СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
УДК 338.242, 379.85 DOI: 10.22412/1995-042X-11-7-4
ЦЫЩУК Евгений Алексеевич
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник; e-mail: [email protected]
Тематические основы проектных решений по развитию туристского комплекса Ногинского муниципального района Московской области
В статье раскрываются основные результаты проведённого Российским государственным университетом туризма и сервиса в 2016 г. исследования по разработке рекомендаций по созданию условий для концентрации туристкой активности на территории Ногинского муниципального района и сводного инвестиционного плана и системы программных мероприятий по развитию туристского комплекса Ногинского муниципального района Московской области. Исследование было выполнено по заказу Администрации Ногинского муниципального района с целью формирования соответствующих научно-методических и проектных предложений. Проведено масштабное исследование туристско-рекреационного потенциала района, основным стратегическим посылом которого стал тезис, что реализация его культурной и рекреационной составляющих обеспечит инвестиционную привлекательность и доходность отрасли в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, ускоренное развитие отрасли невозможно без перестройки управления ею с использованием проектных и программно-целевых методов. В статье отмечается, что тематической основой проектов развития туристского комплекса Ногинского муниципального района должны стать ключевые элементы символического капитала, которые в последующем позволят выстроить ценностный ряд для разработки туристских продуктов. В качестве лингвистической формы позиционирования предлагается использовать лозунг «Ногинск - территория веры, надежды и любви». Выбор лозунга обусловлен ресурсным потенциалом Ногинского района. Концептуальным ядром темы «Ногинск - территория веры», является насыщенность района объектами Русской православной церкви, концептуальными ядрами темы «Ногинск - территория надежды», предлагаются эмоциональная связь поколений, ностальгические тренды, военно-историческое наследие, история промышленного развития, настоящее и будущее района. Тема «Ногинск - территория любви», является дополняющей и позволяющей объединить под лозунг другие ресурсы, не входящие в первые два ядра, так как любовь многогранна.
Ключевые слова:
проектные решения, туристский комплекс, тематическая основа, Ногинский муниципальный район
Цыщук Е.А.
Тематические основы проектных решений по развитию туристского комплекса
Ногинского муниципального района Московской области
Современные тенденции развития Московской области, как крупного центра притяжения туристского интереса, ставят перед муниципальными образованиями региона новые вызовы и задачи. Одной из наиболее актуальных является внедрение проектного подхода к формированию и реализации муниципальных стратегий развития туризма. Совокупность туристских и инфраструктурных проектов, как самостоятельных элементов реализации стратегии, объединённых единой тематической концепцией, позволяет более гибко подходить к планированию ресурсного и временного горизонтов.
Российским государственным университетом туризма и сервиса в настоящее время предложено несколько таких проектов, разработанных по заказам муниципальных образований Московской области и отдельных частных заказчиков, ориентированных на создание или реинжиниринг и ребрендинг крупных объектов туристского показа, которые могут стать основными центрами туристского притяжения в городах и районах Московской области.
Один из наиболее крупных проектов -разработка научно-обоснованных рекомендаций и проектных решений по развитию туристского комплекса Ногинского муниципального района Московской области1, выполненный в 2016 году по заказу Администрации этого района. В рамках проекта было проведено масштабное исследование туристско-рекреационного потенциала района, основным стратегическим посылом которого стал тезис, что реализация культурной и рекреационной составляющих Ногинского муници-
1 Муниципальный контракт №28 от 08.02.2016 г. по теме «Разработка и подготовка к изданию методических рекомендаций по созданию условий для концентрации туристкой активности на территории Ногинского муниципального района».
Муниципальный контракт №491 от 27.09.2016 г. по теме «Оказание услуг по разработке сводного инвестиционного плана и системы программных мероприятий по развитию туристского комплекса Ногинского муниципального района Московской области».
пального района обеспечит инвестиционную привлекательность и доходность отрасли в долгосрочной перспективе [11]. Вместе с тем, ускоренное развитие отрасли невозможно без перестройки управления ею, что целесообразно строить с использованием проектных и программно-целевых методов, объединяя усилия областного, районного и местного уровней в сочетании с инициативами частных инвесторов и общественности.
