Научная статья на тему '«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII-XIX ВЕКОВ'

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII-XIX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тема любви / брак / семья / вопросы взаимоотношения полов / литературный дневник / мемуары / поэтика / сюжет / композиция / theme of love / family / issues of gender relations / literary diary / memoirs / poetics / plot / composition

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаповалова Ю. С., Козлова Г. А.

В данной работе мы осветим тему семейного уклада в русской литературе XVIII-XIX веков: значимость темы семьи в русской литературе объясняется тем, что уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти – это индикатор уровня культуры и развития человека как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FAMILY THOUGHT» IN RUSSIAN LITERATURE OF XVIII-XIX CENTURIES

Russian literature of the XVIII-XIX centuries: the importance of the family theme in Russian literature is explained by the fact that respect for family traditions, the past, and memory is an indicator of the level of culture and development of a person as a person.

Текст научной работы на тему ««МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII-XIX ВЕКОВ»

УДК 82 Шаповалова Ю. С., Козлова Г.А.

Шаповалова Ю.С.

магистрант 1 курса Института русской и иностранной филологии Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

Научный руководитель: Козлова Г.А.

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХУИ1-Х1Х ВЕКОВ

Аннотация: в данной работе мы осветим тему семейного уклада в русской литературе ХУШ-Х1Х веков: значимость темы семьи в русской литературе объясняется тем, что уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти - это индикатор уровня культуры и развития человека как личности.

Ключевые слова: тема любви, брак, семья, вопросы взаимоотношения полов, литературный дневник, мемуары, поэтика, сюжет, композиция.

Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои,

принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу — это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!

Внутрисемейные отношения и связи по большому счету являются первостепенными сюжетами в творчестве любого писателя. Российская художественная литература не имеет такого прозаика, который бы не обращался к теме отцов и детей, внутрисемейным отношениям в своем творчестве. А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем, А.Н. Островским, И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, A.M. Горьким, М.А. Шолоховым и многими другими мастерами художественного слова рассматривалисьвопросы, относящиеся к обществу и человеку, в целом, сквозь призму социально-бытовой сферы жизни. Актуальныежизненные проблемы, неурядицы, трагедии имеют прямую связь с особенностями домашнего очага.

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: «Отвяжись, матушка, как навязалась!» Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это «злонравия достойные плоды».

В семейной жизни большое внимание уделялось достойному воспитанию детей. Великий русский князь Владимир Мономах написал «Поучение», желая уберечь своих детей от ошибок, помочь им осознать силу и

ценность единственно достойного человека пути. Он утверждает добрые наклонности: «Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее. Чего не умеете, тому учитесь. Усердно трудитесь» [Лихачев 2014:25]. Князь учит детей правилам взаимоотношений с людьми: «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Больного навестите. Напойте и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. Более всего чтите гостя, если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием». [Лихачев 2014 : 27] Он призывает детей к борьбе с дурными наклонностями: «Не ленитесь. Леность ведь мать всему дурному. Соблюдайте слово свое. Гордости не имейте в сердце и уме». [Лихачев 2014 : 29]

Забота о детях в «Домострое» рассматривалась как совершенно естественное чувство, так же как и забота об их физическом состоянии. В семье они ближе к слугам, чем к родители главный долг детей - абсолютное послушание в детстве, юности забота о родителях в старости. «Домострой» призывает членов семьи к союлюдению заповедей - основе благополучной жизни. «Да самому себе государю и жену, и дети, да и домочядцев учити не красти, не блясти, не солгати, не оклеветати, не завидети, не обидити чюжаго, не претися всуе, не осуждати, не бражничяти, не просмеивати, ни помнити зла, не гневатися ни на кого, и к болшим бытии посслушну и покурну, а к средним - любовну, а к меншим и ко убогим - приветну и милостиву. Со всякими управа без волокиты, наипаче наимита наимом не изобидети, а всякая обида з благодарением терпепти Бога ради: и понос и укоризна. Аще по делом поносят и укоряют - сие любовию приимати, и от такого безумия отвращатися, а против не мстити» [Сильвестр, 2015 : 63].

Таким образом, древнерусская литература представляет собой не только выдающийся памятник старинной жизни, но и тот пласт, на котором получила свое первоначальное развитие духовность русского человека. Изучая произведения древнерусской литературы, мы имеем возможность познакомиться с событиями древней истории нашей родины, сверить свои

оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени, усвоить сложные понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убедиться в истинности духовно - нравственных ценностей русского народа. Значение литературы Древней Руси как основополагающего фактора формирования дальнейшей литературы достаточно велико.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать «семейными». Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая "старые порядки", по верному замечанию Кулигина, настоящая «ханжа»: "нищих оделяет, а домашних своих заела совсем". В страхе держит своё семейство и «ругатель, каких поискать», «пронзительный мужик» Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: «Голубчики, не рассердите». Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

«Семейным романом» можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — боевом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет, с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из «кружовника», Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении

нигилизмом («... сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход»), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают «старики Базаровы», души не чающие в ненаглядном «Енюшеньке» и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать... »

Несомненно, литература предоставляет нам колоссальный жизненный опыт, развивая при этом в человеке чувство красоты - красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сильвестр, протопоп. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину/ Пер. с древнерусского В.В. Колесова. - Москва: АСТ, 2015. - 288 с;

2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 2. / В.Г. Белинский - М.: Академия наук СССР, 1953.- 405 с;

3. Лихачев Д. С. Великое наследие / Д.С. Лихачев // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Художественная литература, 2014. - С. 273-277;

4. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ нач. XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб. :Искусство, 1994.- 399 с.

Shapovalova Yu. S., Kozlova G.A.

Shapovalova Yu. S.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

Scientific advisor: Kozlova G.A.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

«FAMILY THOUGHT» IN RUSSIAN LITERATURE OF XVIII-XIX CENTURIES

Abstract: Russian literature of the XVIII-XIX centuries: the importance of the family theme in Russian literature is explained by the fact that respect for family traditions, the past, and memory is an indicator of the level of culture and development of a person as a person.

Keywords: theme of love, family, issues of gender relations, literary diary, memoirs, poetics, plot, composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.