Научная статья на тему 'ТЕМА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКИХ СМИ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ТЕМА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКИХ СМИ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
362
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЛЖЕПАТРИОТИЗМ / ГОРДОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛИЗМ / РОДИНА / РЕГИОН / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Возжеников Анатолий Васильевич, Кузнецов Андрей Николаевич

В статье раскрывается деятельность СМИ по освещению темы патриотизма и гражданственности в различные периоды истории России. Акцентируется внимание на возрастание роли массмедиа в пропаганде темы патриотизма и гражданственности в современных условиях. Обращается внимание на укрепление исторической памяти населения путем распространения достоверного контента через новые медийные средства. Автор анализирует эволюцию и различные проекты патриотической направленности в новых медиа и делает вывод о их полезности и перспективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Возжеников Анатолий Васильевич, Кузнецов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF PATRIOTISM AND CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN MEDIA: RETROSPECTIVE AND MODERNITY

The article reveals the activities of the media to cover the topic of patriotism and citizenship in various periods of the history of Russia. Attention is focused on the increasing role of the mass media in promoting the theme of patriotism and citizenship in modern conditions. Attention is drawn to strengthening the historical memory of the population by distributing reliable content through new media means. The author analyzes the evolution and various patriotic projects in new media and concludes about their usefulness and prospects.

Текст научной работы на тему «ТЕМА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКИХ СМИ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ»

■ ■ ■ Тема патриотизма и гражданственности в российских СМИ: ретроспектива и современность

Возжеников А.В.1, Кузнецов А.Н.2

1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

2. Российский союз ветеранов Афганистана, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье раскрывается деятельность СМИ по освещению темы патриотизма и гражданственности в различные периоды истории России. Акцентируется внимание на возрастание роли массмедиа в пропаганде темы патриотизма и гражданственности в современных условиях. Обращается внимание на укрепление исторической памяти населения путем распространения достоверного контента через новые медийные средства. Автор анализирует эволюцию и различные проекты патриотической направленности в новых медиа и делает вывод о их полезности и перспективности.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, лжепатриотизм, гордость, толерантность, национализм, родина, регион, историческая память.

Для цитирования: Возжеников А.В., Кузнецов А.Н. СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы // Коммуникология. 2022. Том 7. No 3. C. 76-88.

Сведения об авторах: Возжеников Анатолий Васильевич - доктор политических наук, профессор кафедры культурологи и социальной коммуникации Института общественных наук РАНХиГС; Кузнецов Андрей Николаевич - первый заместитель председателя Центрального правления Российского союза ветеранов Афганистана. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 84. E-mail: lampa.kuz@mail.ru.

Статья поступила в редакцию: 23.04.2022. Принята к печати: 27.09.2022. Развитие традиционных и новых медиа

Реализация планов по дальнейшему развитию России настоятельно требует единения народов страны на платформе национальных целей и ценностей. Процессы демократизации открыли доступ широких масс к информации, дали возможность каждому гражданину без «нажима» делать свой выбор и свои суждения о событиях и фактах, преподносимых многочисленными массмедиа.

За три десятилетия новейшей истории России изменились не только массмедиа но и сама медийная аудитория, ее интересы, запросы, требования к информации. Граждане сами решают, что им читать, смотреть и как комментировать прочитанное и увиденное. У различных групп граждан за последние десятилетия сформировалось свое отношение к пониманию патриотизма и гражданственности. В обществе и в контексте СМИ понятия патриотизм и гражданственность, зачастую, не находят единого толкования, что не способствует единению людей на достижение национальных целей. В этих условиях актуализируется деятельность СМИ по освещению темы патриотизма и гражданственности, которые сегодня, без преувеличения можно сказать, выступают мощным национальным ресурсом и резервом в деле объединения людей на решение поставленных Президентом РФ задач по ускоренному развитию Российской Федерации.

В современных российских массмедиа можно выделить традиционные и новые медиа. К традиционным медиа относятся печатные издания, телевидение, радио, все те медиасредства, которые функционировали до появления Интернета. Термин «новые медиа» появился относительно недавно (в конце 90-х годов ХХ столетия). Он был введен для отделения новых электронных СМИ от традиционных.

