Научная статья на тему 'Технология тренировки передач в спортивных играх'

Технология тренировки передач в спортивных играх Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРЕДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Афоньшин Владимир Евгеньевич, Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М. А. Вершинина и соавторов необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых технологий. По предлагаемой технологии тренировки передачи «на ход» проводятся на игровом поле, над которым размещают световой излучатель, управляемый компьютером, и видеокамеру. Световым излучателем формируют движущееся изображение спортсмена-партнера и метки, находящейся впереди изображения. Спортсмен располагается на поле и выполняет передачу таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение метки. Процесс тренировки снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который в момент пересечения снарядом траектории движения метки вычисляет расстояние от центра снаряда до центра метки. Разработанная технология позволяет оценить способность спортсмена выполнять точную передачу «на ход» и тренировать ее на разных этапах тренировочного процесса от новичков до спортсменов высокого класса, индивидуализировать тренировочный процесс, внести в процесс тренировки спортсменов элемент соревнования, повысить конкуренцию спортсменов при комплектовании команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Афоньшин Владимир Евгеньевич, Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Technology for handoffs in sports games

The traditional techniques for the technical training are more than 40 years old; therefore, the problem of growth of technical skills is the vested system of training to technique elements. According to M.A. Vershinin and coauthors, the system approach to development and improvement of the technique of training to the technical actions in sports that assumes search and development of new technologies is necessary. Under the offered technology of training, the handoffs "on course" are carried out on the game field above which the light radiator operated by the computer is placed with the video camera. The light radiator creates the moving image of the partner-athlete and the tag which is ahead of the image. The athlete settles down in the field and carries out the handoff so that the apparatus gets to the tag image. The process of training is caught with the video camera; the video image is transferred to the computer, which at the time of crossing by the ball of the trajectory of movement of the tag calculates the distance from the ball center to the tag center. The developed technology allows estimating the ability of the athlete to carry out the exact handoff "on course" and train it at different stages of the training process from the beginners to top-class athletes, to individualize the training process, bring the competition element in the process of training of athletes, to increase the competition of athletes when completing the team.

Текст научной работы на тему «Технология тренировки передач в спортивных играх»

Статья поступила в редакцию 30.01.2014.

УДК 796.1/.3

ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ ПЕРЕДАЧ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Владимир Евгеньевич Афоньшин, генеральный директор ООО «ЛЭМА»,

Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (МарГУ),

Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ),

Йошкар-Ола

Аннотация

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М. А. Вершинина и соавторов необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых технологий. По предлагаемой технологии тренировки передачи «на ход» проводятся на игровом поле, над которым размещают световой излучатель, управляемый компьютером, и видеокамеру. Световым излучателем формируют движущееся изображение спортсмена-партнера и метки, находящейся впереди изображения. Спортсмен располагается на поле и выполняет передачу таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение метки. Процесс тренировки снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который в момент пересечения снарядом траектории движения метки вычисляет расстояние от центра снаряда до центра метки. Разработанная технология позволяет оценить способность спортсмена выполнять точную передачу «на ход» и тренировать ее на разных этапах тренировочного процесса от новичков до спортсменов высокого класса, индивидуализировать тренировочный процесс, внести в процесс тренировки спортсменов элемент соревнования, повысить конкуренцию спортсменов при комплектовании команды.

Ключевые слова: спортивные игры, техническая подготовка, передача.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p10-13

TRAINING TECHNOLOGY FOR HANDOFFS IN SPORTS GAMES

Vladimir Evgenyevich Afonshin, the director general of JSC “LEMA”,

Mikhail Mikhaylovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Mari State University,

Valery Vitalyevich Rozhentsov, the doctor of technical sciences, professor,

Volga Region State Technological University,

Ioshkar Ola

Annotation

The traditional techniques for the technical training are more than 40 years old; therefore, the problem of growth of technical skills is the vested system of training to technique elements. According to M.A. Vershinin and coauthors, the system approach to development and improvement of the technique of training to the technical actions in sports that assumes search and development of new technologies is necessary. Under the offered technology of training, the handoffs "on course" are carried out on the game field above which the light radiator operated by the computer is placed with the video camera. The light radiator creates the moving image of the partner-athlete and the tag which is ahead of the image. The athlete settles down in the field and carries out the handoff so that the apparatus gets to the tag image. The process of training is caught with the video camera; the video image is transferred to the computer, which at the time of crossing by the ball of the trajectory of movement of the tag calculates the distance from the ball center to the tag center. The developed technology allows estimating the ability of the athlete to carry out the exact handoff "on course" and train it at different stages of the training process from the beginners to top-class athletes, to individualize the training process, bring the competition element in the process of

training of athletes, to increase the competition of athletes when completing the team.

