Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4
Я.В. Трепак
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНО-
ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье исследуется электронная коммуникация (ЭК) как новое изучаемое направление, являющееся сегодня очень актуальным. Дается дефиниция ЭК и рассматриваются ее виды согласно определенным параметрам. В работе также рассматриваются коммуникативно-речевые, социально-психологические, дидактические и технические характеристики различных видов ЭК. Автор отмечает тот факт, что ЭК является эффективным и перспективным средством для использования в образовании, формирует новый подход к обучению иностранному языку.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронная коммуникация (ЭК), виртуальная среда, интернет-аддикция.
The author of the article observes computer-mediated communication as a new field of study which is widely discussed nowadays. The definitions of the types of CMC are being described. The paper deals with the communicative, social and psychological, educational and technical peculiarities of CMC. It is also mentioned that CMC provides new forms and methods of teaching where a new approach to the process of teaching a foreign language is being created. ICT competence is becoming one of the most important skills to obtain.
Key words: information and communications technologies (ICT), computer-mediated communication (CMC), virtual space, Internet addiction.
В связи с активным использованием информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в жизни общества и бурным развитием технологий Интернета второго поколения объектом междисциплинарных исследований становится коммуникация, опосредованная компьютером. Общение через Интернет является одним из основных формирующих факторов современной культуры коммуникации. Естественно, что особенности компьютерной коммуникации привлекают в первую очередь лингвистов. Так, в 90-х гг. ХХ в. в англоязычной лингвистике появился термин "computer-mediated communication" (компьютерно-опосредованная коммуникация — КОК). В рамках данного направления российские и зарубежные исследователи (А.А. Атабекова, Е.И. Машбиц, Е.С. По-лат, И.Н. Розина, Т.Н. Пикуля, Д. Кристал) изучают различные характеристики и параметры компьютерно-опосредованной коммуникации.
Определение понятия "компьютерно-опосредованная коммуникация" зависит от того, в какой области данный вид коммуни-
Трепак Янина Владимировна — аспирант кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-910-171-43-54, e-mail: yanatrepak@gmail.com
кации используется — в образовании, бизнесе, культуре, политике или других сферах. Синонимами понятия "компьютерно-опосредованная коммуникация" являются интернет-коммуникация, компьютерное общение, электронная коммуникация, электронное общение или сетевое общение. Сегодня многими специалистами «обсуждается этимологическое, семантическое и концептуальное отождествление слов "общение" и "коммуникация"»1. При определении термина "электронная коммуникация" И.Н. Розина замечает, что для области теории и практики коммуникации КОК выделилась сравнительно недавно как новое прикладное направление, "в котором исследуется использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знания и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах"2. Изучение и анализ данных мультимедийных сообщений способствуют достижению эффективной КОК и развитию коммуникативной компетентности в различных областях деятельности. Необходимо отметить, что КОК является быстро расширяющейся сферой общения, поскольку некоторые из функциональных целей общения (психотерапевтические, игровые, учебные) в виртуальной среде достигаются в наиболее полном объеме и максимально эффективно3.
В изучении процесса коммуникации можно отметить два направления, которые традиционно выделяются в зарубежной практике: коммуникация, связанная с непосредственным взаимодействием между людьми (face-to-face human communication), и КОК (mediated communication), упомянутая выше и подразумевающая использование новейших телекоммуникационных технологий4.
Компьютерно-опосредованная коммуникация характеризуется следующими особенностями:
• развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения;
• усилением порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость);
• расширением диапазона коммуникации на шкале "локальность акта — публичность акта";
• расширением диапазона коммуникации на шкале "партику-лярность мышления — глобальность мышления";
1 Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: Теория и практика. М., 2005. С. 32.
2 Там же. С. 40.
3 Там же. С. 41.
4 Lord J. Review of Computer-mediated Communication: Human-to-human Communication across the Internet [Электронный ресурс]. URL: http://llt.msu.edu/vol-7num3/pdf/review1.pdf
• расширением социокультурного фонда коммуникации;
• ослаблением роли традиций в коммуникации;
• усилением самореферентности коммуникации;
• снижением авторитета объективного знания и повышением авторитета конвенционального знания/переходом от диалога к полилогу в процессе выявления истины;
• повышением дискурсивности знания;
• расширением источников и способов получения и продуцирования информации;
• изменением роли образования в обществе (см. работы С.В. Титовой, А.А. Атабековой, М.Б. Бергельсон, Б.С. Гершунского, А.Е. Вой-скунского).
