Научная статья на тему '«ТЕЛО И ДУША ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО АНАСТАСИЯ СИНАИТА»'

«ТЕЛО И ДУША ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО АНАСТАСИЯ СИНАИТА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАСТАСИЙ СИНАИТ / ПАТРОЛОГИЯ / БОГОСЛОВИЕ / ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО / АНТРОПОЛОГИЯ / ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ / ТЕЛО / ДУША

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лапшин Сергий (Сергей) Владимирович

В статье рассматривается учение преподобного Анастасия Синаита о том, как изменился человек после первородного греха в контексте византийской патрологии с позиции антропоцентризма. Целью настоящей работы являлась попытка раскрыть, как изменились душа и тело человека вследствие грехопадения по учению Анастасия Синаита, а также какие другие христианские богословы повлияли на взгляды преподобного отца. Методами исследования послужили анализ, синтез и сравнение. Актуальность темы данной статьи не вызывает сомнения: знания о состоянии и свойствах падшего человека позволяют лучше понимать, кто такой современный человек. А концептуально значимые наблюдения и умозаключения преподобного Анастасия Синаита, несомненно, должны быть учтены для более глубокого изучения его аскетического наследия, нравственного и догматического богословия и представленной им эсхатологии. Отмечено, что облачение в кожаные одежды, которые Бог дал падшим прародителям, не является наказанием или посмеянием от Бога, но, наоборот, проявлением любви и заботы. Примечательно, что преподобный Анастасий Синаит пишет о переоблачении в кожаные ризы, а не про облачение. При этом подробно не говорит о том, как это переоблачение он понимает. Приведены аргументы как показывающие незначительность данного момента для Синаита, так и его согласие с мнениями других отцов каппадокийской школы, на которых он более всего ссылается. Отмечается, что Синаит является сторонником мнения о том, что тело Адама до грехопадения было бессмертным. Отдельно отмечено, что преподобный Анастасий знает учение других отцов, что тело до грехопадения было бессмертно в потенции. Также в работе показано влияние на Синаита святых Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BODY AND SOUL OF THE MAN IN THE TEACHING OF ST. ANASTASIUS OF SINAI

The article examines the teaching of St. Anastasius of Sinai concerning the way how man changed after original sin, in the context of Byzantine patrology from the perspective of anthropocentrism. The purpose of this work is to reveal how the human soul and body changed after the Fall of Adam and Eve according to Anastasius the Sinaite, and how other Christian theologians influenced the views of the reverend father. The research methods were analysis, synthesis and comparison. The relevance of the topic of this article is beyond doubt: knowledge about the condition and properties of a fallen person allows you to understand who is a modern person. And the conceptually significant observations and conclusions of St. Anastasius of Sinai should undoubtedly be taken into account for a deeper study of his ascetic heritage, moral and dogmatic theology and eschatology presented by him. It is noted that wearing leather clothes that God gave to the fallen progenitors is not a punishment or a mockery from God, but, on the contrary, a manifestation of love and care. It is noteworthy that St. Anastasius the Sinaite writes about re-exposure in leather vestments, and not about vestments. At the same time, he does not talk in detail about how he understands this re-exposure. Arguments are given both showing the insignificance of this moment for the Sinaite, and his agreement with the opinions of other fathers of the Cappadocian school to whom he most refers. It is noted that the Sinaite is a supporter of the opinion that Adam's body was immortal before the fall. It is separately noted that the Monk Anastasius knows the teaching of other fathers that the human body before the fall was immortal in potency. The work also shows the influence of Saints Ephraim the Syrian, Gregory the Theologian, John Chrysostom and others on the Sinaite.

