Научная статья на тему 'Тема воспитания в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды»'

Тема воспитания в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
245
46
Поделиться
Ключевые слова
ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС / РОМАН / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Ощепкова Ксения Евгеньевна

воспитание это ответственность перед Богом, обществом, государством и своей совестью. Знаменитый английский писатель Чарльз Диккенс считал, что это сокровенный контакт взрослой жизни и детства, который чреват различными опасностями. Он поднимал вопросы воспитания в своих романах, один из которых «Большие надежды».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Тема воспитания в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды»»

Тема воспитания в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды» Ощепкова К.Е.

Ощепкова Ксения Евгеньевна / Oshchepkova Ksenia Evgenyevna - гуманитарный факультет, кафедра зарубежной

филологии, студент Московский финансово-юридический университет, г. Москва

Аннотация: воспитание - это ответственность перед Богом, обществом, государством и своей совестью. Знаменитый английский писатель Чарльз Диккенс считал, что это сокровенный контакт взрослой жизни и детства, который чреват различными опасностями. Он поднимал вопросы воспитания в своих романах, один из которых «Большие надежды».

Ключевые слова: Чарльз Диккенс, роман, воспитание, детство. Keywords: Charles Dickens, novel, education, childhood.

Поведение — это великое зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гете

С чего начинается воспитание человека? Оно начинается с рождения, или даже раньше. Воспитывает человека все его окружение: люди, вещи, явления, но больше всего - люди. И самым наилучшим педагогом по воспитанию являются родители.

Важную роль в воспитании играет семья. В этой ячейке общества закладываются все основные качества личности, которыми будет наделен их «воспитанник». Способность жить в обществе зависит именно от семьи, ведь человек - это частичка общества.

Если современное общество переживает упадок, то нельзя в этом винить только лишь нравы современного социума. Прежде всего, виноват человек, как результат воспитания своими родителями. Получается замкнутый круг: человек-общество-человек.

Вопросов воспитания касались Ч.Диккенс и Э.Золя. Французский писатель развил в своих романах теорию натурализма, из которой следует, что окружение и наследственность - те факторы, которые оказывают огромное влияние на формирование личности. Его предшественника, Чарльза Диккенса тоже волновала проблема человека в социуме. Всем известно, что американского писателя очень волновала тема детства, ведь в каждом его романе главное действующее лицо-ребенок.

Как писатель викторианской эпохи, Чарльз Диккенс использовал следующие признаки, характерные для романа-воспитания:

Автобиографичность;

История происхождения - персонаж-ребенок, чаще всего, это сирота, которому свойственна потеря веры в ценности понятия семьи;

Обучение (научное и морально-этическое) - получение знаний, необходимых для процесса развития, и есть основной стержень романа;

Испытания и скитания - путешествие от дома - это, скорее, побег от провинциальной или обыденной жизни, благодаря которым формируется характер персонажа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Душевный конфликт - основной конфликт заключается внутри душевного мира самого персонажа, а главная цель - достижение гармонии;

Финансовая независимость - финансовое становление героя достигается через получение образования, постепенное оттачивание навыков и опыта работы;

Любовный конфликт - большинство персонажей испытывается не только окружением, деньгами, но и любовью, как правило, чистая любовь противопоставляется порочной.

Таким образом, центральный пункт воспитания по Диккенсу - это зависимость нравственного облика подрастающего поколения от особенностей среды и воспитания, где особую роль играет семья. Именно этот социальный институт имеет изначальное влияние на характер ребенка.

В интервью лондонской «Times» Диккенс ответил, что на опыте собственной жизни он знает, что развитие таких личностных качеств как наблюдательность, настойчивость, самостоятельность мышления и поступков, расширенный кругозор, привычка к точности, порядку, аккуратности, усердие, трудолюбие, умение концентрировать себя на одной цели и есть то, что необходимо для успеха. Иными словами, пояснил писатель, необходимо воспитывать истинный, сильный, волевой характер личности [10, р.33].

