Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (79) Том 1. ОКТЯБРЬ 2024 г. УДК 793.3
Волкова Ю.И.
педагог-хореограф Школа танцев «Вапсетав1егв» (г. Санкт-Петербург, Россия)
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ УЛИЧНОГО ТАНЦА: МЕТОДЫ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ
Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена тем, что многие хореографы в уличных стилях танцев не до конца понимают, как ставить конкурсные танцевальные номера так, чтобы их постановки выигрывали, были интересными, креативными и оставляли после себя вкусное «послевкусие», то есть оставались в умах зрителей и жюри долгое время.
В современном мире стали популярны уличные стили танцев такие, как хип-хоп, Дэнсхолл, брейк данс. Непосредственно в этих стилях я работаю, использую их в своей работе в создание хореографических композиций, нацеленных и направленных на выигрыш в международных и всероссийских танцевальных конкурсах.
На примере своих хореографических работ я хочу рассмотреть свои методики, принципы и композиционные приемы, дающих высокий результат на соревнованиях.
Ключевые слова: обучение танцам, методология построения, хореографические композиции, приемы постановки, стили танцев.
1. Методика преподавания. Педагогика.
Педагогика танца за последние десятилетие сильно изменилась. Это говорит о том, что современный педагог не только показывает, объясняет и обучает танцу, но он ещё является лидером и эффективным наставником для мотивирования и вовлечения своих учеников к танцевальному процессу.
«Важно, чтобы учителя танцев отвечали за прогресс учеников как танцовщиков (техника), как создателей танца (творчество) и как ценителей танца как формы искусства (понимание танца в обществе). Эти три категории
танцевального образования соответствуют стандартам Национальной танцевальной ассоциации (КОЛ) в области танцевального образования и стандартам КОЕО для обучения танцу в искусстве. Тенденция заключается в том, чтобы видеть связи между смыслами и результатами, творчески подходить к решению задач, принимать когнитивные риски и иметь дело с проблемами, когда они еще только возможны, а не когда они уже появились.
Преподаватель танца также должен решать социально-культурные проблемы и поддерживать культурную самобытность в танцевальном классе.
Таким образом, роль учителя заключается не просто в обучении танцевальных движений, а в сознательном руководстве с помощью навыков обучению танца. Педагог является связующим звеном между внешним и внутренним миром своего ученика. Насколько грамотно педагог сумеет выстроить структуру преподавания - педагогику, настолько ярче будет виден конечный результат ученика или коллектива в целом.
Методы и приемы.
Различные методы преподавания обеспечивают в полной мере выполнение задач тренировочного процесса и должны соответствовать педагогическим требованиям.
В любом случае педагог является творческой личностью и имеет право на разработку своих рабочих педагогических методов и приемов.
Моей основной целью является сформировать и организовать тренировочный процесс так, чтобы я, как хореограф-постановщик, смогла получить наилучший результат в проделанной работе в коллективе в кратчайшие сроки.
Ниже я приведу примеры методологии, которые использую на своих занятиях.
Метод наглядности и объяснения.
Этот метод помогает донести танцевальную информацию ученикам в 3О картинке:
1) Наглядно показать. То есть, я показываю движение, а ученик зрительно запоминает его и пробует его исполнить. Соприкосновение через зрение.
2) Восприятие. Затем я объясняю, но через некую ассоциацию с этим движением. Таким образом ученику будет проще запомнить и прочувствовать движение, так как в его голове рождается образ этого движения через восприятие.
3) Чувствование. Я не только показываю движение технически, рассказываю про ассоциативные связи с этим движением, но и объясняю, что ученик чувствует при выполнении этого движения. Накладываем на движение ощущения и чувства.
Метод 3О может работает в любой хореографической постановке, в отдельном танцевальном куске или комбинации.
Метод повторения и систематики.
Этот метод закрепляет у ученика полученные знания, навыки и умения в процессе обучения.
Данный метод необходим для всех учеников и несёт очень важную составляющую всего тренировочного процесса и способствует эффективности конечного результата.
Для возникновения стабильных условно- рефлекторных связей в нервной системе необходимо многократное влияние раздражителя, что приводит к закреплению временных функциональных связей. Иными словами, повторение и выполнение одного действия ведет к правильному запоминаю движений, формированию мышечной памяти и подвижного мышечного скелета, что способствует эффективности конечного результата.
