Научная статья на тему 'Текстовая скрепа «Итак» и её функционирование'

Текстовая скрепа «Итак» и её функционирование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРЕПА / ФУНКЦИЯ / РЕЗЮМЕ / СИГНАЛ / ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД-СЛЕДСТВИЕ / FUNCTION / SUMMARY / SIGNAL / LOGICAL / TEXT CLIP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюрин Павел Михайлович

В статье рассматривается текстовая скрепа «итак», являющаяся одним из классических представителей группы текстовых скреп. Выделяется ряд основных текстовых функций данной скрепы, а также несколько их более частных подтипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Text Clip Therefore and Its Functioning

The article describes text clip so, a classic text clips group representatives. Selects a number of basic text functions of the clip, as well as several more private subtypes.

Текст научной работы на тему «Текстовая скрепа «Итак» и её функционирование»

П. М. Тюрин

ТЕКСТОВАЯ СКРЕПА «ИТАК»

И ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

PAVEL M. TIURIN

TEXT CLIP "THEREFORE" AND ITS FUNCTIONING

Павел Михайлович Тюрин

Дальневосточный федеральный университет, кафедра современного русского языка ► turin2010@mail.ru

В статье рассматривается текстовая скрепа «итак», являющаяся одним из классических представителей группы текстовых скреп. Выделяется ряд основных текстовых функций данной скрепы, а также несколько их более частных подтипов.

Ключевые слова: скрепа, функция, резюме, сигнал, логический вывод-следствие.

The article describes text clip "so", a classic text clips group representatives. Selects a number of basic text functions of the clip, as well as several more private subtypes.

Keywords: text clip, function, summary, signal, the logical.

XX век в лингвистике ознаменовался бурным интересом к языковым макроструктурам, к числу которых относятся такие единицы, как предложение и текст, принадлежащие верхним уровням языковой иерархии. Одно из центральных мест в современной теории текста сейчас заняла разработка теории построения связного текста и текстовых категорий как его основных признаков. Под ними понимаются основные или, как определяет их И. Р. Гальперин, «дистинктивные» признаки текста, которые получают конкретные формы реализации и могут быть признаны категориями грамматическими. В ряду таковых выделяются целостность, связность, модальность, информативность и некоторые другие [1: 22]. При этом важнейшими традиционно считаются целостность и связность.

Особую важность пробрело изучение средств выражения внутритекстовых связей и отношений, главными из которых являются текстовые скрепы. Этот термин был введён в лингвистический обиход А. Ф. Прияткиной [6], употребившей его вслед за Л. А. Булаховским. Для обозначения данного языкового феномена есть иные термины, например, «релятив» — общее название для любых связующих слов не только в тексте, но и в предложении [3] или «коннектор», понятие, частично соответствующее понятию скрепы и используемое в работах, опирающихся на западную лингвистику [2: 125]. В данной статье используется термин «текстовая скрепа», или «скрепа».

Скрепа «итак», как считает А. Ф. Прияткина, является своеобразным эталоном текстовой скрепы, по которому можно определять специфику всей данной категории [6: 337]. Во-первых, область её функционирования ограничивается исключительно текстовым уровнем языка —

она является специфическим показателем внутритекстовых отношений; во-вторых, она, в отличие от союза, не предопределяет грамматической охарактеризованности тех частей текста, которые реализуют её валентности, в соответствии с чем не требует контакта с левым контекстом [Там же: 338], и, наконец, скрепа «итак» требует непременного интонационного и пунктуационного выделения в любом контексте, различна лишь степень её выделенности в синтагму [Там же: 339].

В плане сферы употребления скрепа «итак», как свидетельствует языковой материал, тяготеет к научно-популярным и научным текстам, хотя нередко встречается и в текстах публицистических, а также художественных. Что касается её функционального спектра, то традиционно здесь выделяется только функция присоединения логического вывода-следствия [4: 148; 5: 157], а также «итак» характеризуется как слово, обычно служащее введению заключительной части текста, которая может соотноситься со всей предыдущей [6: 336]. Однако, как показал проведённый нами анализ употребления данной скрепы, она обладает значительно более широкими функциональными возможностями. Так, мы смогли выделить 3 основные её функции — резюмирующую (функцию присоединения к определённому фрагменту текста резюмирующей части), сигнальную (подача сигнала о вводе в текст новой информации) и функцию присоединения логического вывода-следствия. Причём в первых двух типах выделяется ряд подтипов. В соответствии с этим можно говорить о нескольких функциональных разновидностях скрепы «итак»: резюмирующей, сигнальной и присоединяющей логический вывод-следствие. Рассмотрим их подробнее.

I. Резюмирующая скрепа. В данном случае слово «итак» присоединяет резюме, т. е. фрагмент текста, который в содержательном плане полностью или частично повторяет то, о чём говорилось раньше. Здесь возможно три варианта резюмирования.

1. Только резюмирующая. Содержание левого контекста скрепы в сжатой форме полностью дублируется в правом контексте, который состоит только из повтора, не включая в свой

состав ничего иного. Само же резюме завершает определённый смысловой блок текста. При таком резюмировании возможны два частных подтипа.

