3. Багиев, Г.Л. Сегментация рынка и диагностика конкурентной среды в системе маркетинга [Электронный ресурс]/ Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова. - Маркетинг-статистика, 2015. - №2.
4. Батраева, Э.А. Экономика предприятия общественного питания 2-е изд., пер. и доп. // Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2017. - 267-269 с.
5. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 474 с.
6. Дьяков С.А. Использование матрицы БКГ как ключевого инструмента для анализа конкурентной позиции организации (ОАО «КУБАНЬ») / С.А. Дьяков, А.И. Писецкая // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 6-2 (50). С. 83-86.
7. Моисеев В.В. Современное состояние и совершенствование методики мониторинга конкурентоспособности и устойчивости аграрного предприятия / В.В. Моисеев, А.А. Набока, А.В. Погибелев, С.А. Дьяков, С.В. Гермоленко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2005. № 10. С. 97-112.
8. Парамонова, Т. Н. Маркетинг: [учебник для вузов] / ред.; Рос. гос. Торгово-экономический университет. - 4-е изд., перераб. и доп. - МОСКВА: КноРус, 2017.
9. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с англ. -3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 -453 с.
10. Саенко И.И. Применение динамического метода оценки конкурентоспособности при разработке стратегии устойчивого развития мясной отрасли Краснодарского края / И.И. Саенко, С.А. Дьяков // Вестник Академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 206-216.
11. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа, Интел-Синтез», 2014. - 640 с.
12. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2016. - 544 с. References:
1. Aleshina, OG, Veremeenko, OS, Suslova, Yu.Yu. Marketing: textbook. allowance / etc. - Krasnoyarsk: Siberian Federal University, - 214 p.
2. Bagiev, GL Methods of obtaining and processing marketing information / GL Bagiev. - SPb: Peter, 2015 .-- 235 p.
3. Bagiev, G.L. Market segmentation and diagnostics of the competitive environment in the marketing system [Electronic resource] / G.L. Bagiev, E.L. Bogdanov. - Marketing statistics, 2015. - №2.
4. Batraeva, E.A. Economics of a catering establishment 2nd ed., Trans. and add. // Textbook and workshop for academic bachelor's degree. 2017 .-- 267-269 p.
5. Golubkov, EP Marketing for professionals: a practical course: textbook and workshop for bachelor's and master's degrees / EP Golubkov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 474 p.
6. Dyakov S.A. Using the BCG matrix as a key tool for analyzing the competitive position of an organization (OJSC "KUBAN") / SA. Dyakov, A.I. Pisetskaya // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 6-2 (50). S. 83-86.
7. Moiseev V.V. The current state and improvement of the methodology for monitoring the competitiveness and sustainability of an agricultural enterprise / V.V. Moiseev, A.A. Naboka, A.V. Pogibelev, S.A. Dyakov, S.V. Germolenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2005. No. 10. S. 97-112.
8. Paramonova, TN Marketing: [textbook for universities] / ed .; Grew up. state Trade and Economic University. - 4th ed., Rev. and add. - MOSCOW: KnoRus, 2017.
9. Porter Michael. Competitive strategy: Methodology for analyzing industries and competitors / Michael Porter; Per. s anglg -3rd ed.-M .: Alpina Business Books, 2007 -453 p.
10. Saenko I.I. The use of a dynamic method for assessing competitiveness in the development of a sustainable development strategy for the meat industry of the Krasnodar Territory / I.I. Saenko, S .A. Dyakov // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 1 (36). S. 206-216.
11. Fatkhutdinov, RA Strategic marketing: textbook / RA Fatkhutdinov. - M .: ZAO Business School, Intel-Sintez, 2014. - 640 p.
12. Fatkhutdinov, R.A. Organizational Competitiveness Management: Textbook. - M .: Publishing house Eksmo, 2016 .—544 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10714
А.Ю. Каракулин - начальник производственного отдела АО «Комбинат КМАруда» ([email protected]),
A.Yu. Karakulin - head of the production department of "KMAruda".
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ MANAGEMENT TECHNOLOGY INNOVATIVE ACTIVITIES OF ENTERPRISES
Аннотация. Инновации сегодня являются катализатором, способствующим экономическому и социальному развитию общества, а успешная реализация инновационных процессов, включающих разного рода инновационные деятельности, определяет то, насколько эффективно инновации будут создаваться, распространяться и генерировать прибыль субъектов инновационной инфраструктуры.
