МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика./ Г.А. Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992.- 254с.
3. Куликов Г.П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия: Дис....канд.психол. наук. / Г.П.Куликов. - М., 1997.-168с.
4. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности./Л.Н.Куликова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.315с.
5. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке./Х.И.Лийметс. - М.: Знание, 1975.- 64с.
6. Маслоу А.Г. Психология бытия./ А.Г.Маслоу. - Рефл-бук. Ваклер, 1997. - 301с.
7. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии./ С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997.- 426с.
8. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста./Ю.А.Самарин.//
Вестник высшей школы. - 1969. -№8.-С.16-21.
9. Хачатурян С.Л. Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения: Дис.... канд.пед.наук / С.Л.Хачатурян . - Таганрог, 1998.-186с.
10. Щедровицкий Г.П. Избранные труды./Г.П.Щедровицкий. - М., 1995.-С.320-350.
11. Щедровицкий Г.П. Языковое мышление и его анализ./ Г.П.Щедровицкий.//Вопросы языкознания. -1957. -№1. - С.56-72.
12. Cattel R. The scientific analysis of personality./ R.Cattel. - Baltimore, Maryland, 1965.
© Демина В.А., 2015
УДК 378.147.88
Н.Г. Егошина
К.пед. н, доцент,
А.Ю. Янаева,
Студентка IV курса Факультет иностранных языков Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СВЕТЕ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация
Статья содержит краткий обзор философских и педагогических идей по вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения. Автор рассматривает вопрос формирования нравственно-этической ориентации школьников средствами учебного предмета «иностранный язык» и иллюстрирует это на примере внедрения в образовательный процесс программы элективного курса, способствующего формированию нравственного сознания.
Abstract
The article contains a brief review of philosophic and pedagogical ideas on the issue of moral education of students. The author deals with this problem on the concrete example: the program of the elective course, introduced into the process of foreign language education and aimed at senior school students.
Ключевые слова
нравственное воспитание, нравстенно-этическая ориентация, моральное сознание, элективный курс,
английский язык
100
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Key words
moral education, moral conciseness, ethic orientation, elective course, foreign language
Именно этика должна служить основанием для определения цели воспитания (П. Наторп)
Процесс внедрения нового образовательного стандарта должен способствовать формированию у учеников средней школы познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных учебных действий. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую или нравстенно-этическую ориентацию учащихся, а именно: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и произвести личностный моральный выбор.
Исторический процесс нравственных исканий человечества был долог и не прост. Еще в 340-х годах до нашей эры Платон первым из мыслителей искал общее понятие добра. Он вывел этическое как нечто загадочное. Сократ, а за ним и Аристотель признавали идею о том, что этика - это жажда счастья. У Сенеки этика уже утрачивает свой эгоистический характер. Его мораль превращается в этику общечеловеческой любви. В эпоху Нового времени мораль направлена на миро и жизнеутверждение. П.А. Гольбах вывел теорию альтруизма из личностного эгоизма. Он полагал, что человек может быть счастлив лишь при условии, что будет заботиться о благе других. Гельвеций и Бентам считали, что этика - это результат личностного энтузиазма, к которому индивид побуждается обществом. Чтобы диктовать свои условия, общество должно упорядочить этические воззрения. Речь шла о создании своего рода «моральной арифметики». Английский философ Д. Юм признал принцип всеобщего блага высшим моральным принципом. Этика И. Канта полностью основана на чувстве долга и вытекает из стремления человека к самосовершенствованию. Идею прогрессирующего нравственного сознания выдвинул Э. Гартман. Он справедливо отмечал, что человек проходит ступени нравственного развития от примитивного индивидуалистически-эвдемонического морального принципа через авторитарную, эстетическую и разумную мораль к объективной морали - заботы о всеобщем благе.
Таким образом, этика фактически исследует логику действий человека в мире, где существуют ценности, в том числе и ценности абсолютные, не зависящие от конкретных обстоятельств, т.е. моральные. Главный выбор человека - моральный выбор - состоит в том, что человеку «приходится решать, не противоречат ли притягательные для него ценности каким-то интересам развития собственной личности и общества в целом» [7, с. 34]. В науке существует даже этический подход к изучению личности. Подобный подход в числе личностно-образующих признаков называет моральные качества [1, с. 10]. Моральные постулаты отражаются и закрепляются в моральном сознании личности. Развитие личности есть усвоение моральных норм, развитие способности действовать в соответствие с моральными законами, а также развитие способности и стремления к нравственному самовоспитанию и самосовершенствованию. Развитое моральное сознание служит основой для выработки моральной убежденности личности. И только тогда, когда «у человека выработана устойчивая ценностная ориентация на положительные нравственные ценности, можно говорить о моральной надежности личности» [4, с. 358].
