Научная статья на тему 'Особенности формирования информационного пространства в регионах России через распространение телекоммуникационных услуг'

Особенности формирования информационного пространства в регионах России через распространение телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ДОСТУПНОСТЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТОЧКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ОТРАСЛЬ СВЯЗИ / INFORMATIONAL SPACE / INFORMATIONAL RESOURCES VALUE / TELECOMMUNICATION SERVICES / TELECOMMUNICATION SERVICES AVAILABILITY / SOCIETY INFORMATIZATION / UNIVERSAL ELECTRONIC CARD / ELECTRONIC DEMOCRACY / COMMUNICATION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскура Дмитрий Викторович

Одним из основных признаков трансформации экономики России в экономику сервисного типа является развитие сферы сервиса. Специфика российской экономики заключается в существенной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Расширено понятие телекоммуникационных услуг с точки зрения социальной значимости. Дан анализ спектра телекоммуникационных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF INFORMATIONAL SPACE DEVELOPMENT THROUGH DISTRIBUTION OF TELECOMMUNICATION SERVICES IN THE RUSSIAN REGIONS

One of the main features of the Russian economy transformation into a service type economy is the enhancement of service sector. Specific character of the Russian economy consists in essential differentiation of its regions on social and economic development level. The author expands the concept of telecommunication services according to its social significance and analyses a range of telecommunication services.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационного пространства в регионах России через распространение телекоммуникационных услуг»

Экономические науки

ЕсопотісаІ всіепсев

УДК 338.462 Проскура Дмитрий Викторович

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и статистики Нижегородского государственного инженерно-экономического института тел.: (951) 903-37-89

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ ЧЕРЕЗ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация:

Одним из основных признаков трансформации экономики России в экономику сервисного типа является развитие сферы сервиса. Специфика российской экономики заключается в существенной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Расширено по-нятие телекоммуникационных услуг с точки зрения социальной значимости. Дан анализ спектра телекоммуникационных услуг.

Ключевые слова:

информационное пространство, ценность информационных ресурсов, телекоммуникационные услуги, доступность телекоммуникационных услуг, информатизация общества, универсальная электронная карточка, электронная демократия, отрасль связи.

Proskura Dmitry Victorovich

D.Phil. in Economics, Professor of the Economics and Statistics Department, Nizhny Novgorod State Institute of Engineering and Economics tel.: (951) 903-37-89

SPECIAL FEATURES OF INFORMATIONAL SPACE DEVELOPMENT THROUGH DISTRIBUTION OF TELECOMMUNICATION SERVICES IN THE RUSSIAN REGIONS

Summary:

One of the main features of the Russian economy transformation into a service type economy is the enhancement of service sector. Specific character of the Russian economy consists in essential differentiation of its regions on social and economic development level. The author expands the concept of telecommunication services according to its social significance and analyses a range of telecommunication services.

Keywords:

informational space, informational resources value, telecommunication services, telecommunication services availability, society informatization, universal electronic card, electronic democracy, communication industry.

Эволюционный ход развития российской рыночной экономики предполагает направленное движение от рынка продавца к рынку покупателя, что в свою очередь обусловливает ее трансформацию в экономику сервисного типа. Признаком такой трансформации становится проявление целого ряда тенденций. Прежде всего имеется в виду развитие отраслей сферы сервиса, следствием чего является рост объемов производства и потребления услуг.

По величине доли сферы услуг в ВВП Россия находится на уровне развитых стран с постиндустриальной экономикой. Однако говорить об окончательном переходе российской экономической системы к постиндустриализму было бы преждевременно. В частности, на международных рынках Россия по-прежнему выступает прежде всего как поставщик сырьевых ресурсов [1, с. 12]. Тем не менее динамика экономики страны после перехода от административноплановых к рыночным принципам хозяйствования все в большей степени определяется динамикой сферы услуг.

Темпы роста доли услуг увеличиваются на порядок с каждым годом. Объем платных услуг населению за указанный период увеличился в 12,7 раза и вышел на структурные соотношения с долей транспортных услуг в 22,9 %, коммунальных - 17,3 %, связи - 16,7 %, бытовых -10,7 % и т. д. Но по уровню развития сферы услуг Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП колеблется от 2/3 до 3/4 [2].

