УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10206
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАНЯТИЙ АКВАФИТНЕСОМ В КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ
Н.М. Нуцалов, О.В. Мамонова
Представлено обоснование технологии занятий аквафитнесом в сочетании с бильярдом, восточными единоборствами, атлетической гимнастикой с целью коррекции массы тела и повышения уровня физического развития студентов-экономистов разных медицинских групп.
Ключевые слова: физическое состояние, студенты разных медицинских групп, аквафитнес, бильярд, атлетическая гимнастика, единоборства.
TECHNOLOGY CLASSES AQUA FITNESS IN THE CORRECTION OF BODILY CONDITION OF STUDENTS-ECONOMISTS
Nutsalov N.M., senior lecturer, naur.n@ mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Mamonova O.V., senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
The substantiation of the technology of aqua-fitness classes in combination with billiards, martial arts, athletic gymnastics with the aim of correcting body weight and increasing the level of physical development of students-economists of different medical groups is presented.
Key words: physical condition, students of different medical groups, aqua fitness, billiards, athletic gymnastics, martial arts.
(хронические заболевания в стадии субкомпенсации), 2 % имеют статус лиц с ограниченными возможностями и инвалидов (травмы опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые) [1-3]. Данная проблема активно изучается с позиции социальных, педагогических, психологических, медико-биологических наук, определяющих различные взгляды данных явлений, технологий, организаций и подходов на состояние здоровья человека [6]. На сегодняшний день вопрос улучшения физического состояния и сохранения здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры по-прежнему является актуальным.
Физическое состояние здоровья человека определяется взаимосвя -зью следующих признаков: комплекцией тела, функциональными возможностями организма и физической работоспособностью.
Нуцалов Наур Магомеднабиевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Мамонова Оксана Вячеславовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
В настоящее время все больше студентов имеют отклонения в состоянии здоровья [1, 4]. Специалистами выявлено, что 15 % обучающихся отнесены к подготовительной медицинской группе (морфофункциональные нарушения и низкий уровень физической подготовленности), 65 % к специальной медицинской группе (хронические заболевания, врожденные пороки развития), 20 % освобождены от практических занятий
Контроль физического состояния занимающихся осуществляется на основе следующих показателей:
- педагогических (физическая подготовленность, состояние здоровья, двигательная активность, физическое развитие);
- медико-биологических (частота сердечных сокращений, артериальное давление, масса тела, жизненная емкость легких, обхваты сегментов тела и т. д.);
- психологических (мотивация к занятиям, интерес к физической культуре, потребности в двигательной активности и т. д.);
- социальных (потребности в общении, соревнованиях, спортивных мероприятиях и т. д.).
Анализ литературы показал, что в настоящее время большой интерес вызывают различные виды оздоровительных занятий в условиях водной среды: аквафитнес, аквагимнастика, аквазумба, плавание и игры в воде [7]. В нашем исследовании рассматриваются аспекты занятия аквафитнесом для студентов с различными медицинскими группами [1], которым противопоказана высокая физическая нагрузка. Занятия в воде хорошо разгружают позвоночный столб, укрепляют мышечный корсет, влияют на обменные процессы и функциональные процессы в организме, повышают работоспособность [5].
Аквафитнес является многофункциональным видом оздоровительной физической культуры, позволяет решать воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания. Упражнения аквафитнеса, выполняемые в воде в сочетании с оздоровительным плаванием, группировками, прыжками, бегом, ходьбой, танцами вызывают интерес к занятиям и формируют потребность в регулярных занятиях. Преимущества аквафитнеса заключается в том, что в процессе занятий тратится много энергии, расходуется от 450 до 600 ккал/ч. При занятиях в воде улучшается психоэмоциональное состояние. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата данные занятия рекомендованы в качестве реабилитации. Занятия благотворно влияют на циркуляцию крови, повышают отток венозной крови, снижают частота сердечных-сокращений.
Наряду с аквафитнесом большой интерес вызывают и другие виды оздоровительных занятий, например, атлетическая гимнастика, бильярд, восточные единоборства.