Текст научной работы на тему ««ТЕЛО И ДУША ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО АНАСТАСИЯ СИНАИТА»»

ТЕЛО И ДУША ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО АНАСТАСИЯ СИНАИТА

Иерей Сергий (Сергей) Владимирович Лапшин,

кандидат химических наук, магистр теологии, доцент кафедры экономики предприятия и менеджмента Тверского государственного университета

Аннотация. В статье рассматривается учение преподобного Анастасия Синаита о том, как изменился человек после первородного греха в контексте византийской патрологии с позиции антропоцентризма. Целью настоящей работы являлась попытка раскрыть, как изменились душа и тело человека вследствие грехопадения по учению Анастасия Синаита, а также какие другие христианские богословы повлияли на взгляды преподобного отца. Методами исследования послужили анализ, синтез и сравнение. Актуальность темы данной статьи не вызывает сомнения: знания о состоянии и свойствах падшего человека позволяют лучше понимать, кто такой современный человек. А концептуально значимые наблюдения и умозаключения преподобного Анастасия Синаита, несомненно, должны быть учтены для более глубокого изучения его аскетического наследия, нравственного и догматического богословия и представленной им эсхатологии. Отмечено, что облачение в кожаные одежды, которые Бог дал падшим прародителям, не является наказанием или посмеянием от Бога, но, наоборот, проявлением любви и заботы. Примечательно, что преподобный Анастасий Синаит пишет о переоблачении в кожаные ризы, а не про облачение. При этом подробно не говорит о том, как это переоблачение он понимает. Приведены аргументы как показывающие незначительность данного момента для Синаита, так и его согласие с мнениями других отцов каппадокийской школы, на которых он более всего ссылается. Отмечается, что Синаит является сторонником мнения о том, что тело Адама до грехопадения было бессмертным. Отдельно отмечено, что преподобный Анастасий знает учение других отцов, что тело до грехопадения было бессмертно в потенции. Также в работе показано влияние на Синаита святых Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

Ключевые слова: Анастасий Синаит, патрология, богословие, восточное христианство, антропология, первородный грех, тело, душа.

THE BODY AND SOUL OF THE MAN IN THE TEACHING OF ST. ANASTASIUS OF SINAI

Priest Sergey Vladimirovich Lapshin,

Candidate of Chemical Sciences, Master of Theology, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics and Management of Tver State University

Abstract. The article examines the teaching of St. Anastasius of Sinai concerning the way how man changed after original sin, in the context of Byzantine patrology from the perspective of anthropocentrism. The purpose of this work is to reveal how the human soul and body changed after the Fall of Adam and Eve according to Anastasius the Sinaite, and how other Christian theologians influenced the views of the reverend father. The research methods were analysis, synthesis and comparison. The relevance of the topic of this article is beyond doubt: knowledge about the condition and properties of a fallen person allows you to understand who is a modern person. And the conceptually significant observations and conclusions of St. Anastasius of Sinai should undoubtedly be taken into account for a deeper study of his ascetic heritage, moral and dogmatic theology and eschatology presented by him. It is noted that wearing leather clothes that God gave to the fallen progenitors is not a punishment or a mockery from God, but, on the contrary, a manifestation of love and care. It is noteworthy that St. Anastasius the Sinaite writes about re-exposure in leather vestments, and not about vestments. At the

Иерей Сергий (Сергей) Владимирович Лапшин «Тело и душа человека в учении преподобного Анастасия Синаита»

same time, he does not talk in detail about how he understands this re-exposure. Arguments are given both showing the insignificance of this moment for the Sinaite, and his agreement with the opinions of other fathers of the Cappadocian school to whom he most refers. It is noted that the Sinaite is a supporter of the opinion that Adam's body was immortal before the fall. It is separately noted that the Monk Anastasius knows the teaching of other fathers that the human body before the fall was immortal in potency. The work also shows the influence of Saints Ephraim the Syrian, Gregory the Theologian, John Chrysostom and others on the Sinaite. Keywords: Anastasius Sinait, patrology, theology, Eastern Christianity, anthropology, original sin, body, soul.

Начиная с христианской патристики апостольского периода святые отцы стремились дать полное описание состояния души и тела человека после грехопадения.

