Научная статья на тему 'Женская телесность как культурологическая проблема'

Женская телесность как культурологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1179
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / ТЕЛЕСНЫЙ КОД / ЖЕНСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛЕСНАЯ ФИГУРАТИВНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Баниже Олег Николаевич

Женская телесность как ценность являются универсалией культуры. Социальный процесс воспроизводства включает в себя в качестве базовых отношений телесные взаимодействия гендерного характера. Фундаментальность женской телесности обусловлена также тем, что она является базовым источником нравственных, эстетических, гуманитарных и гуманистических чувств, переживаний, оценок и ценностей в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE CORPORALITY AS CULTUROLOGICAL PROBLEM

Female corporality as value are universaliy culture. Social process of reproduction includes corporal interactions of gender character as the basic relations. Fundamental nature of a female corporality is caused also by the fact that it is a basic source of moral, esthetic, humanitarian and humanistic senses, experiences, estimates and values in society.

Текст научной работы на тему «Женская телесность как культурологическая проблема»

RAR УДК 008 ББК 63.3

ЖЕНСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Баниже Олег Николаевич,

независимый исследователь, Москва, Россия [email protected]

Аннотация

Женская телесность как ценность являются универсалией культуры. Социальный процесс воспроизводства включает в себя в качестве базовых отношений телесные взаимодействия гендерного характера. Фундаментальность женской телесности обусловлена также тем, что она является базовым источником нравственных, эстетических, гуманитарных и гуманистических чувств, переживаний, оценок и ценностей в обществе.

Ключевые слова

Тело, телесный код, женская телесность, телесная фигуративность, идентичность.

Актуальность исследования женской телесности и фигуративности обусловлена рядом обстоятельств. С одной стороны, это проблемы гуманизма — женственности, красоты, добра, материнства, с другой — эксплуатация женского «вопроса» и телесности в обществе потребительской культуры. Проблемы развития гуманизма в обществе ставит вопрос о преодолении отчуждения и гуманизма в области рассматриваемой проблематики. Высокая значимость рассматриваемой темы также обусловлена тем, что в ней анализируются центральные вопросы гуманизма вообще и те ценности, которые относятся к критериям социального прогресса.

Сложность проблемы обусловлена тем, что телесность имеет историческую фигуративность, тесно связанную со знанием, ценностями, властью, религией. Цивилизация, с одной стороны, расширяет возможности и рамки телесности, а, с другой стороны, характеризуется возрастающей эксплуатацией этой темы и этих ценностей в коммерческих, военных и пр. целях. Компьютеризация, развитие информационных

технологий, генной инженерии и генных технологий приводят к переоценке традиционных форм постановки вопроса, вплоть до субстан-циализации образа постчеловека.

Современная цивилизация также усложнила проблемы идентичности, в связи с тенденциями гендерного многообразия, мультикульту-рализма, глобализации, детерриториализации и др. Проблематика женской телесности крайне сложна для исследования, так как в истории ее оценки очень противоречивы, неоднозначны и крайне субъективны. Происходящие биотехнологическая, информационная революции, визуальный поворот в культуре крайне усложнили обсуждаемую проблематику, поскольку изменили отношения между полами, сместили возрастные акценты, трансформировали идентичность. Между тем, чувственно-телесный мир женщины играет фундаментальную роль для ребенка и социума в целом. В обществе прогрессирующего и тотального техницизма это значимо вдвойне. Творческие способности, коммуникабельность, чувственно -эмоциональный

мир красоты и добра начинаются из коммуникации с матерью.

Уже в древней философии проблематика женской телесности и ее энергийности и духовности активно обсуждалась. В древнеиндийской философии выделяли грубое и тонкое тело. Гармонию духа и телесности искали Платон, Аристотель, арабские мыслители — Ибн Сина, Аль Фараби. Идеалы женской телесности и красоты стали играть особую роль в эпоху Возрождения. В эпоху капитализма телесность проявляет себя и используется в самых различных ипостасях и качествах. Возникает социальная проблема эксплуатации телесности, ее отчуждения.

Социально-философские и культур-антро-пологические аспекты телесности обсуждаются в работах И. М. Быховской1, Д. В. Михель2, В. А. Подороги3, В. М. Розина4, Т. Э. Цветус-Саль-ховой5 и др. Проблема женской телесной фигуративное™ в социологическом аспекте рассмотрена в диссертации Е. А. Гольман6.

Актуальным аспектом исследования телесной фигуративности женщин кроме тендерного подхода является также аспект анализа телесных практик и не только в историко-культурном подходе, но и как современной формы социализации и существования, ибо в современности телесность рассматривается как производная от культурных практик и культурных норм, ценностей и санкций. Женщины очень активно вовлечены в телесные практики и составляют основную часть аудитории в пластической хирургии и косметологии.