Keywords: sports, technical training, handoff.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение техническим действиям наиболее характерно для первой, «базовой» стадии технической подготовки спортсмена игровых видов, для которой основными элементами техники владения клюшкой или мячом являются прием, передача, ведение, обводка, отбор, перехват, бросок и удар [6, 9]. Согласно исследованиям В.В. Плотникова [6] результативность передачи шайбы в хоккее должна быть выше 47%. По данным В. В. Суворова [9] результативность коротких, средних и длинных передач мяча вперед, передач мяча "на ход" у юных футболистов порядка 60%. Однако, используются они в структуре соревновательной деятельности сравнительно редко, что является следствием недостаточной обученности данному элементу техники игры. Это затрудняет выполнение групповых тактических действий, в которых участвуют, как минимум, игрок, владеющий мячом, и игрок, с которым он вступает во взаимодействие с помощью передачи мяча. Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М.А. Вершинина и соавторами [2] необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых технологий.

Цель исследования - разработка технологии тренировки передачи «на ход» в спортивных играх.

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ

По предлагаемой технологии тренировки передачи «на ход» проводятся на игровом поле, над которым размещают световой излучатель, управляемый компьютером, и видеокамеру. Световым излучателем на поле или вертикальной поверхности, расположенной в заданном направлении в заданном месте поля, формируют изображение спортсмена-партнера и метки. Метка находится впереди движущегося изображения спортсмена на расстоянии, зависящем от скорости движения изображения, и перемещается совместно с его изображением.

Спортсмен находится со спортивным снарядом в заданной точке поля и выполняет передачу таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение движущейся метки. Движения изображений спортсмена, метки и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер.

Компьютер фиксирует момент попадания спортивного снаряда в изображение метки или пересечения спортивным снарядом траектории движения метки, вычисляет расстояние от центра спортивного снаряда до центра метки и через заданное время возобновляет движение изображений спортсмена и метки из начального положения. Выполнение передачи повторяют заданное число раз, оценку вычисляют как среднеарифметическое значение отдельных результатов [4].

ОБСУЖДЕНИЕ

Достижение высоких результатов в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств человека. Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект (РДО), поэтому этот тест используется для оценки правильности принятия решений и точности реагирования, точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта [3]. Он позволяет диагностировать функциональное состояние нервной системы

спортсменов, прогнозировать их результативность и надежность в различных видах спорта, выполнить отбор для занятий игровыми видами спорта [7], ранжирование спортсменов [10].

Суть метода РДО заключается в определении точки встречи движущегося объекта с неподвижной точкой, заранее указанной в словесной инструкции. Задача испытуемого, пытающегося точно остановить движущийся объект в указанной ему точке, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и своих скоростных возможностей. В этой ситуации человек регулирует свои действия на основе информации о предыдущих реакциях, старается до минимума сократить величину рассогласования между полученным результатом и точкой, указанной в инструкции, совместить движущийся объект с этой точкой. Ошибки упреждения корректируются увеличением пути движения объекта, а ошибки запаздывания -сокращением пути ее движения. На первых порах, корректируя одну ошибку, испытуемые допускают другую и лишь постепенно находят минимальную величину упреждения, позволяющую остановить объект в заданной точке.

Тест РДО используется для оценки быстроты реакции и пространственновременной точности движений юных тхэквондистов различных стилей ведения поединка [8], координационных способностей начинающих спортсменов [5].

В исследованиях И. С. Беленко [1] с использованием теста РДО установлено, что с ростом тренированности точность реакции и способность к экстраполяции повышаются. Это позволяет предвидеть возможные перемещения соперников на игровом поле, что является непременным условием успешности игровых действий спортсмена.

В то же время спортивная игра, по мнению М. А. Вершинина и соавторами [2], это прежде всего игра, поэтому тестирование должно быть похожим на игру. Разработанная технология позволяет оценить способность спортсмена выполнять точную передачу «на ход» и тренировать ее на разных этапах тренировочного процесса от новичков до спортсменов высокого класса, индивидуализировать тренировочный процесс, внести в процесс тренировки спортсменов элемент соревнования, повысить конкуренцию спортсменов при комплектовании команды.

