Научная статья на тему 'Телевизионный новостной медиаобраз Омска (на материале выпусков передачи «Новости Здесь» телеканала «Продвижение»)'

Телевизионный новостной медиаобраз Омска (на материале выпусков передачи «Новости Здесь» телеканала «Продвижение») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
396
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАРЕГИОНАЛИСТИКА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / MEDIA IMAGE / MEDIA DISCOURSE / MEDIA REGIONALISTICS / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гриднев Никита Александрович

Предпринимается попытка рассмотреть феномен медиаобраза, его генезис и параметрическую характеристику. Предложена дефиниция понятия «медиаобраз», определена его сущность. Исследуется медиаобраз города Омска, отраженный в ме­диадискурсе региональной телевизионной новостной программы «Новости Здесь». Выявляются тематические доминанты медиадискурса (дорожно-транспортная ин­фраструктура, культура, спорт, правопорядок, экономика, власть), векторы конструирования медиаобраза, его когнитивная и аксиологическая природа. Рассматриваются и интерпретируются примеры вербализации медиаобраза Омска. Исследуются содержащиеся в текстах СМИ коммуникативные, когнитивные и лингвистические механизмы и способы конструирования медиаобраза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media image of Omsk in TV news (based on “Novosti Zdes” TV program of “Prodvizhenie” channel)

The article deals with the analysis of the media image phenomenon, its genesis and parametrical characteristics. The definition of a concept “media image” and its essence are proposed. The media image of Omsk reflected in the media discourse of regional TV news program “Novosti Zdes” is examined. The thematic dominants of the media discourse (transport infrastructure, culture, sports, law and order, economics, government) as well as its cognitive and axiological origins are distinguished. Examples of verbalized media image of Omsk are considered and interpreted. Communicative, cognitive and linguistic mechanisms and ways to construct a media image, contained in mass media texts, are examined.

Текст научной работы на тему «Телевизионный новостной медиаобраз Омска (на материале выпусков передачи «Новости Здесь» телеканала «Продвижение»)»

Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 51-63. УДК 81'42

Н.А. Гриднев Омск, Россия

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ НОВОСТНОЙ МЕДИАОБРАЗ ОМСКА (НА МАТЕРИАЛЕ ВЫПУСКОВ ПЕРЕДАЧИ «НОВОСТИ ЗДЕСЬ» ТЕЛЕКАНАЛА «ПРОДВИЖЕНИЕ»)*

Предпринимается попытка рассмотреть феномен медиаобраза, его генезис и параметрическую характеристику. Предложена дефиниция понятия «медиаобраз», определена его сущность. Исследуется медиаобраз города Омска, отраженный в ме-диадискурсе региональной телевизионной новостной программы «Новости Здесь». Выявляются тематические доминанты медиадискурса (дорожно-транспортная инфраструктура, культура, спорт, правопорядок, экономика, власть), векторы конструирования медиаобраза, его когнитивная и аксиологическая природа. Рассматриваются и интерпретируются примеры вербализации медиаобраза Омска. Исследуются содержащиеся в текстах СМИ коммуникативные, когнитивные и лингвистические механизмы и способы конструирования медиаобраза.

Ключевые слова: медиаобраз, медиадискурс, медиарегионалистика, контент-анализ.

Функционирование современных массмедиа предполагает «не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона» [Добросклонская 2008: 213]. В связи с этим исследование медиаобраза представляется чрезвычайно актуальным.

Омская область постоянно находится в сфере внимания не только региональных, но и центральных СМИ, а также интернет-сообщества по ряду разнообразных информационных поводов.

В рамках данного исследования под медиаобразом понимается фрагмент информационной (медийной] картины мира; относительно устойчивая, непрерывно развивающаяся виртуальная модель объективного бытия, конструируемая СМИ, способная как отражать, так и рефреймировать или формировать знания и представления о данном объективном бытии и находящая отражение в медиатекстах.

© Н.А. Гриднев, 2016

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 16-14-55003 «Медиасфера омского региона: структура, каналы, ценности, новые дискурсивные практики».

