ТУРИЗМ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
УДК 339.138; 338.48 DOI: 10.12737/17482
выявление особенностей спроса на туристские продукты и услуги клинского муниципального района московской области
Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, [email protected],
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья представляет собой результат исследования «Маркетинговая, организационная и экономическая оценка туристских ресурсов Клинского муниципального района», которое было реализовано творческим коллективом Российского государственного университета туризма и сервиса в 2015 г. Среди основных исследовательских направлений были обозначены: количественная оценка туристского потока на объектах Клинского муниципального района; качественная оценка туристского потока на объектах Клинского муниципального района; оценка возможности и целесообразности использования ресурсов Клинского муниципального района различного типа, при разработке стратегии развития туризма, формировании туристских продуктов и программ, нивелирующих эффект сезонности, а также стимулирующих предпринимательскую инициативу и формирующих уникальное ценностное предложение для потребителей; оценка рисков и выявление стратегических выгод перспективного туристско-рекреационного освоения Клинского муниципального района. В статье автор интерпретирует исследовательские материалы в части характеристики целевых групп потребителей туристских продуктов Клинского муниципального района, особенностей их потребительского поведения и предпочтений в сфере туризма. Основными исследовательскими методами выступали маршрутная разведка, аудит и паспортизация туристских и информационных ресурсов муниципального района, анкетирование реальных потребителей туристских услуг, кейс-интервьюирование уполномоченных представителей якорных объектов туристской привлекательности Клинского муниципального района. Для изучения мнений реальных потребителей туристских услуг используется метод анкетирования по месту туристско-экскурсионного обслуживания, выборочная совокупность формируется методом основного массива, что предполагает вовлечение в исследование всего входящего потока посетителей туристского объекта в определенный период, в данном случае в часы работы объектов посещения и показа.
Ключевые слова: анкетирование, интервьюирование, туристский продукт и услуги, спрос, целевые группы потребителей, потребительское поведение, потребительские предпочтения
В целях исследования и для полноты представления результатов материалы систематизированы по нескольким блокам статьи, а именно:
1 блок — характеристика целевых групп по-
требителей по половозрастной структуре и социальным характеристикам,
2 блок — особенности потребительского поведения,
3 блок — потребительские предпочтения,
туризм в муниципальных образованиях
4 блок — количественная характеристика сложившегося туристского потока,
5 блок — качественные параметры туристско-экскурсионного потока,
6 блок — исследовательские выводы и возможные стратегические действия.
Таким образом, имеем следующие результаты исследования.
Преобладания в целевых группах по половозрастной структуре и социальным характеристикам проявляются в следующих рейтинговых оценках (см. таблицу 1).
Потребительское поведение респондентов можно охарактеризовать следующими исследовательскими результатами:
- в течение года респонденты совершают ту-ристско-экскурсионные поездки 2—3 раза;
- экскурсионные поездки по территории РФ за последний год респонденты совершали максимум один раз;
- при выборе мест посещения респонденты выделили следующие три основных критерия (в порядке убывания количества ответов респондентов, выделивших данный критерий):
1) стоимость тура в расчете на 1 человека (69%),
2) рекомендации знакомых или друзей (42%),
3) интерес к конкретным объектам посещения или территориям (35%);
- на туристско-экскурсионное обслуживание1 большинство респондентов готово потратить в среднем от 1000 до 2000 в рублевом эквиваленте (57,7%), на втором месте по популярности ответ от 2000 до 3000 в рублевом эквиваленте (17,85%), а третье место разделяют ответы более 3000 в рублевом эквиваленте и менее 1000 рублей (10,71%). Стоимостные ориентиры указывались в расчете на 1 человека при одиночном посещении или семейном при составе малой группы не более 4 человек;
Таблица 1
Рейтинговые оценки
Характеристика респондентов по полу Долевые характеристики в структуре респондентов, в порядке убывания
Мужчины 57,7%
Женщины 42,3%
Характеристика респондентов по возрасту2 Долевые характеристики в структуре респондентов, в порядке убывания
От 45 до 60 лет 34,6%
От 18 до 25 лет 30,7%
От 25 до 45 лет 27%
От 60 лет и старше 7,7%
Характеристика респондентов по роду профессиональной деятельности Долевые характеристики в структуре респондентов, в порядке убывания
Рабочий 28,6%
Пенсионер 17,9%
Руководитель среднего звена управления 14,3%
Студент / учащийся 10,7%
Владелец бизнеса, предприниматель 7,1%
Специалист/ служащий/ инженерно-технический работник 7,1%
Безработный/ временно не работающий 7,1%
Госслужащий/ военнослужащий 3,6%
Фрилансер 3,6%
1 Экскурсии на объекте показа, анимационные и интерактивные программы и т.п.
