Научная статья на тему 'Тексты СМИ в преподавании иностранных языков'

Тексты СМИ в преподавании иностранных языков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТЫ СМИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ГРУППА FEATURES / ЛЕКСИКА / НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тучкова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы применения текстов СМИ для преподавания иностранных языков. Автором обозначены различные виды текстов СМИ, которые наиболее часто используются в преподавании иностранных языков в современное время. В качестве примера представлен текст группы features. Автором разработаны упражнения к тексту, которые позволяют активизировать и пополнить лексический запас обучаемых, а также развить навыки ведения беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тексты СМИ в преподавании иностранных языков»

благоприятных отношений с классом как по объективному критерию - привлекательности для группы, так и по субъективному - собственной оценке отношений со сверстниками.

Результаты подтверждают предположение о том, что взаимосвязи между показателями эгоцентрических и социоцентрических компонентов и отношениями со сверстниками различаются. В частности, социоцентрическая направленность оказалась связана с построением более благоприятных отношений как по объективному (статус в группе и привлекательность для других членов группы), так и по субъективному (собственная оценка отношений со сверстниками) критериям. Однако среди эгоцентрических компонентов наиболее важным с точки зрения построения отношений оказывается компонент воображаемой аудитории: в отношении эгоцентрических переживаний, заключающихся в конструировании воображаемой аудитории и ожидании внимания, преимущественно негативного, со стороны других, можно сказать, что выраженность данных переживаний связана с ухудшением отношений со сверстниками.

Библиографический список

1. Крылова М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: - СПб., 2007.

2. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М.: 2002.

3. Рябова Т.В. Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков и взрослых: Дис. ... канд. псих, наук. - М., 2003.

4. Elkind D. Egocentrism in adolescence. Child Development, 38, 1967, pp.1025-1034.

5. Elkind D., Bowen R. Imaginary audience behavior in children and adolescents, Developmental Psychology, 15, 1979, 33-44.

6. Enright R.D., Lapsley D.K. &Shukla D.G. Adolescent egocentrism in early and late adolescence. Adolescence, 14, 1979, pp. 687-695.

7. Enright R.D., Shukla D.G &Lapsley D.K. Adolescent egocentrism-sociocentrism and self-consciousness. Journal of Youth and Adolescence, 9, 1980, 101-116.

8. Lapsley D.K. & Rice K.G. The "new look" at the imaginary audience and personal fable: Toward a general model of adolescent ego development. In D.K. Lapsley& F. Power (Eds.), Self, ego, and identity: Integrative approaches (pp. 109-129). New York, 1988.

9. Vartanian L.R. Revisiting The Imaginary Audience and Personal Fable Constructs of Adolescent Egocentrism: A Conceptual Review, Adolescence, 35, 2000, 639-661.

И.Г. Тучкова

ТЕКСТЫ СМИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения текстов СМИ для преподавания иностранных языков. Автором обозначены различные виды текстов СМИ, которые наиболее часто используются в преподавании иностранных языков в современное время. В качестве примера представлен текст группы features. Автором разработаны упражнения к тексту, которые позволяют активизировать и пополнить лексический запас обучаемых, а также развить навыки ведения беседы.

Ключевые слова: тексты СМИ, преподавание иностранных языков, группа features, лексика, навыки говорения.

© Тучкова И.Г., 2014

Наше время характеризуется стремительным развитием массовой коммуникации, появлением новых компьютерных информационных технологий и глобализацией мирового информационного пространства. Все это оказывает серьезное влияние на процесс производства и распространения слова. Тексты массовой информации сегодня превратились в один из основных видов текстов, используемых при обучении иностранному языку. Они являются неотъемлемой частью преподавания иностранных языков: они используются в учебном процессе в качестве аутентичного материала, оформляются в виде самостоятельных учебных пособий, моделируются, подвергаются тематическому мониторингу, из них постоянно черпаются актуальные сведения о стране изучаемого языка [2, с. 236].

В последнее время все большее применение при обучении иностранному языку находят телевизионные тексты. Они являются прекрасным материалом для обсуждения и позволяют совершенствовать навыки аудирования, поскольку звучащий материал естественно сочетается с видеорядом и позволяет учащимся получить дополнительную информацию, облегчающую понимание. В данном случае предпочтительнее работать с видеозаписями, они позволяют сохранить и многократно использовать материал. Также использование материала в записи позволяет преподавателю заранее продумать комплекс упражнений и заданий, необходимых для успешного усвоения учащимися нового материала. Тем не менее текстами средств массовой информации, которые наиболее часто применяются для обучения иностранным языкам, традиционно остаются статьи из газет или журналов, а также тексты, взятые из Интернета.

