О. Л. Шор
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой социальной педагогики Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Суртаева
В статье раскрываются возможности применения телекоммуникационных технологий в системе повышения квалификации. Рассматриваются средства телекоммуникационных технологий в контексте их использования в дидактических целях.
Ключевые слова: телекоммуникационные технологии, повышение квалификации.
Телекоммуникационные технологии в системе повышения квалификации работников...
O. Shor
TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL EDUCATION EMPLOYEES
The article covers different opportunities of using telecommunication technologies in the system of advanced training. The means of telecommunication technologies are considered in the context of the didactic aims.
Key words: telecommunication technologies, advanced training.
Телекоммуникационные технологии обладают большим потенциалом, так как позволяют построить образовательный процесс как вариативную деятельность, что дает основание рассматривать их в качестве перспективной среды обучения слушателей повышения квалификации. Это требует анализа возможностей и функций телекоммуникационных технологий.
На современном этапе имеется множество исследований [1; 2; 3; 5], которые рассматривают ноосферные идеи, без которых невозможно рассмотрение сущности телекоммуникационных технологий. Ноосфера, или информационная среда, на современном этапе имеет огромное значение для современного человека его жизнедеятельности, профессионального роста. Составляющим информационной среды является Интернет, который выступает как часть этой среды, характеризуется хронотопами, в рамках которых осуществляется человеческая деятельность. На стадии разработок идей информационной среды деятельность человека была связана лишь с поиском, обработкой, передачей информации, приобретением знаний. В настоящее время в киберпространстве в связи с бурным развитием компьютерных технологий появилась возможность реализовать деятельность познавательного, игрового, коммуникативного характера. На современном этапе Интернет рассматривается не только как обширный источник информации, но и как средство предоставления возможности к общению со всем миром, возможности получения информации неофициального, личного
официального характера и возможности осуществления сотрудничества и взаимодействия в мультикультурной среде [6]. На сегодняшний момент это один из немногих источников для осуществления межкультурной коммуникации и развития межкультурной компетентности, который можно активно использовать в педагогическом процессе в образовательных учреждениях.
Осуществлять творческий план, осознавать перспективу своего профессионального развития - этому можно научиться на курсах повышения квалификации. Определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню -качества, необходимые педагогу в настоящее время. Оптимальным вариантом для современного педагога является способность проектировать индивидуальную педагогическую технологию, т. е. ту технологию, которая в руках педагога способствует саморазвитию, самоизменению, гибкой адаптации к конкретным условиям обучения, приводит к большему успеху обучающихся, а значит, и самого педагога.
Разнообразные подходы мы выявили и при рассмотрении понятия «телекоммуникационные и информационные технологии». В концепции Федеральной программы «Развитие инфокоммуникаций в России на период до 2010 г.» этот термин определен как комплекс, органически объединяющий со-
временные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, а также регулирующие их системы и средства, предназначенные для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
Телекоммуникационные и информационные технологии представляют собой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.
Информационные образовательные технологии рассматривают как технологии в сфере образования, использующие специальные технические, информационные средства для достижения педагогических целей. Когда в педагогической литературе рассматривается вопрос достижения поставленных целей, то, как правило, используется термин телекоммуникации и появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) [4]. Одна из основных составляющих влияния информационных технологий есть влияние на изменение процесса общения: ведущее положение в обществе занимает не информация, а коммуникация. Коммуникация стала более оперативной, интерактивной; произошла глобализация средств массовой информации и коммуникации; трансформировалась структура коммуникативного опыта человека.
В педагогической науке и практике представлено значительное число работ, описывающих опыт использования новых информационных технологий (СНИТ), глобальной сети Интернет в образовании. Тем не менее актуальными остаются проблемы поиска форм и методов применения компьютеров в образовательном процессе, в том числе в системе повышения квалификации, системного применения, научно обоснованной разработки использования информационных технологий в практике обучения. В образовательных учреждениях ИКТ, компьютер выполняют лишь иллюстративную функцию в обучении, а применение информационных
технологий происходит хаотично и необоснованно, являясь лишь модным дополнением к учебному процессу, особенно это касается системы повышения квалификации.
Использование телекоммуникационных технологий (ТКТ) в образовании, особенно в системе повышения квалификации, является одной из актуальных проблемных вопросов педагогики и дидактики. Телекоммуникационные технологии, никто не отрицает, заняли одно из важных мест в процессе обучения различных категорий обучающихся, в том числе и слушателей системы повышения квалификации. Но определение оптимального соотношения использования ТКТ и традиционных педагогических технологий - вопрос для исследования открытый. Большинство исследователей возможностей использования ТКТ в образовании предлагают следующие причины целесообразности их использования, что актуально и для организации образовательного процесса в системе повышения квалификации:
1) демонстрация трудно воспроизводимых объектов, экспериментов, ситуаций, моделирование объектов и ситуаций для прогнозирования их развития, моделирование ситуаций межкультурного общения;
2) дифференциация и индивидуализация обучения, оптимизация работы обучаемого;
3) доступ к большим объемам информации, возможность ее свертывания, передачи в пространстве и времени, возможность отбора и структурирования информации;
4) возможность конструирования собственного знания, создания собственного реального учебного продукта, творческого результата познавательной деятельности обучаемого;
5) обеспечение высокой интерактивности в обучении, что позволяет повысить активность в учебной и познавательной деятельности;
6) возможность обмена преподавателей друг с другом и андрагогом в виртуальном режиме;
7) вовлечение педагога в самостоятельную деятельность;
Телекоммуникационные технологии в системе повышения квалификации работников..
