Научная статья на тему 'Тема пути в «Житии инока Епифания»'

Тема пути в «Житии инока Епифания» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / ЖИТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ПУСТЫНЬ / ОБРАЗ КРЕСТА / HAGIOGRAPHY / LIFE / CAREER / DESERTS / THE IMAGE OF THE CROSS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гурова Е. П.

В статье рассматривается тема пути в Житии инока Епифания. Выделяется два аспекта понимания пути в тексте: как реализация и духовное движение героя от идеи личного спасения к идее борьбы с никонианской ересью ради спасения всего мира и как перемещение в пространстве с целью поиска идеального локуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEME PATH «INOKA EPIPHANIUS LIFE»

The article tells us about the life of inok Epiphanius. Two aspects stand out path in the text: understanding how spiritual movement hero from the idea of personal salvation to combat nikonianskoj heresy in order to save the world, and as moving through space to fi nd the perfect locus.

Текст научной работы на тему «Тема пути в «Житии инока Епифания»»

ФИЛОЛОГИЯ □>a

Е.П. ГУРОВА

аспирант кафедры истории русской литературы XX - XIX вв. Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 953 620 05 35

ТЕМА ПУТИ В «ЖИТИИ ИНОКА ЕПИФАНИЯ»

В статье рассматривается тема пути в Житии инока Епифания. Выделяется два аспекта понимания пути в тексте: как реализация и духовное движение героя от идеи личного спасения к идее борьбы с никонианской ересью ради спасения всего мира и как перемещение в пространстве с целью поиска идеального локуса.

Ключевые слова: агиография, житие, жизненный путь, пустынь, образ креста.

Применительно к агиографии тема пути может быть рассмотрена в двух основных аспектах. Первый - это перемещение героя в пространстве. движение от одного реального локуса к другому. Второй представляет собой собственно жизненный путь, путь подвижничества, уподобления Христу, конечной целью чего является обретение жизни вечной. Эти аспекты, несомненно, взаимосвязаны, поскольку святой, меняя локальную ситуацию, может воздействовать на статус локу-са, сакрализуя его. Следствием такого движения являлось, в частности, основание новых обителей (как, например, в Житии Саввы Освященного). В то же время миссионерская или проповедническая деятельность святых, требующая перемещения в пространстве, становилась способом реализации избранного героем подвига и способствовала достижению цели «жизненного пути».

В автобиографическом «Житии» одного из выдающихся деятелей старообрядчества XVII века инока Епифания, написанного им в пустозерской ссылке, вероятно, в 1675 или 1676 г., мы обнаруживаем развитие обоих вариантов темы пути.

Ключевым эпизодом для понимания темы пути в «Житии» инока Епифания является чудесное видение в «темничном оконце». Начинается данный эпизод с внутреннего монолога автора, находящегося в темнице, «яко во гробе», и охваченного «великой печалью», которая «возмутиша всю внутреннюю» его: «Что се творится надо мною, бедным? Монастырь оставил, в пустыне не

© Е.П. Гурова

жил, а колико ми в пустыне Христос и Богородица чюдных показа богознамений! И то мя не удержа тамо, пошел к Москве: хотел царя отвратити от погибели его, злые ереси никониянския хотел от него отлучить и спасти его. А ныне царь пуще и старово погибает, християн зле всяко мучит за истинную святую старую Христову веру. А я ныне в темнице, яко во гробе, сижу, жив, землею погребен; всякую нужу терплю темничную <...> А не ведаю, ест ли то на ползу и спасение бедной и грешной души моей и приятно ли то и угодно ли то Богу, свету нашему, сия вся моя страдания. Аще бы ведал, что есть на пользу и на спасение бедной и грешной души моей и Христу-Богу приятна моя бедная страдания, то бы с радостию терпел вся сия, о Христе Исусе» [4,с.197]. Как видим, здесь Епифаний перечисляет все этапы своего реального пути как перемещения в пространстве и в то же время соотносит этот путь с путем духовного движения, причем перемещения из пустыни в Москву, а затем в ссылку автор связывает с задачей спасения царя и истинно христианской веры от никонианской ереси, с одной стороны, и с задачей спасения своей «бедной и грешной души», с другой. Завершается эпизод чудесным видением: «И вижу сердечныма очима моима: темничное оконце мое на все страны широко стало и свет велик ко мне в темницу сияет. Аз же зрю прилежно на той великий свет. И нача той свет огустевати, и сотворися ис того света воздушнаго лице, яко человеческое; очи, и нос, и брада, по-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

добно образу нерукотворенному Спасову. И рече ми той образ сице: “Твой сей путь, не скорби”» [4,с.197]. Несомненно, в данном случае выражение «твой сей путь» метафорично, обозначает тот жизненный подвиг, который совершил Епифаний.

