Научная статья на тему 'Интегрированный этический курс по светской этике в современной школе'

Интегрированный этический курс по светской этике в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КУРС / ЭТИЧЕСКИЕ КОННОТАЦИИ / ПРИТЧЕВОСТЬ / "КРУГ ЧТЕНИЯ" / «Я ДИАЛОГОВОЕ ПОЛЕ ТЕКСТОВ» / ЭТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепиков Валерий Николаевич

В современных условиях в ходе нравственного воспитания учащихся продуктивно применение интегрированного этического курса с 1 по 11 классы, который привлекает и органично использует этический потенциал общеобразовательных предметов и внеклассных мероприятий. Для этого на всём образовательном пространстве школы достигается аксиологический уровень образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный этический курс по светской этике в современной школе»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Клепиков Валерий Николаевич

к. п.н., ст. научный сотрудник лаб. духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО, зам. директора по инновационной работе, учитель этики и математики МБОУ СОШ № 6 E-mail: [email protected] г. Обнинск

J ^

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КУРС ПО СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Л

г

Аннотация. В современных условиях в ходе нравственного воспитания учащихся продуктивно применение интегрированного этического курса с 1 по 11 классы, который привлекает и органично использует этический потенциал общеобразовательных предметов и внеклассных мероприятий. Для этого на всём образовательном пространстве школы достигается аксиологический уровень образования.

Ключевые слова: нравственное воспитание, аксиологический уровень, межпредметная интеграция, интегрированный этический курс, этические коннотации, притчевость, «круг чтения», «я - диалоговое поле текстов», этическое самоопределение.

Сегодня в российское образовательное пространство внедряются курсы по основам религиозных культур и светской этики, которые ведутся в 4-5 классах (34 часа). Вполне предсказуемо, что эти курсы в дальнейшем будут расширены и распространены на все классы школы. Поэтому уже сейчас со стороны педагогов востребованы этические уроки, рассчитанные на все школьные возрасты. И это понятно, ведь очень важно актуализировать и использовать воспитательные возможности современной этики для всех классов общеобразовательной школы [1].

Если в школе ставится цель - нравственное воспитание учащихся, то достигнуть данной цели невозможно с помощью отдельных уроков или занятий, выделенных в отдельную образовательную область. Как верно отмечает Ф.Н. Козырев: «Не разрушается ли целостность образовательного пространства, когда задача нравственного воспитания локализуется в одном из его секторов? Не даётся ли этим санкция «выдворять» нравственность «на законных основаниях» из других направлений образования? И не обращается ли холистический принцип в свою противоположность, способствуя функциональной фрагментарности педагогических воздействий по линии развития отдельных способностей, в действительности тесно переплетённых между собой?» [4, с. 63]. Поэтому полнокровное нравственное воспитание станет невозможным, если не будет обеспечена органичная вза-

имосвязь обучения и воспитания, осуществляемая на всех уроках и внеурочных мероприятиях.

Отсюда следует, что этический курс должен быть интегрированным. Это значит, что он должен обязательным образом привлекать этические потенциалы всех предметов, изучаемых детьми в школе. Ребёнок должен чувствовать, что нравственное мироощущение присуще всем предметам, оно тотальным образом пронизывает всё образовательное пространство школы. Напрашивается образ полотна-образования, которое сшито из этических, эстетических, интеллектуальных и других нитей, обеспечивающих должную плотность и прочность искомой материи.

Конечно, на конкретном уроке должны доминировать именно те научные знания, которые представлены тем или иным общеобразовательным предметом. Однако же любой предмет может и должен использовать силы и средства своих «соседей» по образовательному пространству, их ценностно-смысловые взаимовлияния. Ведь конечная цель общего образования - не только стремление к усвоению узкоспециализированной части, хотя и очень важной, но и тяготение к формированию целого - духовно-нравственной сферы человека. Поэтому учителю важно постоянно соотносить и сопрягать две взаимосвязанные позиции: от целого к части и от части к целому.

К тому же психологи уже давно доказали, что понятия, образы, алгоритмы, схемы, символы, знаки

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

15

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

и т.д., усвоенные на том или ином предмете, существенным образом влияют на мирочувствие, мировосприятие и миропонимание учащегося, даже если он этого не осознаёт (К. Юнг, З. Фрейд, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко и др.). В связи с этим вспомним такие общеупотребительные междисциплинарные понятия как «инерция», «равновесие», «сила», «энергия», «притяжение», «волна», «пропорция», «вектор», «функция», «интеграция», «дифференциация», «симметрия» и т.д., которые очень часто употребляются в этическом контексте.