Традиционные форматы СМИ имеют большой опыт функционирования в рассматриваемом нами контексте. Историческая судьба России способствовала развитию деятельности многих отечественных СМИ по патриотическому и гражданскому воспитанию населения. Так, в советские годы благодаря усилиям государства кино, музыка, литература были пронизаны духом патриотизма и гражданственности [Черкунова]. Отечественная публицистика советского периода перманентно давала многочисленные образцы патриотического содержания. Невозможно было представить газету без материалов о передовиках производства, о героях-летчиках, моряках, ученых-исследователей Арктики [Козлова: 62].

В предвоенные годы был накоплен огромный опыт военно-патриотического воспитания молодежи. Контент газет и журналов призывал граждан быть бдительными, готовыми в любой момент с оружием в руках встать на защиту своей Родины. Газеты и журналы внушали читателям мысль о непобедимости Красной Армии. Во время войны многие известные писатели (А.Толстой, Н.Тихонов, Б.Горбатов, К.Симонов и др.) тесно сотрудничали с газетами и журналами. Их высокохудожественные произведения поддерживали веру в несокрушимость Красной Армии, утверждали в людях качества патриота и

преданного родине гражданина, помогли стойко перенести тяготы и лишения военного времени.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. тема патриотизма и гражданственности практически исчезла из печати и с экранов телевидения [История мировой...], в СМИ стали часто появляться материалы о ценностях индивидуализма и меркантилизма. В это же время произошло значительное расширение медиарынка, увеличилось число изданий с негосударственным финансированием, выросли их тиражи. Появились новые медиа преимущественно негосударственной принадлежности.

Отражение патриотизма и гражданственности в СМИ

С начала XXI в. отношение СМИ к теме патриотизма и гражданственности постепенно стало меняться в позитивном направлении. Так, на радиостанции «Звезда» стал выходить цикл передач под постоянной рубрикой «Моя Россия». Появились документальные кинопроекты «Алтарь победы», «Севастопольские рассказы», циклы авторских передач «Кто мы» Феликса Разумовского. К памятным датам стали выходить патриотические фильмы на Первом канале. На телеканале «Культура» стало больше контента, призывающего любить свою родину, свою историю, свою культуру. Стали выходить новые кинофильмы об истории страны, ее героях. Примером могут служить киноленты «Легенда № 17», «Викинг», «Викинг-2», «Время первых», «Гагарин. Первый в космосе». 23 февраля, 9 мая, 22 июня традиционно транслируются художественные картины про Великую Отечественную войну и Вооруженные Силы, ставшие непревзойденными эталонами патриотизма и высокой гражданственности [История отечественного.]. На укрепление исторической памяти населения о Великой Отечественной войне нацелены новые телеканалы: «Победа», «День победы», «Звезда», «Культура» и др.

Сегодня наиболее популярными у населения являются новые медиа. Социологические опросы в регионах свидетельствуют, что 84% в целом и 94% жителей городов пользуются Интернетом [Социологический портрет.]. Много времени граждане проводят в социальных сетях, а также посещают различные интернет-порталы, высказывают свое отношение к событиям и фактам. Можно предположить, что Интернет сегодня стал основным средством времяпровождения и выражения личного мнения граждан многих возрастных групп, особенно молодых людей.

Доля новых медиа в медийном пространстве имеет тенденцию к росту; растет и сфера их влияния на население страны. Они становятся все

популярнее не только у молодежи, но и у граждан старших возрастных групп. С появлением блогеров гражданская журналистика стала мощным пропагандистским средством, пользующимся доверием у многих сельских и городских жителей. Если говорить о молодежи, то для получения «достоверного» контента она в своем подавляющем большинстве обращается к Интернету. Электронные СМИ бурно эволюционируют: за сравнительно короткое время они прошли путь от простых электронных копий до самостоятельных электронных изданий.

Автор рассмотрел различные проекты, публикации патриотической направленности в новых медиа. Изучил акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «День неизвестного солдата» и «День героев Отечества», что позволило сделать некоторые заключения и сформулировать ряд выводов относительно отражения темы патриотизма и гражданственности в зеркале СМИ.

1. Новые медиа, в частности, социальные сети, значительно повышают патриотический эффект и эмоциональность патриотических акций. Интернет-пользователь не одноразово, а перманентно вовлечен в патриотическую акцию, он становится ее виртуальным участником.

