Научная статья на тему 'Тема спорта в искусстве доэкранного периода'

Тема спорта в искусстве доэкранного периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1052
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ЗРЕЛИЩЕ / КАЛОКАГАТИЯ / ДВИЖЕНИЕ И ПЛАСТИКА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА / ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА / ТЕАТР / ФОТОГРАФИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аверкова Анжелика Валентиновна

В статье рассмотрены исторические закономерности возникновения темы спорта в различных видах искусства; предпринята попытка анализа зависимости развития спортивной тематики в искусстве от изменения политического строя; определено влияние спортивной тематики на развитие театрального искусства; проанализирована спортивная тематика в фотографии как первой попытки экранной репортажности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема спорта в искусстве доэкранного периода»

УДК 7.77

А.В. Аверкова

ТЕМА СПОРТА В ИСКУССТВЕ ДОЭКРАННОГО ПЕРИОДА

А. V. Averkova

SPORTS THEMES IN THE ARTS OF THE PRE-CINEMA PERIOD

В статье рассмотрены исторические закономерности возникновения темы спорта в различных видах искусства; предпринята попытка анализа зависимости развития спортивной тематики в искусстве от изменения политического строя; определено влияние спортивной тематики на развитие театрального искусства; проанализирована спортивная тематика в фотографии как первой попытки экранной репортажности.

Спортивное зрелище, калокагатия, движение и пластика, идеологическая функция искусства, живопись и скульптура, театр, фотография, техническая репродукция.

The paper historical laws of appearing sports themes in different kinds of art; an attempt is made to answer the question how the development of the sports theme in art depends on the change of political systems; the influence of the sports themes on the development of dramatic art is determined; the use of sports themes in photography is analyzed as the first attempt of cinema screen reporting.

Sport show, kalos kagathos, plastiques, ideological function of art, painting and sculpture, theatre, photography, technical reproduction.

Спортивное зрелище на экране существует с момента рождения кино. Технические возможности первых кинематографических полотен были далеки от сегодняшних трансляционных возможностей, но тем не менее желание зафиксировать очередной рекорд, миг победы или запечатлеть идеальные формы тела атлета будоражило умы многих режиссеров. Перенос на экран спортивной тематики был обусловлен не появлением кинематографа, а продолжением проб визуальной фиксации спортивного действа различными видами искусств доэкранного периода.

Попытки античных художников запечатлеть момент демонстрации физической мощи и грации атлета тесно связаны не только с развитием культуры, но и с развитием самой государственности.

Так, физическое формирование крепкого тела и сильной воли занимало исключительное место в Древней Греции. Оно выполняло и задачи демонстрации военной мощи государства. Поэтому очевиден государственный интерес к процессу создания воина-защитника, связь государственной идеологии и того, что мы сегодня называем спортом. Эта связь не могла не проявиться и в произведениях искусства.

Физическая красота тела в античности тесно

связывалась с духовной красотой и доблестью. Она входила в понятие калокагатии, которое зародилось еще в архаике: «Калокагатия - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенства» [7, с. 462].

В философии Платона калокагатия - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек, принадлежащий калокагатии, в истинном призвании своем должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса.

Позже в преображенном виде калокагатия продолжала составлять одну из основ этико-эстети-ческого идеала совершенного человека-гражданина эпохи классики. Искусствовед Ю.Д. Колпин-ский подчеркивает: «Поскольку физические упражнения на различных состязаниях и празднествах составляли существенную основу жизни эллина, они получали свое завершение в Олимпийских играх» [4, с. 6].

Игры являлись частью культа Зевса. На время Олимпийских игр устанавливалось перемирие между враждовавшими полисами. С восьмого века до нашей эры летосчисление начали вести по

Олимпиадам (например, третий год одиннадцатой Олимпиады). Победители в особых случаях удостаивались в родном городе почетных мемориальных статуй. Вообще лишь в статуях победителей на Олимпийских играх, широко распространенных в У1-У веках до нашей эры, допускалось изображение не божества, а реального человека. По существу, портретные статуи атлетов являются первыми монументальными произведениями, посвященными реальным людям.

Классический пример - статуя «Дискобол» аттического мастера литья из бронзы. Много веков люди воспринимают эту статую как символ красоты и гармонии: «Его застывшее движение в наклоне высокого для того времени тела человека (сто восемьдесят сантиметров) оставляет загадку потомкам» [1, с. 22].

Первые изображения спортсменов, дошедшие до наших дней, хранят и древнегреческие амфоры. По этим рисункам ученые восстанавливали правила соревнований, проводившихся в то время. Например, на одном из рисунков на вазе VI века до н. э. мы видим соревнования прыгунов в длину с гантелями в руках.

Сложность воплощения темы спорта в изобразительных и пластических искусствах связана прежде всего с передачей движения. Передача движения в статике картины или скульптуры -сложнейшая задача. По словам А.Г. Раппапорта, «оживление картины - это торжество инфантилизма, который, как лягушка, видит только движущееся. А вот скрытое в статике движение уже не различает» [8, с. 46].

