Научная статья на тему 'Телевидение в системе социального управления (сравнительный анализ телевизионных передач России и Китая)'

Телевидение в системе социального управления (сравнительный анализ телевизионных передач России и Китая) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
898
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / COMPARISON / TV PROGRAMS / SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT / INFORMATIONAL / ENTERTAINING AND EDUCATIONAL FUNCTIONS OF TV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меньшикова Галина Александровна, Санжимитупова Туяна Аркадьевна, Хуан Синь

В статье сравниваются программы телевизионных передач Китая и России. Сравнение осуществляется за два периода: до перестройки и после (на май 2011 г.). Сравнение осуществляется по группам передач: новости, «женские передачи», документальные фильмы, художественные фильмы, сериалы (отечественные и зарубежные), правовые, спортивные и детские передачи, реклама и религия. Общий вывод: государство должно реализовывать свой организующий общество управленческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television in the system of social management

The article deals with the analyses of Chinese and Russian TV programs. Comparison covers two periods: before and aft er "perestroika". The structure of TV was compared in terms of the following groups: news, "women's TV", films, serials, law, sport, humor, religion etc. The whole conclusion: the state must implement its functions in the sphere of social management. They did it in former times, but not today.

Текст научной работы на тему «Телевидение в системе социального управления (сравнительный анализ телевизионных передач России и Китая)»

УДК 316.354:351/354 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

Г. А. Меньшикова, Т. А. Санжимитупова, Хуан Синь

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ РОССИИ И КИТАЯ)

Телевидение выступает одним из основных элементов системы социального управления, соединяя субъект и объект управления. Телевидение является важнейшим каналом социальной коммуникации, в равной мере организующим как вертикальные, так и горизонтальные информационные потоки. Это делает его ведущим институтом социального управления, инициатором которого может выступать и государство, и общество. Структура телевизионных передач, таким образом, может рассматриваться как маркер соотношения «управленческих сил» в обществе.

Анализ структуры позволяет оценить состав коммуникационных (управленческих) полей. В статье они были разбиты на информационную, культурно-образовательную и развлекательную функции. Представляется, что более глубокий анализ мог бы выявить и функцию социализации — навязывание телевидением паттернов поведения, образцов повседневных практик, однако, анализ содержания передач не проводился, соответственно эта функция управления не исследовалась. С помощью телевидения осуществляется опосредованное взаимодействие между обществом и государством, что допускает применение манипулятивных методов, используемых средствами массмедиа для формирования той или иной необходимой точки зрения. За рубежом такие исследования проводятся путем изучения, как внутреннего содержания передач, так и их восприятия соответствующей аудиторией. Понятно, что такие глубинные исследования требуют дополнительного финансирования, что крайне затруднительно в наших странах.

Телевидение в качестве социального института формирует национальные общественные привязанности, сохраняет и поддерживает культурные традиции, выполняя при этом просветительскую (образовательную) функцию. Установленные в большинстве стран негласные предписания могут регламентировать время и объем нежелательных форм телевещания, например, рекламных передач, художественных фильмов ненационального производства, передач, пропагандирующих антисоциальный образ жизни (курение, распитие спиртных напитков, сквернословие и др.).

Телевидение занимает важное место в жизни населения. Именно оно для большинства людей стало формой отдыха, способом релаксации, видом досуга, а иногда и частью рабочего времени. Более того, для жителей отдаленных территорий или людей с ограниченными возможностями передвижения: пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей — это единственный способ социальной коммуникации. Оно при правильной политике государства могло бы существенно повысить социальный потенциал населения, показав примеры бескорыстного служения, благотворительности, примеры достижений в профессиональной, спортивной и культурной сферах.

Показывая популярных общественных личностей, телевидение формирует образцы поведения, моду на профессии, одежду, осуществляя, тем самым, более чем любой другой институт, социализацию населения. Оно организует (дезорганизует) досуг

© Г. А. Меньшикова, Т. А. Санжимитупова, Хуан Синь, 2012

большинства россиян, формируя сетку телевещания. Опять же, для большинства людей телевидение является основным источником информации, средством и способом самообразования [1]. Следуя логике К. Поппера, сформулированной им в работе «Открытое общество и его враги» [2], именно телевидение является главной технологией социального конструирования, средством социальной инженерии.

