Научная статья на тему 'Телесные особенности Лжедмитрия i в контексте Западной и русской культурных традиций'

Телесные особенности Лжедмитрия i в контексте Западной и русской культурных традиций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВЫЙ САМОЗВАНЕЦ / ТЕЛЕСНЫЙ КОД / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / THE FIRST IMPOSTOR / CORPORAL CODE / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мауль Виктор Яковлевич

В работе предпринята попытка проанализировать восприятие иностранными и отечественными современниками телесные черты первого самозванца на примере эпизода его смерти и последующего осквернения его тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

False Dmitry I bodily features in the context of Western and Russian cultural traditions

In work attempt to analyse perception foreign and Russian contemporaries of somatic features of the first impostor on an example of an episode of its murder and the subsequent violation of a body is undertaken.

Текст научной работы на тему «Телесные особенности Лжедмитрия i в контексте Западной и русской культурных традиций»

Мауль Виктор Яковлевич,

д. и. н., профессор Нижневартовского филиала ТюмГНГУ (Нижневартовск)

ТЕЛЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖЕДМИТРИЯ I В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Удивительное и плодотворное время переживает сегодня «ремесло историка» в нашей стране. Методологический монизм безвозвратно канул в Лету, и наступило торжество познавательного плюрализма. В результате ученые решительно вывели на авансцену театра истории живого человека в рутине его повседневности. На фоне историографических трансформаций понятен устойчивый интерес к соматической проблематике в исторической ретроспективе, который задал гносеологический вектор, позволяющий реконструировать более адекватные картины минувшего — увидеть «человеческую историю через телесность» (Зарецкий Ю. П. «Тело», современная медиевистика и автобиографизм Епифания Соловецкого // Средние века. Вып. 63. М., 2002. С. 101).

Однако перспективное направление еще не нашло достаточного отражения в исследовательской практике российского историописания. Поэтому представляет интерес попытка апробировать новые стратегии на примере одного из ярких сюжетов нашей истории, связанного с первым самозванцем, само тело которого можно рассматривать как семиотически значимый источник. Признавая телесный код имманентным идентификатором традиционной культуры, необходимо выявить способы восприятия современниками Лжедмитрия I через особенности его внешности. В нашем культурном казусе его тело фигурирует дважды — при описании в процессе зарождения и развития самозванческой интриги и в связи с жестоким глумлением после убийства. Суммарные данные источников показывают, что названный Дмитрий выглядел лет на 20-25, был «толстоват», роста скорее «малаго, чем средняго», «мужчина крепкий и коренастый», «широкоплечий», «с сильными и жилистыми членами», «обладал большою силою в руках», «волосы были темные и жесткие», лицо имел смугловатое, «круглое, некрасивое» «с толстым носом, возле которого была синяя бородавка» «под правым глазом», «глаза карие», «большой

рот», а бороды и усов «совсем не имел». «Он тем еще отличался от других, что одна рука у него была немного длиннее другой».

Необычная внешность и непривычные поведенческие стратегии внезапно объявившегося «истинного» царя/царевича не могли не вызвать противоречивых реакций со стороны «зрителей», которые отражали сознание представителей разных культурных традиций. Если для Европы уже фактически началось Новое время, и доминировал прагматично-рациональный склад ума, то «московиты» отличались эмоционально-образной «картиной мира», в которой большую роль все еще играли мифологические мотивы. К этому следует добавить, что и сам «язык тела не универсален, он в значительной мере обусловлен социальными, культурными и историческими факторами» (Соколов А. Б. История тела: Предпосылки становления нового направления в историографии // Диалог со временем. Вып. 26. М., 2009. С. 206-207).

Большинство зарубежных авторов так или иначе находились в гуще социально-политической борьбы в Московском государстве начала XVII в. К тому же это не были высокообразованные интеллектуалы, но, чаще всего, — разного рода наемники, искатели приключений и авантюристы всех мастей. Иностранцы вполне комплиментарно называли Лжедмитрия «очень способным и послушным», восхищались «храбростию и умом не по летам», подчеркивая, что он «был отважен и неустрашим», «великаго сердца и не малой силы, живой, чувствительный». Куда менее благосклонны к нему русские источники, практически единодушно настаивавшие, что самозванец явился «вполне сатаной и антихристом во плоти», «естеством плоти зело невзрачен и скупоростен, а сердцем лют и свиреподушен».

Нет сомнений, что телесные признаки предполагаемого Дмитрия формировали вполне определенное отношение к нему со стороны различных категорий современников, зачастую решая вопрос веры или неверия названному претенденту.

Семиотическое «прочтение» тела первого самозванца как фрагмента текста традиционной культуры нами уже было предпринято в одной из недавних публикаций. Здесь же остановимся на анализе обстоятельств его смерти. Это особенно важно, т. к. конструирование образа «чужака» происходит также «через описание телесных практик или каких-то особых действий, служащих для нанесения чрезвычайной физической боли». (Соколов А. Б. Тело как способ идентификации «Другого» // Диалог со

временем. Вып. 33. М., 2010. С. 219). Иначе говоря, нас будут интересовать ощущения и судьба тела самозванца, вовлеченного в ритуальный круг народной магии в тот «роковой день», когда «император Дмитрий Иванович был бесчеловечно убит» заговорщиками. Надо полагать, что последовавшие затем символические манипуляции с трупом не только имели цель развенчивания ложного кумира в глазах рядовых москвичей, но и носили явный эсхатологический характер.