1 Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. — М., 1993.

2 Михель Д. В. Тело в западной культуре. — Саратов, Научная книга, 2000. — 171 с.

3 Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. — М.: ad Marginem, 1995. — 339 c.

4 Розин В. М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге Антропологической революции // URL: http://antropolog.ru/doc.php?id=225 (19.05.2017; 14.50)

5 Цветус-Сальхова Т. Э. Дистинкция понятий «тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 13. — С. 10-16.

6 См.: Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования. Канд дисс. 22.00.01 — Теория, методология и история социологии. — М., 2015.

В современных социумах стал само собой разумеющимся проектный подход к телесной фигуративности, поскольку женщина проектирует на будущее свой социально-телесный имидж и управляет стратегией своей телесной фигуративности в социуме. Обратим внимание на два основных направления в исследовании телесности женщин: первое — это с точки зрения эталонов красоты, привлекательности и второе — с точки зрения самореализации и обретения ею своей статусности и идентичности.

Проблематика, с которой началось исследование и утверждение темы в отечественном и зарубежном гуманитарном дискурсе — это, прежде всего, понимание телесности как социального и культурного феномена в различных аспектах — М. Шелер, М. Мосс, Дж. Г. Мид, М. Мерло-Понти, П. Бурдье, М. Фуко, в последнее время — Б. Тернер, К. Шиллинг, Д. Идлис и др. С нашей точки зрения, проблематика женской телесности стала обсуждаться позже, вначале в рамках классической постановки, вполне вероятно, в современной и радикальной постановке эта проблема вызрела под влиянием феминистской экспозиции вопроса. На русском языке, в отечественной гуманитарной науке кардинальную роль для ввода в оборот этой тематики сыграли работы И. М. Быховской, И. С. Кона, Д. В. Михель и др.

Необходимо подчеркнуть, что хотя марксизм сейчас не является доминирующей социальной теорией, но генезис телесно ориентированных научных теорий связан именно с социальной остротой рассматриваемых проблем: сексуализа-ция женской проблематики, феминистский протест, маргинализация женского опыта и женской телесности вообще. Структуралистский подход объективизировал, обезличивал женскую субъектность. Возникла потребность очеловечить научный образ женщины в его гендерном измерении, показать ее не как результат норм и структур, а как креатора и субъекта выбора. Пионерской стала работа Б. Тернера, в которой произошла институциализация поля телесности в среде социальной научной проблематики. Работы Б. Тернера, М. Фезерстоуна, М. Хепворта, К. Шиллинга, а также периодический журнал «Body and Society» положили начало формированию самостоятельной области междисциплинарных социальных исследований человеческой телесности (body studies).

Постепенно оформился разносторонний репертуар знания и курсов социально-гуманитарных наук в области телесности — телесных практик и телесной фигуративности как за рубежом, так и в нашей стране. С нашей точки зрения, основными темами анализа в этой области являются: а) соотношение и взаимосвязь биологического и социального, биологической и культурной наследственности. Произошла переоценка этих компонентов в связи с биотехнологической революцией, с развитием нетрадиционных форм знания и методологии — меж-дисциплинарность, эволюционизм, синергети-зация; б) обсуждение исходных концептов этой области: тело, телесность, телесная фигуратив-ность, телесные практики, и др.; в) реализация культурно-исторической методологии, рассмотрение телесности и телесных практик в различных культурно-исторических формах; г) активное развитие гендерного подхода, его сочетание с феминистскими, политическими, этическими и пр. аспектами; д) обсуждение фигуративности и форматирования тела как с помощью специальных техник, так и посредством развивающихся практик — управление телесностью, трансформация телесности и ее проектирование и конструирование; е) наконец, это исследование, особенно в постмодерне, практик телесного наказания и поощрения.

Естественно, что женская телесность имеет как традиционное ядро исследуемой проблематики, так и новые пласты и аспекты исследования. Многообразие подходов и аспектов обусловлено, с одной стороны, множеством функций, в которых занята телесность: гендер-спорт, здоровье (болезнь), красота (эстетика), мораль, и пр. В то же время, в современном обществе и в условиях массовой культуры женская телесность играет важную роль в определении идентичности. Массовая культура и современные технологии способствовали широкой социальной репрезентации женской телесности. Современная естественная наука также стала говорить об эволюции и незаконченности природы человека. Это способствовало активному стимулированию со стороны социума процессов усовершенствования телесности, стало результатом экстраполяции индустриального подхода на территорию телесности, а, с другой стороны, на базе постиндустриальных технологий стал формироваться образ постчеловека. Женщины

