20. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения: Антология экономической классики. — М.: Эксмо, 2007. 953 с.
21. Рынок товаров: формирование, управление / Под общ. ред А.В. Орлова и Ф.А. Крутикова. - М.: Экономика, 1985. -263 с.
22. Тюнен И. Изолированное государство. - М.: Книга, 1926. - 332 с.
23. Хватов С.И. Сфера обслуживания как объект регионального планирования // Региональные аспекты развития сферы обслуживания. Сб. ст. - М., 1974.
24. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. - Новосибирск: Наука : Сиб. изд. фирма, 1993. 436 с.
References:
1. Alekhin E. V. Regional economy and management: textbook allowance. Penza: Penz. state un-t, 2007.97 p.
2. Animitsa, EG Regional socio-economic geography: theory, methodology, practice [Text] / E.G. Animitsa, M.D. Sharygin. -Perm: Publishing house of Perm. University, 1994. 179 p.
3. Animitsa E.G., Dvoryadkina E.B., Silin Ya. P. Local self-government. Yekaterinburg: Ural State economy publishing House, 2006. 89 p.
4. Baymatov A.A. Regional market: features and problems of balance / Ed. by H. Umarov. - Dushanbe: Donish, 1985. 208 p.
5. Balikoev V.Z. General economic theory: textbook. Novosibirsk: Sib. agreement, 2005. 731 p.
6. Baransky N.N. Formation of Soviet economic geography. Selected Works. M.: Mysl, 1980. 287 р.
7. Bernwald A.R. Regional problems of commodity circulation (in the regions of Siberia and the Far East) / Ed. by R.I. Shniper. - Novosibirsk: Nauka : Sibirskoe otdelenie, 1984. 209 р.
8. Big Dictionary of Economics / Ed. A.N. Azrilian. - M .: Institute of New Economy, 1997. 856 р.
9. Bos Н. Spatial dispersion of economic activity. - M.: Progress, 1970. 157 р.
10. Weber A. The theory of industrial placement. - M .: Publishing house Kniga, 1926. 223 р.
11. Granberg A.G. Fundamentals of regional economics: a textbook for universities. 4th ed. - M .: Ed. House of the Higher School of Economics, 2004. - 495 p.
12. Kovalenko E. Regional economy and management: textbook. allowance. SPb. : Peter, 2008.288 s.
13. Kolosovsky N.N. Fundamentals of economic zoning. M.: Gospolinizdat, 1958. 200 р.
14. Krutikov F.A. Market conditions under socialism. - M.: Economika, 1968. 128 p.
15. Lesh A. Geographic location of the economy. - M .: Publishing house of foreign literature, 1959 .-- 455 p.
16. Novoselov A. S. Regional markets: Textbook / A. S. Novoselov; Ed. Institute of Economics and org. prom. pr-va, the Union Grew. Federation. Sib. UN-t demand. cooperation. - Moscow: INFRA-M, 1999. - 476 p.
17. Novoselov A. S. Theory of regional markets: Textbook. for Econ students. University specialties / A. S. Novoselov; Ed. by A. R. Bernwald. - Novosibirsk: Sib. agreement; Rostov n / A: Feniks, 2002. - 446 p
18. Novoselov A.S. Market system of the region: problems of theory and practice. - Novosibirsk: Publishing house of IEOPP SO RAN, 2007. - 568 p.
19. Orlov B.P., Shniper R.I. Economic reform and territorial planning. - M.: Economika,, 1969. 191 р.
20. Ricardo D. Principles of Political Economy and Taxation: Anthology of Economic Classics. - M.: Exmo, 2007. 953 р.
21. Market of goods: formation, management / Under total. edited by A.V. Orlova and F.A. Krutikov. - M .: Economics, 1985 .-- 263 p.
22. Tyunen I. The Isolated State. - M .: Kniga, 1926 .-- 332 p.
23. Khvatov S.I. Service sector as an object of regional planning // Regional aspects of service sector development. - M., 1974.
