Научная статья на тему 'К вопросу об истории чувашского кино'

К вопросу об истории чувашского кино Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2232
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КИНО / КИНОФИКАЦИЯ / ЧУВАШИЯ / XX ВЕК / HISTORY / CINEMA / CHUVASHIYA / XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галкин Артур Владимирович

Рассмотрены основные этапы развития кинопроизводства в Чувашской Республике. В 1926-1932 гг. киностудией «Чувашкино» было выпущено семь художественных и три документальных фильма. Чувашские фильмы интересны для нас как первые шаги, характерные для каждой национальной киноорганизации того времени, и имеют большую историческую ценность как важнейшие кинодокументы об истории родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON HISTORY OF THE CHUVASH CINEMA

In article the basic stages of development of film production in the Chuvash Republic are considered. In 1926-1932 «the Chuvash cinema» has been let out by a film studio seven art and three documentary films. The Chuvash films are interesting to us as first steps, characteristic for each national film-organization of that time, and have a greater historical value as the major film-documents on history of native edge.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории чувашского кино»

А.В. ГАЛКИН

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО КИНО

Ключевые слова: история, кино, кинофикация, Чувашия, XX век.

Рассмотрены основные этапы развития кинопроизводства в Чувашской Республике. В 1926-1932 гг. киностудией «Чувашкино» было выпущено семь художественных и три документальных фильма. Чувашские фильмы интересны для нас как первые шаги, характерные для каждой национальной киноорганизации того времени, и имеют большую историческую ценность как важнейшие кинодокументы об истории родного края.

A.V. GALKIN

TO A QUESTION ON HISTORY OF THE CHUVASH CINEMA Key words: history, cinema, Chuvashiya, XX century.

In article the basic stages of development of film production in the Chuvash Republic are considered. In 1926-1932 «the Chuvash cinema» has been let out by a film studio seven art and three documentary films. The Chuvash films are interesting to us as first steps, characteristic for each national film-organization of that time, and have a greater historical value as the major film-documents on history of native edge.

Архивной службе Чувашии в этом году исполнилось 85 лет. Начиная с 1920-х годов архивистами Чувашии велась активная работа по собиранию и систематизации документов по истории Чувашского края. Сегодня Архивный фонд Чувашской Республики является крупнейшим информационным ресурсом. Это, несомненно, составляет национальное и культурное достояние чувашского народа. Наблюдается тенденция роста интереса к кинодокументам. В Чувашской Республике находится один из крупнейших в Поволжье фильмофонд. Это золотой фонд российского и мирового кино, живые голоса известных деятелей искусства.

На протяжении последних лет в Чувашии одним из важнейших вопросов оставалось обеспечение сохранности кинодокументов. В этих целях в Чувашии в 2007 г. образовано специализированное учреждение РГУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» (далее архив), который является основным хранилищем электронных, аудиовизуальных документов и кинофильмов республики. Кинодокументы, наряду с письменными документами, стали составной частью Архивного фонда Чувашской Республики. В архивном фильмофонде числится 10 тыс. копий, в том числе 3740 художественных полнометражных фильма, свыше 6000 копий хроникально-документальных, научно-популярных и анимационных фильмов. Особую ценность представляет краеведческий фонд - около 300 фильмов, киножурналов, спецвыпусков, сюжетов.

Специфика содержания кинодокументов заключается в том, что они представляют собой комплексную звукоизобразительную информацию о событиях, предметах, явлениях реальной действительности. С появлением кино стало возможным фиксировать отдельные факты, события, явления и процессы, происходящие в мире.

Существенное отличие кинодокумента от письменных источников кроется, прежде всего, в способе передачи их содержания, которая представляет собой не рассказ о событиях, фактах, явлениях, а изображение самих событий, фактов, явлений, зафиксированных кинокамерой.