Управление инновационными процессами на предприятиях любой сферы бизнеса предполагает комплексное регулирование деятельности субъекта хозяйствования. Управление инновационной деятельностью является важнейшей частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая несет в себе импульс формирования и развития, основываясь на новейших подходах к решению обыденным производственных задач. наилучшее сочетание производственной и инновационной деятельности приносит возможность не только
неизменно усовершенствовать производственный процесс и продукцию, но и воздействовать на опережение, обнаруживать последние перспективные направления или формы бизнеса, диверсифицировать деятельность с целью удовлетворение перспективных общественных потребностей.
К основным целям государственного регулирования инновационных процессов, помимо общих задач стандартизации, относятся задачи, связанные с созданием долгосрочных структур и систем по инновационной деятельности, которые должны способствовать сохранению интеллектуального потенциала, внедрению его в промышленность нашей страны, привлечению ресурсов из-за рубежа, продвижению отечественной продукции на мировой рынок, решению вопросов социально- экономического развития в стране.
Abstract. Innovations today are a catalyst that contributes to the economic and social development of society, and the successful implementation of innovative processes, including various kinds of innovative activities, determines how effectively innovations will be created, disseminated and generate profit for the subjects of innovative infrastructure.
Management of innovation processes at enterprises of any business sphere involves the complex regulation of the activities of a business entity. Management of innovative activities is the most important part of the production and economic activities of the enterprise, which carries the impetus for the formation and development, based on the latest approaches to solving everyday production problems. the best combination of production and innovative activities brings the opportunity not only to constantly improve the production process and products, but also to influence the lead, discover the latest promising directions or forms of business, diversify activities in order to meet promising social needs.
The main goals of state regulation of innovation processes, in addition to the general tasks of standardization, include tasks related to the creation of long-term structures and systems for innovation activities, which should contribute to the preservation of intellectual potential, its introduction into the industry of our country, the attraction of resources from abroad, the promotion of domestic products to the world market, solving issues of social and economic development in the country.
Ключевые слова: технология управления, инновационная деятельность, промышленное предприятие
Keywords: management technology, innovation, industrial enterprise
В основе любой инновационной деятельности или процесса лежит инновация. По результатам анализа экономической литературы в области инноваций было установлено, что данному понятию посвящено множество научных публикаций отечественных и зарубежных авторов. Однако в рамках данной работы акцент делается на определениях «инновационной деятельности» и «инновационного процесса», а именно, устанавливается их взаимосвязь и, наоборот, различие, для того, чтобы названные определения не употреблялись как тождественные.
Начать анализ данных понятий предлагается с точки зрения семантического подхода.
Согласно толковому словарю Ожегова, «деятельность» трактуется как «...занятие, труд...». Что касается «процесса», согласно тому же словарю, то он определяется как «...ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.» [10]. Иными словами, процесс - это совокупность последовательных действий в целях достижения определенного результата, а деятельность - понятие, определяющее функцию индивида в ходе его взаимодействия с окружающей действительностью. То есть деятельность -понятие более индивидуальное, а процесс - обобщенное.
Для дальнейшего сравнения понятий следует рассмотреть их инновационную специфику и установить, как они охарактеризованы с нормативно-правовой точки зрения, а также как они трактовались учеными и экономистами, и сформулировать собственное определение инновационной деятельности и инновационного процесса соответственно.
Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике» под инновационной деятельностью следует понимать «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».
Похожее определение дают Е.В. Харченко, Л.В. Широкова, Е.А. Алпеева, понимая под инновационной деятельностью научно-техническую и инвестиционную деятельность. При этом авторами отмечается, что, на первый план выходит представление инновационной деятельности как об особом виде деятельности, охватывающим полный цикл создания и использования новых технологий и товаров [17, с. 220].
А.И. Шинкевич немного шире характеризует инновационную деятельность, понимая под ней область разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, включающую не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг [18, с. 73].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что определения инновационной деятельности у различных авторов варьируются в зависимости от подхода исследования, базы, на основании которой оно было проведено.