24. Shniper R.I., Novoselov A.S. Regional problems of food markets: economic aspect. - Novosibirsk Nauka, Sib. Izdat. firma, 1993. 436 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10704
А. И. Девятилова - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, Юго-Западный государственный университет ([email protected],
A.I. Deviatilova - Assistant Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Southwest State University.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ASSESSMENT OF THE INVESTMENT POLICY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION
Аннотация. В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный происходит реструктуризация и реорганизация экономики регионов. Одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе, заключается в создании необходимых условий для интенсификации экономического роста, повышении качества жизни населения страны. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально-экономического развития каждого поселения, что неразрывно связано с эффективным управлением инвестиционными процессами органами местного самоуправления на подведомственной территории.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что государственное управление понимается как самая важная функция государства, которую оно должно выполнять в любой экономике. Государственное управ-
ление стало возможным благодаря централизованной власти, воплощавшей общую волю объединившихся в политический союз (государство) людей. Непосредственными носителями власти выступали группы авторитетных лиц (они же и субъекты управления), которые избирались народом или власть наследовали.
Abstract. In the context of intensive globalization, the formation of a market, increasing competition, the shift of the center of gravity in solving a large set of social problems from the federal level to the regional one, the restructuring and reorganization of the regional economy is taking place. One of the most important tasks facing the bodies of state power and local self-government of the Russian Federation at the present stage is to create the necessary conditions for intensifying economic growth, improving the quality of life of the country's population. At the local level, this is expressed in ensuring the comprehensive socio-economic development of each settlement, which is inextricably linked with the effective management of investment processes by local governments in the subordinate territory.
The relevance of the chosen topic lies in the fact that public administration is understood as the most important function of the state, which it must perform in any economy. State administration became possible thanks to the centralized power, which embodied the common will of the people united in a political union (state). The direct bearers of power were groups of authority figures (they are also subjects of government), who were elected by the people or inherited power.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инновационное развитие, управление регионом
Keywords: investment policy, innovative development, regional management
Привлечение инвестиций в экономику является одной из важных задач, поскольку инвестиционная политика определяет потенциал экономики и темпы ее роста. Город Курск обладает высоким инвестиционным потенциалом, что обусловлено следующими факторами: выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, наличие железнодорожного узла и аэропорта, научного и образовательного потенциала, трудовых ресурсов, развитых промышленного и строительного комплексов, потребительского рынка товаров и услуг, а также достаточный уровень развития социальной сферы.
Инвестиционный климат Курской области в целом оказывает значительное влияние на состояние инвестиционных процессов в городе Курске. Инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории города Курска, вправе воспользоваться мерами государственной поддержки, предусмотренными региональным законодательством (снижение налоговых ставок, использования средств различных фондов и т.д.).
В городе успешно реализуются инвестиционные проекты по строительству и модернизации объектов как производственного, так и непроизводственного назначения, за счет бюджетных средств и финансовых вложений частного бизнеса.
Ключевым фактором для социально-экономического развития города является привлечение средств бюджетов вышестоящих уровней в муниципальный сектор экономики и инфраструктуру города через участие в областных и федеральных целевых программах. Так, в 2019 году на территории города Курска при финансовой поддержке федерального центра и Администрации Курской области выполнено строительство 1-й очереди магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения по пр. Н. Плевицкой; завершена реконструкция автомобильной дороги «Курск - п. Искра - Чаплыгино - Алябьево»; выполнен ремонт 33 улиц, общей протяженностью 52 км.; продолжалось строительство средней общеобразовательной школы по пр. Клыкова на 1000 ученических мест; начата реконструкция системы биологической очистки на городских очистных сооружениях города Курска и водопроводной насосной станции №9.
В 2019 году введены в эксплуатацию два детских сада: детский сад на 280 мест по пр. А. Дериглазова и детский сад-ясли на 150 мест по ул. Подводников. Начаты работы по строительству 1-ой и 2-ой очереди магистральной улицы - пр. Дружбы и ул. Просторной.
Кроме инфраструктурных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, на территории муниципального образования «Город Курск» в 2019 году реализовывались проекты частных инвесторов: АО «Курский завод крупнопанельного домостроения им. А.Ф. Дериглазова», ООО «Инстеп», ООО «Союзтехстрой», ЗАО «Автодор» и другие.
Согласно данным Курскстата, в 2019 году крупными и средними организациями строительного комплекса выполнен объем работ по виду деятельности «Строительство» на сумму 8,9 млрд. руб.
