Научная статья на тему 'Особенности формирования и регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги'

Особенности формирования и регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ / ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТАРИФ / ТАРИФНЫЙ ПЛАН / TELECOMMUNICATIONS / TELECOMMUNICATIONS SERVICES / TELECOMMUNICATIONS SERVICES MARKET / PRICE / PRICING / TARIFF / TARIFF PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шоль Светлана Сергеевна

Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования и регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги. Определено, что поскольку понятие телекоммуникационные услуги включает в себя спектр различных услуг, процесс формирования и регулирования цены на них отличается. Регулирование тарифов распространяется на ограниченный круг операторов, которые занесены в реестр субъектов естественных монополий. Ситуация нерегулируемых тарифов, в которой находятся операторы сотовой связи, показывает, что неразумное использование свободы назначения цены на свои услуги ведет к неоправданным потерям (снижение потребления услуг связи, отток существующих абонентов, низкий приток новых клиентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND REGULATION OF TARIFFS FOR TELECOMMUNICATION SERVICES

The purpose of the article is to consider the features of the formation and regulation of tariffs for telecommunication services. It is determined that since the concept of telecommunication services includes a range of different services, the process of formation and regulation of prices for them is different. Tariff regulation applies to a limited number of operators, which are listed in the register of natural monopolies. The situation of unregulated tariffs in which mobile operators are located shows that the unreasonable use of the freedom to set prices for their services leads to unjustified losses (reduced consumption of communication services, outflow of existing subscribers, low influx of new customers).

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

FEATURES OF FORMATION AND REGULATION OF TARIFFS FOR TELECOMMUNICATION SERVICES

УДК 33

Шоль Светлана Сергеевна, студент магистратуры, Сибирский Федеральный Университет, Россия, г. Красноярск

Shol Svetlana Sergeevna, Master student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

Email: schol. sveta@yandex.ru

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования и регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги. Определено, что поскольку понятие телекоммуникационные услуги включает в себя спектр различных услуг, процесс формирования и регулирования цены на них отличается. Регулирование тарифов распространяется на ограниченный круг операторов, которые занесены в реестр субъектов естественных монополий. Ситуация нерегулируемых тарифов, в которой находятся операторы сотовой связи, показывает, что неразумное использование свободы назначения цены на свои услуги ведет к неоправданным потерям (снижение потребления услуг связи, отток существующих абонентов, низкий приток новых клиентов).

S u m m a r y

The purpose of the article is to consider the features of the formation and regulation of tariffs for telecommunication services. It is determined that since the concept of telecommunication services includes a range of different services, the

process of formation and regulation of prices for them is different. Tariff regulation applies to a limited number of operators, which are listed in the register of natural monopolies. The situation of unregulated tariffs in which mobile operators are located shows that the unreasonable use of the freedom to set prices for their services leads to unjustified losses (reduced consumption of communication services, outflow of existing subscribers, low influx of new customers).

Ключевые слова: телекоммуникации, телекоммуникационные услуги, рынок телекоммуникационных услуг, цена, ценообразование, тариф, тарифный план

Keywords: telecommunications, telecommunications services, telecommunications services market, price, pricing, tariff, tariff plan

В настоящее время, цена играет ключевую роль в рыночной экономике. Она выявляет диспропорцию между уровнем предложения и спроса на рынке и балансирует их. Именно на ее основе организация может составить прогноз относительно своего положения на рынке, финансового благополучия, и преимущества относительно конкурентов.

В ценах концентрируются и переплетаются интересы всех субъектов экономических отношений: производителей товаров и услуг, имеющих цель создать и реализовать возможно больший объем конечных, продуктов с максимально возможной прибылью; потребителей, стремящихся приобрести необходимый набор материальных и духовных благ по приемлемым ценам, соответствующим их платежеспособности; государства, которое получает часть прибыли производителей в виде налоговых отчислений, используя их для формирования бюджета страны как источника финансирования стратегических, экономических и социальных программ развития общества [1].

В результате на всех уровнях управления экономикой нашей страны значительное внимание уделяется совершенствованию системы

ценообразования и повышению эффективности осуществления данного процесса.