Движение запоминается и повторяется, с каждым разом повторения движений эффект выполнения будет улучшаться.
Этот метод я использую всегда и везде. Это универсальное средство для создания постановки, проведения мастер класса, или регулярного урока.
Метод всесторонности.
На основе этого метода я соприкасаюсь с пластом физических процессов учеников. Это повышение всестороннего развития опорно-двигательного аппарата, нарабатываемыми и выполняющими движениями разной сложности
В этом методе я применяю: подкачку всех частей тела, отжимания, выпрыгивания, бёрпи, упражнения на пресс, стретчинг, а также растяжку, динамику и статику упражнений, расслабление мышц.
Эффектность этого метода помогает ученику обрести здоровое сильное тело, и обрести все навыки для более технического и правильного выполнения движений.
Я считаю этот метод одним из самых главных в преподавании танцев. Педагог обязательно должен внести его в свою программу обучения.
Если ученик имеет дряблое и слабое тело, то ему будет сложно выполнить поставленные задачи педагога.
Метод сознательности и активности.
Необходимо понимать, что осознание целей и задач, как для педагога, так и для ученика имеют решающую роль в эффективных тренировках.
Это значит, что если цель педагога -довести учеников до победы, то и цель учеников должна быть - победить.
Нет смысла работать с теми, у кого цель не соответствует вашей или совсем противоположная.
Например, вы хотите выводить учеников на конкурсы, а ваши ученики танцуют у вас только потому, что хотят провести классно время и пообщаться. Цели и ценности разные. Результат будет не тем, который вы для себя определили.
Работайте с теми учениками, которым будет актуально ваше направление мыслей, идей и целей. Либо пробуйте замотивировать и зарядить нынешних учеников так, чтобы они захотели быть с вами на одной волне.
Этот метод еще подразумевает о глубине ваших занятий.
Если вы умеете и можете увлечь ученика, то и его активность на занятиях будет более глубокая и осмысленная.
Тем самым он будет внимателен к усвоению нового материала и активен к повторению заученного. Ученик понимает системность и нацелен на свой танцевальный рост.
Мой совет для всех педагогов: общайтесь со своими учениками. Не монологом, как вы привыкли, а искренне вопрошая и слушая их ответы.
Интересуйтесь их целями, реализациями, творческими идеями, чего хотят, чего бояться.
Разговаривайте и обсуждайте общие рабочие моменты. Это очень сильно объединяет и вдохновляет с обеих сторон.
Вы станете ближе к ним и узнаете лучше своих учеников.
2. Принципы постановки и композиционные приемы.
Любая танцевальная постановка состоит из ряда обязательных компонентов, к которым относят драматургию (содержание), музыку, хореографический текст (движения, жестикуляция, позы, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), костюмы, декорации.
Все компоненты связаны между собой и позволяют решить главную задачу - выразить мысль постановщика, увидеть эмоциональное состояние танцовщиков, их владение своим телом, командную работу, посыл, креативность и новизну. На примере моей постановки "American boy" команды Why not mom's я рассмотрю драматургию детально.
Драматургия.
Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека. Согласно этому закону, танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении пять частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка!
В моей постановке "American boy" следовал сюжет, одноименный тесту песни. Молодая и красивая девушка мечтала встретить Американского молодого парня, который бы её увоз с собой в Америку.
В моей постановке участвовало 7 девушек и герой, непосредственно американский парень, участвующий в одном эпизодическом моменте.
Экспозиция.
Назначение экспозиции - это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая танцующих, понимают, что перед ними люди определенной национальности, живущие или жившие в определенную эпоху.
Мои исполнительницы были одеты в черные короткие плащи, у них были повязаны платки на голову в русском стиле и надеты черные солнечные очки. У солистки в руках была балалайка. Музыкальным сопровождением стала популярная песня «Американ бой» группы Комбинации с 1990 годов - очень яркая и запоминающая.
