Научная статья на тему 'ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая культура / текстовая задача / младший школьник / mathematical culture / text problem / junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уртенова Альбина Умбаровна

Целью статьи является изучение возможности формирования математической культуры у младших школьников при обучении математике. В статье рассматривается сущность математической культуры личности и возможности ее формирования в начальном курсе математики. В исследовании сделана попытка обобщить и представить технологию составления текстовых задач младшими школьниками и влияние на формирование математической культуры младших школьников. Обучение младших школьников составлению текстовых задач усиливает познавательную активность младших школьников при обучении математике и повышает качество знаний по математике и как следствие их математическую культуру. Большую роль играет самостоятельное составление задач детьми в обучении решению текстовых задач. При составлении тех или иных видов задач учащиеся имеют возможность отчетливо познакомиться с их структурой, а это является важной предпосылкой правильных рассуждений, необходимых при решении задач. Большую роль в формировании математической культуры играет составление текстовых задач учащимися. Составление и решение задач способствует подготовке подрастающего поколения к творческо-практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой. Таким образом, в выводах отмечается, что большую роль в формировании математической культуры может играть составление текстовых задач учащимися. Составление и решение задач способствует подготовке подрастающего поколения к творческо-практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой, а также способствует более четкому пониманию того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to study the possibility of forming a mathematical culture in younger schoolchildren when teaching mathematics. The article examines the essence of the mathematical culture of the individual and the possibilities of its formation in the initial course of mathematics. The study attempts to generalize and present the technology of composing text tasks by younger schoolchildren and the impact on the formation of the mathematical culture of younger schoolchildren. Teaching younger schoolchildren to compose text tasks enhances the cognitive activity of younger schoolchildren when teaching mathematics and improves the quality of knowledge in mathematics and, as a consequence, their mathematical culture. An important role is played by the independent compilation of tasks by children in teaching the solution of text tasks. When composing certain types of tasks, students have the opportunity to clearly get acquainted with their structure, and this is an important prerequisite for correct reasoning necessary when solving problems. An important role in the formation of mathematical culture is played by the compilation of text tasks by students. The compilation and solution of tasks contributes to the preparation of the younger generation for creative and practical activities based on the close connection of theory with practice. Thus, the conclusions note that a large role in the formation of mathematical culture can be played by the compilation of text tasks by students. The compilation and solution of tasks contributes to the preparation of the younger generation for creative and practical activities based on the close connection of theory with practice, and also contributes to a clearer understanding that, with the help of numbers, the ratio of really existing things is reflected.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

белые (цвет), маленькие (размер), ношенные (новизна), рваные (плотность) и т.д. Следует верно обозначить условия работы по теме урока в игровой форме, а именно: исключить возможность употребления в ответе одного существительного несколькими учащимися, обращать внимание школьников на верное согласование слов, установить очередность ответов обучающихся по рядам и партам или по журналу класса.

Элементарным примером подобной филологической изобретательской задачи может служить цепочка: часы - круглые, квадратные, овальные, треугольные, ромбовидные и др. (признак формы); коричневые, синие, белые, бордовые, темно-зеленые и др. (признак цвета); стеклянные, деревянные, золотые, серебряные, пластиковые и др. (признак материала), небольшие, огромные, маленькие, миниатюрные, крупные (признак размера) и т.д.

Предлагая учащимся самостоятельно подобрать прилагательные к существительным, мы одобряем их интерес, проявляем и свою заинтересованность в лучшем усвоении темы школьниками.

Выводы. Таким образом, ТРИЗ-педагогика становится познавательно-мотивационной технологией обучения русскому языку в добровольной, игровой форме. Креативность мышления как положительный и обязательный момент является одной из характеристик обучения по системе ТРИЗ-педагогики, что в дальнейшем, при должном развитии, обеспечивает возможность разрешения школьниками проблемных вопросов и нахождения нестандартных вариантов решений и ответов. ТРИЗ-педагогика становится тем самым наиболее продуктивным методом развития интеллектуальных способностей детей, внушая намерение к целесообразному повышению качества жизни человека как отдельного индивида и общества как системы в целом.

Литература:

1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.

2. Гин, A.A. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить / A.A. Гин. - Москва: Вита-Пресс, 2016,- 96 с.

3. Койчуева, М.А. О ТРИЗ-педагогике и ее основополагающих принципах / М.А. Койчуева // Актуальные проблемы воспитания и обучения: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции обучающихся. -2022. - С. 72-77

4. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1988. - 240 с.

5. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - Москва: Айрис-пресс, 2004.-448 с.

6. Хрестоматия по методике русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / [Б.П. Панов и др.]; под ред. Б.П. Панова. - Москва: Просвещение, 1991. -272 с.