ВЫВОДЫ

Предложена технология контроля выполнения и тренировки передачи «на ход» в спортивных играх непосредственно на игровом поле. Это позволяет индивидуализировать тренировочный процесс, внести в процесс тренировки спортсменов элемент соревнования, повысить конкуренцию спортсменов при комплектовании команды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беленко, И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И.С. Беленко // Вестник ТГПУ. -2009. - № 3. - С. 54-58.

2. Вершинин, М.А. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов / М.А. Вершинин, Д. Л. Корзун, Ю.Н. Москвичёв // Фундаментальные исследования. -2013. - № 6-4. - С. 976-981.

3. Закамский, А.В. Оценка точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 86-90.

4. Патент 2496405 РФ, МПК А61В 5/00. Способ тестирования реакции спортсмена игровых видов спорта на движущийся объект / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. - № 2012137345/14 ; заявл. 31.08.2012; опубл. 27.10.2013, Бюл. № 30. - 6 с.

5. Петров, И. А. Координационные способности в структуре быстрых и точностных двигательных действий школьников / И. А. Петров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 127-129.

6. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной

специализации / В.В. Плотников // Омский научный вестник. - 2012. - № 5. - С. 211-214.

7. Полевщиков, М.М. Точность двигательных действий как критерий отбора для занятий игровыми видами спорта / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 103-108.

8. Селезнев, И.А. Взаимосвязь показателей координационных способностей и специальных ударных двигательных действий юных тхэквондистов / И.А. Селезнев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 140-143.

9. Суворов, В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет / В. В. Суворов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 85-89.

10. Polevshchikov, M.M. Competitive Sports Atletes’s RanKing Method / M.M. Polevshchikov, V.V. Rozhentsov // European Researcher. International Multidisciplinary Journal. - 2012. - № 6-1. - P. 905-909.

REFERENCES

1. Belenko, I.S. (2009), “Psychophysiological features at young athletes of game sports of the different age period of development and training”, Bulletin of Tomsk state university, No. 3, pp. 54-58.

2. Vershinin, M. A. Korzun D. L. and Moskvichyov Yu.N. (2013), “Comparative analysis of technical and tactical actions of young football players”, Basic researches, No. 6-4, pp. 976-981.

3. Zakamsky, A.V., Polevshchikov M.M. and Rozhentsov V. V. (2012), “Assessment of accuracy of motive actions of the athlete of game sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 86-90.

4. Afonshin, V.E. and Rozhentsov V. V. (2012), “Way of testing of reaction of the athlete of game sports on moving Objec”, Patent 2496405 Russian Federation, MPK A61V 5/00. t /- No. 2012137345/14; 27.10.2013, Bulletin No. 30. - 6

5. Petrov, I.A. (2012), “Coordination abilities in structure of fast and precision motive actions of school students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 127-129.

6. Plotnikov V. V. (2012), “Technical and tactical training of hockey players at a stage deepened specialization”, the Omsk scientific messenger, No. 5, pp. 211-214.

7. Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov V.V. (2013), “Accuracy of motive actions as a selection criterion for occupations by game sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 103-108.

8. Seleznev, I.A. (2012), “Interrelation of indicators of coordination abilities and special shock motive actions of young taekwondist”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 140-143.

9. Suvorov, B.B. (2007), “Individual typological indicators of technical and tactical actions of football players of 12-15 years”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 8589.

10. Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2012), “Competitive Sports Athlete’s Ranking Method, European Researcher. International Multidisciplinary Journal, No. 6-1, pp. 905-909 .

Контактная информация: mmpol@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2014.

УДК 613.72: 612.1

ФЕРМЕНТАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕГИДРОГЕНАЗ ЛИМФОЦИТОВ

ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ - ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

АДАПТАЦИОННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ

Борис Викентьевич Ашастин, доцент,

Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург

Аннотация

Установлена связь между направленностью тренировочных нагрузок ферментативной активности лимфоцитов. Изменения в активности дегидрогеназ лимфоцитов соответствуют сложившимся представлениям о роли гликолиза, цатозоль-митохондриальных шунтов и митохондриаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.