Научная статья на тему 'Текущее состояние и основные тенденции развития российского рынка телекоммуникационных услуг'

Текущее состояние и основные тенденции развития российского рынка телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ / TELECOMMUNICATIONS / TELECOMMUNICATION SERVICES / TELECOMMUNICATION SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шоль Светлана Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена важностью изучения рынка телекоммуникационных услуг. Целью статьи является выявление тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг в нашей стране. Результатами исследования являются обобщение статистических данных о развитии отдельных видов телекоммуникационных услуг в Российской Федерации; выделение ключевых тенденций в развитии рынка телекоммуникационных услуг. Сделаны выводы о замедлении темпов развития данного рынка, обострении конкуренции, увеличении затрат на привлечение новых абонентов и росте оттока абонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шоль Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND BASIC TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TELECOMMUNICATION SERVICES MARKET

The relevance of the study is due to the importance of studying the telecommunications services market. The purpose of the article is to identify trends in the development of the telecommunications services market in our country. The results of the study are a synthesis of statistics on the development of certain types of telecommunications services in the Russian Federation; highlighting key trends in the development of the telecommunications services market. Conclusions are made about the slowdown in the development of this market, increased competition, increased costs for attracting new subscribers and an increase in the outflow of subscribers.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и основные тенденции развития российского рынка телекоммуникационных услуг»

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

CURRENT STATE AND BASIC TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TELECOMMUNICATION SERVICES MARKET

УДК 33

Шоль Светлана Сергеевна, студент магистратуры, Сибирский Федеральный Университет, Россия, г. Красноярск

Shol Svetlana Sergeevna, Master student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

Email: schol.sveta@yandex.ru

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена важностью изучения рынка телекоммуникационных услуг. Целью статьи является выявление тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг в нашей стране. Результатами исследования являются обобщение статистических данных о развитии отдельных видов телекоммуникационных услуг в Российской Федерации; выделение ключевых тенденций в развитии рынка телекоммуникационных услуг. Сделаны выводы о замедлении темпов развития данного рынка, обострении конкуренции, увеличении затрат на привлечение новых абонентов и росте оттока абонентов.

S u m m a r y

The relevance of the study is due to the importance of studying the

telecommunications services market. The purpose of the article is to identify trends in

the development of the telecommunications services market in our country. The results

1

of the study are a synthesis of statistics on the development of certain types of telecommunications services in the Russian Federation; highlighting key trends in the development of the telecommunications services market. Conclusions are made about the slowdown in the development of this market, increased competition, increased costs for attracting new subscribers and an increase in the outflow of subscribers.

Ключевые слова: телекоммуникации, телекоммуникационные услуги, рынок телекоммуникационных услуг.

Key words: telecommunications, telecommunication services, telecommunication services market.

Телекоммуникационные услуги представляют собой деятельность операторов связи, направленную на удовлетворение потребностей населения, организация, государственных структур по передачи и приему информационных потоков (в виде аудио, видео и текстовой составляющей). Рассматриваемые услуги предоставляются с помощью проводной, кабельной, оптической, магнитной, радио- и других электромагнитных систем на определенном расстоянии или дистанции [1].

Сфера телекоммуникационных услуг представляет собой совокупность продуктов деятельности оператора телекоммуникаций, направленных на удовлетворение спроса потребителей в сфере телекоммуникаций.

Классификация телекоммуникационных услуг согласно российскому классификатору ОКВЭД [2] представлена на рисунке 1.

Телекоммуникационные услуги

Рисунок 1 - Классификация телекоммуникационных услуг

Покупателями телекоммуникационных услуг являются абоненты. В законе «О связи» [3] дается следующее определение абонентов: «юридические или физические лица, заказывающее и (или) использующее услуги связи, с которыми заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации».

Продавцами телекоммуникационных услуг являются операторы -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги на основании соответствующей лицензии.

Система экономических отношений между продавцами и покупателями данных услуг называется рынком телекоммуникационных услуг.