В вопросах воспитания для Диккенса первостепенными задачами воспитательного процесса в семье называется задача привития истинных моральных и нравственных ценностей, а также «воспитание настоящего человека. Духовность и гуманизм - вот основные критерии воспитанного человека, в отличие от джентльмена традиционного английского воспитания XIX в. [9, р.49].

Отсюда проистекают и основные задачи - поиск индивидуальных методов и средств обучения и воспитания. Воспитание, по Диккенсу - это сокровенный контакт взрослой жизни и детства, который чреват различными опасностями.

Роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» (1860-1861гг.) считается классическим романом воспитания. Он сохраняет в своем содержании определяющие компоненты - цикличность, свойственную жанру (детство, отрочество, юность), а также практически весь спектр жанровых признаков, (историю рода, познание и воспитание через жизненные испытания и т.д.).

Мною будет рассмотрен роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» как попытка показать насколько воспитание и среда окружения оказывает влияние на формирование личности, а так же проведена сравнительная характеристика главных героев романа - Эстеллы и Пипа.

Тема романа: «Неправильное воспитание»

Пип.

Один из главных героев романа в детстве остался без родителей. Его взяла на попечение старшая сестра со своим мужем Джо и «воспитывала своими руками». Ее обращение с мальчиком было не в меру строгое, жестокое.

«Моя сестра миссис Джо Гарджери была меня старше более чем на двадцать лет и заслужила уважение в собственных глазах и в глазах соседей тем, что воспитала меня «своими руками». Поскольку мне пришлось самому додумываться до смысла этого выражения и поскольку я знал, что рука у нее тяжелая и жесткая и что ей ничего не стоит поднять ее не только на меня, но и на своего мужа, я считал, что нас с Джо Гарджери обоих воспитали «своими руками». [6,с.8]

Еще одним из центральных объектов романа является Эстелла, которая росла в доме полубезумной аристократки. Миссис Хевишем воспитывала девочку, по своим представлениям о жизни, вырастив из нее роковую красавицу. Избаловала эту девочку с детства и привила некую ненависть к мужчинам.

« Презрение Эстеллы было так сильно, что передалось мне как зараза...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Она опять обыграла меня и бросила свои карты на стол, словно гнушаясь победой, которую одержала над таким противником».[6,с.133]

Ближайшее окружение Пипа

Миссис Джо.

Миссис Джо была очень чистоплотной хозяйкой, но обладала редкостным уменением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь.

Будучи всегда занята по горло, старшая сестра моя посещала церковь через доверенных лиц. Таким образом, в церковь она не ходила.

«Моя сестра миссис Джо Гарджери была меня старше более чем на двадцать лет и заслужила уважение в собственных глазах и в глазах соседей тем, что воспитала меня «своими руками». Поскольку мне пришлось самому додумываться до смысла этого выражения и поскольку я знал, что рука у нее тяжелая и жесткая и что ей ничего не стоит поднять ее не только на меня, но и на своего мужа, я считал, что нас с Джо Гарджери обоих воспитали «своимируками».[6,с.8]

Джо.

На протяжении всего романа Джо создает впечатление покладистого мужчины, который страшился свою жену до самой ее смерти. Результатом такой покладистости стало практически полное отсутствие своего мнения или неумение его высказать.

«Моя сестра была далеко не красавица, поэтому у меня создалось впечатление, что она и женила на себе Джо Гарджери своими руками. У Джо Гарджери, светловолосого великана, льняные кудри обрамляли чистое лицо, а голубые глаза были до того светлые, как будто их синева нечаянно перемешалась с их же белками. Это был золотой человек, тихий, мягкий, смирный, покладистый, простоватый, Геркулес и по силе своей и по слабости»[6,с.9].

Ближайшее окружение Эстеллы

Миссис Хэвишем.

Мисс Хэвишем названа в этом романе полубезумной аристократкой. В канун ее собственной свадьбы ее бросил жених, что и стало причиной ее замкнутого и довольно странного образ жизни. С каждым годом она возводила чувство одиночества и презрения к людям до культа, передав его Эстелле.

