Научная статья на тему 'Телесность как явление культуры: технология гуманитарной экспертизы на занятиях по «Теории и истории повседневности»'

Телесность как явление культуры: технология гуманитарной экспертизы на занятиях по «Теории и истории повседневности» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воронова Е.В.

В статье продемонстрирован опыт гуманитарной экспертизы, применяемый на занятиях у студентов-культурологов при изучении курса «Теория и история повседневности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телесность как явление культуры: технология гуманитарной экспертизы на занятиях по «Теории и истории повседневности»»

стических способностей, а не просто теоретической и методической подготовки в объеме программы преподаваемой дисциплины.

Поэтому в Колледже искусств за последние шесть лет было организованно и проведено несколько педагогических семинаров по проектной деятельности, которые посетили свыше 60 педагогов Колледжа искусств и образовательных учреждений СПО и НПО. Издание сборников методических материалов по проектной методике и личностно-ориентированному, культурологическому, компетентностному подходам способствовало распространению знаний и обобщению опыта проектной деятельности преподавателей колледжа.

В целом, компетенции и результаты образования - новые точки, «стягивающие» образовательный процесс. Так, для студентов Колледжа искусств им.П.И.Чайковского обязательным элементом системы их профессиональной подготовки сегодня является проектная деятельность в учебных клубах «Общество любителей изящной словесности», «Фемида», «Клуб молодого избирателя», «Живое право», «AISTHETES», участие в ежегодной научно-практической конференции «Человек в мире культуры» и др.; с 2006 года -это участие студентов в реализации социально-образовательного проекта Железнодорожного района г. Улан-Удэ «Живое право», обеспечивающего высокую социальную адаптивность, реализацию достижений личности, стимулирующего познавательную и созидательную творческую деятельность в сфере права, культуры и искусства.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы // Библиотека «Директор школы». - 2002. - № 2. - С. 1.

2. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006.

ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО «ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

© Воронова Е.В.*

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье продемонстрирован опыт гуманитарной экспертизы, применяемый на занятиях у студентов-культурологов при изучении курса «Теория и история повседневности».

Ключевые слова: теория и история повседневности, гуманитарная экспертиза, телесность, тело, педагогические технологии.

* Доцент кафедры Культурологии и журналистики, кандидат культурологии.

С целью развития профессиональных компетенций бакалавров-культурологов, связанных с участием в экспертно-консультационной деятельности, возможно использование технологии гуманитарной экспертизы. Модель подобного прикладного исследования можно проиллюстрировать на примере занятия по изучению телесности как явления культуры в рамках курса «Теория и история повседневности». В ходе занятия происходит знакомство с теорией телесности и на основе этого - экспертиза «человека телесного».

Сценарий занятия содержит три этапа.

Первый - подготовительный - этап включает самостоятельный поиск студентами ответа на вопросы «Что такое телесность как явление культуры?», «Какова структура телесности?» и «Под воздействием чего изменяется телесность?». Для ответа учащимся предлагается в качестве домашнего задания на выбор познакомиться с такими книгами, как «"Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии)» и «Homo somáticos: Аксиология человеческого тела» И. Бы-ховской, «Общество. Обмен. Личность» М. Мосса, «История тела: В 3-х т.» (под редакцией А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло), «Телесность -Идеология - Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» Т. Дашковой, «Искусство привлекательности» Ж. Вигарелло.

На втором этапе уже в рамках аудиторных занятий происходит концептуализация понятия телесности. В ходе интерактивного диалога выстраивается культурологическая модель телесности. Идеи, необходимые для гуманитарной экспертизы, можно сгруппировать в несколько блоков.

Первый блок: понятие телесности в повседневноведении. Исследование «человека телесного» сквозь призму культурологии повседневности отлично от анатомо-физиологического, медицинского, психологического, философского, атропологического, богословского: ведётся не поиск ответов на вопросы о строении организма, сущности тела / души, особенностях невербальной коммуникации («языка тела») и пр., а решается проблема смысла тела как «факта культуры» (Ж. Бодрийяр). Телесное рассматривается как важнейшая культурологическая единица: как социально-культурный конструкт; как способ, которым природа становится человеком; как проявление отношения человека к миру и к самому себе.