Рынок телекоммуникационных услуг является одним из наиболее прогрессивных и стремительно развивающихся секторов экономики. Развитие в

представленной отрасли обусловлено такими факторами, как достижения в области создания новых технологий передачи информации через глобальную сеть, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, а также увеличение охвата информационного пространства, используемого для приема и передачи необходимой информации между корпорациями и их филиалами [4]. Научно -технический прогресс в телекоммуникационной отрасли способствует быстрой передачи информации, необходимой для принятия стратегических решений как для отдельно взятой корпорации, так и для государства в целом, что в свою очередь, положительно влияет на точность осуществляемых действий, а также скорость их принятия.

На государственном уровне развитие телекоммуникаций рассматривается как один из принципиальных факторов подъема национальной экономики, чтобы обеспечить продуктивный диалог бизнеса и государства.

О приоритете рынка телекоммуникаций в социально-экономическом развитии нашей страны говорится в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [5]. В представленном документе, развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры рассматривается как один из ключевых факторов, обуславливающих экономический рост. Согласно национальной программе «Цифровая экономика» [6], данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.

О социальной направленности телекоммуникационных услуг пишет в своей работе Д. В. Проскура [7]. Она выражается, в предоставлении возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии

индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.

Таким образом, телекоммуникационные услуги дают практически неограниченные возможности не только различным отраслям для повышения эффективности использования обмена и получения информации, но и для различных категорий потребителей.

В структуре платных услуг населению телекоммуникационные услуги всегда занимают одну из приоритетных позиций. Так, по данным бюллетеня о текущих тенденциях российской экономики [8], размер их доли на протяжении последних 12 лет с 2012 год по 2017 год составляет в среднем около 15-20 %, что уступает лишь коммунальным услугам и транспортным, размер доли которых с среднем составляет около 20-25 % соответственно.

Объем рынка телекоммуникаций в 2018 году, по данным аналитического отчета агентства «ТМТ Консалтинг» [9], достиг 1,70 трлн руб. При этом, темпы роста доходов телеком рынка в целом составили 3,4%, что является самой высокой динамикой за последние 5 лет. Рост доходов был в основном обеспечен ускоренной динамикой выручки от услуг сотовой (подвижной) связи.

Доходы от оказания услуг сотовой (подвижной) связи составляют около 60% в структуре рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, значительно превышая доли рынка от предоставления интернет доступа в 12 %, телефонной (проводной) связи в 11%, и телерадиовещания в 5%.

Рассмотрим основные показатели обеспеченности населения России телекоммуникационными услугами (по данным Минкомсвязи за 2010-2017 годы [10]). Они представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели обеспеченности населения России

телекоммуникационными услугами за 2010-2017 г. г. [10]

Федеральный округ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Телефонная плотность сотовой (подвижной) связи, абонентских устройств на 100 чел.

населения

Российская 166,3 179 182,7 193,3 187,8 193,9 197,79 220,1

Федерация

Центральный 182,3 199 204,6 220,6 215,9 222 229,5 241

Северо-Западный 197,1 211,7 217,8 222 221,3 234 234,97 235,9

Южный 168,7 179,5 180,3 186,3 191,9 203,8 174,87 178,7

Северо- 121,2 131,6 131,6 139,4 133,0 133,9 133,19 137,1

Кавказский

Приволжский 157 167,7 169 181,5 180,5 180,8 184,37 185,2

Уральский 169,5 179,5 183,7 198,8 191,6 198,6 200,10 190,5

Сибирский 146 160,4 165 167,4 165,6 174,2 185,83 179,7

Дальневосточный 165,4 165,8 171,8 184,1 180,1 180,6 173,37 174,3

Крымский - - - - - 7,1 14,62 24,1

Телефонная плотность (проводная связь), количество номеров на 100 человек населения