С понятием «медиаобраз» коррелирует активно используемое в последнее время понятие «медиаконцепт», под которым О.В. Орлова понимает лингвокогнитивный феномен, «отличающийся медийной дискур-сивно-стилистической субстанциональной детерминированностью, вошедший в миросознание носителя языка с появлением информационного общества и ставший средством формирования и трансформации массового сознания» [Орлова 2010: 78].

В качестве материала исследования выступают выпуски новостной телевизионной программы «Новости Здесь» на канале «Продвижение».

Проанализированы все выпуски (15] указанной телепередачи за январь 2015 г., что составляет 2 ч 24 мин и 16 с непрерывного звучания (объем расшифрованного текста - свыше 120 тыс. знаков с пробелами].

Из 132 сообщений в 99 (75 %) в той или иной степени отражается медиаобраз региона - Омска и Омской области. Формальным критерием отбора подобных сообщений является обязательное наличие ключевых слов и локативных маркеров - Омск, (Омская) область, омичи, наш город, мы, у нас и под. В первую очередь это, конечно, региональные новости, напрямую связанные с Омском и областью и с их жителями. Однако учитываются федеральные и мировые новостные сообщения, проецирующиеся на регион.

В медиаобразе Омска частотными тематическими группами являются дорожно-транспортная инфраструктура (19 %], культура (13 %], спорт (12 %), правопорядок (9 %), экономика (6 %) и власть (5 %). Отметим, что вполне очевидными из этого списка являются темы культуры, спорта, власти и экономики - это традиционно выделяемые новостные «топики», встречающиеся в контенте любого СМИ. Данные тематические группы являются устойчивыми и, следовательно, постоянно «подпитывают» медиаобраз. Безусловно, данные темы обладают региональной спецификой и обусловленностью. Однако тема дорожно-транспортной инфраструктуры связана с особым статусом «больной» для региона темы (состояние дорог, общественный транспорт], в связи с чем ее можно выделить отдельно. Эту тему можно описать как относительно устойчивую, проявляющуюся сезонно, в моменты обострения проблемы. Как правило, пик новостных сообщений о состоянии омских дорог приходится на конец зимы и начало весны. Менее частотно в контенте телепередачи «Новости Здесь» возникают сообщения слабо устойчивого характера: такие новости привязаны к конкретному единичному событию, их серийное производство затруднено самим фактом кратковременности освещаемого события. К таковым можно отнести тему крещенских купаний (первая - вторая декады января] или трехсотлетия города Омска (с приближением юбилейной даты количество новостей по данной теме неуклонно возрастает, однако скорее всего резко упадет по прошествии нескольких недель после праздника].

Если говорить об аксиологической структуре новостных сообщений, посвященных Омску, то можно выявить следующее распределение: из 99 сообщений 37 имеют отрицательную оценку, 33 - положительную, а 29 сообщений нейтральны. При этом безусловно положительно медиа-образ Омска конструируется в аспекте культуры и спорта, а преимущественно отрицательно - в аспекте деятельности власти, правопорядка и инфраструктуры. Более детальное рассмотрение тематических групп по степени оценочности позволяет говорить о том, что спорт, несмотря на меньшую активность освещения, нежели культура, оценивается более эмоционально. А среди негативных новостных сообщений именно тема инфраструктуры и, в частности, состояния омских дорог несет наибольший эмоционально-оценочный заряд. Также следует обратить внимание на то, что негативно окрашенные, конфликтные новостные сообщения находятся в начале выпуска, т. е. в сильной позиции телетекста, тогда как позитивно окрашенные - в середине и ближе к концу, который, как правило, занимают сводки погоды либо анонсы других передач канала.

Рассмотрим группу тем (медиатопиков], в рамках которых конструируется негативный медиаобраз Омска.

Тема «Дорожно-транспортная инфраструктура» (19 % от контента)

Как уже было упомянуто, тема инфраструктуры занимает в дискурсе телевизионной передачи «Новости Здесь» доминирующее положение. Это, с одной стороны, отражает актуальность проблемы для города и региона, поскольку качество дорог определяет не только быстроту перемещения, но и безопасность как для транспортного средства, так и для водителей и пешеходов. Кроме того, дороги - «артерии города» - являются, наряду с другими объектами, своеобразной визитной карточкой города, показателем его экономического и социального состояния.

