Научная статья на тему 'Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности'

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6465
872
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная деятельность / государственное регулирование / капитал / методы / оценка / регион / социально-экономическое развитие. / investment activity / state regulation / capital / methods / assessment / region / socio-economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. У. Темирова, А. И. Бексултанова

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности принято понимать формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления для осуществления инвестиционной политики как инструмент решении важных государственных задач в области социально-экономического развития страны и её регионов. Главная задача государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в том, чтобы сформировать положительный инвестиционный климат как в стране, так и для всех субъектов хозяйствования. На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние такие факторы как состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных и экономических задач и является сложным процессом, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования. В статье рассмотрены основные методы государственного регулирования инвестиционной политики региона, определена его роль в формировании инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY

Under the state regulation of investment activity it is customary to understand the forms and methods of an administrative and economic nature used by governing bodies to implement investment policy as a tool for solving important state problems in the field of socio-economic development of the country and its regions. The main task of state regulation of investment activity is to create a positive investment climate both in the country and for all business entities. The state’s activity in regulating the investment process is influenced by such factors as the state and level of development of the market economy, its degree of focus on solving social and economic problems and is a complex process that includes the goals, subjects, objects and means of this regulation. The article considers the main methods of state regulation of the investment policy of the region, defines its role in the formation of the investment climate.

Текст научной работы на тему «Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности»

Источники:

1. Анализ хозяйственной деятельности : учебник [Электронный ресурс] / Г. В. Савицкая. - Минск : РИПО, 2019. - 373 с.: Режим доступа: URL: URL: http://www.iprbookshop.ru/93422.html

2. Еременко В.А., Лях Ю.С. Финансовая устойчивость предприятия/ Еременко В.А//Молодой ученый. -2019.- №27 -С. 104-107

3. Крайнова, К. А. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия в условиях кризиса / К. А. Крайнова, Е. А. Кулина, В. С. Сатушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3 (91.3). — С. 4650. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19708

4. Сущность и функции финансов.-Режим доступа: URL: https://knigi.news/finansovoe/suschnost-funktsii-finansov-29730.html

5. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Л. И. Дорофеева. — 2-е изд.- Саратов: Научная книга, 2019.- 191 с.- Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/81026.html

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность «ФХ Фирма «Сатурн» References:

1. Analysis of economic activity: textbook [Electronic resource] / G.V. Savitskaya. - Minsk: RIPO, 2019 .-- 373 p .: Access mode: URL: URL: http://www.iprbookshop.ru/93422.html

2. Eremenko V.A., Lyakh Yu.S. Financial sustainability of the enterprise / V. Eremenko // Young scientist. -2019.- №27 -S. 104-107

3. Kraynova, K. A. Methodology for analyzing the financial stability of an enterprise in a crisis / K. A. Krainova, E. A. Kulina, V. S. Satushkina. - Text: direct // Young scientist. - 2015. - No. 11.3 (91.3). - S. 46-50. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/91/19708

4. Financial management: a training manual / L. I. Dorofeeva. - 2nd ed. - Saratov: Scientific book, 2019.- 191 pp. - Access mode: URL: http://www.iprbookshop.ru/81026.html

5. Accounting (financial) statements of "FC Saturn Firm"

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10284

З.У. Темирова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, huttova75@mail.ru,

Z.U. Temirova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

А.И. Бексултанова - Ассистент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, hutova75@mail.ru,

A.I. Beksultanova - Assistant of the Department of Regional Economics Management FSBEI HE Chechen State University, Grozny.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ FORMS AND METHODS OF STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация. Под государственным регулированием инвестиционной деятельности принято понимать формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления для осуществления инвестиционной политики как инструмент решении важных государственных задач в области социально-экономического развития страны и её регионов. Главная задача государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в том, чтобы сформировать положительный инвестиционный климат как в стране, так и для всех субъектов хозяйствования. На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние такие факторы как состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных и экономических задач и является сложным процессом, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования. В статье рассмотрены основные методы государственного регулирования инвестиционной политики региона, определена его роль в формировании инвестиционного климата.

Abstract. Under the state regulation of investment activity it is customary to understand the forms and methods of an administrative and economic nature used by governing bodies to implement investment policy as a tool for solving important state problems in the field of socio-economic development of the country and its regions. The main task of state regulation of investment activity is to create a positive investment climate both in the country and for all business entities. The state's activity in regulating the investment process is influenced by such factors as the state and level of development of the market economy, its degree of focus on solving social and economic problems and is a complex process that includes the goals, subjects, objects and means of this regulation. The article considers the main methods of state regulation of the investment policy of the region, defines its role in the formation of the investment climate.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственное регулирование, капитал, методы, оценка, регион, социально-экономическое развитие.

