ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Вниманию читателей предлагается опыт применения методов ТРИЗ с целью формирования технологической компетентности на занятиях познавательного цикла у дошкольников.
Железнова Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук заведующий Д/С122 «Красное солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада» [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ
По материалам работы консультпункта для воспитателей
Ключевые слова: компетенция; компетентность; классификация; систематизация; базовая модель описания объекта
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010года одной из задач была поставлена - формирование ключевых компетентностей учащихся и детей дошкольного возраста в соответствии с их программными задачами.
Владение ключевыми компетенциями, а не эн-циклопедичность знаний, формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации человека в обществе. Эта проблема актуализировалась в связи с «запаздыванием» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению знаний в новых ситуациях.
Отсюда возникла необходимость в компетентност-но-ориентированном образовании, т.е. в специально направленном процессе на формирование универсальных способностей и поведенческих моделей в освоении новых знаний. Принципиальным отличием компетентностей от ЗУН является то, что освоив их, человек может применять этот результат образования в других видах деятельности (Е.А.Перелыгина, И.С.Фишман). Что же такое компетенция и компетентность?
Компетенция - это результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентность - рассматривается как результат образования, выражающийся в овладении детьми определённым набором (меню) социально востребованных способов деятельности, а также в опыте присвоения деятельности.
По классификации ключевых компетентностей дошкольников, (разработанных авторским коллективом
под руководством д.п.н. Дыбиной О.В.), в содержание технологической компетентности входит целый ряд умений:
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение принимать решения и использовать знания в различных жизненных ситуациях;
- умение находить способы действий и новые пути решения проблемы;
- умение понимать инструкцию, и, следуя алгоритму деятельности, планировать её этапы;
- умение находить составные части объекта и понимать, как они взаимодействуют между собой, их иерархию, обобщающие понятия;
- умение использовать способы преобразования: воссоздание, разложение на составляющие, аналогию, предвосхищение и др.
Особое значение для формирования технологической компетентности, начиная с дошкольного возраста, имеют навыки классификации и систематизации, как важнейших интеллектуальных действий человека.
Что же является сутью этих важнейших понятий?
Из великого множества формулировок выберем простейшие: классификация - это умение группировать объекты по сходству и различию их свойств и признаков.
Систематизация - это процесс сведения групп объектов к некоему единству с учетом их иерархии.
Понятно, что без классификации систематизация невозможна, т.к. прежде, чем установить некую взаимосвязь групп объектов как систему, необходимо эти группы определить.
К четвёртому году жизни практически каждый дошкольник осваивает наиболее доступные обобщаю-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
23
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
щие понятия, такие как: цветы, игрушки, книги, конфеты и некоторые другие.
К пяти годам дети свободно классифицируют объекты по таким обобщающим понятиям, как фрукты, овощи, мебель, посуда, одежда, обувь и т.д.
В старшем дошкольном возрасте дети не только способны классифицировать объекты по довольно широкому спектру признаков (по видовой принадлежности, цвету, форме, материалу, месту расположения, функции, съедобности, способу питания, размножения и др. - до20 признаков), но и выстраивать их в некие системы по 2-3 иерархиям, т.е - этажам.
Например:
понятие «транспорт» как система, включает в себя «виды транспорта» (наземный, воздушный, водный, - по среде использования,);
«подвиды транспорта» - (пассажирский, грузовой, специальный, легковой - по назначению);
И «разновидности» каждого «подвида» - (автобус, троллейбус, микроавтобус, трамвай, поезд, электричка метро, относящиеся к наземному, пассажирскому транспорту;
-самолёт, вертолёт, планер, дельтаплан, воздушный шар, - воздушный, пассажирский транспорт;
теплоход, парусник, лодка, катер, яхта - водный пассажирский транспорт и т.д, - по всем остальным подвидам и знакомым детям разновидностям транспорта.
В ТРИЗ - педагогике активно применяется целый ряд методов, способствующих формированию навыков классификации и систематизации. К ним относятся морфологический анализ в различных формах (мор-фтаблица, морфологическая дорожка, кольцо Луллия), системный подход и его подвиды (компонентный, структурный, функциональный и генетический), а также базовая модель описания объекта (Н.Н.Хоменко). Что же это за метод и в чем его преимущества ?