В современном повседневноведении тело предлагается рассматривать в двух плоскостях: тело как тело с устойчивыми естественно заданными характеристиками и тело как телесность. Под телом («природным телом» по терминологии И. Быховской) понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования живого организма. Это естественное само по себе тело, сома, плоть, «биологический скафандр». Оно состоит из таких важных в каждодневной практике человека «органов», как голова, руки, телесный низ, живот и т.п.

Телесность («социальное и культурное тела» по И. Быховской, «социальная структура тела» по К. Хейнеманну) рассматривается как преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов, «окультуренное», «благоприобретённое» тело. Это модус тела, обладающий социально-культурными смыслами и значениями и выполняющий определённые социокультурные функции, в дополнение к природой заданным. Телесность - это овеществлённая картина мира, ментальность, перешедшая во внешний план выражения.

Второй блок: структура телесности. Составляющими телесности являются:

- форма тела, украшения тела (костюм, татуировка, шрамирование, клеймение, прокалывание);

- экспрессивные движения тела (положение тела, жесты, выражение лица);

- «техника тела» (социальное нормирование движений: способы ходьбы и бега, движение рук и ног, способы основных двигательных действий);

- телесная дистанция (проксемика);

- отношение к собственному телу (принятие / неприятие, восторг, гнев);

- состояние телесных органов (боль, болезнь, ощущения, влечения, желания, потребности, переживания страха);

- физическая подготовленность и физические качества;

- «культурно оформленное» проявление инстинктов и биологических потребностей и т.д. [1; 2].

Любая часть тела в ходе культурогенеза перестает быть только физическим органом и становится телесностью. Так, лицо становится средством самопознания, самовыражения и смыслообразования; порождает такие «технологические» явления в культуре, как зеркало, автопортрет. Даже выделения тела приобретают социально-культурное значение: идея сакральной чистоты способствует развитию коммунальной гигиены (системы канализации, освещения улиц, уборке улиц) и «выносит» на публичное обсуждение столь личные физиологические особенности организма. Элиминируя законы природы, эстетизируется стерильное ухоженное тело, которое маркирует высокий социальный статус, успех, финансовые вложения, красоту.

Третий блок: факторы формирования и изменения телесности. Перефразируя М. Фуко, можно сказать, что тело принадлежит не столько человеку, сколько социально-культурным отношениям, которым подчиняются люди. Власть культурного над физиологическим в теле значительна. На становление телесности большое влияние оказывают следующие социокультурные системы.

- Воспитание в семье и школе, среде сверстников. Например, в современной культуре вариантом снятия трудности социальной адаптации

и совладением со стрессом для подростков становятся видоизменения тела через повреждение кожи (шрамирование, пирсингирование, бодипантинг, нанесение тагу, имплантация, разрезание языка).

- Религия. Так, у австралийских аборигенов в ходе охоты используется особый вид ритуального бега; технический, физический и маги-ко-религиозный акт едины для них.

- Художественная литература: искусство словесного портрета и описание душевных переживаний вырабатывают образцы для подражания, в соответствии с которыми организуется внешность, манеры, чувства и переживания людей.

- Искусство. Например, современная танцевальная драматургия - это и зрелище тела, и работа с духом, и диалог с миром. Движение разрушает догмы и стандарты, формирует чувство доверия к окружающему: дионисийская модель устанавливает динамический порядок.

- СМИ. Во многом благодаря средствам массовой коммуникации в XX в. стало популярно гламурное тело: яркое и неповседневное.

- Кино. Мосс М., наблюдая за медсестрами больницы в Нью-Йорке и походкой француженок, пришел к выводу, что их движения копировали технику ходьбы из популярных тогда фильмов.