Кинодокумент следует рассматривать как изобразительный или аудиовизуальный документ, фиксирующий посредством кинематографической техники предметы, события, явления в виде последовательно расположенных их изображений [5, с. 14]. Кинодокументы являются ценнейшим историческим

источником, отражающим факты и события реальной действительности, средством популяризации научных знаний, учебным пособием и т.д.

Изучение развития кино может пролить свет на некоторые исторические моменты. В архиве особое внимание уделяется использованию кинодокументов в учебном процессе. Применение кинодокументов в учебном процессе в качестве средства научного познания позволяет говорить о них как о носителе исторической информации, стоящем в одном ряду с письменными источниками.

В 1926 г. в России первые кинодокументы, наряду с другими документами, были включены в состав Единого государственного архивного фонда. В 19601970-е годы стали обращать серьезное внимание на проблему использования кинодокументов в качестве исторических источников, начинается более активное изучение кинодокументов с определением их научной и практической ценности [5, с. 4]. Определение научно-исторической и практической ценности кинодокументов - актуальная проблема современного архивоведения.

С середины 1920-х годов были созданы кинокартины на чувашском языке. Появление первых кинодокументов в Чувашии связано с деятельностью киностудии «Чувашкино», основанной по инициативе И.С. Максимова-Кошкинского. Он родился 14 сентября 1893 г. в селе Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). И.С. Максимов-Кошкинский является воспитанником Симбирской чувашской учительской школы, одним из основателей Чувашского драматического театра [2]. В 1927 г. он официально возглавил киностудию «Чувашкино», при этом не только возглавлял её, но и выступал в ней как сценарист, артист, режиссер.

В 1926-1932 гг. киностудией выпущено семь художественных и три документальных фильмов, что оказалось возможным благодаря помощи московских и ленинградских киноорганизаций и особенно Всероссийского фото-кинематографического акционерного общества «Советское кино» («Совки-но») [4, с. 100]. За семь лет также было снято немало выпусков местной кинохроники. Чувашия была в те годы единственной автономной республикой РСФСР, имевшей свое кинопроизводство. Чувашские фильмы показывались ни только по всей стране, но и за рубежом.

По инициативе И.С. Максимова-Кошкинского в 1930 г. было начато строительство первого звукового кинотеатра в Чебоксарах, и 15 февраля 1933 г. в нем состоялся первый сеанс. До 1950-х годов кинотеатр назывался «Художественный», а затем - «Родина». Благодаря деятельности Максимова-Кошкин-ского были преобразованы кинотеатры в Алатыре, Канаше, Ядрине и почти во всех райцентрах для показа звуковых фильмов [6].

Среди фильмов, созданных киностудией «Чувашкино», в первую очередь необходимо выделить документальные фильмы. Их следует рассматривать, во-первых, как исторический источник, обладающий научной ценностью, во-вторых, как фильм, обладающий художественной ценностью. Киностудией «Чувашкино» всего было создано три документальных фильма.

Первый чувашский документальный фильм, «Страна Чувашская», создан к 10-летию Октябрьской революции. Он восстановлен по частям, в настоящее время хранится в архиве. Фильм был снят в 1927 г. Была проделана большая подготовительная работа. Собрано много фактического материала. По стране был объявлен конкурс на сценарий этого фильма. Поступило более ста сценариев. В итоге содержание фильма получилось очень обширным. Авторы стремились охватить все, или почти все, стороны жизни чувашского народа. На экране мы можем увидеть реальную жизнь чувашского народа в 1920-е годы. Это и бытовые стороны чувашской деревни в прошлом и настоящем, и

жизнь горожан, их трудовые будни, обычаи, традиции и достижения культуры. Картина содержит также отрывки из документальных хроник о Чувашии [3, с. 55].

