УДК 159.9.07
Файзуллаева Елена Дмитриевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии педагогического факультета, Томский государственный педагогический университет, elenfaiz@mail.ru, Томск
технология совместной деятельности в системе
«взрослый - ребенок - ребенок»
Аннотация. В статье описана специфика организации взаимодействия взрослых и детей в виде совместной деятельности по решению образовательных задач. Выделены этапы совместной деятельности взрослого (В) и ребенка (Р) в системах «В - Р» (взрослый - один ребенок), «В - Р - Р» (взрослый - два ребенка, подгруппа детей), «Р - Р» (самостоятельная игра детей) по решению интеллектуальной задачи с использованием дидактических игр-пособий, определяющему появление различных образовательных результатов. В качестве основного образовательного результата выделяется субъектность как интегративная характеристика человека.
Ключевые слова: дошкольное образование, совместная деятельность, совмещенная психологическая система «Взрослый - Ребенок», субъектность, «человеческое в человеке».
Дошкольное образование рассматривается нами как управляемый процесс решения задач воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия, организуемых взрослыми (педагогами и родителями) с целью достижения конкретных образовательных результатов, влияющих на становление «человеческого в человеке», которое определяется сознательными и деятельными формами жизни человека в социуме [3; 6; 7]. Сознательность (осмысленность) и деятельность (активность) заложены в такое интегративное качество человека, как субъектность.
Субъектность взрослого в образовании определяется его активной и ответственной позицией в передаче культурного наследия человечества ребенку посредством организации его познавательной деятельности. Субъектность ребенка в воспитательно-образовательном процессе определяется его активностью в освоении культурного опыта, направленностью на познание мира и себя в нем при помощи взрослого, его посредничества между миром ребенка и культурой.
Определение взрослого и ребенка в качестве субъектов образования показывает их взаимосвязность. Формами подобной связи выступают совместная деятельность и общение взрослого и ребенка, запускающие процессы самоорганизации и саморазвития.
Для образования ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым, именно в ней формируются все специфически человеческие образовательные результа-
ты (освоение значений слов, открытие функций предметов, объектов, понимание их назначений, постижение смыслов явлений, ситуаций, приобщение к общечеловеческим ценностям, т. е. всего, что обозначается как «человеческое в человеке»).
С целью достижения качества образовательного процесса и достижения его системности и целостности нами была разработана технология совместной деятельности. Методологическим основанием представляемой технологии является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского [1]. В процессе взаимодействия взрослого и ребенка складывается совмещенная психологическая система «Взрослый - Ребенок», которая имеет свою динамику развития [11]. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Эти действия образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности со взрослым закономерно растет с возрастом. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной деятельности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности.
Отметим два, на наш взгляд, важных аспекта этой совместности. Первый заключается в том, что при обучении детей совместной деятельности взрослый высту-
пает посредником, который демонстрирует поведенческую и вербальную модель, «выращивает» систему знаков, которые становятся опорой для конструктивного взаимодействия ребенка с другими детьми. Второй аспект обсуждаемого вопроса связан с тем, что на ранних этапах развития ребенка происходит выделение позиции другого как отличной от своей; согласование в совместной деятельности своей роли и роли другого; перестройка своих действий с учетом действий партнера [4; 5].
Рассмотрим на примере совместной деятельности взрослого (В) и ребенка (Р) по решению интеллектуальной задачи с использованием дидактической игры-пособия этапность, определяющую появление различных образовательных результатов. Взаимодействие субъектов происходит в системах «В - Р» (взрослый - один ребенок), «В - Р - Р» (взрослый - два ребенка, подгруппа детей), «Р - Р» (самостоятельная игра детей).
1-й этап осуществляется в системе «В - Р». Взрослый знакомит ребенка с игровым пособием. Дает ему возможность потрогать, рассмотреть, изучить каждую деталь. При необходимости взрослый отвечает на вопросы ребенка, побуждая его перейти к активному освоению пособия, удовлетворяя не только любопытство к новому предмету, но и познавательную потребность. В связи с этим взрослый демонстрирует функциональные возможности игрового пособия. Задавая вопросы, создавая проблемные ситуации разного уровня сложности, взрослый вовлекает ребенка в поисковую деятельность. В процессе взаимодействия взрослый знакомит ребенка с игровыми правилами и организует деятельностные пробы.
