ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373. 2 .02 (14. 23.09)
Т. А. Токарева
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИГРОВОЙ ОБЩИЙ КРУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируются образовательные ресурсы реализации общего эмоционально-игрового круга как формы организации совместной образовательной деятельности в предшкольном образовании и при подготовке детей к школе. Показано, что общий эмоционально-игровой круг способствует эмоционально-коммуникативной вовлеченности детей в совместную деятельность, обеспечивает эмоциональный настрой на образовательную деятельность, способствует становлению самостоятельности и инициативности дошкольников в рамках целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: предшкольное образование, формы организации, совместная образовательная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, открытое совместное действие.
В указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» констатируется, что основной проблемой доступности дошкольного образования является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Здесь же говорится о необходимости развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и взрослого, развитие негосударственного сектора. Приоритетом является повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. При этом основной задачей обозначается реализация доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
В последние годы в Томске, как и во многих городах России, сложилась критическая ситуация по предоставлению детям качественного дошкольного образования. Объясняется это элементарной нехваткой детских садов. А ведь подготовка ребенка к школе преимущественно возлагается на муниципальные дошкольные учреждения (МДОО) города. Непосещение ребенком групп МДОО приводит к затруднению выравнивания стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. При этом речь идет не о «выравнивании» детей по сумме освоенных ими знаний и умений, а об обеспечении каждому ребенку, независимо от места его проживания и принадлежности к определенной социальной группе, возможности подготовиться к школьному образованию.
В соответствии с решением коллегии департамента общего образования администрации Томской области от 22.08.2006 «О проекте Программы эксперимента по организации предшкольного образования в общеобразовательных учреждениях Томской области на 2006-2009 гг.», вступила в действие экспериментальная программа введения предшкольного образования на базе общеобразовательных учреждений: в общеобразовательных школах с 1 сентября 2006 г. открылись первые предшкольные группы. С 1 сентября 2008 г. в 23 общеобразовательных учреждениях г. Томска были открыты группы дошкольного образования, а в 2009/10 учебном году такие группы открылись уже в 38 школах. В 2013/14 учебном году в 43 общеобразовательных учреждениях г. Томска планировалось функционирование групп дошкольного образования [1]. Но некоторые из них не состоялись из-за очень малого количества желающих, хотя численность первоклассников значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом. Согласно статистическим данным, общая численность детей Сибирского федерального округа 1 184 767. Численность детей, охваченных дошкольным образованием на 01.10.2014, 769 889. Детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях, на 01.10.2014 было 92 036 [2].
Департамент образования администрации г. Томска предлагает родителям следующие варианты образовательных организаций:
- группы кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
- группы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях;
- группы для детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО в учреждениях дополнительного образования детей;
- частные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Вариативность форм организации детей обеспечивает комплексное выполнение социального заказа на качественную, доступную и эффективную подготовку всех социальных групп дошкольников, в том числе и не посещающих ДОО [3].
Содержание работы в различных дошкольных организациях не должно иметь принципиальных различий, но должно строиться на основе научных знаний об особенностях развития детей рассматриваемой возрастной группы. В современной системе образования детей шестилетнего возраста сформировалась и устойчиво поддерживается тенденция формирования школьно значимых знаний, умений, навыков в ущерб самоценности дошкольного детства [4]. При этом у 35-40 % из них не развита мелкая моторика, у 60 % - устная речь. У 70 % первоклассников не сформировано умение организовать свою деятельность.
Игра, как основной вид деятельности, перестала быть преобладающей в дошкольных и предшколь-ных группах. Во многом упростили работу педагогам учебно-методические комплексы (УМК), но при этом они усложнили игровую жизнь детей, так как большую часть занятия дети находятся за столами, выполняя задания в рабочих тетрадях УМК. Получается, что содержание образовательной деятельности на занятии подстраивается под уже кем-то заданную группу задач, не оставляя вариантов для проявления мастерства и творчества педагога.
