Научная статья на тему 'Технология тактического и стратегического управленческого анализа финансовой отчетности'

Технология тактического и стратегического управленческого анализа финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕХНОЛОГИЯ / MANAGEMENT ANALYSIS / TACTICAL ANALYSIS / STRATEGIC ANALYSIS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ложкина С. Л.

В статье раскрываются особенности проведения тектического и стратегического управленческого анализа. Представлена трансформация финансовых коэффициентов, используемых при проведении анализа для управленческих целей. Автором предложена технология тактического и стратегического управленческого анализа отчетности, подготовленной с использованием принципов РСБУ и МСФО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY TACTICAL AND STRATEGIC MANAGEMENT OF FINANCIAL STATEMENT ANALYSIS

The article describes the features of tectic and strategic management analysis. Presented financial transformation coefficients used in the analysis for management purposes. The author of the technology of tactical and strategic management analysis reports prepared using the principles of RAS and IFRS

Текст научной работы на тему «Технология тактического и стратегического управленческого анализа финансовой отчетности»

УДК - 658.6 ТЕХНОЛОГИЯ ТАКТИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

С.Л. Ложкина

В статье раскрываются особенности проведения тектического и стратегического управленческого анализа. Представлена трансформация финансовых коэффициентов, используемых при проведении анализа для управленческих целей. Автором предложена технология тактического и стратегического управленческого анализа отчетности, подготовленной с использованием принципов РСБУ и МСФО.

Ключевые слова: управленческий анализ, тактический анализ, стратегический анализ, технология.

В начале 1990-х гг., в период становления рыночных отношений теория и практика принятия управленческих решений опиралась в основном на зарубежные методики управленческого учета и анализа. Среди наиболее известных можно назвать модели финансового состояния Альтмана, Таффлера, Спрингейта, Фулмера, Лего, Бивера, методику обоснования инвестиционных решений ЮНИДО, разработанную В. Беренсом и П. Хавранеком [2]. Однако практика использования этих методик в России показала, что для отечественных предприятий их нельзя однозначно использовать в связи с большими различиями в законодательстве, в налоговых и инфляционных процессах, структуре капитала, а также в методологии и методике формирования бухгалтерской отчетности.

Многие российские компании подготавливают несколько комплектов отчетности для разных пользователей, руководствуясь при этом разными бухгалтерскими стандартами, в том числе и МСФО. В связи с этим, по нашему мнению для целей управленческого анализа необходима разработка дополнительных аналитических инструментов, направленных на выявление проблемных зон компаний по характеру различий между разными отчетными документами.

К числу таких аналитических инструментов относятся:

1) оценка качества применения принципов признания, раскрытия и измерения при подготовке отчетности;

2) сравнительные процедуры, основанные на анализе отдельных примечаний к отчетности;

3) сравнительный анализ отчетности по международным и национальным стандартам;

4) анализ методологии и технологических аспектов подготовки отчетности;

5) анализ обоснованности выбора функциональной валюты учета.

Управленческий анализ отчетности, проведенный с применением описанных специфических инструментов, позволяет выявить проблемы внутреннего контроля и риски инвестирования в компании, которые нельзя оценить на основе классических методов анализа и расчета стандартных коэффициентов.

Так как управленческий решения основываются на аналитических данных, то и анализ можно классифицировать как оперативный, тактический и стратегический. Оперативный управленческий анализ своей целью определяет своевременное принятие решений в рамках осуществления производственных процессов. Различия тактического и стратегического анализа обусловливаются содержанием тактических и стратегических управленческих решений. Более подробно мы рассмотрим технологию проведения тактического и стратегического управленческого анализа.

При проведении управленческого анализа необходимо учитывать постоянно изменяющиеся факторы внешней среды, оказывающие влияние на состав, структуру и методы составления отчетности. Современные компании претерпевают постоянные изменения, как в организационном плане, так и системе оценки финансово-хозяйственной деятельности, переходя от одной фазы своего развития к другой. В свою очередь меняется инструментарий и методы управленческого анализа. Это объясняется тем, что на разных фазах роста обычно используются различные методы привлечения капитала и управления финансами, следовательно, меняются и риски, с которыми сталкивается компания. Следовательно, значение различных финансовых коэффициентов, используемых для целей управленческого анализа, также неодинаково на разных этапах развития.

Представим трансформацию финансовых коэффициентов управленческого анализа на разных этапах развития компании (таблица 1).

На начальном этапе своего развития компании испытывают дефицит денежных средств, возможны риски нарушения обязательств перед контрагентами, а также ценовые риски. В этом ключе характерной чертой элементов управленческого анализа является преобладание показателей ликвидности, рентабельности (эффективности использования оборотного капитала), оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Таблица 1

Трансформация коэффициентов управленческого анализа на разных стадиях развития

компании

Стадия развития Экономические процессы, происходящие в компании Аналитические коэффициенты, направления анализа

Начальный этап развития компании Становление процессов стратегического развития Коэффициенты ликвидности, показатели эффективности (рентабельности) использования оборотного капитала. Управленческий анализ внутренней информации по управлению оборотным капиталом.

Этап устойчивого развития Централизация управления. Выделение центров ответственности. Разработка бюджетов Показатели рентабельности, эффективности использования и ресурсов, приростной производительности инвестиций. Показатели деловой активности. Внутренний анализ исполнения бюджетов

Выход на международные рынки Привлечение внешнего финансирования (инвестиций). Разработка стратегии завоевания рынков сбыта. Показатели эффективности стоимости и структуры капитала. Анализ кредитоспособности компании. Показатели финансовой устойчивости. Сравнительный анализ схем финансирования.

