ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
А как вы думаете, влияет ли деятельность человека на количество осадков в природе? Чем мы вредим и помогаем природе?..
(Этот вопрос в качестве домашнего задания следует поручить для изучения 1-2 наиболее развитым детям и предложить озвучить его в конце занятия).
Вывод должен нацеливать детей на бережное, вдумчивое отношение к природе в любых её проявлениях.
Таким образом, применение базовой модели описания объекта, явления, процесса, позволяет решать ряд дидактических задач и формировать технологическую компетентность:
- Развивает любознательность, проблемное мышление на занятиях, в процессе бесед, игр, тренингов познавательного характера, где необходимо системно рассмотреть с детьми изучаемый материал.
- Формирует у детей классификационные навыки, умение действовать по алгоритму, строить законченное описание любого объекта по схеме:
- объект - это - (животное, растение, предмет, явление, процесс...) - присвоение категории;
- который - (к чему относится?) - обобщающее понятие
- и служит для чего? - (его функция, если это предмет);
Например: стол - это предмет мебели, на который можно поставить необходимые предметы для еды, письма;
- легковой автомобиль - это транспортное средство для перевозки людей;
- тигр - это дикое хищное животное из семейства кошачьих ;
- пылесос - это предмет бытовой техники для уборки помещений.
- Развивает логическое мышление, способность рассуждать, строить умозаключения, выводы и связную речь в работе с причинно-следственными связями.
- Требует от воспитателей более пристального внимания к работе с понятийным аппаратом (тезаурусом), к построению точных, лаконичных определений любого объекта.
- Создаёт для взрослых и детей потребность в использовании словарей, (и не только на занятиях по развитию речи или обучению грамоте).
- Работа с этимологией слова значительно расширяет словарный запас детей, прививает интерес к родной речи, делая речь самого ребёнка более образной и яркой, и повышая при этом её культуру.
В статье разрабатывается и демонстрируется технология создания ученических мини-текстов, которые становятся «кирпичиками» в формировании духовно-нравственного мира ребёнка, его целостного мировоззрения.
Клепиков Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории «Аксиологические основывоспитания» Института семьи и воспитания РАО, заместитель директора по инновационной работе, учитель этики и математики МОУ «Лицей» г. Обнинск Калужская область
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ИНТЕГРАТИВНЫХ МИНИ-ТЕКСТОВ
Как создать притчевую миниатюру, эссе и этюд?
Ключевые слова: духовно-нравственное совершенствование, мировоззрение, интегративный мини-текст, притчевая миниатюра, эссе, этюд, «узловые точки», образ, метафора.
В процессе духовно-нравственного воспитания
школьника очень важно выявить ценности, идеи, проблемы, образы и понятия, которые задают его целостное мировоззрение. Общеизвестно, что ничто так не подавляет творческих способностей человека, как знание большого количества верных, но разрозненных фактов. В этом случае его мировоззрение уподобляется мозаике.
Но дело не так безнадёжно, так как в любой информации существуют особые «узловые точки», или «монады», которые как бы собирают, стягивают информацию в единое целое и в круге которых на -блюдается более интенсивная духовно-нравственная жизнь. Такие точки и концентрируют в себе в неразрывном и интегрированном единстве те ценности (интеллектуальные, этические и эстетиче-
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ские), которые накопило человечество за тысячелетия своего существования.
Такие точки М.К. Мамардашвили назвал «точками интенсивности», В.С. Библер - «точками удивления», В.И. Загвязинский - «горячими точками», А.В. Хуторской «узловыми точками», А.Н. Леонтьев «смысловыми единицами», а некоторые мыслители говорят о «точках роста», Расширяя смысловое значение точки до символа, можно говорить об «онтологической точке» (С.В. Гальперин).
О «точках» говорится, наверное, потому, что она содержит в себе два фундаментальных и парадоксальных свойства: она есть одновременно определённость и неопределённость, «всё» и «ничто». Точка обладает способностью развернуть из «ничто» «всё». Другими словами, в природе точки заложена неисчерпаемая потенциальность, внутренний импульс рождения бытия из небытия (Н. Кузанский).