7. Ширяева, В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учебно-методическое пособие / В.А. Ширяева. - Саратов: Научная книга, 2006. - 72 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Уртенова Альбина Умбаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Целью статьи является изучение возможности формирования математической культуры у младших школьников при обучении математике. В статье рассматривается сущность математической культуры личности и возможности ее формирования в начальном курсе математики. В исследовании сделана попытка обобщить и представить технологию составления текстовых задач младшими школьниками и влияние на формирование математической культуры младших школьников. Обучение младших школьников составлению текстовых задач усиливает познавательную активность младших школьников при обучении математике и повышает качество знаний по математике и как следствие их математическую культуру. Большую роль играет самостоятельное составление задач детьми в обучении решению текстовых задач. При составлении тех или иных видов задач учащиеся имеют возможность отчетливо познакомиться с их структурой, а это является важной предпосылкой правильных рассуждений, необходимых при решении задач. Большую роль в формировании математической культуры играет составление текстовых задач учащимися. Составление и решение задач способствует подготовке подрастающего поколения к творческо-практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой. Таким образом, в выводах отмечается, что большую роль в формировании математической культуры может играть составление текстовых задач учащимися. Составление и решение задач способствует подготовке подрастающего поколения к творческо-практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой, а также способствует более четкому пониманию того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей.

Ключевые слова: математическая культура, текстовая задача, младший школьник.

Annotation. The purpose of the article is to study the possibility of forming a mathematical culture in younger schoolchildren when teaching mathematics. The article examines the essence of the mathematical culture of the individual and the possibilities of its formation in the initial course of mathematics. The study attempts to generalize and present the technology of composing text tasks by younger schoolchildren and the impact on the formation of the mathematical culture of younger schoolchildren. Teaching younger schoolchildren to compose text tasks enhances the cognitive activity of younger schoolchildren when teaching mathematics and improves the quality of knowledge in mathematics and, as a consequence, their mathematical culture. An important role is played by the independent compilation of tasks by children in teaching the solution of text tasks. When composing certain types of tasks, students have the opportunity to clearly get acquainted with their structure, and this is an important prerequisite for correct reasoning necessary when solving problems. An important role in the formation of mathematical culture is played by the compilation of text tasks by students. The compilation and solution of tasks contributes to the preparation of the younger generation for creative and practical activities based on the close connection of theory with practice. Thus, the conclusions note that a large role in the formation of mathematical culture can be played by the compilation of text tasks by students. The compilation and solution of tasks contributes to the preparation of the younger generation for creative and practical activities based on the close connection of theory with practice, and also contributes to a clearer understanding that, with the help of numbers, the ratio of really existing things is reflected.

Key words: mathematical culture, text problem,junior high school student.

Введение. Содержание начальной математической подготовки составляют различные задания арифметического содержания, геометрическая и алгебраическая составляющие, а также текстовые задачи, которые играющие важную роль в математическом образовании учащихся. Важнейшая задача, которая возникает у учителя при обучении математике, - как преодолеть абстрактный характер математики и сложность в ее восприятии математики младшими школьниками. Преодолеть формальный подход в преподавании можно, если, постараться продемонстрировать связь теоретического материала с практикой, с жизнью. Такую практическую связь возможно осуществить через определенную работу над текстовыми задачами, прежде всего, через их содержание. Необходимо проводить целенаправленную и планомерную работу над задачами, предложенными в учебнике, а также учить детей самостоятельно конструировать задачи. Важно научить детей самостоятельно составлять текстовые задачи, ответственно подходить сбору материала для того чтобы их составлять, грамотно формулировать. Правильно организованная работа по составлению задач, будет способствовать формированию познавательного интереса у младших школьников, и как следствие, осознанное восприятие теоретического материала, а в итоге к формированию математической культуры (МК). Формирование основ МК у учащихся начальных классов возможно осуществлять через работу над задачами, основанными на числовых данных о природе родного края, на материалах экологического характера. Неотъемлемой частью таких задач является элемент занимательности. Посредством самостоятельно составленных задач легче заложить у учащихся начальных классов основы интереса к исследовательской деятельности и самостоятельной работе. Сознательность усвоения знаний, повышается, когда эти знания находят свое приложение на практике. Использованию полученных при обучении математике теоретических знаний будут способствовать задачи, составленные самостоятельно, всякого рода работы практического характера.

