Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ-педагогика / методика обучения русскому языку / теория решения изобретательских задач / креативное мышление / разрешение противоречий / успешное обучение / TRIZ-pedagogy / methods of teaching the Russian language / theory of inventive problem solving / creative thinking / conflict resolution / successful learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узденова Аминат Юрьевна

В статье автором обосновывается валидность применения принципов и методов ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка для формирования у обучающихся образовательных учреждений креативного подхода к изучению проблемных вопросов и нахождению нестандартных вариантов ответов. Конкретно обозначены основополагающие принципы обучения в ТРИЗ-педагогике; произведен анализ типов уроков в методике обучения русскому языку и выделены их особенности и структурные компоненты; представлена филологическая изобретательская задача, определяющая степень понимания изучаемой темы и способствующая лучшему ее закреплению учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Узденова Аминат Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author substantiates the validity of the application of the principles and methods of TRIZ-pedagogy in Russian language lessons to form a creative approach to the study of problematic issues and finding non-standard answers among students of educational institutions. The fundamental principles of teaching in TRIZ-pedagogy are specifically outlined; the types of lessons in the methodology of teaching the Russian language are analyzed and their features and structural components are highlighted; a philological inventive task is presented that determines the degree of understanding of the topic being studied and contributes to its better consolidation pupils.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 371.3:81.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Узденова Аминат Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье автором обосновывается валидность применения принципов и методов ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка для формирования у обучающихся образовательных учреждений креативного подхода к изучению проблемных вопросов и нахождению нестандартных вариантов ответов. Конкретно обозначены основополагающие принципы обучения в ТРИЗ-педагогике; произведен анализ типов уроков в методике обучения русскому языку и выделены их особенности и структурные компоненты; представлена филологическая изобретательская задача, определяющая степень понимания изучаемой темы и способствующая лучшему ее закреплению учащимися.

Ключевые слова: ТРИЗ-педагогика, методика обучения русскому языку, теория решения изобретательских задач, креативное мышление, разрешение противоречий, успешное обучение.

Annotation. In the article the author substantiates the validity of the application of the principles and methods of TRIZ-pedagogy in Russian language lessons to form a creative approach to the study of problematic issues and finding non-standard answers among students of educational institutions. The fundamental principles of teaching in TRIZ-pedagogy are specifically outlined; the types of lessons in the methodology of teaching the Russian language are analyzed and their features and structural components are highlighted; a philological inventive task is presented that determines the degree of understanding of the topic being studied and contributes to its better consolidation pupils.

Key words: TRIZ-pedagogy, methods of teaching the Russian language, theory of inventive problem solving, creative thinking, conflict resolution, successful learning.

Введение. Современный этап развития педагогической науки претерпевает непредвиденные образовательные реформы. С 1 сентября 2023 года в школьную структуру обучения внедряют единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), нацеленные на повышение качества среднего образования в стране. Если уровень успешного обучения определяют ЗУН учащихся, то уместно обратиться к функциональным возможностям ТРИЗ-педагогики как системы результативного формирования продуктивной мыслительной деятельности и личности каждого ученика.

Логика как наука о мышлении оперирует множеством дефиниций, и важнейшими компонентами познания человеком реальности являются три формы мыслительного отражения действительности: понятие, суждение, умозаключение. В рамках логики диалектической понятие отражает существенные признаки предметов однородных или одноэлементного класса; под суждением подразумевается утверждение о предмете или его свойствах, объективно истинное или ложное; умозаключение понимается как конечное знание, вычлененное из нескольких суждений (посылок).

ТРИЗ как методика успешного разрешения нетривиальных задач, в соответствии с законами логики, позволяет сопоставлять факты и предположения: выявить наиболее характерные понятия, выдвинуть суждение по исследуемому положению, сформулировать умозаключение. Логичность в разрешении всякого вопроса становится залогом достоверности и практичности ответа или решения. Однако достичь истинности в знании важно самостоятельно: не просто заучивать, но понимать и запоминать, применять на практике; опираться на собственные выводы.

Изложение основного материала статьи. ТРИЗ-педагогика своей целью преследует научить обучающихся образовательных учреждений выявлять логические отношения между предметами и явлениями; определять заведомо ложные формулировки вопросов и условия решения упражнений. Обратимся к истории создания и развития теории решения изобретательских задач и выясним ее значение в настоящее время.