Базовая модель описания объекта - это некий алгоритм описания объекта, (явления, процесса, события), позволяющий изложить информацию о нём системно, логично, последовательно и полно.
Для взрослого человека она состоит из целого комплекса интеллектуальных умений и навыков:
Умение описывать Элемент (предмет, объект), как набор его свойств;
Умение описывать Элемент через его Признаки, которые имеют Имя и Значение: одно Имя и несколько различных Значений Признака;
(Например: у объекта, предмета есть Признак по Имени «Цвет», «Форма», «Размер», и ряд других. Но у Имени «Цвет» большое количество Значений - красный, синий, зелёный, желтый и т.д. )
Умение описывать процесс как Элемент;
Умение описывать Факт/ Событие как изменение Значения для одного и того же Имени признака: (Например: жатва, сбор урожая пшеницы - как факт, подтверждающий изменение значения в имени признака Зрелость зерна - зерно в почве - росток, колос, - молочная зрелость колоса, - спелый колос);
Умение описывать Явления или Объективные Законы Эволюции Систем элементов как причин и следствий нескольких фактов: одно следствие является причиной для следующего следствия, Например: изучение дикой природы показало, что у многих хищников снижается количество детёнышей в помёте, если год выдался засушливым, а недостаток растительной пищи для травоядных уменьшил их популяцию);
Умение видеть Законы эволюции, Явления, Следствия или Функции как результат взаимодействия нескольких элементов. Например: бурный рост количества промышленных предприятий и автотранспорта за последнее столетие резко повысили выбросы углекислотных соединений в атмосферу, - это привело к потеплению воздушных масс, что в свою очередь, вызывает быстрое таяние ледников Арктики и Антарктики. Это повышает уровень мирового океана, приводит к различным природным катаклизмам типа наводнение, ураганы, смерчи и т.д.
Умение видеть Функции Системы (или Элемента, объекта), как одно из его Свойств.
Умение описывать Систему как набор элементов, во взаимосвязи с подсистемой и надсистемой.
При первом знакомстве эти методы кажутся абсолютно недоступными для работы с дошкольниками. Однако, попытаемся разобраться и на конкретных примерах рассмотрим основные этапы работы.
Разработанный нами алгоритм состоит из пяти шагов. Он позволяет более четко и структурировано изучать информацию о любом объекте.
Базовая модель описания объекта
Понятие об объекте Объект как часть Разновидности объ- Основная и до пол- Причинно-следствен-
как системе ( Кто это основного обоб ща- екта (по форме, нительная функция, ные связи (что будет,
такой? Что это такое?) ющего понятия (над- цвету, рельефу, наз назначение (зачем если)
системы) и его со- начению, месту рас- объект нужен)
ставные части, т.е. положения и др.)
подсистема
24
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Алгоритм базовой модели описания универсален при изучении любого понятия и может использоваться как часть занятия или в качестве основы для дидактических игр. Его эффективность наиболее высока для познавательного и речевого развития, но, как метод может применяться в любом направлении детской деятельности. Начинать работу по данному алгоритму возможно уже с детьми младшей группы (без использования его пока в качестве опорного сигнала). А с 4,5-5 лет он абсолютно доступен для понимания дошкольников.
Приведём примеры:
1. Для детей 3-4 лет
1.1. Когда мы предлагаем ребёнку 3-4 лет рассказать об игрушке (допустим, мячике из меха), то он вполне в состоянии описать этот объект примерно так:
- Этот мячик - моя игрушка. ( Отвечаем на вопрос первого экрана - что это? Кто это? , определяется категория предмета - игрушка)
Он круглый, красного цвета, пушистый и лёгкий. (Отвечаем на вопрос третьего экрана).
Я его бросаю и он летит. (Четвёртый экран).
А когда на улице дождь, им нельзя играть, потому что он выпачкается (Пятый экран).
В этом примере пропущен второй экран, т.к. трёхлетнему ребёнку сложно определить строение мячика, найти его части (подсистемные признаки) .
1.2. Воспитатель рассматривает с детьми 3-4 лет кошку (живой объект или игрушку).
