УДК 519.7 ББК 74
А.Е. ПОРЯДИН, И Г. СИДОРКИНА, В В. РОЖЕНЦОВ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
Ключевые слова: спорт, спортивные игры, спортивная техника, техника движений, технические приемы, техническая подготовленность, обучение, тренировка, методика тренировки, информационные технологии.
Современные условия профессиональной деятельности и спортивной подготовки выдвигают определенные требования к функциональным возможностям человека. Такие условия расширяют понятие профессионального здоровья, которое включает в себя не только отсутствие болезней, но и соответствие критериям качества жизни человека. Особое внимание уделяется тем видам деятельности, которые связаны с экстремальными физическими или интеллектуальными нагрузками, а также в которых чрезвычайно важна надежность деятельности. Например, в космонавтике, авиации, флоте, и, в частности, в спорте.
Предметом исследования статьи является обучение основным способам выполнения технических приемов в играх со спортивным снарядом. Проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники, при которой для создания представления о технике спортивных упражнений в основном используются такие методы, как рассказ, объяснение, показ упражнения. По мере роста технической подготовленности возможности избирательного воздействия на отдельные стороны двигательной функции увеличиваются и для обеспечения разносторонней подготовки требуется применение всё большего числа различных тренирующих средств. С этой целью необходим поиск инновационных, более эффективных средств формирования техники движений, преимущественно с использованием возможностей информационных технологий.
Предложенная компьютерная технология позволяет быстрее овладеть рациональной игровой техникой, раскрыть индивидуальные технические особенности игрока и совершенствовать их на любом этапе профессиональной карьеры. Технология позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировки его тренировочных заданий. Она может использоваться при технической подготовке спортсменов разной квалификации, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, баскетболе и в других видах спорта, где необходима работа со спортивным снарядом.
Под спортивной техникой понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта [7]. Уже на этапе базовой подготовки (первый год обучения) одной из основных задач в спортивных играх является обучение основным способам выполнения технических приемов спортивных игр на уровне двигательного умения [17].
Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники, при которой для создания представления о технике спортивных упражнений в основном используются такие методы, как рассказ, объяснение, показ упражнения.
В настоящее время, по мнению М.А. Вершинина и соавт. [3], необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических приемов в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых технологий. По мере роста технической подготовленности возможности избирательного воздействия на отдельные стороны двигательной функции увеличиваются и для обеспечения разносторонней подготовки требуется применение всё большего числа различных тренирующих средств [1]. С этой целью необходим поиск инновационных, более эффективных средств формирования техники движений, преимущественно с использованием возможностей информационных технологий. Это позволит [5, 10, 13]:
- быстрее овладеть рациональной и эффективной техникой и уметь пользоваться ею;
- найти индивидуальный стиль техники;
- совершенствовать техническую подготовку на любом этапе - от новичка до заслуженного мастера спорта;
- вывести качество подготовки спортсменов в игровых видах спорта на более высокий уровень;
- значительно облегчить труд тренера по достижению лучших результатов в спорте.
Вопросы использования компьютерных информационных технологий в технико-тактической подготовке в игровых видах спорта рассмотрены авторами ранее, предложена методика обучения техническим [2, 18], тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности [15] и технико-тактической подготовки в игровых видах спорта [16].
Цель работы - разработка технологии тренировки технических приемов в спортивных играх с использованием информационных технологий.
Технология тренировки технических приемов в спортивных играх. Для контроля двигательной активности и психофизиологического состояния человека разработаны специальные методики и инструментальные средства, которые позволяют выявлять психические и психофизиологические противопоказания при отработке технических приемов тренировки. Многолетний опыт использования подобных методик и систем в промышленности и спорте доказал важность и эффективность подобного подхода. Обзор наиболее известных на сегодняшний день решений, используемых для оценки состояния человека, позволяет выявить недостатки известных в мировой практике решений.
Новизна предлагаемой технологии состоит в возможности количественной оценки точности восприятия разнонаправленного движения объектов в двухмерном пространстве с возможностью программного моделирования процессов тестирования личности.
Тренировка технических приемов осуществляется на игровом поле, на котором световыми излучателями, управляемыми компьютером, формируются разрешенные и запрещенные светодинамические зоны. Каждый спортсмен должен находиться в одной из разрешенных зон, выполнять заданные технические приемы со спортивным снарядом, ориентируясь грудью на световую метку, создаваемую вне разрешенной зоны, не выходить из разрешенной зо-
ны и удерживать в ней спортивный снаряд. В процессе тренировки непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных и запрещенных зон.