Необходимость изменения системы работы с детьми дошкольного возраста признана и государством. Свидетельством тому стал один из основных документом для организации образовательной деятельности, в том числе и при подготовке детей к школьному обучению: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. Стандартом установлены целевые ориентиры этапа завершения дошкольного образования. В ходе реализации нового ФГОС актуальным становится формирование внутренней позиции обучающегося [5]. Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральным институтом развития образования» представлен двадцать один проект примерных основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Да-
леко не все ставят приоритетной задачей создание условий для реализации свободы выбора ребенком. На наш взгляд, такую возможность наиболее продуктивно дает совместная деятельность, под которой понимается организация активного взаимодействия детей и взрослых, находящихся в одном пространстве, которое создает благоприятную возможность для обмена суждениями, действиями, эмоциями, предложениями, рассуждениями и т. п. Совместная деятельность не стихийна, это организованный процесс, но дающий возможность быть ее организатором не только взрослому педагогу, но и маленьким ее участникам. В начальной школе имеется инновационный опыт образовательных программ с учетом концепции педагогики совместной деятельности Г. Н. Прозументовой [6, 7] и концепции построения открытого совместного действия С. И. Поздеевой [8, 9], где обозначена необходимость изменения качества совместной деятельности для формирования социально-коммуникативных умений. Опыт организации совместной деятельности в начальной школе, где совместная образовательная деятельность является ценностным ориентиром содержания начального образования, а открытое совместное действие рассматривается как его единица, значим для построения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие педагога и детей, когда дети участвуют и влияют на совместную образовательную деятельность, и есть открытое совместное действие [10]. В открытом совместном действии возможны порождение и реализация инициатив, когда дети предлагают, пробуют, реализуют, оформляют, помогают, выбирают и т. п. Педагог не только организует, но и равно участвует в совместной деятельности, дети занимают значимо влиятельную позицию участников. Важной при таком построении деятельности является эмоционально-коммуникативная вовлеченность ребенка, под которой понимается не только готовность и желание ребенка воспринять взрослого и принять его предложения, но и проявление интереса к общению со взрослыми и детьми. Задача педагога - создать условия проявления такой инициативы и желания.
Одна из возможных форм воспитательно-образовательной деятельности, в которой созданы такие условия, является общий эмоционально-игровой круг, позволяющий организовать эмоционально позитивное погружение в образовательный процесс. Под общим эмоционально-игровым кругом мы понимаем такую форму организации совместной деятельности детей и взрослых, которая позволяет создать ситуацию эмоционально позитивного погружения в образовательный процесс. Он предполагает создание инициативно-позитивной атмосферы общения. Кроме того, детям предоставляется возмож-
ность рассказать об увиденном, о своих чувствах, переживаниях, радостях, высказывать свое мнение, т. е. развиваются рефлексивные способности детей. Такая форма организации активно развивает как диалогическую, так и монологическую речь детей. В процессе общения дети учатся вести диалог, построенный по определенной теме, высказываться последовательно, доказательно, грамматически правильно и выразительно использовать голосовые средства. Данная форма требует объединения детей в круг: это можно сделать, сидя на ковре или став в круг лицом друг к другу. Круг позволяет быть всем равными участниками, педагог пространственно находится вместе с детьми, а не изолированно, при этом дети видят педагога и всех детей группы, что способствует реализации общения. Круг - это сплоченность, совместность, значимость коллектива как единого целого. Места должно быть достаточно, чтобы сесть или встать удобно. Важно, чтобы педагог слушал и слышал детей, давая каждому ребенку понять, что тот заслуживает внимания, что он интересен и значим для окружающих. Это дает возможность организовать эмоционально позитивное погружение в образовательный процесс, вовлечь детей в совместную деятельность, педагогу стать в позицию консультанта, помощника.
