Научная статья на тему 'Тема любви в рассказах г. Газданова «Железный Лорд» и «Ошибка»'

Тема любви в рассказах г. Газданова «Железный Лорд» и «Ошибка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / КЛАССИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА / "ПОТОК СОЗНАНИЯ" / POETICS / CLASSICAL NOVELS / STREAM OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Елена Вениаминовна

Эти рассказы выделяются особым изяществом и некоей трогательностью из общего корпуса рассказов Газданова. Сходство их проблематики заключается в разрушительном вторжении чувственной стороны человеческой природы в сферу рационального уклада жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of love in G. Gazdanov`s stories Iron Lord and The Error

These stories stand out from other stories written by Gazdanov by special grace and sensuality. Resemblance of their problematic nature is in destructive invasion of a sensitive side of human nature to the field of rational way of life.

Текст научной работы на тему «Тема любви в рассказах г. Газданова «Железный Лорд» и «Ошибка»»

3) устойчивый интерес писателя к языческой мифологии, оценка язычества как неиз-живаемой формы мировоззрения. В художественном воплощении это зачастую проявляется в поэтизации языческих мотивов.

Таким образом, природа в художественном мире писателя живет вместе с человеком. В смене времен года и в языческих празднествах, как в зеркале, отражается жизнь людей. И если человек не разучился слышать голос природы, жизнь оказывается более поэтичной и прекрасной, чем мечта.

1. Замятин Е.И. Избр. произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Роман. Пьесы. М., 1989. С. 353.

2. Свято-русские Веды. Книга Коляды / воссоздание песен, обработка, переводы А.И. Асо-ва. М., 2004. С. 518.

Поступила в редакцию 10.09.2008 г.

Boroda E.V. Mythological space in Zamyatin’s northern stories. Creating mythological space in the stories and novels Zamyatin pays much attention to paganism, which he regards as a form of world-outlook one can’t get rid of or resist, as a renewing force. The author's interpretation of well-known myths and poetizing of the natural sphere become a basis of the writer’s artistic system. Zamyatin’s “northern stories” are presented in the paper as examples.

Key words: mythological space, paganism, poetizing of nature, interpretation.

ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗАХ Г. ГАЗДАНОВА «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЛОРД» И «ОШИБКА»

Е.В. Кузнецова

Эти рассказы выделяются особым изяществом и некоей трогательностью из общего корпуса рассказов Газданова. Сходство их проблематики заключается в разрушительном вторжении чувственной стороны человеческой природы в сферу рационального уклада жизни.

Ключевые слова: поэтика, классическая новелла, «поток сознания».

В прозе второго периода Газданов использует целый ряд приемов: введение иных психологических планов (сны, видения, поток сознания), перенесение действия в прошлое, изображение психологических переживаний исключительно напряженных и утонченных душ, тем самым он расширил обычные рамки художественной прозы. Поэтику произведений этого периода отличает потрясающая фантазия автора, необычные сюжеты. Смутное предчувствие трагического конца тревожно близится уже с самого начала. В рассказе «Ошибка» Газданов снова проявляет склонность к мистификации. Характерно начало рассказа, когда он вводит читателя в заблуждение: невозможно сразу догадаться, кто есть действующее лицо. Реальность представлена размытой, как во сне, или же через поток сознания старого немощного человека, имя которого (Василий Васильевич) подтверждает нас в догадках. Необычно ассоциировать взрослое имя с ребенком. Здесь фантазия писателя безгранична, и

как тут не вспомнить уже обычный для него эпитет «неразгаданный» Газданов. С. Каба-лоти отмечает сходство проблематики рассказов «Ошибка» и «Железный Лорд» в разрушительном вторжении бессознательного в сферу рационального уклада жизни, который не является однозначным объектом авторской иронии, а разрушающее его вторжение иррационального играет роль отрицательную, хотя от однозначных и открытых этических оценок писатель воздерживается [1]. Сравнивая ситуацию в этих двух рассказах, мы заметим, что в одном бессознательное мужское разрушает жизнь семьи («Железный Лорд»), а в другом бессознательному не может противостоять женщина («Ошибка»). Газданов как бы показал, что это присуще человеку вообще, а не по половым признакам. То, что Газданов не осуждает героев и не дает этических оценок, причем эта его черта прослеживается во всем творчестве, показывает то, что он не желает выступать в роли моралиста, что он понимает человече-

ские слабости или трудности. С. Кабалоти под бессознательным понимает чувственную сторону человеческой природы, те желания и порывы, сопротивляться которым человек порой не может в силу разных на то причин. Хотя мы все-таки заметим, что речь идет в рассказах о разном чувстве. Ошибкой был порыв героя рассказа «Железный Лорд», мимолетная измена любимой женщине, за что он расплачивался многие годы. В «Ошибке» же, наоборот, то, что случилось с героиней, ее встреча и недолгая связь, изменило всю ее дальнейшую жизнь и оказалось сильнее материнских чувств. Это было то настоящее, попробовав которого, она не смогла вернуться к «пресной», не трогающей ее жизни с неинтересным, «известным» мужем. Это огромное чувство вытеснило из ее души и сердца все остальные желания и мысли. В этом цельность ее натуры. Да, она пыталась понять и сопротивляться (попытки не пойти на встречу, нежелание признаться в своей любви), но Газданов так пронзительно и красиво рассказал о страданиях героини в сцене у постели умирающего возлюбленного, что становится понятным ее поступок. Этот рассказ выделяется изяществом и трогательностью. Газданов не вдается в ненужные подробности, он не говорит о причине смерти героя, это уже не важно. Умение найти те детали, которые раскрывают суть событий, всегда отличало Газданова. Проводя параллель между Еленой Власьевной («Железный Лорд») и матерью Кати («Ошибка»), можно согласиться с автором монографии «Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х годов» С. Кабалоти в том, что оба персонажа охарактеризованы через гротеск, но в описаниях этих женщин чувствуется также и обездоленность, непонимание окружающими и одиночество. Понятно, что обе женщины несчастны в браке и «чужие» в семье. Газданов пишет в «Ошибке»: «Она не любила свою дочь, не любила сына, не любила мужа...» [1]. Отсутствие контакта и взаимопонимания с мужем и детьми компенсируется внешними контактами (благотворительность матери Кати и частые визиты к соседям Елены Власьевны). В первом случае Газданов показал ту жизнь, которая ждала бы Катю, останься она в семье. Описание жизни Кати до брака - это лишь проекция ее будущей жизни. Не зря Газданов показал двойственную