Аналогичный по семантике эпизод, позволяющий рассматривать тему пути как историю борьбы и страданий, имеется в Житии протопопа Аввакума, им самим написанном. Мы имеем в виду сон о корабле, украшенном «разными пестротами». «Юноша светел», находящийся на нем, предлагает Аввакуму: «Твой корабль! На, плавай на нем з женою и детьми, коли докучаешь!» [4,с.43]. Проснувшийся герой размышляет: «что се видимое? И что будет плавание?» [4,с.43]. Известная с древнейших времен метафора плавания как жизненного пути получает в данном отрывке свое оригинальное воплощение. Для Аввакума это чудесное видение и предзнаменование, и момент выбора жизненного пути. Недаром ему предшествует эпизод борения с «огнем блудным», который Аввакум побеждает, подобно подвижникам прошлого, терзанием собственной плоти (жжет руку над свечою). После же видения прекрасного корабля окончательно определяется направление деятельности протопопа, который, говоря словами А.М. Панченко, ратует за «оцерковливание быта».

В Житии инока Епифания герой почти в конце сочинения и в конце жизни получает свыше подтверждение правильности своих действий, богоу-годности избранного подвижнического пути. Что же этому предшествует? Каков путь героя?

Многие исследователи (А.Н. Робинсон,

Н.В. Понырко, И.П. Еремин) обращают внимание на то, что «Житие» Епифания написано в два приема и состоит из двух частей: в первой части автор рассказывает о своей жизни на севере, в «пустыне» на реке Суне; во второй - преимущественно о своей пустозерской ссылке и о всем том, что он там пережил, «страдая» за «правую» веру.

В первой части перемещение героя в пространстве связано с его поисками уединенного места, которое было бы наиболее пригодным для личного спасения. Первый этап - пребывание в некоем городе: «И как скончалися отец мой и мати моя, и аз, грешный, идох во град некий, зело велик и многолюден, а град благочестивой, христианской, и пребых в нем седмь лет»

[4,с.174]. Следующий этап связан с решением принять монашество, что осмысляется как выбор жизненного пути и приводит к перемещению в пространстве: «И прииде ми помысл взыскати пути спасения. И идох ко Всемилостивому Спасу во святую обитель Соловецкую, ко преподобным отцем нашим Зосиме и Саватию» [4,с.174]. В Соловецком монастыре Епифаний пробыл двенадцать лет, последние из которых совпали с никонианскими реформами. В результате оформилось желание уединиться, отрешиться от отступников и еретиков: «И от тоя тоски и печали, по совету и по благословению старца келейнаго и отца духовнаго, взем книги и иная нужная, потребная пустынная, и благословил мене старец образом Пречистыя Богородицы со младенцем Исус Христом, - медяным, вольяшным, и изыдох от святаго монастыря милости у Христа просити себе и людем в дальнюю пустыню на Суну-реку, на Виданьской остров...» [4,с.175]. Здесь по благословению старца Кирилла Епифаний отправляется в келью, «идеже бес живет», затем рядом с нею герой отстраивает свое жилище. Таким образом, обретается пространство, потребное для реализации избранной цели, - личного спасения. Это пространство сакрализуется присутствием в нем образа «вольяшной медяной Пречистыя Богородицы со Исус Христом», оно прекрасно, оно защищено от воздействия внешней неблагоприятной среды и в буквальном смысле этого слова в огне не горит. Данный локус обладает качеством уединенности (на острове, в полуверсте от кельи старца Кирилла). Несмотря на то, что Епифаний заявляет о намерении в своем отшельническом житии «милости просити у Христа, и Богородицы, и святых его» не только себе, но и людям, на деле в первой части текста главным аспектом жизненного пути оказывается активная борьба святого с бесами, которые постоянно тревожат его и которых он непременно побеждает благодаря заступничеству Богородицы.

«Прекрасная пустыня» становится тем местом, где совершается духовное развитие Епифания. Эпизоды борьбы с бесами, конечно, обладают некоторым сходством друг с другом, но каждый из них, несомненно, с точки зрения самого автора является определенным шагом в его продвижении по пути к совершенному идеалу. В конце первой части Епифаний приходит к

ФИЛОЛОГИЯ

значимому для себя выводу: «без благодати Духа Святаго невозможно одолети не токмо зверя, или беса, или человека, но и худаго и ничтоже мнима-го всякаго дела без помощи Божий невозможно исправити» [4,с.182]. А это свидетельствует о переходе инока на новую духовную ступень и приобретении определенного жизненного опыта.