В процессе проведения детям предлагаются разнообразные игры. Выбор игр из уже знакомых предоставляется самим ребятам. Кроме того, дети выбирают считалочку (такая возможность в порядке условной очередности предоставляется каждому ребенку) и с помощью считалочки назначают ведущего той или иной игры. При этом дети не просто играют, а выполняют действия, цель которых - развитие пространственной ориентировки, развитие внимания, эмоций, ориентировки тела в пространстве, математических представлений, творческого воображения, движения под текст, упражнения на развитие мелкой и общей моторики. Подбираются задания на развитие речевого аппарата и произносительной стороны речи, использование скороговорок и чистоговорок позволяет совершенствовать устную речь детей, способствует развитию фонематического слуха. Подобранные задания активизируют умственную деятельность, развивают творческое воображение. Во время проведения педагог подсказывает, как выполнять упражнения, по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Пример проведения эмоционально-игрового круга с детьми в предшкольном классе.
1. Эмоционально-доверительная беседа. Цель: снятие напряжения, создание эмоционально-положительного доверительного отношения к сверстникам и педагогам при обсуждении своих переживаний и впечатлений.
Приветствие: дети здороваются друг с другом, взрослым и Дружком (мягкая игрушка).
Пример: - Что означает слово здравствуйте? (пожелать друг другу здоровья); а как еще можно поздороваться? (привет, добрый день, добрый вечер).
С помощью передачи игрушки по кругу дети считают в прямом и обратном порядке, перечисляют дни недели, месяцы, времена года и т. п.; взрослый называет числа, дни недели в порядке общей очередности. Все участники рассказывают друг другу об интересных новых событиях, произошедших с ними с прошлой встречи. Педагог вместе с детьми делится своими переживаниями, что дает возможность обозначить взрослому свое равенство с детьми, через понимание того, что и взрослый тоже переживает эмоции, но общение с детьми для него значимо и очень приятно.
Пример реплики педагога: Я очень устала, у меня сломалась машина, я долго и трудно добиралась до школы, но, увидев вас, я забыла про все неприятности. Рада вас видеть и очень хочу, чтобы вы оставались радостными и успешными.
Пример реплик детей:
Андрюша Н.: Мы с мамой купили новую куртку, а еще у меня скоро будет день рождения.
Семен М.: Я научился сегодня в садике делать кораблик, и сегодня к нам придет мой друг Паша.
Ярослав В.: Я сегодня пришел в школу, и мы с Вами встретились, а еще что наступила весна, и скоро будет лето.
Дети говорят добрые пожелания всей группе или индивидуально ребенку, у которого может быть плохое настроение в начале занятия для его улучшения.
Матвей В.: Я желаю, чтобы у Андрюши все было хорошо, чтобы он слушался маму и папу, здоровья и хорошего настроения.
Настя М.: Я желаю здоровья, хорошего настроения, и пусть Андрюша улыбнется, чтобы все хорошо было.
В ходе таких бесед мы не случайно затрагиваем позитивные события. К началу беседы кто-то из детей испытывает переживания от неудач, конфликтов со сверстниками, непонимания взрослых. Но во время беседы учится находить простые позитивные события жизни. Задача педагога - создать особые ситуации участия для развития и дальнейшей реализации умения открыто обсуждать переживания и впечатления.
На этом этапе уместен комплекс упражнений (релаксационные, дыхательные упражнения, элементы артикуляционной гимнастики, театрализации). Например, упражнение «Морщинки». Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох (носом) -выдох (ртом), вдох - выдох. Широко улыбнитесь
своему соседу справа, а теперь соседу слева. Губки трубочкой, мы стали маленькими слониками с хоботками. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь. Наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох - выдох, вдох - выдох. Молодцы!
Эмоционально-доверительная беседа способствует знакомству друг с другом, налаживанию первых контактов, дает возможность делиться с педагогом и со сверстниками своими радостями и трудностями, дети учатся пользоваться культурными формами привлечения внимания, обсуждать произошедшую ситуацию, избегать конфликтных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, уважать, объяснять свое поведение, спрашивать другого о его желании, уступать, делиться игрушками, уметь угостить, способствует получению опыта участия в коллективном обсуждении.
2. Совместные игры. Цель: настроить и вовлечь детей в активную совместную образовательную деятельность через игру.
