образовательных технологий способствует привлечению внимания к знакам препинания как средству коммуникации, вырабатыванию навыка использования
ЛИТЕРАТУРА _
пунктуационных знаков для точного выражения мыслей и чувств, положительно влияет на познавательную активность учащихся и их творческие способности.
1. Акишина, А. А. Игры на уроках русского языка / А. А. Акишина. — М. : Русский язык, 1990. — 98 с.
2. Газман, О. С. О понятии детской игры / О. С. Газман // Игра в педагогическом процессе : сборник. — Новосибирск : НГПИ, 1989. — С. 3—10.
3. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И. Б. Перви-на. — М. : Педагогика, 1985. — 144 с.
4. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М. : Русское слово — учебник, 2015. — 112 с.
5. Трегубова, Л. С. Использование активных методов обучения в процессе изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе / Л. С. Трегубова // Подготовка компетентного специалиста: наука и практика : материалы Международной научно-практической конференции (20—21 октября 2011 г.). — Тирасполь, 2011. — С. 319—323.
6. Трегубова, Л. С. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку как неродному / Л. С. Трегубова // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические аспекты : материалы II Международной научно-практической конференции (Будва, Подгорица (Черногория), 25 сентября — 2 октября 2016 г.) / отв. ред. А. Г. Катаева, И. И. Воронцова. — М. : РГГУ, 2017. — С. 204—211.
7. Трегубова, Л. С. Теория и практика обучения пунктуации в начальных классах : монография / Л. С. Трегубова. — М. : Экон-Информ, 2011. — 128 с.
8. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. — М. : Знание, 1985. — 80 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. С. ДРЯГИНА,
аспирант Вятского государственного университета, преподаватель Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования (Киров) _ [email protected]
В статье рассматривается понятие «качество образования» применительно к уровню дошкольного образования, анализируется структура данного понятия. Автор раскрывает особенности оценки образовательной программы детского сада, а также созданных в нем условий. Особое внимание уделяется оценке психолого-педагогических условий,
а также предметно-пространственной среды. В статье описываются основные этапы проведения процедуры оценки качества образования в детском саду.
The article discusses the concept of «quality of education» applied to the level of pre-school education, analyzes the structure of this concept. The author reveals the peculiarities of evaluation of the kindergarten educational program as well as the conditions created in it. Special attention is paid to the assessment of psychological and pedagogical conditions as well as to the preliminary spatial environment. The article describes the main stages of the procedure for assessing the quality of education in kindergarten.
Ключевые слова: качество образования, оценка качества образования, методы оценки, критерии и параметры1 оценки
Key words: education quality, parameters of evaluation
evaluation of the education quality, evaluation methods, criteria and
Принятие в 2012 году Федерального закона «Об образовании в РФ» на законодательном уровне закрепило понятие «качество образования». Согласно закону под «качеством образования» понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].
Таким образом, качество дошкольного образования предполагает соответствие двум составляющим: стандарту и ожиданиям (потребностям) как социума, так и родителей (законных представителей).
До 2013 года, когда действовали федеральные государственные требования (ФГТ), в дошкольном образовании понятие «стандарт» соотносилось к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2] (содержательная группа); к условиям ее реализации [4] (ресурсная группа); а результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования не были определены отдельным документом, но нашли отражение в п. 3.5 федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2].
Качество работы детского сада оценивалось исходя из уровня развития детей, зафиксированного в форме возрастных нормативов. В ФГТ была сделана попытка отказаться от доминирования «занятий» в образовательном процессе и утвердить игру как основную форму работы. В то же время в этом документе сохранились нормативы развития, которые должны были служить основанием оценки качества работы воспитателей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решительно отходит от такого взгляда на образование и вносит принципиальные изменения в оценку качества образования данного уровня. Во ФГОС ДО подчеркивается, что ценность и смысл дошкольного образования состоят в поддержании активности и субъект-ности ребенка. Это означает, что уже в дошкольном детстве детям необходимо предоставлять возможность принимать решения и отвечать за свой выбор. Постепенно, в соответствии с возрастными особенностями нужно выстраивать пространство, обуславливающее и поддерживающее детскую инициативу.
