1. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. URL: http://cheloveknauka.com/modelirovanie-mehanizmov-ponimaniya-polikodovyh-tekstov (дата обращения: 26.06.2017).
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М. : Наука, 1982. 159 с.
3. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М. : Ин-т языкознания РАН, 2005. 219 с.
4. Головина Л. В. Взаимовлияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текстов : дис. . канд. филол. наук. М., 1986. 173 с.
5. Козловская Е. А. Исследование восприятия рекламных роликов товаров для детей посредством семантического эксперимента // Материалы 55-й Междунар. студенческой конф. МНСК-2017: Прикладная лингвистика / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2017. С. 14-15.
6. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб. : Питер, 2005. 480 с.
7. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ACT: Астрель, 2005. 351 с.
УДК 81'42
РЕКОНСТРУКЦИЯ МЕДИАОБРАЗА ОМСКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ
РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОГО ДИСКУРСА И ДАННЫХ РЕСУРСА «МЕДИАЛОГИЯ»)*
Рассматривается проблема конструирования медиа-образа Омска в региональном и федеральном массово-информационном дискурсе. В качестве материала выступают новостные тексты омских региональных телевизионных СМИ и интернет-ресурса (базы данных) «Медиалогия». Основными методами данного исследования являются контент-анализ, интерпретативный, аксиологический и когнитивный анализ контекстов массово-информационных телевизионных программ. В рамках исследования предпринимается попытка реконструировать медиаобраз Омска, формируемый в дискурсе региональных и федеральных телевизионных массмедиа, охарактеризовать его аксиологическую и когнитивную природу. Особое внимание уделяется феномену формирования негативной информационной картины мира.
Ключевые слова: массово-информационный дискурс, телевидение, медиаобраз, информационная картина мира.
Список источников материалов
1. Агуша видео // Видеохостинг «YouTube». 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QsGS19vj7GM (дата обращения: 11.05.2016).
2. Агуша звук // Видеохостинг «YouTube». 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rojPqJ6PUpU (дата обращения: 05.05.2016).
3. Либеро видео // Видеохостинг «YouTube». 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ijOSDzC7haI (дата обращения: 11.05.2016).
4. Либеро звук // Видеохостинг «YouTube». 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=OOtlQIUmGrw (дата обращения: 5.05.2016).
5. Реклама Агуша - Животик-библиотека // Видеохостинг «YouTube». 2015. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=216cg-kEIoI (дата обращения: 10.11.2015).
6. Libero comfort // Видеохостинг «YouTube». 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vfwtK_HD-us (дата обращения: 10.11.2015).
© Козловская Е. А., 2017
Е. Г. Малышева, Н. А. Гриднев E. G. Malysheva, N. A. Gridnev
RECONSTRUCTION OF OMSK MEDIA IMAGE (ON THE MATERIAL OF TEXTS OF REGIONAL TELEVISION MASS-INFORMATION DISCOURSE AND DATA OF RESOURCE «MEDIALOGY»)*
The problem of constructing a media image of the city of Omsk in the regional and federal mass-information discourse is considered in the article. The research material is the news texts of the Omsk regional television media and the Internet resource (databases) "Medialogy". The main methods of this study are content analysis, interpretative, axiological and cognitive analysis of the contexts of mass information television programs. Within the framework of the research, an attempt is made to reconstruct the media image of the city of Omsk, formed in the discourse of regional and federal television mass media, to characterize its axiological and cognitive nature. Particular attention is paid to the phenomenon of the formation of a negative informational picture of the world.
Keywords: mass-information discourse, television, media image, informational picture of the world.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук), проект 17-04-00635/17-0Г0Н.
* The research has been carried out with the financial support provided by RFBR (Department of Humanities and Social Sciences), project 17-04-00635/17-0G0N.
Сегодня можно констатировать, что телевидение сохраняет лидирующую роль в обеспечении общества новостной информацией, несмотря на все возрастающее влияние интернета. Очевидно и то, что доминирующая функция СМИ отнюдь не информационная, как можно было бы предполагать, а воздействующая. «Интегративно-посредническая по отношению к социуму природа масс-медиа мутировала в манипулятивную» [1, с. 3].