Keywords: investment activity, state regulation, capital, methods, assessment, region, socio-economic development.

Определение понятий инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность с точки зрения государственного управления, имеет другую смысловую нагрузку в сравнении с экономической сущностью данных

категорий. Государственное регулирование процессов, напрямую или косвенно связанных с инвестированием оказывает влияние на приток или отток капитала. Используемые механизмы государственного регулирования инвестиционного климата способствуют развитию инвестиционного потенциала и усилению влияния на инвестиционные риски, что, в конечном итоге, формируют привлекательную инвестиционную среду.

В процессе инвестиционной деятельности возникают отношения между ее участниками, особую роль в которых играет механизм государственного регулирования, представленный совокупностью методов и средств регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства, который оказывает на них непосредственное влияние. связи.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой базы для инвесторов, но и в непосредственном участии в инвестиционных процессах для достижения качественного изменения социально-экономической структуры.

Основой нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности, помимо Конституции и Гражданского Кодекса РФ, можно представить следующей классификацией уровней законодательства:

1) международные;

2) федеральные;

3) региональные;

4) местные;

5) специальные, регулирующие инвестиционную деятельность на специально созданных территориях (РИП, ТОСЭР, и т.д.).

Первая из представленной классификации - международные законы и конвенции, в которых Россия принимает участие или ратифицировала для применения на территории страны. Таким примером может служить Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция);

Федеральное законодательство включает ряд федеральных законов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории Российской федерации. Таким примером является Федеральный Закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями); [2] Федеральный Закон от 09.07.1999 г. №2 160-ФЗ «Об

иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [3].

Система регионального законодательства достаточно разнообразна и включает как законы регионального уровня, постановления правительства, так и различные приказы профильных министерств, осуществляющих инвестиционную политику. Примером нормативной правовой основой в Ставропольском крае являются Закон Ставропольского края от 01.10.2007 г. «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» [5] ; Закон Ставропольского края от 20.11.2003г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций»; [6] Постановление Правительств Ставропольского края от 28 ноября 2013 г. № 434-п «Об утверждении порядка заключения, мониторинга хода реализации и расторжения инвестиционного соглашения» [8] , приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 19 мая 2010 г. № 169/од «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края» «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках». [7]

Местные (муниципальные) нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность включают акты представительного органа местного самоуправления и постановления местной администрации. Таким примером может является Решение Думы Кировского городского округа Ставропольского края от 27.10.2017 г. № 22 «О земельном налоге на территории Кировского городского округа Ставропольского края», [9] согласно которому может быть предоставлена льгота по земельному налогу в размере 50 процентов от начисленной суммы земельного налога субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов на территории Кировского городского округа Ставропольского края, на срок фактической окупаемости инвестиционного проекта в пределах расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 2-х лет после сдачи в эксплуатацию объекта инвестиционной деятельности. Основанием для предоставления льготы является налоговое соглашение, заключенное между администрацией Кировского городского округа Ставропольского края и субъектом инвестиционной деятельности.

Кроме того, существуют нормативные акты, формирующие правовое обеспечение инвестиционной деятельности на территориях особых экономических зон, в зонах опережающего социально-экономического развития, технопарках, индустриальных парках, инновационных и инвестиционных площадках и другие. В качестве такого примера можно привести Закон Ставропольского края от 29.12.2009 г. № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках», постановление администрации города Невинномысска Ставропольского края от 16 августа 2010 г. № 2803 «О порядке предоставления в залог объектов залогового фонда». [4]

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность законодательных и нормативных правовых актов, включающая:

- базовое законодательство, в котором функционирование участников инвестиционной деятельности рассматривается как составная часть правового обеспечения экономической деятельности в целом;

- рамочное инвестиционное законодательство, включающее те законодательные акты, которые касаются всех участников инвестиционной деятельности;

- специализированное инвестиционное законодательство, в котором рассматриваются особенности функционирования конкретных инвестиционных институтов и применения различных технологий инвестирования.