С целью конкретизации возможностей и потенциала национального телевидения в системе социального управления нами был проведен сравнительный анализ передач Китая и России. Для этого были взяты телевизионные программы двух стран, относящиеся к «доперестроечному» и «послеперестроечному» периодам. Для оценки были выбраны все (четыре) имевшиеся в 1989 году российские каналы, а также популярные в 2011 году — «Первый», «Россия», «5-ый канал», «НТВ» и «Культура». Для Китая таковыми каналами стали: ССТ^ HENANTV, ZZTV (1993 год) и в 2011 году — ССТХ ССТ^4, ССТ^13, НЕт№Г^1, ZZTV-11.

Авторы статьи понимают ограниченность выводов, которые могут быть получены при изучении телевизионных передач. Понятно, что содержание вещания может быть либо иным, либо более глубоким, чем это отражено в названии, однако, такой подход делает реальным осуществление структурного анализа телекоммуникации.

Передачи были сгруппированы по рубрикам: новости, «женские передачи», здоровье, образовательные программы (документальные фильмы), сериалы, художественные фильмы, отдельно национальные и зарубежные, правовые передачи, ток-шоу, детские передачи (мультфильмы), юмористические программы, спорт, театр, религия (реклама)2. Оценка проводилась по их удельному весу в общей длительности дневного вещания. Отдельно оценивались передачи по будням и выходным дням. Опять же такое отнесение можно рассматривать как условное. Некоторые передачи, например о здоровье, могут быть отнесены и к просветительному, и к женскому, и к возрастному вещанию.

1 Первый открытый эфир СС^ состоялся 2 сентября 1958 года. Тогда он назывался «Телевидение Пекина». До этого с 1 мая этого же года работало экспериментальное вещание. В середине 90-х годов. СС^ увеличило объем вещания, создав 8 тематических каналов (универсальный, экономический, развлекательный, спортивный, зарубежный, детский, фильмов и сериалов). Сейчас в структуре СС^ существует 20 каналов: общий, финансовый (до августа 2009 года — экономика и жизнь), искусство и развлечения, международный (на китайском), спортивный, кино, военный/сельскохозяйственный, телесериалы, международный (на английском языке), наука и образование, китайские оперы, юридический, новости, детский, музыкальный, международный (на испанском), международный (на французском), международный (на арабском), международный (на русском) — он открылся 10 сентября 2009 года — и канал высокой четкости.

HENANTV — телевизионное вещание провинции Хэнань. Оно было создано 15 сентября 1969 года. На сегодня оно существует в формате 9-ти каналов: общем, губернском, экономика и жизнь, правовом, телесериалы, новости, бизнес, общественном, сельскохозяйственном. Они транслируют передачи как на Китай, так и на 52 страны.

ZZTV является вторым каналом по величине вещания провинции Хэнань и охватывает весь регион Центральной равнины. Оно было создано 10 сентября 1985 года и включает в свою структуру 6 каналов, общим охватом населения около 26 млн: общий (городской), губернский, культура, бизнес, правовой, телесериалы.

2 По поводу рубрики «реклама» или «религия» ситуация сложилась следующим образом. В Китае практически отсутствуют религиозные передачи, но зато в послеперестроечное время выделились рекламные передачи, которые идентифицировались в текстах программок. В России реклама, как не воспринимаемые населением сюжеты, в программках не фиксируется, хотя понятно, что она присутствуют в эфире.

Для оценки степени реализации функции идеологической направленности нами была особо выделена и проанализирована структура передач в прайм-тайм (когда у экрана телевидения собирается максимальная аудитория), а также «детское время» (когда дома дети, причем одни, без работающих родителей). К первому периоду было отнесено время с 18:00 до 22:00, ко второму — с 15:00 до 18:00.

Напомним, что в СССР существовало три вида каналов телевещания: центральные, специализированные и региональные. Распределив передачи (табл. 1) по трем основным функциям: культурно-образовательной, развлекательной и информационной (идеологической), отметим доминирование развлекательной, далее образовательной функций. В наименьшем объеме представлена информационная функция (табл. 2).