Специфика российской экономики заключается в существенной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Несмотря на меры, направленные на выравнивание уровня развития регионов, предпринимаемые федеральными и региональными властями, разрыв между передовыми и депрессивными регионами продолжает углубляться [3, с. 27].

Изменение условий хозяйствования вызвало обострение конкуренции регионов также за финансовые и инвестиционные ресурсы, необходимые для осуществления ускоренной адаптации регионов ко все ускоряющимся условиям изменения окружающей среды. Проблема инвестиционной привлекательности регионов в условиях обострения конкуренции за источники финансовых ресурсов приобретает особую актуальность. Инвестор нуждается в получении информации о потенциальных объектах инвестирования для принятия обоснованного инвестиционного решения. Обеспечение конкурентоспособности региона во многом зависит от уровня развития информатизации региона и общества в целом.

Эффективная экономическая деятельность в настоящее время основывается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений) с другими структурами и людьми. Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчивости экономической системы, которая является совокупностью воздействий человека на некоторые ресурсы с целью удовлетворения его потребностей, в процессе которого многократно происходит преобразование информации. Современное материальное производство базируется на индустриальных технологиях, которые все больше требуют расширенного обмена информацией, то есть зависят от степени совершенства процессов обработки данных. В целом взаимодействие субъектов производства имеет исключительно информационную сущность [3, с. 114].

Присущее рыночной экономике свободное волеизъявление людей складывается путем анализа разнородной информации (она может быть искаженной, направленной на изменение потребительского спроса, устранение конкурентов и т. п.). Следовательно, экономические процессы всегда являются результатом преобразования информации. На них очень сильно влияют условия создания, обработки и передачи данных.

Ценность материальных ресурсов имеет пространственную и вещественную сущность, в то время как ценность информационных ресурсов основана на временной сущности, т. е., как правило, наибольшей величины она достигает в момент возникновения (создания) и значительно уменьшается в связи с тиражированием. Именно временная их сущность лежит в основе инвестиционной привлекательности регионов. Информационный процесс обеспечивает полноценное функционирование экономики региона и играет ключевую роль в его развитии.

Для адекватной идентификации сущностных характеристик информационного потенциала региона необходимо осознать тот факт, что на региональном уровне осуществляется непрерывное генерирование информации не только для внутреннего использования, но и для воздействия на внешнюю среду региона. Если рассматривать внешнее информационное окружение региона как элемент внешней среды, то следует признать, что оно формируется в том числе и под воздействием информации, поступающей из региона во внешнюю среду. Таким образом, информационный потенциал должен отражать возможность региона осуществлять внутреннюю и внешнюю коммуникативную активность.

Информационный потенциал - это совокупность ресурсов и возможностей региона в реализации деятельности в информационной сфере. Информационный потенциал характеризуется инструментарием, ресурсами и действиями администрации региона, региональных средств массовой информации, хозяйствующих субъектов, общественных и политических организаций и прочих субъектов данного региона. Основным инструментарием реализации информационного потенциала выступают методы управления системами внутренних и внешних коммуникаций региона [3, с. 58].

Развитие информационных технологий привело к становлению новых условий хозяйствования, формирующихся под влиянием четырех основных факторов: либерализация рынков, мобильность капитала, глобализация стандартов и новое информационное пространство. Указанные тенденции развития мировой экономической системы привели к обострению конкурентной борьбы на национальных и мировом рынках. В первую очередь этому способствует либерализация рынков и формирование единого информационного пространства.

Доступность телекоммуникационных услуг сама по себе становится важной составляющей для качества жизни населения, а также косвенно влияет и на другие значимые его компоненты, такие как образование, здравоохранение, безопасность. По данным опросов, большинство населения России высказало неудовлетворенность или недостаточную удовлетворенность от доступности информационно-коммуникационных технологий.