Проводятся подвижные игры, направленные на решение следующих задач:
а) социально-коммуникативного развития: активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
б) речевого развития: развитие речевого аппарата и произносительной стороны речи, совершенствование устной речи детей, развитие фонематического слуха;
в) познавательного развития: развития пространственной ориентировки, развития внимания, эмоций, ориентировки тела в пространстве, математических представлений, творческого воображения;
г) физического развития: движения под текст, развитие мелкой и общей моторики;
д) художественно-эстетического развития: развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Примеры развивающих игр в общем круге
Игра называется..
«Паучок»
Цели
Развитие мелкой моторики кистей рук, умения согласовывать движения с проговариваемым художественным текстом
Содержание
Соединив указательный палец правой руки с мизинцем левой (внизу), одновременно соединив указательный левый с мизинцем правой (вверху), удержать статически. Соединять и разъединять пальцы рук под текст: «Паучок все вверх ползет, паутинку он плетет, паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька, паутинка рвется, мотылек смеется»_
«Полслова за вами»
«Дед Мазай и зайцы» (пантомима)
«Колокольчики»
«Ухо-нос»
«Опиши
по памяти»
Развитие речи
дошкольников, пополнение словарного запаса, развитие фонематического слуха
Развитие внимания наблюдательности, речи, театрализация (перевоплощаться в предметы, животных, людей, занимающихся той или иной
деятельностью,
изображая все с помощью
пластики, мимики, жестов)_
Поиск звонких согласных в словах, произносимых педагогом
Развитие внимания, ориентация в пространстве и собственном теле
Развитие зрительного внимания и памяти
Педагог произносит начало слова (название предмета), дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций
С помощью считалки дети выбирают Мазая. Мазай остается один, а остальные договариваются, в кого они превратятся. Дети изображают определенный «образ». Дед Мазай должен догадаться и сразу догнать «зайцев», которые убегают в свой домик, очерченный мелом на полу. Кто первым пойман, становится Мазаем
Слова лучше подбирать по лексическим темам. При произнесении педагогом слова со звонким согласным звуком дети звонят в колокольчики. Можно предложить изображать звенящий колокольчик или поднять картинку с изображенным на ней колокольчиком
По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос, «плечи» - за плечи, «колени» - за колени и т. п. Педагог совместно с детьми выполняет действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки. Команды даются вразбивку и в разном темпе
На короткое время показывается детям игрушка или картинка, а затем они по памяти отвечают на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была?
В ходе реализации «Игралочки» (так дети называют этот этап) педагог создает условия, в ко-
торых дети учатся взаимодействию: парному, групповому, фронтальному. Взрослый, как и дети, в различных статусах участвует в играх и счита-лочках, давая детям возможность проявить инициативу и ее реализовать, но по необходимости контролирует и незаметно для детей направляет игровую деятельность, оставаясь равным ее участником.
3. Переход от игровой деятельности и пространства к учебно-игровой. Цель: организация эмоционально позитивного перехода из одной предметно-пространственной среды в другую.
Дети переходят в класс, выполняя различные дидактические задания: сосчитать, сколько цветочных горшков в холле школы, тихо сказать об этом педагогу и зайти в класс, с правой ноги; дотронуться правой рукой до деревянного предмета и зайти в класс, взявшись за руки в количестве больше двух, но меньше четырех; построиться в количестве больше одного, но меньше трех, и зайти в класс с левой ноги, ласково назвав друг друга по имени. Для создания ситуации затруднительной неопределенности педагог предлагает задания «с подвохом». Например: сосчитать то, чего нет. Для ситуации инициативы учит самостоятельно придумывать задания. Сам педагог заходит в класс, также выполнив задание. Далее образовательная деятельность продолжается в пространстве классной комнаты.