Приведём пример, показывающий, как физический образ сообщающихся сосудов, возникший в сознании ребёнка, проясняет суть межчеловеческих отношений.

Удивительная взаимосвязь. Говорят, что ни один человек не может быть полностью счастливым, пока на земле есть обездоленные и страдающие люди. Его сердце как бы подключено к системе сообщающихся сосудов, незримо связывающей сердца всего человечества. Поэтому радость и горе тут же передаются и разделяются. Более того, говорят, что есть одарённые люди, у которых эта взаимосвязь распространяется и на людей прошлых эпох. Скорее всего, такая удивительная и сверхчуткая взаимосвязь между внутренними мирами действительно существует, иначе человеческая цивилизация давно бы уже погибла от перенапряжения. И кто эту взаимосвязь чувствует и осуществляет, тот воистину великий человек, ибо он выполняет миссию спасателя мира.

Поэтому на каждом уроке или занятии педагогу необходимо продумывать, какие этические коннотации возможны при той или иной интерпретации образовательного материала. Например, такие образовательные конструкты, как научные понятия, художественные образы, межличностные отношения, субъектно-значимая деятельность, насыщаясь этическими смыслами, приобретают аксиологическую значимость, а образовательный процесс возвышается до аксиологического уровня, преодолевая традиционный когнитивно-деятельностный уровень [3].

Источником этических смыслов становятся:

• жизненный нравственный опыт педагога и учащихся;

• этически осмысленные биографии и эпизоды жизни учёных, писателей, художников;

• этически ориентированная интерпретация содержания образовательного материала;

• нравственно выраженные межличностные отношения, складывающиеся между субъектами образовательного процесса;

• нравственно направленная творческая деятельность педагога и учащихся.

Для нравственного воспитания школьников недостаточно только предметов общеобразовательного цикла, так как они не обладают достаточной интегрирующей силой. Действительно, в этом случае нравственное воспитание как бы растекается между различными предметами, утрачивая своё системообразующее свойство. Поэтому требуется специальный этический курс с 1 по 11 классы (одно занятие

в неделю), который является средоточием интеграционных процессов в нравственном воспитании. Такой курс разработан в лаборатории духовно-нравственных основ воспитания РАО, апробирован в нескольких российских школах и дал положительные результаты.

Разработанный этический курс не сопряжён с какой-либо доктриной или «измом». Он ориентирован на интериоризацию общечеловеческих нравственных ценностей и открыт для ребят и педагогов различных культурных традиций, для адаптации в различных социокультурных контекстах. Мы исходим из того, что для современного школьника как свободной личности очень важно самоопределиться в пространстве Культуры, точнее - в пространстве этических взглядов, присущих различным культурам.

С точки зрения современного взгляда на нравственное воспитание, моральная жизнедеятельность не сводится к формальному поведению или серии поступков, соответствующих общепринятым нормам, правилам, законам. Она предполагает отношение к себе, которое есть не просто саморефлексия, самосознание или самоидентификация, а организация, собирание, конституирование себя как нравственного субъекта. Это выстраивание особого рода практики со-бытий, посредством которой человек задаёт себе определённый тип бытия или образ жизни, который будет для него иметь ценность морального самостоя-ния, самоосуществления, самопреображения.

Этический курс выстроен как пластическая конструкция, которая учитывает современные философские, нравственные и психолого-педагогические взгляды на мир и человека. Программа курса охватывает следующие векторы взаимодействия человека и мира: человек и общество, человек и природа (Космос), человек и история, человек и мир человека, человек и Божественное начало.

Структура курса носит спиралевидную форму: сталкиваясь с одними и теми же проблемами во всё более усложняющихся контекстах (философских, исторических, религиозных и т. д.), ученики, переходя из класса в класс, расширяют и углубляют их понимание, обретают способность мыслить индивидуально, универсально и контекстуально. Например, тема «Альтруизм и эгоизм» разбивается в соответствии с возрастом учащихся на следующие вопросы-проблемы: Почему нельзя любить только себя? Почему себялюбивых людей не любят? В чём заключается опасность эгоизма? Почему «любящий только себя - погубит себя»? Нравственна ли любовь к самому себе? Верна ли философская формула альтруизма: «не как я хочу, а как ты хочешь»?