Возникает вопрос: посредством чего СМИ формируют картину мира массового адресата? С одной стороны, целью информационной журналистики является оперативная передача новой объективной информации об окружающем мире, с другой - несмотря на стремление журналиста, редакции и СМИ в целом к объективности, данная информация доходит до массовой аудитории в искаженном виде. Подобное искажение может быть вызвано рядом факторов, главный из которых - идеологический, когда в передаваемом сообщении явно или скрыто, целенаправленно или непреднамеренно отражается отношение коллективного автора, его оценка.
Следовательно, когда реципиент воспринимает информацию из СМИ, он имеет дело не с конкретными событиями, фактами, явлениями (обобщенно - не с объективным бытием), а с определенным медийным образом этого бытия. Медиаобраз, безусловно, представляет собой форму отражения реальной действительности, но в то же время он неизбежно несет искаженный посредником в лице СМИ элемент.
A. В. Олянич метафорически называет СМИ «параллельным миром»: «Мы видим себя в зеркале прессы, радио или телевидения, однако наш мир, отраженный в этом зеркале, кажется нам подчас искривленным, чужим и враждебным» [2, с. 57].
Предложим рабочее определение понятия «медиаобраз» - это репрезентированный в медиатекстах фрагмент информационной (медийной) картины мира; относительно устойчивая, непрерывно развивающаяся виртуальная модель того или иного объекта/явления действительности, конструируемая СМИ, которая как отражает, так и рефреймирует и/ или формирует знания и представления адресата.
Сущностная основа медиаобраза, таким образом, рождается из посредничества СМИ между объективным бытием и аудиторией.
B. А. Конев отмечает, что парадоксальность посредничества заключается в том, что оно создает видимость реальности, а не саму реальность [3, с. 4].
Следует отметить, что, на наш взгляд, медиаобраз -«эластичная» категория; ее объем зависит от специфики дискурса, в котором конструируется медиаобраз, и медиа-поля, в котором функционирует дискурс.
Например, можно выделить телевизионный медиаобраз города. В этом случае внимание акцентируется на дискурсивном параметре. В то же время, когда мы говорим о медиаобразе города в региональных СМИ, мы обусловливаем характеристику медиаполя. Очевидно, что медиаобраз одного и того же объекта будет отличаться, если рассматривать его в разных типах дискурса и в разных измерениях медиаполя. В данной статье медиаобраз Омска рассматривается в одном типе дискурса - телевизионном новостном,
но в различных измерениях медиаполя: рассматривается специфика конструирования медиаобраза в региональном и федеральном массово-информационном телевизионном дискурсе.
Далее подчеркнем, что медиаобраз отличает его когнитивно-дискурсивная природа.
Когнитивная специфика медиаобраза обусловлена его воздействием на восприятие и представление массового адресата, а также активными процессами создания или корректировки когнитивных единиц - концептуальных признаков объекта и стереотипов о нем. Это в конечном итоге приводит к тому, что медиаобраз формирует специфическую картину мира массового адресата. Кроме того, в процессе массовой коммуникации медиаобраз категоризует и концептуализирует окружающий мир.
Дискурсивная природа медиаобраза заключается в том, что медиаобраз создается средствами массовой информации в процессе массовой коммуникации (дискурс-процесс) и объективируется в совокупности текстов данного СМИ (дискурс-результат). Генезис медиаобраза неотрывен от дискурсивных процессов.
Рассмотрим специфику медиаобраза, конструируемого в омском региональном массово-информационном телевизионном дискурсе.
Материалом для анализа выступили тексты новостных телевизионных анонсов в передачах «Час новостей» 12 канала (501 текст) и «Омск здесь» телеканала «Продвижение» (465 текстов).
Проведенный контент-анализ позволяет выделить общие для медиатекстов телеканалов «Продвижение» и «12 канал» базовые, доминантные тематико-аксиологи-ческие группы текстов: «Происшествия», «Дороги», «Правонарушения и криминал», «Культура», «Политика и власть», «Здравоохранение», «Спорт», «Социальная сфера», «Экономика», «Экология», «Общественный транспорт», «Образование».