Нравственное развитие личности есть результат двустороннего процесса, в котором активно взаимодействуют объект и субъект воспитания. Для оказания поддержки в нравственном строительстве и развитии личности воспитание приобретает новый компонент - аксиологический. Педагогическая деятельность переходит из разряда информативно-направляющей в разряд «создания тонких технологий востребования и извлечения нравственных ценностей» [5, с. 94]. С позиции аксиологии, этики учение рассматривается сегодня как процесс «ценностного самоопределения, интернализации моральных норм» [3, с. 93]. Как справедливо отмечают исследователи проблемы, создаются творческие объединения учителей, которые «берут на себя огромную работу по преобразованию программ с целью наполнения их нравственным началом» [6, с. 257]. Одной из научных целевых установок по достижению результативности в этом направлении деятельности должна стать работа по созданию научно-обоснованной методики
101
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
повышения уровня нравственных качеств личности обучающихся в процессе учебной деятельности, в частности в процессе иноязычного образования.
Авторами была разработана и реализуется программа нравственного воспитания в процессе проведения элективного курса «Истинный патриот - какой он?» (на английском языке) в рамках профильного образования старшеклассников. Данная программа связана с обновлением содержания базового образования предметной области «Иностранный язык» и основывается на первостепенном значении формирования российской идентичности, традиционных российских ценностей, моральнонравственных основ личности. Программа, безусловно, исходит из интересов учебного предмета «Английский язык», опирается на специфику его содержания и соответствует конечной цели -формирование коммуникативной компетенции учеников; решает ключевые задачи иноязычного образования, соответствует существующим дидактическим критериям. Вместе с тем, разработанная программа реализует идею формирования нравственного сознания подрастающей личности путем придания предметному содержанию нравственного императива и аксиологической оценки как основы для порождения личностного смысла и ценностно-смыслового регулятора поведения, в конечном счете. Ценностная ориентировка в ходе реализации программы осуществляется за счет включения в учебные занятия текстов морально-нравственного характера, этических бесед и диспутов, проблемных ситуаций нравственного выбора, моральных дилемм, ролевых игр [2].
Программа элективного курса «Истинный патриот - какой он?»
Тема занятия Форма проведения Кол-во часов
1. Патриотизм, его составляющие. Нравственность как основа патриотизма проблемная лекция 1
2. Основные понятия морали Чтение и обсуждение этического рассказа, басни, притчи; этическая беседа; дискуссия на морально-этическую тему, решение моральных дилемм 13
2.1 Добро и зло
2.2 Справедливость
2.3 Честность
2.4 Сочувствие, сострадание
2.5 Терпение, толерантность
2.6 Ответственность
2.7 Дружелюбие
2.8 Скромность, смирение
2.9 Верность, преданность
2.10 Почтительность, уважение
2.11 Понимание, чуткость
2.12 Мужество
2.13 Целеустремленность
3. Моральные отношения и нравственные ценности 10
3.1 Ценность жизни лекция в формате диалога с творческими заданиями
3.2 Ценность дома, семьи Тематический вечер, конкурс проектов-презентаций
3.3 Ценность Отечества Историческая викторина, исторический журнал, ценностная дискуссия
3.4 Ценность других людей Виртуальная экскурсия, дискуссия с элементами игры
3.5 Ценность природы Интеллектуальная игра, защита исследовательских проектов
3.6 Ценность труда Проблемная дискуссия
3.7 Ценность образования Лекция-практикум
3.8 Ценность исторического наследия, традиций Театральное представление
3.9 Ценность здоровья Коллективная дискуссия
3.10 Ценность творчества Игра-дискуссия с элементами драматизации
4. Культура нравственного поведения, самосовершенствование Игра-тренинг, ролевая игра 8
ИТОГО: 32 часа
Моральные дилеммы применяются в качестве одного из методов воспитания. Они формируют у детей способность к суждениям. Моральные дилеммы являются продуктивным средством развития
102
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
экзистенциальной сферы. Так, по каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Совместно обсуждение школьниками моральных дилемм предлагается проводить на основе разработанных вопросов, по которым учащиеся должны привести убедительные аргументы «за» и «против». Ученику при разрешении предложенной ситуации необходимо исследовать ее нравственную сущность и сделать моральный выбор, приняв взвешенное решение. Каждая дилемма должна:
• иметь отношение к реальной жизни школьников;
• быть незаконченной;
• включать два или более вопроса, наполненные нравственным содержанием;
• предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе «Как должен вести себя главный герой?»
Методику работы над моральными дилеммами можно представить на примере дилеммы о патриотизме (Тема 3.3 указанного элективного курса).
1. Учитель дает целевую установку классу: «Сегодня нам предстоит решить моральную дилемму на патриотическую тему. В последнее время появляется все больше людей, желающих уехать на постоянное место жительство за рубеж. Бытует мнение, что Россия - бесперспективная страна. Мне важно узнать ваше мнение через решение следующей проблемы».