В целом, процесс установления цены является одним из наиболее значимых, среди протекающих в любой организации, в том числе и оператора связи. На основе установленных цен на тарифные планы абонент в итоге и принимает решение о том, сменить ли ему оператора или остаться с ним.

Способ установления цен, действующий на рынке телекоммуникационных услуг, называется тарификацией. Согласно ГОСТ Р 53801-2010 [2], тарификация представляет собой процесс начисления платы за предоставляемые услуги в соответствии с тарифом на телекоммуникационные услуги. Тариф, в свою очередь, является установленным размером оплаты соответствующих услуг.

Регулирование тарифных планов операторов занимает важное место в общей системе регулирования операторов связи и их деятельности со стороны государства. Его осуществление способствует предотвращению возможности сговора между операторами, занимающими доминирующее положение на рынке относительно цен на тарифные планы [3].

Цель регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги - создание механизма их формирования, который бы обеспечивал оптимальное соотношение всех субъектов рынка (операторов связи, населения, организаций, государственных структур).

Исходя из выше поставленной цели вытекают задачи регулирования тарифов на телекоммуникационные услуги, к которым относятся [4]:

- достижения баланса интересов между оператором связи и абонентом (население, организация, гос. структуры);

- защита абонентов от необоснованного роста цен на тарифные план операторов связи;

- развитие конкуренции на рынке среди операторов;

- создание стимулов, способствующих снижению цен на тарифы, повышению эффективности работы операторов, развитию средств и сетей связи, расширение рынка и улучшение качества предоставляемых услуг.

Для решения данных задач в качестве основных объектов для регулирования тарифов были выбраны субъекты, попадающие под действие антимонопольного законодательства [5]. В первую очередь, имеются в виду Федеральные законы «О естественных монополиях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно закону «О естественных монополиях» [6], к регулируемым субъектам относятся операторы, занимающие доминирующее положение на рынке. Их деятельность может в итоге привести к уменьшению объема оказанных услуг в случае необоснованного установления высоких тарифов. В настоящее время регулирование тарифов распространяется на ограниченный круг операторов, которые занесены в реестр субъектов естественных монополий. Как правило, это операторы, оказывающие услуги телефонной (проводной) связи и услуги связи для целей теле-и радиовещания [7].

В зависимости от вида телекоммуникационных услуг различается и процесс их установления и регулирования со стороны государства.

Регулированию со стороны государства подлежат тарифные планы;

- на услуги местной телефонной (проводной) связи - с абонентской системой оплаты за неограниченный объем местных телефонных соединений, повременной и комбинированной системой оплаты;

- на услуги внутризоновой и междугородной телефонной (проводной) связи - с повременной системой оплаты.

Для представленных тарифных планов устанавливаются предельные уровни тарифов, в рамках которых они могут изменяться.

Свободному регулированию тарифов подлежат услуги, оказываемые операторами, которые не занимают доминирующее положение на рынке и не включены в реестр естественных монополий. Операторы устанавливают цены

них на основе изучения рыночной ситуации. В случае олигополии, которая наблюдается в сегменте сотовой (подвижной) связи, тарифы также не подлежат регулированию согласно законодательству. Несмотря на то, что сегодня крупные операторы связи, такие как МТС, Теле2, Билайн, Мегафон занимают «существенное положение» на рынке и каждый из которых может достигать до 20%, вмешаться в работу операторов может лишь Федеральная антимонопольная служба при обнаружении сговора и нарушения законодательства.

Таким образом, по отношению к сотовой связи, деятельность операторов контролируют Государственный комитет по радиочастотам (ГКРЧ) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) [8].

Государственный комитет по радиочастотам призван отслеживать исполнение обязательств по покрытию сети, вводу в эксплуатацию базовых станций и своевременной сертификации инфраструктурных элементов.

Федеральная антимонопольная служба призвана следить за соблюдением законодательства в сфере связи, а также проверять операторов на предмет сговора, либо нарушения законодательства. Она наблюдает за компаниями и призвана обеспечивать равные права и условия для всех участников рынка, исключать картельные сговоры, нарушающие права абонентов.