Атлетическая гимнастика имеет оздоровительную и развивающую направленности. Занятия гармонически развивают и укрепляют мышечные группы, сочетают в себе силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой. Особенностью занятий атлетической гимнастикой является воздействие силовых упражнений с отягощениями на аэробные и анаэробные возможности человека, показатели окружности грудной клетки, жизненную емкость легких, динамометрию, функции нервно-мышечной системы, опорно-двигательныйо аппарат, развитие силы и гибкости. Расход энергии за занятие составляет 300-500 ккал/ч.
Бильярд имеет интеллектуальную, психологическую, развивающую, игровую и оздоровительную направленности, подходит для студентов всех медицинских групп. Занятия данным видом способствуют развитию точности удара, координации движений, ловкости, положительно влияют на психофизиологические показатели, работу глазодвигательного аппарата, снижение артериального давления и индекс стресса. Занятия формируют устойчивую мотивацию к игре, что обеспечивает уровень тех -нического мастерства и готовность к участию в соревнованиях. При занятиях может расходоваться от 120 до 200 ккал/ч.
Восточные единоборства характеризуются воспитанием нравственных, морально-этических норм поведения, положительно влияют на гармоничное развитие человека. Занятия основаны на естественных двигательных действиях, способствуют развитию координационных способностей, способностей точно соизмерить и регулировать пространственные, временные и динамические параметры, поддерживать статическую позу и динамическое равновесие, выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности. Расход энергии - 350-450 ккал/ч.
Сочетание различных видов оздоровительных занятий с аквафитне-сом создают положительную атмосферу, расширяют арсенал упражнений для укрепления мышечных групп, формируют основы оздоровления и снимают нагрузку с опорно-двигательного аппарата. Поэтому аквафитнес можно отнести к оздоровительно-развивающим и личностно-инновацион-ным технологиям.
Исследование было проведено на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, в котором приняли участие студенты специальной медицинской группы 1-го курса. Технологии занятий оздоровительными видами предполагали, что в учебном году студенты занимаются аквафитнесом 2 раза в неделю и другим видом (бильярдом, восточными единоборствами, атлетической гимнастикой) один раз в неделю.
Технология № 1 (аквафитнес и бильярд). Начало этапа занятий -сентябрь - ноябрь, основные задачи - развитие сердечно-сосудистой системы, физическая нагрузка - средней и низкой интенсивности, основные средства - плавание и элементы аквафитнеса, бильярд (развитие интеллектуальной и рекреационной направленности, основан на низкоинтенсивной двигательной активности, развивает точность).
Технология № 2 (аквафитнес и восточные единоборства). Продолжительность этапа занятий - декабрь - февраль, задачи - развитие выносливости. Занятия восточными единоборствами (элементы самообороны) направлены на повышение работоспособности и развитие координации движений.
Технология № 3 (аквафитнес и атлетическая гимнастика). Заключительный этап - март - июнь, задачи - совершенствование координационных способностей. Занятия атлетической гимнастикой направлены на
повышение уровня физической подготовленности и силы мышцы, формирование правильно осанки.
Студенты специальной медицинской группы занимались вместе со студентами основной и подготовительной медицинских групп. Отличительной особенностью являлось соблюдение показаний и противопоказа -ний при выполнении физических упражнений (при необходимости использовались альтернативные варианты упражнений).
После проведения педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы (технология № 1) выявлены положительные изменения в исследуемых показателях (в комплексе упражнений на «глубокой» воде, в упражнениях «группировка» и «перевороты»). В группе, занимающихся в соответствии с технологией № 2, улучшились результаты на выносливость и в плавании (с 70,1 до 145 м). В группе, где применялась технология № 3, у студентов наблюдались позитивные изменения в эмоциональном состоянии.