Формы воздействия государства на инвестиционные процессы можно представить следующими блоками, изображенными на рис. 1:

Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Формирование благоприятного инвестиционного климата Прямое участие государства в инвестиционной деятельности Иные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Рисунок 1 - Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Каждая из представленных на рисунке форма предполагает определенный набор мер государственного регулирования. Рассмотрим подробнее каждую из них. Формирование благоприятного инвестиционного климата служит инструментом привлечения инвестиционных средств и играет решающую роль в выборе территории для реализации инвестиционного проекта и освоении инвестиций.[10] Органы государственной власти, стратегической целью которых является социально-экономическое развитие подведомственной территории, должны создать максимально благоприятные условия осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, применяя методы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

- налоговые льготы;

- гибкая амортизационная политика;

- создание условий для использования свободных средств населения и организаций;

- залоговое обеспечение при кредитовании;

- развитие лизинговых механизмов;

- обеспечение условий для формирования инвесторами собственных фондов развития;

- эффективная система антимонопольного регулирования;

- возможность переоценки основных средств на темп инфляции;

- льготное использование природных ресурсов и земли при определенных условиях;

- сокращение административных барьеров;

- создание институциональной среды объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Таким образом, совокупность прямых и косвенных приемов и способов, непосредственно которые государство использует для воздействия на инвестиционные процессы будет являться методами государственного регулирования.

Вторым блоком является прямое участие государства в инвестиционной деятельности, регулирование которой представлено в виде:

- бюджетного финансирования инвестиционных проектов, инициаторами которых выступают как российские, так и иностранные инвесторы;

- государственных гарантий по проектам, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных

средств;

- предоставления бюджетных средств на конкурсной основе;

- выпуска ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;

- заключения концессионных соглашений с российскими и иностранным инвесторами посредством конкурентных процедур;

- возобновление финансирования приостановивших деятельность и «замороженных» по различным причинам объектов, находящихся в государственной собственности.

Иные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности заключаются в таких действиях государства как:

- организация экспертизы инвестиционных проектов;

- защита интересов российских и иностранных инвесторов.

Безусловно, значение государственного участия в инвестиционных процессах в период кризисных явлений в экономике, является особенно важным, так как именно государство стимулирует экономическое развитие посредством:

- взвешенной структурной экономической политики;

- государственной поддержки предприятий;

- инвестиционной политики;

- создания благоприятного инвестиционного климата и формирования комфортной бизнес-среды.[12]

Правовое и государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными, региональными и местными уровнями власти в разной степени в зависимости от бюджетных возможностей и полномочий.

Результат их деятельности основан на трех составляющих: политической стабильности, компетентность менеджеров, осуществляющих инвестиционную политику, а также институциональной средой содействия инвестиционному процессу.

В этой связи возрастает роль государственного участия, а результативность этого воздействия будет иметь прямую зависимость от целей и задач, лежащих в основе управленческих процессов.

Инвестиционные процессы регулируются государством, при этом данная форма воздействия состоит из целей, объектов, субъектов и средств регулирования.

Две формы воздействия образуют государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности - прямое и косвенное. Метод прямого воздействия осуществляется с использованием экономического, правового, административного механизмов. В рамках прямого метода регулирование государства происходит при разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведение экспертизы качества.

Методы косвенного регулирования включают инструменты фискальной и налоговой политики, механизмы финансовой и кредитной политики и активные структурные фонды.

Учитывая важность государства в регулировании инвестиционной деятельности, можно сделать вывод, что оно выступает системообразующим и фундаментальным фактором формирования нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию инвестиционных процессов, а также определяет стратегические направления развития. инвестиционной деятельности и механизмы взаимодействия участников этих процессов. Государство также выступает субъектом инвестиционной деятельности, финансируя отдельные проекты и получая прибыль от инвестиций.

Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата и создание комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности лежит в основе государственного регулирования инвестиционных процессов. Нормативная правовая база, система налоговых льгот, инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности - это механизмы, посредством которых государственный аппарат может обеспечивать привлечение инвестиционных средств на территорию, тем самым улучшая ее социально-экономическое положение.

По мнению некоторых авторов, правовыми формами государственного регулирования и участия государства в инвестиционной деятельности являются:

1) разработка и утверждение Правительством Российской Федерации целевых программ (планирование инвестиций);

2) утверждение реестра объектов строительства для государственных нужд. Помимо федеральной собственности целесообразно включить в этот список имущество субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, создание которых классифицируется как федеральные нужды и финансирование которых осуществляется за счет совместного участия субъектов Российской Федерации. Российской Федерации. (Примером таких объектов могут являться автомобильные дороги общего пользования и искусственные сооружения на них).

2) отражение соответствующих объемов финансирования целевых программ в бюджете;

3) нормативно-правовое определение государственного заказчика (например, утверждение распоряжением Правительства РФ). Государственный заказчик размещает заказы на подрядные строительные работы для государственных и муниципальных нужд (подбирает подрядчиков) на конкурсной основе.

