Научная статья на тему 'Телевидение и младший школьник'

Телевидение и младший школьник Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевидение и младший школьник»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

И.В. Гундорова, М.И. Рожков

Телевидение и младший школьник

Среди средств массовой информации в конце двадцатого века телевидение по влиянию на людей явно занимает первое место. Почти в каждой семье телевизор является источников новостей, кинотеатром, театром, стадионом и т.д. Особенность восприятия телевизионной информации такова, что передачи телевидения смотрят часто не потому, что они нравятся, а потому, что их смотрят другие члены семьи.

Телевидение существенно влияет на социальное воспитание детей. В процессе просмотра телевизионных передач дети получают громадный объем информации, который составляет базу для формирования социального опыта ребенка. Сегодня крайне мало педагогических исследований, которые бы отвечали на вопросы: Как телевидение влияет на воспитанность ребенка? Как построить педагогическую работу, учитывающую это влияние?

Мы попытались выяснить некоторые аспекты взаимоотношений с телевидением ребенка младшего школьного возраста. С этой целью нами был проведен опрос в начальных классах нескольких школ города Костромы (ср. шк. № 1, 5, 20, 21, 23). Ответили на нашу анкету учащиеся первых, вторых и третьих классов,

Ученикам третьих классов предложили такое задание: «Если бы вас сделали на одну неделю временно исполняющим обязанности директора телевидения, то какую бы вы составили программу с двух часов дня и до одиннадцати вечера?» Ребята охотно брались за эту работу. Из их ответов складывается довольно пестрая картина. Здесь оказал влияние тот фактор, что многие телевизионные передачи шли на экранах в период анкетирования, из-за чего часть названий попала по причине «недавности» восприятия, но некоторые тенденции этот материал все же позволяет выявить.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что дети 7-10 лет смотрят огромное количество фильмов, им не предназначенных. Здесь явно выявляются предпочитаемые детьми «чистые» жанры: приключения, комедия, детектив, мелодрама, фантастика, боевик.

Дети живут, безусловно, в собственном мире, в определенной степени защищенном от

повседневных забот взрослых. Но в сознание детей ежедневно вторгается информация из радио, газет, телевидения, разговоров взрослых о социальных бедах, терроризме, убийствах, катастрофах, исчезновениях людей.

Этого влияния социума не в силах избежать ни взрослые, ни дети, чем и объясняется, тот факт, что в программе, составленной детьми, изобилуют такие передачи, как «Доброе утро», «Вести», «Новости», «Малый бизнес сегодня», «Человек в маске», «Сегоднячко», «Криминал», «Утречко».

Детских передач, рассчитанных на младшего школьника, насчитываются единицы: «Дисней- клуб», «Спокойной ночи, малыши!», «Сказка», «Детские анекдоты», «Эти забавные животные».

В программах, которые дети составили, ясно выразились их предпочтения. Во-первых, как правило, на 70 % это телефильмы и передачи развлекательного характера и только на 10%

- познавательного и информационного. Однако каждая программа отдельно дает прекрасный материал о месте и роли ТВ в жизни ученика, об отношении к книге, спорту и т.д. Детские программы дают ключ к беседам, а главное, к комплексу других воспитательных совместных действий семьи и школы для пробуждения у ребенка интересов воспитания культуры избирательного отношения к средствам массовой информации, а также организации творческой деятельности на основе передач.

Если сравнить списки фильмов, сделанных учащимися первых, вторых и третьих классов - заметна разница. В динамике возраста

- от мультфильмов, преобладающих в списке первоклассников, интерес второклассников перемещается на игровые фильмы-сказки и приключения, при том, что еще сохраняется значительных интерес к мультипликации и заметно возрастает процент «взрослых» фильмов.

У третьеклассников преобладающий жанр - приключенческий, хотя со сказкой и мультипликацией они еще не хотят расставаться. Фильмов, не предназначенных их возрасту, -уже почти половина.

Все это говорит не только о мощном потоке «стихии», которую нужно вводить в берега, но и том, что детский репертуар не удовлетворяет всех познавательных и эстетических интересов и потребностей ребенка этого возраста.

Нами была проанализирована программа передач для детей за неделю. Мы взяли наибо-

лее популярные у младших школьников программы и получили следующее: Мультфильмы ОРТ - 9 РТР-2 НТВ-8

Познавательные ОРТ - 7 программы РТР - 6 НТВ-4

Развлекательные ОРТ-4 и эстрадно- РТР - 1 музыкальные НТВ - 3

На основании полученных данных можем сделать вывод о том, что названные программы уделяют достаточно внимания передачам для детей. В них есть место мультфильмам, передачам развлекательного и познавательного характера. Но явно недостаточно используются детские художественные фильмы: в течение недели не было показано ни одного, даже в выходные дни.

Хотелось бы обратить внимание на то, что помимо несомненного положительного воздействия телевидения на детей существует и другая сторона общения ребенка с видами аудиовизуального искусства.