2. Презентация дилеммы.
3. Разъяснение дилеммы. Итак, Вы прочитали текст о юном изобретателе из Республики Марий Эл М. Никитине, ученике одной из столичных школ, который выиграл престижный грант фонда Б. Холта. Фонд известен тем, что оказывает помощь талантливой молодежи и помогает получить образование в лучших университетах США. Осенью молодой человек уехал в Америку; в своем интервью перед отъездом он заметил, что после получения образования вряд ли вернется на родину. Он собирается продолжить работу в стране, которая, по его мнению, высоко ценит талантливых людей, предоставляет им все возможности для работы и дальнейшего развития и процветания. А теперь ответьте на ряд вопросов.
- В чем суть этой дилеммы?
- Как бы вы сами решили эту проблему? Кратко обоснуйте свои ответы.
4. Первичное принятие решения. А теперь прошу проголосовать за один из вариантов:
- Вы любите свою страну и считаете, что человек должен уметь реализовать себя там, где он родился.
- Вы считаете, что Россия - отсталая страна и при первой возможности уедете из нее.
Учащиеся голосуют. Учитель определяет патриотический настрой класса.
5. Воспитывающая ситуация.
- Прошу вас разделиться на микрогруппы, согласно выбранному варианту решения дилеммы. Взвесьте свой выбор, продумайте аргументы в его пользу. Один из вас выступит в защиту общего мнения.
- Выступление представителя группы.
- Дискуссия. Каждому выступающему задаются вопросы, контр-аргументы, на которые при желании может ответить любой член микрогруппы.
- Дополнительные вопросы учителя.
1) . Хотели бы вы уехать из страны?
2) . Нужны ли вы другой стране?
3) . Считаете ли вы Россию бесперспективной?
4) . Как вы думаете, наш жизненный успех зависит от нас или от страны, где мы родились?
5) . Любите ли вы страну, в которой родились?
6) . Как вы думаете, сможет ли Россия добиться мирового уважения, если мы сами не верим в ее возрождение?
7) . Согласны ли вы с пословицей «Где родился, там и пригодился»?
8) . Что мы можем сделать сами, чтобы было меньше желающих покинуть страну?
6. Окончательное принятие решения.
103
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
7. Заключение (социоморальная рефлексия). Учитель подводит итоги: «Итак, мы обсудили с
вами непростую дилемму. Я надеюсь, что выводы, к которым мы с вами пришли, помогли вам пересмотреть свое отношение к Родине. Мы не выбираем с вами страну, в которой родились, как не выбираем родителей. Не место красит человека, а человек место. Возможно, дискуссия помогла вам изменить свое мнение, но в любом случае я прошу вас подумать над этой проблемой наедине с самим собой».
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что рассмотренные выше образовательные технологии при регулярном использовании в процессе учебной и внеурочной деятельности, несомненно, способствуют достижению высоких личностных результатов, в частности обеспечивают формирование устойчивой положительной нравстенно-этической ориентации, что и предполагает вводимый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Список использованной литературы:
1. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.
2. Егошина, Н.Г. Нравственно-патриотический контекст иноязычного образования / Н.Г. Егошина// Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика [монография] - Москва: Изд-во «Перо», 2015. - С. 38 - 49.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/ И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
4. Кондрашов, В.А., Чичина, Е.А. Этика: История и теория. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 544 с.
5. Кульневич, С.В. Воспиттаельная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию/ С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 288 с.
6. Топенкова, М.М. социально-духовные ценности и экология сознания// Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 2. - С. 240 - 259.
7. Шрейдер, Ю.А. Этика. Введение в предмет. Уч. пособие для высш. учебных заведений/ Ю.А. Шрейдер. -М.: Текст, 1998. - 271 с.
© Н.Г. Егошина, А.Ю. Янаева, 2015
УДК 378.14
Ф.Н. Зиганшин
К.п.н., доцент
С.Ф. Зиганшина
Факультет педагогики Бирский филиал Башкирского государственного университета
г. Бирск. Российская Федерация
О ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обучения учащихся решению математических задач в свете их подготовки к государственному экзамену. При этом уделяется внимание реализации психологопедагогических закономерностей обучения школьников.
Ключевые слова
Обучение, математическая задача, умения и навыки, закономерности.
Проблема обучения учащихся решению задач является классической в преподавании математики в школе. Возникнув вместе с зарождением математики, она и сегодня сохраняет свою актуальность.
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по математике является одной из актуальных проблем преподавания математики в современной образовательной школе. Не обсуждая организационные аспекты проведения этого экзамена, остановимся на подготовке учащихся к нему. Учитывая, что итоговая аттестация
104