В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. Для начинающих спортсменов устанавливается минимальная скорость, более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, имитирующие игру с опытным соперником. Ошибкой считается попадание спортсмена в запрещенную зону или выполнение технических приемов в положении, не ориентированном на метку.
При отсутствии ошибок площадь разрешенной зоны уменьшают, а интенсивность тренировки увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение. По минимальному размеру разрешенной зоны, максимальной скорости ее перемещения, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена [12].
В рамках технологии разработаны и исследованы тесты, регистрирующие точность остановки пользователем (спортсменом) движущегося объекта на определенной метке, при объективной оценке скорости реакции пользователя для выявления индивидуальных особенностей, таких как функциональная асимметрия. Созданы тесты, основанные на применении различных вариаций направления движения объекта и метки. Разработан алгоритм, позволяющий проанализировать скоростные показатели человека: двигательные реакции, способность к максимально быстрому началу движения, способность выполнять движения с максимальной частотой. Исследованы характеристики внимания. Для определения распределения и переключения внимания человека использовался набор из 8 тестов, представляющих собой поочередное нахождение пользователем цифр из разных категорий в возрастающем или убывающем порядке. Проведено исследование и сделан анализ характеристик внимания пользователя при выполнении профессиональных действий. Приложение разработано в виде базы знаний, представленной в виде иерархии хранения директорий и файлов на жестком диске. Эта база знаний предназначена для хранения долгосрочных фактов, описывающих проблемную область, правила, регламентирующие отношения между этими фактами, а также другие типы декларативных знаний о проблемной области. Кроме правил и фактов, образующих декларативную часть базы знаний, в нее входит процедурная часть. Это - множество функций и процедур, представляющие собой эвристические, расчетные и другие алгоритмы, реализующие психофизиологические тесты или их элементы.
Обсуждение. Исследователями, изучающими проблему двигательной активности детей, как отмечают В.И. Прокопенко и В.П. Метёлкин [14], было доказано, что дети в возрасте 5-7 лет способны к освоению движений спортивного характера, представляющих собой сложные виды двигательных навыков. Поэтому в отечественной и зарубежной спортивной науке и практике
пристальное внимание уделяется научным исследованиям, связанным с приобщением детей к занятиям отдельными видами спорта, и научно обоснованной методике их обучения. В этом аспекте особое место в тренировочном процессе в игровых видах спорта должно отводиться, по их мнению, освоению технических элементов (технике) вида спорта как одному из ведущих факторов стабильности и продуктивности выступления будущего спортсмена в соревнованиях.
Начальная стадия обучения юных спортсменов в игровых видах спорта характеризуется применением большого количества одноцелевых упражнений, которые выполняются в простых условиях, на месте или на малой скорости, без дефицита времени и т.д. [9]. Затем технические приемы выполняются в усложнённых условиях и, наконец, - в сложных условиях, приближённых к игровым [4].
В то же время одним из факторов, лимитирующих уровень подготовленности юных спортсменов в игровых видах спорта, является, как отмечает А.В. Дулибский [4], техническая оснащенность игроков. При этом отставание в технике игры намечается уже на начальных этапах подготовки. Приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться камнем преткновения и в пору спортивной зрелости [9].
Не менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности работы над овладением техники игры и совершенствованием навыков выполнения технических приемов в вариативных условиях, близких к игровым. Процесс обучения юных спортсменов должен строиться так, чтобы технические приемы разучивались и совершенствовались не изолировано друг от друга, а в определенных сочетаниях друг с другом, которые наиболее часто встречаются в игровых ситуациях [9].
Для повышения уровня технической подготовленности необходимо совершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма. С этой целью нужно увеличивать «набор» движений в ситуациях, приближенных к условиям соревнований. Важная роль в решении этих вопросов отводится различным тренажерным устройствам, позволяющим оценивать и развивать как физическую, так и техническую подготовленность [6]. Однако и за рубежом, и в России они в основном узкоспециализированы, имеют малые функциональные возможности. Так, для контроля и анализа движений спортсмена выполняют съемку видеокамерой изучаемых движений, передают в компьютер полученные видеофрагменты, задают контрольные точки на теле спортсмена или снаряде на первом кадре, отслеживают их положения на всех последующих кадрах, вычисляют траектории движения контрольных точек и выполняют их анализ. Этот комплекс позволяет изучить движения спортсмена, выполняемых в ограниченном пространстве, но не позволяет оценить скорость и интенсивность двигательных действий и качество технических действий в игровых видах спорта непосредственно на игровом поле [11].
