Научная статья на тему 'Технологизация формирования проектной культуры личности'

Технологизация формирования проектной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ACTIVITY / PROJECTIVE ACTIVITY / TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / PROJECTIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламбекова Изолина Самадовна

Автором предлагается технология по формированию проектной культуры будущего учителя, разработанная на основе анализа проведенных исследований в области формирования проектной культуры личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологизация формирования проектной культуры личности»

Психолого-педагогические науки

• ••

49

хологии и педагогики. По итогам школы наиболее инициативные студенты получают звание «студент-исследователь».

Таким образом, научно-

исследовательская деятельность студенческой молодежи, являясь продолжением и углублением учебного процесса, выступает важным и эффективным средством повышения качества подготовки специалиста с высшим образованием. Следует отметить, что именно научноисследовательская деятельность студентов выступает связующим звеном между усвоением готовых знаний и овладением

методами получения новых знаний, приобретения умений и навыков самостоятельного анализа научных явлений, использования научных методик и т.д. При этом НИДС способствует развитию аналитического мышления и расширению научного кругозора; формированию умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности; повышению качества усвоения изучаемых дисциплин; выработке умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Статья поступила ередакцию 15.01.2009 г.

УДК 371.2

ТЕХНОАОГИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© 2009 исламбекова И.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

Автором предлагается технология по формированию проектной культуры, будущего учителя, разработанная на основе анализа проведенных исследований в области формирования проектной культуры личности.

The author's technology is described on the development of the future teacher’s projective culture, designed on the base of the analysis of the research work in the field of the development of personal projective culture.

Ключевые слова: деятельность, проектная деятельность, технология, технологический подход, проектная культура.

Keywords: activity, projective activity, technology, technological approach, projective culture.

Социально-экономические перемены в стране, внедрение различных организационных, информационных, деятельностных технологий, информационный взрыв привели к осознанию личностной значимости, ответственности за планирование будущего, в результате чего сложился своеобразный механизм управления жизнью, вобравший в себя

различные и ранее независимо существовавшие виды культуры, как формы активности, призванные воспроизводить сверхприродные условия существования.

В сложившихся условиях ключевой характеристикой деятельности выступает предполагаемый результат, к которому субъекта побуждает сила осознанных потребностей, чувств, интересов. При

50

Известия ДГПУ, №1, 2009

этом в структуре деятельности выделяется ее внутренняя характеристика, включающая потребность, мотив, цель, задачи, а также внешняя составляющая, состоящая из действий, операций, способов деятельности и результата.

В зависимости от характера активности субъекта деятельность, приводящая к изменению объекта, может осуществляться на двух уровнях:

- идеальный уровень, когда преобразование остается чисто духовной операцией - проектирование;

- реальный, когда действительно происходит изменение намеченного материального бытия, которое приводит к реализации потребности личности, представляющей технологию.

Сегодня проектная деятельность становится не только основой производства и организации технологического процесса, но и способом осуществления человеческой деятельности, в том числе и педагогической, что привело к рассмотрению технологического подхода как основы формирования культуры личности будущего учителя.

Анализ исследований по философии образования и культурологии свидетельствует, что на современном этапе развития общества подготовка должна быть нацелена на формирование личности, способной осуществлять изменение окружающей действительности через освоение методологии проектной практики [1, 2, 3, 4, 6].

Социальное будущее личности определяется через проектное целеполагание, предусматривающее наличие инновационной способности, развитие которой обеспечивает инновационное обучение, реализуемое, по всей видимости, через использование социальных проектов.

В педагогической практике технологический подход предполагает конструирование учебного процесса, исходя от заданных установок (социальный заказ, цель, содержание и т.д.), гарантирующих достижение заранее определенных показателей. В соответствии с этим технологический подход в педагогике реализуется через: постановку цели с максимально уточненной формулиров-

• • •

кой, ориентирующей на достижение результата; подготовку учебных материалов и организацию всего процесса, обеспечивающего реализацию целей; определение механизма взаимодействия и оценки текущих и итоговых результатов; определение эталона оценки и сопоставления конечного результата.

Следовательно, технологический

подход в подготовке к проектнопреобразовательной деятельности предполагает:

- диагностичную постановку цели (учебные элементы, уровень усвоения, ступень абстракции, автоматизацию);

- предварительное проектирование образовательной творческой среды или педагогического процесса;

- разработку механизма диагностики результатов педагогического процесса, а также эффективность образовательной среды и системы;

- воспроизводимость педагогического процесса и педагогической системы;

- достижение полного усвоения учебных элементов, обеспечивающих готовность к преобразованию окружающей действительности на основе проекта.

С этих позиций работа студентов направлена на приобретение умений по отбору учебных элементов, определение степени и скорости усвоения учебного материала, для чего из календарнотематического плана образовательной области (программы) выбирают раздел и тему, разрабатывают логическую структуру с указанием всех учебных элементов, подлежащих усвоению, определяют уровень усвоения каждого учебного элемента с учетом уровня усвоения всего раздела, скорость усвоения учебных элементов логической структуры. Диаг-ностично формулируют цель, обеспечивая таким образом регулятивную функцию педагогики.