Как правило, состояние омских дорог напрямую связывается с деятельностью власти, поскольку контроль за качеством дорог и их эксплуатацией находится в ведении правительства, городской администрации, подконтрольных ей органов:

Теоретически и сейчас градоначальников можно уволить в связи с утратой доверия. Это может быть и плохая уборка улиц. Но это только на словах. Авторы закона уверены, что после череды показательных увольнений российские дороги будут чистыми и аккуратными. <...> Омичи, например, всегда подвергают сомнению отчеты чиновников о вывозе снега. Сейчас вроде жаловаться не на что, но вот на новогодних каникулах были моменты (Продвижение. Новости Здесь. 13.01.2015].

В данном контексте особенно радикально оценивается деятельность градоначальника - градоначальников можно уволить в связи с утратой доверия. Причем СМИ берет на себя ответственность за высказыва-

ние общественного мнения, поскольку утрата доверия - это общественное явление. Столь же убежденно заявляется, что омичи... всегда подвергают сомнению отчеты чиновников. Тем самым формируется - вероятно, искусственно - солидарность между общественностью и массмедиа. С другой стороны, такая стратегия может преследовать цель аргументации (так считает не только редакция, но и граждане в целом] либо защиты интересов СМИ (мы не берем на себя ответственность за сказанное, но так думают многие].

Реальность и ощутимость проблемы дорог доказывается фактами проверок, документами и представлениями, в которых официально дается отрицательная оценка деятельности дорожных служб:

Как мы и предполагали, в эффективности исполнения своих обязанностей дорожными службами сомневаются не только омичи и средства массовой информации, но и надзорные органы. За нечищеные дороги мэр Омска получил представление от прокуратуры. В результате проверки выяснилось, что для уборки наших магистралей необходима 1 000 единиц техники, а по факту используются лишь 350 машин (Продвижение. Новости Здесь. 15.01.2015].

Уверенность СМИ в недобросовестности дорожных служб и власти проявляется, как правило, модально (какмы и предполагали] и контекстуально (сомневаются не только омичи и средства массовой информации, но и надзорные органы]. Нередко СМИ прибегает к средствам иронии, высмеивая деятельность соответствующих органов:

Так задумано. В Омске находчивые работники дорожных служб замаскировали снег под крепость. <...> Да уж, наш город оказался неподготовленным к таким природным катаклизмам. Между тем на сайте мэрии практически ежедневно появляется информация о том, что из Омска вывезли максимальное количество снега. Буквально сегодня администрация сообщила о том, что привлечена дополнительная техника (Продвижение. Новости Здесь. 21.01.2015].

Кроме того, в СМИ акцентируется внимание на том, что состояние дорог напрямую связано с безопасностью, здоровьем и жизнями в первую очередь самих омичей:

Плачевное состояние омских дорог подтвердили официально. Региональная Госавтоинспекция провела рейд «Дорожный надзор». За неделю сотрудники ведомства обследовали более 1 000 участков, в том числе центральные улицы - Герцена, Маркса, Маяковского, Мира и Красный Путь - и обнаружили свыше 550 недостатков. В основном снежный накат, наледи, сугробы на обочинах и пешеходных переходах, сужение проезжей части из-за неубранного снега. В отношении ответственных лиц возбудили более 100 административных дел за нарушение правил содержания дорог. По заключению специалистов, нередко именно это является сопутствующей причиной аварии. По данной региональной Госавтоинспекции, за последние

два месяца 2014 года в половине мест ДТП дороги были в неудовлетворительном состоянии. В этих авариях 256 человек получили травмы, а 19 погибли. При этом со временем ситуация только ухудшается (Продвижение. Новости Здесь. 27.01.2015].

Таким образом, тема дорожно-транспортной инфраструктуры, несмотря на ее связь с темой власти, имеет право быть выделенной отдельно по ряду причин: частотность и активность обращения, особый статус проблемы, актуальность для города и его жителей. Происходит негати-визация медиаобраза Омска в аспекте дорожно-транспортной инфраструктуры.