В связи с неравномерностью темпов развития детей и высокой вариативностью дошкольного детства оценка качества во ФГОС ДО смещается с оценива-
ния достижений ребенка на условия, позволяющие ему стать инициативным и самостоятельным.
В отличие от ФГТ, ФГОС дошкольного образования включает в себя три группы требований: к структуре, условиям и результатам освоения образовательной программы. При этом существенным отличием оценки качества дошкольного образования от других уровней является исключение требований к результатам освоения образовательной программы из показателей оценки. По мнению разработчиков ФГОС ДО, «специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений» [3].
Таким образом, требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей, поэтому качество дошкольного образования включает в себя соответствие требованиям ФГОС в части образовательной программы дошкольной образовательной органи-
зации и условий ее реализации, а также удовлетворенность родителей (законных представителей) дошкольным образованием.
В связи с этим возникает необходимость в разработке системы оценки этих условий. Часть из них (в основном это управленческие условия) описана в тексте ФГОС ДО и легко конкретизируется под задачи и специфику региона. А часть условий, связанная непосредственно с ребенком (с работой педагога, образовательными форматами и ситуациями, наполнением развивающей среды и т. д.), представляет значительные трудности.
Это обусловлено тем, что образовательную деятельность гораздо проще строить с учетом программных требований, а не интересов и возможностей каждого конкретного ребенка. Кроме этого, ряд педагогов имеет установку, согласно которой ориентация на самостоятельность и инициативу детей не позволит им реализовать те образовательные задачи, которые, по их мнению, необходимы для полноценного развития дошкольника. Отсутствие гибкости и вариативности при построении содержания дошкольного образования также затрудняет реализацию идей и положений ФГОС ДО на практике.
Таким образом, оценку качества образования в детском саду можно представить в виде следующей схемы.
Структурные компоненты качества дошкольного образования
Рассматривая образовательную программу детского сада как один из показателей системы внутренней оценки качества, следует отойти от простого формального соответствия структуры образовательной программы требованиям стандарта. На наш взгляд, параметрами оценки образовательной программы с точки зрения ее качества должны стать: ориентация на ребенка, на индивидуализацию образования; гибкий характер планирования; возможность выбора ребенком собственной активности, материалов, партнеров по занятиям.
Оценить предлагаемые параметры только на основе анализа образовательной программы детского сада не всегда возможно: с одной стороны, есть доля субъективности, с другой — образовательная программа может не соответствовать тому, что происходит в реальности. В программе можно прописать разные способы поддержки детской инициативы, но на практике образовательный процесс все равно будет строиться в рамках учебной, дисциплинарной модели с четким регламентом того, что и когда будут делать дети. Таким образом, говорить об оценке образовательной программы с позиции ее качества необходимо в контексте образовательного процесса.
Аналогична ситуация и с оценкой условий, необходимых для реализации программы. Стандарт дошкольного образования заявляет пять групп условий: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, развивающая предметно-пространственная среда. Оценить психолого-педагогические и кадровые условия вне рамок образовательной деятельности крайне сложно. Как понять, строит ли педагог образовательную деятельность с детьми, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка, или нет? В связи с этим оценка качества образовательной программы, а также психолого-педагогических и кадровых условий невозможна без оценки образовательного процесса, тех отно-
шений и форм взаимодействия, которые складываются между педагогами и детьми в течение всего дня.
Финансовые условия, связанные с выполнением требований стандарта, реализацией и обязательной части, и части, формируемой участниками образовательных Внешняя оценка, связанная с ана-отношений, определены лизом нормативной базы ДОО, час-учредителем. то носит формальный характер.
Ма териально -техни -ческие условия предполагают соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности, их оценка проводится соответствующими инстанциями.