- Реклама. Например, М. Колесник в рекламе выделяет принцип «те-лоцентризма» и чувственного «соматического» мировосприятия, представляющего собой интерпретацию «прекрасной юности» античной культуры. Однако в античности чувственное волнение и визуально-телесное проявление личностного начала обусловлено познающим и творящим себя в природе духом. В рекламе же чувственность обусловлена искусственно сформированными потребностями, прагматическими целями, стимуляцией потребления, подобного юношескому телесному состоянию с его агрессивными и плотскими стремлениями к наслаждению и желанию наглядно актуализировать свое Я.

- Фотография.

- Компьютер, интернет. Электронная среда разрушает единство тела и духа, информационное и материальное бытие рассогласовываются во всех аспектах: создается новая парадигма мышления исключительно искусственной реальности, стираются границы между подлинным и мнимым. Другой пример: фантасты, наблюдая за стремительными изменениями во внешнем облике человека (дряблость мышц, сила и ловкость печатающих пальцев кисти), предполагают, что в будущем от «человека телесного» останется лишь голос. Всё остальное исчезнет за ненадобностью. Человек будет общаться через компьютер голосом, полном тоски об утраченном теле.

- НТП. Прогресс в практике пластических операций превращает тело в аналог одежды. Тело-материал кардинально меняет отношение к содержанию самой жизни, уничтожается сочувствие к живому. Манифестируется культура жестокости. Философия тела становится философией насилия над телом. Так, в фильме «Автокатастрофа» Д. Кроненберг показывает, как в постиндустриальном обществе человек, попавший в автомобильную аварию, благодаря научным достижениям трансформируется в машину - «позвоночно-машинное животное».

- Политика и идеология. По словам Ж. Бодрийяра, идеальное тело современных политиков - манекен. По мнению И. Тимошенко, политический режим, ограничивающий свободу самовыражения (слова, печати и пр.) формирует безвольную телесность, замкнутую на самой себе [6]. В свою очередь, самолюбие, нарциссизм, плотскость обостряют конфликт тела с внешним миром. Получается телесно-этический парадокс. Ярким примером влияния политики на формирование телесности может быть опыт Советской республики в 20-х гг. XX в.: механизмом становления нового человека и одновременно контроля за ним стала политика «работы над телом» и социальной гигиены. По словам известного педолога того времени А. Залкинда, началось изменение не только конституции, но и физиологии человека: «Если внимательно заняться сейчас изучением объема грудной клетки, мускульной силы, зоркости, кровяного давления и пр. в различных социальных слоях человечества, мы получим разитель-нейшие отличия. Оформилось не только классовое сознание, но и особая классовая физиология» [4]. Наряду с санмитингами, завершающимися коллективной разгрузкой дров для бани, смотрами чистоты, работой санкомиссий и санкружков, «досками нерях» и сан-лубками, сансудами над Неряшкиным популярным вариантом формирования нужной телесности были публикации «Вредные привычки быта». В них содержались предостережения от смачивания пальца слюной во время перелистывания книги и подсчета кредиток, изложение рисков покусывания карандаша и обкусывания ногтей, рекомендации отказаться от поцелуя и рукопожатия, совет не касаться губами крана: «Рукопожатие - это обмен грязью», «знакомый тепло и дружески пожимает руку, а у него на руках незаметно осталось немного гноя от ранки другого <.. .> или у него самого на руке сидит притаившийся маленький гнойничок» [4].

- Физкультура, спорт как социокультурное пространство, в котором происходит формирование телесности, включает технологический компонент (двигательные действия, допустимые способы противоборства, инвентарь, стадионы, одежда), когнитивно-ценностный (теория и методика подготовки), социально-ценностный (взаимоотно-

шения между членами команды, соперниками, судьёй, болельщиками, сленг). Человек, погруженный в такое пространство, учится рефлексии на других и себя (учится «читать» по позам, движениям, мимике намерения других и скрывать своё состояние и намерения); стремление «быть командой» стимулирует физическое развитие; успех формирует позу победителя (плечи развёрнуты, голова высоко поднята, глаза сияют) и т.д.