Приводя свои размышления об образе и подобии Божием в человеке, находящемся в безгрешном состоянии, а также о проблеме происхождения души, преподобный Анастасий Синаит касается вопросов состояния человека, его тела и души после первородного греха. Наиболее полно его взгляды на человека падшего приведены в таких его трудах, как Второе и Третье Слово об устроении человека по образу и подобию Божием, а также в Вопросах и ответах, русский перевод которых отражен в [6; 7], а первоисточник - в [15; 16].

Все христианские писатели согласны с тем, что в результате грехопадения нарушилось иерархичное подчинение между душой и телом. Также и материальный мир, прежде всецело подчиненный человеку, в силу своего как бы продолжения человеческой телесности перестал быть подвластным прародителям и их потомкам. Установилась новая иерархия для человека, где душа пренебрегла связью с Богом, подчинилась телу, а последнее попало в зависимость от внешнего мира.

Святые отцы полагают, что человеческая телесность также изменилась вследствие грехопадения.

До изгнания Адама и его жены из рая сразу после совершения ими греха Бог покрывает их в кожаные одежды (Быт. 3:21). Многие святые отцы толкуют это место и как о наказании Божиим (например блаж. Августин [2, с. 270], свят. Иоанн Златоуст [10, с. 156 - 157] и др.), и как о некотором проявлении любви к человеку. Особое место в христианской антропологии занимает вопрос о происхождении кожаных риз, в которые были облечены прародители. Преимущественно в западнохристианской традиции это место Священного Писания понимается буквально, а именно, что Бог облачил прародителей в шкуры животных с целью покрытии их наготы и защиты от неблагоприятного воздействия климата. На Востоке такое толкование разделяли свт. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, Ориген [12]. Так, прп. Ефрем Сирин не говорит определенно, кто является источником кожаных одежд: «Сказав о наказании, какое понесли искуситель и искушаемые, Моисей пишет о том, как «сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их». Ризы те или иные были сделаны из кож животных или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облек ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясании своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, а в самой смерти животных увидели смерть собственного своего тела» [9, с. 249]. Но тогда непонятно, кто совершил убийство животных с целью получения их шкур. Бог? Но Бог не Творец смерти и не радуется о погибели живо-

№ 1 (12), 2022

го существа (ср. Прем. 1:13). Адам и его жена? Но благословение на употребление мяса люди получили только после всемирного потопа (ср. Быт. 9:3). Святитель Иоанн Златоуст прямо не говорит, что именно прародители убили какое-то животное и облачились в его шкуру: «Человеколюбивый Бог, когда (Адам и Ева) сделались недостойными того славного и блестящего одеяния, которое облекало их и избавляло от телесных нужд, лишил их всей этой славы и счастия, каким они пользовались до этого тяжкого падения, но вместе с тем являя им великое милосердие и сожалея об них в самом падении, и видя, что они покрыты великим стыдом и не знают, что и делать, чтобы не оставить их в совершенной наготе и посрамлении, делает для них кожаные ризы и одевает их... Он повелел им облечься в кожаные ризы для непрестанного памятования о преслушании» [10, с. 156 - 157]. Аналогично пишет и Ориген: «Эти одежды были сделаны из шкур животных, ибо только такие одежды и надлежало носить грешнику - одежды кожаные, в знак смертности, которую стяжал он из-за греха, и тленности, которой стал подвержен из-за разложения тела» [12]. Тем самым Ориген подчеркивает, что одежды сделал именно Господь, они были из шкур животных и означали смертность людей. Пространно о кожаных ризах в трудах преподобного Анастасия Синаита рассуждает игумен Адриан Пашин в своих двух статьях [3; 4], но не пишет подробно, как, по мысли прп. Анастасия, изменились тело и душа человека, т.к. его статьи посвящены христологии.