В содержательном аспекте этический курс основывается на следующих принципах.

Принцип монистичности. Каждое положение является истинным внутри какого-либо универсума рассуждений, поэтому необходимо отдавать отчёт, из каких исходных оснований, выбранной «системы координат», в контексте какой культурной парадигмы проводится подбор и исследование материала.

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принцип историчности. Принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: во-первых, рассмотрение идей и проблем в их развитии, во-вторых, рассмотрение их во взаимосвязи с другими идеями, в-третьих, постоянная проекция изучаемых проблем на современность.

Принцип целостности. Принцип помогает воссоздать общую картину, модель, идею курса, учитывая, что целое не является простой механической суммой частей, а есть единый организм. Принцип также учитывает, что культурно-нравственное бытие в своих изначальных истоках не дифференцируются, а есть единое синтетическое образование.

Принцип минимальной достаточности. Курс строится на как можно меньшем количестве исходных положений, проблем, категорий, которые способствуют такому развертыванию идей, чтобы своей совокупностью они охватили максимальное количество фактов. Данный принцип получил реализацию в известном методологическом нормативе - не умножай сущности без необходимости («бритва Оккама»).

Принцип диалога культур. Вечные вопросы о смысле жизни, «конечных причинах», о «начале начал» не поддаются экспериментальной проверке с помощью научных методов. На этических уроках спорят не только факты, но и различные убеждения, идеалы, формы веры. Поэтому нравственное воспитание школьников немыслимо без диалога мировоззрений, разумений, культур. Проблемы курса погружаются в диалоговое поле и рассматриваются с различных точек зрения. В диалог подключаются культуры, эпохи, мыслители, а также голоса учеников. Погружая проблему в диалоговое поле культур, школьники моделируют структуру, в которой возможно разрешение проблемы урока или ее более глубокая разработка.

Принцип плюрализма. В отличие от диалектики, которая выделяет, анализирует крайние точки зрения и взаимодействие между ними, плюрализм учитывает весь спектр взглядов между крайностями. Данный принцип исходит из позиции невозможности создания единственного универсального курса этики. Поэтому курс, при наличии инварианта, отчасти является лич-ностно ориентированным образованием, т.е. учитель может составить курс, учитывающий его духовные и профессиональные возможности, а также потребности и возможности конкретного класса.

Принцип открытости. Пластична и жизнеспособна лишь та конструкция, которая способна к заполнению «белых пятен», т.е. учитывает новую информацию. Принцип открытости отражает готовность курса творчески воспринимать и обобщать новые факты и явления в сфере морали и нравственности, отвечать на новые социальные вызовы.

Принцип интегративности. Данный принцип учитывает тот факт, что наиболее эффективное развитие человека совершается тогда, когда освоение информации осуществляется с помощью нескольких предметных языков. При этом усвоение информации

происходит на образно-эмоциональном, рационально-логическом и ценностно-смысловом уровнях.

Интегрированный курс структурирован на основе понятийных диад (например, «добро - зло») и триад (например, «свобода - рабство - необходимость»), образов культур и идеологий различных этических направлений (стоики, эпикурейцы и т.д.). Полноту формального охвата нравственного воспитания обеспечивают в первую очередь моральные понятия и категории, которые при насыщении их общечеловеческими и индивидуальными смыслами становятся для учащихся и ценностями. Моральные понятия и установленные связи между ними придают курсу, урокам устойчивость и завершённость. Поэтому при конструировании курса и модели урока учитываются следующие факторы.

1. Симметричность (понятия берутся в своих понятийных оппозициях: рациональное - иррациональное, конечное - бесконечное, добро - зло, временное -вечное и т. д.);

2. Иерархичность (понятия выстраиваются в определенной форме: последовательность, по матрице, концентрически и т.д., например, свобода - рабство -анархия - необходимость - ответственность);

3. Объёмность (подключение понятий, взглядов, идей, форм разумений различных эпох, что придаёт модели не только пространственную, но и вневременную устойчивость);

4. Гармоничность (приведение в соответствие и взаимообусловленность всех понятий относительно друг друга);

5. Целостность (введение и учёт основных понятий, сопряженных с центральным, без которых структура модели будет неполной);

6. Устойчивость (степень рефлексивного закрепления модели в сознании учащегося);