Российская 31,4 31 30,10 28,87 26,75 24,83 23,33 22,23

Федерация

Центральный 38,2 38 37,1 35,99 34,4 32,78 31,26 29,79

Северо-Западный 39,3 38 37,16 36,22 33,89 30,93 28,59 26,95

Южный 25 24 23,56 22,18 20,69 18,88 17,21 16,29

Северо- 12,5 12 11,55 10,83 9,95 9,26 8,6 8,25

Кавказский

Приволжский 30 30 29,58 28,43 26,49 24,28 22,6 21,35

Уральский 32,7 32 29,86 28,04 25,46 23,66 21,8 21,09

Сибирский 27,9 27 26,32 24,86 22,99 20,55 18,5 18

Дальневосточный 31,2 30 28,87 27,2 26,35 24,39 22,47 21,29

Крымский - - - - 4,74 5,45 5,45 11,56

Число абонентов проводного доступа к сети Интернет на 100 человек населения

Российская Нет 12,18 14,44 16,53 16,97 18,26 18,59 21,02

Федерация данных

Центральный -//- 13,91 15,76 18,73 19,74 20,49 21,05 24,58

Северо-Западный 15,54 17,52 20,08 20,42 22,26 22,81 24,8

Южный 9,33 11,1 12,97 14,02 15,67 13,55 16,69

Северо- 3,36 4,33 5,17 5,90 6,40 6,45 8,37

Кавказский

Приволжский 13,24 16,12 18,2 18,17 19,55 20,04 21,76

Уральский 14,12 16,89 18,66 19,87 21,83 21,43 24,28

Сибирский 10,02 13,35 14,83 15,66 17,21 17,71 18,86

Дальневосточный 11,64 13,03 13,47 14,39 15,50 16,24 18,18

Крымский - - - 0,90 2,79 3,93 9,98

На основе анализа показателей обеспеченности телекоммуникационными услугами населения России за 2010-2017 г. г. можно представить следующие выводы:

- за рассматриваемый период наблюдается постепенный рост телефонной плотности сотовой (подвижной) связи на 30%;

- плотность телефонной (проводной) связи показывает тенденцию к снижению, она снизилась за рассматриваемый период на 29%;

- численность абонентов проводного доступа к сети Интернет возросло на 70% за 2011-2017 г. г.;

- наибольшая плотность связи, как проводной, так подвижной (телефонная связь и интернет) наблюдается в Северо-Западном (показатели выше среднего по России более, чем на 20%) и Центральном (показатели выше среднего по России на 15%) округах. Наименьший уровень обеспеченности наблюдается в СевероКавказском округе (показатели ниже среднего по России на 30%).

Таким образом, наблюдается падение объемов услуг телефонной (проводной) связи и рост объемов услуг сотовой (подвижной) связи и доступа в интернет.

Помимо этого, наблюдается тенденция диспропорции развития рынка телекоммуникационных услуг на территории страны. Она может быть определена как различными природными особенностями, так и уровнем хозяйственной освоенности конкретной' территории и выражается в следующих аспектах [11]:

1. Разное число операторов, оказывающих услуги в субъекте.

Операторы связи имеют разный масштаб деятельности. К ним относятся: операторы федерального уровня, межрегионального и регионального. Вследствие этого существует разница в количестве операторов, функционирующих в каждом конкретном субъекте страны, а это в свою очередь

определяет различный уровень развития инфраструктуры и уровня качества связи.

Присутствие нескольких операторов в регионе позволяет разграничить нагрузку на существующую инфраструктуру сетей связи, что повышает их надежность и устойчивость во время пиковых нагрузок.

Три о оператора федерального уровня образуют так называемую «Большую тройку», в нее входят: «МТС», «МегаФон», «Билайн». Данные компании оказывают услуги во всех субъектах России.

На межрегиональном уровне (но не во всех субъектах) ведут свою деятельность такие крупные компании как «Tele 2» и ПАО «Ростелеком».