Тематической основой проектов развития туристского комплекса Ногинского муниципального района должны стать ключевые элементы символического капитала, которые в последующем позволят выстроить ценностный ряд для разработки туристских продуктов. В качестве лингвистической формы позиционирования предлагается использовать лозунг «Ногинск - территория веры, надежды и любви». Выбор лозунга обусловлен ресурсным потенциалом Ногинского района. Рассмотрим основные туристские ресурсы района - места концентрации символического капитала в трёх плоскостях:
1. Территория веры;
2. Территория надежды;
3. Территория любви. Концептуальным ядром темы «Ногинск -
территория веры», является то, что в границах Ногинского муниципального района расположено более 100 объектов Русской православной церкви. Подробно они были описаны в пункте отчёта 1.3.4. Объекты религиозного назначения. Местами концентрации символического капитала в данном случае можно считать:
- Николо-Берлюковскую пустынь в Авдо-тьино с Аллеей Романовых;
- Памятник патриарху Пимену в Ногинске;
- Школа звонарей в Кудиново;
- Фестиваль живой музыки в Электроуглях «Троица. Все живое».
Для разработки конкурентоспособных туристских продуктов предлагается усилить туристский потенциал объектов религиозного назначения созданием культурно-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
просветительских объектов, например:
- Музея святых мучеников земли Богородской в Николо-Берлюковской пустыни;
- Музея патриарха Пимена.
Это позволит сформировать туристские продукты более светского характера и расширить спектр предложения в сегменте религиозного туризма и паломничества.
Предлагаемые к созданию объекты также могут дополнить перечень объектов туристского интереса в сегменте культурно-познавательного туризма.
Также тему «Ногинск - территория веры» предлагается усилить проведением ряда событийных мероприятий:
- Православная осенняя ярмарка, совмещённая с Фестивалями церковных хоров под открытым небом и монастырской кухни. Площадкой для проведения ярмарки может быть территория Николо-Берлюковской пустыни или берег Черно-головского пруда;
- Фестиваль «Звон души» на базе Школы звонарей в с. Кудиново.
Кроме этого, перспективным событийным направлением может стать учреждение ежегодной премии лучших литературных произведений Подмосковья на духовную и религиозную тематику с условным названием «Души людской Божественное вдохновение» и постоянным местом подведения итогов и торжественной церемонии награждения но-минантов в НМР.
Тематическими направлениями для создания туристских продуктов в данном случае становятся «Семейные ценности» и «Православие».
Концептуальными ядрами темы «Ногинск - территория надежды», становятся эмоциональная связь поколений, ностальгические тренды, военно-историческое наследие, история промышленного развития, настоящее и будущее района. К историческому аспекту символического капитала мы обращаемся исходя из того, что «народ без памяти слеп, а без надежды мёртв» и что «без
памяти нет надежды». В данном случае, места концентрации символического капитала свяжем с тематическими направлениями для разработки туристских продуктов.
1. Для формирования туристских продуктов с военной тематикой уже в настоящее время может быть использован потенциал следующих объектов:
- Ногинский музейно-выставочный комплекс;
- Площадь Победы;
- Мемориал Великой Отечественной войне;
- Мемориал воздушно-десантных войск;
- Мемориал на площади Ленина;
- Памятник Г. Курину (герой русского ополчения 1812 г.).
Также достаточно успешно могут быть интегрированы в туристские продукты некоторые событийные мероприятия:
- Парад военной техники времён Великой Отечественной войне, приуроченный к празднованию 9 мая;
- Международный военно-исторический фестиваль, посвящённый Дню Защитника Отечества (историческая реконструкция);
- Международный военно-исторический фестиваль «Прорыв 1914», посвящённый событиям Первой Мировой войны (историческая реконструкция);
- Международный фестиваль «Встреча на Эльбе»;
- Ежегодный фестиваль-реконструкция событий 1812 г. на базе усадьбы Троиц-кое-Ратманово.
Направление «военная тематика» может быть усилено за счёт создания новых музеев, например, музея русского ополчения 1812 г. в с. Ивашево и Музея народной памяти с тематическими экспозициями, посвящёнными I и II мировым войнам, войне 1812 г.
Высокоаттрактивным событийным мероприятием может стать «Мотопробег», приуроченный к празднованию 9 мая. Потенциальным организатором может выступить Клуб
Цыщук Е.А.
Тематические основы проектных решений по развитию туристского комплекса
Ногинского муниципального района Московской области
«Гриф Моторс», а опорными точками маршрута должны стать мемориалы и воинские захоронения Великой отечественной войны.
2. Туристский тренд - ностальгия по временам СССР. Творческим коллективом предлагается рассмотреть такое перспективное тематическое направление как «Советская эпоха».
Территориальной и объектовой базой для формирования туристских продуктов этого направления должен стать Микрорайон Красный электрик.