7. Пластичность (умение оперировать моделью, степень учёта моделью личностных модификаций в границах заданного модуля, возможность вбирания в себя новых фактов и в зависимости от этого частичная реконструкция модели в пределах заданного модуля);

8. Инвариантность (сохранение в модели устойчивого ядра, препятствующего размыванию модели и неподдающегося преобразованиям в рамках заданного модуля);

9. Спонтанность (порождение моделью новых проблем и вопросов, новой информации, решений, актуально заложенных в модели);

10. Лаконичность (модель отражена в удобных для понимания формах: портрет, рисунок, тезисы, таблица, диаграмма, символический знак и т. д.);

11. Диалогичность (ребята, понимая друг друга, в свободной форме ведут диалог, используя сконструированную модель);

12. Органичность (все структурные единицы модели приведены в гармоничное единство, всё лишнее, незадействованное в модели, отбрасывается или учитывается в следующей модели);

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

17

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

13. Жизненность (объяснение с помощью модели достаточного количества реальных фактов и проблем).

Программа курса стремится к полноте и завершённости. Это достигается тем, что в программу включены все основные нравственные законы, нормы, принципы, правила и категории. К обязательному инварианту относятся следующие законы и принципы:

• десять библейских заповедей (декалог);

• закон асимметрии (обязанность сильного по отношению к слабому);

• закон симметрии («золотое правило этики»);

• закон триединства (гармонии): «истина - добро - красота»;

• категорический императив И. Канта («поступай согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»);

• принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер);

• принцип выбора наименьшего зла (в обстоятельствах, когда выбор «чистых» средств затруднителен);

• принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

К негативным моральным законам и принципам отнесены следующие: «око за око, зуб за зуб», «война всех против всех», «цель оправдывает средства», «человек человеку волк» и др.

Текстовую основу этического курса составляют хрестоматии с 1 по 11 классы под общим названием «В мире этики», созданные для всех классов средней школы. Все данные хрестоматии существуют в книжном и электронном вариантах, поэтому учитель этики может любую хрестоматию в связи с конкретными воспитательными целями реконструировать и творчески восполнить.

Для этического курса очень важно, что существуют эпохальные тексты, в которых запечатлено само бытие культуры. Более того, историческая эпоха становится культурно значимой только тогда, когда она понимается не просто как совокупность текстов, но как одно целостное произведение, конкретным прообразом и воплощением которого являются тексты, имеющие общечеловеческую значимость: поэмы Гомера, диалоги Платона, Библия, Коран, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и т. д.

В лоне эпохальных текстов рождаются культурные образы эпох: Прометей, Эдип, Христос, Гамлет, Дон Кихот, Фауст, Андрей Болконский, Григорий Мелехов и др. Поэтому для уроков этики становится принципиальным тот факт, что они проводятся не только с использованием учебников, но и на основе подлинных текстов определенной культуры.

Если попытаться свести воедино основные, исходные идеи нравственной мудрости, которые обнаруживаются в мировой культуре, то их наберётся не так уж и много, и все они либо ведут свои истоки из народной мудрости, либо были высказаны древними мудрецами. Но дело здесь, конечно, не в заимствовании, а в существовании некоторых архетипов нравствен-

ной мудрости1, которые воспроизводятся в различные эпохи, в разных культурах, разными мыслителями независимо друг от друга. Тем самым, в хрестоматиях стало возможно заложить инвариантную культурно-нравственную основу.

Одной из важных задач хрестоматий является передача школьникам нравственной мудрости таким образом, чтобы и будучи взрослыми, они читали их с интересом, воспроизводя в личностном пространстве «голос детства», учитывая, что «голоса» различных периодов жизни человека сохраняются, самодостаточны, соприсутствуют друг с другом и ведут диалог о смысложизненных идеалах и ценностях2.

В хрестоматиях курса используются такие литературные жанры, как поучение, рассказ, басня, загадка, анекдот, миф, сказка, притча, философский роман, афоризм, поговорка, пословица, подобранные на определённую тему, а также те интегрированные притчевые миниатюры, которые создаются педагогами и учениками в процессе освоения этического курса. Главным критерием, по которым отбираются данные тексты, является наличие притчевого начала. Для этого должны присутствовать два главных признака, присущих притче - иносказание и поучительность. Данные тексты могут быть использованы не только на уроках этики, но и для самостоятельного чтения, и тогда они становятся для школьника своеобразным «самоучителем нравственности».