2 По причине ограничений, связанных с получением согласия от родителей или законных представителей об участии в опросе несовершеннолетних, в исследовании не задействовались респонденты до 18 лет
- на сувенирную продукцию различного характера (в т.ч. на аутентичные продукты питания, продукцию НХП, одежду и др. изделия) респонденты готовы потратить более крупные суммы, чем на туристско-экскурсионное обслуживание:
от 1000 до 3000 в рублевом эквиваленте (54%); менее 1000 в рублевом эквиваленте (21,42%); более 3000 в рублевом эквиваленте (15,38%); более 5000 в рублевом эквиваленте (3,84%); более 10000 в рублевом эквиваленте (3,84%). Стоимостные ориентиры указывались в расчете на 1 человека при одиночном посещении или семейном при составе малой группы не более 4 человек;
- в процессе потребления туристского продукта респондентов более всего впечатляет (в доле от общего количества респондентов; возможно было выбрать несколько вариантов ответов)3:
достопримечательности (50%), развлечения (46%), обслуживание (38,5%), традиции местности (35%), интерактив и анимация (19%), климат местности4 (7,7%). Потребительские предпочтения респондентов можно охарактеризовать следующими исследовательскими результатами:
- в сфере транспортного обслуживания во время туристской поездки большинство респондентов предпочитают личный транспорт — это самый популярный вариант ответа, который отметили респонденты — 54%;
организованное передвижение на автобусе до 60 мест - 46,15%,
организованное передвижение на ТС до 20 мест - 38,46%,
автомобиль напрокат по месту туристского обслуживания — 11,5%, услуги такси - 11,5%, местный общественный транспорт — 7,6%;
- при выборе тематического содержания туристского продукта респонденты руководствуются интересом:
к историческому наследию (27%), к знаменитым личностям (27%), к производственным и промышленным объектам (27%),
3 Т.е. этому элементу туристского продукта респонденты оказывают пристальное внимание
4 При потреблении туристского продукта региона из другой климатической зоны.
к архитектурному наследию (23%), к природным памятникам (23%), к мифам и легендам (23%), к развлекательным мероприятиям и шоу-программам (19,2%);
- предпочтения по типам программ турист-ско-экскурсионного обслуживания, приобретаемым в составе туристского пакета (организованное обслуживание), складываются следующим образом:
пляжный и курортный отдых продолжительностью более 5 суток —42,3%,
познавательные туристско-экскурсионные программы выходного дня — 34,61%,
лечебно-профилактический отдых в специализированных учреждениях — 38,46%,
выездные образовательные программы — 19,2%,
посещение событийных мероприятий — 19,2%,
экстремальный и/или активный отдых — 15,38%,
shopping программы — 7,7%;
- респонденты-туристы Клинского района предпочитают получать информацию о туристских продуктах из следующих источников:
из Интернета — 92,3%,
на месте в туристско-информационных центрах - 38,46%,
у менеджеров туристских предприятий — 34,6%,
из телепрограмм — 23%,
по рекомендациям знакомых, уже воспользовавшихся услугой — 19,2%, из газет и журналов — 7,7%, в отеле проживания — 7,6%;
- при приобретении туристского продукта с периодом пребывания на территории оказания услуги более 24 часов около 69,2% респондентов предпочитают классифицированные объекты размещения, для 17,3% респондентов «звезд-ность» средства размещения не важна, основное внимание они уделяют стоимости размещения. При организации питания в отеле 84,6% респондентов указали на предпочтение завтраков по системе «шведский стол», 15,7% респондентов предпочитают «континентальный» завтрак.