С целью осуществления задач по закладыванию основ МК важную роль может играть специально организованная деятельность учащихся по решению математических задач. Задачи, могут быть составлены самим педагогом, но еще важнее научить младших школьников составлять сюжетные задачи. В содержании текстовых задачах можно отразить достаточно ярко многие жизненные явления, характеризующиеся числом и мерой. Работа по составлению и решению сознательно составленных задач будет способствовать формированию у учеников младшего школьного возраста таких качеств как самостоятельность, ответственность, добросовестность, интерес к исследовательской деятельности, которая основана на взаимосвязи теории с практикой, а также будет способствовать осознанному пониманию того, что, в математике отражается соотношение тех вещей, которые реально существуют.

Работа, связанная с добыванием числовых данных для составления и последующего решения задач, заключается очень часто в непосредственном измерении, взвешивании, подсчете. Дети проводят эти операции целенаправленно и с интересом, что формируют у них и важные качества личности. Содержание заданий для составления текстовых будут разнообразные. При их составлении необходимо ориентироваться на цели и задачи занятия, программный материала, индивидуальные особенности обучающихся и многие другие факторы. Очевидно, что как в любом педагогическом процессе, здесь, не должно быть места рецептурности - и здесь успех дела решает творчество учителя.

В успешном обучении решению текстовых задач важную роль играет самостоятельное составление задач детьми. При составлении различных сюжетных задач учащиеся имеют возможность отчетливо познакомиться со структурой задачи, а это является важной предпосылкой правильных рассуждений, которые особенно важны и необходимы при работе над текстовой задачей.

Исследую данный вопрос, необходимо рассматривать такие аспекты, как роль текстовых задач в курсе математики начальных классов, возможные виды работ над различными текстовыми задачами, тематика составляемых задач, предварительная работа при их составлении, формулировка основных требований, которые предъявляются к тексту задачи; важно определить, в какой мере можно и необходимо привлекать младших школьников к добыванию числового материала для задач, каким образом возможно применять сконструированные задачи на занятиях и дома.

Нами рассматривался вопрос о технологии составления разнообразных текстовых задач обучающимися, приводилась классификация и тематика утилитарных задач, примеры задач с недостающими данными.

Специально организованная работа над разнообразными текстовыми задачами, в том числе, их составление самостоятельно, усиливает познавательную активность учащихся младших классов, повышает качество знаний по математике и как следствие формируют основы МК.

В исследовании сделана попытка обобщить и обосновать технологию работы по составлению текстовых задач учащимися начальных классов и влияние на формирование их МК.

Изложение основного материала статьи. Бесспорно, что все приобретенные знания зачастую забываются: теоремы, таблицы, свойства, правила. А те базовые знания, которыми мы обладаем, которые становятся личным достижением личности, остаются навсегда в памяти человека и можно считать его МК.

В целом, можно отметить, что для успешного формирования МК у учащихся необходимо создание условий, направленных на:

- постижение комплексом знаний в области математики, умений и навыков;

- вырабатывание эвристического, алгоритмического и абстрактного мышления;

- организация и воспитание у школьников необходимости и способности непрерывно расширять и углублять свои познания;

- формирование и развитие математического языка;

- вырабатывание и развитие морально-этических качеств личности, адекватных соответствующие процессу осмысленной математической деятельности [3].

Важно, чтобы ученик, обладал прочными знаниями в области математики, умел грамотно и эффективно взаимодействовать на языке математики (излагать информацию и воспринимать). Сформированные коммуникативные умения будут служить основанием сформированности логического мышления, умения рассуждать и анализировать, и составляют основу МК. Умение использовать математический язык для описания окружающей действительности является более важным, чем знание правильного ответа.

В статьях мы, вслед за Шихалиевым Х.Ш. [4]. определили, что математическая культура - это уровень развития человечества в использовании математического языка для общения и понимания, а также осознанное использование этого языка; является неотъемлемой частью общей культуры и важна для успешной адаптации в современном мире; умение анализировать и решать проблемы с помощью математической культуры является ключевым навыком для личности.

Конечно, понятие «математическая культура» сложное и многогранное, важно понимать, что МК является частью общечеловеческой культуры и представляет более совершенный вариант этой культуры и в итоге, хорошо устроенный мозг, важнее, чем мозг, который наполнен знаниями. Это подтверждает тезис Г.В. Дорофеева, где: «объем знаний определяется как эрудиция, а способность использовать это знание - как уровень интеллектуального развития» [2]. Однако, первое условие необходимое, но недостаточно для характеристики уровня развития личности, а второе условие не может быть успешно реализовано без определенного объема знаний.

В процессе развития МК у школьников большой вклад вносит решение текстовых задач. Конструирование текстовых задач, их решение, будет способствовать подготовке молодых людей к самостоятельной и эффективной жизнедеятельности, основанной на тесной связи теории и практики, а также способствует более четкому осмыслению того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей [2].