Поговорки, притчи, мифы, легенды, научные открытия были всегда квинтэссенцией культуры народа, к которым приобщались новые поколения. В древних сообществах это были своего рода обряды инициации. Вспомним в этой связи диалоги Платона, где тщательно обсуждаются проблемы и понятия, но однозначного и окончательного вывода не делается, - здесь важно погрузиться в проблему, приобщиться к идее. Все перечисленные тексты и являются такими «узловыми точками», благодаря которым и пробуждаются к духовно-нравственной жизни всё новые и новые поколения людей.
Примечательно и то, что многие мыслители, такие как Пифагор, Платон, Кузанский, Декарт, Лейбниц, Паскаль, Эйнштейн и многие другие, на протяжении истории развития человечества ставили главной целью своих трудов - духовно-нравственное совершенствование человека. Например, Декарт первоначально планировал своё сочинение «Рассуждение о методе» назвать так: «Проект Универсальной Науки, могущей возвысить нашу природу на высочайшую ступень совершенства».
А наш замечательный русский философ А.Ф. Лосев писал, что русскому миропониманию чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Оно представляет собой внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые не могут быть сведены к логическим понятиям и определениям, поэтому воплощаются в символе, образе, метафоре посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.
Опорными точками мысли могут стать ключевые проблемы наук, великие произведения искусства или судьбоносные события истории, а может быть на первый взгляд и совсем неприметные тексты, которые сочиняют сами ребята. Но в том их и ценность, что учащиеся выступают в роли полноправных создателей текстов, которые могут в дальнейшем перерасти в произведения культуры. И начинать нужно с малого.
На наш взгляд, начиная с младших классов, школьник должен учиться опредмечивать свои мысли, т.е. сворачивать идеи, творческие озарения, прозрения в мини-текст (притчевую миниатюру, эссе, этюд, афо-
ризм), с помощью которого происходит рефлексия, сохраняется личностное приращение и инициируются дальнейшие духовно-нравственные поиски и открытия1.
Для этого необходимо знать элементарную технологию создания мини-текстов. Она включает несколько основных этапов.
Предваряет написание мини-текста некоторое духовно-нравственное потрясение, удивление, озарение, поступок, после которого хочется его описать, обдумать и как-то сохранить. Без такого потрясения мини-тексты получаются искусственными и надуманными
На первом этапе «эскизно» набрасывается общая идея мини-текста, в которой схватывается её суть, намечается примерное название. Это может быть одно предложение, а может быть небольшое сочинение, которое пишется в свободной форме.
На втором этапе создаётся мини-текст (% - У страницы), в котором раскрывается общая идея с помощью уже хорошо продуманных и подобранных слов. Во время создания мини-текста важно привлекать яркие образы, символы и метафоры, которые бы воссоздали то, что было прочувствовано, пережито. Создание письменного продукта подразумевает знание некоторых требований к мини-тексту, которые приводятся ниже.
На третьем этапе создание мини-текста завершается уточнением названия и окончательной его корректировкой, в соответствии с названием.
Мини-текст отвечает следующим требованиям:
1) мини-текст не должен быть однозначным, прямолинейным, информационным, как текст sms-сообщения; он должен содержать яркий запоминающийся образ, самобытную метафору, изобретательскую мысль, оригинальную идею, неожиданное прозрение, попытку разрешить парадокс или противоречие;
2) мини-текст не должен быть крайне субъективным, т.е. он должен быть рассчитан на восприятие и понимание его другими людьми; представим себе, что это маленькое произведение искусства, которое создано для других людей;
3) в мини-тексте должна просматриваться логика изложения мысли, последовательность раскрытия образа или разрешение (хотя бы частичное) парадокса или противоречия (например: тезис - антитезис - синтез);
4) при смысловой завершённости мини-текста, он должен наталкивать на дальнейшее развитие воображения и мысли; быть в какой-то степени «поучительным»;
5) мини-текст не должен быть большим по объёму, так как «порция» первоначального заинтересованного внимания человека ограничена (оптимальный объём - % - У страницы или пять-десять предложений), поэтому мини-текст должен стре-
1 Этим можно заниматься на индивидуальных занятиях, факультативах, в творческом лагере и т.д., используя для активизации мысли и воображения высокохудожественные фотографии, рисунки, репродукции картин, которые можно с избытком найти в Интернете.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
29
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
миться к афористическому изложению; предложения должны быть краткими, но ёмкими по смыслу и «упругими» по разворачиванию новых идей;
6) мини-текст должен вызывать желание поспорить, войти в диалог, высказать своё мнение по данному вопросу; при этом, мини-текст может быть написан в утвердительной форме, это тот случай, когда мысль человека пришла к своему окончательному созреванию;
7) мини-текст должен иметь название; его желательно давать лишь на этапе окончания написания мини-текста; название постепенно вызревает в процессе его создания;
8) мини-тексты должны стремиться охватить весь круг проблем той или иной науки или дисциплины; стремиться создать общее представление о ней;
9) мини-текст должен стремиться к интеграции различных ассоциаций, образов и знаний, создавая нечто единое, целое, органичное внутреннему миру человека (который «не знает» различных предметных перегородок);
10) мини-тексты должны быть «строительным материалом» по созданию личностного мировоззрения человека, поэтому отражать самые существенные движения души, её эволюцию.