По данным, полученным в результате информационных запросов в адрес администрации Клинского муниципального района с отраслевыми, функциональными органами (с образованием и без образования юридического лица), кейс-интервьюирования уполномоченных пред-
ставителей якорных объектов туристской привлекательности Клинского муниципального района, а также неформализованных интервью с главами поселений Клинского муниципального района, сложилась следующая картина по туристскому потоку (таблица 2).
Можно говорить о восстановлении роста ту-ристско-экскурсионного потока после замедления его темпов по итогам 2013 г. Значительный прирост туристского потока произошел по таким категориям, как «количество размещенных в коллективных средствах размещения» — 13%, и «количество экскурсантов, посетивших совокупность объектов Клинского музейного объединения» — 61%.
Качественные параметры туристско-экскур-сионного потока свидетельствуют о следующем.
1. По якорному объекту ОАО «Елочка» Выставочный комплекс «Клинское подворье»:
- 70% посетителей объекта предпочитают экскурсионные программы в составе организованных групп и приобретают тур-пакеты через туристские предприятия (агенты и операторы), 30% посетителей осуществляют индивидуальные запросы в выставочный комплекс о бронировании посещения;5
- 20% недельного потока экскурсантов предпочитают посещать объект в субботу, самое популярное время посещения с 13.00 до 15.00, его предпочитают почти 50% посетителей за день. Также объект востребован в воскресенье (16% недельного потока экскурсантов), по воскресеньям предпочтение отдается экскурсионным сеансам с 11.00 и с 13.00 в одинаковой пропорции (40% дневного потока). Сеанс с 15.00 востребован экскурсантами в меньшей степени, в это время объект посещают не более 20% от дневного потока независимо от дня недели.
Таблица 2
Количественная характеристика сложившегося туристского потока Клинского муниципального района
Показатели, характеризующие туристский поток Единицы измерения 2011 2012 Прирост по отношению к предыдущему периоду,% 2013 Прирост по отношению к предыдущему периоду,% 2014 Прирост по отношению к предыдущему периоду,%
Количество туристов, посетивших Клин-ский район, всего тыс. человек 45,5 55 21% 56,95 3,5% 64,0 12%
В том числе:
КСР (открытые продажи) тыс. человек 43,1 52,3 21% 54,1 3,4% 61,1 13%
КСР (загородные детские лагеря) тыс. человек 2,4 2,7 13% 2,85 5,6% 2,9 2%
Количество экскурсантов, посетивших Клинский район, всего тыс. человек 111,2 125,9 13% 137,6 9,3% 164,8 20%
В том числе:
«Елочка» тыс. человек 38 42,4 12% 48,5 14,4% 52,0 7%
Музей Чайковского тыс. человек 52 56 8% 61,5 9,8% 68,4 11%
Клинское музейное объединение тыс. человек 21,2 27,5 30% 27,6 0,4% 44,4 61%
Итого экскурсионно-туристский поток 156,7 180,9 15% 194,55 7,5% 228,8 17,6%
5 С января 2015 г. наблюдается изменение в предпочтениях экскурсантов в сторону самодеятельных поездок.
- предпочтения организационным формам выглядят следующим образом:
одиночные туристы — 2,5% от общего экскурсионного потока,
туристов из организованных групп, не посещающих мастер-класс,— 1,6% от общего экскурсионного потока,
туристы школьного возраста в составе групп — 46,1% от общего экскурсионного потока,
туристы, посетившие мастер-классы (организованные группы и самодеятельные туристы) — 49,8% от общего экскурсионного потока. Таким образом, самой популярной программой у экскурсантов является экскурсия с мастер-классом;
- из представленного на объекте ассортимента сувенирной и другой памятной продукции экскурсанты предпочитают:
клинскую елочную игрушку — 78,8% от доли экскурсантов, посетивших фирменный магазин при Клинском подворье,
продукцию других предприятий НХП — 12,8% от доли экскурсантов, посетивших фирменный магазин при Клинском подворье,
сопутствующую и мелкосувенирную продукцию — 8,4% от доли экскурсантов, посетивших фирменный магазин при Клинском подворье.