Ситуация нерегулируемых тарифов, в которой находятся операторы сотовой связи, вопреки кажущейся простоте (полная свобода назначения цены) на самом деле достаточно сложна.

Практика показывает, что неразумное использование свободы назначения цены на свои услуги ведет к неоправданным потерям (снижение потребления услуг связи, отток существующих абонентов, низкий приток новых клиентов).

В 2016 г. на российском рынке телекоммуникационных услуг произошло падение выручки операторов связи, и последующее снижение ARPU [9]. Его снижению способствовало обострение ценовой конкуренции, к которое привело использование тарифных планов с неограниченным трафиком. Изначально выгодные условия тарифных планов способствовали росту абонентской базы и

показателей выручки. Однако позже, после операторы, позже абоненты ранее выбиравшие более дорогие тарифные планы стали отказываться от них в пользу безлимитных, что и вызвало снижение уровня дохода на одного абонента.

В последствии операторы сменили стратегию - в 2017 году отменили данные тарифные планы и повысили цены на архивные тарифы [10]. Они сосредоточились на на предоставлении как можно большего числа различных услуг абонентам, что привело к новой проблеме - эффект перелета, выраженный в навязывании тех услуг, в которых еще нет потребности со стороны абонентов.

Одна из основных проблем развития отрасли - отток абонентов. Возникновению данной ситуации способствовало вступление в 2013 году в силу закона о MNP (Mobile Number Portability), благодаря которому появилась возможность перенести старый номер при смене оператора [11]. Данные статистики по перенесенным номерам за 2013 - 2019 г. г [12] Центрального научно-исследовательского института связи представлен в таблице 1.

Таблица 1 -Статистика по перенесенным номерам за 2013 - 2019 г. г [13]

Год Количество заявок на перенос номера Количество перенесенных номеров

2013 26784 317

2014 1340082 920880

2015 3687304 2530207

2016 7671245 4817109

2017 12683286 7530115

2018 19912635 10784559

2019 27469076 13475229

С момента запуска MNP услугой переноса номера воспользовалось почти 13,5 млн абонентов, при этом, темпы миграции пользователей постоянно растут. Так, в первый год после запуска MNP было зарегистрировано меньше миллиона переносов, а в последующие годы этот показатель постоянно увеличивался. В

2018 году оператора сменило уже 3,3 миллиона человек - в 3,5 раза больше, чем в 2014 году.

Возможность смены оператора при сохранении номера и минимальных издержках привела к росту оттока абонентов. Средний годовой отток абонентов сотовой связи (число абонентов, которые в течение года мигрировали от одного оператора к другому) среди операторов на 2018 год, по данным «AC&M-Consulting» [13], составляет 39%. Данные ЦНИС [12] отмечают, что пики популярности услуги по переносу номера частично совпадают с проведением акций, связанных с изменением тарифной политики действующих операторов.

Таким образом, стремление к увеличению доли в подключениях не приносит новой выручки, но провоцирует высокий отток абонентов. Операторам необходимо сфокусироваться на удержании базы абонентов и построении с ними долгосрочных отношений, это возможно за счет гибких предложений, инновационных технологий, прозрачности предоставляемых услуг.

Литература

1. Голубицкая, Е. А. Основы экономики телекоммуникаций (связи) : учебник / Е. А. Голубицкая, М. А. Горелик. - М. : Радио и связь, 1997. - 224 с.

2. О естественных монополиях [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ ред. от 27.12.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 7578/

3. Фронтов В.В., Тихвинский В.О. Регулирование телекоммуникаций в России и странах СНГ: Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 368 с.

4. Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (ред. от 06.08.2018) "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".

5. Голубицкая, Е. А. Основы экономики телекоммуникаций (связи) : учебник / Е. А. Голубицкая, М. А. Горелик. - М. : Радио и связь, 1997. - 224 с.