Таким образом, каналами формирования и развития «человека телесного» могут стать все существующие общественно-культурные системы. Высокую степень зависимости телесного сознания и телесных практик от социокультурной среды отражает и появление таких понятий, как «медикали-зированное», «технологизированное», «дисциплинированное», «потребительское», «паникующее под натиском цивилизации» тело.

Четвёртый блок: типология социально-культурных различий телесности. Социально-культурный контекст телесности постоянно меняется. Соответственно этим изменениям подвижны смыслы телесности. Динамика смыслоизменений разворачивается по «горизонтали» (синхронический аспект) и «вертикали» (диахронический аспект). В основе «горизонтального» среза лежат различия возрастные, гендерные, этнические, профессиональные, социально-статусные и т.д. Например, в русской традиционной культуре ребёнок с рождения усваивает «правильные» согласованные и соразмерные позы, статную осанку; к концу детства воспитывается образ тела как представителя определённого пола и культуры, пластика, положение головы, манера держаться начинают играть принципиальную роль для половой, национальной, этнической, социальной идентификации. «Тело каратиста» отличается от «тела профессора», «тела манекенщицы», «тела танцора», «тела вора в законе». Природой заданное тело меняет и положение на социальной лестнице: телесность деклассированного безработного отлична от телесности успешного бизнесмена или политика.

Изменения телесности по «вертикали» - это исторические изменения соматического сознания и телесных практик: от первобытного соматизма, телесно-пластического канона античности до современного образа физического «Я» личности. Так, телесность неандертальца отличается от средневековой, возрожденческой, барочной. Телесность 80-х годов XX - от телесности 90-х и 2000-х.

Третий - творческий - этап предполагает культурологическую экспертизу телесности. Студентам на материале литературных текстов (художественных, автодокументальных), живописных полотен, кинокартин, фотографий, рекламы, плакатов, СМИ, собственных наблюдений (с опорой на знания о структуре, факторах формирования телесности и «презентации» ею социально-культурных смыслов) предлагается проанализировать телесность конкретного человека, героя, персонажа. Далее экспертные материалы группируются в тематический «Музей телесности». Такими музеями могут

быть, например, «Музей телесности эпохи Ренессанса», «Музей телесности русского денди», «Музей телесности студента ВятГУ» и пр.

Как думается, занятие в формате экспертизы поможет студентам-культурологам осмыслить теоретическую модель телесности и научиться анализировать картину мира, ценности, жизненные установки, репрезентированные человеком через телесность.

Список литературы:

1. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И.М. Быховская. - М., 1997.

2. Быховская И.М. Homo somáticos: Аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. - М., 2000.

3. Дашкова Т. Телесность - Идеология - Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность / Т. Дашкова - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 256 с.: ил.

4. Залкинд А.Б. Основные вопросы марксисткой педологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka.

5. Мосс М. Общество. Обмен. Личность / М. Мосс. - М., 1996.

6. Тимошенко М.А. Тело как совокупность культурных форм человеческого бытия / М.А. Тимошенко // Вопросы культурологи. - 2009. - № 8. -С. 34-38.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОВМЕСТНО-РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© Ермишкина Е.Н.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Статья посвящена разработке формы организации совместной деятельности обучающихся, влиянию коллективной деятельности на психологический климат в группе, раскрывает содержание совместно учебно-педагогической деятельности. В работе представлены основные формы организации совместной деятельности, раскрывается понятие совместно-распределенная деятельность, рассматривается структура процесса обучения.

Ключевые слова: совместная деятельность, учебная деятельность, основные формы организации совместной деятельности, совместно-распределённая деятельность, цель, фонд используемой информации, педагогическое взаимодействие.

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.