Научная статья на тему 'Тема воспитания в романе Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Дэвида Копперфилда»'

Тема воспитания в романе Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Дэвида Копперфилда» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4162
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / ЖАНР / РОМАН ВОСПИТАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / NOVEL / GENRE / NOVEL OF EDUCATION / CHARACTER FORMATION / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камардина Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению романа Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Дэвида Копперфилда» с точки зрения жанра. В статье дается изображение жизни героя с ранних лет до зрелого возраста. Особое внимание уделяется проблемам воспитания и образования. Цель работы показать влияние системы образования на формирование характера героя, на его судьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of education in «David Copperfield» by Charles Dickens

The genre peculiarities of Charles Dickens's novel «David Copperfield» are considered. The article treats the life of the main hero since early years to mature age. Special attention is given to the problems of education. The aim of this paper is to show the influence of the educational system on the character’s formation, on his destiny.

Текст научной работы на тему «Тема воспитания в романе Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Дэвида Копперфилда»»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 811 ББК 83.3(4)8л

Ю.С. Камардина

тема воспитания в романе ч. диккенса «жизнь и приключения ДЭВиДА КОППЕРФилДА»

Статья посвящена рассмотрению романа Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Дэвида Коп-перфилда» с точки зрения жанра. В статье дается изображение жизни героя с ранних лет до зрелого возраста. Особое внимание уделяется проблемам воспитания и образования. Цель работы - показать влияние системы образования на формирование характера героя, на его судьбу.

Ключевые слова: роман, жанр, роман воспитания, формирование личности, система образования.

Yu. S. Kamardina

THE THEME OF EDUCATION IN «DAVID COPPERFIELD» BY CHARLES DICKENS

The genre peculiarities of Charles Dickens's novel «David Copperfield» are considered. The article treats the life of the main hero since early years to mature age. Special attention is given to the problems of education. The aim of this paper is to show the influence of the educational system on the character's formation, on his destiny.

Key words: novel, genre, novel of education, character formation, system of education.

Роман Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849) по жанру можно отнести к «роману воспитания», в котором речь идет о формировании личности героя, о становлении его характера, о повествовании его жизни от самых ранних детских лет до зрелого возраста [4].

Ч. Диккенс воссоздает в романе историю своего собственного печального детства и впервые ведет повествование от первого лица. Он рассказывает о неосуществившихся мечтах, несбывшихся надеждах, обманувшихся ожиданиях Дэвида, о его трудных и мучительных днях детства, о его тяжелой работе на винном го складе.

В образах и характерах героев рома-го на содержится много такого, что соот-го ветствует как образу и характеру самого ^ Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо <2 ему известным. Например, Дэвид Коп-

перфилд очень напоминает самого писателя, комедийный Микуобер - его отца -Джона Диккенса, а образ Доры является почти точным воспроизведением образа Мэри Биднел - первой любви писателя.

Есть в романе и целые сцены, очень напоминающие реальные жизненные ситуации, в которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей впоследствии его женой — миссис Диккенс.

И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует типические образы. История главного героя в «Дэвиде Копперфилде» совершенно правдива. В этом романе Ч. Диккенса уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с мальчиком сиротой, на которого как с неба сваливается состояние в виде на-

следства, меняющее в одно мгновение многострадальную жизнь героя, отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует художественно воссозданная писателем реальная жизнь с тщательно выписанными бытовыми деталями.

Этот роман является романом воспитания в высшей его фазе, поскольку герой изображен в процессе становления (от младенчества до зрелости). В этой книге Ч. Диккенс довел до совершенства те возможности романа воспитания, которые он заложил в «Жизнь и приключениях Николаса Никльби» (1838-1839) и в «Приключениях Оливера Твиста» (1839) [3].

В «Дэвиде Копперфилде» присутствуют все признаки классического «романа воспитания». Однако в романе Ч. Диккенса жизненный путь героя воссоздается не последовательным соблюдением хода событий, а прихотливой игрой его памяти. «Дэвид Копперфилд» - это роман о воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно, о времени и чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения, перед нами не только роман воспитания, автобиографический роман, но и социально-психологический.

Вместе с тем Ч. Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему этическому анализу, на основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле данный роман является еще и философским. Таким образом, есть все основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический, социально-психологический, философский роман и роман воспитания.