Сам Анастасий Синаит пишет об облачении в кожаные ризы человека исключительно как о проявлении любви Бога к согрешившем прародителям, говоря, что они были заботливо приготовлены любящим Отцом, что отличает его от других святых отцов: «.После преступления [заповеди] он вновь услышал от Бога: «Вот, Адам стал как один из Нас»; <...>, словно нежно любящим отцом, он был облачен Богом в [кожаные] ризы, заботливо приготовленные Им как покров [для души]; ... Адам произвел потомство, согласно благословению Божиему, гласящему: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»» [6, с. 106-108].

После облачения человека Бог говорит слова, показывающие, что Адам стал как один из лиц Св. Троицы (Быт. 3:22). Преподобный Анастасий Синаит толкует это место традиционно для него - христоцентрично, показывая, что Иисус Христос будет иметь плоть: «А слова: «Вот, Адам стал, - после преступления Заповеди, - как один из Нас», ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы» [6, с. 99]. Далее Синаит упрекает тех, кто утверждает, что Бог иронизирует над согрешившим Адамом, например, преподобного Ефрема Сирина, который, толкуя то же место Священного Писания, пишет: «В словах: бысть яко един от Нас, - Бог открывает тайну Святой Троицы, но вместе посмеивается Адаму, напоминая сказанное змием: будете яко бози...» [9, с. 249]. Проф. А.И. Сидоров также в своем комментарии [6, с. 100] к этому отрывку из Трех слов упоминает других святых отцов, которые не согласны с преп. Анастасием: свят. Иоанн Златоуст, блаж. Фе-одорит Кирский, блаж. Августин, преп. Максим. Преподобный Анастасий пишет, что слова дьявола «будете как боги» научают человека многобожию, но Бог обращается к Адаму от лица единого Бога, как Один из Святой Троицы. Это изречение («стал как один из Нас»), пишет далее Синаит, не может являться укоряющим или порицающим. Автор подчеркивает, что такое порицание нужно было делать не только Адаму, но и его жене, причем более даже жене, так как именно та ввела в заблуждение своего мужа. Но ничего подобного в тексте книги Бытия мы не находим. В заключение

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей Сергий (Сергей) Владимирович Лапшин «Тело и душа человека в учении преподобного Анастасия Синаита»

о размышлении значимости для нашего спасения данного отрывка Священного Писания о том, что Адам стал как один из лиц Святой Троицы, преподобный Анастасий дважды подчеркивает будущее воплощение Иисуса Христа [6, с. 101-102, с. 108-109]. Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от многих других христианских писателей для прп. Анастасия Синаита важно то, что после грехопадения Бог продолжает любить и заботиться о человеке, а не наказывает или не посмеивается над ним.

После изгнания прародителей из рая в контексте полемики с еретиками, которые утверждали, что в человеке извращено все человеческое и что во Христе нет человеческой воли или действия, преподобный Анастасий Синаит пишет об изменении тела и души.

На основании Священного Писания (Прем. 1:23) можно сделать вывод, что человек изначально не был смертным, но в то же время нельзя сделать вывод, что человек был бессмертным.

По мнению святителя Немесия Эмесского, невозможно наказать смертью Адама за его преслушание, если он изначально сотворен смертным. Этот христианский антрополог пишет, что человек как тварное по своей природе существо был смертным, «но, постепенно совершенствуясь, мог достигнуть бессмертия, т.е. был создан бессмертным в потенции» [11, с. 9]. В то же время человек не был смертным только в силу своего причастности к Богу, и «тело его, которое нуждалось в пище и питье... чрез древо жизни не допускалось до необходимости смерти и пребывало в цветущей юности...» [1, с. 323-324], как пишет блаженный Августин. Таким образом, смерть, не сотворенная Богом, также не является свойством человеческой природы, т.е. являлась неестественной для человека. Это положение зафиксировали в 419 г. отцы Карфагенского собора в 109-м правиле. Таким образом, изначальный человек не был по своей природе ни смертным, ни бессмертным, но в зависимости от направленности своей свободной воли способен и к тому, и к другому состоянию.