В 40-50-е годы XX века группа инженеров-самоучек под предводительством Генриха Сауловича Альтшуллера исследовала процесс возникновения у изобретателей идей. Цель преследовали конкретную: смоделировать и проследить закономерности происхождения и протекания формирования ответа или решения задачи. Генрих Саулович проанализировал сотни тысяч авторских свидетельств для выявления принципов и алгоритмов успешного развития. Молодой инженер выдвинул основной постулат ТРИЗ, заключавший мысль о том, что всякая слаженная система имеет в основе своей объективные диалектические законы, которые возможно эффективно применять в разрешении сложных вопросов.

Первая статья Г. Альтшуллера и Р. Шапиро «О психологии изобретательского творчества», опубликованная в журнале «Вопросы психологии» 1956 года, произвела ошеломляющий эффект разорвавшейся бомбы на ученых, занятых изучением специфики творческих процессов. Теория Генриха Сауловича опровергла преобладавшее на тот момент мнение о появлении изобретений из случайных вспышек озарения. Идею основы изобретательства в критическом анализе задачи и выявлении в ней противоречия, препятствующего решению, а не в случайном и длительном по времени поиске методом проб и ошибок, научного «тыка», активизации мышления, приняли как долгожданное открытие в области изучения мыслительных процессов человеческого сознания.

В 1959 году был опубликован разработанный на базе 40 наиболее универсальных позиций алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), в то время называемый «методикой изобретательского творчества». Альтшуллер непрестанно совершенствовал набор алгоритма, внедряя все новые и новые модификации. Вскоре первоначально короткие последовательности довольно простых логических операций были объединены в первую книгу о новой методологии изобретательства, изданную в 1961 году. ТРИЗ находит место в педагогике, психологии, экономике, рекламе, политике. На 1979 год в 80 городах успешно функционировали около 100 институтов и школ, практикующих теорию решения изобретательских задач.

Однако после распада Советского Союза и идеологической ориентации новоформирующегося государства на западные каноны, отечественная технология нахождения нестандартных ответов на нетипичные задачи теряет популярность, что приводит к постепенному прекращению ее изучения.

Уроки русского языка в средней школе сегодня позволяют учащимся развиваться как личностям: закладывается фундамент коммуникативных навыков и отношений в группе, формируется овладение литературно грамотной устной и письменной речью, раскрываются познавательные интересы и способности учеников. Для плодотворной работы в классе крайне важно не просто транслировать информацию от педагога-предметника к аудитории, а способствовать заинтересованности обучающихся в самостоятельном анализе предоставленных сведений. Достижение цели возможно при практическом применении некоторых приемов ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка.

Важно отметить, что стандартная система оценивания успеваемости школьников по пятибалльной шкале ограничивает определенными рамками желание учащихся предложить ответ на поставленную задачу. Обучающийся отчетливо осознает, что за неверное решение его активность на уроке могут оценить на балл ниже, что, соответственно, вынуждает его промолчать, не предлагать свой тезис. ТРИЗ-педагогика же стремление школьников найти логически правильное решение методом поиска и перебора возможных вариантов поощряет.

Эксперт ТРИЗ-педагогики Гин Анатолий Александрович выделяет пять основополагающих принципов обучения:

1. Принцип свободы выбора - предоставлять учащемуся право выбора в каждом допустимом случае при осознании им ответственности за его совершение.

2. Принцип открытости - не просто давать знания, но и демонстрировать границы их применения, генерируя задачи, допускающие несколько верных решений.

3. Принцип деятельности - освоение ЗУН преимущественно в практической форме: исследования, эксперименты, опыты.

4. Принцип обратной связи - педагог открыт для диалога с учениками, регулярно интересуется их успехами, отслеживает динамику расширения кругозора.

5. Принцип идеальности - учить извлекать максимально возможный коэффициент полезности при потреблении минимальных затрат.

«Концептуальная идея ТРИЗ-педагогики заключается в переходе от изжившей себя педагогики памяти - к педагогике мышления; от обременяющей педагогики исполнительности - к педагогике инициативности; от угнетающей педагогики принуждения - к педагогике социальной пробы. Важно осознать необходимость оброгации консервативной системы обучения в образовательных учреждениях страны и незамедлительно начать работу над внедрением методов ТРИЗ-педагогики в процесс получения знаний подрастающего поколения» [3, С. 75].