2. По якорному объекту Муниципальное автономное учреждение культуры «Клинское музейное объединение»:
- доля посетителей, предпочитающих программу в составе экскурсионных туров, приобретенных через турагентов (посредников), равна 96%, доля одиночных посещений составляет около 1%, а в последнее время возрастает количество запросов на экскурсионное обслуживание малых групп на основе предварительной заявки — 3%;
- среди совокупности объектов Клинского музейного объединения потребительские предпочтения сложились следующим образом:
Клинский краеведческий музей — 50%, Дом-музей А.П. Гайдара — 10%, Выставочный зал Ю.В. Карапаева — 40%;
- экскурсанты предпочитают посещение музейных объектов преимущественно в субботу и воскресенье;
- по музейному предложению предпочтения экскурсантов распределились следующим образом.
Востребованы всеми посетителями — 1 группа популярности:
1) интерактивные музейные занятия краеведческого музея;
2) обзорная экскурсия по Дому-музею А.П. Гайдара.
Востребованы большей частью посетителей — 2 группа популярности:
1) видеопоказ фильмов по произведениям А.П. Гайдара в доме-музее;
2) интерактивно-познавательные программы, посвященные традициям и обрядам русского народа в выставочном зале Ю.В. Карапаева;
3) мастер-классы художников в выставочном зале Ю.В. Карапаева;
4) обзорная экскурсия по краеведческому музею (постоянная экспозиция);
5) тематические музейные занятия в доме-музее А.П. Гайдара.
Востребованы меньшей частью посетителей — 3 группа популярности:
1) лекции по искусству в выставочном зале Ю.В. Карапаева;
2) фотокопирование музейных экспонатов и документов из всех фондов музейного объединения;
3) фотокопирование экспозиций объектов музейного объединения.
Востребованы посетителями в единичных случаях — 4 группа популярности:
1) ксерокопирование музейных экспонатов и документов из всех фондов музейного объединения;
2) одиночное посещение без экскурсии по дому-музею А.П. Гайдара;
3) пешеходные занятия краеведческого музея;
4) экскурсии по выставкам зала Ю.В. Кара-паева.
По музейному предложению в части событийных мероприятий предпочтения экскурсантов складываются следующим образом.
Востребованы всеми посетителями — 1 группа популярности:
1) встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в краеведческом музее;
2) «Августовские Спасы» в доме-музее А.П. Гайдара;
3) Тимуровские слеты в доме-музее А.П. Гайдара;
4) концерты в выставочном зале Ю.В. Кара-паева.
Востребованы большей частью посетителей — 2 группа популярности:
1) тематические вечера по выставкам в краеведческом музее;
2) встречи с краеведами в краеведческом музее.
Востребованы меньшей частью посетителей — 3 группа популярности:
1) встречи с писателями в краеведческом музее;
2) встречи с художниками в краеведческом музее;
3) творческие встречи с писателями, родственниками А.П. Гайдара в доме-музее;
4) литературные вечера в выставочном зале Ю.В. Карапаева.
Востребованы посетителями в единичных случаях — 4 группа популярности:
встречи с поэтами в краеведческом музее.
У посетителей событийных мероприятий Клинского музейного объединения достаточно высоко востребована услуга по быстрому питанию (или буфетному обслуживанию).
3. По якорному объекту «Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского»:
- в составе экскурсионных туров, приобретенных через турагентов (посредников), дом-
музей посещают 35% всего экскурсионного потока, доля одиночных посещений составляет 25%, в составе малых групп по предварительной заявке — 10%, в составе корпоративных, школьных и студенческих групп (организованных без посредников) — 30%.