Тема «Правопорядок» (9 % от контента)

Наиболее частотно тема правопорядка связывается с употреблением алкоголя и наркотиков, а также с последствиями подобного употребления:

Не хочешь по-хорошему - будет по-плохому. Депутаты хотят проверять подростков на пристрастие к наркотикам без согласия родителей. На такие радикальные меры народные избранники идут из-за роста статистики потребления несовершеннолетними наркотических средств. <...> Законотворцам стоит поторопиться, ведь сейчас, например, на улицах Омска все чаще появляются молодые люди в неадекватном состоянии. Потом видеодоказательства «гуляют» по Интернету (Продвижение. Новости Здесь. 12.01.2015].

В данном сообщении выражается двойственное отношение СМИ к власти. С одной стороны, предпринимаемая мера «радикальна» (недемократична, сурова], а в подводку к новости вынесена идиома не хочешь по-хорошему - будет по-плохому, которую можно воспринять как угрозу подросткам со стороны правительства. С другой - в этом же сообщении позже признается целесообразность подобного законопроекта, поскольку на улицах Омска все чаще появляются молодые люди в неадекватном состоянии. Исходя из этого не вполне понятно, положительно или отрицательно оценивается деятельность власти, однако ситуация наркомании и сопутствующих ей преступлений в социальной среде города, безусловно, подвергается критике.

Разумеется, в фокус внимания СМИ попадают и социальные проблемы, связанные с сетью алкогольных магазинов и питейных заведений. В особом порядке подвергаются критике питейные заведения, располагающиеся на первых этажах жилых домов. При этом возникает такая черта медиаобраза Омска, как алкоголизация жителей в спальных районах, повышенная криминогенность районов:

Разговоры о запрете продажи алкоголя в магазинах и барах на первых этажах идут уже давно. Народные избранники говорят о том, что в первую очередь от таких заведений страдают жильцы. Поступают

жалобы на шум и нарушение общественного порядка. Действительно, мало приятного, когда на первом этаже в твоем доме кабак и все местные выпивохи постоянно там собираются (Продвижение. Новости Здесь. 26.01.2015].

Продажа, употребление алкоголя и оборот наркотиков - не единственная составляющая темы правопорядка. Наряду с этими направлениями, встречаются и сообщения чисто криминальной тематики. Это сообщения об уголовных преступлениях, административных правонарушениях.

Таким образом, тема правопорядка в дискурсе телепрограммы «Новости Здесь» складывается из двух составляющих: тематики алкоголя и наркотиков и последствий их употребления, а также тематики криминала, являющейся традиционным медиатопиком современных СМИ. Специфическим для медиаобраза Омска является то, что в основе его формирования (в рамках данной темы] лежит не криминал, а именно алкоголизация и наркомания. Можно сказать, что частотное обращение к этой тематике создает эффект алармизма, т. е. тревожного, панического состояния у непосредственной аудитории телеканала - омичей.

Тема «Власть» (5 % от контента)

Тема власти является еще одним медиатопиком в новостном дискурсе регионального телеканала, посредством которого конструируется негативный медиаобраз Омска. Подчеркнем, что квантитативный показатель частотности (5 % от контента] данной темы получен в результате подсчета сообщений, непосредственно связанных с представителями власти - чиновниками. Если же рассматривать тему власти широко, то этот показатель возрастает, поскольку ряд тем, как это уже было продемонстрировано, пересекаются (власть и дороги, власть и правопорядок], и таким образом становится доминирующим медиатопиком в дискурсе телепрограммы «Новости Здесь».

Итак, в большинстве случаев сообщения, связанные с чиновниками и вообще с представителями власти, несут отрицательную оценку - как логическую, так и эмоциональную, например:

Одно из последних решений уже бывшего главы РЭКа вызвало бурю негативных откликов у омичей и подозрение у прокуратуры. <...> Добавлю, что на бывших руководителей РЭКа заведены уголовные дела. Место медом не намазано. Кто теперь станет главой комиссии? (Продвижение. Новости Здесь. 14.01.2015].