Активизировать познавательный интерес учащихся методом мотивации к изучению материала довольно просто при выборе и внедрении верной техники проведения урока русского языка. Включение элементов ТРИЗ-педагогики в процесс обучения способствует эффективному формированию заинтересованности школьников в овладении понятиями по теме занятия.

В теории и практике обучения русскому языку выделяются 3 основных типа уроков:

• урок изучения нового материала;

• урок закрепления знаний, умений, навыков;

• урок повторительно-обобщающий.

Учителями школ часто применяются комбинированные уроки, органично синтезирующие элементы изучения нового материала, его закрепления, дальнейшего обобщения полученных знаний.

Урок изучения нового материала базируется на усвоении закономерностей, присущих мышлению, памяти, восприятию, мотивационно-волевой сфере учащихся. Учителю обязательно уметь проследить процесс протекания мыслительного анализа школьников, связанного с абстрагированием, обобщением, систематизацией воспринимаемых сведений. Необходимо учитывать характер содержания подносимого материала и находить возможность задействовать каждый тип памяти обучающихся: моторный (двигательный), образный (зрительный, осязательный, слуховой), словесно-логический, эмоциональный.

Полагаясь на принципы дидактики, выделим непременные структурные компоненты уроков изучения нового материала:

1. Сообщение темы урока. Постановка целей занятия.

2. Повторение ранее изученных сведений для успешного усвоения новых.

3. Формулирование исследовательских задач у учащихся. Привлечение к теме урока нахождением интересных фактов, занимательной информации.

4. Познание нового материала через коммуникативную деятельность - беседа, рассказ, самостоятельная работа, блиц-опрос:

• наблюдение с выявлением существенных сторон нового материала;

• определение понятий и базовых правил.

5. Первичное закрепление нового материала:

• беседа с учащимися по содержанию рассмотренных сведений;

• предупредительные диктанты образного (зрительного, слухового) типа;

• выполнение упражнения по учебнику (с последующим анализом, работой над ошибками).

6. Подведение итогов урока. Задание на дом.

Урок закрепления знаний, умений, навыков обычно проводится вслед за изучением нового материала. Главная его цель - совершенствование самостоятельного, обдуманного применения полученной информации в нестандартных условиях, т. е. свободное владение сформированными навыками.

Общими чертами уроков данного типа являются:

1. Воспроизведение недавно усвоенных теоретических сведений на более высоком уровне обобщения.

2. Повторение и закрепление ранее изученного материала, связанного с новыми знаниями.

3. Поэтапный переход от работы простой, частично самостоятельной к работе повышенной сложности, полностью самостоятельной.

4. Дифференциация заданий в ходе их самостоятельного выполнения учащимися.

5. Разграничение возможных способов выполнения домашнего задания.

Повторительно-обобщающий урок проводят после изучения раздела или темы с целью углубленного обобщения усвоенных знаний и их систематизации. О проведении урока школьников предупреждают заранее. В ходе повторительно-обобщающего урока педагогом применяются все три формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

В качестве наглядной методы внедрения принципов ТРИЗ-педагогики в процесс обучения русскому языку мы готовы предложить пример наипростейшей логической задачи, определяющей степень понимания изучаемой темы и способствующей лучшему ее закреплению учащимися.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначающая признак предмета. Для школьников среднего звена понятие «признака» не обладает полнотой смысла. Необходимо пояснить категории признака: форма предмета, цвет, объем, размер, текстура, материал, плотность, новизна и прочее.

Можно предложить подобрать к существительным имена прилагательные по каждому из признаков. Например, мяч -круглый (форма), синий (цвет), резиновый (материал), целый (плотность), старый (новизна); брюки - хлопковые (материал),

белые (цвет), маленькие (размер), ношенные (новизна), рваные (плотность) и т.д. Следует верно обозначить условия работы по теме урока в игровой форме, а именно: исключить возможность употребления в ответе одного существительного несколькими учащимися, обращать внимание школьников на верное согласование слов, установить очередность ответов обучающихся по рядам и партам или по журналу класса.

Элементарным примером подобной филологической изобретательской задачи может служить цепочка: часы - круглые, квадратные, овальные, треугольные, ромбовидные и др. (признак формы); коричневые, синие, белые, бордовые, темно-зеленые и др. (признак цвета); стеклянные, деревянные, золотые, серебряные, пластиковые и др. (признак материала), небольшие, огромные, маленькие, миниатюрные, крупные (признак размера) и т.д.