Вторая документальная кинолента - «60 лет чувашской грамоте» - посвящена выдающемуся чувашскому просветителю И.Я. Яковлеву. Фильм построен из отдельных миниэпизодов: Яковлев в школе, дома, в разговоре, в раздумье. Сценарий и постановка фильма принадлежит Г. Парне. В фильме передается атмосфера глубокого уважения и преклонения, которыми еще при жизни был окружен И.Я. Яковлев. Премьера фильма состоялась в октябре 1928 г. В архиве Чебоксарской студни телевидения хранятся отдельные отрывки этого документального фильма [3, с. 56].

Третий документальный фильм - «Рожденная Октябрем» - создан на основе материалов местной кинохроники об отдельных значительных событиях в жизни республики: съезды, дорожное строительство, строительство заводов, праздничные демонстрации и т.п. [3, с. 57]. Значимость этого документального фильма заключается в том, что при его создании был широко использован документальный материал местной кинохроники. В начале 1930-х годов такого понятия, как научное использование кинодокументов, еще не существовало. При создании документального фильма «Рожденная Октябрем» практически впервые в Чувашии было применено научное использование кинодокументов. Сценарий и постановка этого фильма принадлежат А. Чистякову и И.С. Макси-мову-Кошкинскому. К сожалению, фильм не сохранился. В документальных фильмах «Страна Чувашская» и «60 лет чувашской грамоте» также были использованы отрывки из документальных хроник о Чувашии и И.Я. Яковлеве, но в фильме «Рожденная Октябрем» были сделаны первые попытки определенным образом осмыслить фактический материал. Несомненно то, что чувашское кино начала 1930-х годов успешно освоило теорию и практику документального кино.

В 1925 г. И.С. Максимов-Кошкинский загорелся идеей создания чувашских кинофильмов. Первый из них - «Волжские бунтари» - стал заметным событием для чувашского народа. Как уже отмечалось, за семь лет было снято семь художественных фильмов. В 1926 г. появились фильмы «Волжские бунтари» и «Сарпиге». В 1927 г. был снят фильм «Черный столб», в 1928 г. -«Ял» («Вихрь на Волге»), в 1929 г. - «Апайка» («Прачка»). В начале 1930-х годов на экранах Чувашии были показаны фильмы «Священная роща» и «Ас-ту» («Помни»). На хранении в архиве имеются лишь два фильма - это «Священная роща» и «Ял» («Вихрь на Волге»). Известно, что в США, Германии и Египте хранятся копии некоторых чувашских фильмов. В частности, Германия закупила фильм «Волжские бунтари», США - «Сарпиге» [7]. Чувашские фильмы интересны для нас как первые шаги, характерные для каждой национальной киноорганизации того времени, и имеют большую историческую ценность как важнейшие кинодокументы об истории родного края. К характерным чертам чувашских фильмов относятся натурализм, проявившийся в основном в изображении национального быта, обрядов, и реалистичность.

Фильм «Волжские бунтари» был принят чувашским населением с радостью и гордостью. Главные события в фильме развертывались вокруг Исма-левского выступления крестьян в 1906 г. События в фильме взяты из действительной жизни. Он показывает проявление социального протеста чувашских крестьян, форму его выражения. Все основные роли исполнялись русскими артистами. Общественный просмотр киноленты состоялся в Чебоксарах в июне 1926 г. Затем фильм демонстрировался в Ленинграде, Ульяновске, в ноябре -

одновременно в четырех кинотеатрах Москвы. Зрители, особенно чуваши, живущие за пределами республики, приветствовали фильм [4, с. 100].

В ходе работы над «Волжскими бунтарями» И.С. Максимов-Кошкинский заручается решением ЦИК Чувашской АССР о производстве второго чувашского фильма. Выбор пал на сказку-драму Н.Г. Гарина-Михайловского «Зо-ра», так как в то время в русской литературе почти не было других произведений, рисующих быт, нравы, характер и обычаи чувашского народа [4, с. 101]. Натурные съемки проходили в деревнях Вурманкасы и Вачалкасы (недалеко от Чебоксар), а также на берегу Волги. Премьера фильма, вышедшего под названием «Сарпиге», состоялась в марте 1927 г. в Москве, а в Чебоксарах его начали демонстрировать с апреля 1927 г. [4, с. 102]. Этот фильм по своему качественному уровню отвечал требованиям киноискусства.