Таблица 1. Структура ТВ (с 1 мая по 7 мая 1989 года) (%)

Тип Первый Второй Ленингр. ТВ Четвертый

передач Будни вых. будни вых. будни вых. будни вых.

Новости 14,8 15,0 15,5 13,3 11,6 4,6 - -

«Женские» передачи - - - - - - - -

Здоровье - - - - - - - -

Образов ате ль н ые 19,6 25,6 23,8 24,4 20,2 33,8 41,3 43,3

Сериалы 16,3 16,8 15,2 20,3 19,7 10,2 - -

Худ. фильмы (нац.) 17,7 18,7 11,8 10,2 14,8 15,4 35,3 26,7

Ток-шоу 1,7 4,1 - - - 7,2 - -

Худ. фильмы (иностр.) - - 1,8 4,5 - - - -

Детские 9,6 5,1 13,0 9,9 8,0 5,9 19,4 25,0

Юмористические 0,7 - - - 1,5 - - -

Полит. образование - - - - - 5,0 - -

Спорт 3,4 3,5 15,3 14,3 3,2 5,8 - -

Театр 16,2 11,2 3,6 3,1 21,0 13,1 2,0 -

Религия - - - - - - 2,0 5,0

Так, развлекательная направленность, выраженная художественными фильмами, включая сериалы, а также юмористическими и спортивными передачами превалирует, но незначительно. Доля фильмов в сетке вещания составляет от 10 до 35% (национальные фильмы), сериалов — от 10 до 20%. Спортивные передачи занимали от 3 до 13%, а юмористические передачи — 1% времени вещания.

На втором месте находятся передачи культурно-образовательной направленности. Так, образовательные передачи составляют в среднем более 20%, а на четвертом канале — свыше 40% времени вещания. Культурная группа особенно ярко представлена на ленинградском телевидении, но достаточно весомо присутствует и на первом канале (соответственно 16 и 11% в будни и по выходным дням). К этому же сегменту можно отнести и детские передачи. Они занимают в среднем от 10 (по центральным каналам) до 20% времени на «Четвертом». При значительном объеме культурно-об-

разовательного вещания (от 30 до 40% и даже 60% на «Четвертом канале») правовое образование в нем практически отсутствует: только по выходным дням и только по ленинградскому каналу.

Новости — передачи, относящиеся к третьей функции — составляют от 11% на ленинградском ТВ до 15% на «Первом», правда, отсутствуют на четвертом и сведены до минимума (4,6%) по выходным на ленинградском канале.

Таблица 2. Структура передач ТВ по функциям и временному режиму (%)

Тип передач Первый Второй Ленингр. ТВ Четвертый

будни выходные будни выходные будни выходные будни выходные

Информационная (идеологическая) 14,8 15,0 15,5 13,3 11,6 4,6 - -

Развлекательные передачи 40,5 41,8 44,1 53,0 60,2 52,4 35,3 26,7

Культурно-образовательные 44,7 43,2 40,4 33,7 28,2 43,0 64,7 73,3

Передачи в прайм-тайм Художественные фильмы, образовательные программы, документальные фильмы, мультфильмы, новости Художественные фильмы, образовательные программы, документальные фильмы, детские передачи, новости, спорт Новости, образовательные и развлекательные программы, художественные фильм, театр, спорт, реклама Детские передачи, образовательные программы, художественные фильмы

Передачи в подростковое время Детские передачи, документальные фильмы, новости, художественные фильмы Спорт, документальные фильмы, новости, художественные фильмы, образовательные программы Детские передачи, образовательные программы, художественные фильмы Детские передачи, образовательные программы, художественные фильмы

Оценивая телевидение СССР, нельзя не видеть особенностей в формах вещания. Оно — как выразитель интересов государства — доминировало над зрителями. В нем практически отсутствовали интерактивные формы, передачи с участием «случайных» участников в прямой трансляции. Такая «предварительная подготовленность» отражала как проявление молодости вещания, так и требование государственного контроля над телевидением. Телевидение признавалось основным «рупором» государства и общества, поэтому у передач тщательно проверялись и информационная (идеологическая) наполненность, и форма подачи.