Эту проблему по-разному пытались решать художники разных эпох. Достаточно привести перечень наиболее известных гравюр и полотен: «Фехтование» Альбрехта Дюрера (1512 г.); гравюра Лукаса Кранаха «Турнир с копьями» (1509 г.); «Футбол» Джакомо Франко (1610 г.); «Девушка с мячом для игры в волан» Жана Батиста Шардена (1741 г.); «Всадница» Карла Брюллова (1832 г.); «Перед трибунами» Эдгара Дега (1879 г.) и т.д.

Прошлое столетие предприняло новые попытки искусства привлечь человечество к культуре физического совершенства. Скульптуры физкультурников устанавливаются в самых посещаемых местах отдыха не только в СССР. И переклички с античностью здесь вполне закономерны. По мнению А.А. Грицанова, «в коммунистической идеологии идеал всесторонней (разносторонне) разви-

той личности - строителя коммунизма - редуцирует идеал калокагатии применительно к индивиду, лишенному национального и социально-стратификационного своеобразия»[6, с. 463].

В огромном перечне скульптур и полотен советского периода изобилуют однозначные названия, такие же скучные, как и сами произведения: скульптуры «Копьеметатель», «Штангист», «Дискобол» М. Манизера, «Дискоболка» Е. Янсон-Манизер, «Девушка с веслом» И. Шадра, «Лыжники», «Бег», «Эстафета» А. Дайнеки.

Не умаляя их художественных достоинств, очевидно, что эти образы не представляют некую определенную социальную страту. Их безликость -в полном отсутствии таких социальных признаков, как имущественный, профессиональный, образовательный.

Идеология накладывала свой четкий отпечаток на художественное произведение, отражающее тему спорта. Например, скульптор Иван Дмитриевич Шадр отражал в своем творчестве пафос социальных преобразований через революционную романтику и мужественную силу обобщенных образов. Усердие в данном направлении работы вызвало критические замечания от

A.В. Луначарского. Говоря о смелости и безошибочности в познании анатомии, а также в правильной передаче настроения, А.В. Луначарский отмечал некую салонность тщательной отделки. Правда, оговаривался: «Я вполне допускаю, что четкость формы, ее правдивость и вместе с тем сдержанная эффектность статуи произведут на нашего зрителя очень благоприятное впечатление» [3, с. 106].

В советской живописи 1930 - 1940-х годов работы на тему спорта выделялись попыткой демонстрации динамики, пластики и даже проявления искренних чувств: «Девушка с ядром» А. Самох-валова, «Молодежь - на стадионы» Л. Голованова, «Лежащая с мячом» А. Дайнеки и другие. Картины и скульптуры спортивной тематики - нестандартный образ для фиксации желаемого момента.

Исследуя эволюцию спортивного зрелища в визуальных искусствах, нельзя обойти историю театра. Как и изобразительное искусство, театр пробовал проецировать на себя спортивные зрелища. Ошеломляющее движение фигур становится центральным театральным приемом. Не случайно

B.Э. Мейерхольд придавал особое значение «биомеханике». Он отводил движению наиважнейшее

значение в театрально-постановочной деятельности. Даже называл специальную физическую подготовку артиста не репетицией, а тренировкой: «Да сначала нужно расправить мускулы, правильно построить свой скелет, научиться ритмически двигаться, верно задирать голову в ракурсе... Когда приходит слово, оно должно быть на третьей ступени: сначала движение, потом мысль, потом слово. Сначала должен происходить тренаж по акробатической или биомеханической системе, чтобы человек. расправил свои мускулы, научился хорошо дышать, хорошо кричать» [6, с. 238].

Следует оговориться, что здесь речь идет не об отдельных «спортивных» мизансценах (фехтование, различные виды единоборств, стрельба и т.п.), а о целостных постановках. На подмостках Большого театра в 1929 году был представлен балет «Футбол» - дебют Игоря Моисеева на музыку Виктора Оранского. А небывалый успех московского «Динамо» на английском поле 1945 года привел к созданию оперетты «Одиннадцать неизвестных» на музыку Никиты Богословского (либретто В. Духовичного, М. Слободского, Б. Ласки-на). На премьере, в Московском театре оперетты в 1946 году присутствовали в полном составе герои английских матчей.

В 1950 году появился кукольный спектакль Сергея Образцова «2:0 в нашу пользу» по пьесе В. Полякова. Многие театральные режиссеры (Р. Симонов, Ю. Завадский, Н. Охлопков, В. Плу-чек) имели опыт постановок спортивных мизансцен, они регулярно участвовали в постановках физкультурных парадов на Красной площади и столичном стадионе «Динамо».