8) возможность организации процесса познания на деятельностном подходе во всех звеньях учебного процесса (потребности -мотивы - цели - условия - средства - действия - операции);
9) возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому субъекту собственную траекторию обучения.
В системе повышения квалификации первостепенное значение приобретают задачи нового конструирования содержания, организации учебного материала, деятельности слушателей, организации взаимодействия в компьютерной среде на основе ТКТ.
Педагогические свойства и функции телекоммуникационных технологий проанализированы в педагогической литературе подробно. Многие исследователи отмечают такие особенности телекоммуникационных технологий, как оперативность, многофункциональность, продуктивность, насыщенность, возможность творческой самореализации обучаемых и индивидуальной образовательной траектории.
Анализируя телекоммуникационные технологии в контексте их использования в дидактических целях, рассмотрим характеристику технологических особенностей. Электронная почта - это сетевая служба, позволяющая обмениваться электронными сообщениями через Интернет. Особенностями использования данного вида связи являются большая скорость обмена сообщениями, доступность, удобство, возможность асинхронного обмена. Это создает организационные и психологические предпосылки успешного применения электронной почты в образовательном процессе. Используя электронную почту в различных педагогических сценариях, можно в образовательном процессе организовать среду межкультурного общения, интерактивного взаимодействия представителей педагогической общественности разных групп пользователей, что позволяет также решать различные дидактические задачи. Для развития профессиональной компетентности необходим опыт деятельности, диалог
культур, эмоциональное переживание фактов, осознанное изменение негативных стереотипов, умения преодолевать барьеры общения. Все это в полной мере предоставляет виртуальная среда межкультурной коммуникации, основанная на использовании электронной почты.
Электронная библиотека представляет собой упорядоченную коллекцию разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Особенности использования электронной библиотеки -автоматизированный поиск и обработка информации, возможность обновления ресурсов, доступность, появление новых форм представления информации, предоставление услуг не в здании библиотеки, а со своего компьютера и др. Электронные библиотеки и журналы, а также виртуальные музеи, гостиные, путешествия, концертные залы, университеты являются неисчерпаемым источником для пополнения знаний, необходимых для развития межкультурной компетентности.
Дискуссионные группы, так же как и электронная почта, относятся к асинхронному виду коммуникации. Данный вид общения объединяет группы людей, которые обмениваются сообщениями по электронной почте внутри группы. Разновидности дискуссионных групп - списки рассылки, веб-форумы.
Список рассылки представляет собой многопользовательский сервис размножения сообщений, основанный на почтовом сервисе и используемый для различных целей. Веб-форум, или форум, располагается на вебсайтах и предоставляет возможность разместить введенное в окно веб-формы сообщение на его страницах сразу после отправки сообщения на веб-сервер для интерактивного обновления базы данных. Форум, так же как и список рассылки, позволяет организовать межличностное и групповое общение и является удобным для использования в образовательном процессе.
Чат представляет собой клиент-серверную технологию текстового, построчного общения в реальном режиме времени с другими пользователями. Использование чата
предполагает наличие высокой скорости передачи информации, высокий уровень владения навыками и умениями чтения и письма в виртуальном общении, высокий уровень владения английским языком, так как он является языком международного общения.
Интернет-конференция - это аналог традиционной конференции с соответствующими этапами: объявление о проведении конференции через списки рассылки, приглашение на веб-сайте, сбор тезисов или статей, размещение материалов на сайте для свободного доступа с возможностью обсуждения статей, обратной связи через электронные адреса авторов. Бесспорно, такой вид конференции удобен для организации международного общения профессионального, культурологического, образовательного характера.
Служба мгновенной почты - клиент-серверная технология, позволяющая вести короткие беседы в режиме реального времени. Технология развивается очень быстро, предоставляя новые услуги - передача звуковых сообщений, новостей и т. д.
Всемирная паутина - одна из наиболее быстро развивающихся интернет-технологий, это мультимедийная информационная система, основанная на гипертексте. В сети представлены веб-сайты разнообразного характера - от корпоративных до персональных. Первоначально данная технология не предполагала интерактивности с пользователем (лишь электронный адрес для контакта), но современные дополнения позволяют реализовать обратную связь, используя гостевые книги, веб-форумы, веблоги, WikiWiki, Web-rings и пр.
Многопользовательские миры - это игры в режиме реального времени, обладающие высокой степенью интерактивности. Используются для поддержки игровой виртуальной среды, где люди взаимодействуют друг с другом, перемещаются в пространстве, общаются посредством компьютерных технологий. Использование виртуальных социальных ролевых игр в процессе повышения профессиональной компетентности основано на необходимости быстро реагировать на игровую ситуацию в виртуальном социуме и осуществлять деятельность в соответствии с ролью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алборова С. З., Атаян А. М. Компьютерные деловые игры как средство развития информационной культуры. Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». М.: НПП «БИТ про». 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/2001/ito/I/1/I-1-17.html, Friday, 02 May 2003, 17:43.
2. Данильчук Е. В. Проблема формирования мировоззренческой компоненты информационной культуры личности при обучении информатике. М.: ИТО, 2001.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 3-4. 322 с.
5. Роберт И. В. Информатизация образования в России: достижения, проблемы, перспективы: Основные направления науч. исслед // Magister. 2000. № 6. C. 31-37.
6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы»: Проект Министерства образования Российской Федерации, утвержденный решением коллегии от 24.04.2001 № 9/2. М., 2001. [Электронные ресурс]. - Режим доступа: http://www. informika. ru/text/goscom/struk/kolleg/resh/01/04/9-2.html