2. Новые массмедиа становятся действенным фактором воспитания патриотических и гражданских ценностей граждан и с каждым годом используются все активнее. Интернет-среда подкрепляет патриотические акции, проводимые государством и обществом. Медиаплощадки в интернет-среде способы реализовывать и собственные медиапродукты.

3. Сегодня можно выделить основные площадки новых медиа. Это -информационные порталы, блогосферы, социальные сети, мобильные приложения. Каждая из медиаплощадок имеет свою социальную базу: рассчитана на свою аудиторию, имеет свой направленный контент, предполагает разную степень доверия и увлеченности пользователей.

Например, информационное агентство России ТАСС разрабатывает различные медиапроекты: «Покорители космоса», «История российской мультипликации», «Парад Победы», «Спасибо деду за победу» и др. О научных достижениях страны рассказывает Интернет-портал «Научная Россия». Материалы подаются в доступной для интернет-пользователей форме.

Медиапроекты в Интернете

Анализируя интернет-порталы, автор приходит к выводу, что большинство из них работают во взаимодействии с другими медиаплощадками через создание мобильных приложений, официальных групп в социальных сетях. Предусмотрена авторизация пользователя на

сайте. Авторизация еще больше вовлекает пользователя в проект, т. к. медиапроект начинает работать с ним индивидуально посредством новостных рассылок; предоставления возможности комментирования события, факта; составления подборок.

Все изученные автором площадки имеют группы в социальных сетях. В группах идет процесс развития проекта. В последнее время набирает силу тенденция участия блогеров, известных медиаперсон в мероприятиях патриотической и гражданской направленности. Блогеры доносят до пользователей свою гражданскую позицию по тем или иным событиям внутриполитической жизни страны, призывают своих подписчиков следовать их примеру. Проект «Месяц май», например, запустил серию экранизаций историй родственников, прошедших войну, в формате мини-фильмов. Известные в стране блогеры подали в этом патриотическом начинании личный пример, тем самым продемонстрировав патриотизм и гражданственность. Достойным примером высокой гражданственности и патриотизма является проект Google Россия «Живая память». Проект создал самый большой онлайн-архив писем с фронтов Великой Отечественной войны. Архив открыт для всеобщего прочтения.

Помимо крупных общефедеральных медиапроектов в Интернете можно обнаружить множество региональных мобильных приложений. Примером может послужить национальный медиапроект «Тихий Дон -путеводитель по Ростовской области», который, рассказывая о достопримечательностях региона, формирует у людей качества патриота и гражданина - любовь к «малой родине», гордость за ее свершения, за людей, живущих в регионе.

Описанные выше проекты проанализированы автором в Кемеровской области в контексте интеграции их с другими площадками в новых медиа: интернет-порталами, блогосферами, социальными сетями, мобильными приложениями. Анализ показал, что большинство медиапроектов в регионе используют несколько платформ для продвижения своего контента, что позволяет повысить популярность медиапроектов, поднять свою значимость и охватить большую аудиторию. Жители регионов постоянно вовлекаются в среду, где ценности патриотизма и гражданственности постоянно находятся в поле зрения интернет-пользователей.

Исследуя новые медиа, автор приходит к выводу, что процесс современной социализации большинства граждан России происходит под влиянием новых медиа. Они превосходят старые традиционные медиа по охвату аудитории, оперативности доставки контента и доступности

обратной связи. Как институт формирования патриотизма и гражданственности новые медиа имеют довольно высокую эффективность: медиаплощадки интернета обеспечивают усиление эффекта от проведенных патриотических мероприятий за счет отражения их в интернет-пространстве, которое сопровождается вовлечением в отношение к факту, событию, новой аудитории из числа интернет-пользователей. Человек «четвертой волны» цивилизационного развития оказывается погруженным в заданную Интернетом среду патриотического и гражданского воспитания. А эта среда очень сложная и не всегда имеет требуемую направленность к процессу формирования патриотизма и гражданственности у россиян, в том числе у подрастающего поколения [Трифонов].

В сетях можно увидеть массу материалов с различными трактовками патриотизма и гражданственности, искажающими суть и значение самих феноменов; нередко подлинные проявления гражданственности и патриотизма смешиваются с различного рода «суррогатами».