На этом этапе ребенок занимает позиции «исследователя», «ученика», «игрока». Задача взрослого на данном этапе - ввести в опыт ребенка игровые действия, предусмотренные данным пособием. Взаимодействуя в паре со взрослым, ребенок усваивает игровые правила и правила пользования данным игровым пособием. Кроме того, взрослый предоставляет ребенку возможность самостоятельно использовать игровое пособие, ставя конкретные задачи.
2-й этап осуществляется в системе «В - Р - Р». Совместная деятельность осу-
ществляется взрослым и двумя или несколькими детьми (количество игроков-пользователей игрового пособия предусматривается игровым правилом). Взрослый организует сотрудничество с двумя детьми. Возможны следующие варианты включения детей во взаимодействие.
1. Один ребенок уже имеет опыт использования данного пособия, умеет выполнять задания разных видов и уровней. Второй ребенок недостаточно опытен. Первый ребенок в этом случае становится в позицию «наставника» и при участии взрослого оказывает посильную помощь товарищу, если возникает такая необходимость.
2. Оба ребенка довольно опытны в пользовании данного пособия. Взрослый помогает им наладить сотрудничество. В этом случае взрослый помогает организовать коммуникацию между детьми: установить первый контакт, договориться об очередности, согласовать интересы с учетом желаний обоих игроков, проговариваются правила, инструкции. Затем взрослый организует пробы, в процессе которых доля его участия постепенно уменьшается. Взрослый может оказывать помощь при необходимости - выступать в роли арбитра или помощника, консультанта.
На этом этапе ребенок занимает позиции «игрока», «партнера», «наставника», «помощника». Задача взрослого на данном этапе - ввести в опыт ребенка, помимо игровых действий, действия социальные, направленные на развитие сотрудничества у детей и умение делать одно дело сообща, развитие понимания того, что индивидуальный вклад обогащает общее дело и влияет на общий результат.
3-й этап осуществляется в системе «Р - Р». Совместная деятельность осуществляется двумя или несколькими детьми самостоятельно (количество игроков-пользователей игрового пособия предусматривается игровым правилом). Дети пользуются игровыми пособиями самостоятельно. При необходимости обращаются к взрослому за разъяснениями или в спорных ситуациях. На этом этапе дети могут занимать все выше обозначенные позиции: «игрока», «партнера», «помощника», а также «учителя», «наставника», «ведущего», «организатора игры».
Опишем систему совместной занимательной деятельности, которая была реализована в практике ряда дошкольных образовательных учреждений г. Томска.
Обучение детей совместной деятельности первоначально организуется как серия занятий с двумя детьми и взрослым (психологом или педагогом) [9]. Задача каждого занятия состоит во введении в опыт каждого ребенка определенных социальных действий: до-говаривание, согласование желаний, интересов, соблюдение очередности, оказание помощи товарищу при выполнении задания. Также в процессе занятий дети попадают в ситуации выбора.
Взрослый демонстрирует детям культурные формы адекватного взаимодействия, показывает и разъясняет конструктивные способы взаимодействия, направляет детей на эффективное взаимодействие, основанного на учете не только своих интересов и желаний, но и интересов и желаний другого ребенка.
Сначала дети просто попадают в общее пространство, при этом выполняют задания индивидуально. В дальнейшем задача усложняется - пространство деятельности становится общим, и задание становится общим. Это требует от детей усвоения определенных способов совместного действия, которые им и показывает взрослый. При этом дети попадают в проблемную для них ситуацию. С одной стороны, ребенку интересно то, что предлагает взрослый (интересная игра), с другой стороны, ребенку необходимо выполнить определенные условия, только при соблюдении которых возможна игровая деятельность.