Основные идеи хрестоматий «В мире этики», обеспеченные соответствующими текстами, проходят через все классы школы. Для этого используются многоуровневые по смыслу универсальные притчи3, годные для всех возрастов. Именно в толкованиях одних и тех же притч в различных классах открывается специфика возрастов, прослеживается тенденция угасания или обогащения нравственных качеств.

Притягательная сила текстов, в которых проявлена притчевость, заключается в том, что это не просто развлекательные рассказы, побасенки и анекдоты, а своеобразные социально-психологические тесты, нравственные задачи, этические проблемы. Это и определяет их историческое долголетие, делает их актуальными на протяжении долгих лет. При этом притчевые тексты - полная противоположность любой идеологии с её диктатом и провозглашением истин в конечной инстанции.

Очень многие великие учёные и писатели в той или иной мере в своих высказываниях тяготели к афористичности и притчевости. Например, Пифагор гово-

1 «Архетипы», по К. Юнгу, - это «отражение постоянно повторяющегося опыта человечества».

2 Голоса различных периодов жизни человека несут в себе различные нравственно-этические установки: наивность, чистоту, оптимизм, романтизм, реализм, пессимизм, прагматизм, скептицизм, мудрость и т д. Поэтому очень важно удерживать их как целостную систему «сдержек и противовесов».

3 В Интернете существует сайт «Притчи», где каждый ученик или учитель может найти, например, буддийскую, христианскую, хасидскую, мусульманскую и другие притчи.

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

рил: «Всё есть число». Тем самым он устанавливал связь между всеми предметами мира, не только вещественными, но и духовными: между числом и истиной, числом и красотой, числом и добротой и т.д. А Л. Н. Толстой придумал следующий образ с использованием свойства дроби. Человек есть дробь: числитель - это совокупность достоинств, которые человек имеет, а знаменатель - это то, на сколько он свои достоинства оценивает, при этом гармония - это тот случай, когда дробь стремится к единице.

Этическому пониманию естественно-математических предметов способствует и тот факт, что многие основные научные понятия («число», «атом», «заряд», «свет», «притяжение», «жизнь», «точка», «множество», «пространство», «время» и т.д.) - это в современной науке нерешённые проблемы, которые можно постигнуть только благодаря образам, метафорам и символам, воссозданным в душе человека.

Вот как, например, были применены знания о квантах старшеклассниками на одном из уроков этики. Теория квантовых переходов отчасти объясняет процесс развития личности. Она развивается и поднимается на более высокий уровень тогда, когда пополняется дополнительной «энергией», «светом». Это происходит в процессе творческой деятельности, а также через взаимодействие с интересными людьми и произведениями культуры. И развитие это происходит скачкообразно в моменты понимания, изумления, озарения. Так возник этически ориентированный образ, который легко запоминается и несёт жизнеутверждающую функцию.

Конечно, в художественных текстах часто сразу видна их глубина, над текстами же естественных и точных наук требуется поработать: преломить их через внутренний мир, обогатить дополнительной исторической информацией, найти проблемность и парадоксальность в уже известном содержании, но в результате они также могут «заговорить» и раскрыть целое поле этических смыслов. В ходе нравственного воспитания школьников важно нащупать узловые проблемы, идеи, парадоксы и выразить их в форме притчевых миниатюр.

Свет звезды. Удивительно, но мы видим свет звезды, которая погасла или которой давно уже нет в просторах Вселенной. Так и человек - его нет, но его незримое присутствие ощущается ещё долгие годы1.

В ходе создания притчевых миниатюр индивидуальные образы развиваются и доводятся до необходимой степени философичности. Данные притчевые миниатюры, разработанные учителями и ребятами, присоединяются к хрестоматии «В мире этики» или добавляются в виде дополнительных приложений в электронной форме. Таким образом, притчевые миниатюры являются органичным результатом интегративных процессов в нравственном воспитании школьников.

1 Подобных притчевых миниатюр нами накоплены уже сотни.

В школе № 6 города Обнинска и других экспериментальных школах России существуют лаборатории по накоплению этически ориентированных текстов народов мира и созданию притчевых миниатюр. Каждый год в различных городах России проходят научно-практические межрегиональные семинары по нравственному воспитанию школьников, где учителя дают открытые занятия и обмениваются опытом. Одной из составляющих семинаров является деятельность по обмену этическими текстами.