В данном контексте деятельность Сергея Синдеева (бывшего главы РЭК] оценивается логически, через факт: решения чиновника вызвали бурю негативных откликов. В то же время аудитории напоминают, что на руководителей региональной энергетической комиссии уже заводились уголовные дела. Выстраивается связь, согласно которой люди, занимающие высокие посты в этой организации, склонны к нарушению закона.

При этом используется эмоциональный компонент - трансформированная идиома место медом не намазано, что можно интерпретировать как «должность главы РЭК малопривлекательна из-за прецедентов».

Вообще СМИ часто обращается к проблеме, причинам и последствиям чиновнической ротации, т. е. смены чиновниками постов, изменении должностных статусов:

Бывший первый заместитель председателя правительства Омской области Юрий Гамбург останется в СИЗО до 24 февраля. Решение о продлении ареста принял сегодня Куйбышевский районный суд. <...> Напомню, Гамбурга обвиняют в незаконной продаже муниципальных земель. Ущерб бюджетам города и области превысил 450 миллионов рублей (Продвижение. Новости Здесь. 16.01.2015].

При этом информационный повод - продление срока ареста - в данном случае недостаточно выразителен, поэтому в конце сообщения аудитории также напоминают о преступных деяниях чиновника.

Однако «бывшие» омские чиновники подвергаются не только преимущественно конструктивной критике. Среди подобного рода сообщений наблюдаются и иронические:

Тем временем уроженец Омска Игорь Албин, ранее ответственный за подготовку празднования юбилея Омска, с лопатой в руках чистит питерские улицы. Бывший министр регионального развития, а ныне вице-губернатор северной столицы вместе с активистами с утра пораньше вышел лично убирать снег. К слову, ранее чиновника, ответственного за вопросы ЖКХ, упрекали в недостаточной подготовленности коммунальных служб к суровым снегопадам. Албин предложил горожаном справляться со стихией всем миром и самостоятельно убирать собственные дворы. Петербуржцы посчитали такой ответ оскорбительным и даже организовали сбор подписей за отставку вице-губернатора, мол, если они должны сами сражаться с сугробами, то чиновник пусть самостоятельно платит себе зарплату (Продвижение. Новости Здесь. 26.01.2015].

В начале новости заявляется: Игорь Албин... с лопатой в руках чистит питерские улицы. Вне контекста данную фразу можно интерпретировать довольно широко, вплоть до того, что бывший министр стал дворником. Однако позже все же объясняется, что это инициатива Албина как вице-губернатора северной столицы, связанная с предложением к гражданам самостоятельно убирать улицы от снега. Здесь иронический эффект достигается тем, что выстраивается недвусмысленная параллель между деятельностью чиновника в Омске и в Санкт-Петербурге. Иными словами, чиновник «повторяет ошибки», за которые его критиковали на старом посту, и теперь вынужден вновь выдерживать критику.

Критика власти, исходящая от народа, также транслируется СМИ. При этом массмедиа, с одной стороны, пытается воссоздать объективность происходящего, обратиться к общественному мнению, с другой - отбирая

конкретное общественное мнение, создать определенный образ не выполняющей обещаний, некомпетентной власти:

Будущих жителей Рябиновки снова накормили обещаниями. Сроки заселения печально известного микрорайона перенесли. На этот раз до февраля. Тогда как справить новоселье жильцы должны были до Нового года. Удастся ли подрядчикам уложиться в новые сроки - вопрос. Дома до сих пор не оштукатурены. К тому же накопилась задолженность по зарплате рабочим - около 25 миллионов рублей. Однако рябиновцы и сами не горят желанием въезжать в новые квартиры. Сегодня устроили очередной митинг напротив здания городской администрации (Продвижение. Новости Здесь. 21.01.2015].

Как видно, такого рода сообщения, апеллирующие к общественному мнению, несут довольно сильный эмоциональный заряд, что подтверждается на формальном уровне использованием экспрессивно-оценочных и модально «нагруженных» лексем (накормить обещаниями, печально известный, не горят желанием, очередной митинг].