С методической точки зрения работа с газетой или журналом значительно обогащает и оживляет учебный процесс, одновременно позволяя преподавателю решить широкий круг задач, например: расширить лексический запас учащихся, совершенствовать навыки ведения беседы по общеязыковой, деловой или профессиональной тематике, получить дополнительную лингвострановедческую информацию. Именно поэтому газетные и журнальные статьи широко применяются на всех уровнях обучения иностранному языку, естественно вписываясь в самые различные типы учебных программ [1].

Несмотря на обилие материала, подбор газетных текстов для работы в аудитории -задача сложная. Для эффективной работы газетный текст должен соответствовать определенным языковым и содержательным критериям: сочетаться с целями обучения, то есть быть обучающим, содержать лексику, необходимую на данном этапе обучения, устойчивые словосочетания, характерные синтаксические конструкции и обороты. В плане содержания обучающая ценность газетного текста обусловлена фактором времени. Актуальность большинства газетных текстов, рассказывающих о текущих событиях, делает их незаменимыми при обсуждении проблем, актуальных на данный момент. Однако такие тексты не предназначены для длительного использования в учебном процессе.

Долговременную обучающую ценность имеют тексты, содержание которых носит универсальный характер. Текст должен быть лишен каких-либо ярко выраженных временных привязок, которые могут быстро превратить его в утративший актуальность материал. Наиболее полно этим требованиям соответствуют тексты группы features, которые, в отличие от текстов новостных и информационно-аналитических, теряющих свою актуальность через достаточно короткий промежуток времени, могут сохранить содержательную ценность в течение длительного времени.

Однако удачный подбор текста - это только начало, потому что эффективность работы с газетным материалом в аудитории определяется тем, каким образом он подготовлен. Нужно правильно разработать систему упражнений и заданий различного типа, что позволит

преподавателю оптимально использовать материал газет и журналов для активизации и пополнения лексического запаса, развития навыков ведения беседы по изучаемым темам.

Комплекс заданий к статье может включать в себя следующие типы заданий:

1) упражнения на закрепление лексики;

2) задания, направленные на совершенствование навыка передачи информации в устной форме;

3) упражнения на проверку понимания, подготовка к суммированию полученной информации;

4) Case Study по теме статьи с привлечением дополнительных материалов.

В качестве примера рассмотрим статью из журнала «The Economist» и задания к ней.

CRAZY DIAMONDS

True entrepreneurs find worth in the worthless and possibility in the impossible

ENTREPRENEURSHIP is the modern-day philosopher's stone: a mysterious something that supposedly holds the secret to boosting growth and creating jobs. The G20 countries hold an annual youth-entrepreneurship summit. More than 130 countries celebrate Global Entrepreneurship Week. Business schools offer hugely popular courses on how to become an entrepreneur. Business gurus produce (often contradictory) guides to entrepreneurship: David Gumpert wrote both "How to Really Create a Successful Business Plan" and "Burn Your Business Plan!".

But what exactly is entrepreneurship? And how should governments encourage it? The policymakers are as confused as the gurus. They assume that it must mean new technology; so they try to create new Silicon Valleys. Or that it is about small businesses; so they focus on fostering start-ups. Both assumptions are misleading.

Silicon Valley has certainly been the capital of technology-based entrepreneurship in recent decades. But you do not need to be a geek to be an entrepreneur. Nor do you need to be a conventional innovator. Miguel Davila and his colleagues built a huge business by importing the American multiplex cinema into Mexico. Their only innovation, says Mr Davila, "was putting lime juice and chili sauce on the popcorn instead of butter."

Daniel Isenberg has spent 30 years immersed in the world of entrepreneurship as a entrepreneur and venture capitalist as well as an academic (he previously taught at Harvard Business School and is now at nearby Babson College). He has also travelled the world accumulating examples. In a new book, "Worthless, Impossible, and Stupid", he presents a new definition of entrepreneurship. In essence, entrepreneurs are contrarian value creators. They see economic value where others see heaps of nothing. And they see business opportunities where others see only dead ends.

There are plenty of striking examples of this: Mo Ibrahim, the founder of Celtel, saw the possibility of bringing mobile phones to sub-Saharan Africa when telecoms giants saw only penniless peasants and logistical nightmares. On a trip to Tobago Sean Dimin and his father Michael observed that fishermen were leaving tonnes of fish to rot, so they created a company, Sea to Table, to get the surplus fish to New York restaurants. As a student at Harvard Business School, Will Dean noticed that social media were irrigating a fashion for extreme sports. So he established a company, Tough Mudder, that charges people to subject themselves to pain and humiliation.

