Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников'

Факторы, определяющие необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ШКОЛЬНИКИ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-хажиевич, Дендиева Раиса Умархажиевна

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. В качестве основных факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников, респонденты отметили снижение уровня развития духовных качеств у современных школьников, а также ослабление влияния этических норм на поведение школьников. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень эстетической воспитанности школьников, а также несоответствие действий и поступков школьников основным нравственным категориям. Исследования показали, что большое значение имеют такие факторы как слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравственные и эстетические установки для собственного поведения, а также отсутствие нравственных и эстетических идеалов у школьников, основанных на понимании справедливости и добра. Важными факторами являются недостаточное понимание школьниками законов восприятия красоты и слабо развитые умения адекватно оценивать поступки окружающих и выстраивать свое поведение во взаимодействии с социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-хажиевич, Дендиева Раиса Умархажиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining need in improvement of quality of moral and aesthetic education of school students

In the article, the results of authors` researches on identification of the factors defining need in improvement of quality of the moral and aesthetic education of school students have been presented. As the major factors defining need in improvement of quality of the moral and esthetic education of school students, respondents noted decrease in the level of development of spiritual qualities at modern school students, and weakening of influence of ethical standards on behavior of school students. Respondents paid attention also to such factors as insufficient level of esthetic good breeding of school students, and discrepancy of actions and acts of school students to the main moral categories. The researchers showed that such factors as a weak level of development of the abilities to choose semantic moral and esthetic sets for own behavior, and lack of moral and esthetic ideals at the school students based on understanding of justice and good are of great importance. The important factors are insufficient understanding by school students of laws of perception of beauty and poorly developed abilities to estimate adequately the acts of people around and build the behavior in interaction with the society.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников»

УДК 378 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Шавади Мадов-Хажиевич Арсалиев, доктор педагогических наук, профессор, Чеченский государственный университет,

Раиса Умархажиевна Дендиева, соискатель,

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. В качестве основных факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственноэстетического воспитания школьников, респонденты отметили снижение уровня развития духовных качеств у современных школьников, а также ослабление влияния этических норм на поведение школьников. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень эстетической воспитанности школьников, а также несоответствие действий и поступков школьников основным нравственным категориям. Исследования показали, что большое значение имеют такие факторы как слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравственные и эстетические установки для собственного поведения, а также отсутствие нравственных и эстетических идеалов у школьников, основанных на понимании справедливости и добра. Важными факторами являются недостаточное понимание школьниками законов восприятия красоты и слабо развитые умения адекватно оценивать поступки окружающих и выстраивать свое поведение во взаимодействии с социумом.

Ключевые слова: факторы; школьники; нравственно-эстетического воспитания; повышение качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p7-10 FACTORS DEFINING NEED IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS

Shavadi Madov-Hazhiyevich Arsaliyev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Chechen State University,

Raisa Umarkhazhiyevna Dendiyeva, the competitor,

Chechen State Pedagogical Institute,

Grozny

Annotation

In the article, the results of authors' researches on identification of the factors defining need in improvement of quality of the moral and aesthetic education of school students have been presented. As the major factors defining need in improvement of quality of the moral and esthetic education of school students, respondents noted decrease in the level of development of spiritual qualities at modern school students, and weakening of influence of ethical standards on behavior of school students. Respondents paid attention also to such factors as insufficient level of esthetic good breeding of school students, and discrepancy of actions and acts of school students to the main moral categories. The researchers showed that such factors as a weak level of development of the abilities to choose semantic moral and esthetic sets for own behavior, and lack of moral and esthetic ideals at the school students based on understanding of justice and good are of great importance. The important factors are insufficient understanding by school students of laws of perception of beauty and poorly developed abilities to estimate adequately the acts of people around and build the behavior in interaction with the society.

Keywords: factors, school students, moral and esthetic education, improvement of quality.

Проблема изучения факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников, тесно связана с основными задача-

ми, стоящими перед обществом. Эта проблема носит комплексный характер и является одной из главных для педагогики воспитания. [3-5]. По своей сути она проецируется на плоскость воспитания гармонично развитой личности школьника, определения его жизненных принципов поведения в социуме. Господствующие в современном обществе ориентиры требуют повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. [4]. Нравственно-эстетическое воспитание школьников имеет определенное эмоционально-смысловое наполнение и существенным образом сказываются на духовном становлении конкретной личности.

В настоящее время прежняя система нравственно-эстетического воспитания школьников во многом утрачена. Это негативно сказывается на качестве педагогического воздействия современной системы нравственно-эстетического воспитания школьников. [1-5].

Нравственно-эстетическое воспитание школьников должно быть основано на формировании у них духовных потребностей творить добро, бороться за справедливость общественных отношений. Оно должно быть направлено на развитие у школьников нравственных и эстетических качеств, на формирование навыков адекватного поведения в обществе. При этом нравственно-эстетическое воспитание школьников должно развивать у них способности оценивать не только прекрасное, но и трагическое или плохое в жизни. Безусловно, в государстве должны быть сформированы и эффективно действовать соответствующие институты нравственно-эстетическое воспитание школьников. Однако в условиях современной среды, их более качественная реализация возможна лишь при условии наличия гибкой системы комплексного использования традиционных средств, организационных форм и методов нравственно-эстетического воспитание школьников.