Таким образом, оценка качества образования, данная только на основе анализа документов, недостаточно эффективна. В связи с этим можно говорить о наличии принципиальной разницы между внутренней и внешней оценками качества. Внешняя оценка, связанная с анализом нормативной базы ДОО, часто носит формальный характер. При этом внутренняя система оценки в интересах самого детского сада должна быть более детальной.
Исходя из этого, наиболее информативной с точки зрения соответствия требованиям стандарта становится оценка предметно-пространственной среды, деятельности педагога, работы с родителями, управленческих условий (нормативно-правовых документов, финансовых, материально-технических, кадровых условий).
Для описания требований к различным аспектам работы ДОО необходимо соотнести текст ФГОС ДО с предметами оценки. Это позволяет рассматривать оценку качества как инструмент для определения степени соответствия деятельности детского сада требованиям ФГОС ДО и понять, в каком направлении (среда, педагоги, родители) работа ведется в традиционной форме без учета современных требований.
Модель внутренней системы оценки качества образования разработана с уче-
том того, что оценке подвергаются несколько аспектов, имеющих принципиально разные способы оценивания:
3 непосредственная работа педагогов с детьми;
3 развивающая предметно-пространственная среда;
3 управленческие условия;
3 взаимодействие с родителями.
Для оценки качества образования используются следующие методы:
3 наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов в течение дня;
3 посещение мероприятий (с детьми и родителями);
3 беседа с педагогами;
3 анализ материалов сайта образовательной организации;
3 анализ анкет удовлетворенности родителей образовательными услугами [5].
Таким образом проводится оценивание различных аспектов деятельности ДОО с помощью специальных оценочных карт. Требования ФГОС дошкольного образования спроецированы на различные фрагменты работы детского сада и собраны в соответствующих картах. Предлагаемая
модель внутренней оценки качества дошкольного образования (ВСОКО) представлена девятью картами оценки:
3 предметно-пространственной среды;
3 деятельности воспитателя;
3 специалистов детского сада:
— инструктора по физической культуре;
— музыкального руководителя;
— педагога-психолога;
— учителя-логопеда;
— учителя-дефектолога;
3 управленческих условий;
3 работы с родителями.
В основу каждой из предлагаемых оценочных карт положены критерии, которые соотносятся с требованиями ФГОС дошкольного образования. Каждый критерий конкретизирован рядом параметров, что значительно облегчает процедуру оценки и делает ее более объективной. В таблице в качестве примера представлен такой критерий оценки деятельности воспитателя, как «Установление правил взаимодействия в разных ситуациях», включающий в себя восемь показателей.
Фрагмент карты оценки деятельности воспитателя
Критерий Параметры Самооценка Оценка
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях (п. 3.2.5/3) Педагог не распределяет обязанности, а привлекает детей для их выбора в соответствии со списком различных обязанностей, который вывешен в группе (точит карандаши, ищет потерянные вещи, накрывает на стол, выбирает книгу для чтения, участвует в примирении детей, подметает пол и т. д.); обсуждает совместно с детьми круг их обязанностей на текущий день
Педагог вместе с детьми определяет правила поведения в группе
Педагог и дети фиксируют (пишут, рисуют, раскрашивают) правила поведения, принятые совместно, и вывешивают их в группе на уровне глаз детей
Педагог побуждает детей к осознанию своего поведения с точки зрения соблюдения правил
Педагог обеспечивает соблюдение следующих правил работы в процессе свободной/самостоятельной деятельности: 3 не нарушать границы другого (неприкосновенность личного пространства); 3 говорить тихо; 3 придерживаться очередности работы с материалом; 3 спрашивать разрешения о присоединении к работе сверстника; 3 убирать за собой рабочее место
Окончание табл.
Критерий Параметры Самооценка Оценка
Педагог реагирует на конфликтные ситуации, не разрешая их сам, а напоминая правила, опираясь на чувства ребенка, задает наводящие вопросы: как бы ты поступил? что же нам делать? что ты почувствовал?
Педагог использует разные способы примирения детей в конфликтных ситуациях (предметы-мирилки, поговорки, присказки, примеры литературных героев и т. д.)