Mr Isenberg emphasizes that successful contrarians also need the self-confidence to defy conventional wisdom (Mr Dean's professors told him that he was crazy) and the determination to overcome obstacles (it took the Dimins 2 years to get the fishermen to change their habits).

Joseph Schumpeter once argued that economic progress takes place in "cracks" and "leaps" rather than "infinitesimal small steps" because it is driven by rule-breaking entrepreneurs. It might be nice to think that we could have growth and job-creation without a good deal of Schumpeterian cracking. But, alas, some thoughts really are worthless, impossible and stupid. (Abridged from "The Economist" July 20th 2013) [3].

1. Match the words 1 to 5 to their definitions a) to e).

1. an entrepreneur a) a person who takes a risk of losing money used to start a new business

2. an innovator b) a respected and influential expert or person in authority

3. an academic c) a person introducing or using new ideas, methods or techniques

4. an guru d) a person who starts or organizes a commercial enterprise, especially one involving financial risk

5. a venture capitalist e) a teacher at a university, college, etc

2. Answer the questions.

1. How often is a youth-entrepreneurship summit held?

2. What contradiction do the two books by David Gumpert have?

3. How do the policymakers try to encourage entrepreneurship?

4. What is the definition of an entrepreneur by Daniel Isenberg?

5. What personal qualities do true entrepreneurs need to have?

6. How did Joseph Schumpeter, an American economist, describe the economic progress?

3. Speak about the following people:

a) David Gumpert; b) Miguel Davila; c) Daniel Isenberg;

e) Mo Ibrahim; f) Sean Dimin; g) Will Dean.

4. What do these numbers refer to ?

a) 130; b) 30; c) 2.

5. Case Study.

1. Suppose you are a Russian businessman. What kind of business would you create or develop in modern Russia?

2. You are holding a seminar for business people who would like to establish a new enterprise. Give your advice and answer their questions.

Включение текстов массовой информации в учебный процесс предоставляет преподавателю огромные возможности в решении целого ряда задач, таких как восприятие текста на слух, расширение лексического запаса учащихся, получение новых знаний по общеязыковой, деловой или профессиональной тематике, развитие навыков устной монологической и диалогической речи. Газетные и журнальные статьи - неиссякаемый источник живой информа-

ции, при этом они доступны в обращении, и работа с ними не требует дополнительного технического оборудования.

Библиографический список

1. Голубева Т.И. Лингвостилистический анализ иностранного текста как одна из форм языка культуры // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 17. -С. 37-40.

2. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи: монография / Т.Г. Добросклонская. - М.: КРАСАНД, 2012. - 288 с.

3. The Economist Magazine [Электронный ресурс]. - URL: 21581965-true-entrepreneurs-find-worth-worthless-and-possibility-impossible-crazy-diamonds

А.В. Усачева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация: данная статья посвящена исследованию проблем интернет коммуникации, а именно психологическим особенностям данного вида общения. В работе указаны ключевые аспекты данной формы обмена информацией и рассматривается понятие интернет-зависимости.

Ключевые слова: Интернет, коммуникации, неформальное общение, самопрезентация, функция самоверификации, виртуальные личности, интернет-зависимость.

Последнее столетие истории человечества характеризуется, в частности, появлением с возрастающей скоростью таких технических новинок, которые быстро становятся неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни, порой внося в нее весьма существенные изменения. В течение веков способы коммуникации и передвижения, способы обработки, хранения, передачи информации, другие производственные и технические аспекты человеческой деятельности либо практически не менялись, либо медленно совершенствовались, не претерпевая радикальных изменений. В последнее же столетие в этих и во многих других, в том числе бытовых сторонах нашей жизни стремительными темпами происходят качественные, принципиальные изменения, причем совершаются они на фундаменте новых технических решений, изобретений, открытий.

Примеры очевидны; среди них телевидение, компьютеры, сотовая связь, современная авиация, не говоря уже о холодильниках, видеокамерах, кондиционерах и т.п., вещи окружающие наш повседневный быт. Нужно сказать, что речь идет не только о приобретении функциональных навыков и умений использовать новые инструменты, но и об определенных психологических изменениях - в плане отношения к ним, и к открывающимся благодаря им новым возможностям. Эти изменения происходят через проделывание определенной психологической работы и происходят в несколько этапов: преодоление психологического барье-

© Усачева А.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.