Операторы, функционирующие в границах одного региона, в современных условиях конкуренции на рынке часто не имеют достаточного стратегического резерва, интересы этих компаний в большинстве случаев не выходят за рамки регионов, где функционируют их сети. Выход таких компаний на рынки других регионов является трудной задаче, виду слабых стартовых позиций. Это ограничивает сферу оказания их услуг, либо вынуждает их входить в состав более крупных предприятий (к примеру, объединение нескольких региональных компаний (ОАО «Байкалвестком», ОАО «Енисейтелеком» и др.) для создания сектора сотовой связи в бизнесе компании Ростелеком). Для операторов федерального значения, данный выход осуществить значительно проще.

2. Уровень развития инфраструктуры присутствующих в регионе компаний.

Федеральные компании как правило ориентированы на самые плотно населенные и доступные в транспортном отношении населенные пункты. К ним относятся административные центры субъектов и центры муниципалитетов. Поэтому пока не произойдет процесс охвата услугами связи наиболее выгодных, с точки зрения компаний, территорий, приход операторов в отдаленные районы не ожидается. В освоенных же районах с высокой' плотностью населения и, следовательно, значительной' абонентской' нагрузкой' производится уплотнение

сети для повышения стабильности и надежности соединений. Кроме того, во всех густонаселенных районах, и в первую очередь в городской' среде производится модернизация сетей.

Несмотря на положительную динамику показателей обеспеченности населения телекоммуникационными услугами, многие операторы сталкиваются с рядом негативных тенденций, которые оказали весомое влияние на стабильность их положения и финансовые результаты:

- рост требований абонентов к качеству услуг, предоставляемых операторами сотовой связи, который влечет увеличение издержек операторов для совершенствования имеющихся технологий передачи данных и модернизации оборудования [12];

- замедление темпов роста рынка, обусловленное высоким уровнем проникновения услуг связи среди абонентов (в 179%) [13];

- ужесточение конкуренции среди операторов привело к росту издержек на разработку и воплощение мероприятий, необходимых для удержания имеющейся абонентской базы и привлечение новых абонентов;

- выполнение требований законодательства в части реализации Федерального закона №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» («закон Яровой») [14], сопряжено с большими затратами для операторов. Для его реализации потребовалось строительство дополнительных центров обработки данных и инвестирование в технологии обработки данных;

- возможность смены оператора при сохранении номера и минимальных издержках привела к росту оттока абонентов и соответственно росту стоимости привлечения и удержания абонентов. Средний годовой отток абонентов сотовой связи (число абонентов, которые в течение года мигрировали от одного оператора к другому) среди операторов на 2018 год, по данным аналитической компании «АС&М-СошиШ^» [15], составляет 39%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в условиях замедления темпов роста рынка телекоммуникационных услуг, обострения конкуренции между операторами, увеличения затрат на привлечение новых клиентов, и возрастанием требований к качеству и доступности предоставляемых услуг, все большую значимость приобретает тарифная политика, выстраиваемая операторами. На деятельность операторов также оказывает значительное влияние новые законопроекты (закон Яровой, отмена роуминга), реализация которых сопряжена с ростом их издержек, а также пересмотром действующих тарифных планов.

Литература

1. Проскура, Д. В. Анализ телекоммуникационных услуг в контексте основных характеристик услуги / Д. В. Проскура, Н. В. Проскура // Экономические науки. - 2014. - № 121. - С. 75-79.

2. О связи [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ ред. от 27.12.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/.

3. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. - Введ. 31.02.2014. - Москва : Росстандарт, 2014. - 20 с.

4. Ле, Ч. Т. Влияние телекоммуникационной отрасли на финансовое развитие страны / Ч.Т. Ле, И.В. Рындина // Экономика и социум. - 2017. - № 5. - С. 568-573.

5. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение правительства от 01.11.2013 № 2036-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.

6. Цифровая экономика Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р // Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс

7. Проскура, Д. В. Социальная направленность телекоммуникационных услуг / Д. В. Проскура // Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 7. - С. 102-115.

8. Особенности потребления платных услуг [Электронный ресурс] : бюллетень о текущих тенденциях российской экономики - Режим доступа: http : //ac. gov. ru/files/publication/a/16746. pdf

9. Аналитический отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2018-2023» [Электронный ресурс] : отчет аналитического агентства «ТМТ Консалтинг». - Режим доступа: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/issledovanie-rossijskij-telekommunikacionnyj -rynok-2018/.