В 2019 году на территории МО «Город Курск» застройщиками всех форм собственности, включая индивидуальных, с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, построено 513 жилых домов общей площадью 267,5 тыс.кв.м., в том числе населением за счет собственных и заемных средств в 2019 году построено 493 жилых дома общей площадью 87,8 тыс. кв. м.
В целях информирования представителей бизнеса о возможности использования в своей работе муниципального имущества разработан и утвержден перечень 354 объектов муниципальной собственности города Курска, в отношении которых в 2020 году планируется заключение концессионных соглашений (постановление Администрации города Курска от 31.01.2020 №175).
Приоритетными направлениями инвестирования в 2020-2030 годы будут инвестиции в: строительство объектов социальной сферы; жилищное строительство; развитие дорожно-транспортной инфраструктуры; повышение уровня благоустройства территории города; развитие туристической инфраструктуры.
Экономический потенциал региона является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика инвестирования в экономику Курской области
Наименование показателя 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей 93,7 100,9 119,9
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (% к предыдущему периоду) 118,3 102,0 113,6
Отмечается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал. За анализируемый период объём инвестиций в основной капитал увеличился на 26,2 млрд руб. Также стабильно растет объем инвестиции в основной капитал на душу населения Курской области. За исследуемый период данный показатель вырос с 63,9 тыс. руб. на одного человека до 89,9 тыс. руб., что в целом положительно характеризует инвестиционную политику исследуемого региона.
За рассматриваемый период в экономику Курской области было инвестировано более 304,5 млрд рублей. Из них большую часть составили прямые инвестиции в капитальное строительство, а направленные на приобретение и установку машин и оборудования. При этом структура инвестиций в основной капитал по направлениям вложения за исследуемый период значительно изменилась. Так, доля инвестиций в жилищное строительство сократилась с 20,1 % по итогам 2014 года до 8,6 % по итогам 2019 года. Доля капитального строительства, напротив, выросла с 38,9 % по итогам 2014 года до 53,7 % по итогам 2019 года. Удельный вес инвестиций, направленных на приобретение машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал сократился с 38,3 % в 2014 году до 34,5 % в 2019 году.
В исследовании инвестиционной активности региональной экономики важное значение имеет анализ структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика источников инвестирования в экономику Курской области
Наименование показателя 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Собственные средства 38 421 38 775 35 006
Привлеченные 35 324 54 884 65 585
Кредиты банков 9 292 18 170 18 509
Бюджетные средства 5 678 11 707 16 296
Федеральный бюджет 2 729 7 774 11 870
Бюджеты субъектов 2 212 2 903 3 722
Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать ряд выводов:
1)за исследуемый период возросли инвестиции за счет собственных источников финансирования до 35,0 млрд руб. в 2019 году, что свидетельствует об улучшении финансового состояния инвесторов, росте их финансовой независимости;
2)на 6,9 млрд руб. за исследуемый период выросли инвестиции за счет бюджетных средств, что свидетельствует об усилении роли государства в региональном инвестиционном процессе. При этом также стоит обратить внимание на тот факт, что указанный рост объемов бюджетных инвестиций произошел на фоне сокращения объема инвестиций из регионального бюджета, что говорит о проблемах его наполняемости;
3)объем привлеченных инвестиционных кредитов за исследуемый
период остался практически неизменным и по итогам 2019 года составил 18,5 млрд руб. Данная тенденция свидетельствует о недостаточном уровне развития и низком инвестиционном потенциале банковского сектора Курской области.
Инвестиции в экономику Курской области вкладывают компании:
Украины, Венгрии, Вьетнама, Германии, Гибралтара, Италии, Казахстана, Кипра, Люксембурга, Панамы, Польши, США.
На территории Курской области активную деятельность ведут совместные предприятия с привлечением иностранного капитала или созданные при участии иностранных компаний европейских стран, такие как:
• Российско-Чешская группа предприятий «Матис» - реализация автотранспортной техники чешского и российского производства,
• АО «КОНТИ-РУС» - производство кондитерских изделий, ООО «ИСточник
• ТОка Курский» - производство аккумуляторов, ООО «ЭТИ НВА с иностранными инвестициями» - производство низковольтной аппаратуры.
• В агропромышленном комплексе Курской области осуществляют деятельность ООО «Иволга -Холдинг» (Казахстан) и компания «Му11уп
• Paras Oy» (Финляндия).
