Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи подросткового эгоцентризма и отношений с одноклассниками'

Исследование взаимосвязи подросткового эгоцентризма и отношений с одноклассниками Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
541
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ / АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ / ДЕЦЕНТРАЦИЯ / ВООБРАЖАЕМАЯ АУДИТОРИЯ / ЛИЧНЫЙ МИФ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тинигина Анна Алексеевна

В статье рассматривается исследование взаимосвязи подросткового аффективно-личностного эгоцентризма и отношений с одноклассниками. В исследовании приняли участие 317 чел., учащихся 7-10 классов общеобразовательных школ г. Москвы. Выявлена различная взаимосвязь эгоцентрических компонентов в отношениях с одноклассниками: компонент «воображаемой аудитории», суть которого заключается в ожидании повышенного внимания к поведению и другим проявлениям подростка со стороны других, оказывается связан с более низкой удовлетворенностью отношениями с одноклассниками, а компонент «личного мифа», выражающийся в переживании своей уникальности, связан с более низкой привлекательностью для одноклассников в эмоциональной сфере. Выраженность же социоцентрических показателей (указывающих на децентрацию субъекта), оказалась связана с более благоприятными отношениями с одноклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи подросткового эгоцентризма и отношений с одноклассниками»

дискурса не существует. Во-вторых, в утилитарном дискурсе единицы языка взаимодействуют непосредственно со знаками других систем, в частности с артефактами антропогенного пространства в рамках грамматических законов языка. В-третьих, в утилитарном дискурсе, в силу его особенностей, отдельные языковые единицы и отдельные грамматические модели используются более активно. В частности к ним относятся номинативные предложения с имплицитным предикатом, конструкции с постпозитивным определением, со сказуемым, выраженным кратким страдательным причастием, отрицательные предложения со словом «нет». Развернутые тексты в утилитарном дискурсе встречаются редко и являются нетипичными, однако активно используются типовые модели текстов, состоящих их одного именного словосочетания.

Библиографический список

1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке // В.В. Бабайцева. -М.: Просвещение, 1968. - 160 с.

2. Лосев А.Ф. Поток сознания и язык // Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. - Москва: МГУ, 1982. - 479 с.

3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 512 с.

4. Ревзина О.Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. - Новосибирск. -2005. - Вып. 8. - С. 66-78.

5. Шмелева Т.В. Великий Новгород // Кириллица - латиница - гражданица: Коллективная монография / Отв. ред. Т.В. Шмелева. - Великий Новгород. - 2009. - С. 175-179.

А.А. Тинигина

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОДРОСТКОВОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА И ОТНОШЕНИЙ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается исследование взаимосвязи подросткового аффективно-личностного эгоцентризма и отношений с одноклассниками. В исследовании приняли участие 317 чел., учащихся 7-10 классов общеобразовательных школ г. Москвы. Выявлена различная взаимосвязь эгоцентрических компонентов в отношениях с одноклассниками: компонент «воображаемой аудитории», суть которого заключается в ожидании повышенного внимания к поведению и другим проявлениям подростка со стороны других, оказывается связан с более низкой удовлетворенностью отношениями с одноклассниками, а компонент «личного мифа», выражающийся в переживании своей уникальности, связан с более низкой привлекательностью для одноклассников в эмоциональной сфере. Выраженность же социоцентрических показателей (указывающих на децентрацию субъекта), оказалась связана с более благоприятными отношениями с одноклассниками.

Ключевые слова: подростковый эгоцентризм, аффективно-личностный эгоцентризм, децентрация, воображаемая аудитория, личный миф.

Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к себе, осознание своих индивидуальных качеств, а также возникновение новых ожиданий со стороны окружения.

© Тинигина А.А., 2014

В этот период подростки пытаются выстраивать свои отношения с окружающими, пытаются утвердить свою позицию, почувствовать свою значимость и т.д.