Одной из ключевых проблем в развитии информационно-коммуникационных услуг остается отсутствие возможности у большого слоя населения использовать эти услуги: около трети населенных пунктов России, особенно малочисленных, не имеют доступа к фиксированной связи; цены на услуги мобильных операторов находятся на относительно высоком уровне, возможностью пользоваться сетью Интернет из дома имеют не более четверти населения страны, в том числе и из-за высоких цен на данные услуги (см. табл. 1) [4].

Таблица 1 - Телефонная плотность (фиксированная электросвязь) по регионам Российской Федерации на 100 человек населения (городская и сельская телефонная связь), 2004-2010 гг.

Наименование региона 2GG4 2GG5 2GG6 2GG7 2GGS 2GG9 2G1G

Российская Федерация 28,42 3Q,Q4 31 ,Q5 31,84 32,25 31,98 31,4

г. Москва 57,6Q 58,33 61,36 63,66 64,14 63,69 58,8

Центральный федеральный округ 34,83 36,37 37,78 38,91 39,50 39,54 38,2

г. Санкт-Петербург 46,86 49,66 51,18 53,81 54,31 53,11 5Q,1

Продолжение таблицы 1

Северо-Западный федеральный округ 36,04 37,76 38,72 39,84 40,46 40,19 39,3

Южный федеральный округ 20,06 20,74 21,03 21,70 21,48 25,70 25,0

Нижегородская область 30,75 32,49 33,48 34,51 35,37 35,19 35,5

Приволжский федеральный округ 26,23 28,20 29,20 29,77 30,34 30,13 30,0

Уральский федеральный округ 29,95 31,52 32,50 33,21 33,68 33,21 32,7

Сибирский федеральный округ 23,76 25,82 26,95 27,54 28,05 27,70 27,9

Дальневосточный федеральный округ 26,26 28,69 29,86 30,50 30,68 30,40 31,2

Одной из причин сложившейся ситуации заключается в том, что некоторые подходы и нововведения на рынке телекоммуникационных услуг, уже успешно апробированные в западных странах, не находят своего применения в России или применяются, но с большим опозданием. Важной проблемой также является несовершенство законодательной базы, которое регулирует деятельность компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги. Кроме того, на рынках предоставления услуг фиксированной и мобильной связи населения либо полностью отсутствует, либо слабо выражена конкуренция между компаниями-операторами.

Важно выявить влияние рынка телекоммуникационных услуг на качество жизни населения, оценить степень доступности телекоммуникационных услуг в России. Понятие «качество жизни» рассматривается как степень удовлетворения потребностей человека. Оценивается качество жизни по широкому набору показателей, например распространение в процентах среди населения телефонов фиксированной и мобильной связи, а также подключений к сети Интернет, в том числе из дома с помощью широкополосного соединения.

Рассматривая телекоммуникационные услуги как часть социальной инфраструктуры, нельзя их анализировать исключительно только как техническую инфраструктуру, например, через такие показатели, как километраж телекоммуникационных линий, количество телекоммуникационных спутников, станций и др., их технические характеристики. Необходимым условием «социальности» телекоммуникационных услуг, обеспечивающим качество жизни, является рост доступности предоставляемых услуг, изменяется и качество жизни отдельного человека и общества в целом (см. табл. 2) [4].

Таблица 2 - Основные индикаторы связи и информатизации, 2004 - 2010 гг.

Наименование показателей Ед. изм. 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Телефонная плотность, всего ТА / 100 чел. 26,6 28,4 30,0 31,1 31,8 32,3 32,0 31,4

Проникновение сотовой электросвязи АТ / 100 чел. 24,7 49,7 86,5 108,6 120,6 140,6 162,4 166,3

Плотность квартирных телефонов, всего ТА / 100 чел. 20,2 21,6 22,7 23,3 23,8 24,0 23,8 23,2

Пользователи Интернета (оценка), всего млн един. 12 18,5 21,8 25,1 35,0 45,4 59,7 74,6

Постоянные пользователи Интернета - на 100 чел. ед. / 100 чел. 8,3 12,9 15,1 17,6 24,6 32,0 42,1 52,2

Количество компьютеров, всего млн штук 13 15,0 17,4 23,0 31,2 38,3 52,3 65,9

Количество компьютеров, на 100 чел. населения ед. / 100 чел. 9,0 10,4 12,1 16,1 21,9 27,0 36,8 45,3

Фиксированная телефонная связь, мобильная связь и услуги по доступу к сети Интернет являются основными товарными составляющими рынка телекоммуникационных услуг. Телекоммуникационная услуга - это услуга по обмену информацией на расстоянии с использованием средств электросвязи в двухстороннем или многостороннем режиме.