В. - Ребята, а кто это у меня сидит на руках?
- Это кошечка. Она живая (или игрушечная) - (первый экран - называем объект и объясняем, что это такое)
В. - А что есть у кошечки ?(второй экран, рассматриваем части тела или подсистемные признаки)
- У кошечки есть пушистый хвост, лапки, а на голове ушки, глаза и усы.
В. А посмотрите какое красивое, сильное, ловкое туловище у кошки !(Далее с учетом задач программного содержания можно рассмотреть шерстку, коготки, повадки и т.д.)
В. Ребята, кошечка - это животное. Она живет, дышит, растет.(второй экран, называем обобщающее понятие, или надсистему).
В. А как вы думаете, кошечки все одинаковые? Вот у нас здесь белая кошечка (третий экран - находим разновидности по цвету, пушистости шкурки, величине, т.е., доступные для понимания детей параметры).
- А у меня дома - черная.
- А у меня в пятнышках.
В.Значит, все кошки разные по цвету? (Дети подтверждают этот вывод)
Дальше сравниваются кошки и котята по величине, пушистости шкурок 2-3 разных кошек и тоже делается вывод.
В. А что умеет делать кошка? (четвёртый экран -выяснение функции или главного дела кошки)
- Кошечка ловит мышей.
- А ещё она любит играть с клубочком...
В. Вы любите играть с кошечкой?
- А если бы вдруг все кошечки исчезли, куда-нибудь убежали?(пятый экран - установление простейших причинно-следственных связей. Если дети затрудняются, воспитатель даёт ответ сам)
- Тогда бы стало много мышей,( чем больше вариантов ответов , тем лучше)
В. Да, ребята, кошки, как любое живое существо, приносят какую-то пользу, и их нужно беречь.
2. Для детей 4-5 лет
1. Тема: «Брюки».
Цель: расширение представлений об одежде, её назначении; формирование умения классифицировать её разновидности, выявлять причинно-следственные связи её использования.
1 экран - воспитатель предлагает фотографию, рисунок, иллюстрацию, на которых изображены брюки, (можно предварительно использовать загадку, пословицу и т.д.) и пытается сформулировать вместе с детьми понятие, отвечающее на вопрос - что такое брюки?
- Брюки - это вид одежды для нижней части тела. (Возможна любая другая формулировка. Она должна быть лаконичной , точной и сопоставимой с формулировкой словаря).
2 экран - воспитатель предлагает детям определить, из каких частей (штанины, пояс, застёжка, карманы, отделка) состоит данный объект (подсистема), и частью чего являются он является (надсистема по виду или месту расположения). Брюки - это часть одежды. По месту расположения может находиться в шкафу, в комоде, в магазине, и т.д
3 экран - воспитатель даёт возможность детям рассмотреть несколько брюк и определить, какие из них для детей или взрослых, для ношения в летний или зимний период, для мальчиков или девочек. Также брюки нужно сравнить по материалу и обязательно отметить выявленные отличия по его цвету и качеству. Таким образом, дети учатся классифицировать одежду по следующим признакам:
- возрастной и половой принадлежности;
- по сезонности;
- по качествам материала (тонкий, плотный, гладкий, легкий, стёганый, утеплённый , однотонный, разноцветный);
- по разновидностям ткани (шелк, шерсть, джинс, болоний, трикотаж).
При этом воспитатель обязательно акцентирует внимание детей на взаимосвязи качеств одежды с сезоном, половой принадлежностью и т.д.
4 экран - воспитатель объясняет детям, что каждый предмет зачем-то нужен и выполняет какую-то функцию - дело. Для чего нужны брюки? Что они делают?
Брюки нужны, чтобы нижняя часть тела была одета в одежду, не мешающую двигаться. (Провести эксперимент и сравнить, в чем удобнее выполнять разные движения - в юбке, завёрнутым в ткань
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
25
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
«типа сари», в платье, в сорочке и т.д. Обязательно сделать вывод).
Брюки закрывают ноги зимой от холода, в них удобнее ходить в поход, заниматься спортом, ездить на велосипеде, залезать по лестнице и др. Именно поэтому, брюки стали самой распространённой одеждой сейчас и для мужчин и для многих жещин.