Если мини-текст включает некоторые психологические наброски, личностные наблюдения, импровизационные моменты, то он тяготеет к этюду. Если мини-текст имеет такие признаки как поучительность, иносказательность и ярко выраженную сюжетную линию, то он тяготеет к притче. Если мини-текст имеет такие признаки, как философичность, исповедаль-ность, рефлексивность, то он стремится к эссе. Приведём примеры перечисленных мини-текстов.
Этюд «На волю»
Душно... А не задумывались от чего? Возможно вовсе не погода виновата. В одной и той же комнате мы чувствуем разное: радость и грусть, надежду и отчаяние, впечатлительность и равнодушие. Всё это хочется выплеснуть, передать другим, но что-то не даёт, возвращает, словно бумеранг. Оглядываясь, ты понимаешь это окно, именно оно отражает наши эмоции, дразнит другой реальностью, манит к чему-то новому. Открывая его, ты будто впускаешь ветерок надежды, который даёт тебе возможность выбраться на волю ... (Фёдорова Лена, 7 класс)
Как видно, в приведённом мини-тексте наблюдается высокая эмоциональность, крайний субъективизм, разбросанность впечатлений и не совсем продуманные словесные обороты. Однако этюд характеризуется неподдельной искренностью самовыражения, где выкристаллизовывается личностная проблема, которую педагог, дорабатывая данный мини-текст вместе с ребёнком, может разрешить. В этом случае возникает своеобразная тексто- терапия.
Притчевая миниатюра «Сократ и эпикуреец» Однажды к Сократу подошёл эпикуреец и заметил, что, если он предложит его ученикам множество различных удовольствий, то они от него уйдут. Сократ неожиданно согласился: может быть так и произойдёт, ведь
с горы скатиться гораздо легче, чем на неё подняться. В контексте данной истории интересен следующий математический факт: если искомое число уменьшить на 50%, то затем полученное число до первоначального необходимо увеличить уже на 100%. Проценты здесь выступают в роли долей. А доли - это самые пластичные и живые числа, которые помнят о целом и части, чутко реагируя на различные изменения величин. Данная математическая операция показывает, что в жизни очень легко нечто утратить, но гораздо сложнее восстановить (Игорь Харитонов, 8 класс).
Данная интегрированная притчевая миниатюра завершена: в ней есть яркий сюжетный образ горы, используются для пояснения отчасти парадоксальные математические знания, сформулирован поучительный вывод.
Эссе «Я и Вселенная»
Задумываясь о взаимоотношениях я и Вселенной, невольно приходишь к осознанию себя частью Целого, которое и является в моём случае Вселенной. Появляется вопрос: я в симбиозе с Вселенной или я обособленная сущность? На данный вопрос нельзя ответить однозначно, но мои личные ощущения, что я созерцаю Вселенную извне. В моём восприятии, Вселенная - живая сверхсущность, может, даже сам Бог. Она не остывшая, она развивающаяся. Я ощущаю её как нечто огромное, но не давящее, а нечто ласковое, но строгое. Я отождествляю Вселенную со всем, что вне и внутри меня, и это «внутри», и это «вне» постоянно циркулируют через меня и меняются ролями. Внешняя Вселенная необъятна, а внутренняя исчерпаема настолько, насколько я могу охватить её своим разумом и чувствами, но всегда остаётся остаток, который является вечной тайной. Если я и Вселенная перестанем быть сообщающимися сосудами, то это будет смертью меня и Вселенной (Арсен Багдасаров, 11 класс).