Уже имеющимися местами концентрации символического капитала выступают: ДК «Красный электрик», здания школы и детского сада. Мемориальными дополнениями темы выступают первый в мире памятник В.И. Ленину, установленный 22 января 1924 г., и бюст В.П. Ногину.
Для создания полноценного туристского продукта необходимо создать ряд дополнительных объектов в антураже советской эпохи, а также разработать содержательное наполнение программ экскурсионно-туристского обслуживания:
- Выставочный комплекс советской эпохи на базе ДК «Красный электрик»;
- Молодёжный центр «Советский чердак»;
- Музей-магазин «Старая аптека»;
- Постоянно/сезонно действующую выставку-продажу «Ностальгические народные истории» и «Этюды советской жизни в ваших воспоминаниях (в фотографиях, картинах советских художников и т.п.)»;
- Ретро-буфет и «Подпольное Кафе «Марксистский кружок»;
- Аттракцион «Советский гастроном»;
- Городская жанровая скульптура «Красного электрик».
Событийным подкреплением этого тематического направления может стать праздник в советском стиле «День электрика», с установленной датой 22 декабря.
3. В теме «Ногинский трамвай» местами концентрации символического капитала, является Ногинский музейно-выставочный комплекс с экспозицией «История Ногинского трамвая» и территория трамвайного депо.
Создание туристского продукта возможно при условии создания музейно-развлекательного и выставочного центра «Трамвай» (на месте трамвайного депо). Объектовое наполнение данного центра может быть следующим:
- музей Ногинского трамвая;
- туристский информационный центр;
- торговая зона;
- тематическое кафе;
- аттракционы;
- кинозал;
- прогулочная зона и причал на Клязьме, речной трамвай;
- экскурсионный трамвай.
Для событийного подкрепления предлагается организация арт-фестиваля «Трамвай» и дня рождения Ногинского трамвая (ежегодно 2 марта).
4. В теме «Промышленность» при формировании туристского продукта, найдёт отражение история Рогожино - Богородска -Ногинска.
Ресурсной базой являются:
- Ногинский музейно-выставочный центр, Дом-дача А.И. Морозова, Гостиница «Лидер» (реконструированный особняк фабриканта А.И. Морозова).
- Действующие предприятия, интегрированные в туризм: Богородский (Ногинский) хладокомбинат.
Здесь же мы приводим предложения по изменению концепции использования некоторых промышленных и исторических объектов:
- Создание музея «Дом промышленника» с «каретным двором и гаражом» на базе ренонсируемого Дома-дачи А.И. Морозова;
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
- Реновация гостиницы «Лидер» по концепту винтаж-отеля с тематическими номерами;
- Организация ремесленного двора на базе Ногинского литейно-механического завода;
- Создание музея «Рогожного промысла»;
- Открытие кофейни «Усладов».
Для того, чтобы создаваемые объекты были успешно интегрированы в туристский оборот необходимо разрабатывать экскурсионные и/или дегустационные программы на действующие производства (ОАО «Бисеров-ский рыбокомбинат», ОАО «Красная лента», Хлебпром: Завод по производству тортов ТМ «Усладов», ООО «Ювентис», ООО «Богородский пряник», Компания «Русское море», ООО «Текстильная фирма «Купавна», ООО «МПЗ Богородский»).
Событийным подкреплением могут быть:
- Фестиваль ткачества «Золотое веретено» на базе ОАО «Красная лента»;
- Фестиваль мороженого «Пломбир и Ко» на базе Богородский (Ногинский) хладокомбинат;
- Праздник «Сегодня можно тортик!» на базе Завода по производству тортов «Усладов»;
- Фестиваль «Шашлык VS Барбекю» на базе ООО «МПЗ Богородский». Концептуальным ядром темы «Ногинск -
территория любви», является, то, что любовь многогранна, а соответственно можно сформировать несколько тематических направлений для проектирования туристских продуктов: 1. Любовь - главная тема искусства. Здесь раскрывается приоритетное направление «Культура и искусство», ресурсным потенциалом которого являются:
- Ногинский музейно-выставочный центр;
- Почтовая станция (филиал Ногинского музейно-выставочного центра);
- Московский областной Театр Драмы и комедии;
- Дома на ул. Санаторная (архитектурный модерн эпохи Морозова);
- Руинированная усадьба ВОЛХОНКА (ТОРБЕЕВО);
- Дендропарк «Волхонка» - открытая фестивальная платформа. Предложения творческого коллектива
по изменению концепции использования заключаются в следующем:
- Создание креативного пространства на базе «Исторической почтовой станции» (филиал Ногинского музейно-выставочного центра);
- Создание Музея или постоянно действующей исторической экспозиции Московского областного Театра Драмы и комедии;
- Создание комплекса парковой архитектуры на территории Глуховского парка;
- Реконструкция и реновация домов по ул. Санаторная и создание индустриально-исторического скансена;
- Воссоздание усадьбы ВОЛХОНКА с концептом «творческая усадьба», которая будет включать арт-резиденцию с ко-воркинг-центром и точками общественного питания, арт -хостел. А также организация регулярного АРТ-фестиваля «АРХ - модерн», что позволит повысить
*/ I I V
туристский интерес к истории Ногинской архитектуры в стиле модерн. 2. «Любовь к спорту» будет заглавной темой при формировании туристских продуктов по направлению «Спорт» и «Активный отдых».