5 экран Воспитатель предлагает детям на минуту представить, что:
- Вдруг, по какому-то волшебству, все брюки куда-то исчезли... В чем бы тогда стали ходить мужчины?
Или, у человека только одни брюки, но они промокли под дождём, - в чем пойти на работу?
Или на брюках оказалось пятно, а человеку нужно идти в гости ... Как можно быстро исправить ситуацию? Чем можно заменить брюки ?
Работа с причинно-следственными ситуациями не только развивает логическое мышление, обучает поиску приёмов разрешения проблем, но и способствует развитию связной речи, умению строить сложно-подчинённые предложения.
3. Для детей 5-6 лет
1. Тема: «Что мы знаем о собаках? »
Цель: Систематизировать представления де-
тей о собаках, обучая их классификации знаний о подвидах этих животных по разным признакам. Формировать чувствительность старших дошкольников к противоречиям и обучать способам их разрешения.
1 экран. Поскольку собака - широко распространённое и любимое многими детьми животное, то начать занятие (или игру) можно с обычных загадок о собаке или загадок, придуманных самими детьми по методу А. А. Нестеренко:
Не замок, а в дом не пустит,
Не домофон, а сигнал подаст,
Не стена, а от врага защитит,
Не человек, а дружить умеет.
Выслушав отгадку, воспитатель предлагает рассказать о собаках так, чтобы было всё очень интересно и понятно.
И, прежде всего, нужно дать понятие, т.е., ответить на вопрос: собака - это кто? (Собака - это домашнее животное, прирученное человеком из волков). После этого необходимо данное определение сравнить с тем, которое даётся в словаре.
2 экран. Безусловно, для детей старшего возраста не представляет никаких затруднений описать собаку, называя её части тела (подсистему).
С учетом зоны ближайшего развития, здесь необходимо задать несколько наводящих вопросов, побуждающих детей проявить широту кругозора :
- Как вы думаете, у кого нюх сильнее развит - у человека или собаки?
- А за счет чего собака так легко различает запахи?
- Собака - выносливое животное? Если да, то как это люди проверили?
- Умеют ли собаки плавать и что помогает некоторым из них делать это лучше других?
- Иногда на улицах я вижу собачек в пальто, вязаных кофточках. Как вы думаете, почему люди это делают?
Обсудив строение тела и основные свойства собак, необходимо выяснить с детьми, частью чего являются собаки?(надсистема по виду и месту).
Дети старшей группы знают, что собаки относятся к домашним животным (спросить, почему их так назвали, уточнить, где конкретно может жить собака).
С целью расширения представлений о надсисте-ме, т.е. обобщающих понятиях, выяснить у детей:
Почему собак относят к млекопитающим и всеядным, (разобрав этимологию этих слов)?
3 экран Переход к третьему экрану потребует от детей припомнить все известные им разновидности собак в соответствии с их отличительными признаками, т.е. классифицировать их:
- по размеру (крупные, обычные, карликовые);
- по характеру (бойцовские, собаки-компаньйоны, норные)
- по функциям (розыскные служебные собаки, водолазы, спасатели, сторожевые, декоративные, охотничьи, цирковые и т.д)
Все отмеченные разновидности собак необходимо вместе с детьми выстраивать в иерархическую систему, начиная с обобщающего понятия - затем виды в соответствии с классификацией по признакам, а затем конкретные породы собак, ( всего в этой структуре для старшего возраста должно быть не менее трёх этажей).
4 экран. Далее необходимо с детьми выяснить основную и дополнительные функции собаки.
Основной функцией всего живого является необходимость жить и воспроизводить потомство.
Все остальные функции - дополнительные, а в их ряду нужно выбрать более значимые для человека (охранная, защитная, розыскная, охотничья) и менее значимые.
Дети старшего дошкольного возраста не испытывают затруднений в процессе работы по оператору РВС (размер, время, стоимость), когда объекты сравниваются по степени значимости для человека в конкретных условиях.