Под «доступностью телекоммуникационных услуг» понимается возможность людей получать эти услуги и возможность платить за их пользование, тем самым человек может оперативно получать необходимую ему информацию, которая в информационном обществе имеет приоритетное значение по сравнению с другими ресурсами. В таком обществе формируется также новая ценность человека - экономия времени за счет использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Развитие и повышение доступности телекоммуникационных услуг влияет на качество жизни через увеличение возможностей для общения между людьми, различными структурами и субъектами общества, через процесс его информатизации. С развитием информатизации общество перешло в период развития, который называется информационное общество. Объемы

передачи информации за последние десятилетия возросли многократно. С развитием технологий у людей появились возможности для получения и передачи информации - такие как доступ в Интернет и мобильная связь.

Сейчас решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, основанного на коммуникациях. С помощью новых телекоммуникационных технологий будет аккумулироваться и распространяться продукция интеллектуального производства, которая станет ведущей отраслью экономики.

Вся история человечества есть не что иное, как история становления искусственного как основного заменителя всего того естественного или природного, что существовало в мире до человека. При переходе от индустриальной эпохи к информационной происходит изменение во взаимодействии с этим искусственным. Старая индустриальная схема «человек - инструмент -продукция» начинает уходить в прошлое, на смену ей приходит схема «человек - компьютер -инструмент - продукция» и «человек - компьютер - инструмент - человек». Постепенно в процесс создания единицы продукции вклинивается компьютер, берущий на себя все рутинные функции, не требующие применения аналитического мышления.

В результате развития рынка телекоммуникационных технологий и рынка телекоммуникационных услуг люди получают не только дополнительные каналы для получения и обмена информацией. Информатизация общества приводит к изменениям и в других отраслях жизни, например в общественно-политической (интерактивное телевидение, голосование и подсчет голосов на выборах через Интернет) и образовательной (дистанционное обучение). Кроме того, с развитием телекоммуникаций происходят изменения и на рынке труда - такие профессии, как биржевой брокер, переводчик, журналист, стали доступны более широким слоям населения, то есть телекоммуникации позволяют выполнять необходимую работу, используя сеть Интернет для передачи информации.

На основании данных о развитии общества, объективно сложившейся динамики ВВП в разрезе «производство услуг / производство товаров», целесообразно расширить понятие «телекоммуникационные услуги».

Основными направлениями, которые необходимо учитывать при предоставлении и пользовании телекоммуникационными услугами, являются:

- Передача информации с одной точки в другую посредством использования определенных технических приборов.

- Различные формы и виды передачи информации: буквы, цифры, схемы, графики, изображения и т. д.

- Средства передачи информации: телеграф, телефон, радио, телевидение, цифровое интерактивное телевидение, Интернет, сотовая связь и т. д. Передаются такие символы по проводам, радиоволнам, электрическим импульсам либо же путем соединения нескольких из этих средств.

- Комплексность предоставляемых телекоммуникационных услуг.

- Свобода выбора пользователями поставщика (сервис-провайдера) телекоммуникационных услуг.

- Выбор поставщика услуг (сервис-провайдера) осуществляется на основе набора его сервисных возможностей.

- Открытость услуг как необходимое условие развития индустрии сервисов связи при современных рыночных условиях лавинообразного развития рынка.

- Социальная значимость телекоммуникационных услуг.

- Влияние на рынок труда: переток рабочей силы из центра в регионы.

- Телекоммуникационные услуги - часть инфраструктуры общества.