Динамика результатов физической подготовленности девушек и юношей представлена в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Динамика результатов физической подготовленности у девушек, Х±и
№ п/п Контрольные упражнения Начало эксперимента Конец эксперимента
1 Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, кол-во раз 24,7±5,9 44±6,4
2 Поднимание туловища из и.п. лежа на животе, кол-во раз 28,3±6,1 48,1±8,1
3 Наклон вперед сидя на полу, см 2,2±3,4 6,8±3,9
4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 7±6,9 14±5,9
Таблица 2
Динамика результатов физической подготовленности у юношей, Х±и
№ п/п Контрольные упражнения Начало эксперимента Конец эксперимента
1 Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, кол-во раз 34,7±8,9 50±7,1
2 Поднимание туловища из и.п. лежа на животе, кол-во раз 30,8±5,9 48,4±6,4
3 Наклон вперед сидя на полу, см 1,2±4,5 2,3±5,1
4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 30±10,9 51±8,9
У девушек достоверные различия наблюдались во всех четырех контрольных упражнениях. Наибольшие приросты результатов отмечены в поднимании туловища из и.п. лежа на спине - с 24,7 до 44 раз и поднимании туловища из и.п. лежа на животе - с 28,3 до 48,1 раза. У юношей достоверные приросты в показателях выявлены в сгибании и разгибания рук в упоре лежа - с 30 до 51 раза и поднимании туловища из и.п. лежа на животе - с 30,8 до 48, 1 раза.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанных оздоровительных технологий на основе комплексного использования средств аквафитнеса и средств бильярда, восточных единоборств и атлетической гимнастики. Комплексный подход в проектировании физкультурно-оздоровительных технологий позволяет решать не только оздоровительные, но и воспитательные задачи в физическом воспитании студентов.
Список литературы
1. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Физическое воспитание студентов с особыми образовательными потребностями: классификационный подход // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 4. С. 56-62.
2. Система управления тренировочным процессом спортсменов рукопашного боя высокой квалификации / М.А. Гиття [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2020. № 1 (73). С. 110-112.
3. Технические средства реабилитации для гидротерапии, водных видов адаптивного спорта, плавания и дайвинга: монография / Г.Н. Пономаренко [и др.]. СПб.: Р-КОПИ, 2019. 122 с.
4. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник / С.И. Филимонова [и др.]. М.: РУСАЙНС, 2020. 356 с.
5. Физическая культура. Плавание в физическом воспитании студентов: учеб. пособие / Т.Е. Симина [и др.]. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 80 с.
6. Шутова Т.Н., Шаравьева А.В. Теория и методика аквафитнеса в оздоровлении женщин: учеб. пособие. Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2016. 101 с.
7. Эффективные средства аквафитнеса в коррекции физического состояния женщин / Н.М. Нуцалов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 217-220.
References
1. Mamonova O.V., Shutova T.N. Fizicheskoe vospitanie studentov s osobymi obra-zovatel'nymi potrebnostyami: klassifikacionnyj podhod [Physical education of students with special educational needs: a classification approach] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2018. Issue 4. P. 56-62.
2. Sistema upravleniya trenirovochnym processom sportsmenov rukopashnogo boya vysokoj kvalifikacii [The control system of the training process of highly qualified hand-to-hand combat athletes] / M.A. Gittya [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2020. No. 1 (73). P. 110-112.
3. Tekhnicheskie sredstva reabilitacii dlya gidroterapii, vodnyh vidov adaptivnogo sporta, plavaniya i dajvinga [Technical means of rehabilitation for hydrotherapy, water adaptive sports, swimming and diving]: monograph / GN. Ponomarenko [et al.]. SPb.: R-KOPI,
2019. 122 p.
4. Fizicheskaya kul'tura studentov special'noj medicinskoj gruppy [Physical culture of students of a special medical group]: textbook / S.I. Filimonov [et al.]. M.: RUSAYNS,
2020. 356 p.
5. Fizicheskaya kul'tura. Plavanie v fizicheskom vospitanii studentov [Physical culture. Swimming in physical education of students]: textbook. manual / T.E. Simina [et al.]. M.: Publishing house of REU im. G.V. Plekhanov, 2016. 80 p.
6. Shutova T.N., Sharav'eva A.V. Teoriya i metodika akvafitnesa v ozdorovlenii zhenshchin [Theory and methodology of aquafitness in women's health improvement]: textbook. allowance. Tchaikovsky: ChGIFK Publishing House, 2016. 101 p.
7. Effektivnye sredstva akvafitnesa v korrekcii fizicheskogo sostoyaniya zhenshchin [Effective means of aquafitness in correcting the physical condition of women] / N.M. Nuca-lov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaftt]. 2019. No. 5 (171). P. 217-220.