Предпочтения по музейному продукту сложились в следующий рейтинг популярности (в порядке убывания интереса посетителей):
1) обзорная экскурсия,
2) музыкальные фестивали и акции,
3) музейные интерактивные экскурсионные программы,
4) концерты классической музыки,
5) тематические экскурсии,
6) специализированные интерактивные программы для детей,
7) балы музейного клуба любителей бального танца «РЕВЕРАНС».
Перечислим виды услуг и типы событийных мероприятий дома-музея, которые служат дополнительными аттракторами для посетителей (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Виды услуг дома-музея, которые служат дополнительными аттракторами для посетителей
Виды услуг Группа популярности
Консультационно-справочное обслуживание 1 группа — очень востребованы
Концерты и спектакли
Игровые программы
Образовательные программы 2 группа — востребованы, достаточно часто
Фотосъемка профессиональная
Видеосъемка профессиональная
Экспертиза произведений искусства и других исто-рико-художественных материалов 3 группа — редко востребованы
Работа с библиотечным фондом
Таблица 4
Типы событийных мероприятий дома-музея, которые служат дополнительными аттракторами для посетителей
Тип события Группа популярности
Культурно-массовые мероприятия 1 группа — очень востребованы
Конференции, семинары, круглые столы, фестивали и т.п.
Свадьбы и другие торжественные мероприятия 2 группа — востребованы, достаточно часто
Корпоративные мероприятия
Мероприятия клубов и творческих объединений 3 группа — редко востребованы
По продолжительности посещения дома-музея предпочтения экскурсантов, сложились следующим образом:
• от 1 до 3 часов — 90% от общего потока посетителей,
• менее 1 часа — 10% от общего потока посетителей.
Обобщая все источники информации по характеристикам туристско-экскурсионного потока и потребительского поведения туристов, следует упомянуть о тратах туристов и экскурсантов на сувенирную и памятную продукцию, а также о структуре входящего туристского потока в Клинский район по территориально-административному признаку.
Усредненная сумма, затрачиваемая туристами и экскурсантами на сувенирную, полиграфическую и другую памятную продукцию, составляет 700 руб. в расчете на 1 человека при одиночном посещении или семейном при составе малой группы не более 4 человек.
Укрупненная структура входящего потока в Клинский муниципальный район по региону-донору представлена на рис. 1.
По данным рис. 1 видно, что основным регионом, формирующим туристско-экскурсион-ный поток в Клинский муниципальный район, является Московский регион (социально-демографическая совокупность г. Москвы и муниципальных районов Московской области) — это почти 60% совокупного туристского потока.
Исследовательские выводы оформились следующим образом.
1. В настоящее время лояльные к туристскому
продукту Клинского района потребители в основном представлены туристами и экскурсантами от 45 лет. В среднесрочной перспективе этот факт может привести к «старению» целевого сегмента и, соответственно, к стагнации в области совершенствования туристского предложения из-за потребительского консерватизма лояльной аудитории. Наблюдается некоторый «провал» реального спроса в возрастных границах «от 25 до 45 лет» при достаточно высокой потребительской активности в возрастных границах «от 18 до 25 лет». В среднесрочной перспективе это может привести к нарушениям в преемственности стадий развития совокупного туристского продукта муниципального района в рамках его жизненного цикла, т.е. часть его элементов будет невостребо-вана до наступления стадии зрелости, что спровоцирует «сжимание» конкурентоспособности Клинского района как туристской территории. Возможные стратегические действия: выявление причин пониженного внимания к туристскому продукту района данной возрастной категории; проведение маркетинговой стимуляции и по возможности устранение «узких мест» восприятия туристского продукта у представителей данной возрастной категории. Потребительской аудитории «от 25 до 45 лет» следует уделять повышенное внимание, потому что рыночная характеристика свидетельствует о максимальной потребительской активности именно в этом возрастном периоде, а учитывая, что эта группа также является основным носителем «опосредованного детского спроса» на туристские продукты, то ее стратегическая важность неоспорима.