Таким образом, результаты исследования показали, что наиболее распространенные модели, методики и инструментальные средства, их реализующие из разработанных на данный момент решений, обладают рядом ограничений.
Например, не обеспечивают оперативную поддержку принятия решений. Это объясняется недостаточно исследованной теоретической и фундаментальной составляющей предметной области. В основу известных методик заложены «бумажные» тесты, не используется, за редким исключением, дополнительное (встраиваемое) оборудование. Разработку методов и методик в настоящее время поддерживают ведущие мировые производители программного обеспечения. Для проведения психофизиологических исследований в мировой практике используется специально разработанное программное обеспечение.
Применение современных технических средств и информационных технологий во время тренировочных занятий, как отмечает Д.А. Лелеко [8], дает возможность эффективнее развивать двигательные способности, совершенствовать техническое мастерство, получать срочную и достоверную информацию о количественных и качественных характеристиках движений, уровне технической подготовленности спортсмена, обеспечивать ускоренное совершенствование двигательного навыка. Это позволяет разнообразить учебно-тренировочный процесс, повысить эмоциональность спортсменов.
Выводы. Предложенная компьютерная технология позволяет быстрее овладеть рациональной игровой техникой, раскрыть индивидуальные технические особенности игрока и совершенствовать их на любом этапе профессиональной карьеры. Технология позволяет также определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировки его тренировочных заданий.
Кроме того, при компьютерной реализации методики закладываются основные принципы построения профессиональной интеллектуальной системы.
Технология может использоваться при технической подготовке спортсменов разной квалификации, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, баскетболе и в других видах спорта, где необходима работа со спортивным снарядом. Предполагаемый подход к реализации приемов тренировки основан на обобщении и развитии опыта, полученного в ходе теоретического анализа оценки психофизиологических характеристик человека.
Литература
1. Абрамов А.А. Структура показателей подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 263-267.
2. Афоньшин В.Е., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. Технология тренировки передач в спортивных играх // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 1. С. 10-13. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p10-13.
3. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичёв Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 976-981.
4. Дулибский А.В. Повышение эффективности спортивного отбора в футболе // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 8. С. 29-33.
5. Ермаков С.С. Обоснование педагогических задач обучения ударным движениям в спортивных играх // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2001. № 3. С. 24-29.
6. Ермаков С.С. Педагогические подходы в обучении сложным техническим приемам юных волейболистов (анализ педагогической литературы) // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2001. № 2. С. 32-42.
7. Кривощёков К.Г. Технология образного обучения техническим приемам в подготовке юных борцов-дзюдоистов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5(68). С. 16-21.
8. Лелеко Д.А. Анализ влияния технического оснащения в теннисе на физическую и техническую подготовку спортсменов // Физическое воспитание студентов. 2011. № 1. С. 85-89.
9. Лобачев В.В., Корнева Ю.И., Хайдар М.А. Методика технической подготовки конкурентоспособных игроков в футболе на начальных этапах подготовки юных спортсменов // Культура физическая и здоровье. 2011. № 2. С. 54-56.
10. Лукьянов Б.Г., Шейко Б.И., Фетисов В.С., Дудов О.А. Программно-аппаратный комплекс для видеоанализа движений спортсменов // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2007. Т. 9, № 5. С. 64-71.
11. Пат. 2233685 РФ, МПК А63В 71/00. Способ контроля и анализа биомеханических параметров спортсменов / Зайцев В.К., Шахматов М.В., Тихонов И. Д., Кузьмин А.В. № 2003121353/12; заявл. 15.07.2003; опубл. 10.08.2004, Бюл. № 22.
12. Пат. 2557503 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки двигательных действий и технических приемов / Афоньшин В.Е. № 2014141224/12; заявл. 13.10.2014; опубл. 20.07.2015, Бюл. № 20.
13. Петушинский Б.Б. Индивидуализация процесса технико-тактической подготовки квалифицированных баскетболистов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. № 6. С. 64-71.