Таким образом, можно выделить следующие характеристики общего эмоционально-игрового круга как формы организации совместной образовательной деятельности, который является:
- общим для всех участников деятельности, где педагогу необходимо организовать благоприятное инициативное пространство, создать ситуацию вовлечения, совместного планирования, выполнения, рефлексирования. При этом выслушивать и предлагать детям что-то от себя, но выбор оставлять за ними;
- эмоциональным в положительно-доверительном отношении: при обсуждении своих переживаний, впечатлений сверстниками и педагогом; при становлении в позиции: лидера, исполнителя, партнера; при переходе из одной предметно-пространственной среды в другую. Педагог является равным участником, при этом создающим условия для возникновения особой эмоционально-положительной ситуации;
- игровым с учетом ведущего вида деятельности для развития дошкольника. Педагог через игровую деятельность создает ситуации, в которых дети учатся взаимодействию: парному, групповому, фронтальному. При этом решаются задачи развития: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического. Взрослый через игру активизирует мышление, воображение и поисковую деятельность детей; вводит в игру элементы проблемно-сти, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений.
Все это позволяет строить открытое взаимодействие педагога и ребенка, которое обеспечивает инициативную, эмоционально положительную вовлеченность и влияние всех участников на совместную деятельность.
Список литературы
1. Официальный портал МО «Город Томск»: база данных содержит сведения о группах дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях г. Томска . URL: http://www.admm . tomsk ,ru/pgs/1ow
2 . Федеральный сайт Дошкольное образование: база данных содержит статистические данные общей численности детей Сибирского
федерального округа . URL: http:// eo .edu . ru/site . htm?content=charts__map&canton=5
3 . Казаков Г . М . Предшкольное образование детей в ДОУ . Формы организации и примеры игровых занятий . М . : Аркти, 2007 . 204 с .
4 . Урбанская М . В . Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образо-
вания: дис .... канд . пед . наук . СПб ., 2010 . 211 с .
5 . Буравлева Н . А. , Грицкевич Н . К . Личностное развитие дошкольников школьников в условиях реализации федерального государствен-
ного образовательного стандарта нового поколения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 1 (142) . С . 21-26 .
6 . Прозументова Г . Н . Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной
деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / под ред Г Н Прозументовой Томск: Дельтаплан, 2002 .С .4-16 .
7 . Прозументова Г . Н . Образование субъекта совместной деятельности - проблема изменения содержания образования в школе // Школа
совместной деятельности: изменение содержания образования в развивающейся школе . Кн . 3 / под ред . Г . Н . Прозументовой, Е . Н . Ковалевской . Томск: UFO-press, 2001.136 с.
8 . Поздеева С . И . Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн . Томского гос . пед . ун-та
(TSPU Bulletin) . 2012 . Вып . 4 (119) . С . 198-202 .
9 . Поздеева С . И . Начальная школа - пространство совместной деятельности // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2003. Вып .
2 (34) . С . 58-67 .
10 . Поздеева С . И . Открытое совместное действие педагога и ребенка как образовательная инновация // Переход к открытому образовательному пространству: коллективная монография / под ред . Г. Н . Прозументовой . Ч . 2 . Типологизация образовательных инноваций . Томск: Изд-во ТГУ, 2009 . С . 213-241.
Токарева Т. А., ст. преподаватель, аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.12.2014.
Т. А. Tokareva
EMOTIONAL AND GAME GENERAL RANGE AS A FORM OF ORGANIZATION OF A JOINT EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE IN THE CONDITIONS OF RECENT FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION
Educational resources of realization of an emotional and game general range as a form of organization of a joint educational activity in preschool education and in the preparation of children for school are analyzed.
A form of organization of joint activity of both children and adults which promotes creating the situation of emotionally positive immersion in the educational process as well as initiatively positive communication atmosphere is presented by an emotional and game general range, where children can share what they saw or their feelings, experience, joy, expressing their opinions.
An emotional and game general range gives the opportunity for all the members to be equal in a joint activity where the teacher is found not in isolation but together with the children. At the same time the children can see both the teacher and all the rest children what promotes communication.
The teacher is shown to organize and participate equally in a joint activity, whereas the children take a significantly-influential stand of the participants. Emotionally communicative children involvement is important in such kind of activity. Not only the child's readiness and desire to perceive the adult and to accept his offers but showing the interest in interacting with adults and children, his desire to make it last longer and direct it in an organized way is implied by this activity.
The article shows that an emotional and game general range contributes to children's emotionally communicative involvement into a joint activity, sets their mind to educational activity, favors development of independence and initiative of preschool children within the framework of federal state educational standard targets of preschool education.