Роман вызывал неоднозначные впечатления и самые различные суждения. Например, Лев Толстой считал это произведение лучшим из всего, что создал Ч. Диккенс [5, с. 259]. Честертон и Тек-керей восторгались им, наши литературоведы тоже давали книге высокую оценку. Однако В.В. Ивашёва, отмечая художественное мастерство романиста, с неодобрением высказывается: «Писатель здесь не касался больших

общественных проблем ... люди воспринимались им как «добрые» и «злые» в зависимости от того, в какой мере они были человечны и как понимали свои общественные задачи» [2, с. 251-252]. Эти мнения тяжело полностью принять, ведь воспитание человека - одна из серьезнейших социальных проблем. Более того, «маленьким человеком» [2, с. 253] вряд ли можно считать заглавного героя романа. В первой половине романа Дэвид Копперфилд действительно близок к описанию угнетенных детей из романов «Жизнь и приключения Николаса Никльби» и «Оливер Твист», его тяготит свой относительно невысокий социальный статус, но, повзрослев, он становится известным писателем и соответственно занимает определенную нишу в обществе. Таким образом, перед нами не «маленький человек», а речь идет об истории мальчика, ставшего известным писателем.

Помимо того, в главном герое Ч. Диккенс воплотил многие черты своего характера, представил тип человека, который «сделал сам себя» и который не стесняется откровенно хвалить себя. Об этом говорится в 42-й главе романа, где Дэвид утверждает: «Ко всему написанному мной о своей настойчивости. о своем терпении, и неизменной энергии. являющихся самыми сильными сторонами моей натуры. могу только добавить... именно эти качества - источник моего успеха» [1, с. 689]. Однако следом Дэвид продолжает: «Видит бог, я пишу это не из хвастовства» [1, с. 689] (I write this in no spirit of self-laudation), но предыдущие слова утверждают обратное. У других диккенсовских героев (Мартин Чезлвит, Николас Никльби) также присутствует автобиографическое начало, которое основывается на их таланте, но проявляется не так очевидно.

Образы, созданные писателем, показывают нам, что не среда, в которой растут герои, оказывает влияние на их судьбу, а система образования. Ч. Диккенс на страницах своих романов демонстрирует всю губительную силу извращенного воспитания, его дети-герои страдают, они обделены вниманием, лишены заботы.

го ч с;

s -&

^

ф с с о ъи го ч s са m d

X

ф

т 2

С

.0 X

го о

X

ф

т

ф

X

го

о п.

X

го

IS

с

о о са

го

X ^

го го

С) 2

Проблема воспитания является доминирующей в творчестве Ч. Диккенса, она занимает в произведениях писателя одно из главных мест, поэтому ее можно считать закономерной. Ч. Диккенс в своих романах изображает людей и учреждения, под воздействием которых происходит формирование человека. Он противопоставляет две школы, в которых обучался Дэвид. Первая школа, которой руководил Кликл, похожа на «Академию Дотбойс-Холл» Сквирса из романа «Жизнь и приключения Николаса Никльби». Владельцы этих частных школ даже внешне напоминают друг друга. Другая школа доктора Стронга немного лучше. Однако методы воспитания в этих учебных заведениях жестоки, безнравственны и беспощадны.

Ч. Диккенс противопоставляет этим «горе-педагогам» Бетси Тротвуд, которая старалась сделать мальчика добрым и открытым, чтобы он стремился быть полезным обществу. Также огромную роль для маленького Дэвида сыграла непродолжительная, но счастливая и беззаботная жизнь со здравомыслящей, доброй и любящей няней Пеготти. Можно считать, что детство главного героя было радостным. Он рос отзывчивым, чувствительным и открытым ребенком. Именно таким Дэвид приходит в дом рыбацкой семьи Пегготи, где его приводит в удивление, что живущий в бедности брат няни Пегготи приютил у себя вдову и усыновил двоих сирот - Эмили и Хэма. Сердца рыбаков не ожесточились, несмотря на их опасную и суровую жизнь. Они готовы поддержать и оказать помощь любому, кто в ней нуждается, и они не оставляют в беде мальчика, у которого умерла мать. Особенно важным для формирования характера Дэвида явилось то, что в начале его жизненного пути ему встречались хорошие люди.

Но вскоре мальчик сталкивается с несправедливостью и жестокостью. Когда мать Дэвида вышла замуж, в его жизни появляется мистер Мэрдстон, который не позволял Дэвиду играть со сверстниками, бесконечно наказывал его за непослушание, заставлял дополнительно заниматься, если тот делал ошибки в от-

ветах. При первом телесном наказании Дэвид кусает Мэрдстона за руку, тем самым выражая свой протест. И после этого случая он оказывается в ужасном пансионе Крикла.