Все сведения на этот счет буквально леденят кровь смакованием жутких подробностей произошедшего. Приведем одно из наиболее живописных свидетельств: «Враги убивают его и на веревке, затянутой вокруг шеи, по грязи тянут на рынок на глазах черни. Тут они его постыдно обнажили, плевали на него, отрезали нос и уши, испачкали труп в зловонных клоаках, привязали к хвосту лошади и всячески издевались над ним. Наконец оставив его в течение двух дней на рынке... Они обливали его голову помоями и вонючей жидкостью, а на третий день, привязав к шесту, сожгли» (Стадницкий М. История Димитрия, царя Московского и Марии Мнишковны, дочери воеводы сандомирскош, царицы Московской // Иностранцы о древней Москве (Москва ХУ-ХУП веков). М., 1991. С. 236).

Возможно, здесь мы сталкиваемся с известным из средневековых источников ритуалом поругания умершего правителя. Описывая данные казусы, европейские хронисты обычно назидательно заявляли: «Вот могущественный герой, которому некогда ревностно служили более ста тысяч рыцарей и которого в ужасе опасались многие племена, — теперь позорно ограблен своими же в чужом доме и оставлен на голой земле» (Бойцов М. А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009. С. 283).

Так и в нашем случае: мертвое тело «нечистого покойника» превратилось в ритуальный объект вымещения отрицательных эмоций недавних верноподданных. Поведение «московитов» вполне соотносилось с неоднократно повторявшейся в истории Западной Европы ситуацией панических состояний, эмоциональных взрывов, тотальных грабежей и разрушений, следовавших немедленно после кончины папы римского или короля. Именно типичным для подобных эпизодов европейского прошлого образом реагировали наблюдатели-иностранцы на посмертные надругательства над телом убитого московского царя: «Так внизу в грязи валялся гордый и отважный герой, который еще вчера восседал в большом почете и своею храбростью прославился во всем свете» (Буссов К. Московская хроника. 1584-1613. М.; Л., 1961. С. 122).

Однако в контексте российской ментальности ситуация должна была выглядеть несколько иначе, все предпринимаемые действия психологически восприниматься через мифологические практики изгнания и нейтрализации нечистой силы. Поскольку колдуны даже «после своей смерти много делают зла людям», народная культура предусмотрела ряд специальных охранительных мер. С этой целью «мертвеца перекладывают в другую могилу или же, вырыв, подрезывают пятки и натискивают туда мелко нарезанной щетины, а иногда просто вбивают в могилу осиновый кол». Так и с трупом названного Дмитрия, «в серца ему велели вбить кол» (Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. С. 62-63).

Но, видимо, слишком значительной была колдовская сила, заключенная даже в мертвом теле бывшего царя, что не помогали и веками установленные ритуальные процедуры, ни Мать сыра земля, не желавшая его принимать, ни осиновый кол. И только великая очистительная сила огня, в конце концов, смогла избавить русскую землю от «смрадного дыхания» «сына погибели», пепел которого был развеян по ветру.

Очистительному характеру обряда соответствовала и ритуальная брань в адрес «заложного мертвеца», употребляемая, возможно, в качестве оберега как спасения от нечистой силы. Но в нашем случае обсценная лексика могла иметь и пародийный смысл, реанимируя святочные мотивы игры «в покойника», во время которой «отпевание» состояло из отборных ругательств. Как отмечалось по поводу аналогичных европейских казусов, в системе образов смехового мира короля «всенародно избирают, его затем всенародно же осмеивают, ругают и бьют, когда время его царствования пройдет...» (Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 220). Подобным же унижениям и насмешкам теперь подвергалось и тело названного Дмитрия.

Обратим внимание, что в эпизодах убийства и глумления объектами насилия выступают, прежде всего, голова и материально-телесный низ. Культурная семантика направленности таких ударов акцентирует мотивы социализации и статусной стратификации, которые в нашем случае выполняют понижающую роль, т. е. содержат указание на подлинное место жертвы. Убийцы обращаются к нему с вопросами: «Эй, ты, сукин сын, кто ты такой? Кто твой отец? Откуда ты родом?». Иронизируют по поводу его монаршего сана: «Смотрите, каков царь всея Руси», другой говорил: «Такой царь у меня дома на конюшне» (Буссов К. Московская хроника... С. 122).

При этом не столь важно, насколько точно источники отразили произносившиеся слова. В контексте изучаемых представлений имеет значение, что в таком виде они зафиксировались в культурной памяти современников и потомков. В изуверской и кажущейся нам неоправданной жестокости заключался некий магический смысл, поиск самооправдания и одновременно признание греховности своих заблуждений.

Таким образом, анализ убийства Лжедмитрия и посмертной судьбы его тела не только позволяет лучше понять семантику драматичных событий, но и показывает специфическое их восприятие современниками в контексте различных культурных традиций. Если для рационального сознания иностранцев манипуляции с поверженным телом служили еще одним доказательством дикости и варварства «московитов», то для наших соотечественников они ритуально символизировали десакрализацию незаслуженно высокого и восстановление социальной правды на земле.

Ключевые слова: первый самозванец, телесный код, культурные традиции

Information about the article:

Author: Maul’, Viktor Yakovlevich, Doctor in History, Professor of Nizlmevartovsky branch of Tumen’ oil-and-gas university, Nizhnevartovsk, Russia, [email protected] Title: False Dmitry I bodily features in the context of Western and Russian cultural traditions

Summary: In work attempt to analyse perception foreign and Russian contemporaries of somatic features of the first impostor on an example of an episode of its murder and the subsequent violation of a body is undertaken.

Key words: the first impostor, corporal code, cultural traditions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.