14. Прокопенко В.И., Метёлкин В.П. Техническая подготовка детей 6-7 лет занимающихся мини-футболом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12. С. 137-140.
15. Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. Тактическая подготовка в игровых видах спорта с использованием виртуальной реальности // Программные системы и вычислительные методы. 2013. № 3(4). С. 272-276. DOI: 10.7256/2305-6061.2013.3.8904.
16. Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. Технология технико-тактической подготовки в игровых видах спорта // Кибернетика и программирование. 2014. № 3. С. 103-109. DOI: 10.7256/23064196.2014.3.12048.
17. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 79-87.
18. PolevshchikovМ.М., Afonshin V.E., Rozhentsov V.V. A Technology for Technical Preparation of Young Athletes in Team Sports. European Journal of Physical Education and Sport, 2014, vol. 3, no. 1, pp. 54-58.
ПОРЯДИН АНТОН ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры информационной безопасности, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
СИДОРКИНА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА - доктор технических наук, профессор кафедры информационной безопасности, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
РОЖЕНЦОВ ВАЛЕРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры проектирования и производства электронно-вычислительных средств, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
A. PORYADIN, I. SIDORKINA, V. ROZHENTCOV
COMPUTER TECHNOLOGY TRAINING TECHNIQUES IN SPORTS
Key words: sport, training techniques, technical readiness, training, training methods, information technologies.
The modern conditions of professional activity and sport under-cooking put forward specific requirements to the functionality of a human. Such conditions expand the concept of occupational health, which includes not only the absence of diseases, but also the criteria of life quali-
ty. The particular attention is given to those activities that are associated with extreme physical or intellectual loads, where reliability is extremely important. For example, in the aerospace, aviation, forces, and, in particular, in sports.
The subject of the article is to teach basic methods of technical receptions implementation in games with a sports shell. The problem of the technical skill growth is an entrenched system of teaching technique elements, in which such methods as narration, explanation and exercises demonstration are mostly used for understanding the creation technique of sports exercises.
With the growth of technical training the opportunities of selective effects on certain aspects of the motor function increase and for the insurance of more comprehensive training the use of an increasing number of different training tools is required. For this purpose some new innovative, more effective means of development of the movement technique, mainly using the possibilities of information technology is necessary. The proposed computer technology makes it easier to master the rational gaming equipment, to disclose the individual technical features of the player and improve them at any stage of a professional career. The technology allows you to determine the quantitative indicators of the athlete preparedness of in a wide range of cognitive-motor tests, what will be the basis for the analysis of the player potential and adjust his/her training tasks. It can be used with the technical preparation of sportsmen of different qualifications, specializing in football, hockey, hand ball, basketball and other sports where it is necessary to work with a sports shell.
References
1. Abramov A.A. Struktura pokazatelei podgotovki yunykh khokkeistov k sportivnoi deya-tel'nosti na nachal'nom etape uchebno-trenirovochnogo protsessa [Structure of Parameters of Training Young Hockey Players to Sports Activities at the Initial Stage of Training Process]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 2012, no. 133, pp. 263-267.
2. Afon'shin V.E., Polevshchikov M.M., Rozhentsov V.V. Tekhnologiya trenirovkiperedach v sportivnykh igrakh [Training Technology for handoffs in sports games]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2014, no. 1, pp. 10-13. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p10-13.
3. Vershinin M.A., Korzun D.L., Moskvichev Yu.N. Sravnitel'nyi analiz tekhniko-takticheskikh deistvii yunykh futbolistov [The comparative analysis of technical and tactical actions of young football]. Fundamental'nye issledovaniya [Modern high technologies], 2013, no. 6-4, pp. 976-981.
4. Dulibskii A.V. Povyshenie effektivnosti sportivnogo otbora v futbole [Mproving efficacy of sport selection in football]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports], 2010, no. 8, pp. 29-33.
5. Ermakov S.S. Obosnovanie pedagogicheskikh zadach obucheniya udarnym dvizheniyam v sportivnykh igrakh [A substantiation of pedagogical problems of learning to stroke locomotions in sports games]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei, 2001, no. 3, pp. 24-29.
6. Ermakov S.S. Pedagogicheskie podkhody v obuchenii slozhnym tekhnicheskim priemam yunykh voleibolistov (analiz pedagogicheskoi literatury) [The pedagogical approaches in learning multiple techniques of the juvenile players of volleyball (analysis of the pedagogical literature)]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei, 2001, no. 2, pp. 32-42.