Классифицируя виды электронной связи по различным параметрам, исследователи выделяют следующие характеристики: синхронный/асинхронный вид связи; официальный/неофициальный характер общения; спонтанность/подготовленность речи; коммуникативные намерения участников и тематическая направленность речевого поведения; коммуникации с одним или многими собеседниками; коммуникация, основанная на технологиях Веб 1.0 или Веб 2.0.
По способу передачи и восприятия информации различают ауди-тивную, визуальную, аудитивно-визуальную (С.В. Титова, В.П. Конецкая, М.С. Школовая, М.Б. Бергельсон, И.Н. Розина, А.А. Ата-бекова).
Что касается коммуникативных технологий, они также различаются по параметрам времени и места нахождения участников коммуникации:
• одно время/одно местонахождение (виртуальное) — чаты (Internet relay, Chat, IRC);
• одно время/разное местонахождение — ICQ, интернет-телефония, компьютерная аудио- или видеоконференция;
• разное время/одно местонахождение (виртуальное) — веб-форумы, гостевые книги;
• разное время/разное местонахождение — электронная почта, списки рассылки, телеконференции5.
Согласно упомянутым выше параметрам выделяют виды электронной связи, базирующиеся на службах классического Интернета, такие, как электронная почта, модерируемые списки рассылки, веб-форум, чат, видеоконференция, и те, которые основываются на новейших технологиях Веб 2.0: веблог, микроблог, Skype, wiki, NetMeeting.
Необходимо также отметить контактные сервисы, направленные на построение сообществ в Интернете из людей с общими ин-
5 См.: Розина И.Н. Указ. соч. С. 40.
тересами или схожей деятельностью. Наиболее популярные российские сети — ВКонтакте, Мой Круг, Одноклассники.га, Мой Мир; крупнейшие англоязычные сети — Facebook, Му8раее, ЫпкеШп.
Многообразие форм и условий КОК предопределяет необходимость системного анализа, учитывающего когнитивные, национально-культурные, социальные, коммуникативно-речевые и лингвистические особенности участников общения. Представляется целесообразным выделить следующие характеристики компьютерно-опосредованной коммуникации: коммуникативно-речевые, социально-психологические, дидактические и технические.
М.Б. Бергельсон выделяет три основные коммуникативно-речевые характеристики КОК, основанные на прагматических соображениях скорости коммуникации и экономии усилий говорящего: пренебрежение правилами орфографии и грамматики; использование графической информации; использование знаков препинания, принятых в "разговорном жанре" — в чатах и личной почте6.
М.С. Школовая отмечает следующие коммуникативно-речевые характеристики письменной КОК: дистантность, опосредованность, анонимность7. К этим характеристикам Ю.В. Михасюк добавляет следующие: креативность участников коммуникации и типовую неоднородность, которая подразумевает личностно-ориентированное общение (например, переписка по электронной почте) или статусно-ориентированное общение (общение на конференциях и в форумах)8.
Коммуникативно-речевые характеристики КОК могут иметь как положительные, так и отрицательные черты.
К положительным характеристикам влияния КОК на личность можно отнести, например, следующие: качественную трансформацию коммуникативной и познавательной деятельности личности, личностный рост, адаптивность идентичности, добровольность выбора контактов. Психологи обычно обозначают эти изменения термином "реверсия", предполагающим возникновение новых видов и форм деятельности, навыков, знаний, умений благодаря новым техническим средствам.
Среди наиболее существенных, отличающихся от живого общения отрицательных характеристик обычно отмечают такие, как необходимость с большей тщательностью продумывать свое сооб-
6 См.: Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 32.
7 См.: Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: Дисс. ... канд. филол. наук. Тверь, 2005. С. 45—46.
8 См.: Михасюк Ю.В. К вопросу проблематизации дискурса сетевых сообществ // Проблемы социализации в современной информационной среде. Брест, 2007. С. 30.
щение, трудность выражения своих чувств и эмоций, трудоемкость передачи настроения в тексте (не хватает нескольких инструментов выразительности: интонации, паузы, акцентов, тембра, ритма, даже жестов и мимики).
Социально-психологические характеристики КОК являются одними из важнейших составляющих виртуального общения, поскольку именно они отражают индивидуальность каждого из участников общения. Межличностное общение привносит в КОК взаимодействие многих аспектов — психологических, социальных, культурных, политических, профессиональных. Изучение социально-психологических особенностей КОК проводилось за рубежом и в России. Из зарубежных психологов и социологов этой проблемой занимались Джозеф ДеВито, С. Рейд, П. Келли; из российских — А.Е. Войскунский, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, И.С. Шевченко и др.
