РЕБРУШКИНА Д. А.
ТЕКСТ СПОРТИВНОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ В ДИСКУРСЕ
СПОРТИВНЫХ СМИ
Аннотация. В данной статье анализируются понятия «дискурс», «спортивный дискурс», «дискурс спортивных СМИ». Основное внимание уделяется спортивной аналитической статье и её характеристикам. Спортивная аналитическая статья является частью дискурса СМИ и рассматривается как публицистический текст, описывающий какое-либо спортивное событие в хронологической последовательности, характеризующий его с разных сторон, содержащий авторский анализ спортивных явлений, элементы спортивного комментария и спортивного репортажа, а также оценку спорта как социально значимого события.
Ключевые слова: дискурс, спортивный дискурс, дискурс спортивных СМИ, спортивная аналитическая статья.
REBRUSHKINA D. A.
TEXT OF THE SPORTS ANALYTICAL ARTICLE IN SPORTS MEDIA
DISCOURSE
Abstract. The article studies discourse, the sports discourse, and the sports media discourse. The main focus of the paper is on the sports analytical article and its distinguishing features. The sports analytical article is understood as a part of the sports media discourse and defined as a journalistic text giving a detailed and chronological description of a sports event and containing the elements of sports commentary and sports reportage as well as the speaker's analyses of sports phenomena and his assessment of sport as a socially important phenomenon.
Keywords: discourse, sports discourse, sports media discourse, sports analytical article.
Спорт - многогранный и сложный феномен. В нашем сознании он ассоциируется с различными сферами существования современного общества: политикой, культурой, профессиональной деятельностью, национальной спецификой, здоровьем, эстетикой, рекламой и др. Именно поэтому спорт является объектом внимания различных областей знания, в том числе и лингвистики. Настоящая статья посвящена рассмотрению текста спортивной аналитической статьи в качестве объекта лингвистического исследования.
Спортивная аналитическая статья - один из жанров дискурса спортивных СМИ. Остановимся более подробно на понятиях «дискурс», «спортивный дискурс», «дискурс спортивных СМИ», «спортивная аналитическая статья».
Дискурс как сложное явление междисциплинарного характера активно изучается в течение последних десятилетий. Как любой многоаспектный феномен, дискурс рассматривается с различных точек зрения. Этим объясняется большое количество дефиниций дискурса.
Н. Д. Арутюнова характеризует дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами», как «речь, погруженную в жизнь» [1]. В. И. Карасик называет дискурсом «текст, погруженный в ситуацию общения» [4]. Е. Ф. Киров считает дискурсом совокупность письменных и устных текстов на том или ином языке в рамках той или иной культуры за всю историю их существования [5]. Т. А. Ван Дейк дает определения дискурсу в широком и узком смыслах. Так, дискурс в широком смысле есть «коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте». Под дискурсом в узком смысле Ван Дейк понимает завершенный или продолжающийся «продукт» коммуникативного действия, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами [2]. А. Б. Зильберт и Б. А. Зильберт придерживаются широкого определения дискурса, понимая его как «всё, что говорится и пишется» [3]. Ю. С. Степанов характеризует дискурс как комплексную единицу, языковую единицу высшего уровня, обладающую структурной и функциональной спецификой. [8].
Ключевыми для настоящей работы являются определения, предлагаемые Н. Д. Арутюновой и В. И. Карасиком. Мы понимаем дискурс как «речь, погруженную в жизнь», как текст, существующий в ситуации общения в единстве с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными и психологическими факторами.
А. Б. Зильберт и Б. А. Зильберт подчеркивают, что в изучении дискурса важную роль играют типы языковых личностей, действующие в рамках определенных обстоятельств и условий общения. Так, исходя из критерия характеристики участников общения, ученые выделили 4 типа дискурсов: разговорный, художественный, ситуативно-ролевой, институциональный [3]. Говоря об институциональном дискурсе, существующем в контексте социальных институтов, А. Б. Зильберт и Б. А. Зильберт отмечают, что сфера спорта мало исследована с точки зрения дискурсивной социолингвистики [3].
Ученые-лингвисты, фокусируя свое внимание на спортивном дискурсе, дают этому понятию разные определения. Разнообразие определений спортивного дискурса, как и множество дефиниций дискурса вообще, может быть объяснено многоаспектностью
понятия спортивного дискурса - различные исследователи анализируют разнообразные стороны этого сложного явления.