По этим направлениям имеется обширная ресурсная база:
- Стадион и спортивный комплекс «Знамя»;
- Стадион «Старт»;
- Стадион «Автомобилист»;
- Стадион «Красный электрик»;
- Стадион и спортивный комплекс Обухо-во;
Цыщук Е.А.
Тематические основы проектных решений по развитию туристского комплекса
Ногинского муниципального района Московской области
- Спортивный комплекс на базе дома отдыха «Колонтаево»;
- Гребная база на стадионе МБУ «ФСК Труд» г. Старая Купавна;
- Городская станция юных туристов;
- База отдыха «Боровое»;
- Военно-патриотический лагерь «Гарни-зон-А»;
- Пейнтбольные клубы;
- Клуб «Гриф Моторс», панда-парк;
- Спортивно-охотничий комплекс «Бисе-рово-Спортинг»;
- Музей «Пожарного дела Богородска-Ногинска».
Потенциально ядрами туристского интереса могут стать такие событийные мероприятия по теме, как:
- Кубок им. Г.И. Федотова по футболу;
- Турнир по хоккею с мячом, посвящён-ный памяти заслуженного мастера спорта СССР, 5-ти кратного Чемпиона мира Шорина Ю.А.;
- Областные соревнования по гребле на байдарках и каноэ;
- Областные соревнования «Школа безопасности»;
- Турниры по рыбной ловле на базе Бисе-ровского рыбокомбината.
Для развития темы имеются предпосылки для создания музея «Легенды спорта» (Глуховский парк, спортивный комплекс «Знамя») и музея русского хоккея (спортивный комплекс в Обухово).
В контексте возрождения интереса к спортивному туризму будет актуально создание учебного центра спортивно-самодеятельного туризма и туристско-спортивного ориентирования.
С учётом роста популярности карава-нинг-движения в России имеет смысл рассмотреть возможность создания автокемпинга на базе усадьбы «Волхонка».
В тематической увязке имеющейся базы и предлагаемых объектов целесообразно
проведение на территории муниципального района областных и всероссийских соревнований по туристскому ориентированию и спортивному туризму.
Музей «Пожарного дела Богородска-Ногинска» может стать базой для спартакиады пожарных дружин.
Клуб «Гриф Моторс» может выступить организатором тематического фестиваля «Квадро-техно».
В связи с ростом популярности велотуризма также можно рассмотреть возможность проведения тематического фестиваля и выставки ретровелосипедов «Вело-ретро» на территории Глуховского парка.
3. Тема «Любовь и семья» найдёт отражение в таком приоритетном направлении туристских продуктов, как «Семейные ценности».
В качестве ресурсной базы здесь можно рассматривать: объекты Глуховского парка», Площадь фонтанов в центре г. Ногинска, Отель «Анива», ЗАГС г. Старая Купавна; благотворительные инициативы театра «МыМ»; событийные мероприятия: выставка-фестиваль «Моя свадьба», фестиваль для любителей Handmade творчества «Хобби-бум».
Для усиления этого тематического направления предлагается проектирование Свадебного парка на Луковом озере, организация свадебного музея.
С учётом того, что благотворительный туризм в современном мире вошёл в обычный стандарт жизнеобеспечения, выполняя экономические и гуманитарные функции (это специфическая форма социальной поддержки определённых категорий населения), то проведение благотворительного театрального марафона с целью помощи детям с проблемами здоровья, молодёжи и лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, может стать отдельным туристским направлением и отличительной чертой Ногинского района на рынке туристского предложения Подмосковья.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Список источников:
1. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №1. С. 21-28. DOI: 10.12737/7939.