В целом критике подвергается либо «абстрактный» чиновник в лице администрации, правительства или министерства, либо конкретная персона. Однако не обнаружено сообщений, ухудшающих или негативизи-рующих медиаобраз высшей региональной власти и, в частности, губернатора Омской области Виктора Назарова.

Таким образом, тема власти в дискурсе телепрограммы «Новости Здесь» занимает одну из доминирующих позиций. Как правило, наиболее острые социально-экономические, политические проблемы города сопрягаются прямо или косвенно с местным правительством. Однако выделяются и такие сообщения, в фокусе внимания которых оказывается исключительно власть. Это сообщения о чиновниках (действующих и бывших], работе правительства. В целом стоит отметить, что происходит негативи-зация власти в медиаобразе Омска. Власть оценивается СМИ как недобросовестная, некомпетентная, «опаздывающая» в принятии определенных решений, способная обманывать граждан.

Рассмотрим группу тем (медиатопиков], в рамках которых конструируется позитивный медиаобраз Омска. Здесь доминируют такие темы, как культура и спорт.

Тема «Культура» (13 % от контента)

В рамках данной темы культура понимается в узком смысле - это достижения в сфере науки и искусства, результаты творческой деятельности, интеллектуальное развитие. Поэтому можно условно разделить тему культуры на две основные ветви: культурные события (мероприятия] Омска и достижения омских научных и культурных деятелей и организаций.

Любопытно, что, в отличие от негативизирующих сообщений, в сообщениях, усиливающих позитивный медиаобраз Омска, не обнаруживается лексем с эмоционально-оценочной окраской. Так, достижения ом-

ских ученых логически оцениваются положительно, в то время как тональность сообщений нейтральна:

Разработка омичей обогреет полярников в Арктике. Как сообщает информагентство «Омск Здесь», в нашем регионе насчитывается три десятка предприятий, которые активно сотрудничают с компаниями, работающими в Арктике. Одно из них - омский завод инновационных технологий (Продвижение. Новости Здесь. 29.01.2015].

Вероятно, такая закономерность связана с тем, что экспрессия характерна именно для негативной информации, поскольку способна ее усилить и создать определенный прагматический эффект. Позитивная информация в каком бы то ни было усилении не нуждается, поскольку сам факт, содержащийся в новости, уже несет необходимую прагматическую установку (рассказать о достижении, победе].

Позитивный медиаобраз конструируется посредством частотного выпуска сообщений, связанных с выставками, конкурсами и прочими культурными мероприятиями:

Будете гулять в центре - загляните в библиотеку им. Пушкина. Там для омичей открылась выставка «Шедевры мировой литературы в миниатюре» (Продвижение. Новости Здесь. 20.01.2015].

При этом в сообщении содержится и ненавязчивое предложение посетить данное мероприятие. Вообще, стоит отметить, что чаще всего в новостях сообщается о библиотеке им. Пушкина как об основном месте проведения культурных мероприятий. Создается образ главного культурно-просветительского объекта, открытого для всех горожан.

Также довольно частотно встречаются сообщения, посвященные достижениям культурных деятелей и организаций. При этом подчеркивается, что омичи, участвующие в различных конкурсах, занимают высокие места. Немаловажно и то, что их творчество так или иначе связано с родным городом. Это касается и культурных организаций, например студий, актерских трупп. Здесь стоит сказать о том, что омские творческие коллективы пользуются популярностью не только в родном городе, но и за его пределами - в других городах или даже странах:

Студия Любови Ермолаевой выступит на одной сцене с Театром на Таганке. Омский коллектив пригласили на двадцать второй международный пушкинский фестиваль. <...> По признанию омской труппы, приглашение на такой заслуженный фестиваль очень почетно (Продвижение. Новости Здесь. 28.01.2015].

Очевидно, основная цель подобных сообщений состоит в том, чтобы показать культурную значимость и важную роль омских артистов в масштабах государства, оценить их заслуги и выразить гордость за коллектив.

Таким образом, создается медиаобраз Омска как города, богатого культурными мероприятиями и гордящегося достижениями исследователей, представителей культуры, творческими личностями.

Тема «Спорт» (12 % от контента)

В основном в теме спорта можно выделить два типа сообщений: касающиеся непосредственно спорта (спортивные мероприятия] и новости о спортсменах и их достижениях.