6. О естественных монополиях [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ ред. от 27.12.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http : //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/

7. Кузовкова Т.А., Володина Е.Е., Кухаренко Е.Г. Экономика отрасли инфокоммуникаций / Учебное пособие. - М.: МТУСИ, 2013. - 178 с.

8. Хоменко, Я. В. Государственное регулирование отрасли телекоммуникации: состояние и перспективы развития / Я. В. Хоменко // Вестник ДонНУ. Сер. В. Экономика и право. - 2019. - № 1. - С. 173-179.

9. Ретроспективный анализ безлимитных тарифов и их влияния на финансовые показатели операторов на протяжении 2007-2018 годов [Электронный ресурс] : исследование агентства «Content Review». - Режим доступа: https://i.content-review.com/s/176719e7bd2b9f8d26f74ddb5d5cacf1.pdf

10. Кобылко, А. А. Ретроспективный взгляд на стратегии операторов связи / А. А. Кобылко // Экономика и качество систем связи. - 2019. - № 2. - С. 4-13.

11. Нонин А. И. Проблематика MNP в новой парадигме отечественных телекоммуникаций //T-Comm-Телекоммуникации и Транспорт. - 2011. - №. 5.

12. Статистика по перенесенным номерам [Электронный ресурс] : данные Центрального научно-исследовательского института связи. - Режим доступа: https://zniis.ru/bdpn/statistics.

13. FY2018 Cellular stats for Russia [Электронный ресурс] : отчет аналитической компании «AC&M-Consulting». - Режим доступа: http://www.acm-consulting.com/newsanddata/datadownloads/cat_view/7-cellular/36-cellular-2018-.html

Literature

1. Golubitskaya, E. A. Fundamentals of the economics of telecommunications (communications): a textbook / E. A. Golubitskaya, M. A. Gorelik. - M.: Radio and communications, 1997 .-- 224 p.

2. About natural monopolies [Electronic resource]: fed. Law of August 17, 1995 No. 147-FZ red. from 12/27/2018 // Reference legal system "Consultant Plus". -Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/

3. Frontov V.V., Tikhvinsky V.O. Telecommunications Regulation in Russia and the CIS: Textbook for High Schools. - M .: Hot line - Telecom, 2006 .-- 368 p.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of October 24, 2005 N 637 (as amended on August 6, 2018) "On state regulation of tariffs for public telecommunication and public postal services."

5. Golubitskaya, E. A. Fundamentals of the economics of telecommunications (communications): a textbook / E. A. Golubitskaya, M. A. Gorelik. - M.: Radio and communications, 1997 .-- 224 p.

6. On natural monopolies [Electronic resource]: fed. Law of August 17, 1995 No. 147-FZ red. from 12/27/2018 // Reference legal system "Consultant Plus". -Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/

7. Kuzovkova T.A., Volodina E.E., Kukharenko E.G. Economics of the industry of infocommunications / Textbook. - M .: MTUSI, 2013 .-- 178 p.

8. Khomenko, Ya. V. State regulation of the telecommunications industry: state and development prospects / Ya. V. Khomenko // Bulletin of DonNU. Ser. B. Economics and law. - 2019 .-- No. 1. - S. 173-179.

9. A retrospective analysis of unlimited tariffs and their impact on the financial performance of operators during 2007-2018 [Electronic resource]: a study by the agency Content Review. - Access Mode: https://i.content-review.com/ s/176719e7bd2b9f8d26f74ddb5d5cacf1 .pdf

10. Kobylko, A. A. Retrospective look at the strategies of communication operators / A. A. Kobylko // Economics and quality of communication systems. - 2019. - No. 2. - S. 4-13.

11. Nonin A. I. MNP problems in the new paradigm of domestic telecommunications // T-Comm-Telecommunications and Transport. - 2011. - No. five.

12. Statistics on ported numbers [Electronic resource] : data from the Central Research Institute of Communications. - Access mode: https://zniis.ru/bdpn/statistics.

13. FY2018 Cellular stats for Russia [Electronic resource]: report of the analytical company AC & M-Consulting. - Access mode: http://www.acm-consulting.com/newsanddata/datadownloads/cat_view/7-cellular/36-cellular-2018-.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.