По данным проведенного контент-анализа становится очевидно, что канал «Продвижение» конструирует преимущественно негативный медиаобраз Омска (47,6 % - почти половина - проанализированных медиатекстов несут отрицательную оценку). При этом негативный характер сообщений наблюдается не только в группах, априори не предполагающих позитивной информации («Происшествия», «Правонарушения и криминал»), но и, например, в таких группах, как «Культура», «Здравоохранение», «Спорт». В данных группах внимание акцентируется отнюдь не на достижениях соответствующей сферы, а в основном на проблемах, скандалах, кризисных ситуациях.
Нейтральный характер сообщений наблюдается в тема-тико-аксиологических группах «Правонарушения и криминал», «Политика и власть» и «Образование». Также следует отметить несущественность доли позитивных по тональности контекстов (9,5 % от общего числа).
Картина мира, предлагаемая «12 каналом», существенно отличается. По-прежнему «лидером» среди конструирующего «материала» медиаобраза является категория негативных сообщений (32,8 %), однако она не столь существенна и сбалансирована весомой долей позитивных сообщений (25,9 %). При этом медиаобраз, конструируемый
«12 каналом», представляется более «логичным»: негативные сообщения концентрируются в тематико-аксиологи-ческих группах «Происшествия», «Правонарушения и криминал», «Дороги» и «Здравоохранение», в то время как позитивные по тональности сообщения частотно встречаются в группах «Культура», «Спорт», «Область», «Экология». Это позволяет говорить о том, что «12 канал» конструирует нейтральный медиаобраз, в котором сочетается, чередуясь, как негативная, так и позитивная информация.
Проанализируем более детально специфику регионального конструирования медиаобраза Омска на примере тема-тико-аксиологической группы «Политика и власть».
Региональная власть в дискурсе омских телеканалов категоризуется путем выделения таких подтем, как чиновники, мэр, губернатор и мероприятия политического характера. При этом «12 канал» освещает региональную власть преимущественно в нейтральном ключе, в то время как телеканал «Продвижение» имеет тенденцию к негати-визации областной и городской власти.
Так, чиновники в представлении телеканала «Продвижение» характеризуются некомпетентностью, расточительством, закрытостью от общества.
По федеральным стандартам омские чиновники решили немного закрыться от прессы (Продвижение, 15.01.2016); Непозволительная роскошь или служебная необходимость? Во сколько обойдется областному бюджету содержание рыбок омского министра (Продвижение, 19.02.2016).
В отсутствие сообщений о непосредственной деятельности чиновников и частотном упоминании их «капризов» конструируется отрицательный медиаобраз омских властей. В ироничном контексте создается образ омского чиновника, для которого «служебной необходимостью» является обладание дорогостоящим аквариумом. При этом омские власти по причине своей расточительности и некомпетентности наносят ущерб экономике региона, после чего всеми средствами пытаются «отгородиться» от СМИ, пытающихся разобраться в ситуации.
В дискурсе «12 канала» практически не создается образ омских чиновников, за исключением следующего контекста:
Рыбы меняют прописку. Аквариумы из кабинетов чиновников переезжают к юным натуралистам (12 канал, 26.02.2016).
Как видно, данная новость перекликается с аналогичным сообщением, вышедшим в эфир ранее на канале «Продвижение», однако здесь СМИ акцентируют внимание не на расточительности чиновников, в кабинетах которых установлены аквариумы, а на их готовности помогать молодым исследователям. Таким образом, негативный медийный смысл вуалируется констатацией «благих намерений».
В дискурсе новостной программы канала «Продвижение» конструируется негативный образ недавнего градоначальника Омска:
Ни метро, ни небоскребов. Мэр Омска рассмешил участников рождественского саммита недвижимости (Продвижение, 22.01.2016); Неудобные вопросы и скучные ответы. О чем омские школьники говорили с Вячеславом Двораковским (Продвижение, 26.02.2016).
Мэр представлен, с одной стороны, как «клоун», своими заявлениями способный рассмешить участников серьезного мероприятия (саммита), с другой - как «надоевший всем» глава города, не собирающийся покидать своего поста.
«12 канал» практически не упоминает в эфире программы «Час новостей» мэра и абсолютно не освещает его деятельности.
Не выдерживают ни машин, ни критики. Мэру предложили ввести в Омске режим ЧС из-за разбитых дорог. Что ответит градоначальник? (12 канал, 07.04.2016).
Процитировано единственное сообщение анализируемого периода, в котором обнаруживается ключевое слово «мэр», и говорить о том, что оно каким-то образом конструирует медиареальность Омской власти, не приходится.