• Иностранные инвесторы пользуются теми же правами, что и российские инвесторы при предоставлении мер государственной поддержки.
Реализация стратегических направлений развития Курска неразрывно связана с политикой города в сфере привлечения инвестиций, осуществляемой в соответствии с Инвестиционной стратегией Курской области до 2025 года. Согласно региональной инвестиционной стратегии приоритетными отраслями для инвестирования в Курске приняты обрабатывающие производства, в том числе пищевая промышленность, а также туризм [2, с. 31].
Механизмы привлечения инвесторов различаются для крупных компаний и субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое значение для крупных инвесторов имеет поддержка и прямая связь с органами исполнительной власти, в том числе с высшими должностными лицами при реализации инвестиционных проектов на территории муниципальных образований, а также содействие в прохождении административных процедур. Для промышленных компаний, реализующих долгосрочные масштабные капиталоемкие проекты, большое значение имеет надежность и прозрачность предлагаемой поддержки, что необходимо инвесторам для эффективного планирования [4, с. 63].
В целях привлечения крупных инвесторов Администрации города целесообразно активно участвовать в российских и международных отраслевых выставках, устанавливать контакты и предоставлять инвесторам каналы прямой связи с высшими органами власти, активнее участвовать в государственных программах развития отраслей.
В целях повышения привлекательности инвестирования субъектами малого и среднего бизнеса необходимо реализовывать и развивать программы его поддержки, в том числе обеспечивать разнообразие, доступность и полноту форм финансирования (муниципальная, государственная финансовая поддержка, в том числе налоговые льготы), прозрачность и сроки административных процедур, защиту прав собственности и безопасность ведения бизнеса, доступ к рынкам сбыта для роста объемов производства и др. Помощь органов власти при "выходе" малых и средних предприятий на крупные торговые сети и прочие каналы дистрибуции играет важнейшую роль [5, с. 381].
Важным направлением развития Курска станет развитие цифровой экономики и создание "умного" города в соответствии с программой "Цифровая экономика Российской Федерации", в рамках которой под "умным" городом понимается город, который эффективно внедряет комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного качества управления городскими ресурсами.
В качестве связующего элемента информационной инфраструктуры Курской области считаем целесообразным создание Информационно-консультационного агентства по привлечению инвестиций при Комитете социально-экономического развития и инвестиционной политики Администрации города Курска, выполняющего информационную, представительскую, аналитическую, консультационную, организационную функции [6, с.111].
Основные формы поддержки инвестиционной деятельности будут иметь вид (рисунок 1):
1. Продажи и предоставления инвесторам в аренду муниципального имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности, в целях осуществления ими инвестиционной деятельности.
2. Участия Администрации города Курска в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов.
3. Содействия в оформлении в кратчайшие сроки всех необходимых для инвестора разрешений, связанных со строительством и производством, в регистрации прав на объекты недвижимости по мере поступления заявок и необходимых документов от инвестора.
4. Выработки предложений по снижению ставок земельного налога на время реализации инвестиционного проекта или на конкретный период.
5. Выработки предложений по снижению ставок налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ставок арендной платы за муниципальное имущество и землю.
6. Выдачи направлений на рассмотрение инвестиционных проектов, имеющих областное значение.
Комплексное информационное обеспечение инвестиционной деятельности в Курской области должно
включать:
- организацию информационного взаимодействия органов власти между собой, другими регионами и инвесторами;
- накопление, хранение и эффективное использование информационных ресурсов, необходимых для решения текущих задач, оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности округа, отраслей и организаций;
- обеспечение возможности использования современных информационных технологий для подготовки принятия обоснованных управленческих решений на основе многофакторного анализа, вариантах расчетов прогнозных показателей;
- сокращение затрат времени заинтересованных лиц, связанных с поиском, обработкой и подготовкой информации при осуществлении инвестиционной деятельности в округе.
Формы поддержки инвестиционной деятельности
- Продажа, аренда муниципального имущества н земель
Участие Администрации города Курска в разработке, экспертное и реализации инвестиционных проектов
Содействия в оформленш! необходимых дтя инвестора разрешений
Выработки предложений по снижению ставок земельного налога, единого налога на вмененный доход, арендной платы за муниципальное имущество н землю
Б ыдача направлений на рассмотрение инвестиционных проектов на областном уровне
Рисунок 1 - Формы поддержки инвестиционной деятельности
Для этого агентство должно обладать необходимым и достаточным объемом информационных ресурсов, обеспечить требуемую актуальность и достоверность информации; создать инструментальные средства для анализа накопленной информации; возможность многоцелевого использования информационных ресурсов [9, с. 51].