В данной работе под инновационной деятельностью понимается деятельность научно-технологического, организационного, финансово-коммерческого характера, осуществляемая экономической системой и нацеленная на создание и использование новшеств, а также распространение и продвижение их на рынке.
Для дальнейшего анализа понятий, рассматриваемых в данной работе, их взаимосвязи и ответа на вопрос, какое из них шире, а какое уже, необходимо обратиться к тому, как определяется «инновационный процесс» различными источниками и их авторами.
Так, например, американские профессора Дж. Эванс и Б. Берман определяют инновационный процесс с точки зрения подхода, основанного на стадиях готовности нового продукта. Они выделяют семь этапов инновационного процесса: генерация инноваций, оценка продукции, проверка концепции, экономический анализ, разработка продукции, пробный маркетинг и коммерческая реализация [1].
З.В. Черных, А.С. Обухова, в свою очередь, характеризует инновационный процесс как последовательную цепочку событий, в рамках которых инновации проходят путь от идеи до конечного продукта, технологии или услуги и рассматриваются в экономической практике. В отличие от научно-технического прогресса, инновационный процесс не заканчивается введением и появлением на рынке, а, наоборот, далее, с диффузией, инновации модернизируются и наделяются новыми потребительскими свойствами, что позволяет открыть новые области для их применения, новые рынки и, соответственно, новых клиентов [9].
Обобщая результаты анализа подходов к сущности инновационного процесса, предлагается понимать под инновационным процессом последовательные организованные действия, представляющие собой путь новшества от стадий разработки, конструирования, производства до дальнейшего оснащения, распространения и коммерциализации, причем конечный продукт/услуга, выходящая на рынок, должен отвечать его требованиям и быть полезным конечному потребителю.
Детально ознакомившись со множеством дефиниций рассматриваемых понятий, целесообразно перейти к вопросу, которому давно уделяется внимание со стороны авторов научных трудов, какое же из этих двух понятий шире, или, какое из них включает другое.
Так, С.В. Дедов и А.Ф. Шишкин считают, что инновационная деятельность шире и включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта этих товаров, конкурентной среды [3].
ЫшюЗ|Щ]10!Ш2а деятельность
I ЛодтотоЕителыздл ^йггельнпсть 2, Нэучну-тгхшгискал Легальность. Э, Экспср1гк нталь ная деятельность 4. Деятельность, наделенная нд рагпроггр.-шение н ктвпгоцшлйзалйю
Ь 'Н £ К £ |1| ^ о 2 ■ 1 Я £ 1 и 1—Щ 1 Г1 Г<1 -ч- I» 3 И .. 11 * ь Э Р & 1 И ! а [г И ч [
о н л >£ а! | с Е с ш ей фундаментальные НИР (V | 8 Ш ¡11 В □ и § Рч г § 1 У £ и р а Н | с 13 ^ р 5 Ё ! ч И 1 3 л 3 J } 4 И ■
I Ьлмеэшсоннын процесс
Рисунок 1 - Структура инновационной деятельности
Исходя из представленного рисунка видно, что согласно рассмотренной выше точки зрения, инновационный процесс является более узким понятием, чем инновационная деятельность, поскольку инновационная деятельность включает в себя инновационный процесс, и может быть также осуществлена не только на его этапах, но и вне его, то есть охватывает и другие виды деятельности, в него не входящие.
Однако, исходя из результатов проведенного исследования, целесообразнее согласиться с мнением многих исследователей, считающих, что инновационный процесс более широкое понятие, включающее помимо инновационной деятельности, массовое производство, дальнейший сбыт, распространение и использование нового продукта (услуги) [2, 20, 11,12].
Чтобы обосновать выбор данного подхода, необходимо отметить, что инновационная деятельность не обязательно должна состоять из этапов, включающих подготовительную, научно-техническую, экспериментальную и коммерческую деятельность. Инновационная деятельность может начаться и закончиться на любом из этапов, обозначенных цифрами 1-4 (рис. 1). Например, она может быть завершенной уже на 2-ом этапе, когда принимается решение о продаже права (патента, лицензии) на ту или иную технологию, без дальнейшего производства и сбыта на рынок. Следовательно, подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что понятие инновационного процесса является более широким, поскольку реализация всех этапов инновационного процесса сопровождается и осуществляется посредством инновационной деятельности.