Например: девушка очень любит и никогда не расстаётся со своим карликовым шпицем. Эта порода кажется ей лучшей в мире. Однако, в ситуации, когда к ней пристали хулиганы на улице, она очень пожалела, что её собака - не ротвейлер или не овчарка.
(Такие тренинги очень полезны для формирования понятия «точка зрения»).
5 экран. Упражнение детей в выявлении причинно-следственных связей возможно на примерах конкретных ситуаций, с которыми они сталкиваются довольно часто:
- Очень многие любят собак. Представьте, что в большом многоквартирном доме в каждой квартире живёт собака. Что в этом хорошего и плохого для людей и собак?
- И наоборот, представьте себе - поскольку в городах всё меньше остаётся скверов, площадок для выгула собак, и корм для них становится всё дороже, - то все горожане отказались держать собак. Чем такая ситуация хороша или плоха для человека? А для собак?
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
- Хозяин свою собаку очень любит, а убирать за нею не хочет. Кому при этом хорошо, а кому плохо?
Закончить работу над причинно-следственными связями можно неким выводом морально-этического содержания.
4 . Для детей 6-7 лет
4.1. Тема: «Снегопад как явление природы»
Цель: На основе базовой модели описания объекта систематизировать представления о снегопаде как явлении природы, упражняя детей в классификации знаний о снежных осадках и усвоении комплекса природных факторов с ними связанных, (температуры воздуха, степени влажности, интенсивности, силы ветра и др.)
Формировать умение старших дошкольников выявлять причинно-следственные связи экологического характера, (о влиянии снегопада на жизнь людей, и наоборот, о влиянии человека на образование снежных бурь и снегопадов в атмосфере).
ная облачность из тяжелых, низко идущих облаков серого цвета.
При этом температура воздуха приближается к нулю (или слабо морозная), в связи с чем снежные осадки несут в себе много влаги и представляют собой большие, снежные хлопья.
Во время снегопада отмечается безветрие.
Обобщающим понятием или надсистемой для «снегопада» - будет слово « осадки» ( в зимнее время года).
3 экран
Предлагаем детям ещё раз вспомнить разновидности осадков зимнего времени года по их признакам:
> по форме;
> степени влажности;
> степени интенсивности.
Закрепление этих знаний лучше сделать в виде небольшой морфтаблицы:
Признаки осадков Разно- видности осадков Форма осадков Степень влажности осадков, связанная с температурой воздуха Степень интенсивности осадков
Снежинки шестиконечные звёздочки невысокая, т.к. обычно выпадают при лёгком морозце средняя интенсивность
Снежные хлопья крупные, бесформенные образования из нескольких снежинок влажность высокая, т.к. почти ноль градусов очень высокая
Снежная крупа похожа на крупно смолотую манную крупу низкая влажность, т.к. крупа бывает при лёгком морозе высокая
Снег с дождем бесформенные, крупные снежные образования очень высокая, т.к. температура плюсовая и осадки, падая на землю, превращаются в жидкую кашицу очень высокая
Град ледяные шарики, величиной от 0,5 см до 2-3 см в диаметре средняя, легкий мороз очень высокая
Воспитывать экологическую грамотность и культуру.
1 экран. Рассматриваем снегопад как явление природы и предлагаем детям с высоким уровнем речевого развития «расшифровать» это слово, (оно состоит из двух слов - «падение снега»).
Всегда ли процесс выпадения снежных осадков называется снегопадом? Чем отличается легкий снежок, позёмка, метель, пурга, вьюга от снегопада?
лёгкий снежок - при ясной, солнечной, слабо морозной погоде;
позёмка - осадки в виде снега или «снежной крупы», стелющиеся при слабом ветре низко по земле обратить внимание на этимологию слова);
пурга, вьюга - снежные осадки при сильном ветре и морозе
Уточняем определение данного понятия -
«снегопад» - это активное выпадение крупных снежных осадков при безветренной , слабо морозной погоде, (сопоставляя формулировку со словарём).
2 экран Определив понятие «снегопада» как системы, вместе с детьми находим её подсистемные признаки, т.е. составные части.
На занятиях природоведческого цикла дети получили знания о том, что снегопаду предшествует плот-
4 экран Основной функцией снегопада является защита корней деревьев, кустарников, животных, живущих в норках, берлогах от морозов, а также увлажнение почвы в период весеннего таяния снегов для жизни растений.