10%
□ Из Москвы
□ Из Тверской области
□ Иностранные государства, в том числе СНГ
□ Из Московской области
□ Из других регионов РФ
Рис. 1. Укрупненная структура входящего потока в Клинский муниципальный район по региону-донору
2. Учитывая критерии «стоимость тура в расчете на 1 человека», «рекомендации знакомых или друзей», «интерес к конкретным объектам посещения или территориям» как наиболее важные при принятии решения о приобретении конкретного туристского продукта, то в целях сокращения периода принятия решений о приобретении туристского продукта Клинского района и перехода спроса из категории «потенциальный» в категорию «реальный» необходимо разработать программу «воздействия» на потребителей с адаптированными инструментами стимулирования именно по этим критериям. Возможные стратегические действия: разработка рекомендаций по политике ценообразования и внедрению «специальных цен» на туристские продукты для отдельных категорий потребителей в определенные часы, дни, сезоны, оценить перспективность скидочных программ по системе «Больших групп»; разработать специализированную программу «возвратной лояльности» по системе «Приходи с друзьями (с родителями, детьми, бабушками, дедушками и т.п.)», «Поделись настроением» и т.п.; выявить наиболее эффективные каналы распространения информации об объектах посещения или самих туристских территориях Клинского района для стимулирования «первичного туристского интереса».
3. Опираясь на данные о приемлемой величине потребительских трат на туристско-экскурси-онное обслуживание и сувенирную (памятную) продукцию различного характера, следует провести аудит рыночных предложений Клинско-го района в системе «цена — ассортимент» для определения перспектив и возможностей расширения ассортиментного ряда предложений. Возможные стратегические действия: создание условий для развития партнерских и кооперационных связей между основными производителями муниципального района, предприятиями НХП, объектами показа, посещения и развлечений в целях внедрения практики комплексных (единых) билетов, проектов формата «Карта гостя», Map notes, разработки ассортиментного ряда «Набора туриста» (аутентичные продукты питания, продукция НХП, стилизованные и узнаваемые сувениры и т.п.). На стадии проектирования должны быть максимально полно учтены интересы основных потребительских сегментов.
4. Для туристов и экскурсантов, предпочитающих личный транспорт для путешествий по Клинскому району, которых по результатам исследований более половины из числа состо-
явшихся гостей муниципального района, необходимо совершенствовать и актуализировать систему информационного сопровождения как по месту получения туристско-экскурсионного обслуживания, так и в рамках информационных каналов, востребованных для удовлетворения «первичного туристского интереса». Возможные стратегические действия: разработка контента информационного сопровождения и туристской навигации, проектирование специализированной маршрутной «документации»6, ориентированной на самодеятельного туриста, выделение опорных точек общественного питания для самодеятельных туристов, соответствующих качественному уровню совокупного туристского продукта Клинского района; внедрение разнообразных коммуникационных форм взаимодействия с самодеятельными туристами для стимулирования повторных посещений.
5. Полученные данные о предпочтениях потребителей по организованной форме (через туроператоров и агентов) приобретать познавательные туристско-экскурсионные программы выходного дня и программы лечебно-профилактического отдыха в специализированных учреждениях должны быть учтены при формировании новых предложений в сегменте В2В, а также при актуализации ресурсной базы для туроператоров и турагентов, уже работающих по Клинскому муниципальному району. Возможные стратегические действия: периодический аудит операторской и агентской сети, ориентированной на Клинский муниципальный район; формирование новых предложений для реализации через туроператоров и турагентов.
6. Популярность у потребителей мастер-классов и локальных событийных мероприятий на туристских объектах Клинского района должна использоваться как перспективная основа для дальнейшего совершенствования и развития туристского продукта Клинского муниципального района. Возможные стратегические действия: формирование популярного информационного канала распространения информации о событийных мероприятиях; проведение исследований о возможности и целесообразности проектирования событийных туристских продуктов в более крупном масштабе; учет при этом сложившегося интереса у лояльных потребителей к историческому наследию, к знаменитым личностям, к производственным и промышленным объектам Клинского муниципального района.