Преподобный Анастасий Синаит, размышляя, какое тело было у Адама до грехопадения и каким стало, так констатирует его состояние: «Адам изменил и обратил от нетления к тлению не все естество [человеческое], но только тело, созданное из земли и принадлежащее к изменчивой природе, - оно-то и претерпело изменение, став вследствие преступления [заповеди] тленным и смертным из нетленного и бессмертного» [6, с. 165-166]. В данном отрывке, если понимать его буквально, видно противоречие. Так, вначале святой Анастасий правильно, согласно учению других Отцов, толкует сложный состав человека. Тело, действительно, создано из материальной природы и может меняться, в отличие от души, которая дана от Бога, а Бог неизменчив. В продолжение автор отмечает, что нетленное и бессмертное тело человека, которое было до грехопадения, стало смертным и тленным. При этом преподобный Анастасий пишет, что тело человека до совершенного им греха было бессмертным, при этом цитирует вольно мнение свт. Феофила Антиохийского [7, с. 103-105], который в послании к Автолику говорит, что «(человек) сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом. Если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но способным к тому и к другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Бо-жию, то получил бы от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом. Если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, то сам был бы виновником своей смерти.

№ 1 (12), 2022

Ибо Бог создал человека свободным и самовластным» [14, с. 64]. В вольном сокращенном варианте эту цитату Синаит приводит в ответе на вопрос о том, как необходимо представлять себе рай, размещенный в Вопросах и ответах [7, с. 104]. У преп. Анастасия явное противоречие - бессмертное и нетленное тело после грехопадения становится смертным и тленным: человек «вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал [до грехопадения], был переоблачен Богом в тело нынешнее - более дебелое и страстное» [6, с. 101].

Наибольший интерес и в то же время особенность представляет собой то, что при описании дарования Богом кожаных риз прародителям преподобный Анастасий Синаит использует глагол «переоблачил» (асеХеисодоа) [16, с. 40], а не «облачил» (еуеЗшеу), как в книге Бытия (Г^еоп 3:21). В своих трудах [3; 4; 6, с. 101; 16 с. 40] ни иг. Адриан (Пашин), ни проф. А.И. Сидоров, ни К.-Н. ШЬетапп никак не комментируют эту особенность. До грехопадения человек был облачен, как пишет преподобный Анастасий Синаит, в тело бессмертное, нетленное, близкое к невещественному [6, с. 101]. Подробно автор не говорит, как он понимает «переоблачение», только указывает, что теперь тело стало дебелое и вещественное. Возможно, имеется в виду то, что тело человека после грехопадения обнажилось от того блаженства, в котором оно было изначально, и затем Бог покрывает эту наготу, как о том пишет свт. Григорий Нисский [8, с. 29], на которого очень часто ссылается прп. Анастасий, а, возможно, что данный вопрос автор считает несущественным, как пишет блаж. Феодорит Кирский [13, с. 45], т.е. не являющийся предметом его Слова. В поддержку первого можно сказать, что св. Анастасий пишет свой труд в христологическом ключе, а не антропоцентрическом и чаще всего ссылается на свв. Отцов каппадокийской школы.