4) Заключение государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Государственным заказчиком по государственному контракту выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами (или организация, наделенная полномочиями по распоряжению такими ресурсами), а подрядчиком будет выступать организация частной формы собственности.

Нормы Федерального Закона № 39-ФЗ позволяют провести интерпретацию классификации форм и методов регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений и сделать вывод о необходимости внесения изменений. Во-первых, согласно п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 19 указанного Федерального Закона, данная классификация неоправданно относит к прямому участию государства в инвестиционной деятельности ряд действий, при осуществлении которых государство не выступает в качестве инвестора, а именно, проведение экспертизы инвестиционных проектов, разработки и утверждения стандартов и осуществления контроля за их соблюдением, выпуска облигационных займов и гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ. Вышеназванные формы направлены на формирование благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности.

Рассмотрев основные формы и методы осуществления инвестиционной деятельности, можно сделать вывод, что выделение двух разновидностей форм и методов регулирования инвестиционной деятельности определяет роль государства как одного из участников инвестиционного процесса. Государство, с одной стороны, выступая в качестве инвестора, является равноправным субъектом гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, с другой - осуществляет управление ею в пределах государственной территории [11].

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов и местных территорий, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Источники:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями)

2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 (ред. от 02.08.2019) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

3. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

4. Закон Ставропольского края от 29.12.2009 г. № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, тури-стско-рекреационных и технологических парках», постановление администрации города Невинномысска Ставропольского края от 16 августа 2010 г. № 2803 «О порядке предоставления в залог объектов залогового фонда».

5. ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 01 октября 2007 года N 55-кз Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае (с изменениями на: 20.07.2018)

6. ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 26 ноября 2003 года N 44-кз О налоге на имущество организаций.

7. ПРИКАЗ от 19 мая 2010 года N 169/од О некоторых мерах по реализации закона Ставропольского края "О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках"(с изменениями на 1 октября 2018 года) (в ред. приказов минэкономразвития Ставропольского края от 02.05.2012 N 114/од, от 04.09.2015 N 315/од, от 23.11.2015 N 437/од, от 07.11.2017 N 404/од, от 01.10.2018 N 326/од)

8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Об утверждении Порядка заключения, мониторинга хода реализации, изменения и расторжения инвестиционного соглашения»»»»» (с изменениями на 22 марта 2019 года)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. РЕШЕНИЕ ДУМЫ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ первого созыва от 26 ноября 2019 года. г. Новопавловск № 235 О внесении изменений в решение Думы Кировского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года № 22 «О земельном налоге на территории Кировского городского округа Ставропольского края»

10. Матраева Л.В. Методология статистического анализа инвестиционной привлекательности регионов РФ для иностранных инвесторов [Электронный ресурс]: монография / Л.В. Матраева. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2013. — 312 с. — 978-5-394-02342-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60244.html

11. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности// Финансы.-№9.-2005

12. Стёпочкина Е.А. Экономическая оценка инвестиций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Стёпочкина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 194 с. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29291.html

13. Белова Л.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности региона / Л.А. Белова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 30-35.

14. Борискин А.И. Приоритеты инвестиционной политики региона / А.И. Борискин, В.В. Хубулова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 4 (27). - С. 273-278.

15. Диянова С.Н. Некоторые аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов / С.Н. Диянова, А.Г. Абазян // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 104-108.

References:

1. Federal Law of February 25, 1999 N 39-ФЗ "On investment activity in the Russian Federation carried out in the form of capital investments" (as amended)

2. Federal Law of February 25, 1999 N 39-ФЗ (as amended on August 2, 2019) "On Investment Activities in the Russian Federation in the Form of Capital Investments"

3. Federal Law of 09.07.1999 N 160-ФЗ (as amended on 05/31/2018) "On Foreign Investments in the Russian Federation"

4. Law of the Stavropol Territory of December 29, 2009 No. 98-KZ "On Regional Industrial, Agroindustrial, Tourism, Recreational and Technological Parks", Resolution of the Administration of the City of Nevinnomyssk of the Stavropol Territory of August 16, 2010 No. 2803 "On the Procedure for Pledging collateral fund facilities. "

5. LAW OF THE STAVROPOL REGION of October 1, 2007 N 55-KZ On investment activity in the Stavropol Territory (as amended on: 07.20.2018)

6. LAW OF STAVROPOL REGION of November 26, 2003 N 44-kz On the tax on property of organizations.

7. ORDER of May 19, 2010 N 169 / od On some measures to implement the law of the Stavropol Territory "On regional industrial, agroindustrial, tourist-recreational and technological parks" (as amended on October 1, 2018) (as amended by orders of the Ministry of Economic Development of Stavropolsky Krai dated 02.05.2012 N 114 / od, dated 04.09.2015 N 315 / od, dated 11/23/2015 N 437 / od, dated 11/07/2017 N 404 / od, dated 01/10/2018 N 326 / od)