Последующие этапы развития Долгосрочной стратегическое планирование. Совершенствование управленческих процессов. Факторный анализ оценки финансового состояния компании. Разработка нестандартных коэффициентов и сбалансированных показателей.

Для эффективного принятия управленческих решений в малом и среднем бизнесе важным является не столько агрегированный анализ этих показателей в целом по предприятию, сколько их детальный управленческий анализ по разным группам контрагентов [1]: выявление клиентов со снижающейся величиной объема закупок, подсчет процента взыскания сомнительной задолженности, анализ сроков поставки и цен и их сравнение со среднерыночными, анализ номенклатуры поставок и поиск компонентов-заменителей, анализ «узких мест» в производственной цепочке и сокращение периода выполнения заказа.

На современном этапе развития компании немаловажную роль играет процессы финансового стимулирования работников и разработка системы мотивации к достижению стратегических целей компании. В этой связи экономически обоснована разработка внутренних регламентов, определяющих порядок мотивации персонала, как в материальном, так и в социально-психологическом плане.

В компаниях, находящихся на этапе устойчивого функционирования, внутренний контроль становится одной из движущих сил развития. Акцент в управленческом анализе следует делать на показателях рентабельности и эффективности использования ресурсов, приростной производительности инвестиций в разные виды ресурсов. Международная отчетность может являться базой для такого анализа, поскольку содержит достаточное количество раскрытий (финансовых и натуральных показателей) для того, чтобы оценить инвестиции в различные сегменты бизнеса и различные виды ресурсов, их отдачу и ее изменение от периода к периоду [4]. На этом этапе все более востребованной становится прогнозная отчетность по МСФО. Кроме того, такую отчетность часто запрашивают различные финансовые институты, и ее подготовка упрощает процесс привлечения дополнительного финансирования.

Хотя прогнозная отчетность и является достаточно условной, она отражает намерения предприятия по ведению бизнеса, его бизнес-план. На ее основе можно судить о том, как уже фактические отклонения от бизнес-плана на текущем этапе развития повлияют в будущем на финансовые показатели предприятия и что будет в результате [5].

Этап выхода компании на международные рынки сопровождается анализом показателей оценки эффективности структуры капитала и ее стоимости. В этом ключе актуальной становится разработка систем аналитических коэффициентов, охватывающих финансовые и нефинансовые показатели, сбалансированные друг с другом [3]. Причем большую часть таких коэффициентов

можно рассчитать на основе отчетности, составленной по МСФО. В обобщенном виде описанные выше инструменты тактического и стратегического управленческого анализа, классифицированные по отдельным направлениям, представлены на рисунке 1.

Таким образом, стандартные инструменты и процедуры управленческого анализа, а также удельный вес различных коэффициентов при принятии управленческих решений меняются в зависимости от этапа развития компании. Применение только стандартных подходов к управленческому анализу не обеспечивает достоверной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как многие современные компании подготавливают несколько комплектов отчетности для разных пользователей (налоговую, управленческую, международную), руководствуясь при этом разными стандартами (РСБУ и МСФО). При этом изменение учетных принципов существенно влияет на коэффициенты, характеризующие финансовое состояние и, как следствие на принятие управленческих решений.

Представленная технология тактического и стратегического управленческого анализа, основанная на оценке качества применения принципов признания, раскрытия и измерения информации при подготовке отчетности, сравнительном анализе различных отчетных документов,

ч

1 ехнология тактического и стратегического управленческого анализа отчетности, подготовленной с использованием принципов РСБУ и МСФО

N

Рис.1. Технология тактического и стратегического управленческого анализа отчетности, подготовленной с использованием принципов РСБУ и МСФО

анализе влияния выбранной функциональной валюты учета, а также на дифференциации аналитических коэффициентов в зависимости от стадии развития компании, учитывает

особенности многоплановости внутреннего анализа в целях аналитической поддержки принятия обоснованных управленческих решений.

The article describes the features of tectic and strategic management analysis. Presented financial transformation coefficients used in the analysis for management purposes. The author of the technology of tactical and strategic management analysis reports prepared using the principles of RAS and IFRS.

The key words: management analysis, tactical analysis, strategic analysis, technology.

Список литературы

1. Гюлгюлян К.Г. Риск-менеджмент факторинговых операций - аспекты автоматизации // Факторинг и торговое финансирование. 2009. № 2.

2. Казакова Н.А., Наседкина Т.И. Из истории развития экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 12.

3. Крылов С.И. Сбалансированная система показателей - эффективный инструмент современного стратегического управленческого учета // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 7.

4. Ложкина С.Л. Модель управленческого отчета о доходах и расходах // Научное обозрение. 2012. № 3.

5. Саркисянц А. Финансовое моделирование в банках и компаниях // Бухгалтерия и банки. 2011. № 6.

Об авторе

Ложкина С. Л.- кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, sll04@mail.ru

241037, г. Брянск, ул. Романа Брянского, д.1, кв.173, , тел.: 89107357941

TECHNOLOGY TACTICAL AND STRATEGIC MANAGEMENT OF FINANCIAL STATEMENT ANALYSIS

S. L. LOZHKINA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.