Итак, телекоммуникационные услуги - это часть инфраструктуры общества, которая отвечает за передачу информации посредством использования различных форм, видов и средств передачи информации, предоставляет потребителю свободу в выборе открытых услуг на основе комплекса сервисных возможностей поставщика (провайдера) услуг и позволяет выполнять социальные и другие возможности и обязательства гражданина в обществе.

Действующая нормативная база предлагает несколько классификаций телекоммуникационных услуг:

- Услуги местной телефонной связи: услуги телефонной связи, предоставляемые в одном или в разных населенных пунктах, которые принадлежат к одной зоне действия местной телефонной сети.

- Услуги междугородной и международной телефонной связи: услуги междугородной телефонной связи и факсимильной связи в пределах области (региона) и страны; услуги телефо-

нии и обмен сообщениями с абонентами сетей подвижной (мобильной) связи при использовании кодов сетей мобильной связи, с абонентами глобальных спутниковых сетей; услуги телефонной связи и обмен сообщениями за кодами «700», «800», «900», международными кодами «388-3», «800», «979» и т. д.

- Услуги подвижной (мобильной) связи: основные (базовые) услуги подвижной (мобильной) связи; дополнительные услуги подвижной (мобильной) связи; ряд специализированных телекоммуникационных услуг; услуги электронной и мобильной коммерции.

- Услуги телеграфной связи: прием, передача и доставка телеграмм; предоставление телеграфных каналов в пользование.

- Услуги проводного вещания: установление радиоточек и уличных громкоговорителей; трансляция сигналов оповещения в условиях чрезвычайных ситуаций и военного состояния; предоставление студий и сетей проводного вещания в пользование телерадиоорганизациям.

- Услуги доступа в глобальную сеть Интернет: сеансовые и постоянные услуги доступа в Интернет.

- Услуги передачи данных: услуги коммутируемого соединения или постоянно существующего соединения.

- Предоставление в пользование каналов электросвязи: аналоговых, цифровых.

- Услуги эфирного телерадиовещания: трансляция телерадиопрограмм с использованием сооружений и линий связи к техническим средствам излучения в эфир; трансляция телерадиопрограмм с использованием технических средств излучения в эфир.

- Услуги в телесетях для потребностей телевидения и радиовещания: подключение абонентского ввода к пункту окончания телесети; передача программ телевидения и радиовещания.

- Услуги телематики / телеметрии / мониторинга [5].

Результаты продвижения телекоммуникационных услуг как услуг, объединяющих пространство и экономящих время, воплощаются в таких знаковых активностях, как развитие сотовой связи (см. табл. 3) [6].

Таблица 3 - Телефонная плотность (проникновение) подвижной сотовой (радиотелефонной) связи по регионам Российской Федерации на 100 человек населения, 2004-2010 гг.

Наименование региона 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация 49,7 86,5 108,6 120,6 140,6 162,4 166,3

г. Москва 98,5 133,9 155,4 174,7 197,2 221,4 212,7

Центральный федеральный округ 66,5 97,3 126,1 139,9 159,6 181,1 182,3

г. Санкт-Петербург 85,0 118,1 142,1 156,6 186,3 209,1 211,2

Северо-Западный федеральный округ 64,2 99,0 122,7 141,1 168,7 191,7 197,1

Южный федеральный округ 45,1 84,2 90 93,3 116,0 159,1 168,7

Нижегородская область 51,9 86,0 113,4 123,6 142,2 159,8 155,6

Приволжский федеральный округ 41,7 83,9 109,9 114,0 133,4 154,4 157

Уральский федеральный округ 48,3 89,0 108,5 123,3 141,3 161,2 169,5

Сибирский федеральный округ 33,4 68,0 90,9 112,2 127,8 147,3 146,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальневосточный федеральный округ 28,5 70,0 91,8 113,5 131,4 149,5 165,4

Внедрение универсальной электронной карты (УЭК). Основная цель ее создания: универсальное решение при идентификации личности гражданина и замена всех видов социальных электронных карт, которые локально выпускались или планировались к выпуску как на федеральном, так и на региональном уровне. Попутно решается ряд важнейших оперативных задач, а именно возможность гражданам получать более быстро и эффективно без предоставления большого числа документов государственные, муниципальные и коммерческие услуги.