Концепции патриотизма и гражданственности

Различное понимание феноменов «патриотизм» и «гражданственность» вызвано неоднозначным отношением людей к Отечеству, различиями в культурном, политическом и правовом воспитании россиян. Россия, ее история, настоящее и будущее представляется противоречивыми и системными образованиями. Поэтому широк спектр проявлений патриотизма и гражданственности, деформаций в представлении этих феноменов в массовом сознании. Безусловно, данное обстоятельство оказывает влияние на формирование зрелого гражданского патриотизма и посредством СМИ.

Сегодня видение и разделение подлинных патриотических и гражданских чувств от различного рода их деформаций и искажений имеет огромное не только практическое, но и теоретическое значение. Данная проблема затрагивает не только формирование контента традиционных и новых массмедиа, но и выдвигает определенные требования к учебному процессу вузов, где осуществляется подготовка и воспитание журналистских кадров. На наш взгляд, проблема так значима и глубока, что своими корнями уходит в систему подготовки самих педагогов и воспитателей.

Представители либеральной оппозиции в современной России не считают истинными патриотами тех граждан, кто поддерживает официальное руководство страны. Ими патриотизм увязывается с

«холуйством» и «холопством»1. Пример тому - публичные высказывания блогера А.Навального в ходе судебного разбирательства по известному делу об оскорблении ветерана Великой Отечественной войны. В данной связи актуализируются слова Б.С.Эбзеева о гражданственности: «Дух гражданственности, основой которого является осознание народом ценности государственного бытия, социальной необходимости тягот, возлагаемых таким бытием, проникновение в смысле общего блага и готовность нести тяготы во имя его достижения, заключается в любви и преданности России и доверии к отечественной государственности и ее конституционному строю» [Эбзеев: 7]. Не абсолютизируя государственнический патриотизм, в котором главное место занимают государственные ценности, автор смотрит на патриотизм более широко и видит в нем не только определенный срез массового сознания, но и деятельностное отношение субъектов патриотизма к реализации национальных интересов современной России. И патриотизм, и гражданственность, по убеждению автора, должны оцениваться по практическим действиям граждан. Также и отношение к государству зависит от его практической политики. Нигилистический подход к государственному патриотизму столь же вреден, как и безраздельно и безоговорочно апологический подход, без учета направленности государственной политики [Милюкова: 10].

Патриотизм проявляется и на региональном уровне. Он обусловлен пространственно-территориальными характеристиками Российской Федерации. Здесь большое поле для практического проявления патриотизма. Регионы в России выступают самостоятельными объектами патриотизма и в этой связи возникает проблема деятельности региональных массмедиа по участию в большой государственной и общественной работе по формированию патриотизма в связке с гражданственностью. Нацеливая граждан на проявления местного (регионального) патриотизма важно внимательно относиться к контенту, не допускать его направления в свою противоположность - сепаратизм или национализм. Это особенно актуально для этнических регионов, где формирование российского патриотизма средствами массмедиа может натолкнуться на непонимание соотношения российского и этнического патриотизма. Ведь этнос выступает самостоятельным объектом патриотизма. Жители национально-административных образований имеют полное право проявлять патриотизм по отношению к своему этническому объекту. В этническом патриотизме проявляется диалектическая

1 http://maxpark.com/communitv/politik/content/2066120 (Дата обращения - 02.02.2021).

взаимосвязь общего и особенного. Это необходимо иметь в виду при формировании контента региональных массмедиа.

Свои концепции патриотизма и гражданственности выдвигает А.С.Ципко [Ципко]. Исследование антиподов патриотизма в современных массмедиа важно, т. к. это помогает не допустить их отождествления с истинным российским патриотизмом. Это дает возможность понимать субъектам патриотизма, где и в какой форме преподносится та или иная деформация патриотизма. Явление следует отличать от видимости (нажимости). И традиционные, и новые СМИ сегодня пытаются создавать видимость патриотической позиции, маскируя перед аудиторией свою настоящую позицию [Чубайс: 3-4].

В отечественных социологических исследованиях у части россиян отмечается патриотической и гражданский индифферентизм, патриотический и гражданский нигилизм и другие негативные настроения по отношению воспитания в себе качеств патриотизма и гражданственности [Трифонов: 14-15].