Цель считается диагностично сформулированной при соблюдении трех условий:

1. В цели названы все учебные элементы, подлежащие усвоению. Для этого отбираются учебные элементы (УЭ) для изучения по данному учебному предме-

Психолого-педагогические науки

• ••

51

ту, они должны быть представлены в виде возможно более полного списка, раскрывающего сущность учебной деятельности.

2. Для каждого учебного элемента определен уровень его усвоения. Здесь студентами оценивается будущая потребность в умении оперировать учебным элементом с тем, чтобы правильно назначать уровень усвоения.

3. Указана скорость усвоения. Скорость усвоения учащимися учебного материала зависит от многих факторов, но в первую очередь от принятого педагогического процесса. Рассчитанное полное время на усвоение учебного предмета распределяется на изучение каждого УЭ, после чего учебные элементы груп -пируют соизмеримо со временем занятий [3].

Затем студенты приступают к самостоятельной разработке развернутого проекта традиционного, программированного, проектного, проблемного типов обучения. Студенты выбирают тему для разработки проекта микротехнологического цикла; определяют диагностично дидактические, воспитательные, профориентационные и развивающие цели урока; осуществляют подбор методов, средств, форм организации оборудования, материалов и наглядных пособий для урока; разрабатывают проект урока.

В основе эффективности любого педагогического процесса лежат действия ученика, предопределяемые мотивами, поэтому студенты знакомятся с меха -низмами и способами создания мотивации учебной деятельности. Изучают, фиксируют этапы и приемы формирования мотивов учебной деятельности, определяют непосредственно способы соз -дания мотивации для данного педагогического процесса, составляют программу создания мотивации, опираясь на две основные их разновидности: познавательные и социальные.

Одним из основополагающих принципов дидактики является наглядность. Мы считаем целесообразным дальнейший шаг, направленный на выработку умений в составлении и разработке наглядных дидактических средств для обеспечения учебно-

го процесса. В зависимости от целей урока дидактические материалы могут быть использованы в качестве как основного ис-точника знаний, так и вспомогательного пособия для решения педагогических задач. Студенты проводят анализ существующей в настоящее время дидактической документации в виде различных плакатов, чертежей, рисунков и других изображений, обеспечивающих передачу сведений о предметах более экономно, точно и полно, чем это делается посредством слова.

Далее студенты изучают сущность средств контроля (карточки программированного контроля, тесты I, II, III, IV уровней), разрабатывают средства контроля для проекта педагогического процесса, проводят сравнительный анализ разработанного средства контроля с рекомендованным. В результате проделанной работы у обучающихся вырабатываются умения по проектированию средств контроля учебно-

воспитательного процесса. В качестве указанных средств в рамках проекта мы рекомендуем использовать тесты, так как они создаются для проверки уровня усвоения заданного содержания обучения и очевидно, что они также различаются по уровням усвоения соответственно принципу валидности.

Аналогично проекту репродуктивного режима обучения проектируется инновационный процесс. Студентам предлагается разработать проект игры. Учебная тема определяется самостоятельно. Также диагностично формируются цель игры с указанием количества учебных элементов, уровень усвоения и скорость усвоения. Устанавливается регламент, процедуры и правила игры, ее организационная структура, а также сценарий игрового обучения. В результате у студентов формируются умения по проектированию игровой технологии организации учебного процесса.

Работа педагога не ограничивается только одними занятиями, поскольку требует развивать ум учащегося, удовлетворять их любознательность. Все это приводит к необходимости внеклассной работы, целями которой являются: пробуждение и развитие устойчивого инте-

52

• • • Известия ДГПУ, №1, 2009

реса детей к познавательной деятельности; расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу; раскрытие способностей учащихся и привитие им научно-исследовательских навыков; воспитание высокой культуры мышления; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. В связи с этим целесообразна, по нашему мнению, разработка проекта воспитательного процесса, которая будет способствовать развитию у студен-

Примечания

тов умений по планированию и проведению воспитательного мероприятия, осуществлению оценки результативности внеклассной работы.

Рассматривая проблемы формирования проектной культуры личности учителя, следует указать на необходимость обеспечения минимизации усилий через алгоритмизацию действий, что повысит эффективность включения будущих учителей в проектную деятельность и их готовность к профессионально-

педагогической деятельности.

1. Барцель А. Значение технологической культуры и технологии // Вестник высшей школы. 1992. №8. С. 54-58. 2. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент : ФАН, 1975. 243 с. 3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М. : Высшая школа, 1989. 144 с. 4. Бибилер В.С. От наукоучения к логике культуры. М. : Политическая литература, 1991. 413 с. 5. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993. С. 10-15. 6. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура : Русская типография, 1902. 443 с.

Статья поступила в редакцию 02.12.2008 г.

УДК 377(091)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ

©гооэкуршиева Б.М.-А. Дагестанский государственный педагогический университет

На основе разработанной автором системы эмпирических индикаторов сформиро-ванности профессионального самоопределения индивида, выявлены состояние, динамика и модели развития профессионального самоопределения детей и молодежи, начиная с дошкольного возраста и заканчивая временем окончания профессиональной подготовки. Автор формулирует рекомендации по организации профориентационной работы на каждом из этапов профессионального самоопределения.

On the base of the author’s system of empirical indicators of the individual formed professional self-determination, condition, dynamics and development models of children’s and young people’s professional self-determination, beginning from school age and finishing with the end of training have been revealed. The author formulates the recommendations on organizations of proforientational work on each stage of professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.