Доминирующий тип сообщений на тему спорта представляет собой новости о достижениях омских спортсменов. При этом достижения могут трактоваться по-разному: победа в соревновании, выход в финал, появившаяся возможность побороться за звание чемпиона или призера. Во всех этих случаях СМИ подчеркивает важность и значимость омских спортсменов на внутреннем (как региональном, так и федеральном] и международном уровнях.

Омичка претендует на звание спортсменки декабря. Кристина Сив-кова установила второй лучший результат в Европе в зимнем сезоне. Среди конкурсанток спортсменки из Великобритании, Белоруссии, Испании, Германии, Португалии, Болгарии, Турции, а также с Украины. Проголосовать за нашу землячку можно в социальной сети Фейсбук (Продвижение. Новости Здесь. 15.01.2015].

В абсолютное начало сообщения выведен факт победы, а оценка события - чисто логическая. Однако, встречаются сообщения более эмоционального характера, где в фокусе внимания автора медиатекста находится не только факт лидерства:

Омские гимнастки - лучшие в Сибири. В Кемерово завершилось первенство сибирского федерального округа по художественной гимнастике. Помимо наших девчонок, в соревнованиях приняли участие спортсменки от 11 до 15 лет из Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, республики Бурятия и Тыва, Иркутской, Новосибирской и Томской областей. Омички стали сильнейшими из 250 юных гимнасток в групповом и командном зачете. На втором месте - Кемерово. Бронза у команды из Томска (Продвижение. Новости Здесь. 20.01.2015].

Как можно заметить, в новости содержится не только факт лидирующего положения омских гимнасток, но и статистические данные, позволяющие оценить «масштаб» победы: численные (первое место среди 250 участников] и качественные (кого удалось обойти - Кемерово и Томск].

Сообщения о готовящихся соревнованиях могут сопровождаться высказываниями с определенной степенью эмоциональности и модальности, как в примере ниже (защитить честь России, неоднократно привозил награды, был единственным из российских спортсменов, желаем чемпиону вернуться с золотой медалью]:

На кубке мира по фехтованию, который стартовал сегодня в Италии, честь России защитит омский саблист Александр Трушаков. В программе одного из самых престижных конкурсов индивидуальные и командные соревнования на рапирах, саблях и шпагах. 20-летний студент омского училища олимпийского резерва неоднократно привозил серебряные и

бронзовые награды с первенства России, Европа и мира. А буквально накануне Александр завоевал второе место на международном турнире в Будапеште. Кстати, был единственным из российских спортсменов, пробившихся в 1/8 финала. Что ж, желаем омскому чемпиону вернуться с золотой медалью... (Продвижение. Новости Здесь. 29.01.2015].

Кроме того, тему спорта развивают новостные сообщения, в которых Омск позиционируется как спортивная и - особенно - хоккейная столица Сибири:

Матч всех звезд КХЛ может пройти в Омске. Такую возможность не исключил президент Континентальной хоккейной лиги Дмитрий Черны-шенко. Он заявил, что с удовольствием поговорил бы с губернатором Омской области Виктором Назаровым о проведении в столице Прииртышья матча всех звезд, который накануне прошел в Сочи. Правда, никакой заявки от нас пока не поступало. Город-кандидат, заявил Чернышенко, будет выбираться на конкурсной основе (Продвижение. Новости Здесь. 26.01.2015].

Дмитрий Чернышенко, как заявляется в новости, с удовольствием готов обсудить проект проведения матча КХЛ с омским губернатором, а значит, Омск внушает доверие спортивной организации и может с достоинством победить. Тем не менее в такого рода новостях прослеживается снижение тональности. Это связано с нерешительностью властей (никакой заявки от нас пока не поступало]. В другом схожем сообщении внимание переходит на тот факт, что, например, Еврохоккейтур ни разу не проводился восточнее Урала, и это представляется несправедливым для Омска, постоянно развивающего свою спортивную инфраструктуру.