7. Krivoshchekov K.G. Tekhnologiya obraznogo obucheniya tekhnicheskim priemam v podgo-tovke yunykh bortsov-dzyudoistov [The Technology of Image Teaching of Young Judoists]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2007, no. 5(68), pp. 16-21.
8. Leleko D.A. Analiz vliyaniya tekhnicheskogo osnashcheniya v tennise na fizicheskuyu i tekhnicheskuyu podgotovku sportsmenov [Analysis of influence of technical equipment in tennis on physical and technical preparation of sportsmen]. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students of Creative Specialties], 2011, no. 1, pp. 85-89.
9. Lobachev V.V., Korneva Yu.I., Haidar M.A. Metodika tekhnicheskoipodgotovki konkurentos-posobnykh igrokov v futbole na nachal'nykh etapakh podgotovki yunykh sportsmenov [Methodology of technical preparation of competitive players in football on the initial stages of preparation of young sportsmen]. Kul'turafizicheskaya izdorov'e [Physical culture and health], 2011, no. 2, pp. 54-56.
10. Lukyanov B.G., Sheiko B.I., Fetisov V.S., Dudov O.A. Programmno-apparatnyi kompleks dlya videoanaliza dvizhenii sportsmenov [Soft hardware for tracing and analysis of sportsmen's movements]. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta, 2007, vol. 9, no. 5, pp. 64-71.
11. Zaitsev V.K., Shakhmatov M.V., Tikhonov I.D., Kuz'min A.V. Sposob kontrolya i analiza biomekhanicheskikh parametrov sportsmenov [Method of monitoring and analysis of biomechanical parameters of sportsmen]. Patent RF, no. 2233685, 2004.
12. Afon'shin V.E. Sposob trenirovki dvigatel'nykh deistvii i tekhnicheskikh priemov [Method movement training actions and technical methods]. Patent RF, no. 2557503, 2015.
13. Petushinskii B.B. Individualizatsiya protsessa tekhniko-takticheskoi podgotovki kvalifitsiro-vannykh basketbolistov [Individualization of process of technical-tactical opening-up qualified of basketball players]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei, 2006, no. 6, pp. 64-71.
14. Prokopenko V.I., Metelkin V.P. Tekhnicheskaya podgotovka detei 6-7 let zanimayush-chikhsya mini-futbolom [Technical training of children aged 6-7 years engaged in futsal]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2011, np. 12, pp. 137-140.
15. Rozhentsov V.V., Afon'shin V.E. Takticheskaya podgotovka v igrovykh vidakh sporta s ispol'zovaniem virtual'noi real'nosti [Tactical training in team sports using virtual reality]. Pro-grammnye sistemy i vychislitel'nye metody [Software systems and computational methods], 2013, no. 3(4), pp. 272-276. DOI: 10.7256/2305-6061.2013.3.8904.
17. Rozhentsov V.V., Afon'shin V.E. Tekhnologiya tekhniko-takticheskoi podgotovki v igrovykh vidakh sporta [Methods, languages and forms of human-computer interaction]. Kibernetika i programmirovanie [Cybernetics and programming], 2014, no. 3, pp. 103-109. DOI: 10.7256/23064196.2014.3.12048.
18. Sofronov I.L., Drandrov G.L., Burtsev V.A. Formirovanie sportivnoi kul'tury stu-dentov na osnove sportivnykh igr [The formation of sports culture of students on the basis of sports games]. Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova. Ser. Pedagogika i psikhologiya [Vestnik of Sholokhov Moscow State University for the Humanities: «Pedagogy and Psychology» Series], 2012, no. 1, pp. 79-87.
19. Polevshchikov M.M., Afonshin V.E., Rozhentsov V.V. A Technology for Technical Preparation of Young Athletes in Team Sports. European Journal of Physical Education and Sport, 2014, vol. 3, no. 1, pp. 54-58.
PORYADIN ANTON - Post-Graduate Student of Information Security Department, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.
SIDORKINA IRINA - Doctor of Technical Sciences, Professor of Information Security Department, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.
ROZHENTCOV VALERY - Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Design and Production of Electronic Calculating Facilities, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.
Ссылка на статью: Порядин А.Е., Сидоркина И.Г., Роженцов В.В. Компьютерная технология тренировки технических приемов в спортивных играх // Вестник Чувашского университета. -2016. - № 3. - С. 209-216.