К этому периоду можно отнести появление у Дэвида первых друзей. Это юный аристократ Стирфорт, в котором сочетались благородство, самоуверенность, смелость, развязность, бесцеремонность, цинизм, и оптимистичный добряк Томми Трэдлс. Два разных образа, две модели поведения. По их действиям и поступкам можно определить основу их будущего. Томми отдаст своему другу единственную ценность - подушку, чтобы утешить его. И в жизни он самостоятельно достигнет успеха, с радостью будет заботиться о многочисленном семействе своей жены. А Стирфорт предаст своего учителя, раскроет его тайну (мать Мелла живет в богадельне), тем самым лишит его куска хлеба. В будущем обольстит простую девушку и бросит. Дэвид, хоть и подружился со Стирфортом, не до конца оценивает всю непорядочность его поведения в детстве. И у Копперфилда хватает разума не брать с него пример.

Еще одним другом мальчика становится Агнес, дочь юриста Уикфидда. Она поддерживает его в жизненных испытаниях своим спокойствием, разумностью и добротой. Но именно в этом доме Дэвид узнает, что мир населяют не только добрые друзья, и наблюдает, как пристрастие к спиртному делают мистера Уикфилда зависимым от Урия Хипа. Он открыто ненавидит Дэвида за сопротивление злу и насилию. Но мягкий и доверчивый Дэвид осознает, что со злом нужно бороться, ему нужно противостоять. Поэтому не задумываясь дает пощечину Хипу, когда тот хочет подчинить себе Уикфилда и Агнес. Герой Ч. Диккенса вырос честным человеком, и в этом немаловажная заслуга окружавших его людей. Именно бабушка, Пеготти, Агнес, Стронг научили его бороться с несправедливостью и жестокостью, в какой бы форме они ни проявлялись, противостоять злу, помогать нуждающимся людям.

Несмотря на все трудности, Дэвид сумел сохранить веру в добро, чистую душу

ребенка. Он никогда не забывал, что в самые тяжелые времена на помощь к нему спешили простые люди.

Копперфилд вспоминает о своей жизни и невольно оценивает многие события в ней по-другому, не так, как оценивал их маленький мальчик. Но сквозь повествование известного писателя пробивается голос талантливого и наблюдательного ребенка, который смог так много понять и запомнить.

Ч. Диккенс показывает нам, как маленький мальчик учится отличать зло от

добра, защищать добро, но при этом трезво оценивать свои силы и уметь видеть что-то хорошее и достойное сочувствия даже в отрицательных персонажах. А еще уметь смеяться над самим собой - без этого добро кажется слишком пресным, а зло - слишком страшным. Мягкий диккенсовский юмор спасает роман от излишней назидательности: мы не просто извлекаем жизненные уроки, а проживаем вместе с маленьким и большим Коп-перфилдом его сложную, веселую и печальную жизнь.

Библиографический список

1. Диккенс, Ч. Дэвид Копперфилд [Текст] / Ч. Диккенс. - М.: Эксмо, 2008. - 1208 с.

2. Ивашева, В.В. Творчество Ч. Диккенса [Текст] / В.В. Ивашева. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1954. - 472 с.

3. Камардина, Ю.С. Роман Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» как роман воспитания: проблемы жанровой поэтики [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ю.С. Камардина. - Балашов, 2011. - 167 с.

4. Магазенко, Ю.С. Жанровое своеобразие романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» [Текст] / Ю.С. Магазенко // Междисциплинарный синтез в исследовании ментальных и языковых основ художественного текста. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - С. 57-62.

5. Толстой, Л.Н. О литературе [Текст] / Л. Толстой. - М.: ГИХЛ, 1954. - 765 с.

References

1. Dickens Ch. David Copperfield. M.: Eksmo, 2008. P. 1208. [in Russian].

2. Ivasheva V.V. Ch. Dickens work. M.: Izd.-vo Mosk. un-ta, 1954. P. 472. [in Russian].

3. Kamardina Yu.S. The Ch. Dickens's novel «The life and adventures of Nicholas Nicklby» as novel of education: problems of genre. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Balashov, 2011. P. 167. [in Russian].

4. Magazenko Yu.S. Genre peculiarities of Ch. Dickens's novel "David Copperfield". Tambov: Izdalelskii dom TGU imeni G.R. Derzhavina, 2014. P. 57-62. [in Russian].

5. Tolstoy L.N. About literature. M: GIKhL, 1954. P. 765. [in Russian].

Сведения об авторе: Камардина Юлия Сергеевна,

кандидат филологических наук,

доцент, кафедра иностранных языков,

Балашовский институт (филиал)

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского,

г. Балашов, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Information about the author: Kamardina Yuliya Sergeevna,

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Languages, Balashov Institute (branch) of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Balashov, Russia.

E-mail: [email protected]

ro ч c;

s -&

er <u с с о ъи го ч s са m d

с

т

ф

X

го s о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.