Фильм «Черный столб» был посвящен дореволюционной чувашской деревне. Он стал, по существу, первым самостоятельным творением чувашских кинематографистов. Все роли исполняли чувашские актеры. «Черный столб» явился для чувашских кинематографистов еще одной ступенью в осмыслении истории своего народа средствами кино. К сожалению, фильм не сохранился. Как один из лучших фильмов вошел в историю «Чувашкино» «Вихрь на Волге» (Ял), поставленный по сценарию И.С. Максимова-Кошкинского исключительно силами национальных кадров при активном участии чувашских крестьян в съемках. Его сюжет - социальные катаклизмы в чувашской деревне после Октября 1917 г. В фильме были введены подлинно национальные характеры, воссоздан национальный колорит, он был жизненно достоверен [4, с. 103].

К концу 1929 г. была завершена работа над кинокартиной «Апайка», названной ранее «Пощёчиной», или «Битвой за Волгу» (сценарист И.С. Макси-мов-Кошкинский). Ее премьера состоялась в Большом зале Московской государственной консерватории, а в Чебоксарах - в апреле 1930 г. С первых же титров зрителя захватывает острый сюжет: родные брат и сестра оказались и воюют в двух противоборствующих лагерях. «Апайка» - это фильм о гражданской войне. В качестве основного события, описываемого в фильме, взят эпизод временного захвата Казани белочехами в 1918 г. Последней, по существу, работой «Чувашкино» оказалась художественная лента «Священная роща» (сценаристы И.С. Максимов-Кошкинский и Д. Чистяков). Фильм рассказывает о драматически-трагических событиях, происшедших в чувашской деревне в период коллективизации. В 1932 г. появилась еще одна чувашская кинолента - «Асту» (Помни), поставленная по сценарию Н. Маранькова. Она также посвящена показу сложного и противоречивого процесса коллективизации в Чувашии.

С появлением звукового кино невозможно стало создавать фильмы полукустарным способом, а средствами для приобретения дорогостоящего оборудования «Чувашкино» не располагало [4, с. 104]. Осенью 1930 г. «Чувашкино» влилось в «Востоккино», образованное еще в 1927 г. с целью производства и проката фильмов для национальных республик.

Чувашские фильмы 1926-1932 гг. яркой страницей вошли в историю развития профессионального искусства и культуры чувашского народа. Однако дальнейшая судьба художественной продукции «Чувашкино», к сожалению, оказалась более чем печальной: в 1937 г. копии фильмов, хранившихся в Чувашки-нопрокате, были уничтожены. И.С. Максимов-Кошкинский и его жена Т. Юн были обвинены в разжигании национализма в культуре и репрессированы [1].

С середины 1930-х годов начинается новый этап развития кинопроизводства в Чувашии - это создание документальных фильмов и киножурналов.

Особое внимание в этот период уделялось созданию документальных сюжетов для зонального киножурнала «На Волге широкой». Сюжеты носили ярко выраженный характер показа социалистических достижений. Это съезды, праздничные демонстрации, строительство заводов и новостроек, достижения культуры и науки и т.п. Киножурнал - это периодический киновыпуск, содержанием которого обычно является информация о самых различных событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. Киножурналы практически являются летописью исторических событий современности. Документальные фильмы представляют собой кинопроизведения, создаваемые на основе специально запланированных съемок, а также, что немаловажно, из сюжетов старой архивной хроники.