О. А. Панкратова, изучая дискурс как лингвосемиотическую систему, утверждает, что спортивный дискурс есть речь субъектов спорта [7]. Описывая систему концептов, лежащих в основе механизма спортивного дискурсообразования, главными концептами спортивного дискурса она называет протоконцепты «игра», «состязание», «здоровье», «сила», «ловкость», «смелость», «красота», «слава», «победа» и др. [7].
С. А. Кудрин, подробно рассматривая основные метафоры спортивного дискурса и их текстообразующую роль, определяет спортивный дискурс как совокупность коммуникативных практик, характеризующих спорт как социокультурный феномен, обусловленных рядом экстралингвистических факторов и сложившихся в процессе становления института спорта» [6]. Анализируя базовые метафоры спортивного дискурса, в качестве текстообразующих автор выделяет следующие: «команда - это механизм», «игра - это путь», «игра - это строительство», «команда - это социум», «команда - это организм» и др. [6].
У С. В. Шарафутдиновой, детально исследующей различные способы формирования оценки спорта как социально значимого явления, находим, что спортивный дискурс - это «тематическая разновидность дискурса СМИ» [10]. С. В. Шарафутдинова выделяет в дискурсе спортивных СМИ политический, культурологический, морально-этический, эстетический и биологический стереотипы, являющиеся социально-оценочными и призванными сформировать положительную оценку спорта как социального феномена [10]. Политический социально-оценочный стереотип соотносит реалии спорта с политическими реалиями, формируя в сознании массового адресата стереотипное представление о том, что спорт является столь же важным социальным феноменом, как и политика. Функциональное назначение культурологического социально-оценочного стереотипа заключается в позиционировании спорта как показателя сплоченности нации, проявления патриотизма. В рамках культурологического стереотипа рассматривается оппозиция «свои - чужие». Морально-этический социально-оценочный стереотип служит для формирования положительного образа спортсмена или команды на базе морально-этических ценностей, таких как «дружба, трудолюбие, талант». Биологический стереотип подразумевает отношение к спорту как к жизненно важному явлению. Эстетический социально-оценочный стереотип в спортивном дискурсе СМИ создает образ спорта как красивого зрелища. С. В. Шарафутдинова в своем исследовании приходит к выводу, что репрезентация социально-оценочных стереотипов в спортивном дискурсе СМИ осуществляется, как правило, при помощи имплицитных, т.е. скрытых средств речевого
3
воздействия, а наиболее распространенным средством репрезентации стереотипов является метафора [10].
Важно отметить, что многие исследователи разделяют понятия «спортивный дискурс» и «дискурс спортивных СМИ»: О. А. Панкратова и С. А. Кудрин понимают медийные тексты и дискурс спортивных СМИ как часть спортивного дискурса [6;7]. В то же время в ряде исследований обозначенные понятия используются в качестве синонимов. Приравнивая понятие спортивного дискурса к понятию дискурса спортивных СМИ, А. Б. Зильберт и Б. А. Зильберт объясняют тенденцию к сращиванию спортивного дискурса с дискурсом масс-медиа тем, что спортивная коммуникация в настоящее время осуществляется главным образом при помощи СМИ [3].
С нашей точки зрения, между понятиями «спортивный дискурс» и «дискурс спортивных СМИ» есть существенная разница. Для современной лингвистики соотношение спортивного дискурса и дискурса спортивных СМИ является вопросом, не имеющим однозначного ответа. Мы считаем, что дискурс спортивных СМИ - часть спортивного дискурса. Так, непосредственное общение футбольных болельщиков в ситуации футбольного матча можно отнести к спортивному дискурсу, но нельзя - к дискурсу спортивных СМИ. В подтверждение обозначенной позиции сошлемся на исследование О. А. Панкратовой, которая выделяет три группы языковых личностей, организующих спортивный дискурс и по-разному вербализующих свои коммуникативные намерения: 1) спортсмены, тренеры, судьи, администраторы; 2) болельщики и зрители; 3) спортивные комментаторы и спортивные журналисты [7]. Выделение данных языковых личностей в рамках спортивного дискурса важно для понимания соотношения спортивного дискурса и дискурса спортивных СМИ. Считаем целесообразным подчеркнуть, что только представители последней группы создают дискурс спортивных СМИ, в то время как в создании спортивного дискурса участвуют все три перечисленные группы. Речь и общение спортсменов, тренеров, судей, администраторов, а также болельщиков и зрителей могут быть включены в медийный текст, который создают комментаторы и журналисты, но могут и остаться за его пределами.