В организованном таким образом взаимодействии ребенок вынужден искать новые способы, т. к. старые, сложившиеся поведенческие стереотипы (отобрать, всегда быть первым, используя свою силу, или всегда уступать более сильному, пожаловаться на другого ребенка, подраться и т. п.) в новых условиях оказываются неприемлемыми в силу выдвигаемых взрослым условий взаимодействия. Этот момент способствует обращенности ребенка на взрослого, т. к. именно взрослый является носителем культурных норм и образцов эффективного взаимодействия. Принимая предложенные и продемонстрированные взрослым культур-
ные формы эффективного взаимодействия, ребенок получает новый социальный опыт.
Под руководством и контролем взрослого им отрабатываются и закрепляются новые социальные действия. В течение ряда занятий одно и то же действие отыгрывается с разными партнерами. Тем самым ребенок получает возможность взаимодействия с разными партнерами, благодаря чему возможна смена его позиций в совместной деятельности (ведущий - ведомый, активный - пассивный, лидер - подчиненный -равноправный). В итоге происходит обогащение социального опыта ребенка.
В дальнейшем полученный опыт закрепляется другими взрослыми в повседневной практике, в обыденной жизни детей. Взрослый организует ситуации совместной деятельности посредством предложений совместных игр, совместного выполнения заданий на занятиях, групповых работ. Внедряет проектные виды деятельности, требующие от детей применения конкретных социальных умений (умения договориться, согласовать свои интересы и желания, умения уступить, распределить обязанности, выполнять вместе одно дело на общей территории и пр.).
Описание совместной деятельности.
Занятие 1.
1. В игре участвуют взрослый и два ребенка. Взрослый показывает детям несколько пособий. Пособия разложены на отдельном столе. Он предлагает каждому ребенку выбрать для себя пособие. Дети подходят и выбирают каждый для себя. Затем они садятся за стол и начинают выполнять индивидуальные задания, осуществляя виды деятельности, предусмотренные данным пособием.
2. Как правило, кто-то из детей выполняет свое задание быстрее, а кто-то испытывает затруднения. (Либо следует подбирать пары детей таким образом, чтобы один из них был более умелым в данном виде деятельности). Тогда взрослый обращает внимание более успешного ребенка на то, что его товарищ испытывает затруднения. Либо на обращение менее успешного ребенка по поводу того, что у него не получается, взрослый адресует обращение за помощью к более успешному ребенку. Он говорит: «Посмотри, (называет ребенка по имени), твой товарищ (имя другого ребенка), не может
справиться. Давай ему поможем». Взрослый организует взаимодействие детей путем инициирования их обращений друг к другу, вопросов о характере помощи, согласования действий друг друга с использованием культурных речевых форм («Тебе показать?.. Разреши, я тебе помогу... Тебе нужно подсказать?.. и т. п.»). Взрослый следит за тем, чтобы успешный ребёнок направлял действия товарища, оказывал ему посильную помощь, а не собирал вместо него его картинку. После того как работа закончена, взрослый хвалит обоих детей за то, что они успешно выполнили задание. Отмечает то, что один из ребят оказывал помощь своему товарищу, хвалит его за это. Он также хвалит и другого ребенка за то, что он конструктивно принимал эту помощь.
3. Взрослый предлагает ребятам выбрать новое пособие для себя. Дети выбирают и занимаются ими. Если возникает необходимость, то взрослый вновь организует взаимодействие детей по оказанию помощи менее успешному ребенку. В конце занятия взрослый хвалит детей за то, что они хорошо выполняли задания и помогали друг другу.
Комментарий: в данном виде совместной деятельности каждый ребенок выполняет индивидуально свое задание, но находятся они рядом, сидя за одним столом. Таким образом, в поле зрения ребенка находится его товарищ. Взрослый расположен напротив детей, он осуществляет контроль, следя за выполнением их действий, координацию их совместных действий в случае оказания помощи менее успешному ребенку. Так же осуществляются занятия 2 и 3, с условием, что меняются партнеры детей таким образом, чтобы каждый ребёнок побывал в роли менее успешного, более успешного и равноправного партнера.
Занятие 4.
