RAR УДК 008 ББК 63.3
ЖЕНСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Баниже Олег Николаевич,
независимый исследователь, Москва, Россия [email protected]
Аннотация
Женская телесность как ценность являются универсалией культуры. Социальный процесс воспроизводства включает в себя в качестве базовых отношений телесные взаимодействия гендерного характера. Фундаментальность женской телесности обусловлена также тем, что она является базовым источником нравственных, эстетических, гуманитарных и гуманистических чувств, переживаний, оценок и ценностей в обществе.
Ключевые слова
Тело, телесный код, женская телесность, телесная фигуративность, идентичность.
Актуальность исследования женской телесности и фигуративности обусловлена рядом обстоятельств. С одной стороны, это проблемы гуманизма — женственности, красоты, добра, материнства, с другой — эксплуатация женского «вопроса» и телесности в обществе потребительской культуры. Проблемы развития гуманизма в обществе ставит вопрос о преодолении отчуждения и гуманизма в области рассматриваемой проблематики. Высокая значимость рассматриваемой темы также обусловлена тем, что в ней анализируются центральные вопросы гуманизма вообще и те ценности, которые относятся к критериям социального прогресса.
Сложность проблемы обусловлена тем, что телесность имеет историческую фигуративность, тесно связанную со знанием, ценностями, властью, религией. Цивилизация, с одной стороны, расширяет возможности и рамки телесности, а, с другой стороны, характеризуется возрастающей эксплуатацией этой темы и этих ценностей в коммерческих, военных и пр. целях. Компьютеризация, развитие информационных
технологий, генной инженерии и генных технологий приводят к переоценке традиционных форм постановки вопроса, вплоть до субстан-циализации образа постчеловека.
Современная цивилизация также усложнила проблемы идентичности, в связи с тенденциями гендерного многообразия, мультикульту-рализма, глобализации, детерриториализации и др. Проблематика женской телесности крайне сложна для исследования, так как в истории ее оценки очень противоречивы, неоднозначны и крайне субъективны. Происходящие биотехнологическая, информационная революции, визуальный поворот в культуре крайне усложнили обсуждаемую проблематику, поскольку изменили отношения между полами, сместили возрастные акценты, трансформировали идентичность. Между тем, чувственно-телесный мир женщины играет фундаментальную роль для ребенка и социума в целом. В обществе прогрессирующего и тотального техницизма это значимо вдвойне. Творческие способности, коммуникабельность, чувственно -эмоциональный
мир красоты и добра начинаются из коммуникации с матерью.
Уже в древней философии проблематика женской телесности и ее энергийности и духовности активно обсуждалась. В древнеиндийской философии выделяли грубое и тонкое тело. Гармонию духа и телесности искали Платон, Аристотель, арабские мыслители — Ибн Сина, Аль Фараби. Идеалы женской телесности и красоты стали играть особую роль в эпоху Возрождения. В эпоху капитализма телесность проявляет себя и используется в самых различных ипостасях и качествах. Возникает социальная проблема эксплуатации телесности, ее отчуждения.
Социально-философские и культур-антро-пологические аспекты телесности обсуждаются в работах И. М. Быховской1, Д. В. Михель2, В. А. Подороги3, В. М. Розина4, Т. Э. Цветус-Саль-ховой5 и др. Проблема женской телесной фигуративное™ в социологическом аспекте рассмотрена в диссертации Е. А. Гольман6.
Актуальным аспектом исследования телесной фигуративности женщин кроме тендерного подхода является также аспект анализа телесных практик и не только в историко-культурном подходе, но и как современной формы социализации и существования, ибо в современности телесность рассматривается как производная от культурных практик и культурных норм, ценностей и санкций. Женщины очень активно вовлечены в телесные практики и составляют основную часть аудитории в пластической хирургии и косметологии.
1 Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. — М., 1993.
2 Михель Д. В. Тело в западной культуре. — Саратов, Научная книга, 2000. — 171 с.
3 Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. — М.: ad Marginem, 1995. — 339 c.
4 Розин В. М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге Антропологической революции // URL: http://antropolog.ru/doc.php?id=225 (19.05.2017; 14.50)
5 Цветус-Сальхова Т. Э. Дистинкция понятий «тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 13. — С. 10-16.
6 См.: Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования. Канд дисс. 22.00.01 — Теория, методология и история социологии. — М., 2015.