Примечательно, что многие мыслители, такие как Пифагор, Платон, Кузанский, Декарт, Лейбниц, Паскаль, Ломоносов и многие другие на протяжении истории развития человечества ставили главной целью своих текстов духовно-нравственное совершенствование человека. Например, Декарт первоначально планировал своё сочинение «Рассуждение о методе» назвать так: «Проект Универсальной Науки, могущей возвысить нашу природу на высочайшую ступень совершенства».

Близкую предлагаемой «В мире этики» логику нравственных тем можно найти у Л.Н. Толстого в «Круге чтения» [2]. Лев Николаевич говорил: «Я не понимаю, как это люди не пользуются “Кругом чтения”? Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира?.. Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее войти в этот круг...» [5, т. 1, с. 10]

Великий писатель с помощью афоризмов, притч и высказываний мудрецов мира, включая в этот круг и свои тексты, разрабатывал следующие темы: бессмертие, благо, Бог, богатство, болезнь, брак, вера, взаимное служение, внушение, воздержание, возмездие, война, воспитание, гордость, дела, детство, добро, достоинство человека, дух, духовная природа, единение, женщина, заблуждение, закон, зло, знание, идеал, искусство, истина, лжеучение, любовь, милосердие, мудрость, мужество, наказание, насилие, настоящее, наука, одурманивание, осуждение, отечество, покаяние, прогресс, просвещение, простота, равенство, радость, разум, рост, самоотречение, самосовершенствование, свобода, семья, сила мысли, слово, служение, смерть, смирение, смысл жизни, соблазн, совесть, сострадание, спокойствие, справедливость, страдание, страсти, тайна, труд, тщеславие, уныние, усилие, устройство жизни, юродство и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт Л. Н. Толстого подсказывает, что не надо настаивать на том или ином сочетании подбираемых текстов,- всех устраивающий подбор осуществить невозможно. Каждый учитель создаёт свою творческую лабораторию, в которой конструирует ту или иную смысловую форму темы, близкую возрастным возможностям и нравственным устремлениям ребят.

Более того, каждый ученик стремится создать свою личностно ориентированную хрестоматию -«хрестоматию-блокнот» (электронную или книжную), в которую он может включать и свои индивидуаль-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

19

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ные тексты. Поэтому этические занятия призваны отыскать для каждого ученика свой «круг чтения», т. е. избранный круг мыслей, афоризмов, притч. При этом учитываются не только положительные, но и отрицательные стороны подобного избирательного подхода: человек должен принимать и понимать не только то, что соответствует его мировоззрению, но и «другое», «иное». Чтобы давать оценку чему-либо, он должен это понять, преломить через свой внутренний мир.

Для адекватной интерпретации текстов, созданных в разные исторические периоды, требуется более гибкое мышление, различные типы разумения и понимания. Поэтому особое значение в ходе освоения интегрированного курса приобретает не дискурсивное отношение к миру, а интуитивное, образное, метафорическое.

Хрестоматии «В мире этики» сориентированы на конкретных учащихся. Это достигается с помощью технологии пластического моделирования текстов, которая поддерживается нижеприведёнными условиями. Пластичность проявляется в вычленении общего смыслового поля текстов и включении его в диалог.

Как показывает практика, для учащихся значительную трудность представляет работа в режиме «я -текст», так как данный режим предполагает высокий уровень понимания текстов, когда диалоговое поле создаёт в основном сам ученик, подключая не только «текстовую память», но и значительные эмоционально-интеллектуальные ресурсы, что по понятным причинам доступно не всем.

Более педагогически оправданным является режим «я - диалоговое поле текстов». Суть работы данного режима хорошо выразил А. В. Хуторской: «Эффективна образовательная ситуация, когда ученику в качестве культурного аналога его творческого продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами. Возникает образовательная напряжённость, в результате которой ученик входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогающее вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях» [6, с. 283].

Диалоговое поле на уроках этики создаётся с помощью 5-8 текстов, которое инициирует работу диалогического сознания и мышления учеников, создаёт многочисленные смысловые взаимосвязи, метафорические отношения. При этом в подборке печатных текстов, предлагаемых ученикам, уже заложены механизмы по актуализации поля диалога между текстами.

Таким образом, в процессе диалога учеников и представленных текстов обнаруживается, что собственное понимание учащегося не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими точками зрения и, в свою очередь, обогащать других. Осознание этого служит ос-

новой стремления школьников к развитию рефлексии, стремления полагать разные равноправные позиции, организации собственного понимания среди других пониманий.