Понятно, что в современных условиях телевидение существенно изменилось. Оно количественно увеличилось, стало 24-часовым, возросло количество каналов. Наряду с государственными каналами в нем существуют коммерческие каналы. Оно перестало регулироваться цензурой. Важнейшим источником его доходов стала реклама, соответственно ее доля возросла. При этом в отличие от ТВ Китая, реклама растворена в сетке вещания, т. е. не обозначается в программе передач. Наш визуальный анализ

телевещания показал существенное доминирование рекламы на коммерческих каналах, при вполне приемлемом объеме ее на «Первом» или «России». Здесь ее вкрапление в эфир занимает (было замерено) 2-3 минуты в час вещания, причем часть ее затрачена на саморекламу ТВ или приглашение к просмотру будущих передач.

Анализ табл. 3 показывает существенное возрастание доли новостных передач, особенно это проявляется в будни — от 22 («Первый канал» и «Культура») до 37% («Россия»). В выходные дни доля новостей заметно ниже — от 3,6 («Первый») до 18% («Культура»). Обращает на себя внимание тот факт, что на канале «Культура» это снижение минимально — с 22 до 18%. Высокая доля новостных передач является общей тенденцией времени и присуща мировому телевидению.

Таблица 3. Структура передач российского ТВ в 2011 году (%)

Тип передач ПЕРВЫЙ РОССИЯ 5-й канал НТВ Культура

будни вых. будни вых. будни вых. будни вых. будни вых.

Новости 22,0 3,6 37,1 14,2 24,2 12,5 29,2 11,7 22,1 18,0

«Женские» 18,4 3,3 3,9 - 2,5 7,6 4,5 4,9 - -

Здоровье 5,1 4,9 4,2 2,4 - - - 1,2 - -

Детективы 2,9 - 5,0 2,4 9,7 2,8 8,9 9,7 - -

Образов ательные 5,1 6,2 7,4 4,9 8,5 2,4 9,8 3,6 8,3 20,3

Сериалы 13,6 20,5 16,2 37,5 5,0 23,1 17,2 19,2 - -

Худ. фильмы (нац.) 8,9 13,4 3,3 8,8 28,6 6,7 4,7 3,8 25,7 8,8

Худ. фильмы (иностр.) 14,6 24,8 9,4 14,7 6,9 25,4 1,9 14,7 - -

Правовые передачи - - 1,5 - 6,3 5,3 17,4 9,5 4,7 -

Ток-шоу 8,3 2,9 8,5 2,3 8,3 2,3 3,3 5,3 3,8 1,7

Детские 1,1 4,9 0,7 1,4 - 3,5 - 2,0 6,9 12,8

Юмористические - 4,9 2,8 6,5 - 4,4 - 1,7 - 3,3

Спортивные - - - - - - 3,1 3,4 - -

Театр - 10,6 - 4,9 - - - 9,3 21,2 34,0

Религия - - - - - - - - 7,3 1,1

Вторая тенденция, как было выявлено, — существенное сокращение культурно-образовательной группы передач при одновременном увеличении передач развлекательной направленности, особенно сериалов и художественных фильмов. Развлекательные передачи доминируют: по выходным они составляют практически 60% по трем основным российским каналам и только по «Культуре» — 8,8%. По будням доля художественных фильмов в среднем составляет 20%.

В-третьих, как отличие современного ТВ от советского (табл. 4), нельзя не отметить возникновение новых жанров: ток-шоу, правовые передачи, передачи, сфокусированные на определенную целевую аудиторию. Так, ток-шоу становится не просто весомым жанром (их доля составляет от 3 до 9%), но и самым рейтинговым, что подтверждается

фактом их показа в прайм-тайм по всем каналам, кроме НТВ. Качественно возросла доля правовых передач, в которых рассматриваются злободневные проблемы населения и способы их решения. В условиях СССР они практически отсутствовали, сейчас же их доля по 5-ому каналу и НТВ составляет от 6 до 13%.