2. Кривошеева Т.М. Кооперационные стратегии позиционирования современных туристских дестинаций: перспективы для стран участников СНГ // Сотрудничество и формирование согласованной политики в вопросах развития туризма на пространстве СНГ. Профессиональное туристское образование: новые вызовы и возможности: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
3. Кривошеева Т.М., Казакова С.А. Туристская аттрактивность вторичных туристских ресурсов // Сервис в России и за рубежом. 2013. №7(45). С. 72-78.
4. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры туризма и туристского сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т.8. №2. С. 38-48.
5. Минаев В.А., Платонова Н.А., Цыщук Е.А. Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных макроэкономических условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №23(398). С. 2-12.
6. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Оценка туристских ресурсов и качества инфраструктуры туризма в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №3. С. 4-13.
7. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Планирование развития туристской отрасли в условиях резких макроэкономических изменений // Сервис в России и за рубежом. 2014. №8(55). С. 173-194.
8. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Методические аспекты оценки риска и стратегических выгод развития туризма в муниципальных образованиях // Сервис plus. 2015. Т.9. №3. С. 43-51.
9. Туристско-рекреационное проектирование: учеб. пособие / Ю.А. Колесова. М.: КНОРУС: ИНФРА-М, 2014. 352 с.
10. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. №1. С. 38-44.
11. Федулин А.А., Платонова Н.А., Цыщук Е.А. и др. Сводный аналитический отчёт об оказании услуг по теме: «Разработка научно-обоснованных рекомендаций и проектных решений по развитию туристского комплекса Ногинского муниципального района Московской области» / Федулин А.А., Платонова Н.А., Цыщук Е.А., Кривошеева Т.М., Вапнярская О.И., Афанасьев О.Е. и др. Муниципальный контракт №28 от 08.02.2016 г. М.: РГУТИС, 2016.
12. Цыщук Е.А. Туристско-рекреационное проектирование в муниципальных образованиях Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9. №5(61). C. 48-58. DOI: 10.12737/17463.
Цыщук Е.А.
Тематические основы проектных решений по развитию туристского комплекса
Ногинского муниципального района Московской области
Evgeniy A. TSYSHCHUK Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
PhD in Pedagogics, Leading Researcher; e-mail: [email protected]
THEMATIC BASES OF PROJECT SOLUTIONS
FOR TOURIST COMPLEX DEVELOPMENT
OF NOGINSK MUNICIPAL DISTRICT OF MOSCOW REGION
The article reveals the main results of the research conducted by Russian State University of tourism and service in the 2016 on the development of recommendations for the creation of conditions for the concentration of tourism activity in the Noginsk Municipal District, consolidated investment plan and a system of program activities for the development of the tourism complex of the Noginsk Municipal District of Moscow Region. The study was commissioned by the Noginsk Municipal Administration with the aim of creating appropriate scientific, methodological and project proposals. A large-scale study of the tourist and recreational potential of the region has been carried out, and its main strategic message concluded in the thesis that realization of cultural and recreational components of the district will ensure the investment attractiveness and profitability of the industry in the long term. At the same time, the accelerated development of the industry is impossible without the restructuring of its management using project and program-target methods. The article notes that the thematic basis for the development projects of the tourist complex Noginsk municipal district should be the key elements of symbolic capital, which later will help build a series of values for the development of tourism products. As a linguistic form of positioning, the author proposes to use the slogan "Noginsk - the territory of faith, hope and love". The choice of the slogan is caused by the resource potential of the Noginsk district. The conceptual core of the topic "Noginsk is the territory of faith" is the saturation of the area by the objects of the Russian Orthodox Church. The author regards emotional ties of generations, nostalgic trends, military and historical heritage, history of industrial development, present and future of the district as conceptual nuclei of the topic "Noginsk - the territory of hope". The topic "Noginsk -the territory of love" is complementary and allows combining under the slogan other resources that are not included in the first two nuclei, since love is multi-faceted.
References
1. Vapnyarskaya, 0. I., Kharitonova, T. V., Krivosheeva, T. M. (2015). Tendencii v praktike menedzhmenta turistskoj destinacii [Trends in management practice for tourism destinations]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(1), 21-28. doi: 10.12737/7939. (In Russ.).