6 Карты, путеводители, информационные брошюры по объектам и т. п.
7. Наиболее востребованным источником информации у сложившихся потребителей туристского продукта муниципального района является Интернет, о чем свидетельствует выделение этого канала получения информации у преобладающей доли респондентов. В связи с этим крайне актуальными становятся виды работ, связанные с продвижением туристского продукта Клинского района в среде Интернет. Возможные стратегические действия: разработка комплексной программы продвижения туристского продукта в интернет-среде, которая бы координировалась и поддерживалась мероприятиями общей стратегии развития туризма в районе.
8. Основными регионами, формирующими туристский поток в Клинский муниципальный район, являются Москва и Московская область, следовательно, их необходимо рассматривать как потенциальные площадки сбыта для создаваемых в перспективе новых туристских продук-
тов, а также как приоритетное направление для активной политики продвижения Клинского района как туристской дестинации. Возможные стратегические действия: проведение глубинных замеров потребительской активности, лояльности, потенциального интереса к различным типам туристских продуктов Клинского муниципального района как уже представленных на рынке, так и находящихся на стадии продуктовой идеи, на территории г. Москвы и муниципальных районов Московской области; проведение полномасштабных исследований окружения Клинского района для выявления факторов, сдерживающих и/или ограничивающих формирование спроса на туристские продукты со стороны кросс-регионов или основных регионов доноров турпотока по Российской Федерации; оценка перспективных рынков сбыта туристского продукта Клинского района и разработка стратегии продвижения с учетом их специфики.
Литература
1. Афанасьев О.Е., Вапнярская О.И., Глинкина Е.В., Кривошеева Т.М., Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С., Саранча М.А., Цыщук Е.А. Научное обоснование приоритетных направлений, оптимальной структуры и механизмов развития туристского комплекса Клинского муниципального района Московской области // Отчет о НИР № 1/к от 06.02.2015 (Управление по делам культуры и искусства Администрации Клинского муниципального района).
2. Вапнярская О.И., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М. Проблемы продвижения туристского продукта Ярославской области // Практический маркетинг. 2014. № 7 (209). С. 18—28.
3. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Научный журнал. Т. 9. 2015. № 1. С. 21-28.
4. Зевеке О.Ю., Тырина Т.Г., Кожаев Ю.П. Методологические аспекты формирования целевой аудитории в исследованиях комплексов сельского туризма // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-1. С. 183-188.
5. Кривошеева Т.М. Организационно-качественные параметры регионального рынка туризма (на примере Ярославской области) // Сервис в России и за рубежом. Электронный научный журнал. 2014. № 8 (55). URL http://old.rguts.ru/electronic_journal/number55/contents (дата обращения: 16.01.2015).
6. Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. Электронный научный журнал. 2014. № 6 (53). URL: http://old.rguts.ru/ electronic_journal/number53/contents (дата обращения: 16.01.2015).
7. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Построение рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации как инструмент дифференциации развития туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2012. С. 108-111.
IDENTIFICATION OF FEATURES OF DEMAND
FOR TOURIST PRODUCTS AND SERVICES OF THE KLIN
MUNICIPAL DISTRICT OF THE MOSCOW REGION
Krivosheeva Tat'yana Mikhailovna, PhD (Candidate of Sciences) in Economics, leading researcher, [email protected],
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article is a result of the study "Marketing, organizational and economic evaluation of tourism resources of the Klin municipal district", implemented by the creative team of Russian State University of Tourism and Service in 2015. Among the major research areas were identified: quantitative assessment of the tourist flow on the objects of the Klin municipal area, qualitative assessment of the tourist flow on the objects of the Klin municipal district, assessment of the possibility and expediency of use of resources of the Klin municipal district of various types, in developing the strategy the development of tourism, formation of tourism products and programs that mitigate the effects of seasonality, as well as stimulating entrepreneurial initiative and generate unique value proposition to consumers, risk assessment and identification of strategic benefits promising tourist and recreational development of the Klin municipal district. In the article the author interprets the research material in terms of characteristics of the target consumer groups of tourism products of the Klin municipal area, the characteristics of their consumer behavior and preferences in the sphere of tourism. The main research methods were routing intelligence, audit and certification of tourist and information resources of the municipal district, questioning real consumers of tourist services, case interviewing of authorized representatives of the anchor tourist attractions of the Klin municipal district. To study the opinions of real consumers of tourist services, the author uses the method of questioning at the place of tourist-excursion service; the sample is formed by the main body that requires involvement in the study of all the incoming flow of visitors to tourist object in a certain period, in this case during the opening hours of visiting sites and displaying.