Как проявление коммерческой ориентированности, по нашему мнению, следует рассматривать появление целевых передач, ориентированных на аудиторию наиболее вовлеченных в телевещание сегментов населения. Так, доля женских передач, включая передачи, посвященные проблемам здоровья, составляет на «Первом» — 23,5% (в выходные — 8,2%), на канале «Россия» — 8,1 и 2,4%, на «Пятом» — 2,5 и 7,6%, на НТВ — 4,5 и 6,1%. На канале «Культура» они отсутствуют.

Увеличилось время вещания юмористических передач: с 0-1 до 1-6%, что особенно заметно на выходных. Как другой пример развлекательного сегмента можно рассматривать часовые (получасовые) передачи детективного жанра. Если в период СССР они практически отсутствовали (а сами детективные сюжеты присутствовали в художественных фильмах), то сейчас их доля составляет от 2,5 до 13%.

В-четвертых, существенно сократилась доля детских (с 8-18% до 1-4%), спортивных (с 3-15 до 0-3%) и театральных (с 3-19 до 0-9%) передач, что, по нашему мнению, отражает низкий рейтинг подобных передач у базового телезрителя — женщин (после 40 лет или пенсионного возраста) с низким культурным уровнем. Для других групп зрителей потребности в соответствующих передачах могут быть удовлетворены на других (специализированных) каналах.

Востребованность «серьезных» программ зрителями подтверждается подбором передач в прайм-тайм и детское время: в эти периоды присутствуют новости и ток-шоу, но также и сериалы как развлекательная доминанта вещания.

Таблица 4. Структура передач современного российского телевидения

Тип передач ПЕРВЫЙ РОССИЯ 5-й канал НТВ Культура

будни вых. будни вых. будни вых. будни вых. будни вых.

Новости 22,0 3,6 37,4 12,2 24,2 8,0 29,2 11,7 22,1 18,0

Развлекательные 66,7 69,2 48,8 74,2 61,0 60,8 38,6 64,9 21,7 13,8

Культурно-образовательные 11,3 27,2 13,8 13,6 14,8 31,2 32,2 23,4 56,2 68,2

Передачи в прайм-тайм Новости, сериалы, женские передачи, ток-шоу, правовые передачи Ток-шоу, новости, детские п ередачи, сериалы Детективы, сериалы, ток-шоу Новости, сериалы, спортивные передачи Театральные постановки, документальные фильмы, ток-шоу

Передачи в подростковое время Новости, сериалы, образовательные программы Сериалы, новости Новости, ток-шоу Новости, детские передачи Художественные, документальные фильмы, детские передачи

Рассмотрим изменения (табл. 5), произошедшие в структуре телевещания КНР. Анализ «доперестроечных» передач показывает существование в Китае, как и в России, вещания разного типа: центрального (в виде СС) и регионального (HENAN и ZZ), существенно различающихся по направленности. Так, центральное ТВ делало акцент на образовательной тематике (38,8%) и детских передачах (21,3%), региональное — на развлекательных программах. Художественные фильмы, включая сериалы, занимали свыше половины времени вещания, соответственно 52,6 и 35,4% (HENAN) и 50,6 и 48,9% (ZZ). Юмористические передачи, особенно по выходным дням, занимали до 35% времени. Если HENAN «специализировалось» на юмористических передачах, то ZZ — на театральных, в частности китайской национальной опере. Доля оперы в объеме вещания канала составляет 31,3 (будни) и 17,5% (выходные).

Таблица 5. Структура китайских телевизионных передач (%) (по 3 основным каналам с 18 по 24 январь 1993 года)

Тип передач ССТУ НБ^ЖУ 22ТУ

будни вых. будни вых. будни вых.

Новости 4,1 3,5 11,7 15,1 7,5 4,4

«Женские» передачи - - - - - -

Здоровье - - - - - -

Детективы - - - - - -

Образовательные (документ.) фильмы 38,8 3,9 1,7 3,0 29,2

Сериалы 16,7 35,8 50,9 35,2 47,6 46,7

Художественные фильмы 2,1 5,5 1,7 - 1,7 -

Ток-шоу - - 0,4 3,2 10,2 -

Художественные фильмы (иностр.) 1,3 - - - - -

Детские, включая мультфильмы 4,0 7,3 6,9 6,8 - -

Юмористические 21,3 8,8 14,8 35,4 - -

Политическое образование - 12,9 1,1 - 0,7 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спорт 1,6 8,1 1,3 - - -