К психологической составляющей КОК обычно относят индивидуальность черт характера, памяти, воззрений, интеллектуальных и эмоциональных состояний каждого говорящего как личности.
Одной из важнейших социально-психологических характеристик КОК является персонифицированность информации, которая предполагает, что автор текста одновременно с передачей смысла также учитывает свои цели, задачи и желаемый результат от виртуального общения. Передача и вербализация информации в значительной степени зависят от мотивации автора текста, его установок9.
Таким образом, необходимость учета личностного статуса участников коммуникативного действия обусловливает внимание исследователей к психическим характеристикам и социальным типам говорящих, к распределению и смене коммуникативных ролей в процессе разговора, к проблеме выбора речевых стратегий и тактик. В связи с этим возможно говорить о видах КОК, обусловленных различными социальными сферами общения — бытовыми, деловыми, научными, академическими, рекламными, политиче-скими10.
Большое количество исследований ученых посвящено отрицательному влиянию КОК на психику человека (А.Е. Войскунский, К. Янг, И. Голдберг, Д. Гринфилд, К. Сурратт, Дж. Грохол). Имеются в виду такие проявления, как интернет-аддикция, персонификация (осознанное и неосознанное уподобление внутреннего мира человека компьютерам), хакерство, анимизм (уподобление компьютера
9 См.: Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIV. М., 1989. С. 18.
10 См.: Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: Дисс. ... докт. пед. наук. СПб., 2006. С. 118.
живому существу, способному мыслить, но не чувствовать, что особенно свойственно детям), экзуция (отмирание ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, различных видов и форм деятельности, например ряда математических действий), аутизм и редукция общения (постепенное угасание роли эмоций в традиционном общении, происходящем под косвенным и прямым воздействием ИКТ), аналогия (уподобление своей деятельности работе технического устройства).
Благодаря особым техническим характеристикам новейших информационных и коммуникационных технологий, на которых базируются их многочисленные дидактические свойства и функции11 (а именно технологии, основанные на использовании AJAX, веб-синдикация, открытые общественные веб-серверы API, наличие постоянных ссылок на ранее опубликованные материалы, теги), они чрезвычайно эффективно используются в педагогическом процессе. Дидактические свойства коммуникационных технологий выделяются по способам презентации информации и работы с ней, а также по способам организации учебного процесса, контроля и закрепления материала12.
Благодаря наличию дидактических свойств компьютерные телекоммуникации являются перспективными и эффективными для использования в сфере образования13. ИКТ, согласно опыту применения в различных сферах образования, позволяет:
• организовывать различного рода совместные исследовательские работы, оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников проектов вопросам;
• организовывать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
КОК используется для того, чтобы:
• формировать у партнеров коммуникативные навыки, культуру общения;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• создавать подлинную языковую среду в условиях совместных языковых проектов и телеконференций;
11 "Дидактические функции — внешние проявления свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в образовательном процессе" (Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001. С. 22.
12 Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. С. 22.
13 "Дидактические свойства — природные, технические качества объекта, т.е. те его стороны, которые можно использовать с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе" (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. С. 154).
• способствовать поликультурному развитию обучающихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.
Исследование коммуникативно-речевых характеристик КОК показывает, что данный вид коммуникации является особым видом речевой деятельности, синтезирующей устную и письменную речь. Исследование КОК в социально-психологическом аспекте позволило выявить прямое и косвенное воздействие ИКТ на психическую деятельность человека. Под влиянием данных видов воздействий происходит существенное преобразование личности. Анализ дидактических функций доказал, что КОК является эффективным способом оптимизации образовательного процесса на всех уровнях.
Список литературы
Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIV. М., 1989.
Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов
высших учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. М., 2005. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М., 2009. Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: Дисс. ... докт. пед. наук. СПб., 2006.
Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: Дисс. ... канд. филол. наук. Тверь, 2005. Crystal D. Twenty-first Century English [Электронный ресурс]. URL: http://www.davidcrystal.com/DC_articles/Internet10.pdf (дата обращения: 12.09.2010). Lord J. Review of Computer-mediated Communication: Human-to-human Communication across the Internet [Электронный ресурс]. URL: http:// llt.msu.edu/vol7num3/pdf/review1.pdf (дата обращения: 13.09.2010).