Управление инновационными процессами на предприятиях любой сферы бизнеса предполагает комплексное регулирование деятельности субъекта хозяйствования. Из этого формируется его научно- технический и технологический потенциал, происходит ориентация инновационных процессов на потребности клиентов, ре-ализовывается анализ, моделирование ситуаций, на основании чего проводится регулирование и своевременные трансформации в деятельности компании, откликающиеся на состояние внешней и внутренней среды, что в совокупности позволяет выработать пути выживания в нестабильных условиях развития экономики и добиться своей цели в перспективе. Учитывая такой сложный механизм функционирования бизнеса, управление инновационной деятельностью охватывает оперативные и стратегические аспекты деятельности компании. Они должны быть, с одной стороны, нацелены на создание или оперативное привлечение инноваций, обеспечивающих сохранение и укрепление рыночных позиций предприятия, повышения его конкурентности на длительное время для перспективы, а с другой - на регулярную и целеустремленную деятельность по улучшению действующих технологий, приемов и способов выполнения работы, благодаря которым жизнь эффективным инновациям продлевается.
В настоящее время, только небольшое количество промышленных предприятий предпочитают использовать в своей деятельности методы и инструменты стратегического управления, что позволяет им качественно организовывать свои инновационные процессы. Наиболее активными в данном направлении являются предприятия производства нефтепродуктов и энергетики, строительной отрасли, металлургии, транспортного комплекса, медицины, финансово-кредитной сферы, страхового бизнеса, сферы высоких технологий и ряда других, где применение инновационных процессов является залогом успешного бизнеса на конкурентном рынке (рис. 2).
Финансов-кредитная . сфера и страховой рынок; 11,4
I
Строительство и производство строительных материалос; 15,9
Сфера высоких технологий, связь; 19
Предприятия энергетики, нефтегазовой промышленности; 19,8
Транспортный комплекс; 16,7
Производство лекарственных средств и материалов, используемые в медицинских целях; 17,2
Рисунок 2 - Инновационно-активные сектора экономики
Однако, согласно информации официальной статистики, большинство отечественных компаний все же не спешат к инновационным изменениям и могут прибегнуть к проектам с незначительным инновационным эффектом. Так, в соответствии со статистическим данным удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общей структуре реализованных товаров в 2019 г. уменьшился на 15,3 % в сравнении с уровнем 2018 г. и на 21,7 % в совокупности за пять лет по сравнению с уровнем 2015 г. (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели инновационной деятельности российских предприятий
№ п/п Индикаторы 2015 2016 2017 2018 2019
1 Инновационная активность предприятий, % 10,1 9,9 9,3 8,4 8,5
2 Удельный вес предприятий, реализующих технологические инновации,% 8,9 8,8 8,3 7,3 7,5
3 Удельный вес инновационных товаров в общей совокупности отгруженных товаров, % 9,2 8,7 8,4 8,5 7,2
Отсутствие положительной динамики удельного веса предприятий осуществлявших технологические, организационные, а также маркетинговые инновации (табл. 2), говорит о том, что на таких предприятиях формируется внутренний механизм сопротивления инновационным изменениям в условиях жестких финансовых ограничений и неопределенности результатов стратегических инновационных процессов.
Таблица 2 - Структура инноваций, реализуемых российскими предприятиями
№ п/п Удельный вес предприятий, осуществляющие инновации, % 2015 2016 2017 2018 2019
1 Технологические инновации 8,9 8,8 8,3 7,3 7,5
2 Организационные инновации 2,9 2,8 2,7 2,4 2,3
3 Маркетинговые инновации 1,9 1,7 1,8 1,4 1,4
4 Экологические инновации 1,5 1,6 1,6 1,3 1,1
При этом непоследовательные и отчасти несогласованные действия предприятия в области инновационных изменений могут обеспечить получение негативного эффекта, последствием которого может стать снижение стабильности и устойчивого развития предприятия в совокупности с потерей возможности к эффективной реализации инноваций, что не допустимо в условиях развития внешней среды [1, с. 5]. Кроме того, принимая во внимание, что в современных условиях, рынок становится все более прогрессивным и технологичным, от российских предприятий актуальным становится изменение внутрифирменных стандартов - ценностей, культуры, норм и принципов, определяющих внутреннюю среду, основу эффективного функционирования бизнеса. Поэтому основная задача системы управления инновационными процессами заключается в том, чтобы обеспечить восприимчивость компании и ее сотрудников к инновациям и инновационной активности в условиях постоянных изменений рыночной среды, учитывающей внутренние факторы и внешние условия.