Основной перечень услуг, планируемых при предоставлении УЭК:

- обеспечивается доступ к услугам обязательного медицинского страхования и пенсионного страхования, одновременно играя роль полиса в обеих системах;

- услуги образования (запись в дошкольные учреждения и т. д.);

- платежные услуги (использование существующей банковской инфраструктуры, в том числе оплата коммунальных услуг, пошлин, штрафов и т. д.);

- транспортные услуги (проезд на транспорте, включая ж/д, оплата парковок (по состоянию на 18 апреля 2012 г. уже внедрено в Москве), проезда по платным дорогам и т. д.);

- прочие государственные услуги (оплата налогов, регистрация по месту жительства, получение паспорта);

- услуги других коммерческих организаций [7, с. 7].

Внедрение электронной демократии - это следующий важный государственный шаг по распространению информации с помощью телекоммуникационных услуг и реализации свободы выбора гражданина. В рамках выполнения госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)» Минкомсвязь России разработала пилотную версию системы «Электронная демократия», которая не только станет эффективным инструментом участия граждан в вопросах государственного и муниципального управления, но и повысит степень открытости государства и развития институтов демократии в целом. Электронная демократия - это такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами.

В этом смысле электронную демократию следует четко отделять от электронного правительства, под которым, согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационнокоммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, и международные соглашения [8].

К другим несомненным достижениям конвергентности телекоммуникационных технологий и общества необходимо отнести электронное правительство, беспрецедентное в мировом масштабе проведение Web-выборов президента Российской Федерации в марте 2012 года и др.

Телекоммуникации играют все большую роль как в процессе удовлетворения потребности в информации, так и для социально-экономического развития общества, что расширяет их содержание. Они уже перешли в разряд услуг первой необходимости. И такие основные услуги, как услуги мобильной и фиксированной связи, а также доступ в Интернет, стали неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, и их развитие и качество оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения.

Ссылки:

1. Пашигорева Г.И. Проблемы организации инновационной деятельности в сфере услуг // Проблемы современной экономики. 2006. № 1-2.

2. Центр исследований и статистики науки. [Сайт]. 11Р1_: http://www.csrs.ru/ (дата обращения: 18.04.2012).

3. Проскура Д.В. Региональный маркетинг в инновационной среде. Н. Новгород, 2011. 124 с.

4. Федеральная служба государственной статистики.

[Сайт]. 11Р1_: http://www.gks.ru/ (дата обращения:

15.04.2012).

5. Минком связь России. [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://minsvyaz.ru/ (дата обращения: 17.04.2012).

6. Федеральная служба государственной статистики.

[Сайт]. 11Р1_: http://www.gks.ru/ (дата обращения:

15.04.2012).

7. Плесков А. О ходе внедрения универсальной электронной карты на территории Российской Федерации // Технологии и средства связи. 2011. № 6.

8. Минком связь России. [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://minsvyaz.ru/ (дата обращения: 17.04.2012).

References (transliterated):

1. Pashigoreva G.I. Problemy organizatsii innovatsion-noy deyatel'nosti v sfere uslug // Problemy sov-remennoy ekonomiki. 2006. № 1-2.

2. Tsentr issledovaniy i statistiki nauki. [Site]. URL: http://www.csrs.ru/ (date of access: 18.04.2012).

3. Proskura D.V. Regional'niy marketing v innovatsion-noy srede. N. Novgorod, 20l 1. 124 pp.

4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki.

[Site]. URL: http://www.gks.ru/ (date of access:

15.04.2012).

5. Minkom svyaz' Rossii. [Electronic resource]. URL: http://minsvyaz.ru/ (date of access: 17.04.2012).

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki.

[Site]. URL: http://www.gks.ru/ (date of access:

15.04.2012).

7. Pleskov A. O khode vnedreniya universal'noy el-ektronnoy karty na territorii Rossiyskoy Federatsii // Tekhnologii i sredstva svyazi. 2011. № 6.

8. Minkom svyaz' Rossii. [Electronic resource]. URL: http://minsvyaz.ru/ (date of access: 17.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.