В век информационного бума ребенок, на которого обрушивается лавина видеоинформации, испытывает перегрузки не только от количества просмотренного по телевидению, но и от его содержания. Всего увиденного маленький зритель не в состоянии переварить, правильно осмыслить. Отсутствие жизненного и эстетического опыта приводит к неправильному, искаженному пониманию, к смещению нравственных акцентов, к тому, что герой, недостойный подражания, может стать примером и воспитательное воздействие фильма окажется отрицательным.

Мы предложили третьеклассникам описать предпочитаемого взрослого человека из телевизионных передач и художественных фильмов.

В списке предпочитаемых взрослых оказались некоторые мужчины и женщины, отличающиеся чаще всего яркой внешностью, физическими данными, реже положительными чертами характера, отношением к ним окружающих. Среди них главный герой фильма «Титаник» Ди Каприо /красивые глаза/, Томас Андерс /голос, красивая внешность/, Дитер Болен /голос, красивые волосы/, Кевин Спилберг /глаза красивые, характер хороший/, графиня Монсоро /красивые глаза, красивые волосы/, Зена - королева воинов /нравится, как дерется

со злодеями/, принцесса Диана /добрая, по телевизору показывали, как один дяденька по ней плакал/.

На наше предложение назвать героя фильма, на которого хотели бы быть похожими, мы получили схожие ответы. Младшим школьникам хочется подражать красивым, смелым, сильным, знаменитым. Ими оказались Геракл, Стивен Сигал, Джеки Чан, Томас Андерс, Дитер Болен, героиня «Титаника».

Изучая жизнь по ТВ, дети усваивают и определенные модели поведения - либо на основе «мыльных опер», либо через детективный, приключенческий или криминальный жанр. Это крайние «полюса» в поведенческих схемах, что несомненно, затрудняет процесс социализации в конкретных жизненных обстоятельствах, создает ограниченные представления о способах межличностного взаимодействия. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии - гнев, ссора, драка.

Этот эффект усиливается через увеличенный социальный контекст действий телевизионных героев: головокружительная карьера телегероев без малейших усилий, крупные выигрыши, мгновенное богатство и вседозволенность. Дети пытаются воспроизводить стереотипы, заимствованные из телевизионных передач.

Во второй анкете выясняются некоторые общие вопросы, касающиеся взаимоотношений учащихся с телевидением: место ТВ в досуге ребенка этого возраста, характер предпочтений в сфере искусств, любимые фильмы и телепередачи, формы общения по поводу просмотренных передач и пр. Во второй части анкеты сделана попытка выяснить некоторые аспекты восприятия, нравственного и эстетического воздействия телепередач на маленького зрителя.

Выяснилось, что телевидение занимает одно из ведущих мест в досуге младших школьников и в их предпочтениях среди других искусств, и доля его повышается по мере взросления ребенка /в первом и вторых классах большое место отводится игре/.

Вопрос: «Чему бы ты хотел отдавать больше времени?» - позволил получить достоверный ответ о предпочтениях детей: заниматься русским языком, математикой, играть, гулять, помогать маме, читать. Таким был ответ на вопрос учащихся второго класса и компенсирующего обучения. О телевидении в анкетах практически не упоминалось. В остальных 2-х

Ярославский педагогический вестник. 1999. № 3 (21)

и 3-х классах о телевидении учащиеся упоминают чаще. В одном из третьих классов /класс очень сильный/ дети желали бы больше отдавать времени своим увлечениям: баяну, вязанию, рисованию, познаванию природы и просто прогулкам, О телевидении упоминается крайне редко.

В одном из вопросов анкеты исследуется проблема общения по поводу просмотренного фильма или передач, формы этого общения.

Опрос показал, что наиболее часто учащиеся первых и вторых классов обсуждают фильмы дома, с родителями, близкими. А в третьем классе наиболее активное общение происходит в классе и во дворе, с друзьями и сверстниками, хотя общение с родителями остается еще достаточно активным в этом возрасте. Обсуждают фильмы с учителем около четверти детей.

Материалы анкет позволили получить данные о том, какие фильмы и телепередачи наиболее популярны у учащихся начальных классов.

Вот наиболее часто повторяющиеся в анкетах названия /по частоте упоминаний/: «Сам себе режиссер», «Позвоните Кузе!», «Угадай мелодию», «Ну, погоди!», «Удивительные странствия Геракла». «Фантомас», «Маски-шоу», «Том и Джерри», «Черный плащ», «Добрый вечер», «Новости», «Титаник», «Пираты XX века».

Несомненным лидером в списках любимых фильмов стала мультипликационная серия «Ну, погоди!», успех которой у детей младшего возраста объясняется, пожалуй, не только богатством вариантов, динамичностью, комичностью ситуаций, но, по-видимому, еще и тем, что здесь отчетливо срабатывают компенсаторные функции: удовлетворение от посрамления сильного /а ведь дети среди нас, взрослых, всегда немножко «зайцы», зависимые от нашей воли, требований, педагогических амбиций!/

В этих мультфильмах ребенку все понятно, есть возможность немедленно сделать нравственный вывод из ситуации. А потребность в этом связана с особенностями восприятия и мышления детей этого возраста, требующих лаконичных и ясных форм выражения.