Key words: preschool education, emotional and game circle, organization forms, joint educational activity, targets, Federal state educational standard of preschool education.
References
1. Ofitsial'nyy portal MO "Gorod Tomsk": baza dannykh soderzhit svedeniya o gruppakh doshkol'nogo obrazovaniya v obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniyakh g. Tomska [MO "City of Tomsk" official portal: the database contains data on groups of preschool education in educational institutions of Tomsk] . (in Russian) . URL: http://www.admm . tomsk ,ru/pgs/1ow (accessed 14 December 2014) (in Russian) .
2 . Federal'nyy sayt Doshkol'noye obrazovaniye: baza dannykh soderzhit statisticheskiye dannye obshchey chislennosti detey Sibirskogo
Federal'nogo okruga [Federal site Preschool education: the database contains statistical data of the total number of children of Siberian Federal district] . (in Russian) . URL: http:// eo . edu . ru/site . htm?content=charts_map&canton=5 (accessed 14 December 2014) (in Russian) .
3 . Kazakov G . M . Predshkolnoye obrazovaniye detey v DOU. Formy organizatsii i primery igrovykh zanyatiy [Preschool education of children in a
preschool educational institution . Organization forms and examples of game activities] . Moscow, Arkti Publ ., 2007 . 204 p . (in Russian) .
4 . Urbanskaya M . V. Obrazovatel'naya sreda kak faktor formirovaniya gotovnosti rebenka k obucheniyu v usloviyakh predshkol'nogo obrazovaniya:
dis... kand . ped . nauk [The educational environment as a factor of formation of the child's readiness for training in the conditions of preschool education . Dissertation of cand . of ped . sci .] . St. Petersburg, 2010 . 211 p . (in Russian) .
5 . Buravleva N . A ., Gritskevich N . K . Lichnostnoye razvitiye doshkol'nikov, shkol'nikov v usloviyakh realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo
obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the federal state educational standard of the new] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 1 (142), pp . 21-26 (in Russian) .
6 . Prozumentova G . N . Pedagogika sovmestnoy deyatelnosti: smyslovye konteksty i obrazovatelnaya real'nost [Pedagogics of a joint activity:
semantic contexts and educational reality] Shkola sovmestnoy deyatel'nosti: razrabotka obrazovatelnykh programm v razvivayushcheysya shkole [School of the joint activity: the development of educational programs at the developing school . Ed . by G . N . Prozumentova] . Tomsk, Del'taplan Publ . , 2002 . 4-16 p . (in Russian) .
7 . Prozumentova G . N . Obrazovaniye sub'ekta sovmestnoy deyatel'nosti - problema izmeneniya soderzhaniya obrazovaniya v shkole [Education
of subject of joint activities as the problem of changing the content of education at school] . Shkola sovmestnoy deyatel'nosti: izmeneniye soderzhaniya obrazovaniya v razvivayushcheysya shkole [School of joint activities: content changing of education in developing school . Book 3 . Ed . by G . N . Prozumentova, E . N . Kovalevskaya] . Tomsk, UFO-press Publ ., 2001. P. 136 (in Russian) .
8 . Pozdeeva S . I . Otkrytoe sovmestnoe dejstvie pedagoga i rebenka: soderzhanie, priznaki, rezul'taty [Open joint programme of teacher and child:
content, evidence, results] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no . 4 (119), pp . 198202 (in Russian) .
9 . Pozdeeva S . I . Nachal'naya shkola - prostranstvo sovmestnoy deyatel'nosti [Elementary school - the field of joint activity] . Vestnik Tomskogo
gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2003, no . 2 (34), pp . 58-67 (in Russian) .
10 . Pozdeeva S . I . Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebenka kak obrazovatel'naya innovatsiya [An open joint action of the teacher and
a child as an educational innovation] . Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu: kollektivnaya monografiya [Transition to open educational space: collective monograph . Ed . by G . N . Prozumentova, part 2 . Tipologization of educational innovations] . Tomsk, TSPU Publ . , 2009, pp .213-214 (in Russian) .
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]