2. Krivosheeva, T. M. (2014). Kooperacionnye strategii pozicionirovanija sovremennyh turistskih destinacij: perspektivy dlja stran uchastnikov SNG [Cooperative strategies for positioning modern tourist destinations: prospects for CIS countries]. In coll.: Sotrudnichestvo i formirovanie soglasovannoj politiki v voprosah razvitija turizma na prostranstve SNG. Professional'noe turistskoe obrazovanie: novye vyzovy i vozmozhnosti [Cooperation and the formation of a coherent policy in the development of tourism in the CIS area. Professional
Keywords:
design solutions, tourist complex, thematic base, Noginsk municipal district
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Tourism Education: New Challenges and Opportunities]: Proceedings of the International scientific-practical conf. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).
3. Krivosheeva, T. M., & Kazakova, S. A. (2013). Turistskaja attraktivnost' vtorichnyh turistskih resursov [The tourist attractioness secondary tourist resources]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 7(45), 72-78. (In Russ.).
4. Minaev, V. A., Platonova, N. A., & Pogrebova, Е. S. (2014). Metodika analiza kachestva region-al'noj infrastruktury turizma i turistskogo servisa [Analysing the quality of tourist and tourist service regional infrastructure: methodology]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 8(2), 38-48. (In Russ.).
5. Minaev, V. A., Platonova, N. A., & Tsyshchuk, E. A. (2015). Regional'nyj turizm: prognoziro-vanie i planirovanie razvitija v sovremennyh makrojekonomicheskih uslovijah [Regional tourism: forecasting and planning the development in the current macroeconomic conditions]. Region-al'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional Economics: Theory and Practice] 2015. №23(398). C. 2-12. (In Russ.).
6. Minaev, V. A., Ulyanchenko, L. A., & Tsyshchuk, E. A. (2015). Ocenka turistskih resursov i kachestva infrastruktury turizma v municipal'nyh obrazovanijah [Evaluation of tourist resources and tourism infrastructure quality in municipalities]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(3), 4-13. (In Russ.).
7. Minaev, V. A., Ulyanchenko, L. A., & Tsyshchuk, E. A. (2014). Planirovanie razvitija turistskoj otrasli v uslovijah rezkih makrojekonomicheskih izmenenij [Planning the tourism industry's development under the conditions of rapid macroeconomic changes]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 8, 173-194. (In Russ.).
8. Minaev, V. A., Ulyanchenko, L. A., & Tsyshchuk, E. A. (2015). Metodicheskie aspekty ocenki riska i strategicheskih vygod razvitija turizma v municipal'nyh obrazovanijah [Methodical aspects of risk assessment and strategic benefits of tourism development in municipal units]. Service plus, 9(3), 43-51. (In Russ.).
9. Kolesova, Yu. A. (2014). Turistsko-rekreacionnoe proektirovanie [Tourist and Recreational Design]: Tutorial. Moscow: KNORUS: INFRA-M. (In Russ.).
10. Fedulin, A. A., Gavrilov, A. Yu., & Novikova, N. G. (2012). Sovremennye podhody k opredeleniju resursnogo potenciala turizma [Modern approaches to determine the resource potential of tourism]. Service plus, 1, 38-44. (In Russ.).
11. Fedulin, A. A., Platonova, N. A., Tsyshchuk, E. A. & et al. (2016). Svodnyj analiticheskij otchjot ob okazanii uslug po teme: "Razrabotka nauchno-obosnovannyh rekomendacij i proektnyh reshenij po razvitiju turistskogo kompleksa Noginskogo municipal'nogo rajona Moskovskoj ob-lasti" [Consolidated analytical report on the rendering services on the topic: "Development of scientifically-grounded recommendations and design solutions for the development of the tourist complex of Noginsk Municipal District, Moscow Region"]. Fedulin, A. A., Platonova, N. A., Tsyshchuk, E. A., Krivosheeva, T. M., Vapnyarskaya, O. I., Afanasiev, O. E. & et al. Municipal contract №28, February 8, 2016. Moscow: RSUTS. (In Russ.).
12. Tsyshchuk, E. A. (2015). Turistsko-rekreacionnoe proektirovanie v municipal'nyh obrazovanijah Rossijskoj Federacii [Tourism and recreational planning in municipal entities of the Russian Federation]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 9(5), 48-58. doi: 10.12737/17463. (In Russ.).
Цыщук Е.А. Тематические основы проектных решений по развитию туристского комплекса Ногинского муниципального района Московской области // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 7. С. 46-54. □С!: 10.22412/1995-042X-11-7-4.
Tsyshchuk, E. A. (2017). Thematic bases of project solutions for tourist complex development of Noginsk municipal district of Moscow region. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(7), 46-54. doi: 10.22412/1995-042X-11-7-4. (In Russ.).