Keywords: questionnaire, interviewing, tour product and services, demand, target group, consumer behavior, consumer preferences
References
1. Afanas'ev O.E., Vapnyarskaya O.I., Glinkina E.V., Krivosheeva T.M., Minaev V.A., Platonova N.A., Pogrebova E.S., Sarancha M.A., Tsyshchuk E.A. Nauchnoe obosnovanie prioritetnykh napravlenii, optimal'noi struktury i mekhanizmom razvitiya turistskogo kompleksa Klinskogo munitsipal'nogo raiona Moskovskoi oblasti [Scientific substantiation of priority directions, the optimal structure and mechanism of development of tourist complex of the Klin municipal district of the Moscow region] // Otchet o NIR № 1/k ot 06.02.2015 (Upravlenie po delam kul'tury i iskusstva Administratsii Klinskogo munitsipal'nogo raiona) [Report on scientific research work № 1/dated 06.02.2015 (Management on Affairs of culture and art of the Administration of Klin municipal district)].
2. Vapnyarskaya O.I., Platonova N.A., Krivosheeva T.M. Problemy prodvizheniya turistskogo produkta Yaroslavskoi oblasti [Problems in the promotion of the tourist product of the Yaroslavl region] // Prakticheskii marketing [Practical marketing]. 2014. № 7 (209).pp. 18-28.
3. Vapnyarskaya O.I., Kharitonova T.V., Krivosheeva T.M. Tendentsii v praktike me-nedzhmenta turistskoi destinatsii [Trends in the practice management of a tourist destination]. // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i ser-visa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 1. pp. 21-28.
4. Zeveke O.Yu., Tyrina T.G., Kozhaev Yu.P. Metodologicheskie aspekty formirovaniya tselevoi auditorii v issledovaniyakh kompleksov sel'skogo turizma [Methodological aspects of formation of the target audience in the research of rural tourism complexes] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research].
2015. № 8-1. pp. 183-188.
5. Krivosheeva T.M. Organizatsionno-kachestvennye parametry regional'nogo rynka turizma (na primere Yaroslavskoi oblasti) [Organizational and qualitative parameters of the regional market of tourism (Yaroslavl region)] // Servis v Rossii i za rubezhom. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Service in Russia and abroad. The electronic scientific journal]. 2014. № 8 (55). URL http://old.rguts.ru/electronic_journal/number55/ contents (Acceded on January 16, 2015).
6. Krivosheeva T.M. Turistskie destinatsii: voprosy formirovaniya marketingovykh strategii [Tourist destination: the questions of forming of marketing strategies] // Servis v Rossii i za rubezhom. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Service in Russia and abroad. The electronic scientific journal]. 2014. № 6 (53). URL: http://old. rguts.ru/electronic_journal/number53/contents (Acceded on January 16, 2015).
7. Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Postroenie reitinga turistskoi privlekatel'nosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii kak instrument differentsiatsii razvitiya turizma [Rating of tourist attractiveness of Russian regions as a tool of differentiation of tourism development] // Transformatsiya nauchnykh paradigm i kommunikativnye praktiki v informatsionnom sotsiume. Sbornik nauchnykh trudov konferentsii. Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii politekhnicheskii universitet [Transformation of scientific paradigms and communicative practices in the information society. Proceedings of the conference. National research Tomsk Polytechnic University]. 2012. pp. 108-111.