=49 (дата обращения: 14.01.2013).
7. Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1988. 263 с.
НИКИТИНА МАРИНА ВИТАЛЬЕВНА - старший делопроизводитель кафедры теории и истории государства и права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKITINA MARINA WITALYEWNA - main referent of State and Law Theory and History Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.