Научная статья на тему 'Технология управления развитием компьютерной грамотности у студентов физкультурного вуза'

Технология управления развитием компьютерной грамотности у студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачёва Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология управления развитием компьютерной грамотности у студентов физкультурного вуза»

тельного процесса в филиале вуза;

- фокусировка внимания на уменьшении материальных затрат для получения образования из бюджета семей студентов;

- сосредоточение повышенного внимания на деятельности деканов факультетов и заведующих кафедр;

- выражение целей образовательной деятельности в виде количественных результатов, форм отчетности и задач обучения;

- постоянный поиск новых мотивов эффективной образовательной деятельности, улучшение взаимоотношений и обстановки в коллективе филиала;

- регулярное предъявление требований к повышению качества образовательного процесса ко всем его участникам с учетом региональных особенностей;

- создание достойной конкуренции коммерческим вузам по качеству образовательных услуг в провинции.

ВЫВОДЫ

Психолого-педагогическое управление образовательным процессом в филиалах вузов предполагает, прежде всего, управление деятельностью профессорско-преподавательского состава, обучаемых и других лиц.

Наиболее убедительными являются те представления, согласно которым управление образовательным процессом в филиалах вузов осуществляется на всех уровнях - начиная с головного вуза и заканчивая конкретными педагогами - на основе понимания целостной природы системы высшего профессионального образования в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001. - 121 с.

2. Бордовский, Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2001. - 359 с.

3. Горшков, А.С. Анализ направлений реформирования высшей школы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - СПб., 2001. - 12 с.

4. Горшков, А.С. Управление региональной системой высшего образования. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 215 с.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Н.В. Ткачёва

Современная практика реформирования высшего физкультурного образования показывает, что сегодня все сложнее становится с помощью традиционных средств осуществлять поиск эффективных направлений в системе подготовки физкультурных кадров, адекватно реагировать на возникающие проблемы без осмысления большого количества современной и точной информации (И. А. Липский, 1991; А.Н. Ахметзянов, 1996). В условиях роста объемов информационных потоков указанные проблемы можно решить, как правило, активно применяя компьютерную технологию (КТ) и современные и комму-

никационные средства.

Результаты проведенных исследований в физкультурных вузах показывают, что потенциал компьютерных технологий реализуется в образовательном процессе сравнительно ограниченно. Так, многие вузы оказались за пределами взаимодействия с глобальными информационными сетями (как международными, так и российскими), только в 10% высших учебных заведений произведена автоматизация информационных фондов библиотечных комплексов и др.

Качество используемых в физкультурных вузах компьютерных дидактических материалов можно охарактеризовать как посредственное, и именно отсутствие эффективного программного обеспечения служит очевидным препятствием на пути внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий.

Трудность разрешения этой проблемы состоит и в том, что до сих пор исследования в данной области проводились с позиций той или иной конкретной науки: теории информации, кибернетики, информатики, инженерии и др. (С.А. Алексеев, А.Н. Филатов, 1996; А. Г. Дорожкин, 1996). Они носят самостоятельный, разрозненный характер изучения отдельных сторон информационных процессов в образовании, но не охватывают процесс обучения в его сущностном, педагогическом измерении.

Попытки устранения данного недостатка предпринимались в диссертационных исследованиях ученых (В.Ю. Волков, 1997; Е.В. Кришталь, 2002). Однако и в них, как показывает анализ, применение компьютерных технологий в образовательном процессе трактуется узкопредметно, без выделения общепедагогического аспекта. Это приводит к преобладанию либо технократического, либо кибернетического подхода к раскрытию проблем использования компьютерных технологий в образовательном процессе.

В силу этого за рамками педагогических исследований оказались такие категории, как сущность информации с позиций потенциального знания, способы и приемы его использования в образовательном процессе, управление развитием компьютерной грамотности у студентов.

Таким образом, отставание в разработке психолого-педагогических проблем, связанных с управлением развития компьютерной грамотности у студентов физкультурного вуза, является существенной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями применения информационных технологий в образовании.

В современных условиях роста объемов информационных потоков в различных сферах жизнедеятельности человека более качественную подготовку студентов физкультурных вузов можно решить, как правило, активно применяя компьютерные технологии. В настоящее время социальная значимость физической культуры и спорта предстаёт как важнейшая составная часть общей культуры человека. Процесс развития достижений в области физической культуры и спорта оказался во всё возрастающей зависимости от умений специалистов использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Деятельность работника спортивной отрасли не может быть полноценной без знаний, умений и навыков работы с компьютерными средствами.

Любой физкультурный вуз относится к гуманитарным высшим учебным

заведениям, но в тоже время обладает своими специфическими чертами из-за присущей ему уникальности (наличие практических и теоретических кафедр отсутствующих в других вузах). Поэтому проблема заключается в том, что для физкультурного вуза необходимо использование специально разработанной технологии управления развитием компьютерной грамотности, основанной на поэтапном формировании знаний по информатике с четким определением их роли и назначения в соответствии с общей стратегией обучения студентов физкультурного вуза.