Педагог создает условия для развития умения детей работать в группе сверстников (в паре, в небольшой группе): 3 использует различные способы объединения детей в группы; 3 предлагает детям самим выбрать партнера для совместной работы; 3 вместе с детьми обсуждает и принимает правила работы в группе; 3 помогает детям распределить роли во время групповой работы
Внедрение ВСОКО в деятельность дошкольной организации проходит несколько этапов.
На первом этапе педагогический коллектив знакомят с внутренней системой оценки качества. В течение двух-трех дней педагоги изучают каждую оценочную карту — ее содержание, показатели и критерии, а также готовят вопросы, для обсуждения в рамках круглого стола, в ходе которого разрешаются возникшие противоречия.
Второй этап предполагает предметное проведение оценки качества. Так, согласно циклограмме в сентябре проводится оценка развивающей предметно-пространственной среды, в октябре оценивается деятельность воспитателей, а в ноябре — узких специалистов детского сада, в декабре оценивается работа с родителями, январь предполагает оценку управленческих условий.
В проведении оценки качества дошкольного образования могут принимать участие сами педагоги (самооценка), их коллеги (взаимооценивание), администрация детского сада и представители других ДОО, а также родители (законные представители).
Третий этап посвящен обсуждению полученных результатов и предполагает
составление аналитической справки по итогам проведенной оценки. В рамках данного этапа обязательным является обсуждение результатов ВСОКО совместно с педагогическим коллективом. Анализ проводится по следующим аспектам: соответствие результатов, полученных разными экспертами (в случае сильного расхождения оценок); причины несоответствия; критерии с низкими показателями (причины низких значений); планирование работы по устранению причин низкой оценки качества образования.
Четвертый этап связан с использованием результатов ВСОКО в работе детского сада. Регулярно и открыто проводимые оценочные процедуры позволяют обнаружить рассогласования или слабые места в работе, чтобы определить актуальные темы последующих методических семинаров, проходящих в детском саду. В этом случае методическая работа оказывается не «спущенной сверху» и кем-то когда-то запланированной, а выстроенной коллективом на основе открытой и тщательной обратной связи. Анализ полученных результатов позволяет при планировании работы методических семинаров учесть особенности конкретного детского сада, ориентировать педагогов на достижение тех показателей, которые,
по итогам ВСОКО, оказались на низком уровне.
В заключение хочется отметить, что проблема дошкольного образования состоит в том, что оценка слишком часто подменяется контролем, когда результаты используются исключительно для сравнения и принятия карательных или поощрительных мер. Оценивание при помощи предлагаемых карт может стать формирующим для детских садов, так как поз-
воляет увидеть дефициты в работе ДОО. Однако чтобы оценка была эффективной, она должна проводиться с привлечением внешних экспертов. Использование качественных инструментов оценки позволит обнаружить детские сады, открытые новому, работающие по стандарту. Не факт, что у них будут высокие баллы по результатам оценки, гораздо важнее желание эту оценку получить и начать работу по развитию.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
5. Внутренняя система оценки качества образования в детском саду : методические материалы. — Киров : МКОУ ДПО ЦПКРО, 2017. — 98 с.
С ~- ^
В 2017 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:
Методология реализации профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: Материалы областного семинара-совещания. 6 сентября 2017 года / Отв. ред. А. Ю. Петров. 139 с.
В сборнике материалов областного семинара-совещания отражены актуальные проблемы оценки готовности образовательной организации к внедрению профессиональных стандартов на основе инвентаризации реализуемых образовательных программ (ОП) подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена; методической компетентности педагога профессионального образования в контексте внедрения профессионального стандарта; разработки критериев сформированности основополагающих профессиональных компетенций преподавателя, мастера производственного обучения в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; анализа основных нормативно-правовых документов, обеспечивающих внедрение профессионального стандарта педагога в систему профессионального образования.
Сборник адресован руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения профессиональных образовательных организаций.
ч_/