Итак, в данной работе спортивный дискурс понимается как речевая деятельность в рамках института спорта, включающая в себя общение различных субъектов спорта, которое разворачивается главным образом в условиях спортивных событий. Дискурс спортивных СМИ выступает в качестве составляющей спортивного дискурса и представляет собой речевую деятельность спортивных комментаторов и журналистов, а также включает в себя медийные тексты, создаваемые ими.
Ученые, анализирующие спортивный дискурс, отмечают, что «дискурс СМИ может быть представлен в письменной (печатные СМИ) и устной (телевидение, радио) формах, при этом письменный дискурс СМИ, благодаря своим структурно-содержательным и стилистическим характеристикам (использование разнообразных изобразительно-выразительных средств, предварительная рефлексия события автором, выдержанная логика текста и т.д.), обладает более высоким оценочным потенциалом» [10].
В качестве основных жанров дискурса спортивных СМИ выделяют спортивный комментарий и спортивный репортаж. Последний является образцом и классикой жанра устного репортажа, а спортивный комментарий представляет собой аналитический компонент репортажа [9]. Другой жанр письменного дискурса спортивных СМИ -спортивная аналитическая статья. С. В. Шарафутдинова, подробно изучая спортивную статью, отмечает, что это самостоятельный и практически неисследованный с точки зрения лингвистики жанр дискурса СМИ, наиболее полно обеспечивающий читателя информацией и авторской оценкой спортивного события, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, обладающий широкими возможностями для реализации оценочности и представляющий собой оптимальный материал для исследования социальной оценки [9;10]. К характерным чертам спортивной аналитической статьи, отличающим ее от спортивного комментария и спортивного репортажа, относятся следующие:
1) композиция текста статьи определяется анализом ключевых моментов события в их хронологической последовательности;
2) в статье ярко проявляется авторское «Я», реализуется авторская оценка;
3) для спортивной аналитической статьи характерна тенденция к смешению жанров: в текстах спортивных статей находят свое проявление жанры спортивного репортажа (через описания отдельных моментов какого-либо спортивного события) и спортивного комментария (через цитирование высказываний тренеров, судей, менеджеров и др.);
4) цель спортивной аналитической статьи - характеристика события, анализ конкретных действий и возможных последствий;
5) автор спортивной статьи рассчитывает, с одной стороны, на обывателя, непрофессионала в сфере спорта, а с другой стороны, имеет представление о своих постоянных читателях, обладающих достаточными знаниями в данной области [9].
В нашем понимании спортивная аналитическая статья - это публицистический текст, описывающий какое-либо спортивное событие в хронологической последовательности, характеризующий его с разных сторон, содержащий авторский
анализ спортивных явлений, элементы спортивного комментария и спортивного репортажа, а также оценку спорта как социально значимого события.
Обобщая изложенное, важно подчеркнуть, что изучение спортивного дискурса и дискурса спортивных СМИ в лингвистике занимает значительное место и является актуальным. Нам представляется перспективным междисциплинарное исследование текста спортивной аналитической статьи как источника информации о событиях и явлениях современного спортивного мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В Н. Ярцева - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
2. Дейк ван Т. А. К определению дискурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm
3. Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи [Электронный ресурс] / А. Б. Зильберт, Б. А. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. - 2011. - Вып. 17. - Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_17.pdf
4. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000 (а). - С. 5-20.
5. Киров Е. Ф. Цепь событий - дискурс/текст - концепт // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты МК: материалы науч. сессии фак-та ЛиМК ВолГУ. - Волгоград, апрель 2003: сб. науч. ст. -Волгоград: Изд-во «Волгоград», 2004. - Вып. 2.- С. 29-41.
6. Кудрин С. А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели. Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2011. - 20 с.
7. Панкратова О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса. Автореф. дис. канд. филол. наук. - Волгоград, 2005. - 22 с.
8. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и Принцип причинности // Язык и наука конца 20 века. - М. : РАН, 1996. - С. 35-73.
9. Шарафутдинова С. В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2009. - № 34 (172). - Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/172/026.pdf
10. Шарафутдинова С. В. Формирование социальной оценки в дискурсе СМИ. Автореф. дис. канд. филол. наук. - Ижевск, 2010. - 19 с.
6