Театр 3,5 - 9,5 1,3 31,3 17,5

Религия 6,6 14,2 - - 1,0 2,2

Передачи в прайм-тайм (19:00-23:00) Новости, детские передачи, сериалы Новости, детские передачи, сериалы Сериалы, театр

Передачи в подростковое время (15:0018:00) Сериалы, театр Сериалы, ток-шоу Сериалы, театр

Анализ табл. 6 показывает доминирование развлекательных передач. За исключением ССТУ, оно составляло свыше половины сетки вещания. На втором месте находились культурно-образовательные передачи, на третьем — информационные.

Доминирование развлекательной составляющей проявляется в передачах в прайм-тайм и детское время. Так, в вечернее время телевидение предлагало зрителям новости и детские сериалы (СС и Хэнань), сериалы и театральные постановки (ZZ); в детское время — сериалы, ток-шоу и театр.

Нельзя не видеть значимости образовательных программ китайского телевидения, особенно центрального национального канала, где они даже превалировали над развлекательными передачами. Этот же вывод можно сделать и в отношении детских передач, которые доминировали в прайм-тайм.

Информационная составляющая, выраженная в новостном вещании, составляет 4,1% (СС), 11-15% (Хэнань) и 7,5-4,4% (ZZ). Регулярные передачи, направленные на целевую аудиторию, отсутствовали.

Таблица 6. Структура телевизионных передач Китая (1993 год) (%)

Тип передач ССТУ НЕ^ШУ

будни вых. будни вых. будни вых.

Информационное направление 4,1 3,5 11,7 15,5 7,5 4,4

Развлекательное 45,0 58,2 69,1 73,0 60,5 46,7

Культурно-образовательное 50,9 38,3 19,2 11,5 32,0 48,9

Передачи в прайм-тайм (19:00-23:00) Новости, детские передачи, сериал Новости детские передачи, сериал Сериал, театральные постановки

Передачи в подростковое время (15:00-18:00) Сериал, театральные постановки Сериал, ток-шоу Сериал, театральные постановки

Обращает на себя внимание объем юмористических передач (от 8 до 30%) и детского (от 4 до 8%) времени вещания, а также театральных постановок. На долю последнего приходится от 1,5 до 30% времени. Представляется, что это обусловлено особенностью национальных вкусовых привязанностей китайской аудитории.

Рассмотрим характерные черты телевидения современного Китая. Как и российское, оно стало и 24-часовым (вместо 14-18 часов в 1993 году), и многоканальным. В Китае более 100 вещательных центров. Они делятся на центральные и региональные каналы. В отличие от России, в КНР частное телевидение запрещено, региональное — организовано соответствующими органами провинциальной власти. Оно коммерческое, т. е. используется для пополнения казны разного уровня. Организация вещания подчинена инструкциям, проводящим линию правительства Китая.

Особенностью современного китайского телевидения (табл. 7), является наличие вещательных каналов двух типов: многонаправленных и специализированных. Так, наряду с разнонаправленностью основных каналов, включая те, которые анализируются в статье, существуют специализированные: детские передачи, новости, спорт, художественное вещание и т. д. В России это также существует, но выражено менее заметно, так как основные каналы («Первый», «Россия», НТВ, региональные и т. д.) не специализированы, хотя и ориентируются каждый на свои доминанты.

Таблица 7. Структура китайских телевизионных передач (%) (по пяти основным каналам с 25 марта по 1 апреля 2011 года)

Тип передач ССТУ ССТУ-4 ССТУ-13 НБ^ЖУ 22ТУ

будни вых. будни вых. будни вых. будни вых. будни вых.

