УДК 82 ПавловаЮ.С., ТарасоваИ.И.
Павлова Ю.С.
магистрант 2 курса филологического факультета Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
Научный руководитель: Тарасова И.И.
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
ТЕМА СЕМЬИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА
Аннотация: в данной статье анализируется тема семьи в произведениях русских писателей XIX, особенности изображения семейных отношений у различных авторов отечественной литературы. Литература второй половины XIX века представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать «семейными».
Ключевые слова: семья, традиции, автор, духовность, нравственность.
Тема семьи в произведениях русских писателей XIX века играет важную роль, так как она отражает не только особенности семейных отношений, но и более широкий культурный контекст того времени. В XIX веке в России активно формировались национальные литературные традиции, в которых тема семьи становилась одним из ключевых элементов, отражающих духовные и нравственные поиски общества.
Семья в произведениях русской литературы XIX века не только была основным социокультурным институтом, но и важным элементом,
символизирующим единство и противоречия между личным и общественным. Писатели того времени стремились показать семью не только как личную, но и как общественную ценность, что находило отражение в их языке, символике и сюжетах.
В XIX веке Россия переживала множество социальных и экономических преобразований, что отразилось на семейных ценностях. Так, в произведениях таких писателей, как Александр Пушкин, Николай Гоголь и Лев Толстой, можно видеть эволюцию восприятия семьи: от патриархальных устоев к новому пониманию личной и семейной свободы. Например, в романах Толстого («Анна Каренина», «Война и мир») отношения внутри семьи часто отражают противоречия между долгом и личными стремлениями. романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является «мысль семейная». Писатель утверждал, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: «Он — сама распущенная доброта». Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром «читать тайное» людей и природы, очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя, открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.
Русские писатели использовали семью как микрокосм общества, в котором отражались социальные конфликты. В «Обломове» Ивана Гончарова тема семьи поднимается через проблему бездеятельности и утраты цели. Обломов, находясь в состоянии постоянной апатии, является примером того, как семейные и личные кризисы могут перерасти в экзистенциальный конфликт.
Семейные отношения становятся символом утраты национальной и личной идентичности.
В литературе XIX века, особенно в творчестве Достоевского, семья приобретает сакральное значение, отражая не только личные, но и духовные поиски героев. В романах «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» семья символизирует борьбу между добром и злом, земным и духовным. Достоевский показывает, как семейные отношения формируют личность и оказывают влияние на выбор жизненного пути, тем самым подчеркивая значение религиозных ценностей в жизни общества.
Семейные отношения в литературе XIX века описываются через специфический язык, который выражает традиции, обычаи и ценности русского общества. Например, слова и фразы, касающиеся семейных обязанностей и взаимоотношений, нередко наполнены глубокими культурными смыслами. Писатели используют образы дома, отца, матери как символы стабильности, надежности, но также и давления и социальной ответственности. Рассмотрим основные символы «семьи» в произведениях отечественной литературы данного периода.
Символика дома. Дом в литературе становится не просто местом проживания, но и пространством духовного становления. В произведениях Толстого и Достоевского дом часто олицетворяет внутренний мир героев и их моральные поиски.
Лексические особенности. Язык произведений XIX века изобилует архаизмами и выражениями, которые подчеркивают ценность семьи как священной, нерушимой единицы. Часто встречаются эпитеты и метафоры, описывающие членов семьи, что позволяет раскрыть отношения и внутренние переживания героев.
Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать «семейными». Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой
и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая "старые порядки", по верному замечанию Кулигина, настоящая «ханжа»: «нищих оделяет, а домашних своих заела совсем» В страхе держит своё семейство и «ругатель, каких поискать», «пронзительный мужик» Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: «Голубчики, не рассердите». Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.
«Семейным романом» можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — боевом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет, с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из «кружовника», Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом («...сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход»), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают «старики Базаровы», души не чающие в ненаглядном «Енюшеньке» и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать.»
Исследователей XX века объединяет следующее: все они рассматривают семью в социопсихологическом или психобиологическом ракурсе. Психологический анализ может быть более или менее глубоким, но общим его свойством остаётся рассмотрение человека в качестве самодостатачной реальности, что, бесспорно, не может быть пригодно для анализа этико-философского, так как редуцирует многие моменты, скажем, религиозного сознания, до простой психологии и сужает тем самым область его соприкосновения с нравственным сознанием. Даже в тех случаях, когда «чистый» психолог ведёт разговор о трансцендировании человека, ресурсов психологии не хватает для широкого и последовательного разъяснения.
При ответе на вопрос «в чем сущность и смысл семьи?» во всех работах ставятся акценты по-своему. Но в них можно выделить общие ориентиры минимума и максимума состоявшейся семьи: семья благополучная и семья счастливая. Минимум: опыт показывает, что семья возможна и помимо любви. Следовательно, нужно выяснить условия, необходимые для того, чтобы такая семья была благополучной. Максимум: семья не просто благополучной, а счастливой может быть только если в ней есть любовь, и если эта любовь не прекращается. Из этого, психологи, говорящие о максимуме, делают заключение о необходимости выявления стереотипов и схем поведения, которые приводят к разрушению семьи, чтобы выработать своего рода психологическое противоядие этому явлению для её сохранения, т. е., в конечном счете, тоже схем. Между тем, представляется очевидным, что нечто большее, чем благополучие может возникнуть только за пределами схем, следовательно, для разрешения
Таким образом, тема семьи в произведениях русских писателей XIX века является многогранным явлением, которое раскрывается через культурные, лингвистические и духовные аспекты. Семья в русской литературе XIX века выступает как символ общества и, одновременно, как площадка для духовных поисков и разрешения социальных конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сильвестр, протопоп. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Пер. с древнерусского В.В. Колесова. - Москва: АСТ, 2015. - 288 с;
2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 2. / В.Г. Белинский - М.: Академия наук СССР, 1953.- 405 с;
3. Лихачев Д. С. Великое наследие / Д.С. Лихачев // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Художественная литература, 2014. - С. 273-277;
4. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ нач. XIX века). СПб.: Искусство, 1994.- 399 с;
5. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
6. А.Н. Островский «Гроза»;
7. И.С. Тургенев «Отцы и дети»;
8. И. Гончаров «Обломов»;
9. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»
Pavlova Yu.S., Tarasova I.I.
Pavlova Yu.S.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
Scientific advisor: Tarasova I.I.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
THEME OF FAMILY IN WORKS OF RUSSIAN WRITERS OF NINETEENTH CENTURY
Abstract: this article analyzes the theme offamily in the works of Russian writers of the XIX century, the peculiarities of the image of family relations among various authors of Russian literature. The literature of the second half of the XIX century presents to the reader a whole series of works that can be safely called "family".
Keywords: family, traditions, author, spirituality, morality.