натуру героинь. В письме к дочери мать Кати представлена совсем с другой стороны и автор сочувствует ей, наделяя ее положительными человеческими характеристиками. Елену Власьевну настоящую мы узнаем в конце рассказа после смерти мужа, которая для нее явилась избавлением от невыносимой жизни и страданий. Из письма мужа становится понятным ее поведение и вся глубина ее несчастья. Газданов дает ответ на вопрос, заданный в начале рассказа героем: «Почему он с ней живет?» В этих рассказах мистификатор-Газданов интригует читателя (начало рассказа «Ошибки» через видение мира маленького мальчика; название «Железный Лорд», смерть героя, его жизнь с «такой» женой), заставляет недоумевать и задумываться. В «Ошибке» он не зря подробно описывает поведение Кати после измены мужу. Ему удается подметить психологизм ситуации, проводя параллель с поведением матери, и как подтверждение - реплика брата Кати: «Чем ты становишься старше, тем ты больше на маму похожа. Прелестная наследственность» [1]. Газданов не прибегает к детальному описанию внешности героев, он только останавливается на самых характерных их чертах. Через реплики и реакцию на поведение других мы понимаем характер героев. С. Кабалоти отмечает новое в поэтике Газданова «когда бессознательное сексуальное влечение в женщине торжествует над материнским началом» [2]. На наш взгляд, речь не идет о простом сексуальном влечении, если ему противопоставляется самое сильное для женщины чувство: материнство. Мы считаем, что здесь речь идет о настоящей любви. Катя выбирала между жизнью с нелюбимым мужем и ребенком (схожая ситуация у Л. Толстого в «Анне Карениной»). После развода ей ребенка не оставили бы все равно, а жить с мужем - значит предать любовь. Новое в поэтике прозы Газданова - это особое изображение цельности и самопожертвования женской натуры, жизненной мудрости человека, знающего человеческие слабости. Можно уловить созвучие с «Анной Карениной» Толстого по сюжетной основной линии и по общим чертам героинь, что не будет таким уж необычным, учитывая отношение Газданова к автору названного романа. Рассказ написан в лучших традициях классической новеллы. Кульминационный

26З

момент - смерть возлюбленного - является разрешением всей второй части рассказа. Для поэтики типична интрига и неожиданный конец. Для поэтики типична интрига и неожиданный конец. Решение Кати о разводе идет в разрез со здравым смыслом: для чего? ради кого? Но в этом и заключается газда-новская виртуозность держать читателя в напряжении до конца. Он не дает ответы на вопросы, он будит сознание и заставляет нас самих оценить поступки героев. Символично название рассказа: что же было ошибкой? Как это часто встречается у Газданова, он не доводит до конца историю своих героев, мы можем только предполагать, каждый по-своему, как сложится судьба героини или героя дальше. Объяснение этому можно дать следующее: Газданов не может отвечать за будущее, он рассказывает о настоящем и о прошлом. В этом можно предположить отголоски размышлений о неясности будущего для самого писателя.

Хочется обратить внимание на названия произведений. Они заключают в себе то, что для писателя является главным в произведении, на что лично он делает акцент. Во многих случаях это логически понятно и оправдано, но, например, в рассказе «Черные лебеди» нет этого персонажа. Это лишь аллегория, мечта главного героя. В рассказе «Железный Лорд» роль собаки трудно переоценить и она объясняется в тексте. Собака наделяется человеческими чертами, это единственный свидетель поступка героя, с ней он делил свой груз измены, и с ее смертью, как

единственного друга и свидетеля, пропадает смысл в дальнейшей жизни, становится невозможным нести свой крест, свою вину. Железный Лорд был связующим звеном между Еленой Власьевной и героем. Значение его раскрыто в предсмертном письме.

Галерея женских образов, их лейтмотивный характер навевает мысль о своеобразном развитии символистского культа Вечной Женственности в творчестве Газданова, что роднит его с А. Белым, А. Блоком, В. Брюсовым. Этот замечательный писатель не получил еще настоящего, массового признания ни в России, ни на Западе, несмотря на вышедшее собрание сочинений в трех томах, романы, опубликованные отдельными книгами, переводы романов на другие иностранные языки (в частности, во Франции изданы на французском языке 5 романов Газданова).

1. Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х гг. СПб., 1998. С. 272-273.

2. Газданов Г. Собр. соч.: в 3 т. М., 1996. Т. 1.

Поступила в редакцию 23.06.2008 г.

Kuznetsova E.V. The theme of love in G. Gazdanov's stories “Iron Lord” and “The Error”. These stories stand out from other stories written by Gazdanov by special grace and sensuality. Resemblance of their problematic nature is in destructive invasion of a sensitive side of human nature to the field of rational way of life.

Keys: poetics, classical novels, stream of consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.