Антипатриотизм явно проявляется в деструктивных действиях сторонников некоторых блогеров типа А.Навального, даже если их действия объяснить благовидными мотивами. Истинный патриотизм проявляется не в метафизическом отрицании достоинств того или иного лидера государства, в стремлении очернить историю страны и заслуги настоящих защитников Отечества, а в умении предложить конкретные и реальные меры, чтобы исправить ту или иную ситуацию в лучшую сторону.

Патриотический нигилизм проявляется в отрицании позитивной ценности Родины. В отличие от антипатриотизма, пропитанного ненавистью к Родине, здесь налицо отрицание феномена патриотизма на уровне систем ценностей личности и общества.

Опасен и бытующий лжепатриотизм. Он прижился в бизнес-организациях под видом офшоризации российской экономики [Бизнес...]. Здесь очевидно отрицание любви к Родине, проявление заботы об обществе. Мнимый патриотизм проявляется и в деятельности отдельных СМИ. Чаще всего главным аргументом идеологов мнимого патриотизма выступает такой аргумент: патриотизм - это нормальное чувство любви к Родине, но не надо это чувство выставлять на показ. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А.Венедиктов вещает слушателям о патриотизме в классическом стиле лжепатриота: «.патриотизм - это очень интимное чувство, и ничего им размахивать, как бюстгалтером...» [Венедиктов].

Согласие с тем, что чувство патриотизма интимно и его надо скрывать, означает лишь одно - лишить патриотизм деятельностного начала, а граждан лишить права совершать практические дела во славу и во имя своей Родины. Настоящий патриот-россиянин открыто говорит о своей любви к Родине и подтверждает эту любовь конкретными делами на благо всего общества и государства. Интимный патриотизм не может в любых проявлениях быть принят современными СМИ ни как идеология, ни как контент для передачи аудитории. Его истинная цель -ликвидировать растущий патриотизм в российском обществе.

Сегодня патриотизм рассматривается руководством страны как ресурс развития государства и общества. Страна особенно нуждается в патриотизме людей-тружеников всех сфер общественной жизни в связи с санкционной политикой США и стран Европейского Союза. Решение задач по импортозамещению представляется весьма патриотической задачей. Особенно страна нуждается в патриотизме политических руководителей, государственных и муниципальных служащих.

Выводы

В современных традиционных и новых СМИ, наряду с активной работой по формированию гражданственности и патриотизма, прослеживается стремление использовать новые методы информационного воздействия на граждан в контексте формирования в массовом сознании ложных, псевдопатриотических, и антипатриотических представлений. Среди этих методов можно отметить следующие:

- навязывание стереотипов («навешивание ярлыков»). Суть метода заключается в выработке ассоциации о низменности определенных личностей и их поступках. Применяется для очернения репутации человека, организации или целого государства;

- «перенос ценностей». Этот метод переносит внимание людей с того, что им традиционно дорого, на то, что дорого источнику информации;

- «ссылка на авторитет». Ссылаясь на человека с высоким авторитетом, издатель располагает к своим материалам аудиторию. Аудитория становится более доверчива и легче воспринимает контент того или иного издания;

- «умолчания». Представляются нужные для издателя факты положительной или отрицательной направленности. В то же время факты могут не представляться в СМИ, просто умалчиваются. Используются для обоснования привлекательности или непривлекательности какой-то идеи;

- «расчет на обратный эффект». Сброс в СМИ большого количества положительно направленной или отрицательно направленной информации с высокой интенсивностью во времени и с привлечением многих СМИ. Расчет на отторжение информации с обратным эффектом в сознании граждан;

- контрастирование. Одна информация подается на фоне другой так, как выгодно издателю;

- провокация. Целенаправленное создание событий, которые могли бы послужить информационным поводом;

- предоставление не полной, половинчатой информации. Подается читателю (зрителю) лишь часть информации; часть правды о факте, событии;

- принуждение к реакции, действию. Используются такие слова, лозунги, которые зовут граждан к конкретному действию на практике;

- видимость неодобрения. Событие представлено так, как будто бы его осуждает общество;

- опровержение. Пропагандистский метод. Его суть в опровержении информации о факте, поданной противоборствующей стороной;

- игнорирование, замалчивание. Информация о факте, событии умышленно не подается, «замалчивается».