А. Резюмируется сам текст, в котором описывается какое-либо явление действительности или его состояние, а также ситуация в статическом состоянии, в завершённости. Иными словами, резюме ориентировано на текст, и цель его использования — акцентирование внимания на наиболее важных в содержательном плане моментах левого контекста скрепы.

— Много между нами есть старших и советом умнейших, но коли меня почтили, то мой совет: не терять, товарищи, времени и гнаться за татарином. Ибо вы сами знаете, что за человек татарин. Он не станет с награбленным добром ожидать нашего прихода, а мигом размытарит его, так что и следов не найдешь. Так мой совет: идти. Мы здесь уже погуляли. Ляхи знают, что такое козаки; за веру, сколько было по силам, отмстили; корысти же с голодного города не много. Итак, мой совет — идти [Н. В. Гоголь. Тарас Бульба].

Б. Резюмируется описанная в тексте ситуация, показанная в динамике.

Первым предстал перед Соломоном со своей жалобой некто Ахиор, ремеслом гранильщик. Работая в Беле Финикийском, он нашёл драгоценный камень, обделал его и попросил своего друга Захарию, отправлявшегося в Иерусалим, отдать этот камень его, Ахиоровой, жене. Через некоторое время возвратился домой и Ахиор. Первое, о чём он спросил свою жену, увидевшись с нею, — это о камне. Но она очень удивилась вопросу мужа и клятвенно подтвердила, что никакого камня она не получала [Далее рассказывается о том, что Захария в присутствии двух свидетелей говорил о том, что передал камень жене Ахиора.]

И вот теперь все четверо — Ахиор, Захария и двое свидетелей — стояли перед троном царя Израильского.

Соломон поглядел каждому из них в глаза поочерёдно и сказал страже:

— Отведите их всех в отдельные покои и заприте каждого отдельно.

И когда это было исполнено, он приказал принести четыре куска сырой глины.

— Пусть каждый из них, — повелел царь, — вылепит из глины ту форму, которую имел камень.

Через некоторое время слепки были готовы. Но один из свидетелей сделал свой слепок в виде лошадиной головы, как обычно обделывались драгоценные камни; другой — в виде овечьей головы, и только у двоих — у Ахиора и Захарии — слепки были одинаковы, похожие формой на женскую грудь.

И царь сказал:

— Теперь и для слепого ясно, что свидетели подкуплены Захарией. Итак, пусть Захария возвратит камень Ахиору и вместе с ним уплатит ему тридцать гражданских сиклей судебных издер-жжек и отдаст десять сиклей священных на храм. Свидетели же, обличившие сами себя, пусть заплатят по пяти сиклей в казну за ложное показание [А. И. Куприн. Суламифь].

2. Резюмирующая и дополняющая. В этом случае резюме содержит не только повтор того, о чём говорилось раньше, но и небольшое дополнение, т. е. информацию, которая раньше в тексте не появлялась. Такое резюме (как и в предыдущем случае) завершает определённый смысловой блок в тексте, и его цель — акцентировать внимание на наиболее важном и расширить его в содержательном плане. Соответственно резюме это может быть ориентировано только на сам текст, а не на ситуацию, описываемую в нём.

В ситуации усвоения действий все этапы, предшествующие первому осуществлению умственного действия, свёрнуты: «На первом этапе учащиеся, — пишет Н. Ф. Талызина, — получают необходимые разъяснения о цели действия, им показывают, на что следует ориентироваться при выполнении действия, как его надо выполнять. Это этап предварительного ознакомления с действием». Итак, в ситуации усвоения первоначальное, предварительное знание о действии задано, в ситуации же творчества даже это первоначальное знание ещё должно быть добыто и лишь затем подвергаться усовершенствованиям, шлифовке и т. д.

Любопытно, что при исследовании формирования умственных действий во втором смысле (т. е. в структуре творческой деятельности) можно наблюдать все те пять классических этапов, которые описывают П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина [О. К. Тихомиров. Психологические исследования творческой деятельности].

3. Резюмирующая и развивающая. В отличие от предыдущих случаев смысловой блок тек-

ста здесь резюме не завершает: правый контекст скрепы содержит дальнейшее содержательное развёртывание смыслового блока текста, которое формируется на основе резюме, т. е. за счёт компрессии информации и акцентирования внимания на наиболее важных моментах левого контекста скрепы. В этом случае резюме также ориентировано на текст.

Запомним следующую дату: 1068 — Восстание в Киеве.

Как видите, здесь получается следующая цепочка: купола церквей (Киев), мужики с вилами (восстание), нашивка (068). Запоминать её лучше комбинацией методов «Рассказ» и «Наложение». Сначала представляем «картинку» события, т.е. место, героя и ситуацию. Например, в данном случае представляем место — Собор, герои — мужики с вилами, ситуация — восстание. Желательно, чтобы вы представили событие по описанию учебника, но вместо незнакомых названий и имён представляли знакомых людей и известные предметы. Например, слово «Собор» можно представить, как известный вам собор, который вы часто видите или посещаете. А мужики с вилами — это ваши соседи, например. Что касается ситуации, сами догадайтесь...