В 1967 г. Д. Элкинд, на базе теории Ж. Пиаже и клинического опыта, предположил существование двух феноменов для интерпретации некоторых особенностей переживаний раннего подросткового возраста. Один из этих феноменов он обозначил как воображаемая аудитория (вера, что другие в нашем непосредственном окружении также поглощены нашими мыслями и поведением, как и мы сами). Второй назвал личным мифом (вера, что мы особенны и уникальны, не постареем и не умрем и т.д.) [4; 5]. Подростковый тип эгоцентризма, характеризующийся этими переживаниями, получил название аффективно-личностного, хотя его возникновение Элкинд связал с изменениями в когнитивной сфере подростка, а именно с началом освоения формальных операций. Благодаря достижению этой стадии мышления подросток может мыслить гипотетически, что дает возможность анализировать, что могут думать другие люди, и рассматривать свое собственное мышление. При этом способность использовать формальные операции поначалу является неустойчивой, что приводит к ошибкам: эффект «воображаемой аудитории» показывает неспособность подростка отделить содержание собственных мыслей от таковых у других людей. В то же время, ошибка дифференциации «Я-другие» постоянно принимает вид и противоположной крайности: неспособности подростка осознать общность опыта и эмоций со сверстниками, из-за чего он считает себя уникальным и всемогущим, что составляет сущность феномена «личного мифа» [4]. При благоприятном ходе развития с возрастом происходит децентрация, как только способность формально мыслить осваивается и укрепляется, а подросток включается в процесс взаимного самораскрытия с другими и приходит к пониманию, что другие имеют множество тех же самых чувств, страхов и переживаний, что и он [4; 9].

Развивая идеи Д. Элкинда, Р. Энрайт с сотрудниками [6; 7], предложили расширенное понимание структуры эгоцентризма. В нее включили дополнительные параметры: «сфокусированность на себе», означающую общий фокус на себе и своих переживаниях, «несоциальные», или «личные», интересы, выражающие потребности, не предполагающие взаимодействие с другими (наличие личного пространства, просмотр телевизора и т.д.) [6; 7]. Эгоцентрическим переживаниям и интересам противопоставили интересы социоцентриче-ские: обращенность подростка к социальному миру, участие в социально-значимой деятельности [6; 7]. На основании этих дополнений к концепции Элкинда разработали опросник «Подростковый эгоцентризм-социоцентризм» («Adolescent Egocentrism-Sociocentrism», AES) (Enright R. et al., 1980 [7]), включающий шкалы: «Личный миф», «Воображаемая аудитория», «Сфокусированность на себе», «Личные (несоциальные) интересы», «Социоцентрическая активность» (при апробации Рябовой Т.В., 2003 [3] на российской выборке заменено на «Общественно-политические интересы»). Согласно подходу Энрайта, первые три шкалы отражают величину эгоцентризма, а последняя указывает на степень децентрации субъекта [3]. В логике концепции Элкинда высокий и устойчивый подростковый эгоцентризм препятствует построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Однако его последователи Лапсли Д. с сотрудниками утверждают, что отсутствие эгоцентрических тенденций не позволит подростку осмыслить, каков он сам и каково его место среди людей, причем большая роль в этом процессе принадлежит оценкам сверстников [8; 9].

В нашем исследовании мы рассмотрели взаимосвязь показателей эгоцентризма и отношений подростка с одноклассниками, измеряющимися как по собственному ощущению подростка (субъективный критерий), так и по его реальному статусному положению в группе (объективный критерий). В качестве гипотезы мы принимаем, что показатели эгоцентриче-

ских и социоцентрических компонентов по-разному связаны с построением более благоприятных отношений с одноклассниками.

Метод

Исследование проходило в нескольких средних общеобразовательных школах г. Москвы в период с 2010 по 2013 г. В исследовании участвовали 317 подростков-учащихся 7-10 классов, из них 155 мальчиков, 162 девочки.

Для диагностики аффективно-личностного эгоцентризма использовался опросник «Подростковый эгоцентризм-социоцентризм» (AES) Enright R. et al. (1980) в модификации Рябовой Т.В., 2003 [3]. Для диагностики отношений с одноклассниками по объективному критерию использовалась методика «<Социометрия» Дж. Морено в модификации Коломин-ского Я.Л. [2]. Число выборов было ограничено 3 одноклассниками. Фиксировались положительные и отрицательные выборы. Выбор осуществлялся по следующим критериям: 1) с кем хотелось бы учиться вместе (условно «учебный» критерий); 2) кого из класса можно выбрать его капитаном (условно названный критерием «лидера класса»); 3) кого из класса можно пригласить на день рожденья (условно «эмоциональный» критерий). Выбор в первую очередь равнялся 3 баллам, во вторую - 2, в третью - 1. Подсчитывался социометрический индекс по формуле

N

Z (R++R-)

C = ^-,

i N -1

где Ci - социометрический статус i-члена группы, R+ и R- - полученные i-членом выборы, N - число членов группы [2]. Согласно индексу испытуемым также присуждался ранг - на 1 месте по рангу оказывался наиболее выбираемый член группы.