При этом печатный текст не доминирует в ходе диалога - он на втором плане, но в любой момент может быть актуализирован. Поэтому основой диалога является текст устный (письменный), живой голос, исходящий от ученика. В конечном итоге результаты работы по общению с людьми других культур реализуются в форме авторских ученических текстов, созданных во внутреннем диалоге с далёкими и близкими собеседниками.

Хрестоматийные тексты должны:

1. отбираться с учётом принципа «диалогики культур», т. е. быть из разных культур и желательно малыми по объёму;

2. включать в себя интересный сюжет или пластический образ, который содержит несколько смысловых интерпретаций;

3. способствовать развитию логического (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение, вывод) и образного мышления;

4. разрабатывать нравственную проблему, то или иное этическое понятие в «скрытой» форме, т. е. через сюжет, пластический образ, интерпретацию, намёк;

5. быть самодостаточными и стремиться к переходу в другой текст (близлежащий пластический образ);

6. соответствовать возрасту учащихся, быть выразительными, рельефными, «упругими», интеллектуально насыщенными, отвечать на актуальные вопросы и т.д.;

7. выстраивать единый текст курса этики, т. е. «кирпичики» текстов должны стремиться к слиянию в как бы общий, непрерывный рассказ («эпос»), единый этический Образ;

8. в своей совокупности представлять некое единое целое по всем главным компонентам нравственного воспитания;

9. подводить учащихся к этическим понятиям, которые он будет углублять в следующих классах;

10. становиться порождающими моделями, т. е. они должны инициировать нравственно-ориентированные состояния.

Итак, целенаправленное нравственное воспитание в современной школе возможно в ходе внедрения интегрированного этического курса с 1 по 11 классы, который, помимо знаний современной этики, органично использует этический потенциал, наработанный на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях. Интегрированный этический курс достаточно просто вписывается в предметную систему обучения, не нарушая традиционного характера деятельности педагога, более того, он существенно обогащает гуманитарную составляющую образовательного процесса. Создание этического курса и проведение уроков этики сочетается с определённым педагогическим новаторством:

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

соединение разнопредметного содержания приводит к расширению образовательного содержания, содействует сближению предметов, формированию целостного гуманистически ориентированного мировоззрения школьников, созданию оригинальных образовательных продуктов (притчевых миниатюр) и, в конечном итоге, способствует их нравственному воспитанию.

Литература

1. Клепиков В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников // Эксперимент и инновации в школе. №4. 2010.

2. Клепиков В.Н. «Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

3. Клепиков В.Н. Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №6.

4. Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. №9. 2008.

5. Толстой Л.Н. Круг чтения. В 2 т. М.: Политиздат, 1991.

6. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000.

J

Л

Петухова Тамара Веноровна

директор ГБОУ СОШ № 644 Попова Татьяна Григорьевна

зам. директора ГБОУ СОШ № 644 кандидат педагогических наук [email protected] г. Санкт-Петербург

о МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО на Формирование

ответственного выбора

Аннотация. В данной статье на основе реализации модели работы над исследовательской задачей (проблемой) авторы представили один из путей формирования ответственного выбора у обучающихся. Данную деятельность на основе представленной модели можно реализовать на различном образовательном поле: на уроке через разрешение предметных задач; во внеурочной деятельности через рассмотрение логических, комбинаторных и комбинаторно-логических задач (проблем), которые могут иметь практическую направленность.

Ключевые слова: ответственный выбор, индивидуальная траектория, исследовательский тип мышления, модель развития исследовательского типа мышления в процессе решения задач (проблем).

Одна из главных задач российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

С учетом основных направлений модернизации российского образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования [3,4], образовательной политики города в 2011 году в школе № 644 Санкт-Петербурга разработана программа развития, целью которой является: • удовлетворение потребностей граждан на получение доступного и качественного образования детей за счет

внедрения образовательных стандартов 2-го поколения;

• создание условий для выстраивания каждым учащимся индивидуального образовательного маршрута, с целью достижения планируемых личностных результатов.

Целенаправленная работа школы № 644 Санкт-Петербурга по внедрению инновационной программы «Успех», реализующей ФГОС первой ступени образования, авторов Н. Н. Нагайченко, Т. В. Петуховой опубликована в журнале «Эксперимент и инновации в школе» [5].

Представим одно из основных направлений по разработке инновационного продукта, которое, на наш

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.