Итак, представили ситуацию со своими знакомыми и в известном вам месте. Как вы догадались, мы использовали метод «Рассказ».

А теперь выделяем из этой ситуации ключевой образ, т.е. самый яркий образ. В нашем случае, ключевой образ — мужик с вилами. И потом «накладываем» на ключевой образ число 068, т.е. «нашивку».

Удерживая в воображении этот ключевой образ одновременно произносим вслух «Восстание в Киеве — 1068 г.».

[Далее приводится ещё один пример для запоминания.]

Запомним ещё одну историческую дату: 1612 — Создание Второго ополчения под руководством Минина и Пожарского.

Представляем «картинку» события и в неё помещаем 612, т.е. «шакала».

А теперь потренируйтесь самостоятельно и запомните следующие исторические даты [Е. Е. Васильева. Секреты запоминания чисел].

II. Сигнальная скрепа. При таком использовании «итак» даёт сигнал о вводе в текст новой информации, которая не является логическим

продолжением левого контекста скрепы. Здесь возможны два варианта.

1. Сигнал через связь с левым контекстом,

когда правый контекст скрепы в содержательном плане так или иначе связан с контекстом левым.

4. Умение поддерживать высокую работоспособность.

«При умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но при этом сохранить на долгие годы, может быть, на всю жизнь, умственную работоспособность», — отмечал профессор Н. Е. Введенский.

Итак, как же поддерживать высокую работоспособность? Для этого нужно:

1) определить время максимальной работоспособности;

2) постепенно входить в рабочий процесс;

3) делать перерывы во время работы [Е. Е. Васильева. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить].

2. Сигнал без связи с левым контекстом,

когда правый контекст скрепы не связан с левым содержательно и, по сути, является началом другого смыслового блока в тексте (или самостоятельным смысловым блоком).

ВИЖУ ЦЕЛЬ — НЕ ВИЖУ ПРЕГРАДЫ!

Эта фраза очень помогает при достижении цели развития памяти, повышения интеллектуального уровня, самопознания, высвобождения скрытых возможностей, заложенных в каждом человеке.

Итак, приступайте к освоению программы урока 1. Своими чёткими лаконичными рекомендациями мы постараемся помочь вам в этом.

Последующие уроки программы «Сатори» вам покажутся проще, так как урок 1 — самый сложный урок в программе [О. А. Андреев. Техника тренировки памяти].

III. Скрепа, присоединяющая логический вывод. В этом случае правый контекст скрепы в содержательном плане — новая информация, которая ранее не звучала в тексте, но логически вытекает из левого контекста скрепы.

Оказывается, как сильный шум, так и полная тишина являются сильными раздражителями и одинаково отрицательно сказываются на работоспособности. Экспериментально доказано, что устранение слабых раздражителей, создание идеальных условий тишины приводит к снижению

производительности умственной деятельности. Идеальная тишина действует угнетающе, мешает сосредоточиться, вызывает чувство беспокойства или, наоборот, сонливость.

Итак, помехи нужны. Но какие? Вероятно, это тихая, приятная музыка, тиканье часов, шорох читального зала. Эти помехи вы не замечаете, они не мешают вам сосредоточиться. В помещении должен присутствовать определённый шумовой фон — около 25 децибел. (Для сравнения можно взять шум пишущей машинки, равный 50 децибелам.) [Е. Е. Васильева. Секреты запоминания чисел].

Выше были рассмотрены основные функциональные типы скрепы «итак», которые были выделены нами на основе анализа языкового материала различной стилевой принадлежности. Как видно из приведённых примеров, функциональный спектр данной скрепы значительно шире, чем его представляют современные лингвистические описания и требует более детального анализа.

В целом же можно сказать, что скрепа «итак», с одной стороны, участвует в структурировании текста (разграничивает резюмирующую и резюмируемую части, а также разбивает текст на смысловые блоки), а с другой — обладает ярко выраженной аттрактивной функцией, т. е. способна привлекать внимание читателя. Таким образом, она является универсальным средством создания логичных, композиционно стройных и привлекающих внимание читателя текстов, что активно используется авторами (в особенности — текстов научно-популярных, где стремление «увлечь» читателя стоит на одном из первых мест). ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2007.

2. Дресслер В. Синтаксис текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978. С. 111-137.

3. Ляпон М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст. К типологии внутритекстовых отношений. М., 1986.

4. Объяснительный словарь русского языка / Под ред. В. В. Морковкина. М., 2002.

5. Перфильева Н. П. Метатекст в аспекте текстовых категорий. Новосибирск, 2006.

6. Прияткина А. Ф. Текстовые «скрепы» и «скрепы-фразы» (о расширении категории служебных единиц русского языка) // Прияткина А. Ф. Русский синтаксис в грамматическом аспекте (синтаксические связи и конструкции). Избр. тр. Владивосток, 2007. С. 334-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.