Дополнительных функций снегопада множество, но это с точки зрения человека - украшение земли белым покрывалом, создание красивых природных пейзажей для художников и т.д.
5 экран Дети подготовительной группы с большим интересом рассматривают и самостоятельно моделируют различные ситуации проблемного характера о природных явлениях:
Представьте себе, что следующей зимой не будет ни одного снегопада!.. Что хорошего и плохого случится при этом? Как это скажется на растениях, животных, птицах, человеке?...
А если бы вдруг появился Волшебник Могутоль-ко, (выполняющий только одну функцию), который мог бы начинать снегопад и совершенно не умел бы его останавливать? Что хорошего и что плохого при этом случилось бы с людьми, животными, птицами, деревьями транспортом, различными предприятиями?...
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
27
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
А как вы думаете, влияет ли деятельность человека на количество осадков в природе? Чем мы вредим и помогаем природе?..
(Этот вопрос в качестве домашнего задания следует поручить для изучения 1-2 наиболее развитым детям и предложить озвучить его в конце занятия).
Вывод должен нацеливать детей на бережное, вдумчивое отношение к природе в любых её проявлениях.
Таким образом, применение базовой модели описания объекта, явления, процесса, позволяет решать ряд дидактических задач и формировать технологическую компетентность:
- Развивает любознательность, проблемное мышление на занятиях, в процессе бесед, игр, тренингов познавательного характера, где необходимо системно рассмотреть с детьми изучаемый материал.
- Формирует у детей классификационные навыки, умение действовать по алгоритму, строить законченное описание любого объекта по схеме:
- объект - это - (животное, растение, предмет, явление, процесс...) - присвоение категории;
- который - (к чему относится?) - обобщающее понятие
- и служит для чего? - (его функция, если это предмет);
Например: стол - это предмет мебели, на который можно поставить необходимые предметы для еды, письма;
- легковой автомобиль - это транспортное средство для перевозки людей;
- тигр - это дикое хищное животное из семейства кошачьих ;
- пылесос - это предмет бытовой техники для уборки помещений.
- Развивает логическое мышление, способность рассуждать, строить умозаключения, выводы и связную речь в работе с причинно-следственными связями.
- Требует от воспитателей более пристального внимания к работе с понятийным аппаратом (тезаурусом), к построению точных, лаконичных определений любого объекта.
- Создаёт для взрослых и детей потребность в использовании словарей, (и не только на занятиях по развитию речи или обучению грамоте).
- Работа с этимологией слова значительно расширяет словарный запас детей, прививает интерес к родной речи, делая речь самого ребёнка более образной и яркой, и повышая при этом её культуру.
В статье разрабатывается и демонстрируется технология создания ученических мини-текстов, которые становятся «кирпичиками» в формировании духовно-нравственного мира ребёнка, его целостного мировоззрения.
Клепиков Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории «Аксиологические основывоспитания» Института семьи и воспитания РАО, заместитель директора по инновационной работе, учитель этики и математики МОУ «Лицей» г. Обнинск Калужская область
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ИНТЕГРАТИВНЫХ МИНИ-ТЕКСТОВ
Как создать притчевую миниатюру, эссе и этюд?
Ключевые слова: духовно-нравственное совершенствование, мировоззрение, интегративный мини-текст, притчевая миниатюра, эссе, этюд, «узловые точки», образ, метафора.
В процессе духовно-нравственного воспитания
школьника очень важно выявить ценности, идеи, проблемы, образы и понятия, которые задают его целостное мировоззрение. Общеизвестно, что ничто так не подавляет творческих способностей человека, как знание большого количества верных, но разрозненных фактов. В этом случае его мировоззрение уподобляется мозаике.
Но дело не так безнадёжно, так как в любой информации существуют особые «узловые точки», или «монады», которые как бы собирают, стягивают информацию в единое целое и в круге которых на -блюдается более интенсивная духовно-нравственная жизнь. Такие точки и концентрируют в себе в неразрывном и интегрированном единстве те ценности (интеллектуальные, этические и эстетиче-
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010