Для диагностики по субъективному критерию применялись Шкалы оценки отношений с другими на основе методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, модификация Крыловой (2007) [1] испытуемые на шкалах оценивали уровень своих отношений с друзьями и одноклассниками и тот уровень отношений, которым были бы удовлетворены. Кроме того, определялся уровень удовлетворенности отношениями с классом, понимаемый как расхождение между уровнем притязаний в отношениях и актуальным на данный момент. Статистическая обработка выполнялась с помощью программы SPSS 19.0.

Результаты

Объективный критерий отношений с одноклассниками

Таблица 1

Корреляционные взаимосвязи показателей эгоцентризма-социоцентризма и показателей

статуса в классе

статус Личный миф Р Воображаемая аудитория Р Общественно-политические интересы Р Реальная общественно-политическая активность Р

«учебный» (индекс) - 0,085 0,132 0,021 0,714 0,131* 0,02 0,119* 0,034

Продолжение табл. 1

статус Личный миф Р Воображаемая аудитория Р Общественно-политические интересы Р Реальная общественно-политическая активность Р

«лидер группы» (индекс) - 0,01 0,86 - 0,019 0,731 0,148** 0,009 0,140* 0,013

«эмоциональный» (индекс) - 0,089 0,116 - 0,044 0,434 0,065 0,252 0,085 0,131

«эмоциональный» (ранг) 0,122* 0,03 0,061 0,283 - 0,068 0,225 - 0,093 0,097

* - корреляция значима на уровне 0,05 ** - корреляция значима на уровне 0,01

В таблице 1 показаны 4 шкалы опросника «Подросткового эгоцентризма-социоцентризма», по которым удалось выявить статистически значимые корреляционные взаимосвязи показателей эгоцентризма-социоцентризма и показателей статуса в классе. Мы можем видеть здесь, что при нахождении корреляции между «личным мифом» и статусом по эмоциональному критерию обнаружен достаточный уровень достоверности, но только в отношении рангового показателя статуса, а не социометрического индекса: г = 0,122, р < 0,05. Данный результат, тем не менее, можно интерпретировать так, что с возрастанием «личного мифа» статус подростка в классе по эмоциональному критерию снижается.

Обнаружена также взаимосвязь между статусом по условно учебному критерию (в данном случае речь идет именно о социометрическом индексе) и общественно-политическими интересами г = 0,131, р < 0,05, им же и реальной социально-политической активностью г = 0,119, р < 0,05. Т.е. с увеличением у испытуемых статуса по учебному критерию также возрастает выраженность компонентов социоцентрических показателей у испытуемых.

Получена корреляция между социометрическим индексом по критерию «лидера группы» и компонентами общественно-политических интересов - г = 0,148, р < 0,01, реальной общественно-политической активности - г = 0,140, р < 0,05. Мы можем заключить, что при возрастании статуса по критерию «лидера группы» возрастают социоцентрические показатели. Таким образом, чем выше социоцентрическая направленность, тем выше статус по деловому критерию и вместе с тем, выше статус по критерию «лидера группы». При этом чем выше личный миф, тем ниже статус по эмоциональному критерию.

Субъективный критерий отношений с одноклассниками

Как видно в таблице 2, показатель по шкале «воображаемая аудитория» коррелирует с разностью между удовлетворительным и актуальным уровнем отношений с классом на высоком уровне значимости: г=0,179, р<0,001. Это означает, что чем больше у испытуемых выражена «воображаемая аудитория», тем ниже удовлетворенность отношениями с классом.

Результаты по шкале общественно-политические интересы значимо коррелируют с субъективной оценкой отношений, то есть чем выше эти интересы - тем выше испытуемые

оценивают свои отношения с одноклассниками (г = 0,178, р < 0,05).Так же, чем выше у испытуемых социально-политическая активность, тем выше они оценивают свои отношения с одноклассниками (г = 0,145, р = 0,01).