Более частотно и подробно омские телеканалы обозревали личность и деятельность губернатора (теперь уже тоже бывшего) Омской области Виктора Назарова. Однако конструируемый в процессе этого обозревания медиаобраз существенно различается:
Фантомас, магистр Йода, Смеагол. Вымышленные персонажи, по мнению омичей, больше подходят на роль губернатора Назарова (Продвижение, 12.02.2016); Повод задуматься. За плохую реализацию расселения аварийного жилья губернатор забайкальского края отправлен в отставку. Кому теперь стоит бояться? (Продвижение, 17.02.2016); В списке аутсайдеров. Виктор Назаров вошел в пятерку самых неэффективных губернаторов (Продвижение, 22.03.2016); Вызвали на ковер. Губернатору пришлось объясняться перед премьер-мини-стромза бездорожье в городе (Продвижение, 29.04.2016).
Очевидно, что в дискурсе канала «Продвижение» губернатор представлялся некомпетентным, слабым лидером, что подчеркивается не только репрезентацией его места в межрегиональном списке эффективных губернаторов, но и через ироническое сравнение Виктора Назарова с вымышленными персонажами фантастических кино- и литературных произведений. При этом подчеркивается, что вышеперечисленные персонажи «больше подходят» на роль регионального главы, что создает когнитивный стереотип 'Губернатор Омской области настолько плох, что на его месте лучше справился бы кинозлодей', а также 'Управление Омской областью можно доверить только существу со сверхспособностями'. Также в медиатексте, посвященном Виктору Назарову, можно отследить намек на неудовлетворительную работу в сфере расселения аварийного жилья (повод задуматься, губернатор Забайкалья отправлен в отставку, кому теперь стоит бояться?). Напрямую омский губернатор в данном контексте не критикуется, однако намек позволяет сделать вывод, что Виктор Назаров тоже неэффективно реализует важный социальный проект. Слабость губернатора как лидера отмечается в контекстах «вызвали на ковер», «пришлось объясняться», создающих образ губернатора-двоечника и «разгильдяя».
«12 канал» конструировал образ недавнего главы региона совершенно иначе:
Точку в споре поставил губернатор. Одинокие старики не будут платить за капремонт (12 канал, 25.02.2016); Цветы из рук главного мужчины региона. Виктор Назаров наградил омичек в преддверии праздника (12 канал,
04.03.2016); Полторы тысячи вопросов и 2,5 часа общения. Диалог с губернатором бьет рекорды. И кто уже
получил ответы на обращения, прозвучавшие в прямом эфире? (12 канал, 27.05.2016); Бесхозных дорог стало меньше. После обращения в программу «Диалог с губернатором» в регионе началась масштабная инвентаризация автотрасс (12 канал, 29.06.2016).
Итак, репрезентировался позитивный медиаобраз губернатора Виктора Назарова. Губернатор характеризовался как безусловный лидер, способный «поставить точку» в сложных, но важных социальных проблемах. Виктору Назарову приписан образ главного мужчины региона - добродушного «хозяина», «работяги». Наличие контекстов типа «после обращения в программу... началась масштабная инвентаризация автотрасс» позволяет констатировать наличие такого транслируемого когнитивного стереотипа, как 'Губернатор Назаров решает все проблемы в регионе'.
Далее рассмотрим, как конструируется медиаобраз Омска в федеральном массово-информационном телевизионном дискурсе. В качестве эмпирического материала исследования выступил корпус телевизионных текстов, полученных по данным ресурса «Медиалогия» (октябрь 2015 - март 2016 г.).
Омск довольно редко попадает в поле внимания федеральных СМИ. Так, по данным ресурса «Медиалогия», в ряде федеральных массово-информационных программ, вышедших в эфир в октябре 2015 - марте 2016 г., насчитывается 1084 новостных сообщений, в которых так или иначе конструируется медиаобраз Омска. Данный показатель, впрочем, включает и аналогичные сообщения различных СМИ, что существенно сокращает число оригинальных сообщений, касающихся конкретного информационного повода (например, 44 сообщения из 1084 касаются инцидента с обрушившимся строительным краном 26 октября 2015 г.).