Формирование личности школьника - это важнейший период поиска смысла и ценностей жизни. В этот период школьник, опираясь на свои представления о жизни, свое восприятие окружающих реальностей, строит свои отношения с социумом, определяет линию собственного поведения в обществе. Нравственно-эстетическое воспитание школьников в этот период должно осуществляться оптимальным образом.

Решение этих задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 57 преподавателей школ Чеченской республики, имеющих опыт работы по обучению и воспитанию школьников более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих необходимость повышения качества

нравственно-эстетического воспитания школьников (п=57)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Снижение уровня развития духовных качеств у современных школьников 18,7

2 Ослабление влияния этических норм на поведение школьников 17,3

3 Недостаточный уровень эстетической воспитанности школьников 15,5

4 Несоответствие действий и поступков школьников основным нравственным категориям 14,7

5 Слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравственные и эстетические установки для собственного поведения 10,3

6 Отсутствие нравственных и эстетических идеалов у школьников, основанных на понимании справедливости и добра 9,5

7 Недостаточное понимание школьниками законов восприятия красоты 7,7

8 Слабо развитые умения адекватно оценивать поступки окружающих и выстраивать свое поведение во взаимодействии с социумом 6,3

В качестве основных факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников, респонденты отметили снижение уровня развития духовных качеств у современных школьников, а также ослабление влияния этических норм на поведение школьников. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень эстетической воспитанности школьников, а также несоответствие действий и поступков школьников основным нравственным категориям. Исследования показали, что большое значение имеют такие факторы как слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравственные и эстетические установки для собственного поведения, а также отсутствие нравственных и эстетических идеалов у школьников, основанных на понимании справедливости и добра. Важными факторами являются недостаточное понимание школьниками законов восприятия красоты и слабо развитые умения адекватно оценивать поступки окружающих и выстраивать свое поведение во взаимодействии с социумом.

Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава школ для разработки оптимальной методики нравственно-эстетического воспитания школьников.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной методики нравственноэстетического воспитания школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and A.N. Sivak, A.N. (2012), “Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), “Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

3. Bolotin, A.E. and Layshev, R. A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Struktura and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Rudenko G. V. (2013), “The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2014.

УДК 796.1/.3 ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ ПЕРЕДАЧ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Владимир Евгеньевич Афоньшин, генеральный директор ООО «ЛЭМА»,

Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (МарГУ),

Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ),

Йошкар-Ола

Аннотация

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М. A. Вершинина и соавторов необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых технологий. По предлагаемой технологии тренировки передачи «на ход» проводятся на игровом поле, над которым размещают световой излучатель, управляемый компьютером, и видеокамеру. Световым излучателем формируют движущееся изображение спортсмена-партнера и метки, находящейся впереди изображения. Спортсмен располагается на ноле и выполняет нере-дачу таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение метки. Процесс тренировки снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который в момент пересечения снарядом траектории движения метки вычисляет расстояние от центра снаряда до центра метки. Разработанная технология позволяет оценить способность спортсмена выполнять точную передачу «на ход» и тренировать ее на разных этапах тренировочного процесса от новичков до спортсменов высокого класса, индивидуализировать тренировочный процесс, внести в процесс тренировки спортсменов элемент соревнования, повысить конкуренцию спортсменов при комплектовании команды.

Ключевые слова: спортивные игры, техническая подготовка, передача.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p10-13 TRAINING TECHNOLOGY FOR HANDOFFS IN SPORTS GAMES

Vladimir Evgenyevich Afonshin, the director general of JSC “LEMA”,

Mikhail Mikhaylovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Mari State University,

Valery Vitalyevich Rozhentsov, the doctor of technical sciences, professor,

Volga Region State Technological University,

Ioshkar Ola

Annotation

The traditional techniques for the technical training are more than 40 years old; therefore, the problem of growth of technical skills is the vested system of training to technique elements. According to M.A. Vershinin and coauthors, the system approach to development and improvement of the technique of training to the technical actions in sports that assumes search and development of new technologies is necessary. Under the offered technology of training, the handoffs "on course" are carried out on the game field above which the light radiator operated by the computer is placed with the video camera. The light radiator creates the moving image of the partner-athlete and the tag which is ahead of the image. The athlete settles down in the field and carries out the handoff so that the apparatus gets to the tag image. The process of training is caught with the video camera; the video image is transferred to the computer, which at the time of crossing by the ball of the trajectory of movement of the tag calculates the distance from the ball center to the tag center. The developed technology allows estimating the ability of the athlete to carry out the exact handoff "on course" and train it at different stages of the training process from the beginners to top-class athletes, to individualize the training process, bring the competition element in the process of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.