В современных социумах стал само собой разумеющимся проектный подход к телесной фигуративности, поскольку женщина проектирует на будущее свой социально-телесный имидж и управляет стратегией своей телесной фигуративности в социуме. Обратим внимание на два основных направления в исследовании телесности женщин: первое — это с точки зрения эталонов красоты, привлекательности и второе — с точки зрения самореализации и обретения ею своей статусности и идентичности.
Проблематика, с которой началось исследование и утверждение темы в отечественном и зарубежном гуманитарном дискурсе — это, прежде всего, понимание телесности как социального и культурного феномена в различных аспектах — М. Шелер, М. Мосс, Дж. Г. Мид, М. Мерло-Понти, П. Бурдье, М. Фуко, в последнее время — Б. Тернер, К. Шиллинг, Д. Идлис и др. С нашей точки зрения, проблематика женской телесности стала обсуждаться позже, вначале в рамках классической постановки, вполне вероятно, в современной и радикальной постановке эта проблема вызрела под влиянием феминистской экспозиции вопроса. На русском языке, в отечественной гуманитарной науке кардинальную роль для ввода в оборот этой тематики сыграли работы И. М. Быховской, И. С. Кона, Д. В. Михель и др.
Необходимо подчеркнуть, что хотя марксизм сейчас не является доминирующей социальной теорией, но генезис телесно ориентированных научных теорий связан именно с социальной остротой рассматриваемых проблем: сексуализа-ция женской проблематики, феминистский протест, маргинализация женского опыта и женской телесности вообще. Структуралистский подход объективизировал, обезличивал женскую субъектность. Возникла потребность очеловечить научный образ женщины в его гендерном измерении, показать ее не как результат норм и структур, а как креатора и субъекта выбора. Пионерской стала работа Б. Тернера, в которой произошла институциализация поля телесности в среде социальной научной проблематики. Работы Б. Тернера, М. Фезерстоуна, М. Хепворта, К. Шиллинга, а также периодический журнал «Body and Society» положили начало формированию самостоятельной области междисциплинарных социальных исследований человеческой телесности (body studies).
Постепенно оформился разносторонний репертуар знания и курсов социально-гуманитарных наук в области телесности — телесных практик и телесной фигуративности как за рубежом, так и в нашей стране. С нашей точки зрения, основными темами анализа в этой области являются: а) соотношение и взаимосвязь биологического и социального, биологической и культурной наследственности. Произошла переоценка этих компонентов в связи с биотехнологической революцией, с развитием нетрадиционных форм знания и методологии — меж-дисциплинарность, эволюционизм, синергети-зация; б) обсуждение исходных концептов этой области: тело, телесность, телесная фигуратив-ность, телесные практики, и др.; в) реализация культурно-исторической методологии, рассмотрение телесности и телесных практик в различных культурно-исторических формах; г) активное развитие гендерного подхода, его сочетание с феминистскими, политическими, этическими и пр. аспектами; д) обсуждение фигуративности и форматирования тела как с помощью специальных техник, так и посредством развивающихся практик — управление телесностью, трансформация телесности и ее проектирование и конструирование; е) наконец, это исследование, особенно в постмодерне, практик телесного наказания и поощрения.