Вторая половина жития в своей сюжетной части начинается с рассказа «кресте Христа-Бога и Спаса нашего». Если в первой части все повествование было подчинено истории личного спасения и именно этому способствовали все перемещения в пространстве и характеристики обретенного локуса, то вторая часть, события ко -торой также концентрируются вокруг Епифания, тем не менее имеет несколько иную направленность. С нашей точки зрения, чудо о кресте является неким связующим звеном между ними. С одной стороны, действие происходит еще в «прекрасной пустыни», а с другой - герой ориентирован уже не только на самого себя, но и на людей, ради которых он изготавливает поклонный крест. Кстати говоря, образ креста, возникающий еще в локусе «пустыни» становится особенно значимым во второй части жития, поскольку именно этим «рукоделием» - изготовлением крестов (только значительно меньших размеров) Епифаний занимается в пустозерской ссылке.

Рассказ о перемещении старца в Москву, о собственно борьбе с никонианами в Житии отсутствует, хотя в рассмотренном выше эпизоде чуда в «темничном окне» Епифаний называет Москву как одно из мест его пребывания в течение жизни. Герой, как мы помним, горюет о том, что ни в монастыре, ни в пустыни ему не жилось. Почему он покидает свою келейку? Думается, что ответ на этот вопрос дается в двух следующих чудесах из второй части: «О преподобием Ефросине, иже во Андомскую пустыню забежа от никонияньския ереси и скончася тамо о Христе Исусе» и «Чюдо Пречистыя Богородицы». Прямых указаний на необходимость путешествия, перемещения в пространстве здесь нет, но в жизнь Епифания, исполненную забот о своей душе, врывается жизнь страны, нестроения в церкви, и, вероятно, он осознает необходимость не только культивировать христианские идеалы благочестия в себе, но и нести их окружающим.

Интересно, что в четвертом эпизоде - «Ино чюдо Пречисты Богородицы» - пространство

меняется, теперь это Пустозерск, где Епифанию и его соратникам отсекли руки и урезали языки. В следующем эпизоде автор возвращается к событиям, происходившим в Москве и Братошине, где иноку в первый раз резали язык. Затем рассказывается о заточении в Пустозерской темнице и новой казни. Таким образом, для второй части Жития оказывается совершенно безразличным порядок перемещения героя в пространстве, да и само пространство за пределами Пустозерска не имеет особого значения. Определяется второй значимый локус - «темница, яко гроб», которая определенно противопоставлена по своим характеристикам «прекрасной пустыни». Собственно существенным для пути героя оказывается поиск идеального пространства и его обнаружение сначала в виде уединенной келии, затем отказ от нее ради служения Богу и спасения себя и людей в земляной тюрьме. Если «прекрасная пустыня» идеальна для целей личного спасения, то темница идеальна для целей широкого общественного характера. В келье на острове Епифаний сам ограничивает себя в контактах с миром и в возможности воздействия на мир. В земляной тюрьме герой находится в вынужденной изоляции, которая оказывается мнимой, ее границы преодолеваются при помощи писательской, просветительской и полемической деятельности не только самим Епифанием, но и другими заключенными-старообрядцами. Этому в немалой степени способствует и рукоделие героя, изготовляющего кресты, в которых, как известно, на волю передавались сочинения пустозерских затворников.

Образ креста приобретает символическое значение: Епифаний не только вырезает кресты из дерева, но и несет свой крест, что подтверждается словами Спаса из видения в «темничном окошке»: «Твой сей путь! Не скорби» [4,с.197]. Этот крестный путь героя и есть его жизненный путь, его образ подражания Христу.

Таким образом, тема пути в Житии инока Епифания реализуется и как духовное движение героя от идеи личного спасения к идее борьбы с никонианской ересью ради спасения всего мира, и как перемещение в пространстве с целью поиска идеального локуса, потребного для реализации крестного пути подвижника-мученика.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л.,1987.

2. Житие Епифания // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 2. Л.,1989.

3. Понырко Н.В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой литературе // ТОДРЛ. Л.,1974. XXXIX. С.154-169.

4. Пустозерская проза: Сборник /Сост., предисловие, комментарий, переводы отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. М.,1989.

5. Робинсон А.Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т.15.

E.P. GUROVA

THEME PATH «INOKA EPIPHANIUS LIFE»

The article tells us about the life of inok Epiphanius. Two aspects stand out path in the text: understanding how spiritual movement hero from the idea of personal salvation to combat nikonianskoj heresy in order to save the world, and as moving through space to find the perfect locus.

Key words: hagiography, life, career, deserts, the image of the cross.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.