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи показателей эгоцентризма-социоцентризма и средней оценки отношений с друзьями и одноклассниками, удовлетворенностью отношениями во всей

выборке

Шкалы ЛЕ8 Оценка отношений с одноклассниками Разность удовлетворительного и актуального уровня отношений

Личный миф - 0,027 0,098

Р 0,632 0,082

Воображаемая аудитория 0,011 0,179**

Р 0,842 0,001

Общественно-политические интересы 0,118* 0,041

Р 0,036 0,469

Реальная общественно-политическая активность 0,145** 0,073

Р 0,010 0,194

* - корреляция значима на уровне 0,05 ** — корреляция значима на уровне 0,01

Обсуждение

Объективный критерий: статусные отношения в группе, привлекательность испытуемых в классе

Согласно нашим результатам, подростков с более выраженной социоцентрической направленностью чаще выбирают в качестве дальнейшего товарища по учебе, а также «лидера группы» в ситуациях, напрямую не связанных с учебой. Выраженность же такого эгоцентрического компонента, как «личный миф», который отражает уверенность испытуемого в собственной исключительности, уникальности, наоборот, связана с тем, что подросток оказывается менее привлекательным для одноклассников в эмоциональном плане.

Субъективный критерий: собственная оценка отношений со сверстниками

Результаты показывают наличие отрицательной взаимосвязи удовлетворенности отношениями с классом и выраженности воображаемой аудитории: более выраженное ощущение внимания со стороны других, представление о том, что другие постоянно оценивают личность и поведение подростка, оказывается связано с тем, что подросток меньше удовлетворен своими отношениями с одноклассниками. С другой стороны, социоцентрические компоненты интерес к социуму, желание действовать в соответствии с социальными целями, обращенность к другим, — которые связываются исследователями с освобождением от эгоцентризма, оказываются связаны с ощущением более благоприятных отношений с другими.

Результаты нашего исследования показали, что выраженность социоцентрических компонентов: направленность на других, интерес к социальным вопросам и реальная общественная активность, имеющаяся у подростков, оказываются связаны с построением более

благоприятных отношений с классом как по объективному критерию - привлекательности для группы, так и по субъективному - собственной оценке отношений со сверстниками.

Результаты подтверждают предположение о том, что взаимосвязи между показателями эгоцентрических и социоцентрических компонентов и отношениями со сверстниками различаются. В частности, социоцентрическая направленность оказалась связана с построением более благоприятных отношений как по объективному (статус в группе и привлекательность для других членов группы), так и по субъективному (собственная оценка отношений со сверстниками) критериям. Однако среди эгоцентрических компонентов наиболее важным с точки зрения построения отношений оказывается компонент воображаемой аудитории: в отношении эгоцентрических переживаний, заключающихся в конструировании воображаемой аудитории и ожидании внимания, преимущественно негативного, со стороны других, можно сказать, что выраженность данных переживаний связана с ухудшением отношений со сверстниками.

Библиографический список

1. Крылова М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: - СПб., 2007.

2. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М.: 2002.

3. Рябова Т.В. Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков и взрослых: Дис. ... канд. псих, наук. - М., 2003.

4. Elkind D. Egocentrism in adolescence. Child Development, 38, 1967, pp.1025-1034.

5. Elkind D., Bowen R. Imaginary audience behavior in children and adolescents, Developmental Psychology, 15, 1979, 33-44.

6. Enright R.D., Lapsley D.K. &Shukla D.G. Adolescent egocentrism in early and late adolescence. Adolescence, 14, 1979, pp. 687-695.

7. Enright R.D., Shukla D.G &Lapsley D.K. Adolescent egocentrism-sociocentrism and self-consciousness. Journal of Youth and Adolescence, 9, 1980, 101-116.

8. Lapsley D.K. & Rice K.G. The "new look" at the imaginary audience and personal fable: Toward a general model of adolescent ego development. In D.K. Lapsley& F. Power (Eds.), Self, ego, and identity: Integrative approaches (pp. 109-129). New York, 1988.

9. Vartanian L.R. Revisiting The Imaginary Audience and Personal Fable Constructs of Adolescent Egocentrism: A Conceptual Review, Adolescence, 35, 2000, 639-661.

И.Г. Тучкова

ТЕКСТЫ СМИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения текстов СМИ для преподавания иностранных языков. Автором обозначены различные виды текстов СМИ, которые наиболее часто используются в преподавании иностранных языков в современное время. В качестве примера представлен текст группы features. Автором разработаны упражнения к тексту, которые позволяют активизировать и пополнить лексический запас обучаемых, а также развить навыки ведения беседы.

Ключевые слова: тексты СМИ, преподавание иностранных языков, группа features, лексика, навыки говорения.

© Тучкова И.Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.