На вопросы: «Какие программы по телевизору ты смотришь», «Что вас в них привлекает?», младшие школьники чаще всего отвечали: ОРТ - много сериалов, детских передач, много русских фильмов, «Золотая серия»; СТС - много мультфильмов, хороших фильмов, музыки; НТВ - много музыки, хороших фильмов,

интересных передач; РТР - часто показывают спортивные передачи.

На вопрос: «Выбираешь ли ты заранее передачи?» - большинство ответов были такими: «и да и нет», «иногда». На вопрос о том, кто помогает чаще всего выбирать передачи, большинство младших школьников отвечали, что никто не помогает или помогают родители.»

Интересными показались, ответы на вопрос о том, какие передачи и фильмы не понравились и почему. Примечательно, что дети пытались отрефлексировать свое состояние после просмотра. Вот некоторые из них:

- не понравился фильм ужасов «Кошмары на улице Вязов», как Фреди Крю-гер убивал всех. Было очень страшно;

- не понравился фильм по РТР, в котором американцы убивали бедных нищих - жалко их;

- не понравилась Наташа Королева в передаче «Чердачок Фруттис», как вела себя: «Такая вся навороченная, ее повадки»;

- не нравится фильм «Беверли Хилз», в нем раньше рассказывали про актеров, а сейчас нет;

- не понравилась «Тема», неинтересно рассказывали про племена.

Нами был проведен эксперимент с учащимися первых классов. Детям предложили перечень разнообразных предметов домашнего обихода. Они должны были выбрать предметы, которыми пользуется мама, папа и сам ребенок.

Проанализировав анкеты, мы получили удручающие одинаковый результат: кастрюли, швабры, веники, пылесосы, тазы - у мамы; телевизоры, кресла, диваны, молотки, газеты - у папы; игрушки, лыжи, санки, телевизоры - у ребенка.

Можно без труда представить себе, как далеко способны завести подобные отношения и самих взрослых, и их совместную семейную ладью и как неминуемые для такой обстановки конфликты могут отразиться на нравственном мире ребенка.

Да, у каждого из нас жесточайший дефицит времени, тем более у современных родителей, молодых людей, чей круг интересов, трудовых, культурных, собственно личных, широк и наполнен.

Но при этом считать, что все родительские обязанности сводятся лишь к тому, чтобы одеть ребенка, накормить, его проконтролировать, выполнил ли он домашнее задание, наказать, если проштрафился, одарить, если в чем-

то преуспел, - глубочайшее заблуждение и педагогическая безграмотность.

Выделение лишь некоторых аспектов в развитии личности младшего школьника в семье и школе показывает, насколько сложен для современного ребенка процесс поиска информации, опыта, развивающих его социальных навыков, как труден процесс идентификации со взрослыми для построения собственной модели поведения.

Если подвести итоги всему сказанному, то прежде всего нужно сказать о проблеме необходимости педагогического влияния на процесс общения ребенка младшего школьного возраста с видами экранных искусств. Через киноискусство в большей степени, чем через другие виды искусства, идет интенсивное, жадное познание жизни ребенком. Остановить процесс активного вторжения «взрослого» кино в жизнь современного ребенка, пожалуй, невозможно, такова социокультурная ситуация сегодня, но необходимо помочь маленькому зрителю выбрать то, что может быть нужным и полезным для него в плане познания жизни и искусства в данный период, помочь ему понять непонятое им, оградить его от вредного влияния.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего возраста до зрелости убедили меня в том, - пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»,- что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию».

По данным социологических исследований, число родителей, регулярно беседующих с детьми 10-14 лет о книгах и фильмах, в 2 раза меньше количество родителей, беседующих на эти темы с ребятами 14-17 лет.

Только треть родителей подростков ответили при опросе, что они часто беседуют со своими детьми о книгах и фильмах, а две трети, по собственному признанию, делают это «редко».

Эксперимент позволил также выяснить место ТВ в досуге первоклассников. Больше всего их привлекают игрушки, спортивные развлечения /лыжи, санки/ и телевизор. Книгам отводится лишь шестое место.

Известно, что сказка сопровождает ребенка с ранних лет. По своему содержанию она доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлениям.

Мы предложили учащимся 1-3 классов

вспомнить, какие сказки они знают, указав, какие сказки они прочитали сами, а какие видели по ТВ. В результате оказалось, что детям известно достаточное количество сказок /бытовых, о животных, волшебных; русских народных и зарубежных/, и с возрастом количество просмотренных сказок возрастает.

Вспомним, как писал Вл. Саппак: «Иллюзорны знания, не добытые трудом, пытливым поиском мысли, а воспринятые на слух, наговоренные торопливыми лекторами с показом картинок...» «Жизнь скользит. Несется на тебя - и проносится мимо. Жизнь мелькает, она включила тебя в свой стремительный круговорот. Мир через стекло».

Задача наша (педагогов и родителей) -использовать могучую силу телевидения во благо ребенку, правильно организовать его взаимоотношения с экраном, и не только сформировать из него грамотного телезрителя, но и активно включить все возможности, которые представляют сегодня экранные искусства для полноценного развития личности юного человека - идейно-нравственного и эстетического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.