Среди наиболее ощутимых проблем в сфере патриотического и гражданского воспитания:

- снижение уровня патриотических чувств;

- снижение жизненного уровня населения и рассмотрение общества на группы с высокими и низкими доходами;

- снижение уровня толерантности, опасность перерастания патриотизма в национализм;

- обострение чувств индивидуализма и снижение чувств коллективизма;

- слабое знание истории своей страны, своего народа, своего рода;

- утрата семейных ценностей и семейных традиций;

- слабо развито чувство гордости за Россию, свой регион, родной город; низкое знание достижений страны и малой родины в экономическом и культурном развитии;

- деградация чувства ответственности за защиту Родины, ее национальных интересов.

В воспитании гражданственности и патриотизма ресурс СМИ в ближайшей перспективе должен быть нацелен на освещение ценностей российской культуры, формировании ценностного отношения к Родине, ее истории, на освещении уважительного отношения к государственной

символике, родному языку, народным традициям, природе своей страны, уважительного отношения к Конституции РФ и законам, правам и обязанностям гражданина. Это позволит значительно улучшить результативность работы общества и государства по формированию у граждан качеств патриотизма и гражданственности.

Литература:

Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики /А.Г.Беспалова [и др.]. Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. 432 с.

Бизнес и патриотизм: монография /А.В.Завражин, А.М.Герасимов, Ю.А.Давыдов, О.А.Зеленский, Е.В. Илларионов, О.З.Муштук, Л.П.Сидоренко, А.С.Фомина, И.В.Шубина. М.: Моск. гос. университет экономики, статистики и информатики. 2014. С. 114.

Венедиктов А. Патриотизмом нельзя размахивать, как нижним бельем /А.Венедиктов //Аргументы и факты. 2015. 22 апреля.

Волков Ю.Г. Социологический портрет молодежи Ростовской области. Ростов-на-Дону, МарТ, 2016.

История мировой журналистики /А.Г.Беспалова [и др.]. Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. С. 231(331).

История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков: учебное пособие; под ред. А.Г.Шевелева. М.: Аспект-Пресс, 2012. С. 161.

Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации //М.М.Козлова. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 104 с.

Милюкова О. Этакратизм российского массового сознания /О.Милюкова, А.Федотов //Власть. 2012. № 7. С. 10.

Социологический портрет молодежи Ростовской области: монография /Отв. ред. Ю.Г.Волков. Ростов-на-Дону, МарТ, 2016. С. 142-164.

Трифонов Ю.Н. Глобализация и патриотизм: союзники или враги /Ю.Н.Трифонов //Политическое управление. 2014. № 2 (8). С. 14-15.

Трифонов Ю.Н. Проявления и искажения патриотизма: теоретико-методологический аспект //Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. http: //cyberlelinka.ru; Глобализация и патриотизм //Политическое управление. 2014. № 2 (8).

Ципко А.С. Ценности и борьба сознательного патриотизма /А.С.Ципко. М.: Изд-во ЛКИ, 2009. С. 157.

Черкунова Н.В. Формирование образа героя в 30-е гг. в СССР как способ военизации сознания молодежи. Известия ПГУ им. В.Г.Белинского. http://cyberleninka.ru. 18.05.2020.

Чубайс И. Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами (Опыт философской публицистики) /И.Чубайс. М., 2005. С. 3-4.

Шарков Ф.И. Политический консалтинг. М.: Дашков и Ко, 2004.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. Коммуникация: теория и практика массовой информации. М.: Издательская корпорация «Дашков и Ко», 2017.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н., Регулирование отношений в современном медиапрострастве. Коммуникология. 2013. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Шевелева А.Г. История отечественного телевидения. М.: Аспект-Пресс, 2012.

Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма //Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.

■ ■ ■ The theme of patriotism and citizenship in the russian media: retrospective and modernity

Vozzhenikov A.V.1, Kuznetsov A.N.2

1. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.

2. Russian Union of Afghanistan Veterans, Moscow, Russian Federation.

Abstract. The article reveals the activities of the media to cover the topic of patriotism and citizenship in various periods of the history of Russia. Attention is focused on the increasing role of the mass media in promoting the theme of patriotism and citizenship in modern conditions. Attention is drawn to strengthening the historical memory of the population by distributing reliable content through new media means. The author analyzes the evolution and various patriotic projects in new media and concludes about their usefulness and prospects.