Предлагая учащимся самостоятельно подобрать прилагательные к существительным, мы одобряем их интерес, проявляем и свою заинтересованность в лучшем усвоении темы школьниками.

Выводы. Таким образом, ТРИЗ-педагогика становится познавательно-мотивационной технологией обучения русскому языку в добровольной, игровой форме. Креативность мышления как положительный и обязательный момент является одной из характеристик обучения по системе ТРИЗ-педагогики, что в дальнейшем, при должном развитии, обеспечивает возможность разрешения школьниками проблемных вопросов и нахождения нестандартных вариантов решений и ответов. ТРИЗ-педагогика становится тем самым наиболее продуктивным методом развития интеллектуальных способностей детей, внушая намерение к целесообразному повышению качества жизни человека как отдельного индивида и общества как системы в целом.

Литература:

1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.

2. Гин, A.A. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить / A.A. Гин. - Москва: Вита-Пресс, 2016,- 96 с.

3. Койчуева, М.А. О ТРИЗ-педагогике и ее основополагающих принципах / М.А. Койчуева // Актуальные проблемы воспитания и обучения: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции обучающихся. -2022. - С. 72-77

4. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1988. - 240 с.

5. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - Москва: Айрис-пресс, 2004.-448 с.

6. Хрестоматия по методике русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / [Б.П. Панов и др.]; под ред. Б.П. Панова. - Москва: Просвещение, 1991. -272 с.

7. Ширяева, В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учебно-методическое пособие / В.А. Ширяева. - Саратов: Научная книга, 2006. - 72 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Уртенова Альбина Умбаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Целью статьи является изучение возможности формирования математической культуры у младших школьников при обучении математике. В статье рассматривается сущность математической культуры личности и возможности ее формирования в начальном курсе математики. В исследовании сделана попытка обобщить и представить технологию составления текстовых задач младшими школьниками и влияние на формирование математической культуры младших школьников. Обучение младших школьников составлению текстовых задач усиливает познавательную активность младших школьников при обучении математике и повышает качество знаний по математике и как следствие их математическую культуру. Большую роль играет самостоятельное составление задач детьми в обучении решению текстовых задач. При составлении тех или иных видов задач учащиеся имеют возможность отчетливо познакомиться с их структурой, а это является важной предпосылкой правильных рассуждений, необходимых при решении задач. Большую роль в формировании математической культуры играет составление текстовых задач учащимися. Составление и решение задач способствует подготовке подрастающего поколения к творческо-практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой. Таким образом, в выводах отмечается, что большую роль в формировании математической культуры может играть составление текстовых задач учащимися. Составление и решение задач способствует подготовке подрастающего поколения к творческо-практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой, а также способствует более четкому пониманию того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей.

Ключевые слова: математическая культура, текстовая задача, младший школьник.

Annotation. The purpose of the article is to study the possibility of forming a mathematical culture in younger schoolchildren when teaching mathematics. The article examines the essence of the mathematical culture of the individual and the possibilities of its formation in the initial course of mathematics. The study attempts to generalize and present the technology of composing text tasks by younger schoolchildren and the impact on the formation of the mathematical culture of younger schoolchildren. Teaching younger schoolchildren to compose text tasks enhances the cognitive activity of younger schoolchildren when teaching mathematics and improves the quality of knowledge in mathematics and, as a consequence, their mathematical culture. An important role is played by the independent compilation of tasks by children in teaching the solution of text tasks. When composing certain types of tasks, students have the opportunity to clearly get acquainted with their structure, and this is an important prerequisite for correct reasoning necessary when solving problems. An important role in the formation of mathematical culture is played by the compilation of text tasks by students. The compilation and solution of tasks contributes to the preparation of the younger generation for creative and practical activities based on the close connection of theory with practice. Thus, the conclusions note that a large role in the formation of mathematical culture can be played by the compilation of text tasks by students. The compilation and solution of tasks contributes to the preparation of the younger generation for creative and practical activities based on the close connection of theory with practice, and also contributes to a clearer understanding that, with the help of numbers, the ratio of really existing things is reflected.

Key words: mathematical culture, text problem,junior high school student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.