В процессе исследования был проведен анализ состояния проблемы по литературным источникам, изучено применение компьютерных технологий в учебном процессе физкультурных вузов, а также исследованы особенности их применения в учебном процессе факультета физической культуры Белгородского государственного университета, для чего были опрошены в беседах, опросах-интервью более двухсот преподавателей, аспирантов и студентов.

В результате проведенных исследований установлено, что компьютерные технологии в образовательном процессе представляют собой совокупность приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, основанных на широком использовании прогрессивной компьютерной и информационной техники, современных информационных фондов с целью повышения эффективности обучения, познавательной деятельности студентов, а также управления образовательным процессом. Суть информатизации образовательного процесса состоит в производстве, распределении, обмене и потреблении информации как потенциального знания. Это — реорганизация процесса обращения знаний в педагогической системе методами и средствами, присущими работе с информацией. В современных условиях количественного роста информации и качественного изменения ее содержания в сфере профессионального высшего образования происходит на базе интенсивного применения прогрессивной техники.

Изучение практики внедрения и использования КТ в образовательном процессе физкультурных учебных заведений позволило выявить противоречия данного процесса и провести их систематизацию. Для выявления противоречий был произведен опрос 52 преподавателей Белгородского государственного университета. К числу выявленных противоречий относятся: противоречие между современными требованиями к внедрению КТ в образовательный процесс вуза, его методическим обеспечением и фактическим состоянием этого процесса; между возрастающим объемом специальной информации и возможностями ее сбора, обработки, переработки и хранения средствами КТ; между педагогически оправданным применением КТ в образовательном процессе и их бессистемным, только для самого факта, использованием; между широкими дидактическими возможностями КТО и относительно узкой сферой реализации этих возможностей; между необходимостью наличия высокой компьютерной грамотности у пользователей КТО и отсутствием таковой у участников образовательного процесса; между колоссальными возможностями КТО по предоставлению образовательных услуг и ограниченным доступом к ним пользователей ввиду высокой стоимости. Было установлено, что применение КТО в образовательном процессе физкультурного вуза возможно на кафедрах теоретических дисциплин в неограниченном объеме, а на кафедрах практических дисциплин при изучении теоретической части при помощи создания спе-

циального программного обеспечения.

В ходе исследования проводился опрос экспертов. В качестве экспертов выступали преподаватели факультета физической культуры. В результате опроса были выявлены и проанализированы факторы, определяющие использование КТ в учебном процессе, педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления развитием компьютерной грамотности у студентов физкультурных вузов. Респондентам предлагалось проранжировать выделенные нами факторы и педагогические условия по степени значимости для наиболее эффективного использования КТ в учебном процессе физкультурного вуза.

В результате проведенного исследования были выделены следующие по значимости факторы, определяющие высокую эффективность использования КТ в учебном процессе: необходимость систематизации знаний студентов (сумма рангов 61, место 1); наличие информационного поля в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре (сумма рангов 69, место 2); наличие современных требований к обучению связанных с повышением скорости усваивания и качества запоминания учебного материала (сумма рангов 72, место 3); объективная необходимость внедрения новых дидактических приемов в обучении студентов (сумма рангов 75, место 4); высокая эффективность сбора, хранения и передачи информации с использованием компьютерных технологий (сумма рангов 81, место 5); высокие возможности для повышения эффективности языковой подготовки - стереозвук, возможность наблюдать за артикуляцией диктора и подражать ему, интерактивный режим работы (сумма рангов 92, место 6); наличие многофункциональности приложения современных компьютерных технологий (сумма рангов 98, место 7); широкое использование, созданных с помощью компьютерных технологий, информационных справочников по спорту (сумма рангов 106, место 8); повышение роли КТ в изучении информации о спорте и социальных процессах в современном обществе (сумма рангов 114, место 9); развитие ПЭВМ, локальных и глобальных компьютерных сетей (сумма рангов 121, место 10).

В результате опроса респондентов были определены педагогические условия, необходимые для эффективного управления развитием компьютерной грамотности у студентов физкультурных вузов.

Эти условия распределились следующим образом: своевременный сбор объективной информации о динамике образовательного процесса в физкультурном вузе (сумма рангов 64, место 1); организация хранения и обеспечение комфортного доступа к этой информации всех заинтересованных пользователей (сумма рангов 86, место 2); статистический анализ, оценка и прогнозирование состояния образовательного процесса в физкультурном вузе (сумма рангов 98, место 3); реализация принципа индивидуализации и дифференциации процесса обучения за счет возможности варьирования и поэтапного продвижения студентов физкультурного вуза вперед по программам различной сложности (сумма рангов 109, место 4); обеспечение обратной связи за счет диагностики обучаемых, систематического контроля результативности учебной деятельности и возможности коррекции содержания обучения на различных этапах (сумма рангов 121, место 5); осуществление самоконтроля и самокоррек-ции студентов (сумма рангов 137, место 6); сбережение учебного времени за счет выполнения трудоемких различных вычислительных операций, связан-

ных с обучением студентов (сумма рангов 152, место 7); обеспечение компьютерной визуализации учебной информации по кафедрам практических и теоретических дисциплин (сумма рангов 168, место 8).

