Научная статья на тему 'ТЕМА ИНДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Д. БАЛЬМОНТА'

ТЕМА ИНДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Д. БАЛЬМОНТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / К.Д. МАНДЕЛЬШТАМ / ФИЛОСОФИЯ / ИДЕИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бузуртанова Х.С.

В статье рассматривается тема Индии в творчестве К.Д. Бальмонта, его принятие основных философских идей. Приведены примеры того, как идеи индийской философии отражаются в творчестве поэта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕМА ИНДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Д. БАЛЬМОНТА»

УДК 1

Бузуртанова Х.С.

ИнгГу, филологический факультет, кафедра русской и зарубежной литературы,

магистрант 2 курса.

(Россия. Республика Ингушетия. г.Магас)

ТЕМА ИНДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Д. БАЛЬМОНТА

Аннотация: в статье рассматривается тема Индии в творчестве К.Д. Бальмонта, его принятие основных философских идей. Приведены примеры того, как идеи индийской философии отражаются в творчестве поэта.

Ключевые слова: Индия; К.Д. Мандельштам; философия; идеи.

Эпоха Серебряного века в России характеризуется не только, как печальное и тяжелое время для страны, но и как время появления удивительных и интересных людей. Философы, писатели, художники следовали идеям высокой моральной нравственности. Удивительно, что в стране, где всякое выражение свободы слова преследовалось репрессиями, расстрелами, появился целый ряд тех, кто воспевал Господа, показывал рай и ад в собственных произведениях, а также тех, кто занятая индийским буддизмом. Одним из первых, кто открыл Индию не только для себя, но и для других, можно назвать К.Д.Бальмонта. Он считал, что именн индийская тематика способна показать всю красоту с внутренней стороны, а не с внешней, как это принято у других. Загадочность Индии - это то, что привлекало поэта. Он до конца своего творческого пути работал с этой темой, о чем свидетельствуют стихи, переводы, письма.

Интересоваться Индией К.Д.Бальмонт начал тогда, когда учился в Оксфорде и наткнулся на труды одного учёного. Именно с этого начался «индийский путь» К.Д.Бальмонта. Первое, на что он обратил внимание, это философия упанишад. Это позволило К.Д.Бальмонту разнообразить своё творчество. [1, с.15]

Поэт нашёл в индийской философии параллель с символизмом. Упанишад и символизм были схожи тем, что имеют строгую направленность к отвлечению.

Кроме создания словаря, где было большое количество индийских слов, поэт выпустил цикл стихотворений «Индийские травы». Начиная цикл стихов с выражения одного индийского философа, К.Д.Балтмонт готовит своих читателей к тому, что стихи будут иметь более глубокий философский смысл, чем это было у других писателей.

Пейзажи стихов исключительно индийские, о чем повествуют следующие строки: «стонущие тигры», «цветущий раз в сто лет цветок чампак».

Некоторые стихи полны мистики, где К.Д.Бальмонт упоминает о йогах, колдунах и заклинателях: «тёмной пещере задумчивый йоги, Маг-заклинатель, бледней мертвеца, Что-то шептал, и властительно строги Были черты сверхземного лица.» К.Д.Бальмонт был одним из первых, кто посчитал йогу не как тренировку организма, а как индийскую философию, направленную на самопознание. Вполне возможно, что этим и привлекала индийская философия поэта. Он сочетал индийские слова для создания большей эпичности, ощущения фантастики и мистики. [2, с.56]

Это отчетливо видно в слове «мантра». Если для кого-то это религиозный текст, способ выразить своё состояние (например, на кармане мантра), то для К.Д.Бальмонта - это способ, позволяющий вызвать видение. Именно такое увлечение чем-то потусторонним, что не поддаётся сознанию людей, вызывало множество споров и сомнений у современников К.Д.Бальмонта.

Во всей природе Индии поэт видел что-то такое, что не давалось увидеть другим. В его стихотворениях: «ткань без предела» - нескончаемый, точнее даже бесконечный круг сансары, жизненной цепи. Мрак этих строк заставляет воспринимать мир мистично, медитативно, разнообразно, как это есть в индийской философии. Единство К.Д.Бальмонт видит практически во всем, как научила его индийская философия.