на этом пути проявили, пожалуй, больше активности в переустроительстве как своего тела, так и телесной фигуративности в целом. Это, видимо, объясняется тем, что телесность во всех ее проявлениях приоритетна в коммуникационных стратегиях женщин, женщины особое значение придают своим коммуникационным интеракциям и их выстраиванию. Они хорошо осознают, что от этих интеракций зависит их статус-кво, успешность продвижения. Поэтому манеры для женщин, как правило, на первом месте, поскольку через стиль в целом и отдельные его проявления они создают свой образ. Собственная идентичность современной женщиной создается по правилам семиозиса и семиосферы7 информационного социума, которые включают в себя плюрализм, нелинейную логику, многозначность, мозаичность, равенство стилей, детерриторизацию, эпатаж и др. В обществе «пост» управление своей телесностью достигается не просто системой мимики, жестов и пр. невербальных приемов, но путем глубинной трансформации и переформатирования своего тела, путем диет, пластических операций, применения препаратов, смены пола и пр. приемами. Поскольку современное общество — это общество разнообразия и сосуществования различных стилей, то можно смело утверждать, что проблема идентичности еще более усложняется. Фундаментальная значимость телесной репрезентации индивида в массовом и информационном обществе обусловлена тем, что она из сферы микроотношений за счет ин-фотехнологий и масс медиа поднимается до глобального уровня, а, с другой стороны, в медиа-тексте социума оно становится «элементом построения биографии и самоопределения перед лицом различных сценариев жизненного пути»8. Ведь в секуляризированном обществе индивид не получает идентичность априори, а вынужден находиться в ее поиске и созидании. Истина идентификации обретается как стиль жизни в бесконечной коммуникации. Тело оказывается тем центропунктом, где перекрещиваются усилия персональной рефлексивности и индика-

7 См.: Гриценко В. П. Социальная семиотика. — Екатеринбург, 2006.

8 Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования. Канд. дисс. 22.00.01 — Теория, методология и история социологии. — М., 2015. — С. 37

торы здоровья. В современной антропологической парадигме дуализм души и тела перестал быть главной проблемой. Основной антропологической проблемой стало конструирование Я-идентичности путем самопостроения своего

образа в пространстве массовой коммуникации. Тело как душа в этом случае предстаёт как текст культуры, обладающий в потребительском обществе высшими потребительскими качествами — здоровье и привлекательность (сексуальность).

Список литературы

1. Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. — М.: Едиториал УРСС, 2000. — С.107.

2. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. — М., 1993.

3. Вигарелло Ж. Искусство привлекательности. История телесной красоты от ренессанса до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 432 с.

4. Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования. Канд дисс. 22.00.01 — Теория, методология и история социологии. — М., 2015.

5. Гриценко В. П. Социальная семиотика. — Екатеринбург, 2006.

6. Михель Д. В. Тело в западной культуре. — Саратов, Научная книга, 2000. — 171 с.

7. Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. — М.: ad Marginem, 1995. — 339 c.

8. Розин В. М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге Антропологической революции // URL: http://antropolog.ru/doc.php?id=225 (19.05.2017; 14.50)

9. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы./Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 89-139.

10. Цветус-Сальхова Т. Э. Дистинкция понятий «тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 13. — С. 10-16.

11. «Body and Society» // URL. https://us.sagepub.com/en-us/nam/journal/body-society.

12. ASPS 2012 Quick Facts. Cosmetic Plastic Surgery Demographic Trends // 2012 Plastic Surgery Statisitcs Report. URL. http://www.plasticsurgery.org/Documents/newsresources/statistics/2012-Plastic-Surgery-Statistics/demographic-trends-quick-facts.pdf

13. Shilling C. The Body and Social Theory// Embodying Sociology. Retrospect, Progress and Prospects/ed. by C. Shilling. — Oxford: Blackwell, 2007. — P. 9.

14. Turner B. S. The Body and Society: Explorations in Social Theory. ThirdEdition. — London: SAGEPublicationsLtd, 2008. — P. VIII.

15. Witz A. Whose Body Matters? Feminist Sociology and the Corporeal Turn in Sociology and Feminism // Body and Society. 2000. No 6 (2). — P.1.

FEMALE CORPORALITY AS CULTUROLOGICAL

PROBLEM

Oleg N. Banizhe

Independent Researcher Moscow, Russia [email protected]

Abctract

Female corporality as value are universaliy culture. Social process of reproduction includes corporal interactions of gender character as the basic relations. Fundamental nature of a female corporality is caused also by the fact that it is a basic source of moral, esthetic, humanitarian and humanistic senses, experiences, estimates and values in society.

Keywords

Body, corporal code, female corporality, corporal figurativity, identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.