Новости 14,6 14,6 23,6 25,7 41,1 37,5 14,6 10,1 13,0 13,2

«Женские» передачи 2,6 - - - - - - - - -

Здоровье 0,9 1,4 1,4 - 1,0 4,2 - 1,0 1,7 1,7

Детективы 1,9 1,7 7,3 4,7 5,2 6,3 2,8 3,8 3,0 3,1

Образов ательные 13,0 12,5 16,5 22,6 8,1 23,5 8,5 3,8 10,4 13,9

Сериалы 25,2 27,2 16,0 6,6 15,1 6,3 35,7 40,9 41,1 31,4

Худ. фильмы 1,3 17,4 7,4 6,5 12,2 3,5 6,5 2,1 3,3 4,2

Худ.фильмы (иностр.) 4,1 3,5 - 12,5 8,3 - - - 1,1 2,8

Правовые передачи 7,5 6,1 - - - - 1,2 0,7 - 1,4

Ток-шоу 3,9 5,6 5,6 2,8 8,3 3,7 6,3 12,5

Детские передачи 3,4 5,2 4,1 3,1 - - 3,1 2,4 1,1 -

Юмористические передачи 1,5 - 1,6 4,5 2,1 8,3 - 3,5 5,5 6,3

Спорт - - - 3,1 1,9 - 4,2 10,1 0,7 2,3

Театр - - 8,2 1,1 0,2 - - 9,8 - -

Реклама 20,1 9,9 8,3 4,0 2,0 2,1 19,7 11,8 12,8 7,2

Передачи в прайм-тайм (19:00-23:00) Новости, сериалы, ток-шоу Ток-шоу, новости, сериалы Новости, детективы, ток-шоу, сериалы Новости, сериалы, спорт Новости, сериалы ток-шоу

Передачи в подростковое время (15:00-18:00) Новости, сериалы Новости, сериалы Новости, ток-шоу, сериалы Новости, ток-шоу, сериалы Новости, сериалы

В целом, превалирующей функцией телевидения, является развлекательная, выраженная в телевизионных фильмах (включая сериалы), спортивных и юмористических передачах, а также детективах (табл. 8).

Особенно эта тенденция прослеживается на региональном вещании, где оно составляет до 50% времени. Второй по значимости блок — образовательные передачи, на долю которых приходится на большинстве каналов свыше 10% времени. С учетом театральных постановок, которые могут быть отнесены скорее к образованию, чем к развлечению, он представлен весомо почти везде.

Достаточно заметно представлен информационный (новостной) блок передач, на который приходится от 13 до 41% времени. Структура передач современного китайского телевидения, сгруппированная по функциональным блокам представлена в табл. 9.

Таблица 8. Структура развлекательных передач в современном Китае (%)

Тип передач ССГУ СС1У-4 ССГУ-13 HENANTV

будни вых. будни вых. будни вых. будни вых. будни вых.

Всего, художественные фильмы 31,1 48,8 23,4, 25,6 41,7 36,4 42,2 43,1 46,2 38,6

из них иностранные 4,1 3,5 - 12,5 8,3 - - - 1,1 2,8

Детективы 1,9 1,7 7,3 4,2 5,2 6,3 2,8 3,8 3,0 3,1

Юмористические программы 1,5 - 1,6 4,5 2,1 8,3 - 3,5 5,5 6,3

Спорт - - - 3,1 1,9 - 4,2 10,1 0,7 2,3

Всего 34,5 50,5 32,3 37,4 49,9 51,0 49,2 60,5 55,4 50,3

Таблица 9. Структура китайских телевизионных передач (%) (по пяти основным каналам с 25 марта по 1 апреля 2011 года)

Тип передач ССТУ СС1У-4 ССГУ-13 HENANTV

будни вых. будни вых. будни вых. будни вых. будни вых.

Новости 14,6 14,6 23,6 25,7 41,1 37,5 14,6 11,0 13,0 13,2

Развлекательные программы 41,1 50,5 36,7 43,5 47,6 30,6 53,3 60,5 61,7 56,3

Культурно-образовательные программы 24,2 25,0 31,4 26,8 9,3 29,8 12,4 16,7 13,2 23,3

Реклама 20,1 9,9 8,3 4,0 2,0 2,1 19,7 11,8 12,1 7,2

Передачи в прайм-тайм (19:00-23:00) Новости, сериалы, ток-шоу Ток-шоу, новости, сериалы Новости, детективы, ток-шоу, сериалы Новости, сериалы, спортивные трансляции Новости, сериалы, ток-шоу

Передачи в подростковое время (15:00-18:00) Новости, сериалы Новости, сериалы Новости, ток-шоу, сериалы. Новости, ток-шоу, сериалы. Новости, сериалы.