Сегодня происходит как бы обратный процесс: многие спортивные виды стали образовывать свои самостоятельные театры. Например, театры на льду, театры художественной гимнастики и синхронного плавания, театры спортивного танца, театры конных выездок и конкуров. Такие театры в своей основе предполагают пластическое начало. Еще сто лет назад английский художник и теоретик театра Гордон Крэг писал: «Великие движения еще не могут быть схвачены, даже на протяжении тысячелетий, но когда это придет, то наступит великая благодать, потому что мы будем уравновешивать все точнее, чем делали до сих пор» [5].

В 2009 году впервые в России Санкт-Петер-

бургской труппой балета на льду были осуществлены постановки «Лебединого озера» и «Щелкунчика».

Отдельного исследования требует история еще одного предшественника экранного изображения спорта - фотографии. В передаче движения она выступила как непосредственный предшественник кино и телевидения. Ее технические возможности дали первые, пусть и без сохранения времени, но все же динамичные спортивные репортажи. Фотографу удавалось сделать серию снимков, запечатлевших моменты старта, финиша и промежуточных этапов забега. Коллаж таких снимков вывешивался на специальных вернисажах и имел необычайный успех у публики. Исследователь фотографического искусства Вальтер Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» пишет: «Природа, обращенная к камере, - это не та природа, что обращена к глазу; различие прежде всего в том, что место пространства, освоенного человеческим сознанием, занимает пространство, освоенное бессознательным» [2, с. 71].

На рубеже XIX и XX веков средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором они не только начали превращать в свой объект всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности.

Техническое развитие экранных искусств никогда не оставалось вдали от спортивного зрелища. Во многом благодаря стремлениям художника найти достойные формы и методы переноса спортивного массового зрелища на экран эстетически совершенствовался кинематограф, а впоследствии и телевидение, их технические возможности. А сама тема спорта стала успешно эксплуатироваться не только кинематографом. Телевидение, взяв на вооружение спортивное зрелище, создало не только глобальный сегмент полипрограммирования, но и специализированные спортивные каналы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базунов, Б.А. Боги стадионов Эллады / Б.А. Базунов. - М.: Терра Спорт, 2002. - С. 256.

2. Беньямин, В. Краткая история фотографии / В. Бень-

ямин // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. - М.: Медиум, 1996.

3. Воронова, О.А. Шадр / О.А. Воронова. - М.: Молодая гвардия, 1969. - 192 с.

4. Колпинский, Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности / Ю.Д. Колпинский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 160 с.

5. Крэг, Г. Искусство театра / Г. Крэг. - СПб.: Живое слово, 1914.

6. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи / В.Э. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1968. - Ч. 2.

7. Новейший философский словарь. - 2-е изд., пер. и доп. - Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2003. -1280 с.

8. Раппапорт, А.Г. Девяносто девять писем о живописи / А.Г. Раппапорт. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.

Аверкова Анжелика Валентиновна - телеканал «Беларусь-ТВ» Белорусской государственной телерадиокомпании (г. Минск).

Тел.: +375-44-778-01-06; e-mail: [email protected]

Averkova, Angelika Valentinovna - Chef Executive Officer, "Belarus-TV", Belarus State TeleRadioCompany, Minsk. Те1.: +375-44-778-01-06; e-mail: [email protected]

УДК 81.42

А.И. Белоусова

ФРЕЙМОВАЯ МОДЕЛЬ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОНОМАСТИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА «РОССИЯ»

A.I. Belousova

FRAME MODEL AS A METHOD OF STRUCTURING THE ONOMASTIC

CONCEPT OF RUSSIA

Статья посвящена анализу функционирования ономастического концепта «РОССИЯ» в заголовочных комплексах газет-но-публицистического дискурса. Материалом для исследования явились заголовочные комплексы газет «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Новая газета». Указанный концепт представлен с помощью фреймовой модели, которая базируется на двух основных фреймах - «Страна», «Государство».

Концепт, фрейм, фреймовая модель, заголовочный комплекс, имя собственное.

The paper deals with the analysis of the onomastic concept of RUSSIA functioning in the headline complexes of the "Argumenty i Fakty", "Nezavisimaya Gazeta" and "Novaya Gazeta" newspapers. The concept is represented through a frame model, which is based on two base frames: STRANA (country) and GOSUDARSTVO (state).

incept, frame, frame model, headline complex, proper name.

Имя собственное как репрезентативная единица ономастического концепта, структурированного на базе ментального фрейма (или - фреймов), вынесенное в сильную позицию заглавия и функционирующее в одном из самых массовых типов дискурса - газетно-публицистическом, содержит комплекс многослойной концептуальной информации.

Обращение к ономастике с когнитивных позиций совпадает с общей логикой современных когнитивных исследований в лингвистике, которые ориентированы на исследование модели организации и обработки концептуального содержания в языке. Процессы концептуализации дискурсивной деятельности рассматриваются в лингвистике чаще всего с позиции теории фреймов. Подход к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.