Keywords: patriotism, citizenship, false patriotism, pride, tolerance, nationalism, homeland, region, historical memory.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Vozzhenikov A.V., Kuznetsov A.N. Mass media as a subject of formation of patriotism and citizenship: historical experience and prospects // electronic scientific journal. 2022. Vol. 7. No 3. P. 76-88.

Inf. about the authors: Vozzhenikov Anatoly Vasilyevich - Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Cultural Studies and Social Communication of the Institute of Social Sciences of the RANEPA; Kuznetsov Andrey Nikolaevich -First Deputy Chairman of the Central Board of the Russian Union of Veterans of Afghanistan. Address: 84 Vernadsky Ave., Moscow, 119571, Russia. E-mail: lampa.kuz@mail.ru .

Received: 23.04.2022. Accepted: 27.09.2022. References

Bespalova A.G. et al. The History of World Journalism /A.G.Bespalova [et al.]. Moscow; Rostov-on-Don: March, 2003. (In Rus.).

Business and patriotism: monograph /A.V.Zavrazhin, A.M.Gerasimov, Yu.A.Davydov, O.A.Zelensky, E.V. Illarionov, O.Z.Mushtuk, L.P.Sidorenko, A.S.Fomina, I.V.Shubina. M.: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics. 2014, p. 114. (In Rus.).

Venediktov A. Patriotism cannot be waved like underwear / A.Venediktov //Arguments and facts. 2015. April 22. (In Rus.).

Volkov Yu.G. A sociological portrait of the youth of the Rostov region. Rostov-on-Don, March, 2016. (In Rus.).

The History of world journalism /A.G.Bespalova [et al.]. Moscow; Rostov-on-Don: March, 2003. p. 231(331). (In Rus.).

The history of domestic television. The view of researchers and practitioners: a textbook; edited by A.G.Shevelev. M.: Aspect-Press, 2012, p. 161. (In Rus.).

Kozlova M.M. History of domestic mass media //M.M.Kozlova. Ulyanovsk: UlSTU, 2009. Р. 104. (In Rus.).

Milyukova O. Etacratism of the Russian mass consciousness / O.Milyukova, A.Fedotov //Power. 2012. No. 7., p. 10. (In Rus.).

Sociological portrait of the youth of the Rostov region: monograph /Ed. by Yu.G.Volkov. Rostov-on-Don, March, 2016, pp. 142-164. (In Rus.).

Trifonov Yu.N. Globalization and patriotism: allies or enemies /Yu.N.Trifonov //Political management. 2014. No. 2 (8), pp. 14-15. (In Rus.).

Trifonov Yu.N. Manifestations and distortions of patriotism: theoretical and methodological aspect //Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2015. http: //cyberlelinka.ru ; Globalization and patriotism //Political management. 2014. No. 2 (8). (In Rus.).

Tsipko A.S. Values and the struggle of conscious patriotism /A.S.Tsipko. M.: LKI Publishing House, 2009. p. 157.

Cherkunova N.V. The formation of the image of a hero in the 30s in the USSR as a way of militarization of youth consciousness. Izvestiya PSU named after V.G.Belinsky. http://cyberleninka.ru. 18.05.2020.

Chubais I. Unraveled Russia. What will happen to the Motherland and to us (The experience of philosophical journalism) /I.Chubais. M., 2005. pp. 3-4. Sharkov F.I. Political consulting. M.: Dashkov and Co., 2004.

Sharkov F.I., Silkin V.V. Communication: theory and practice of mass media. Moscow: Publishing Corporation "Dashkov and Co.", 2017.

Sharkov F.I., Yudina E.N., Regulation of relations in the modern media space. Communicology. 2013. Vol. 1. No. 1. pp. 36-43.

Sheveleva A.G. The History of domestic television. M.: Aspect-Press, 2012. Ebzeev B.S. Constitution, State and personality in Russia: Philosophy of Russian constitutionalism //Constitutional and municipal law. 2013. № 11.

■ ■ ■ Роль СМИ в обеспечении этноконфессиональной

толерантности

Нуриев Р.С.

Болгарская исламская академия, Казань, Российская Федерация.

Аннотация. СМИ вторгаются в частную жизнь, и до сих пор исследователи не смогли точно определить, какое влияние оказывает на людей множество стимулов. Религия и эмоциональность между собой тесно связаны, и большинство религиозных отражений в средствах массовой информации носят эмоциональный характер. Средства массовой информации продемонстрировали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.