Далее преподобный Анастасий Синаит пишет о душе после грехопадения и изгнания из рая: «Ибо душа,. хотя она и снизошла вместе [с телом из рая] вследствие прикосновения к древу, тем не менее осталась в собственном нетлении и бессмертии, ... Поэтому она не нуждается, как тело, в сущностном преображении, но только в некоем разумном исправлении и исповеди, которые не требуют уничтожения воли -дабы не стать [человеку] неразумным - и не требуют также упразднения действия -чтобы не стать [ему], наподобие бездушных тварей, мертвым и бездеятельным» [6, с. 166-167]. Описание состояния души и тела после грехопадения вполне согласуются с учением других отцов. Душа так и осталась бессмертной и нетленной, но нуждается в некотором исправлении, поскольку разум человека хотя и стал слаб, но не потерял способности искать Бога; грехопадение не настолько изменило человека, чтобы в нем не осталось даже задатков добра; грехопадение не изменило способность человека принимать откровения Бога и понимать их; воля хотя и изменилась, но не настолько, чтобы человек перестал делать добро и стремиться к добру. Поэтому Синаит и говорит, что душа как образ и подобие Божие нуждается только в небольшом исправлении и исповеди. Телу же необходимо существенное преображение. Такое толкование состояния души и тела после грехопадения отличается от мнения христианства Запада (где говорится об утрате образа и подобия Божия в согрешивших прародителях, но возвращенное в таинстве искупления).

Преподобный Анастасий Синаит в Третьем Слове об устроении человека по образу и подобию Божиему описывает способности души, разлученной от тела (т.е. после смерти человека), когда описывает проповедь Иисуса Христа в аду: «Совершенно очевидно, что всечистая душа Владыки и Бога [нашего] Иисуса Христа посетила единосущные ей разумные души. Мыслящая душа зрит мыслящие души, разумная -

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей Сергий (Сергей) Владимирович Лапшин «Тело и душа человека в учении преподобного Анастасия Синаита»

разумные, животворящая - животворящие, бессмертная - бессмертные, действующая - действующие, обладающая волей - волящие. Ведь каким образом души в аду могли воспринять проповедь святой души [Господа], кроме как посредством своей мыслящей и разумной воли? Ведь не по принуждению, против воли или непреднамеренно они уверовали и были спасены, но добровольно, сознательно, содействуя и участвуя [в этом спасении] своей волей» [6, с. 175-176]. Святой Анастасий утверждает, что и после смерти душа человека сохраняет свои способности: мыслить, волить и т.д. Тем самым подчеркивается, что душа после смерти жива, ее чувства не ослаблены и она способна к деятельности даже и без тела, как об этом пишет свт. Амвросий Медиоланский: «Никакой преградой не может смерть удержать душу, которая, напротив, теперь совершает большее, ибо совершает свойственное ей, без какого-либо сообщничества с телом, в коем скорее обуза, нежели польза для души» [5, с. 151]. Преподобный Анастасий со ссылкой на свт. Григория Богослова подчеркивает, что изведения из ада Господом, после Его смерти, сподобились не все души, а только те, которые уверовали во Христа, а уверовать они могли только через проявление своей свободной воли и действия [6, с. 176-177].

Еще раз в Третьем Слове Синаит подчеркивает способности души по разлучении ее от тела, когда пишет различия в спасении живущих и умерших людей: «Людей, живущих на земле во плоти и одаренных [разумной] душой, Христос посетил и спас посредством [Своей] плоти и души, «очищая подобное подобным», как говорит Григорий, живя среди зримых [существ] и обращаясь к ним с речью через зримое естество. А души, освободившиеся от тел, Он посетил посредством чистой души [Своей, также], свободной от тела» [6, с. 177]. В данном отрывке еще раз подчеркивается, что если произошло спасение душ человеческих, находящихся в аду, то такие души имели способности ко спасению без тела и такие души могли общаться, как-то воспринимать проповедь Иисуса Христа, а такое могло быть, только если способности души не изменяются с отделением их от тел.