Для повышения эффективности работы агентства, расширения номенклатуры предоставления информационно-консультационных услуг целесообразно реализовать следующие группы мероприятий:
- мониторинг и анализ проблем инвесторов, в том числе информационных, служащий основой для корректировки процедур, нормативно-правовых актов, издания (корректировки) специальных информационных материалов, направленных на ликвидацию проблем инвесторов и их источников;
- мониторинг обращений инвесторов, включающий: сбор информации об инвесторах, их проблемах, задачах, каналах поиска информации для улучшения работы агентства; мониторинг деятельности консультантов: скорости и качества предоставления ответов на запросы;
- размещение информации, полученной и подготовленной в результате осуществления мониторинга инвестиционной деятельности, в печатных, телевизионных и электронных средствах массовой информации;
- привлечение к работе на территории Курской области международных финансовых институтов, организаций деловой общественности (Союз промышленников и предпринимателей; консультационные компании, консалтинговые фирмы), развитие сотрудничества с международными организациями предоставляющими информацию, опыт работы и связи для привлечения иностранных инвесторов.
Реализация перечисленных направлений не только решит проблему снижения инвестиций в экономику региона, информационного дефицита, но и будет способствовать устойчивому увеличению спроса и предложения на инвестиционные проекты, что послужит основой роста инвестиционной активности в Курской области.
Источники:
1. Анализ собственного капитала организации / Грачева Н.А., Переверзева Л.Н. // В сборнике: Молодежь и XXI век -
2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 116-120.
2. Вертакова Ю.В. Формы стратегического партнерства: модели взаимодействия в регионе / Вертакова Ю.В., Ватутина
О.О., Андросова И.В., Плотников В.А., Ершова И.Г., Крыжановская О.А., Положенцева Ю.С., Казаков В.Н. // Курск,
2013.
3. Влияние различных факторов на выбор источников финансирования предприятия в условиях стагнации / Обухова
А.С., Анисимов А.Ю. // Экономика в промышленности. 2015. № 2. С. 92-97.
4. Ершов А.Ю. Роль импортозамещения в международном разделении труда / Ершов А.Ю., Говядова М.А. // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 5-ой Международной
научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева. 2015. С. 61-65.
5. Ершова И.Г. Управление инновационной деятельностью и моделирование бизнес-процессов транспортной системы региона / Ершова И.Г., Михайлов О.В. // Фундаментальные исследования. 2016. № 6-2. С. 381-385.
6. Исследование зарубежного опыта измерения интеллектуального капитала в условиях экономики знаний / Ершова И.Г., Андросова И.В. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 108-112.
7. Модель развития современной рыночной экономики в России / Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Сивченко А.И. // В сборнике: Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». 2016. С. 360-364.
8. Мусаева Б.М., Кошукоев Х.М. Особенности исследования инновационного развития региональной социально-экономической системы / Б.М. Мусаева // Естественно-гуманитарные исследования № 28 (2). 2020. С. 206-210.
9. Научные исследования: информация, анализ, прогноз (образовательно-инновационные, экономические и социально-философские технологии) / Астадурьян А.П., Биб А.Л., Грузков В.Н., Грузков И.В., Далингер В.А., Дрягин С.В., Данелова Г.П., Елисеева Н.А., Ершова И.Г., Жарков А.А., Захарова Т.Н., Каракулин А.Ю., Каракулина К.Н., Кокорина О.К., Курейчик В.М., Лебедев В.Э., Лукьянов Г.И., Митрофанов А.А., Обухова А.С., Писаренко В.И. и др. // под общей ред. проф. С.Г. Емельянова; (Отв. ред. проф. О.И. Кириков). Воронеж-Москва, 2018. Том Книга 61.
10. Пирогова Е.В. Формирование инновационных кластеров как механизм развития инновационного потенциала региона/ Е. В. Пирогова // Вестник Академии знаний. 2020. №40 (5). С. 380-385.