Следует отметить, использование в курсе математики задач, которые составили педагог, ученики, имеют большое воспитательное значение. Сюжетные задачи, составленные самими учениками ярко отражают разнообразные жизненные ситуации, характеризующиеся количеством и мерой.

Конструирование задач и дальнейшая работа над ними будет способствовать подготовке детей к созидательной и креативной деятельности, которая основана на понимании связи теории и практики, будет способствовать четкому пониманию того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей. Продуманная, правильно организованная работа по конструированию младшими школьниками оригинальных, сюжетных задач способствует формированию умения решать задачи.

Вопросы по развитию познавательного интереса играют ключевую роль в формировании МК ученика младшего школьного возраста. «Познавательный интерес - это личностная характеристика учащихся, черта их характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности и активности, а интерес проявляется в избирательном отношении учащихся к тому или иному предмету», - говорится в профессиональной литературе. Познавательные интересы и формирование МК взаимосвязаны. С одной стороны, познавательный интерес является источником, который служит основой для достижения цели обучения, т.е. МК, а с другой стороны, познавательный интерес является результатом совершенствования МК и способствует процессу приобретения математических знаний» [1].

Эффективно организовывать мероприятия с целью формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста следует, используя прогностические методы, выявить те факторы, которые влияют на этот процесс. Располагая подобным материалом, возникает возможность и необходимость планировать действенную деятельность по повышению познавательного интереса у обучающихся начальных классов.

Взаимопроникновение обучения и воспитания в процессе преподавания предполагает этическое, эстетическое воспитание, развитие кругозора и мировоззрения. В данном аспекте уроки математики, на которых ученики начальных классов получают информацию лишь математического характера, нельзя считать полноценным. Ибо абстрактные математические схемы практически на каждом занятии должны дополняться и иллюстрироваться весьма различным конкретным содержанием. Это позволит учителю зафиксировать внимание учащихся на фактах и цифрах, поддерживающих и укрепляющих их любовь к Родине, усилить их творческую активность.

Выводы. Формирование основ МК личности возможно посредством использования составленных задач. Критерием эффективности использования составленных задач явился уровень учебно-познавательного интереса учащихся. Поскольку повышение уровня учебно-познавательного интереса учащихся положительно влияет на их успеваемость, то дополнительным критерием эффективности предлагаемой методики был взят уровень успеваемости учащихся по математике. Посредством самостоятельно составленных задач легче заложить у учащихся начальных классов основы интереса к исследовательской деятельности и самостоятельной работе.

Текстовые задачи необходимо составлять таким образом, чтобы они служили изучению материала, более полноценному усвоению основ математики, и расширению кругозора учащихся, их знаний о природе родного края, о состоянии культуры, спорта, образования и т.д.. Составленные задачи могут нести большую информационную нагрузку, по содержанию будут близки школьнику, легко им воспринимаемы и как следствие будет формировать основы его МК.

Литература:

1. Далингер,В.А.Пути дальнейшего развития школьного математического образования / В.А Далингер //Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представл. на Междунар. науч. конф. «67 Герценовские чтения». -СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 196-200

2. Дорофеев, Г.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике / Г.В Дорофеев // Математика в школе. - 2008. - № 5. - С. 25-28

3. Маркушевич, А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе / А.И. Маркушевич // На путях обновления школьного курса математики. - М.: Просвещение, 1978. - С. 29-48

4. Уртенова, А.У. Математическая культура: структура и содержание / А.У. Уртенова, Н.С. Уртенов // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №4. - С. 51-54

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Прасолов Виктор Николаевич

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РЕФЛЕКСИВНОГО

ПОДХОДА

Аннотация. Выпускникам военных вузов войск национальной гвардии, в своей профессиональной деятельности, приходится выполнять сложные задачи в различных условиях обстановки. Успешность выполнения поставленных задач зависит от подготовленности подразделения, таким образом, обучение подчиненных является важным направлением в деятельности командира. В этой связи формирование педагогической компетенции представляется весьма актуальной задачей профессиональной подготовки будущих офицеров, требующей от педагога поиска и реализации инновационных способов и подходов в обучении. В статье представлены педагогические стратегии рефлексивного подхода в подготовке будущих офицеров к проведению учебных занятий. Их реализация интерпретируется как инновационный способ обучения. Необходимым условием реализации педагогических стратегий выступает методическое обеспечение. Авторами раскрывается понятие методического обеспечения, его содержание и дидактический аспект реализации педагогических стратегий. Методическое обеспечение призвано систематизировать реализацию педагогических стратегий, корректировать и диагностировать эффективность их применения. Стратегии рефлексивного подхода выступают инновационным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.