Состояние тела и души падшего человека - это, действительно, актуальный вопрос патрологии. Святые отцы представляли различные варианты, как изменился человек вследствие грехопадения. Прекрасный систематизатор, преподобный Анастасий Синаит критически привел основные положения всех концепций и на основе них изложил свое видение данного вопроса. Многие идеи святого Синаита соотносятся с учением других святых отцов. Можно отметить явные общие черты, так как преподобный автор опирался на труды предшествующих христианских писателей: свв. Иоанна Златоуста, Феофила Антиохийского, Ефрема Сирина и др., что видно, если сопоставить их взгляды с мнением св. Анастасия Синаита. Можно сказать, что наследие этих отцов послужило основой к изложению своего видения о падшем человеке. Так, видно, что учение преподобного отца о душе после грехопадения ничем не отличается от того, что писали о ней другие святые отцы, а именно - душа сущност-но не изменилась, не утратила полностью свои способности и является такой же как при жизни человека, так и после отделения ее от тела. В вопросе о том, как изменилось тело человека после грехопадения, взгляды преподобного Анастасия Синаита согласуются с учением других святых отцов. Преподобный Синаит также утверждает, что тело человека сущностно изменилось, стало тленным и смертным. При этом Синаит не согласен в том, что изменение свойств тела произошло, как казнь человека, и что таким образом Бог посмеялся над падшими прародителями. Наоборот, кожаные ризы, которые дал Бог согрешившим Адаму и его жене, были приготовлены Им с лю-

№ 1 (12), 2022

бовью и заботой. Использованное слово (переоблачено) в данном контексте можно понимать как то, что хотя у Адама было тело, но после грехопадения оно было сущ-ностно изменено Богом. И это измененное тело как раз и является смертным.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин, блаженный. О граде Божием. // Творения в 4 томах. Т. 2. Кн. 13. -СПб: Алетейя, 199S. - SS4 с.

2. Августин, блаженный. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан / перевод, вст. статья и прим. А.А. Тащиана - Краснодар: Глагол, 2004. - 41б с.

3. Адриан (Пашин), игумен. Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/07022S14SS3S.htm (дата обращения: 19.03.2022).

4. Адриан (Пашин), игумен. Грехопадение, кожаные ризы. Часть 2. // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravoslavie.ru/2997.html (дата обращения: 19.03.2022).

5. Амвросий Mедиоланский, святитель. О благе смерти / Собрание творений: на латинском и русском языках. - M.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 431 с.

6. Анастасий Синаит, преподобный. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему / Избранные творения [Вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидорова]. - M.: Паломник, 2003. - 4S3 с.

7. Анастасий Синаит, преподобный. Вопросы и ответы / пер. [с греч.], коммент. А. И. Сидорова - M.: Сибирская Благозвонница, 201S. - б70 с.

S. Григорий Нисский, святитель. Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав / Творения святого Григория Нисского в S т. Т. 4. - M.: тип. В. Готье, 1S62. - 204 с.

9. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на Книгу Бытие /Творения в S томах. Т. б. - M.: Отчий дом, 199S. - 4SS с.

10. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 1S // Творения в 12 т. Т. 4. Кн. 2. - СПб: Издательство Готье, 1S9S. - 923 с.

11. Немезий Эмесский, святитель. О природе человека / Перевод с греч. Ф.С. Владимирского. Составление, послесловие, общая редакция MA Хорькова - M.: Канон, 2011. - 4б4 с.

12. Ориген. Гомилии на книгу Левит. Гомилия б // [Электронный ресурс]. URL: http://www.azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii-na-knigu-levit/ (дата обраще-ния:19.03.2022).

13. Феодорит Кирский, блаженный. Толкование на книгу Бытие / Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского в 7 т. Т. 1. - Сергиев-Посад: Тип. СТСЛ, 190S -1907. - 227 с.

14. Феофил Антиохийский, святитель. К Автолику / Сочинения древних христианских апологетов. Кн. 2. - M.: Катков и Ко., 1S6S. - 102 с.

15. Anastasii Sinaitae. Quaestiones et responsiones / Ed. M. Richard, J.A. Munitiz Tumhout, Brepols, 200б. (Corpus christianorum. Series Graeca. v. S9). Col. 2S6.

16. Anastasii Sinaitae. Sermo II in Constitutionem Hominis Secundum Imaginem Dai / Ed. K.-H. Utheman Tumhout, Brepols, 19SS. (Corpus christianorum. Series Graeca. v. 12). Col. 202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.