1. В игре участвуют взрослый и два ребенка. Взрослый предлагает детям выбрать два пособия. Он спрашивает у каждого о том, какое пособие он бы предпочел. Если дети выбирают разные, то взрослый дает им их, и дети начинают самостоятельно играть. Если же возникли «наложения», т. е. оба ребёнка одновременно решили использовать одно и то же пособие, то взрослый предлагает им договориться об очередности и выбрать один из культурных способов мирного
решения этой проблемы: 1 - один из ребят уступает другому и берет себе второе пособие, а после они обмениваются; 2 - по счи-талочке определяем того, кто первым будет играть с этим пособием, соответственно другому достается второе, а затем меняемся; 3 - одновременно вместе пользуемся одним пособием, а потом также играем совместно и со вторым.
Дети определяются со способом выбора. В дальнейшем взрослый координирует действия детей в зависимости оттого, что они выберут.
Если дети выбирают индивидуальную деятельность, то занятие проводится так же, как занятия 1-3. Если дети выбирают совместную деятельность, то взрослый помогает им определиться с очередностью теми же способами (уступить, по считалоч-ке). Затем он координирует действия детей, осуществляет контроль за соблюдением очередности, согласованности их действий при сборе одной картинки.
2. Если дети выполняли задание индивидуально, то взрослый предлагает детям обменяться пособиями. После этого дети продолжают работу над заданием индивидуально. В случае необходимости оказания помощи взрослый организует взаимодействие детей аналогично тому, как это происходило на занятиях 1-3.
Если дети выбрали изначально совместную деятельность, то взрослый сценирует вторую часть занятия таким же образом, как и первую часть.
Комментарий: в данном виде совместной деятельности каждый ребенок имеет возможность выполнять задание индивидуально или совместно с другим ребенком. Дети находятся рядом, сидя за одним столом. В зависимости от того, какой выбор сделают дети, взрослый сценирует дальнейшее их взаимодействие.
Занятия 5 и 6 проводятся аналогично, при этом происходит смена партнеров, которые подбираются таким образом, чтобы дети могли попасть в ситуацию разного выбора и осуществления разных сценариев взаимодействия.
Занятие 7.
1. В игре участвуют взрослый и два ребенка. Взрослый предлагает детям использовать одно пособие вдвоем, при этом он говорит
детям об условии: выполнять одно задание совместно. Дети определяются с выбором деталей, которыми они будут пользоваться. Пособие располагается посередине стола. Дети начинают выполнять задание сообща. Взрослый следит за тем, чтобы дети выполняли свои действия точно в соответствии с заданием, учитывая действия другого и очередность, поощряет их похвалой. Когда дети выполнили собственные необходимые в рамках задания действия, взрослый обращает внимание на то, что они работали сообща, обсуждает совместно с ними их участие в общем деле.
Так дети совместно выполняют несколько заданий, предусмотренных игровым пособием. Взрослый все меньше направляет их действия, наблюдая за выполнением задания. В конце совместной деятельности хвалит ребят за то, что они так дружно вместе играли, друг другу уступали.
Комментарий: в данном виде совместной деятельности ребенку приходится выполнять заданное условие: пользоваться одним пособием вместе с товарищем, а не одному, как он привык и уже хорошо умеет это делать. Еще одно условие - соблюдение очередности, которое обязывает ребенка сдерживаться от выполнения действия одному, игнорируя товарища. Взрослый одинаково относится к детям как к равноправным партнерам, поддерживая и хваля обоих. Он всячески поощряет выполнение очередности детьми, их внимательное отношение к тому, что делает партнер, проявление заинтересованности в действиях товарища и в том, чтобы общее задание было выполнено правильно. Если у одного из детей возникают затруднения, то взрослый помогает ему наводящими вопросами, обращается с предложением помочь, предлагает другому ребенку помочь товарищу.
Подобным образом проводятся последующие 8-е и 9-е игровые занятия с детьми. Пары детей-партнеров меняются. Таким образом, у ребенка расширяется опыт взаимодействия с разными детьми (лидирующими, более активными или, наоборот, более пассивными; старше по возрасту или младше).
Занятие 10.
1. В занимательной деятельности участвуют 3-4 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает детям выбрать пособия для игры.
На столе лежат пособия разного вида. Взрослый сообщает детям, что им надо выбрать одно для того, чтобы сделать совместно одно задание.