Приведённый мини-текст тяготеет к эссе: в нём присутствует философско-мировоззренческая составляющая, продуманная логика изложения и афористическое завершение.
Очень важно после написания мини-текста провести рефлексию (коллективную или приватную) с учеником по поводу его творческого процесса с помощью следующих вопросов.
• Чем ты руководствовался, сочиняя данный мини-текст?
• Что тебе самому было интересно описать и выразить?
• Почему ты выбрал именно это идею или этот сюжет?
• С какими трудностями ты столкнулся при написании?
• Какие мысли возникли у тебя по поводу данного мини-текста?
• Какую проблему ты попытался поднять и разрешить?
• На какие новые мысли натолкнул тебя созданный мини-текст?
• Какой бы мини-текст ты хотел бы написать в дальнейшем?
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Таким образом, в процессе доверительного диалога, выявляя разницу между тем, что понимал школьник до написания мини-текста и после его создания, создаются предпосылки для его осознанного духовно-нравственного роста. После такого диалога ученик постигает разницу между двумя духовно-нравственными - «бывшим» и «нынешним». Здесь уместно вспомнить следующее высказывание Монтеня: «Моя книга в такой же степени создана мной, в какой я сам создан моей книгой».
Для того чтобы традиция создания мини-текстов сложилась в школьном коллективе, нужна атмосфера искренней заинтересованности в результатах труда
другого человека. Ученик должен быть уверен, что все оттенки его переживаний, мировосприятия вызовут неподдельный интерес у педагога и ребят, и чем пунктуальнее будет психологическая и методическая работа учителей, тем с большим желанием ученик будет возвращаться к жанру мини-текстов.
Итак, в процессе духовно-нравственного становления человека очень важно создавать опорные минитексты, способствующие формированию целостного мировоззрения школьника. Совокупность таких минитекстов может составить личностную траекторию становления души человека в школьной жизни, которая будет ему интересна и спустя многие годы.
В статье рассматривается системно - деятельностный подход к организации развития детского творчества на основе средств национальной культуры и пробуждения чувства принадлежности к историческому прошлому культур малых народов.
Дудникова Людмила Михайловна
учитель начальной школы МОУ СОШ №2 г Салехард
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Как можно реализовать системно-деятельностный подход при опоре на национальную культуру и традиции малых народов?
Ключевые слова: культура, традиция, детское творчество, прикладное искусство, творческое воображение, региональные особенности культуры, механизмы педагогической деятельности.
В сфере образования постиндустриальной эпохи актуализирована потребность общества на развитие индивидуальности личности, становление ее как субъекта деятельности, включая творческую составляющую, что обуславливает как обновление содержания образования, так и смену его целей (по Н.В. Кузьмину), ориентированных на получение нового качества образования. Приоритеты образовательной стратегии отражены в «Национальной доктрине образования» РФ, «Концепции модернизации Российского образования на период 2010 года» и в ряде других законодательных и подзаконных актов.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности учителя ориентирует его на создание условий, способствующих раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его самоопределению и самоактуализации в будущем.
Стремительное наступление трансформаций новой эпохи, кризис культуры, обусловленный сменой поколений, разрывом связей, утерей традиций, разрушением института семьи, обостряет дефицит по-
требности человека в ощущении принадлежности, как к своему народу, так и к его историческому прошлому, своеобразию искусства, неповторимому национальному колориту.
Культура (по А.М. Новикову) - базовое основание содержания образования. Патриотизм, как личностная ценность, формируется на восприятии идей, содержащихся в истоках народной культуры.
Решение же проблемы снятия (смягчения) кризиса культуры возможно только на основе обновления содержания образования, реализации принципа преемственности на всех его ступенях обучения, начиная с дошкольных образовательных учреждений, по формированию миропонимания ребенка с использованием средств культуры, прикладного искусства и развития его способностей к творчеству.
Определение творческой деятельности сформулировано Л.С. Выготским, в котором подчеркивается получение «нового» продукта, в процессе создания которого развиваются способности ребенка на основе воображения, наблюдательности, неординар-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
31