Опираясь на практические приемы стратегического мышления, эффективное управлением инновационной деятельности предусматривает воплощение следующих основных шагов [15, с. 73]:
1) выявление наиболее рискованных направлений деятельности предприятия с целью их минимизации;
2) применение всевозможных направлений новаторских идей;
3) определение достаточности финансовых средств для внедрения инноваций в производство;
4) установление количественных целей, на достижение которых направлен инновационный проект;
5) выявление наиболее существенных этапов работы по реализации инновационного проекта, при этом переход к следующему этапу неосуществим, пока будет полностью завершен предыдущий.
Следование этим основополагающим правилам управления инновациями на современном этапе сможет обеспечить достижение успеха компании в будущем, снизить уровень риска ее функционирования во внешней среде, определить механизмы эффективного.
Современное управление любыми процессами невозможно осуществлять без стандартизации - плановой деятельности по установлению обязательных правил, норм и требований, которые значительно облегчают процесс внедрения новой продукции и технологий в производство, проведение испытаний, оценку соответствия продукции или оказываемых услуг требованиям безопасности, совместимости, повышения качества и многого другого, без чего современное производство, импорт и экспорт продукции любой отрасли невозможен. Не исключение и инновационная деятельность [8]. Для ее эффективной организации и проведения необходимо знать действующие нормативно-правовые акты, накопленные рекомендации, существующие возможности и формы государственной поддержки для различных видов предприятий.
Вопросы, связанные с регулированием инновационной деятельности, затрагивают как вопросы интеллектуальной собственности, так и важнейшие аспекты экономической деятельности предприятий и промышленности в целом. Прерогатива в создании нормативных документов в области инноваций по Конституции РФ однозначно принадлежит федеральному законодательству, так как учитываются принятые обязательства нашей страны в международных соглашениях в области инноваций, а также интересы всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.
К основным целям государственного регулирования инновационных процессов, помимо общих задач стандартизации, относятся задачи, связанные с созданием долгосрочных структур и систем по инновационной
деятельности, которые должны способствовать сохранению интеллектуального потенциала, внедрению его в промышленность нашей страны, привлечению ресурсов из-за рубежа, продвижению отечественной продукции на мировой рынок, решению вопросов социально- экономического развития в стране. Решению многих из этих задач и посвящены создаваемые в нашей стране нормативные документы в области инноваций. Они затрагивают как вопросы регулирования отношений и интеллектуальной собственности, так и создания системы перспективного развития в области инноваций на федеральном и региональном уровне.
Несмотря на то, что с 2014 года вступление России в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) приостановлено, большинство национальных и государственных стандартов в нашей стране при разработке основывается на рекомендациях и исследованиях, проводимых именно этой организацией, результатом работы которой стало формирование базы общесистемных и признанных понятий и компонентов в области инноваций, методик оценки и управления инновационной деятельностью.
Ключевую роль в регулировании и развитии инновационной деятельности в стране играют стратегии и концепции развития страны в целом и стратегических отраслей в частности, а также - долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.
В настоящее время для всех возможных участников инновационных процессов в нашей стране действует национальный интернет сайт «Инновации в России», который содержит большую библиотеку документов, глоссарий инноваций, каталог общедоступных информационных ресурсов венчурного рынка, состоящий из почти 800 ресурсов и другой информации, которая позволяет повысить свою юридическую грамотность, получить данные о предложении и спросе на инновационную продукцию, ознакомиться с аналитической информацией, получить консалтинговые и другие сервисные услуги, узнать об актуальных и значимых событиях и многое другое [5].