10. Официальный сайт Минкомсязи [Электронный ресурс] : информационный сайт - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/

11. Абаев, А. Р. Оценка пространственного развития подвижной (сотовой) связи в регионах России / А. Р. Абаев // Исследования молодых учёных: отраслевая и региональная экономика, инновации, финансы и социология -2014. - С. 86-94.

12. Феоктистова, Д. А. Развитие рынка телекоммуникационных услуг: тренды и тенденции / Д. А. Феоктистова // Вестник российского экономического университета им. Г. Плехонова. - 2017. - № 4. - С. 151-157.

13. Официальный сайт консалтингового агентства «AC&M Consulting» [Электронный ресурс] : информационный сайт - Режим доступа: http://www.acm-consulting.com

14. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.07.2016 № 374-Ф3 ред. от 20.10.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/

15. FY2018 Cellular stats for Russia [Электронный ресурс] : отчет аналитической компании «AC&M-Consulting». - Режим доступа: http://www.acm-consulting.com/newsanddata/datadownloads/cat_view/7-cellular/36-cellular-2018-.html

Literature

1. Proskura, D. V. Analysis of telecommunication services in the context of the main characteristics of services / D. V. Proskura, N. V. Proskura // Economic Sciences. - 2014. - No. 121. - S. 75-79.

2. About communication [Electronic resource]: fed. Law of 07.07.2003 No. 126-FZ red. from 12/27/2018 // Reference legal system "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/.

3. OK 034-2014 (CPA 2008). All-Russian classification of products by type of economic activity. - Enter. 02/31/2014. - Moscow: Rosstandart, 2014 .-- 20 p.

4. Le, Ch. T. Influence of the telecommunications industry on the financial development of the country / Ch.T. Le, I.V. Ryndina // Economics and society. -2017. - No. 5. - S. 568-573.

5. On approval of the Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the future until 2025 [Electronic resource]: Government order No. 2036-r dated 01.11.2013. // Reference legal system "Consultant Plus". - Access mode: http: //www.consultant.ru.

6. The digital economy of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r // Access from Ref. - legal system "Consultant Plus

7. Proskura, D.V. Social orientation of telecommunication services / D.V. Proskura // Vestnik NGII. - 2013. - No. 7. - S. 102-115.

8. Features of the consumption of paid services [Electronic resource]: a bulletin on current trends in the Russian economy - Access mode: http://ac.gov.ru/files/publication/a716746.pdf

9. Analytical report "Russian Telecommunications Market 2018-2023" [Electronic resource]: report of the analytical agency TMT Consulting. - Access mode: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/issledovanie-rossijskij-telekommunikacionnyj -rynok-2018/.

10. The official website of the Ministry of Economy [Electronic resource]: information site - Access mode: https://digital.gov.ru/en/

11. Abaev, A. R. Estimation of the spatial development of mobile (cellular) communication in the regions of Russia / A. R. Abaev // Research of young scientists: industry and regional economy, innovation, finance and sociology -2014. - P. 86-94 .

12. Feoktistova, D. A. Development of the telecommunications services market: trends and trends / D. A. Feoktistova // Bulletin of the Russian University of Economics G. Plekhonova. - 2017. - No. 4. - S. 151-157.

13. Official site of the consulting agency "AC & M Consulting" [Electronic resource]: information site - Access mode: http://www.acm-consulting.com

14. On amendments to the Federal Law "On Countering Terrorism" [Electronic resource]: federal. Law of 06.07.2016 No. 374-FZ red. from 10.20.2018 // Reference legal system "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/

15. FY2018 Cellular stats for Russia [Electronic resource]: report of the analytical company AC & M-Consulting. - Access mode: http://www.acm-consulting.com/newsanddata/datadownloads/cat_view/7-cellular/36-cellular-2018-.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.