А. А. Максим справедливо отмечает, что в эфире теленовостей представлена «мозаичная картина мира»: жизнь некоторых регионов освещается в эфире достаточно часто и регулярно, в то время как другие регионы (как правило, отдаленные провинциальные области со слабой инфраструктурой) могут оставаться без внимания журналистов долгое время [4, с. 90].
По тональности новостные сообщения можно условно подразделить на нейтральные, позитивные и негативные. С учетом того, что медиаиндекс, т. е. степень «заметнос-ти», нейтральных новостей значительно меньше, нежели негативных и позитивных, основное внимание стоит уделить двум последним категориям сообщений.
Рассмотрим сообщения, вызывающие наибольший резонанс, активнее всего способствующие конструированию медиаобраза.
Сообщение об обрушившемся 26 октября 2015 г. строительном кране на улице Жукова, повлекшем за собой гибель семьи, заняло лидирующую позицию как по степени негативности, так и по заметности, что привело к серьезному общественному резонансу.
«Кран-убийца. Под его обломками в Омске оказались две машины. В одной была семья. Девочка осталась сиротой» (1 канал, Новости, 26.10.2015); «Трагедия в час пик.
В Омске следователи ищут владельцев строительного крана, который накануне вечером рухнул на дорогу и убил четырех человек...» (НТВ, Сегодня, 27.10.2015); «Из Омска пришли кадры, снятые за секунду до страшной трагедии. Там упавший строительный кран раздавил на дороге две машины с людьми...» (Рен ТВ, Новости, 27.10.2015).
Всего в эфир различными телевизионными СМИ было выпущено более 40 сообщений, касающихся данного происшествия. Это может говорить о том, что категория негативных новостей существенно воздействует на массового адресата и «эффективнее» конструирует медиаобраз, нежели нейтральные или позитивные сообщения. Ключевым словом, отражающим данное событие концептуально, стало слово «трагедия», что привело к появлению устойчивого сочетания «омская трагедия» или «трагедия в Омске». Кстати говоря, данное словосочетание позже изменило смысл, обозначив другое происшествие, когда 12 июля в поселке Светлом Омской области обрушилась казарма учебного центра ВДВ.
Федеральные новости об Омске конструируют депрессивную медиареальность, которой свойственны скандальность, драматичность (или, как показывают примеры выше, трагичность), напряженность.
«Скандал в одном из детских садов Омска. Родители двухлетнего мальчика утверждают, что их сын, находясь в детсаду, получил тяжелейшую травму бедра, а воспитатели и не заметили» (Россия 1, Вести, 7.10.2015). «Начнем выпуск с драмы, которая разыгралась в Омске. Маленький ребенок стал жертвой большого безразличия взрослых. Бездушие в буквальном смысле сломало двухлетнего мальчика» (Рен ТВ, Новости, 6.10.2015).
Для создания подобной картины мира массмедиа используют, во-первых, целенаправленный отбор информации, во-вторых, комплекс языковых и внеязыковых средств: превосходная степень тяжелейшая травма (при медицинском общеупотребительном тяжелая травма); оценочные и метафорические высказывания типа большое безразличие взрослых, бездушие сломало мальчика). Все вышеперечисленное при этом ассоциируется с городом, поскольку в обоих контекстах употреблено ключевое слово «Омск». Таким образом, отдельно взятое событие (само по себе негативное), преподнесенное журналистами в соответствующем негативном свете и связанное с конкретным регионом или городом, безусловно, играет роль составляющего элемента медиаобраза, «детали» данного медиаконструкта.
Подобные примеры можно множить, однако если приводить примеры позитивных новостных сообщений об Омске в федеральном новостном телевизионном дискурсе, то можно констатировать: их позитивность часто ограничивается лишь тональностью:
«Миллионы людей в ночь на 1 января загадывали желание, и у 78-летней Омички Зинаиды Александровны, простите, омИчки, оно уже сбылось. Одинокая пенсионерка давно хотела играть в театре, но самостоятельно штурмовать подмостки не решалась. Мол, возраст, уже не тот. Но благодаря телеканалу "НТВ" она все-таки стала начинающей актрисой» (НТВ, Сегодня, 2.01.2016).