Для расширения прав и свободы граждан по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством, а также в какой-то мере для компенсации недостатков общесистемного подхода на уровне государственной власти, региональные власти принимают активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности [16, с. 231]. Программа поддержки инноваций в регионе в первую очередь направляется: на создание инновационной структуры в целом; на развитие существующих и создание новых высокотехнологичных компаний в регионе; на поддержку местных инноваторов и предлагаемых ими проектов за счет разнообразных программ и источников финансирования в различных областях, начиная от образования и заканчивая системами управления, производством и инновациями в системах послепродажного обслуживания или утилизации отходов; на продвижение производимой продукции в другие регионы или за рубеж.
Необходимо признать, что программы по инновациям ориентированы на развитие и поддержку в основном крупных или успешных предприятий, а также организаций, желающих достичь еще больших результатов. При этом государственные программы и разработка нормативных документов в области инноваций не исключает в этом процессе участие малых и средних предприятий [16]. Участие в национальных проектах позволяет получать им услуги по подготовке документов для кредита и льготное кредитование, безконкурсное получение земли при осуществлении инвестиционных проектов, продвижение продукции на территории России за счет выставок, проводимых представителями региональных структур и многое другое.
Анализируя все рассмотренные правовые и нормативные документы в нашей стране, а также различные государственные программы и проекты, можно сделать вывод, что создана основательная нормативно-правовая и информационная база, имеющая некоторые недостатки, но в целом полностью охватывающая все этапы, виды и аспекты инновационной деятельности. Она применима для предприятий различной организационной структуры, специфики осуществляемых процессов и форм собственности. За счет создания системы нормативно-правовых документов, информационного сопровождения инновационной деятельности, организации системы привлечения инвестиций в нее, а также различных видов поддержки государства формируется понимание того, что для повышения конкурентоспособности и эффективности производства необходимо использование различных инноваций и возможности для этого у предприятий и предпринимателей существуют.
Источники:
1. Авдеева И.Л., Цысов А.С. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах / И.Л. Авдеева // Естественно-гуманитарные исследования № 28 (2). 2020. С. 24-30.
2. Вертакова Ю.В. Эффективная структура инвестиций как доминанта инновационного сценария развития регионального хозяйственного комплекса / Вертакова Ю.В., Емельянов С.Г., Зубарев А.С., Харченко Е.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2 (35). С. 13-19.
3. Дедов С.В. Теоретическое обоснование и методологический подход к оценке эффективности управления инновационными ресурсами / Дедов С.В., Шишкин А.Ф. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2007. № 2. С. 13-16.
4. Ершова И.Г. Внедрение менеджмента знаний в инновационную деятельность организаций / Ершова И.Г., Андросова И.В. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 282-284.
5. Ермишов К.В., Конягина М.Н. Эволюция инновационной политики Южной Кореи и вызовы XXI века / К.В. Ерми-шов // Вестник Академии знаний № 39 (4). 2020. С. 192-201.
6. Инновационное развитие экономики России / Лопатюк А.И., Гусельникова Л.Н. // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 263-266.
7. Колмыкова Т.С. Инвестиционная политика и анализ структуры инвестиций в основной капитал / Колмыкова Т. // Предпринимательство. 2008. № 2. С. 84-91.
8. Методический подход к управлению промышленным потенциалом предприятий / Ершова И.Г., Каракулина К.Н. // Глобальный научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 153-155.
9. Механизмы стимулирования инновационной деятельности в организации / Черных З.В., Обухова А.С. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4. С. 26-30.
10. Необходимость системы контроллинга промышленных предприятий / Литвинова И.А., Ершова И.Г. // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А., 2015. С. 20-23.
11. Оценка финансового состояния и перспектив внедрения управленческого учета в сельскохозяйственных организациях / Сигидов Ю.И., Рыбянцева М.С., Адаменко А.А. // Краснодар, 2009.
12. Полянин А.В. Реализация конкурентных преимуществ устойчивого развития промышленных предприятий Орловской области на основе стратегического менеджмента / Полянин А.В., Докукина И.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 29-38.
13. Проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса в современной России / Ершов А.Ю. // В сборнике: Стратегия и сценарии развития финансово-кредитной системы Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 32-35.
14. Синтез современных концепций исследования банковского сектора на уровне региона как основа формирования стратегии его развития / Остимук О.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 293-296.
15. Современные проблемы инновационного развития региона / Ершова И.Г. // ответственный редактор профессор О.И. Кириков. Воронеж, 2020.