11. Приоритетность развития института инновационных ресурсов для обеспечения безопасности национальной экономики / Шишкин А.Ф., Дедов С.В., Дёмин С.В. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. Т. 7. № 27 (120). С. 2-5.
12. Совершенствование системы управления региональной социально-экономической системой / Кузьбожев Э.Н., Ев-ченко А.В., Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Белоусова М.А. // Под редакцией Э.Н. Кузьбожева, А.В. Евченко. Курск, 2003.
13. Суровнева А.А. Особенности функций и методов менеджмента в некоммерческих организациях / Суровнева А.А., Полянин А.В. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 238-240.
14. Харченко Е.В. Государственное регулирование национальной экономики / Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С. 156-157.
15. Шинкевич А.И. О моделировании видов экономической деятельности в контексте устойчивого инновационного развития высокотехнологичных мезоэкономических систем / Шинкевич А.И., Лубнина А.А., Галимулина Ф.Ф. // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 13. С. 249-254.
References:
1. Analysis of the organization's own capital / Gracheva N. А., Pereverzeva L.N. // In the collection: Youth and the XXI century - 2016 Materials of the VI International Youth Scientific Conference: in 4 volumes. 2016.S. 116-120.
2. Vertakova Yu.V. Forms of strategic partnership: models of interaction in the region / Vertakova Yu.V., Vatutina O.O., An-drosova I.V., Plotnikov V.A., Ershova I.G., Kryzhanovskaya O.A., Polozhentseva Yu.S. , Kazakov V.N. // Kursk, 2013.
3. The influence of various factors on the choice of sources of financing for an enterprise in conditions of stagnation / Obukho va AS, Anisimov A.Yu. // Economics in industry. 2015. No. 2. S. 92-97.
4. Ershov A.Yu. The role of import substitution in the international division of labor / Ershov A.Yu., Govyadova M.A. // In the collection: Topical issues of the development of modern society: Collection of scientific articles of the 5th International Scientific and Practical Conference. Southwestern State University North Kazakhstan State University named after M. Kozybaeva. 2015.S. 61-65.
5. Ershova I.G. Management of innovation activity and modeling of business processes of the transport system of the region / I.G. Ershova, O.V. Mikhailov. // Fundamental research. 2016. No. 6-2. S. 381-385.
6. Research of foreign experience in measuring intellectual capital in a knowledge economy / Ershova IG, Androsova IV. // Vector of Science of Togliatti State University. 2014. No. 4 (30). S. 108-112.
7. Model of development of the modern market economy in Russia / Adamenko AA, Khorolskaya TE, Sivchenko AI. // In the collection: Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support. materials of the VI International scientific conference. FSBEI HPE "Kuban State Agrarian University". 2016.S. 360-364.
8. Musaeva B.M., Koshukoev H.M. Features of the study of innovative development of the regional socio-economic system. Musaeva // Natural and humanitarian research № 28 (2). 2020.S. 206-210.
9. Scientific research: information, analysis, forecast (educational and innovative, economic and socio-philosophical technologies) / Astaduryan A.P., Bib A.L., Gruzkov V.N., Gruzkov I.V., Dalinger V. A., Dryagin S.V., Danelova G.P., Eliseeva N.A., Ershova I.G., Zharkov A.A., Zakharova T.N., Karakulin A.Yu., Karakulina K.N. , Kokorina O.K., Kureichik V.M., Lebedev V.E., Lukyanov G.I., Mitrofanov A.A., Obukhova A.S., Pisarenko V.I. et al. // under the general ed. prof. S.G. Emelyanov; (Editor-in-chief: Prof. O. I. Kirikov). Voronezh-Moscow, 2018.Vol. Book 61.
10. Pirogova E.V. Formation of innovation clusters as a mechanism for the development of the region's innovative potential / E.V. Pirogova // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 40 (5). S. 380-385.
11. Priority of the development of the institution of innovative resources to ensure the security of the national economy / Shishkin AF, Dedov SV, Demin SV. // National interests: priorities and security. 2011. T. 7. No. 27 (120). S. 2-5.
12. Improving the management system of the regional socio-economic system / Kuzbozhev E.N., Evchenko A.V., Ershova I.G., Vertakova Yu.V., Belousova M.A. // Edited by E.N. Kuzbozheva, A.V. Evchenko. Kursk, 2003.