Смиренные мудрецы, благодаря истинному знанию, одними глазами видят учёного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого). Осмысление и принятие К.Д. Бальмонтом данной идеи видно в следующих строках:

«И кто проникновенным взором взглянет На существа как дышащие в н, И на него как Гения Вселенной,

Тогда, поняв, что слитна эта ткань,

Ни на кого не взглянет он с презреньем» [3, с. 111].

Хаос жизни, который описан в этих строках, ещё больше достигает апогея в следующих словах:

« К самому небу возносятся горы,

Рушится с гулом утёс на утёс.

Топот и ропот, мольбы и укоры,

Тысячи быстрых и звонких колёс.»

Временность сотворённого мира, зыбкость и неустойчивость даже самого высокого и прочного из всего созданного - гор, бесполезность ропота, мольбы и укоров перед бешеной скачкой колесницы времени - всё это видит йог, взирая на жизнь со стороны. Мудрые видят отсутствие постоянства и суетность, свойственные этому миру, и посему этот феноменальный мир лишь лучистый обман, призрак для йоги. Настоящая же реальность заключается в единении с вечным Брамой. Отметим, что здесь идёт речь не об одном из богов индуистской божественной триады, а об изначальной и бесконечной Божественной сущности, именуемой в Упани-шадах и других индуистских писаниях Брахманом.

Те, кто изучал творческий путь К.Д.Бальмонта, приходили к выводу, что поэт чувствовал себя в единстве с землёй. Многие воспринимали его как связующего между Россией и Индией.

В своём творчестве К.Д.Бальмонт не исказил интерпретацию индийских учений. Он растолковал каждую философскую идею, сложив в стихи, которые трудно понять, если прикоснуться к ним поверхностно.

Поэт фанатично изображал Индию, мышление коренных жителей, что находит своё отражение в творчестве. Язык творчества К.Д.Бальмонта имеет глубокую философию. Стихи К.Д.Бальмонта невозможно прочитать с той же легкостью, как стихи А.С.Пушкина, несмотря на то, что он был величайшим русским классиком.

По-мнению К.Д.Бальмонта земная жизнь - это короткий мир. А постигнуть духовный мир можно лишь после смерти. И тут тоже видны мрачные нотки. Но поэт

так яро верил в загробную жизнь, что земную он считал ничем иным, как допуск в вечность.

Принято считать, что Индия - это загадочная страна, в которой огромное количество религий, смешиваясь между собой они создают в сознании человека что-то новое. Так считал К.Д.Бальмонт. Однако он глубже смотрел в индийскую жизнь. И чем глубже, тем сильнее он видел, что Индия - это не экзотика для высказывания собственных мыслей, но и настоящее откровение. Именно Индия считается местом для медитации, самопознания и самовыражения. Поэт понимал, что он и Индия - два неразрывных понятия.

Стихи К.Д.Бальмонта сложны ещё и потому, что они слишком парадоксальны. Сначала читатель видит, что поэт за единство вселенной, а позже настигает мысль, что мир двойственен.

Таким образом, особенность индийской тематики лирики Бальмонта состоит в том, что она вмещает в себя не только органично вплетенные в контекст экзотизмы, но и вечные образы истины, добра и красоты, поиск и воплощение которых являлись основной темой творчества художников современной поэту эпохи. [4, с.600]

Список литературы:

1. Бонгард-Левин Г. Индийская культура в творчестве К.Д. Бальмонта // Ашвагхоша. Жизнь Будды; Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990. С. 6-27.

2. Бальмонт К.Д. Избранное: стихотворения, переводы, статьи / Сост., вступит. статья и коммент. Д.Г. Макагоненко. М.:Правда, 1991. 607с.

3. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. М.: Можайск, 1994. 831 с.

4. Корецкая И.В. Константин Бальмонт.// Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2001. 678с..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.