Наконец, сообщения, касающиеся спортивных неудач, СМИ подает в оптимистическом ключе, не прибегая к средствам негативизации или иронии. Можно сказать, что омские спортсмены являются предметом наивысшей гордости - их нельзя критиковать, даже если они «оступаются»:

Омские кошки завершили борьбу за награды лиги чемпионов. Не удалось нашим девчонкам переиграть один из сильнейших турецких клубов «Экзачибаши Витра»... По словам Зорана Терзича, одна из причин поражения - слишком плотный график. У девчонок по два матча в неделю. Что ж, теперь у «Омички» будет время, чтобы сосредоточиться на национальном турнире. Сейчас кошки на четвертой строчке в групповом этапе чемпионата России. Ближайшая игра состоится 2 февраля в СКК им. Блинова. Соперником станет московское «Динамо» (Продвижение. Новости Здесь. 29.01.2015].

Таким образом, тема спорта обладает мощным потенциалом для конструирования и развития медиаобраза Омска как города высоких спортивных достижений, сильных спортсменов и преданных фанатов, развитой спортивной инфраструктуры. Кроме того, Омск позиционируется в данном аспекте как город высокого государственного значения, родина именитых спортсменов.

Мы рассмотрели основные медиатопики (ключевые, основополагающие темы], посредством которых конструируется, реализуется и развивается медиаобраз города. Можно прийти к выводу, что в процессе конструирования медиаобраза Омска возникают два процесса: негативиза-ция и позитивизация. Первый процесс заключается в создании таких обобщенных представлений, как 'Омск - город плохих дорог', 'в Омске много алкоголиков и наркоманов', 'в Омске опасно жить', 'в Омске некомпетентная власть'. Соответственно, наиболее яркие примеры экспрессивных, отрицательно-оценочных репрезентаций медиаобраза обнаруживаются в рамках тем «инфраструктура», «правопорядок» и «власть». С другой стороны, позитивный медиаобраз Омска сопровождается представлениями 'Омск - культурно развитый город', 'омичи любят культурно обогащаться', 'Омск - спортивная столица Сибири, город сильных спортсменов', которые объективируются в медиатекстах на темы «Спорт» и «Культура».

Список литературы

1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь): учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.

2. Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиа-концепта // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 6. С. 78-83.

References

1. Dobrosklonskaya, T.G. (2008), Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izuche-niyu yazyka SMI (Sovremennaya angliiskaya mediarech') [Media linguistics: a system approach to the media language study (Modern English media speech)], textbook, Moscow, Flinta publ., Nauka publ., 264 p.

2. Orlova, O.V. (2010), The life cycle and world modeling potential of media concept. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, No. 6, pp. 78-83. (in Russian).

N.A. Gridnev Omsk, Russia

MEDIA IMAGE OF OMSK IN TV NEWS (BASED ON "NOVOSTI ZDES" TV PROGRAM OF "PRODVIZHENIE" CHANNEL)

The article deals with the analysis of the media image phenomenon, its genesis and parametrical characteristics. The definition of a concept "media image" and its essence are proposed. The media image of Omsk reflected in the media discourse of regional TV news program "Novosti Zdes" is examined. The thematic dominants of the media discourse (transport infrastructure, culture, sports, law and order, economics, government) as well as its cognitive and axiological origins are distinguished. Examples of verbalized media image of Omsk are considered and interpreted. Communicative,

cognitive and linguistic mechanisms and ways to construct a media image, contained in mass media texts, are examined.

Key words: media image, media discourse, media regionalistics, content analysis.

Для цитирования: Гриднев Н.А. Телевизионный новостной медиаобраз Омска (на материале выпусков передачи «Новости Здесь» телеканала «Продвижение») // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 51-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Gridnev, N.A. (2016), Media image of Omsk in TV news (based on "Novosti Zdes" TV program of "Prodvizhenie" channel). Communication Studies, No. 2 (8), pp. 51-63. (in Russian).

Сведения об авторе:

Гриднев Никита Александрович,

студент

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: n. a.gridnev@gmail. com

About the author:

Gridnev Nikita Aleksandrovich,

student

Dostoevsky Omsk State University, 55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: n. a.gridnev@gmail. com

Дата поступления статьи 17.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.