13. Surovneva A.A. Features of functions and management methods in non-commercial organizations / A.A. Surovneva, A.V. Polyanin. // Bulletin of the Oryol State University. Series: New Humanitarian Research. 2014. No. 6 (41). S. 238-240.
14. Kharchenko E.V. State regulation of the national economy / Kharchenko E.V., Vertakova Yu.V. // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2011. No. 7. S. 156-157.
15. Shinkevich A.I. Shinkevich A.I., Lubnina A.A., Galimulina F.F. On modeling the types of economic activity in the context
of sustainable innovative development of high-tech mesoeconomic systems. // Bulletin of Kazan Technological University.
2013.Vol. 16.No. 13.P. 249-254.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10705
Ю.И. Дрейзис - к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет,
Yu.I. Dreyzis - dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭКОСИСТЕМУ ТЕРРИТОРИЙ
MANAGING THE IMPACT OF TOURISM ON THE ENVIRONMENT, SOCIETY AND ECONOMY OF TERRITORIES
Аннотация. Социально-экономическая система туристских территорий - это система, объединяющая в одно единое целое ее экологические, экономические и социальные составляющие. Для достижений целей устойчивого развития туристских территорий необходимо в обязательном порядке решать задачи сохранения региональных природных ресурсов, обеспечивать взаимный учет экономических и социальных интересов как местного населения, так и туристов.
В работе описаны факторы воздействия туризма на окружающую среду туристских территорий. Представлены возможные меры по их снижению и предложения по управлению процессами воздействия туризма на окружающую среду, экономику и общество туристских территорий. На примере анализа расходов туристов показан потенциальный мультипликативный эффект туризма для территории.
Abstract. The socio-economic system of tourist territories is a system that unites its environmental, economic and social components into one unit. In order to achieve the goals of sustainable development of tourist territories, it is necessary to urgently solve the problems of preserving regional natural resources, ensuring mutual consideration of the economic and social interests of both local people and tourists.
The paper describes the factors of negative impact of tourism on the environment of tourist territories. Possible measures to reduce them and proposals for managing and controlling the impact of tourism on the environment, economy and society of tourist territories are presented.
The potential effect of multiplying the impact of tourism on the territory is shown using the example of tourist spending.
Ключевые слова: туристские территории, устойчивое развитие, процессы воздействия, эффект мультипликации.
Keywords: tourist areas, sustainable development, impact processes, multiplier effects.
ВВЕДЕНИЕ
Для туристских территорий необходима интеграция экономической, социальной и экологической политики. Это позволит достигнуть целей устойчивого развития территории, не истощая ее природные и культурные ресурсы и не нанося вред окружающей среде [1-5]. Современный туристский регион может развиваться эффективно при условии сбалансированности всех его составляющих. И для туристской территории необходимо обеспечить планирование развития региона и последующее управление этим процессом с целью повышения качества жизни местного населения, защиты природной среды и культурного наследия.
Важнейшей составляющей существования туристской территории являются не только туристы, но и собственно туриндустрия, и взаимосвязанные с нею отрасли. Туризм может и должен приносить экономическую выгоду, способствовать повышению качества жизни живущих и работающих на этой туристской территории людей, а также способствовать защите окружающей среды. Защита окружающей среды и обеспечение устойчивого развития туристской территории неразделимы. Для обеспечения экономической устойчивости развития туристской территории это развитие должно носить устойчивый характер как контексте природной, так и культурной среды [1, 2, 6, 7].
Между секторами экономики туристской территории существуют важные взаимные связи: между туризмом, местным сельским хозяйством, рыболовством, розничной торговлей, транспортной системой, здравоохранением, почтовыми и банковскими учреждениями, коммунальными и телекоммуникационными службами [5, 8, 12, 13].
При планировании устойчивого развития туризма и туристских территорий необходимо учитывать процессы воздействия туризма на окружающую среду, на территориальное общество и экономику. Эти процессы влияния туризма необходимо рассматривать в течение всего процесса планирования. Такой подход позволяет предотвратить или, как минимум, смягчить негативные процессы влияния. Но одновременно такой подход позволит усилить позитивные процессы влияния туризма на территорию [3-5].
Все проекты, реализуемые на туристской территории, как направленные на развитие туризма, так и на развитие других взаимосвязанных с ним отраслей экономики, должны в обязательном порядке оценены на пред-