8. RESOLUTION OF THE GOVERNMENT OF STAVROPOL REGION On approval of the Procedure for concluding, monitoring the progress of implementation, amending and terminating the investment agreement »» »» »(as amended on March 22, 2019)

9. DECISION OF THE DUMA OF THE KIROV CITY DISTRICT OF THE STAVROPOL REGION of the first convocation of November 26, 2019. Novopavlovsk No. 235 On amending the decision of the Duma of the Kirov city district of the Stavropol Territory of October 27, 2017 No. 22 "On land tax in the territory of the Kirov city district of the Stavropol Territory"

10. Matraeva L.V. Methodology of statistical analysis of investment attractiveness of the regions of the Russian Federation for foreign investors [Electronic resource]: monograph / L.V. Matraeva. - The electron. text data. - M.: Dashkov and K., 2013 .312 p. - 978-5-394-02342-1. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/60244.html

11. Nikitina E.A. Problems of state regulation of investment activity // Finance.-№9.-2005

12. Styopochkina EA Economic assessment of investments [Electronic resource]: study guide / E.A. Styopochkina. - The electron. text data. - Saratov: Higher education, 2015. - 194 p. - 2227-8397. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/29291.html

13. Belova L.A. State regulation of investment activity in the system of ensuring economic security of the region / L.A. Belova // Natural-Humanitarian Studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 30-35.

14. Boriskin A.I. Priorities of the investment policy of the region / A.I. Boriskin, V.V. Khubulova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 4 (27). - S. 273-278.

15. Diyanova S.N. Some aspects of state regulation of investment processes / S.N. Di-yanova, A.G. Abazyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 4 (33). - S. 104-108.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10285

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р_Наставник.

Р.Р. Тимиргалеева - доктор экономических наук, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, renatimir@gmail.com,

R.R. Timirgaleeva - Doctor of Economic Sciences, Professor, Crimean Federal University named after VI. Vernadsky;

В.Г. Морозова - ученица ГБОУ СОШ №34 имени Александра Шостака, г. Севастополь, ren atimir@gmail. com,

V.G. Morozova - student of middle school of General education No. 34 named after Alexander Shostak, Sevastopol.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ FORMATION OF A MODEL OF INTERACTION OF ELEMENTS OF STRUCTURE OF THE ECONOMIC COMPLEX OF THE CITY OF SEVASTOPOL BASED ON DIGITAL ECONOMY TECHNOLOGIES

Аннотация. В статье обоснована необходимость внедрения адаптивного комплекса системообразующих регуляторов взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса региона, технологий консолидации усилий и способов привлечения имеющегося потенциала на основе использования цифровых технологий. Проведен анализ отраслевой структуры г. Севастополя и предложена структура цифровой платформы, обеспечивающая эффективное взаимодействие субъектов хозяйственного комплекса территории, что позволит получить значительный синергетический эффект. Проанализированы возможности формирования модели эффективного взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса города Севастополя. Выявлено, что отсутствие в регионе промышленности высоких переделов не позволяет создавать цифровые двойники выпускаемой продукции. Предприятия региона не ориентированы на активную цифровизацию и переход на цифровые бизнес-модели. Сквозную оптимизацию рекомендовано реализовать посредством облачных сервисов, цифровых платформ и экосистем. Предлагаемая структура цифровой платформы позволит получить значительный синергетический эффект.

Abstract. The article substantiates the necessity of introducing an adaptive complex of system-forming regulators for the interaction of structural elements of the regional economic complex, technologies for consolidating efforts and ways to attract existing potential through the use of digital technologies. The analysis of the industrial structure of Sevastopol was carried out and the structure of a digital platform was proposed, which ensures the effective interaction of the economic complex of the territory, which will allow to obtain a significant synergistic effect. Analyzed the possibilities of forming models roeffectively interacting with each other хо the structural structure of the host complex in Sevastopol. Involved in the absence of changes in the region's permeability, however, do not allow the creation of digital double-digit production volumes. The predicted region is not oriented towards active digitization and progress of digital business models. Scholarship optimized recommends realizing intermediate cloud services, digital platforms and ecosystems. The proposed structure of digital platforms allows for a significant reading of the synergistic effect.

Ключевые слова. Структура хозяйственного комплекса, технологии цифровой экономики, цифровая платформа, экосистема, модель взаимодействия.

Keywords. The structure of the economic complex, digital economy technologies, digital platform, ecosystem, interaction model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.