16. Формирование системы управления электронных государственных услуг региона / Якимова Е.Ю., Девяти-лова А.И. // Глобальный научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 230-232.
17. Харченко Е.В. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности России / Харченко Е.В., Широкова Л.В., Алпеева Е.А. // В сборнике: саяпинские чтения Сборник материалов круглого стола. В.М. Юрьев. 2015. С. 217-234.
18. Шинкевич А.И. Состояние и перспективы инновационного развития институционально-логистических систем промышленности республики Татарстан / Шинкевич А.И., Шинкевич М.В. // монография / Федеральное агентство по образованию, "Казанский гос. технологический ун-т". Казань, 2006.
19. Широкова Л.В. Условия и факторы формирования благоприятной инновационной среды курской области / Широкова Л.В., Шевченко А.С. // Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 12 (66). С. 180-183.
20. Экономические исследования / Беклемешев В.П., Бирюков А.Н., Братухина Е.А., Вертакова Ю.В., Глущенко О.И., Гороховицкая Т.Н., Девятилова А.И., Ершов А.Ю., Ершова И.Г., Ильиных С.А., Крыгина А.М., Крыгина Н.М., Ли-монова Е.В., Павлов В.Н., Панцева Е.Ю., Тойшева О.А. // Анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов) / Воронеж, 2015. Том Книга 37.
References:
1. Avdeeva I.L., Tsysov A.S. Modern analysis and prospects for the development of digital technologies in industrial economic systems / I.L. Avdeeva // Natural and humanitarian research № 28 (2). 2020.S. 24-30.
2. Vertakova Yu.V. Effective structure of investments as the dominant of the innovative scenario of the development of the regional economic complex / Vertakova Yu.V., Emelyanov S.G., Zubarev A.S., Kharchenko E.V. // News of the Southwest State University. 2011. No. 2 (35). S. 13-19.
3. Dedov S.V. Theoretical substantiation and methodological approach to assessing the effectiveness of management of innovative resources / Dedov S.V., Shishkin A.F. // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2007. No. 2. S. 13-16.
4. Ershova I.G. Implementation of knowledge management in the innovative activity of organizations / Ershova I.G., Andro-sova I.V. // Humanities, socio-economic and social sciences. 2014. No. 8. S. 282-284.
5. Ermishov K.V., Konyagina M.N. The Evolution of South Korea's Innovation Policy and the Challenges of the 21st Century / K.V. Ermishov // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 39 (4). 2020.S. 192-201.
6. Innovative development of the Russian economy / Lopatyuk A.I., Guselnikova L.N. // In the collection: Modern approaches to the transformation of the concepts of state regulation and management in socio-economic systems collection of scientific papers of the 8th International Scientific and Practical Conference. 2019.S. 263-266.
7. Kolmykova T.S. Investment policy and analysis of the structure of investments in fixed assets / Kolmykova T. // Entrepre-neurship. 2008. No. 2. S. 84-91.
8. Methodical approach to the management of the industrial potential of enterprises / Ershova IG, Karakulina K.N. // Global scientific potential. 2018. No. 12 (93). S. 153-155.
9. Mechanisms for stimulating innovative activity in the organization / Chernykh ZV, Obukhova AS. // News of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2014. No. 4. S. 26-30.
10. The need for a controlling system for industrial enterprises / Litvinova IA., Ershova I.G. // In the collection: Research of the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development. Collection of scientific articles of the 5th International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes. Managing editor Gorokhov A.A., 2015.S. 20-23.
11. Assessment of the financial condition and prospects for the implementation of management accounting in agricultural organizations / Sigidov Yu.I., Rybyantseva MS, Adamenko AA. // Krasnodar, 2009.
12. Polyanin A.V. Realization of the competitive advantages of sustainable development of industrial enterprises of the Oryol region on the basis of strategic management / Polyanin A.V., Dokukina I.A. // News of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2017.Vol. 7.No. 1 (22). S. 29-38.
13. Problems of bank lending to small and medium-sized businesses in modern Russia / Ershov A.Yu. // In the collection: Strategy and scenarios for the development of the financial and credit system Collection of materials of the International scientific and practical conference. 2014.S. 32-35.