Данный пример сложен с прагматической точки зрения, поскольку непонятно, хотели ли авторы передачи создать
позитивный образ омича или же «публично похвалить» себя (телеканал НТВ) за оказанную женщине поддержку. Кстати, характерна «оговорка» телеведущего, демонстрирующая, что столичному журналисту даже не вполне ясно ударение в слове «омичка»: видимо, нечасто он его употребляет в эфире.
Перейдем к выводам.
Медиаобраз Омска, конструируемый в дискурсе региональных массово-информационных программ, неоднороден, фрагментарен и диспропорционален. Схожесть формируемых региональными телеканалами картин мира обнаруживается в освещении таких тем, как «Происшествия», «Правонарушения и криминал», «Здравоохранение» и «Общественный транспорт». В то же время телеканал «Продвижение» создает более негативную медиареаль-ность в аспекте «Политики и власти», «Спорта», «Культуры», «Экологии». «12 канал» «обходит» ряд «неудобных» вопросов и стремится к позитивизации образа региона. Канал «Продвижение» в большей степени акцентирует внимание на проблемах, происшествиях, кризисных ситуациях, «хронических» для региона, и уделяет меньше внимания положительным тенденциям в региональных социальных институтах, в жизни жителей города и области.
Отмечается тенденция отражать реальную действительность через призму комического: авторы медиатекстов довольно активно прибегают к средствам сатиры (особенно политической) и иронии (когда речь заходит о «нелепых» ситуациях, происходящих в городе или области). С одной стороны, это нехарактерно для такого информационного жанра, как новость, с другой - подобные тенденции представляют собой вполне адекватный ответ на запросы массового адресата.
Медиаобраз Омска, конструируемый в федеральном массово-информационном телевизионном дискурсе, неод-
УДК 81.42
ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПОПУЛЯРНОЙ ПЕСНИ
Современная популярная песня является жанром массовой коммуникации и проявляет качества, характерные как для поэзии, так и медиатекстов, будучи своеобразным отражением ментальных установок носителей лингвокультуры и общих тенденций развития языка. Популярная песня обладает дифференцирующими формальными и содержательными признаками, которые позволяют относить ее к стереотипным текстам массовой культуры, проявляющим устойчивые тенденции к снижению речевой культуры и упрощению вербального компонента креолизованного текста. На формирование коммуникативного жанра популярной песни оказывают влияние социальные и социолингвистические факторы, в частности изменение отношения к стилистике текста.
Ключевые слова: популярная музыка, песня, поп-культура.
нороден, «хаотичен» и преимущественно негативен. Можно выделить следующие тенденции формирования медиаоб-раза города в федеральных СМИ: фрагментарность информационного охвата регионов (предпочтение политически значимым регионам и малая доля внимания остальным субъектам); преобладание негативной информации; стереотипность информационных поводов (визиты первых лиц, скандалы, происшествия, ежегодные события).
При этом основными когнитивными стереотипами, транслируемыми массовому адресату, являются следующие: 'Омск - город происшествий', 'В Омске небезопасно жить', 'Омск - бесперспективный город'.
Подчеркнем, что в таком виде региональная информация в федеральных новостях лишена объективности и, если говорить об этической стороне работы журналиста, справедливости.
1. Фортунатов А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2009. 45 с.
2. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса : моногр. М. : Гнозис, 2007. 407 с.
3. Конев В. А. Медиа-реальность и реальность медиа // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2009. № 2. С. 3-10.
4. Максим А. А. Проблемы регионов в общенациональных программах теленовостей (на примере Курильских островов) // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: материалы 56-го Междунар. форума / отв. ред. В. В. Васильева. : в 2 т. СПб. : Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. Т. 1. № 2. С. 89-90.
© Малышева Е. Г., Гриднев Н. А., 2017
А. И. Михайлова A. I. Mikhaylova
GENRE CHARACTERISTICS OF MODERN POPULAR SONG
The modern popular song is a genre of mass communication and shows the qualities characteristic for both poetry and media texts, being a kind of reflection of the mental attitudes of linguistic culture carriers and general tendencies of language development. A popular song possesses differentiating formal and substantial features that allow it to be referred to stereotyped texts of mass culture that exhibit stable tendencies to reduce the speech culture and simplify the verbal component of the creolized text. The formation of the communicative genre of the popular song is influenced by social and sociolinguistic factors, in particular, by changing the attitude towards the style of the text.
Keywords: popular music, song, pop culture.