Танцующие девушки, разместившись в определенном рисунке, начинают непосредственно танец. С первых нот они исполняют сценически народные движения, гармонизирующее с музыкальным произведением, завлекав вниманием зрителя с первых же нот. Уже в начале я сделала крючки для повышения внимания:
1) Внешний вид и костюмы.
Кто эти девушки? Возникает вопрос у зрителя. Они выглядят загадочно в платках, в плащах и солнечных очках.
2) Музыка. Необычная и цепляющая с самых первых аккордов. Хочется услышать продолжение и текст песни.
3) Движения. Как хореограф современных уличных стилей, я специально на начало номера взяла нетипичные для меня движения, движения из русских народных танцев для того, чтобы зацепить внимание зрителя методом новизны и креативности.
Завязка.
В завязке они делают более сложные движения, рисунки. Зритель видит динамику раскрытия темы, также чувствуется возрастающий интерес к танцующих, как хорошо владеющих стилем танца и к их эмоциональной наполненности,
По стилистике можно определить какой стиль девушки танцуют.
Это женский Дэнсхолл с элементами вакинга и леди стайл.
Становиться интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.
Развитие.
Развитие танца, как и его завязка, определяются замыслом и содержанием хореографического произведения. Оно не обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация непременно перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады, как бы возвращающие назад с целью накопления средств для последующего взлета на более высокую ступень.
В моей постановке развитие шло по нарастающей. Смена рисунков, комбинаций, изменения положений танцовщиц в пространстве (ракурсы тела), изменения уровня пространства (деда и сидя).
Во время движения девушки снимают неожиданно и очень музыкально свои плащи, оказавшись в белых обтягивающих футболка и ярких шортах. К тому же, в этот момент я ввела в сценическое действие Американ боя, красивого парня. который статно прошелся по сцене, при этом забрав плащи у танцовщиц.
Это действие привлекло за собой неожиданность и эмоциональное удивление для зрителя. Специально сделала такой крючок в середине номера для того, чтобы оживить эмоции зрителя и показать новый сценический образ танцовщиц для большей задержки внимания.
Кульминация.
Кульминация - это вершина музыкально-хореографического действия, подготовленная экспозицией, завязкой и развитием действия.
Акцент я сделала на креативные интересные рисунки (перемещения, построения), акцентированную музыкальную хореографию, движения, мимику и эмоциональную наполненность танцовщиц. Тем самым, я специально приковала внимание зрителя к постановке. Что дальше?
Развязка.
Развязка должна логически вытекать из всего хода танцевального
действия, быть подготовленной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку. Если развязка не была подготовлена всем логическим развитием произведения от экспозиции до кульминации, то танцевальное сочинение невозможно считать завершенным.
Моя развязка заключалась в том, чтобы показать через хореографию и эмоциональную составляющую танцовщиц, что девушки так и не осуществили свою мечту. Они не уехали заграницу, никто их не забрал, их мечты остались только мечтами. В постановке этот момент я обыграла следующем образом: солистка взяла обратно балалайку и возвратилась на свое исходное место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. NDEO Standards for Learning and Teaching Dance in the Arts: Ages 5-18 (Andrzejewski, 2009, p. 18);
2. Педагогика. учебник под ред. Л.П. Крившенко -М.: Проспект, 2010;
3. Богданов Г.Ф., Кирилов А.П. Учебно-методическое пособие по композиции и постановке танца
Volkova Yu.I.
Dance School «Dancemasters» (St. Petersburg, Russia)
TECHNOLOGY OF CREATING CHOREOGRAPHIC
COMPOSITIONS USING VOCABULARY OF STREET DANCE: METHODS AND COMPOSITIONAL TECHNIQUES
Abstract: the relevance of this article is due to the fact that many choreographers in street dance styles do notfully understand how to stage competitive dance numbers so that their productions win, are interesting, creative and leave behind a delicious "aftertaste", that is, they remain in the minds of the audience and the jury for a long time.
Street dance styles such as hip-hop, Dancehall, and break dancing have become popular in the modern world. I work directly in these styles, I use them in my work to create choreographic compositions aimed and aimed at winning international and All-Russian dance competitions.
Using the example of my choreographic works, I want to consider my methods, principles and compositional techniques that give high results in competitions.
Keywords: dance training, construction methodology, choreographic compositions, staging techniques, dance styles.