14. Synthesis of modern concepts of the banking sector research at the regional level as the basis for the formation of its development strategy / O.V. Ostimuk. // News of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2013. No. 1. S. 293-296.
15. Modern problems of innovative development of the region / Ershova I.G. // executive editor professor O.I. Kirikov. Voronezh, 2020.
16. Formation of the management system for electronic public services in the region / Yakimova E.Yu., Devyatilova A.I. // Global scientific potential. 2019. No. 11 (104). S. 230-232.
17. Kharchenko E.V. Public-private partnership as a tool for innovative development of high-tech industries in Russia / Kharchenko E.V., Shirokova L.V., Alpeeva E.A. // In the collection: Sayapin readings Collection of round table materials. V.M. Yuriev. 2015.S. 217-234.
18. Shinkevich A.I. State and prospects of innovative development of institutional and logistics systems of industry in the Republic of Tatarstan / Shinkevich A.I., Shinkevich M.V. // monograph / Federal Agency for Education, "Kazan State Technological University". Kazan, 2006.
19. Shirokova L.V. Conditions and factors for the formation of a favorable innovative environment in the Kursk region / Shirokova L.V., Shevchenko A.S. // Science and business: ways of development. 2016. No. 12 (66). S. 180-183.
20. Economic research / Beklemeshev V.P., Biryukov A.N., Bratukhina E.A., Vertakova Yu.V., Glushchenko O.I., Gorokhovit-skaya T.N., Devyatilova A.I., Ershov A. Yu., Ershova I.G., Ilinykh S.A., Krygina A.M., Krygina N.M., Limonova E.V., Pavlov V.N., Pantseva E.Yu., Toisheva O.A. // Analysis of the state and development prospects (regional economics) / Voronezh, 2015. Volume Book 37.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10715
К.Н. Каракулина - аспирант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет ([email protected]),
K.N. Karakulina - Assistant Professor, Southwest State University;
И.Г. Ершова - профессор кафедры финансов и кредита, д.э.н., Юго-Западный государственный университет ([email protected]),
I.G. Ershova - Professor of the Department of Finance and Credit: Doctor of Economics; Southwest State University.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA
Аннотация. Особое значение в современной мировой экономике приобретает внедрение в производство новейших достижений науки и техники. Поэтому промышленные предприятия, активно внедряющие и использующие инновационные технологии в своей деятельности, являются весьма конкурентоспособными в период последних мировых потрясений (кризисы, проблема перепроизводства, пандемия).
Современная система хозяйствования в условиях рынка предъявляет все более трудные условия к ранее имеющимся и вновь создающимся предприятиям. По этой причине основным направлением их формирования, а также фактором достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном обществе считается стимуляция инновационной деятельности предпринимательских структур, обширное продвижение инновационных технологий, товаров и услуг.
Занимаясь инновационной деятельностью, предприятие может завоевать лидирующие позиции на рынке и, в соответствии с этим, приобрести больше прибыли, что считается одной из основных целей каждой организации. Все это подтверждает актуальность разработки нового подхода к управлению инновационной активностью, отвечающего современным условиям.
Abstract. The introduction of the latest achievements of science and technology into production is of particular importance in the modern world economy. Therefore, industrial enterprises that are actively introducing and using innovative technologies in their activities are very competitive during the period of recent global shocks (crises, the problem of overproduction, a pandemic).
The modern economic system in a market environment presents more and more difficult conditions for previously existing and newly created enterprises. For this reason, the main direction of their formation, as well as a factor in achieving economic growth and improving the quality of life of the population in modern society, is the stimulation of innovative activities of entrepreneurial structures, the extensive promotion of innovative technologies, goods and services.
By being engaged in innovation, an enterprise can gain a leading position in the market and, in accordance with this, acquire more profits, which is considered one of the main goals of every organization. All this confirms the relevance of developing a new approach to managing innovative activity that meets modern conditions.
Ключевые слова: инновационное развитие, производственное предпринимательство, управление инновациями
Keywords: innovative development, industrial entrepreneurship, innovation management
Предпринимательство условно можно разделить на две категории: производственное предпринимательство и предпринимательство в сфере услуг. Производственное предпринимательство осуществляется в промыш-