Естественно, что женская телесность имеет как традиционное ядро исследуемой проблематики, так и новые пласты и аспекты исследования. Многообразие подходов и аспектов обусловлено, с одной стороны, множеством функций, в которых занята телесность: гендер-спорт, здоровье (болезнь), красота (эстетика), мораль, и пр. В то же время, в современном обществе и в условиях массовой культуры женская телесность играет важную роль в определении идентичности. Массовая культура и современные технологии способствовали широкой социальной репрезентации женской телесности. Современная естественная наука также стала говорить об эволюции и незаконченности природы человека. Это способствовало активному стимулированию со стороны социума процессов усовершенствования телесности, стало результатом экстраполяции индустриального подхода на территорию телесности, а, с другой стороны, на базе постиндустриальных технологий стал формироваться образ постчеловека. Женщины
на этом пути проявили, пожалуй, больше активности в переустроительстве как своего тела, так и телесной фигуративности в целом. Это, видимо, объясняется тем, что телесность во всех ее проявлениях приоритетна в коммуникационных стратегиях женщин, женщины особое значение придают своим коммуникационным интеракциям и их выстраиванию. Они хорошо осознают, что от этих интеракций зависит их статус-кво, успешность продвижения. Поэтому манеры для женщин, как правило, на первом месте, поскольку через стиль в целом и отдельные его проявления они создают свой образ. Собственная идентичность современной женщиной создается по правилам семиозиса и семиосферы7 информационного социума, которые включают в себя плюрализм, нелинейную логику, многозначность, мозаичность, равенство стилей, детерриторизацию, эпатаж и др. В обществе «пост» управление своей телесностью достигается не просто системой мимики, жестов и пр. невербальных приемов, но путем глубинной трансформации и переформатирования своего тела, путем диет, пластических операций, применения препаратов, смены пола и пр. приемами. Поскольку современное общество — это общество разнообразия и сосуществования различных стилей, то можно смело утверждать, что проблема идентичности еще более усложняется. Фундаментальная значимость телесной репрезентации индивида в массовом и информационном обществе обусловлена тем, что она из сферы микроотношений за счет ин-фотехнологий и масс медиа поднимается до глобального уровня, а, с другой стороны, в медиа-тексте социума оно становится «элементом построения биографии и самоопределения перед лицом различных сценариев жизненного пути»8. Ведь в секуляризированном обществе индивид не получает идентичность априори, а вынужден находиться в ее поиске и созидании. Истина идентификации обретается как стиль жизни в бесконечной коммуникации. Тело оказывается тем центропунктом, где перекрещиваются усилия персональной рефлексивности и индика-
7 См.: Гриценко В. П. Социальная семиотика. — Екатеринбург, 2006.
8 Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования. Канд. дисс. 22.00.01 — Теория, методология и история социологии. — М., 2015. — С. 37
торы здоровья. В современной антропологической парадигме дуализм души и тела перестал быть главной проблемой. Основной антропологической проблемой стало конструирование Я-идентичности путем самопостроения своего
образа в пространстве массовой коммуникации. Тело как душа в этом случае предстаёт как текст культуры, обладающий в потребительском обществе высшими потребительскими качествами — здоровье и привлекательность (сексуальность).
Список литературы
1. Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. — М.: Едиториал УРСС, 2000. — С.107.
2. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. — М., 1993.
3. Вигарелло Ж. Искусство привлекательности. История телесной красоты от ренессанса до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 432 с.
4. Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования. Канд дисс. 22.00.01 — Теория, методология и история социологии. — М., 2015.
5. Гриценко В. П. Социальная семиотика. — Екатеринбург, 2006.
6. Михель Д. В. Тело в западной культуре. — Саратов, Научная книга, 2000. — 171 с.
7. Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. — М.: ad Marginem, 1995. — 339 c.
8. Розин В. М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге Антропологической революции // URL: http://antropolog.ru/doc.php?id=225 (19.05.2017; 14.50)
9. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы./Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 89-139.
10. Цветус-Сальхова Т. Э. Дистинкция понятий «тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 13. — С. 10-16.
11. «Body and Society» // URL. https://us.sagepub.com/en-us/nam/journal/body-society.
12. ASPS 2012 Quick Facts. Cosmetic Plastic Surgery Demographic Trends // 2012 Plastic Surgery Statisitcs Report. URL. http://www.plasticsurgery.org/Documents/newsresources/statistics/2012-Plastic-Surgery-Statistics/demographic-trends-quick-facts.pdf
13. Shilling C. The Body and Social Theory// Embodying Sociology. Retrospect, Progress and Prospects/ed. by C. Shilling. — Oxford: Blackwell, 2007. — P. 9.
14. Turner B. S. The Body and Society: Explorations in Social Theory. ThirdEdition. — London: SAGEPublicationsLtd, 2008. — P. VIII.
15. Witz A. Whose Body Matters? Feminist Sociology and the Corporeal Turn in Sociology and Feminism // Body and Society. 2000. No 6 (2). — P.1.
FEMALE CORPORALITY AS CULTUROLOGICAL
PROBLEM
Oleg N. Banizhe
Independent Researcher Moscow, Russia [email protected]
Abctract
Female corporality as value are universaliy culture. Social process of reproduction includes corporal interactions of gender character as the basic relations. Fundamental nature of a female corporality is caused also by the fact that it is a basic source of moral, esthetic, humanitarian and humanistic senses, experiences, estimates and values in society.
Keywords
Body, corporal code, female corporality, corporal figurativity, identity.