Решение последней задачи исследования предполагало разработку технологии поэтапного управления развития компьютерной грамотности у студентов и экспериментальную проверку её эффективности.

Технология управления развитием компьютерной грамотности предполагает её реализацию на 4-х этапах.

Содержание первого этапа включает получение знаний в процессе использования на занятиях компьютерных технологий. Причем этот этап начинается на первых двух курсах и продолжается в процессе всего обучения студентов. Второй этап начинается на третьем курсе обучения, когда студенты начинают осваивать работу за компьютером, получают представления о функционировании и разработке программного обеспечения. Третий этап начинается на четвертом курсе, где студенты уже сами в состоянии мыслить каким программным средством и в каком случае можно воспользоваться для решения профессиональных задач. При этом студенты продолжают самостоятельно совершенствовать свои знания в области применения компьютерных технологий. К моменту написания выпускной квалификационной работы заканчивается третий этап и начинается четвертый, в процессе которого студенты самостоятельно при помощи компьютерных технологий выполняют написание квалификационной работы.

Педагогический эксперимент был проведен на базе факультета физической культуры Белгородского государственного университета с января 2002 года по июнь 2005 года. В течение указанного выше периода эксперимент проводился по дисциплинам «Борьба», «Лёгкая атлетика», «Плавание и прыжки в воду», «Иностранный язык», «Спортивные игры», «Информатика», «Научно-методическая деятельность специалиста по физической культуре». К эксперименту привлекались преподаватели указанных дисциплин и студенты первого курса. В рамках педагогического эксперимента было проведено 340 учебных часов занятий с применением КТО. Разработанная технология управления развитием компьютерной грамотности у студентов показала высокую эффективность.

В результате исследования было установлено, что по критерию качества учебной информации, интегральному критерию педагогического эффекта преподаватели, участвующие в эксперименте, дали более высокие оценки процессу обучения при помощи КТ по сравнению с традиционными методами.

Темпо-временной критерий показал, что экономия времени при обучении с помощью КТ составляет 45% учебного времени (КЭ.В. = 0,55). За одно и то же время обучения можно достичь более высокого качества при использовании различных программных продуктов, базирующихся на КТО. По сравнению с различными традиционными методами наблюдается возрастание положительного педагогического эффекта на 25-30%, а при усвоении учебного материала на уровне знакомства на 35-40%. При решении типовых задач прочность приобретенных знаний студентами также увеличивается (в среднем по экспериментальным группам порядка на 10-15%). О динамике успешности применения КТ в образовательном процессе свидетельствуют данные, полученные при сравнении традиционных и экспериментальных методов обучения.

По результирующему критерию эффективности обучения студенты ЭГ имели достоверное преимущество перед студентами КГ (P<0,05).

Результаты педагогического эксперимента позволили установить положительное воздействие разработанной нами технологии управления развитием компьютерной грамотности, основанной на поэтапном применении компьютерных технологий с четким определением их роли и назначения в соответствии с общей стратегией обучения студентов физкультурного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметзянов, А.Н. Информационные ресурсы и образование //Высшее образование в России. - 1996. - № 2. - С. 34-37.

2. Алексеев, С.А., Филатов А.Н. Автоматизированные информационные системы и творческие ориентации личности: социальные проблемы творческой активности ученых и инженеров / С.А. Алексеев, А.Н. Филатов. -Томск, 1996. - С. 161-166.

3. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе: Дис....докт.пед.наук.- СПб.,1997.- 314с.

4. Дорожкин, А.Г. Автоматизированная информационная система по общественным наукам: Учебное пособие. - М.: ВПА, 1996. - 134 с.

5. Кришталь, Е.В. Методика формирования компьютерной грамотности у студентов высших учебных заведений физической культуры: Дис. . канд. пед. наук. - СПб.: ВИФК, 2002. - 150 с.

6. Липский, И.А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. - М.: ВПА, 1991. - 140 с.

ПОСТРОЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЖЕНЩИНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

А.А. Федякин, Э.Г. Лактионова, Н.М. Нефедова

ВВЕДЕНИЕ

Во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается устойчивая тенденция к старению населения, происходит увеличение количества людей пожилого возраста [1]. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном возрасте - характерные черты социального положения значительной части пожилых людей. Повышение уровня адаптации этой категории населения, укрепление здоровья и оптимизация среды их жизнедеятельности, создание условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей и активного участия в жизни общества является одним из основных направлений социальной политики Правительства РФ, региональных и муниципальных органов власти [1, 2, 3].

Несмотря на обилие научной и популярной литературы, в которой рассматриваются проблемы оздоровительной физической культуры, в настоящее время достаточно актуальны проблемы совершенствования научнометодического обеспечения физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми [5, 8, 10 и др.]. Исходя из этого, можно наметить, по крайней мере, два направления решения вышеуказанных проблем:

- во-первых, разработка, теоретическое и экспериментальное обоснова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.