В 1968 г. в студии Чувашского телевидения вступил в строй комплекс по кинопроизводству на узкой пленке [7]. Это означило начало нового этапа в кинопроизводстве Чувашской АССР - телевизионной документалистики. К 50-летию Чувашской автономии был выпущен четырехсерийный документальный фильм «Шаги автономии» (сценарист В. Погильдяков, режиссер И. Митюков, оператор А. Дымич, звукооператор Г. Исаев, редактор В. Сорокин). Этот кинодокумент находится на хранении в архиве В фильме имеются уникальные кадры: об участии чувашской делегации в похоронах В.И. Ленина, о прибытии в 1919 г. на пароходе «Красная Звезда» в Чебоксары Н. Крупской и В. Молотова, о приезде на поезде «Октябрьская революция» в Алатырь М. Калинина, о встрече И. Яковлева в 1930 г. со своими воспитанниками и т.д. [7]. В архиве имеются созданные в этот период кинодокументалистами Чувашии: кинолетопись о жизни республики, трудовых буднях многих поколений наших земляков, многосерийный документальный фильм «Биография республики», документальные сериалы об участниках-ветеранах Великой Отечественной войны, документальные сюжеты о чувашских писателях и композиторах и т.д. [7].

1970-е годы в Чувашии широкое распространение получило кинолюби-тельское движение. Существовало более 25 любительских студий. Они функционировали в Чебоксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Канаше, Шумерле, Ба-тыреве, Ибресях. Существовало республиканское объединение кинолюбителей. Кинолюбителями Чувашии было создано много документальных сюжетов, посвященных уникальным уголкам природы и памятникам культуры [7]. Произведения кинолюбителей - это, по сути, документальные фильмы самой разнообразной тематики и всех возможных жанров. Произведения кинолюбителей составляют краеведческий фонд архива. С 1990 по 2007 г. Государственным учреждением «Чувашкино» было создано 15 документальных фильмов, касающихся истории Чувашии и отдельных деятелей культуры и науки. В настоящее время документальные фильмы продолжает снимать Чувашское телевидение.

Таким образом, РГУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» является основным хранителем кинодокументов, созданных в республике на протяжении 85 лет. Вопросы, связанные с изучением национального кинематографа, стали объектом научных исследований. Характерными чертами на ранней стадии формирования национального кино являлись любительский характер, отсутствие прочной производственной базы, творческих национальных кадров. Рождение чувашского кинематографа начиналось с выпуска хроники, фиксировавшей события, происходившие в республике. Затем уже стали создавать полнометражные художественные фильмы. Первоначально из-за отсутствия собственных режиссеров, операторов и артистов к постановке фильмов привлекались русские специалисты. Фильмы, соз-

данные киностудией «Чувашкино» и последующими организациями, смело можно назвать кинодокументами.

Литература и источники

1. Антонов Н.К. Из истории «Чувашкино» / Н.К. Антонов // Ученые записки ЧНИИ. Чебоксары, 1967. Вып. 35. С. 98.

2. Выдающиеся люди Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002. С. 138.

3. Григорьева М.Н. Из истории художественной культуры Чувашии XX века / М.Н. Григорьева // Сборник трудов молодых ученых Чуваш. гос. ун-та. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001.

4. Егоров Н.Е. Из истории культуры Чувашской Республики 1917-1985 гг. / Н.Е. Егоров. Чебоксары, 1996. Вып. 2.

5. Крюкова Л.Н. Экспертиза ценности кинодокументов и комплектование ими государственного Архивного Фонда СССР / Л.Н. Крюкова. М.: Моск. гос. историко-архивн. ин-т, 1984.

6. Михайлов И. Первые кинотеатры / И. Михайлов // Советская Чувашия. 1979. 7 сент.

7. Сорокин В. Кино в Чувашском крае / В. Сорокин // Советская Чувашия. 1996. 25 мая. С. 2.

ГАЛКИН АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ родился 1985 г. Окончил Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры источниковедения и архивоведения Чувашского университета. Область научных интересов - архивоведение и историческое краеведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.