Важное по объему место в вещании Китая занимает реклама, особенно на центральном канале, где она занимает 20% времени по будням и 10% по выходным дням. В отличие от России, она не прячется, а открыто обозначается, что говорит в целом о благожелательном к ней отношении населения.

В выбранных для анализа каналах практически отсутствуют передачи для женской аудитории и людей старших возрастных групп (типа «Здоровье»), но присутствуют детские передачи в объеме от 1 до 5%.

Сравнивая изменения, произошедшие в структуре телевизионных передач Китая за 20 лет, можно выделить следующие тенденции. Во-первых, сохранение, но в гораздо менее значимом объеме, высокой доли передач образовательной направленности.

Вместо 20-30% объема они сейчас занимают 10% времени. Во-вторых, увеличилось время на новостные передачи (с 5 до 10-15%), что в принципе отражает общемировую тенденцию. В-третьих, телевидение Китая, как и всех современных государств, осуществляет развлекательную функцию. Доля передач этого направления возросла в 2011 году по сравнению с 1993 годом. В-четвертых, на центральных каналах практически отсутствуют передачи для женской аудитории, равно как и для населения старших возрастных групп. При этом доля детских передач по рассматриваемым каналам существенно сократилась. В-пятых, в отличие от большинства стран мира, которые не обозначают в своих программах рекламные передачи, в Китае это присутствует. Появление в достаточно большом объеме рекламы — современная тенденция китайского ТВ.

Сравнивая структуру передач Китая и России, отметим общие тенденции и особенные. К общим можно отнести — нарастание коммерциализации ТВ и сокращение государственного (общественного) контроля. Понятно, что в большей мере это относится к России, но демократизация жизни требует и от ТВ Китая большей свободы от государственного вмешательства. И Китай, и Россия идут по пути сближения с общемировыми тенденциями: телевидение расширяется, число каналов растет, увеличивается вещание на другие страны и регионы. В обеих странах растет количество новостных передач, увеличивается объем развлекательных программ, при сокращении образовательного и детского вещания.

Не имея возможности в полной мере сравнить передачи России и Китая (по их содержанию), ограничимся общим признанием факта снижения уровня социальной направленности и качества телевидения обеих стран, что, прежде всего, проявляется в доминировании сериалов, как наболее дешевых и наиболее содержательно поверхностных передачах. Их доля в сетке вещания Российского ТВ составляет от 5 до 35%. Показательно, что по каналу «Культура» они отсутствуют. В Китае их доля еще выше — от 7 до 40%.

Выявляя различия, нельзя не признать существенно большего объема телевизионного вещания в Китае. При этом развитие касается не столько центральных государственных, сколько региональных каналов. Регионы могут иметь по несколько вещательных центров, которые в свою очередь предлагают населению выбор до 100 каналов (в отличие от 30-35 российских). Следствием этого многообразия можно считать появление и развитие (доведенное до устойчивого спроса у населения) этих специализированных каналов: спорт, детские передачи, культура (китайская опера) и т. д. Представляется, что основными российскими каналами (т. е. такими, которые имеют наивысший рейтинг у россиян) являются «Первый», ОРТ и НТВ. Частично это обусловлено, техническими особенностями российского вещания. Еще высок удельный вес пользователей, не имеющих антенн, позволяющих принимать программы вещания в полном объеме. Причем речь идет не только об отдаленных районах, но и даже о ленинградской и московской области.

Вторым отличием является почти полный отказ государства от использования телевизионного вещания как способа воздействия на население. Государственная власть России отказалась от участия в воспитательно-образовательной и культурной функции. Китай, где партийный контроль сохранен, эту функцию в меньшей степени, чем раньше, но выполняет.

Итак, в заключение отметим, что новые государственные формы управления, которые складываются и в России, и в Китае, должны найти себя в новых формах взаи-

модействия с обществом. Они (государства) должны создать новые формы контроля над телевидением, признав его роль как самого массового канала социальной коммуникации.

Литература

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 432 с.

2. Popper K. The Open Society and its Enemies. London: Routledge &Kegan Paul, 1945. 432 p.

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.