Дети подходят к столу и определяются с выбором пособия. При необходимости взрослый помогает им - напоминает о культурных формах согласования интересов: каждый из детей говорит о своих предпочтениях, все участники занятия выслушивают каждого, потом ребята договариваются, при этом либо кто-то уступает, либо используют считалочку, либо голосуют.
2. Когда ребята определились с выбором пособия, они располагаются за столом или на коврике. Затем они договариваются о том, какое задание они будут выполнять. При этом используются отмеченные нами культурные формы согласования интересов: голосование, считалочка.
3. Когда задание определено и дети приступают к деятельности, задача взрослого состоит в наблюдении за действиями детей, оказании им содействия при возникновении спорных моментов. Взрослый при необходимости осуществляет координирование действий детей, следит за тем, чтобы все дети участвовали в выполнении общего задания, чтобы каждый мог проявить себя в совместной деятельности.
Комментарий: данное занятие требует от детей соблюдения ряда условий: согласования интересов всех участников игрового занятия и соблюдение принятых договоренностей. Осуществляется освоение детьми культурных форм освоения интересов.
Занятия 11 и 12 сценируются аналогично. Партнеры подбираются таким образом, чтобы каждый ребенок побывал в роли активного, пассивного, равноправного партнера по игре.
С занятия 13 количество партнеров постепенно увеличивается. Для этих целей используются разнообразные игровые пособия.
На следующем этапе в свободной игровой деятельности взрослый предлагает детям игры, подразумевающие согласование действий, выбор ведущего или первого ходящего, скоординированность действий, выполнение игровых условий и правил (например, игры-ходилки, досуговые игры, в которых игроки поочередно выполняют необходимое действие, совместное конструирование и т. п.).
В процессе свободной игровой деятельности дети осуществляют ряд действий, проявляющих их субъектность: выбор игровых пособий для самостоятельной игры; выбор партнера, партнеров для совместной игры; выбор сюжета игры; согласование интересов, желаний игроков; распределение обязанностей, ролей среди участников игры; соблюдение очередности при выполнении игровых заданий; согласование действий участников игры; оказание помощи товарищу, испытывающему затруднения при выполнении игрового задания; обращение за информацией, помощью к взрослому в случае необходимости.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Психология развития человека: сб. статей. - М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. -1136 с.
2. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 17-26.
3. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т. - Томск: ТГУ, 2005. - 172 с.
4. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психическое развитие дошкольника в свете идей Л. С. Выгот-
ского // Психологические проблемы воспитания и обучения. - Минск, 1990. - Вып. 10. - С. 22-29.
5. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 64-76.
6. Слободчиков В. И, Исаеа В. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 3-17.
7. Слободчиков В. И., Исаев В. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
8. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 5-14.
9. Файзуллаева Е. Д. Организация совместных видов деятельности детей как условие становления субъектного (личностного) отношения к Другому // Психолог в детском саду. - 2009. -№ 4. - С. 77-91.
10. Файзуллаева Е. Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Томск, 2010. - 279 с.
11. Файзуллаева Е. Д. Особенности совместной деятельности взрослого и ребенка на разных этапах онтогенеза // Детский сад от А до Я. -2013. - № 3. - С. 44-52.
12. Якобсон С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М.: НИИОП АПН, 1976. - С. 41-59.
13. Child Development / ed. by N. J. Salkind. -New York: Macmillan Reference USA, 2002. - 487 p.
Fayzullaeva Elena Dmitrievna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the of the Department of Preschool Education and Speech Therapy Faculty of Education, Tomsk State Pedagogical University, elenfaiz@mail.ru, Tomsk
the technology of cooperative work in the "adult-child-child" paradigm
Abstract. The article describes the specificity of the interaction between adult and children in joint activities to solve educational problems. The author describes stages of joint activity of the adult (A) and a child (CH) in the systems "A - Ch." (adult and one child), "A - Ch. - Ch." (adult and two children, or the group of children), "Ch. - Ch." (individual work of .children) while solving intellectual tasks with the use of didactic games-manuals, defining the appearance of different educational results. As the primary educational outcome subjectivity stands out as an integrative characteristic of a person.
Keywords: preschool education, joint activities, combined psychological system "Adult - Child" subjectivity, "the human in man".
Поступила в редакцию 17.04.2015