«Я слыхал кое-что о мисс Хэвишем из нашего города, - о ней слыхали все, на много миль в округе. Говорили, что это необычайно богатая и суровая леди, живущая в полном уединении, в большом мрачном доме, обнесенном железной решеткой от воров.»[6,с.60]

Проблематика неправильного воспитания

Результаты воспитания Пипа и Эстеллы являются плачевными. Пип выбрал пассивный способ достижения цели. Он ждал, что счастье свалится на него с неба, как то богатство, которым он завладел благодаря своему благодетелю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Воспитание сестры сделало меня не в меру чувствительным. Дети, кто бы их ни воспитывал, ничего не ощущают так болезненно, как несправедливость. Пусть несправедливость, которую испытал на себе ребенок, даже очень мала, но ведь и сам ребенок мал, и мир его мал, и для него игрушечная лошадка-качалка все равно что для нас рослый ирландский скакун. С тех пор как я себя помню, я вел в душе нескончаемый спор с несправедливостью.» [6^.31]

Переехав в Лондон, Пип начал вести светскую жизнь, - а именно бесцельно тратить деньги, бездельно проводить дни. Когда он записался в подмастерье к Джо он точно знал, что ему найдется дело, что «кузнецы - сверкающий путь к самостоятельной жизни, к жизни взрослого мужчины» [6^.112] Он начинает «делать долги», вести их расчеты, устраивать обеды. «мы записались кандидатами в члены клуба, который именовался «Зяблики в роще». Я до сих пор не знаю, с какой целью он был учрежден...»[6^.302]

Что касается Эстеллы, то она стала именно такой, какую сделала из нее Мисс Хэвишем. Можно с уверенностью сказать, что полубезумная аристократка преследовала свои корыстные цели, которых она и добилась. Мисс Хэвишем выбрала Эстеллу орудием для мести всем мужчинам, вырастив из нее роковую красавицу.

«Разбивай им сердца, гордость моя и надежда моя! Разбивай их сердца без жалости!»[6,c.254] Эстелла не умела любить. От нее исходило лишь презрение... Однако за такое воспитание поплатилась сама Мисс Хэвишем. Она требовала от Эстеллы невозможного - любви.

«Вам ли об этом спрашивать?...Я такая, какой вы меня сделали. Вам некого хвалить и некого корить, кроме себя; ваша заслуга или ваш грех - вот что это такое... »[6,а344]

Таким образом, в романе «Большие надежды» писатель показывает «голую правду», беспощадно обличая недостатки современного ему общественного устройства. По мнению Чарльза Дикенса, нравственность человека формируется во взаимодействии с социальным окружением. И одним из главных недостатков социума является неправильное воспитание, как в случае с Эстеллой и Пипом.

Литература

1. Анненская А.Н. Чарльз Диккенс. Его жизнь и литературная деятельность. Спб.1987. с.60.

2. Гениева ЕЮ. Диккенс. М.1989. с. 124.

3. Гениева ЕЮ., Парчевская Б.М. Тайна Чарльза Диккенса // Сборник Библиогр. Разыскания М., Кн. палата, 1990. с.534.

4. Катарский И.М. Диккенс // История английской литературы. Издательство Академии Наук СССР, 1943, 1945 и 1953г. URL:http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-anglijskoj-literatury/glava-3-dikkens-katarskij-5.htm (Дата обращения 18.05.2013).

5. Статьи и речи Чарльза Диккенса. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/INPROZ/DIKKENS/d28.txt (Дата обращения 04.02.2013).

6. Чарльз Диккенс. Большие надежды. АСТ, Астрель 2011 г.544с.

7. Честертон Чарльз Диккенс. М., Радуга.1982 280 с.

8. Энгус Уилсон. Мир Чарльза Диккенса. М.,1970.317 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Clark, C. Charles Dickens and the Yorkshire Schools: With His Letter to Mrs. Hall / Cumberland, Clark. London: Chiswick, 1918.

10. Watts, Alan S. The Confessions of Charles Dickens: A Very Factual Fiction / Alan S. Watts - New York: Peter Lang, 1991.